Консультации родителей познавательному развитию детей - Оappendicite

Консультации родителей познавательному развитию детей

Консультации родителей познавательному развитию детей

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей»

Воспитатель: Назарова Светлана Алексеевна

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Д.Лессинг.

Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит мыслить? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности, но умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который умеет организовывать своё мышление сам.

Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности. Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

В дошкольном возрасте важно активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление.

Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который знает не только чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда.

Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью, мнение и жизненная позиция которой интересны окружающим; дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему.

Научившись с помощью игры, дети задумываться над своими ежедневными нуждами и анализировать их, а став взрослыми, смогут решать самые серьёзные и глубокие вопросы жизни. Изучение нового должно осуществляться как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.

Особо острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия, которое должно быть значимым для ребёнка. Только в этом случае проблемная ситуация является мощным источником мотивации всей познавательной деятельности детей, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного.

Например, ребёнок задумывается над вопросом: «Почему облака плывут по небу?» Движение в понимании ребёнка связано с ногами, крыльями, движением колёс у транспорта. Облака плывут сами, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы. Таким образом, я вижу следующую схему создания проблемной ситуации:

Находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями).

Осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению).

Ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование).

Находим решение (радость, восторг).

Проверяем решение (удовлетворение или досада в случае неправильного ответа).

Схема одна, но проблемный материал должен быть разнообразный, неоднотипный.

Почему ребёнок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

В ходе творческо-писковой деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.

Регулярное столкновение с творческими задачами, в том числе такими, на которые пока нет ответа, так же необходимы формирующему уму, как витамины – растущему организму.

Многолетний исследовательский опыт показал, что ребёнок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет учиться. У него высокий уровень познавательной активности, развитое воображение.

Консультации родителей познавательному развитию детей

Консультация для родителей

«Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста»

МБДОУ «Детский сад № 105» г. Рязани

Герасимова Оксана Николаевна

Познание этого мира происходит через познание человека. Эти знания должны быть преподнесены ребенку в доступной форме: человек и его жилище (дом), человек и результаты его труда (выращивание овощей, фруктов), человек и растительный мир (уход за комнатными растениями, работа на огороде и в саду), человек и животный мир (забота о животных и их значение в жизни людей).

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Помогайте ребенку как можно больше узнавать, читайте, наблюдайте, обобщайте, сравнивайте от простого к сложному.

Развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как оно развивает детскую любознательность. Пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Чтобы как можно больше получать сведения и качествах предмета, их взаимосвязях, поиграйте в игры «наоборот» (твердый – мягкий, холодный — теплый, сухой – мокрый, день – ночь, высоко – низко и т.д.), о пространственных понятиях: где предмет? (на столе, в коробке, над . . ., под . за. и т.д.).

Нельзя ограничивать познавательное развитие в виде обычного созерцания, а полученные от вас впечатления и знания следует закреплять в чтении сказок, рассказов, песенок, потешек, стихов.

Очень важно, например, при наблюдениях выделять более яркие, характерные особенности животных (у коровы и козы – рога, — а для чего они? Зачем? У петушка – гребешок; у зайчика – длинные уши). Ничто в природе не существует раздельно, просто так. А когда ребенок узнает, он начинает сравнивать, обобщать. А если он затрудняется, помогайте ему разобраться в окружающем мире: на глазах ребенка покажите, как надо ухаживать за животными, растениями, покажите пример бережного отношения к ним: например, растения – они живые, растут, пьют воду, любят свет, тепло, солнце, дышат. Если вы будете хорошо ухаживать за ними, он увидит, как вырастают новые листочки, цветы.

Основными закономерностями развития познавательных способностей ребенка являются: сенсорные, интеллектуальные, творческие. Сенсорными принято называть способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Восприятие – первая ступень познания мира, на его основе строится память, мышление и воображение ребенка. Сенсорные способности – это эталоны цвета, формы, величины.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 — х компонентов:
1. познавательные процессы ( восприятие, внимание, память, воображение, мышление );
2. информация ( опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мир);
3. отношение к миру ( эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира ).

В развитии познавательной деятельности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность. Радость самостоятельных открытий, сопровождает умственные поиски, укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.

Осуществляя руководство необходимо придерживаться следующих

·Создаваемые условия должны провоцировать детей на поиск ответов

на поставленные вопросы, получение дополнительной информации по

·Дети должны самостоятельно определять степень своего участия в

этой деятельности и свободно выбирать из предложенных взрослым

средств и источников познания.

Родителям необходимо стремиться сформировать познавательную активность ребёнка.

·уметь вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности,

·уметь представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

·быть способны к ассоциациям;

·быть креативными, то есть развивать у себя способность превращать

совершаемую деятельность в творческий процесс.

Среди всех познавательных и психических процессов ведущим является мышление. Оно тесным образом связано и сопутствует другим познавательным процессам, определяя и характер, и качество. Значит, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения – это прежде всего активизировать мышление. Добиться этого позволяют методы, которые называют познавательные вопросы детей:

·метод неожиданных решений, основанных на том, что

взрослый предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту детей;

·метод проявления заданий с неопределённым окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

·метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;

·метод «преднамеренных ошибок» (по Ш.А. Амонашвили), когда взрослый избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Организуя познавательную деятельность, важно помнить о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношение, обычно не становятся активным достоянием ребёнка.

Чтобы сохранить и развить интерес детей к получению знаний, то

психологическую инерцию необходимо искоренить.

Большое влияние на поддержание познавательного интереса имеет тип

взаимоотношений с детьми и стиль общения. Если обстановка психологически комфортна, благоприятна. То легче даётся выполнение дела, а недоброжелательность, наоборот, сковывает и парализует. Необходимо выстраивать взаимоотношения с детьми, чтобы они чувствовали себя как полноценный партнёр в условиях сотрудничества.

Таким образом. Познавательная деятельность – это сложное личностное

образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных

факторов: и субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация,

прилежание и. т. д.), и объективных (окружающие условия, приёмы и методы

обучения и воспитания. ). Следовательно, стратегия взрослого, создающего

насыщенную познавательно-развивающую атмосферу, должна заключаться,

прежде всего, в переориентации сознания детей: обучение из каждодневной

принудительной обязанности становится частью общего знакомства с

удивительным окружающим миром. Именно тогда познания и любая

деятельность, связанная с ним, становится человеческой потребностью в

постоянном самообразовании и самосовершенствовании. Только в случае учёта всех моментов, взаимодействия детского сада и семьи перспективы дальнейшего развития детей, несомненно, будут иметь положительную динамику.

Консультации родителей познавательному развитию детей

Консультация для родителей «Экспериментально-исследовательская деятельность детей»

В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

В ходе опыта дети высказывают свои предложения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия. Проведение опытов, наблюдений помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения.

Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?), практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о мире.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка.

  1. В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка?
  2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок?
  3. Бывает ли так, что начатое в детском саду исследование ребенок продолжает дома? Если да, то, как часто? (Часто, редко, всегда, никогда).
  4. Какое участие вы принимаете в исследовательской деятельности ребенка?
  5. Делится ли ребенок с вами результатами исследований (своими открытиями

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЁНКА»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

Следуйте совету В.А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей.

  • Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
  • Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
  • Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.
  • Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

  • Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
  • Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
  • Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
  • С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Консультация для родителей «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста летом». Автор: Витус Я.В.

Консультация для родителей.

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста летом».

Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Обучение и игра — это абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве. Игра всегда обучает! А при умелом педагогическом руководстве и продуманной организации — обучает прекрасно!

Для осуществления полноценного обучения и воспитания дошкольников необходимо развитие познавательных процессов. На развитие познавательных, или интеллектуальных способностей влияет восприятие, память и внимание. Развитие познавательных процессов у детей необходимы для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития. Но это должно быть совместной заботой воспитателей и родителей.

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Восприятия бывают простые, сложные, а также специальные. К специальным видам относятся восприятие пространства, времени, движения. К более простым видам относятся восприятия величины, формы предметов, их цвета. Восприятие ребёнка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. В предметах они замечают не главные признаки, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Лучшие результаты развития происходят через сенсорное восприятие. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета – спектральная гамма цветов и др.

Игры для развития восприятия.

Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ» Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4—6-летнего возраста. Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.

Ребёнок должен определить на ощупь предметы, которые находятся внутри.

Для развития восприятия детей 4—6 лет можно предложить следующие задания:

Игра «СДЕЛАЙ ТАК» По образцу построить такое же строение.

Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим. Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.

Игра «ЗАШИВАЕМ КОВЕР». На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

Игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ» Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

Память является одним из основных свойств личности. Развитие познавательных способностей дошкольников противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклонится от первоначального текста, то ребёнок тотчас же поправит его, напомнит пропущенную деталь. Но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с наглядно – образной памятью в дошкольный период возникает и развивается память словесно- логическая. Задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти у детей. Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок. Стихотворения выбираются сюжетного характера. Взрослый обязательно должен задавать вопросы ребёнку.

Следует читать и пересказывать как можно больше русских народных сказок: «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Смоляной бочок» и др. Читать сказку нужно неоднократно. Читая и разучивая с ребёнком стихотворения русских писателей о природе, необходимо знакомить ребёнка с временами года. Ребёнок должен хорошо усвоить, что зиму всегда сменяет весна, весну – лето, лето – осень, а осень – зима. Обязательно нужно говорить с ребёнком о том, что происходит в природе зимой (стихотворения Дрожжина, Пушкина), весной (стихотворения Фета, Плещеева), летом и осенью (стихотворения Майкова). Также можно заучивать отрывки стихотворений К.Чуковского: «Телефон», «Краденое солнце», «Мойдодыр»; А.Пушкина: «У лукоморья дуб зелёный»; С.Михалкова: «А что у вас?», С.Маршака «Пожар», «Багаж», В.Маяковского: «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др. Обязательно читайте и постарайтесь запомнить отрывки из произведений К.Чуковского «Айболит», «Федорино горе», «Тараканище», «Путаница». Для пересказа можно использовать рассказы Е.Чарушина. В дальнейшем используя элементы строения сказки, можно попробовать с ребёнком сочинить собственную сказку.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание. Учёные-психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, чем раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Игры на развитие внимания.

Игра «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ».

Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету.

Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Игра «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?»

Рекомендуется для развития зрительной памяти детей.

Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»

Игру можно усложнить:а) увеличить количество игрушек;б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Игра «РИСУЕМ ПО ПАМЯТИ УЗОРЫ»

Игра направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.

Игра «ЗАПОМИНАЕМ ВМЕСТЕ»

Для организации работы с ребенком вам потребуются карточки с геометрическими фигурами. Время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.

А также для развития слуховой памяти можно проводить игру: «КАСКАД СЛОВ». Ребенку зачитываются 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак. Ребёнок должен воспроизвести не менее 5-6 слов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector