Коррекция агрессивного поведения младших школьников упражнения - Оappendicite

Коррекция агрессивного поведения младших школьников упражнения

Коррекция агрессивного поведения младших школьников упражнения

Упражнения для коррекции агрессивного поведения. Агрессивность

Упражнения для коррекции агрессивного поведения.

Агрессивность – это степень присутствия агрессии в поведении ребенка. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от полного отсутствия до ее предельного развития. .Возможно, незначительная выраженность деструктивного компонента человеческой активности является необходимой в сознательной личности, т.к., потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению, преодолению того, что противодействует этому процессу. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию.

Агрессия — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения ( одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам ( негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т. п.)

Агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое — то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности в агрессии.

Характерологические особенности агрессивных детей

Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.

1. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе..

2. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

3. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.

4. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.

5. В случае намеренной агрессии ( нападение, порча имущества и т. п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.

6. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.

7. 7. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.

8. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.

9. 9. Слабо развит контроль над своими эмоциями.

10. 10. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.

11. 11.Боятся непредсказуемости в поведении родителей.

12. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

13. 13.Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

14. 14.Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Особенности семей агрессивных детей.

1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.

2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.

4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.

5. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, — это:

ü Физические наказания;

ü Лишение привилегий;

ü Введение ограничений и отсутствие поощрений;

ü Частые изоляции детей;

ü Сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.

Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или другого метода наказания.

6. Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.

Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.

1. Комкать и рвать бумагу.

2. Бить подушку или боксерскую грушу.

3. Топать ногами.

4. Громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана.

5. Пинать ногой подушку или консервную банку (из — под «Пепси» и т. п.).

6. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить.

7. Втирать пластилин в картонку или бумагу.

8. Использовать водяной пистолет, батут (в домашних условиях).

Упражнение — «вместе можно больше».

Каждый участник произвольно выбирает себе место. Стоят прямо, пятки вместе, носки врозь. Нужно, не отрывая ног от пола, производить накло­ны в различных направлениях. Каждый проверяет, как далеко он может наклониться, не упав при этом. Затем участники садятся в определенном месте. Ведущий предлагает обсудить это предложе­ние. Он может помогать, задавая вопросы. Например, ты можешь описать, что ты чувствовал, выполняя это упражнение? После дискуссии дети разбиваются на пары и пытаются повторить упражне­ние, подбадривая и поддерживая, друг друга. Закончив упражнение, дети обсуждают его. Обсуждение можно направлять, например, воп­росами «В каком случае тебе удалось наклониться дальше? Почему? Что ты чувствовал, когда рядом с тобой друг? Ты можешь сравнить свои впечатления от первого и второго упражнения? Что ты хочешь сказать своему партнеру, поблагодарить, оценить его помощь и т. п. Ведущий должен участвовать в игре, чтобы затем активно моделировать высказывания ребят в дискуссии.

Участники получают от веду­щего карточки, на которых написано, что следует изображать. За­тем каждый показывает свою сценку — пантомиму. Примерные темы сценок — «у меня болит зуб», «мне грустно», «я потерял деньги», » как приятно помечтать».

Дети получают карточки по числу участников занятия. На каждой карточке написаны два неоконченных предложения — «Я ценю в тебе. » и «Мне нравится, как ты. «

Ребята по собственному усмотрению заканчивают предложения и вручают адресату.

Если адресаты и отправители хотят, в конце можно прочесть письма вслух. Ведущий также принимает активное участие в игре, высказывает свое мнение и предлагает другим сделать то же самое.

Перед началом игры можно сделать вступление «У каждого человека есть положительные черты, но говорить о них и выявлять их гораздо трудней, чем критиковать и насмехаться.» Ведущий выражает надежду, что нам удастся найти положительные черты своих друзей и сообщить им об этом.

Игра — «Что люди чувствуют».

Беседа в кругу. Ведущий задает вопрос «Какие переживания, чувства бывают у людей?», предлагает участникам ответить и записывает их высказывания на доске в первом лице единственного числа, например, я сержусь, боюсь, чувствую симпатию, я доволен, жду с нетерпением и т. п. Потом каждый участник заканчивает начатое таким образом предло­жение и выбирает следующего выступающего и чувство, о котором он должен говорить. Следует сохранять темп игры и следить за тем, чтобы высказывания не комментировались.

Игра «Что это значит?».

Ведущий демонстрирует таблицу с написанными названиями чувств.

удовольствие неудовольствие злость

усталость удивление стыд

радость облегчение гнев

нетерпение изумление огорчение

Затем просит участников объяснить, как они понимают слова, обозначающие чувства. После беседы предлагает изобразить одно из чувств /по выбору ребенка/ в статической позе /»памятник»/ или в движении. Ведущий вместе с остальными детьми старается отгадать, какое чувство изображено.

Участники сидят на стульях в кругу. Один участник, находясь в центре, пытается занять свободное место. Задание усложняется тем, что все постоянно перемещаются на одно место вправо. Если кто-то зазевается, его место занимают и «растяпа» входит в центр круга

Игра «Как часто я испытываю. «.

Участники произвольно рассаживаются, получают листки следующего содержания:

«Как часто я испытываю

Участники заполняют таблицу, ставя крестики в соответству­ющей графе. Ведущий начинает разговор о том, насколько трудным было выполнение задания; в ходе беседы стремится выяснить, как определить и идентифицировать (распознать) чувство. С согласия участников собирает листочки. Предлагает участникам в ближайшее время понаблюдать за собой и своими чувствами. Участники выбирают, за какими чувствами они хотят наблюдать. Для упрощения задачи ведущий предлагает носить в /одном/ кармане несколько монеток и при фиксировании какого-либо чувства перекладывать 1 монетку в другой карман. Вечером количество монеток проверяется и записывается.

Ведущий начинает разговор, например, «в жизни каждого человека возникают ситуации, которые его нервируют, раздражают, злят так сильно, что ему хочется ко­го-нибудь обругать или ударить. Например, я больше всего злюсь, когда. /дополнить примером из собственного опыта/. Бывают ли у вас такие ситуации дома, в школе, во дворе, в интернате? Мы можем об этом поговорить?» Ведущий поощряет высказывания участ­ников, записывая приведенные ситуации. Следует одновременно следить за тем, чтобы дети не формулировали оценок, критических замечаний, комментариев и т. д. Принимается и записывается каж­дое слово.

Ведущий каждому из участников пристегивает на спину бумажки, на которых написаны имена известных
литературных персонажей, сказочных и настоящих героев, /например, Шерлок Холмс, Наполеон и др./. Ребята, прохаживаясь по комнате, пытаются отгадать кто они. Они могут задавать
вопросы своим товарищам. Отгадавший пристегивает себе бумажку
спереди. Однако дальше участвует в игре, помогая участникам.

Ведущий напоминает свою просьбу,
с которой он обратился на предыдущих занятиях. Беседуя на тему
подготовленных участниками пословиц, предлагает импровизированное представление их содержания в форме пантомимы, с помощью
слов либо символического рисунка. Остальные пытаются отгадать
содержание импровизации.

Пример: «Невестке по отместку», «Поднявший меч, от меча погибает». «Начиная дело, о конце помышляй». «Не делай другому того, чего себе не желаешь», «Кто другому яму роет, тот сам в нее попадает». Если у ребят нет идей, ведущий может вручить им бумажки с пословицами. Потом мальчики в группах рисуют плакаты с пословицами, которые будут использованы в следующих занятиях.

Игра — «кто начал?»

Один из участников выходит из ком­наты. По сигналу ведущего один мальчик делает определенное дви­жение /например, взмах руками/, а остальные копируют его, нез­начительно изменив это движение. Одновременно притворяются, что они на него не смотрят. Человек, который выходил из комнаты, должен догадаться, кто начал.

Игра — «сетка безопасности».

Группа становится в оче­редь. Два участника становятся напротив очереди — они играют роль сетки безопасности. Поочередно участники, стоящие в ряду, бистро или медленно — по своему усмотрению — идут с закрытыми глазами в сторону «сетки». Заданием «сетки» является перехва­тить приближающегося до того, как он столкнется со стенкой.

Участники разбиваются на 2 команды. Каждая из них получает тему импровизации — «придирка на улице», а также «ссора». Задание состоит в импровизации ситу­ации па определенную тему, в которую участники в обязательном порядке должны включить предложения, написанные на листке, ко­торый получили от ведущего.

Примеры предложения: «слишком быстро теряю терпение», «ин­тересно, сумею ли я владеть, собой», «хочу поступить благора­зумно», либо «задумываюсь — что же предпринять?». Ведущий дает время из сочинение фабулы. Затем, группы представляют свои сценки. Разбор инсценировки. Раунд: «моя проблема это…»

Разговор в кругу.

Ведущий учитывает прежние контакты, стремясь, чтобы участники в результате разговора сформулировали свою проблему и выразили желание изменить свое поведение. Вот пример выступления: «Из наших разговоров я поняла, что довольно часто у вас случаются такие ситуации, в которых вы ведете себя агрессивно по отношению к своим товарищам, родителям, учителям. Я правильно поняла? Спрашиваем по кругу — ответы положительные или отрицательные, а также указывающие на частоту таких ситуа­ций. Затем ведущий продолжает: «Видно по всему, что в этих си­туациях вам сопутствует волнение, злость, раздражение, гнев. Это правда?». Раунд — ответы. Ведущий: «Мне интересно: в этой ситуации вы довольны собой или переживаете. Кто-то может что-то на эту тему сказать?»‘. Спрашиваем по кругу или ведем разговор с желающими выступить и сформулировать индивидуальным образом свою проблему, например: «хочу изменить поведение, но не могу подавить свой гнев, злость или раздражение». В дальнейшем веду­щий определяет, есть ли у кого-то подобные проблемы. Участники записывают свою проблему на листке бумаги.

Агрессивное поведение подростков: 6 упражнений для коррекции

Упражнения могут быть использованы как психологами, так и педагогами во время внеклассных занятий с подростками.

Упражнения могут быть использованы как психологами, так и педагогами во время внеклассных занятий с подростками.

Ведущий предлагает вместе подумать и обсудить, по каким признакам мы можем отличить агрессивного человека?

  • Как он выглядит?
  • Как и что он говорит?
  • Как ведет себя в разговоре?
  • Какое у него поведение?

Коррекция агрессивного поведения подростков

Упражнение «ПОРТРЕТ АГРЕССИВНОГО ЧЕЛОВЕКА»

Ребята называют признаки агрессивного человека: агрессивный человек обычно смотрит свысока, злобно, нападает, угрожает, громко говорит, может размахивать руками, ведет себя грубо, нахально, недоброжелательно и т.д.

Ведущий. Психологами разработаны критерии определения агрессивности.

Критерии агрессивности подростка:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (сверстников и взрослых), которые нередко раздражают его.

Затем ведущий предлагает провести игру.

«ЭТЮДЫ»

Одному из участников предлагается выполнять любые НЕ агрессивные действия (он встает, кладет ногу на ногу, улыбается, подмигивает).

Другой участник должен прокомментировать действия первого участника с позиции агрессивного человека («Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул», «Ты улыбаешься, потому что хочешь сказать про меня какую-нибудь гадость» и т.д.).

Остальные участники могут предлагать свои комментарии.

После проведения игры идет обсуждение:

— Может человек в состоянии агрессии правильно оценивать ситуацию?

— Являются действия агрессивного человека конструктивными или деструктивными?

— Может ли приводить агрессивное поведение к конфликту? Ведущий делает выводы о том, что человек в состоянии агрессии не может оценить ситуацию объективно, такое поведение очень часто приводит к конфликтам, что существуют другие способы поведения, способствующие правильной оценке ситуаций и разрешению конфликтов.

УПРАЖНЕНИЕ «ЛОЗУНГ ПРОТИВ АГРЕССИВНОСТИ»

Каждому участнику предлагается нарисовать свой лозунг против агрессивности, на основе выработанного каждым для себя на предыдущем занятии понимании агрессивности. Процесс рисования длится 7 -10 минут. После этого все рисунки рассматриваются и обсуждаются.

Далее участникам предлагается разбиться на группы по признаку сходства рисунков. Важно, чтобы каждый сделал самостоятельный выбор в пользу той или иной группы. Заключительный этап – презентация лозунгов каждой группы.

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНАЯ ЛАВКА»

Ведущий просит участников представить, что существует лавка, в которой продаются весьма необычные вещи: терпение, чувство юмора, доверие, сопереживание и т.п.

В роли продавца выступает ведущий, он предлагает первому участнику приобрести какое-либо качество, составляющее неагрессивную личность, например, терпение.

Прежде, чем обменять ее на что-то из агрессивных качеств, продавец спрашивает, зачем покупателю терпение, как много его ему нужно, в каких ситуациях необходимо им воспользоваться и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ «НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Подросткам предлагается по кругу продолжить неоконченные предложения:

— Я терпеть не могу, когда…
— Я агрессивный в школе, когда…
— Когда я злюсь…
— Успокоиться мне помогает…

УПРАЖНЕНИЕ «ДОВОЛЬНЫЙ-СЕРДИТЫЙ»

Цель: дать подросткам возможность понять, что они в состоянии играть свои эмоции, а значит и контролировать их.

Участники сидят в общем кругу.

Ведущий дает инструкцию:

— Закрой глаза и задумайся о том, что ты делаешь, когда ты доволен, и что ты делаешь, когда ты сердит.

Сначала представь себе, что ты доволен. Что ты тогда делаешь? Где ты находишься при этом? Кто находится рядом с тобой? Как ты чувствуешь себя в таких случаях? Где в своем теле ты ощущаешь, что ты доволен?

— Теперь представь себе, что ты рассержен. Что ты делаешь? Где ты находишься? Кто рядом с тобой? Где в своем теле ты ощущаешь, что ты рассержен?

— Теперь подумай, в каком состоянии ты бываешь чаще. Выбери сейчас одно из чувств — то, которое ты испытываешь чаще.

— Теперь закрой глаза. Начни ходить по комнате и выражай то чувство, в котором ты пребываешь всеми возможными способами. Дыши гневно или довольно, двигайся в соответствии с этим настроением, издавай какие-либо звуки, соответствуй этому чувству.

— А сейчас, пожалуйста, замри в тишине и медленно превращайся в противоположное чувство. Если ты был сердитым, то стань довольным. Теперь веди себя подобно новому чувству.

Обрати внимание на то, что меняется в твоем теле при перемене чувства. Может, это дыхание, может, что-то происходит с глазами.

Снова остановись и замри в тишине.

Теперь веди себя так, как тебе захочется, подумай, как бы ты назвал это чувство. Теперь медленно останавливайся, открывай глаза и садись в круг.

Анализ упражнения:

• Какое чувство тебе было выразить сложнее?
• Как происходила смена одного чувства другим?
• Какое из чувств тебе понравилось больше и что тебе понравилось в нем?
• Тебе удалось изменить свои чувства? опубликовано econet.ru .

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Методика снижения агрессивности детей младшего школьного возраста

Методика снижения уровня агрессивности детей младшего школьного возраста была разработана с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей младшего школьного возраста. Поскольку методика применялась в 4 классе, основной возраст контингента детей составлял 10-11 лет. Дети 10-11 лет отличаются негативизмом, отрицанием авторитета взрослого человека и дисгармоничностью в строении личности. Поскольку возраст 10-11 лет предшествует половому созреванию, многие дети не готовы к изменению своего тела, что является причиной стеснения и замкнутости. В этот период происходит гормональная перестройка организма, заметное ухудшение условно-рефлекторной деятельности, увеличиваются вегетативные изменения при нагрузках, наступает быстрое утомление, а так же неуравновешенность эмоциональных реакций и поведения. У данной категории детей, нервная система имеет высокую возбудимость и слабое торможение, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре головного мозга и недостаточной координацией движений. При организации занятий с младшими школьниками следует помнить, что важно строго дозировать нагрузку, так как дети данной категории обладают недостаточно развитым ощущением усталости. В младшем школьном возрасте уже возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы, усиливаются процессы внутреннего торможения и произвольного внимания, появляется способность к освоению сложных программ деятельности, формируются характерные индивидуально-типологические особенности. Поскольку личность как целостное явление формируется в деятельности, то и изучать школьника целесообразно главным образом в ходе участия его в той или иной деятельности. При этом, важным условием является безграничное наблюдение за ребенком в процессе учебной деятельности и общественной. Дело в том, что один и тот же ребенок чаще всего приобретает и проявляет в разных видах деятельности и в разных коллективах не только иные навыки и умения, но и иной уровень творчества, иной социальный опыт, иные ценностные ориентации, занимает иную социальную позицию.

Разработанная методика дает целостное представление о личности ребенка, позволяет наблюдать изменения, которые происходят в процессе учебной или общественной деятельности, представляет личность школьника как явлении динамическом, а не статическом.

Обучение детей и прививание навыков самостоятельной работы с использованием творческого потенциала, а так же закрепление и повторение ранее изученного материала — стало основой нашей работой. При проведении мероприятий после основной учебной нагрузки, были установлены перерывы для отдыха детей. Разработанная нами методика снижения уровня агрессивности младших школьников проводилась поэтапно. В ходе формирующего педагогического эксперимента наша работа реализовывалась в трех направлениях: общение с учащимися, взаимодействие с родителями, работа с педагогами. Формирование мотивационных установок не только у детей с агрессивным поведением, но и всего класса стало нашей первой задачей. Создание ситуации рефлексии стало нашим последующим этапом работы. И на третьем этапе обеспечивалось интеграция знаний и навыков.

Содержание экспериментальной работы было разработано с учетом возрастных, индивидуально-личностных особенностей младших школьников и уровня их социального статуса в групп.

В ходе экспериментальной работы по коррекции агрессивного поведения мы использовали как специфические, так и неспецифические способы взаимодействия с обучающимися.

Из группы неспецифических методов нами использовались упражнения игрового и релаксационного характера.

Релаксационные упражнения проводились как на уроке, так и в перемены и подразумевали «мысленные путешествия», направленные на снижение внутренней напряженности и гиперактивности.

Кроме этого в работе с младшими школьниками старались придерживаться следующих правил:

— не фиксировали внимание на нежелательном поведении (регулярные запреты и повышение голоса приводят к росту агрессии);

— старались реагировать на позитивные даже самые минимальные изменения в поведении, что стимулировало обучающихся к их повторению;

— при анализе поведения старались обсуждать лишь конкретные факты — то, что произошло «здесь и сейчас», а не «вчера»;

— обсуждение с ребёнком старались проводить наедине (публичное осуждение — это самое страшного для ребенка младшего школьного возраста).

Нами в ходе эксперимента были использованы и специфические методы работы: психогимнастические упражнения, музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия.

Психогимнастика – совокупность специальных упражнений, основанных на двигательной экспрессии, мимике и пантомимике.

Упражнения психогимнастики мы использовали, чтобы ребенок осознал взаимосвязь между мыслями, чувствами и поведением и захотел научиться управлять ею.

Упражнения психогимнастики применялись нами для преодоления барьеров в общении, развития эмпатии, для осознания своих чувств и эмоций, для выработки умений выражать свои чувства и для снижения эмоционального напряжения.

Музыкотерапия – это метод психологической коррекции, подразумевающий использование музыкальных произведений и инструментов, направленный на эмоциональную разрядку, регуляцию эмоционального состояния, усвоение новых способов выражения своих чувств и эмоций.

Для реализации метода нами был осуществлён подбор мелодий, оказывающих положительное влияние на психику, и улучшающих эмоциональное состояние младших школьников. При этом быстрые и веселые композиции использовались нами для повышения настроения и активизации внимания ребенка; танцевальные композиции использовали в качестве физкультминуток для снятия усталости на занятиях; спокойную музыку применяли для снижения тревожности и напряжения.

Арт-терапия – способ выражения эмоций через изобразительную или творческую деятельность.

На уроках с младшими школьниками мы использовали творческие задания, связанные с изобразительным искусством, лепкой из пластилина, сочинительством.

Подобные занятия не только удовлетворяли потребность ребят в самовыражении и в творческой самореализации, но и способствовали снижению агрессии и обретении гармонии в себе.

Особым блоком в нашей методике значился метод игротерапии. Игра –идеальное средство для улучшения эмоционального состояния ребенка, для формирования его «Я-концепции», снижения страхов, стресса и тревог и.т.д..

Основной целью игровых упражнений являлось научить детей младшего школьного возраста выражению своих переживаний, чувств и эмоций.

Чаще всего нами использовались сюжетноролевые игры. Важным условием использования таких игр является способность ребенка вживаться в образ. В таких играх мы моделировали новый опыт поведения в стрессовых ситуациях.

К характеристикам нашей методики следует отнести:

Наличие двух основных направлений работы:

— обучение приемлемым способам выражения гнева;

— обучение приемам саморегуляции и навыкам общения в конфликтных ситуациях.

Задачами методической работы являются:

— возникновение доверия в группе;

— обучение невербальным методам общения;

— обучение способам самоконтроля;

— обучение способам выражения гнева в конструктивной форме;

— снятие эмоционального, мышечного напряжения и агрессии;

— развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног;

— развитие навыков поведения в ситуации конфликтного общения;

— развитие навыков неконфликтного поведения в различных ситуациях.

Каждое занятиевключает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основную часть. В конце каждого занятия обязательно проводиться обратная связь.

Кроме этого ряд мероприятий осуществлялся нами во внеурочное время. Эти мероприятия представлены в таблице 3

Таблица 3. – Внеурочные мероприятия по коррекции агрессивного поведения у младших школьников

Программа психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников

Блескина О.В.. педагог-психолог

Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, проявляющих агрессию в повседневной жизни, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.

Особенно важным изучение агрессивности является в младшем возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры. Агрессивное поведение встречается у большинства детей. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми.

Актуальность этой программы заключается в том, что учащимся предлагается своевременная коррекция агрессивного поведения на этапе поступления в школу и при необходимости во время обучения в начальных классах.

В соответствии с темой программы выдвинута следующая гипотеза: разработанная программа коррекционных занятий сможет снизить уровень агрессии у детей 6-10 лет, посещавших занятия, будет способствовать развитию эмоционально-личностной сферы младших школьников.

Цель программы: коррекция агрессивного поведения у детей 6-10 лет.

Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:

1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивных детей.

4. Формирование позитивных качеств личности детей.

Методы исследования:

— теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;

— эмпирическое исследование возможностей диагностики и коррекции агрессивного поведения у дошкольников с использованием наблюдения, беседы, анкетирования, опросов, проективных методик;

— содержательная интерпретация и количественный анализ результатов.

Объект программы:поведение учащихся начальных классов.

Предмет программы: проявления агрессивности в поведении младших школьников.

Практическая значимость – научно-теоретические и эмпирические материалы программы, диагностический и коррекционный инструментарий позволят психологам, приобрести знания об основных формах агрессивных проявлений в поведении младших школьников; программа коррекции агрессивности у школьников 6-10 лет, позволяет оптимизировать межличностные отношения в группе и предназначена для оказания психологической помощи агрессивным детям.

Теоретико-методологическую основу исследованиясоставили фундаментальные положения общей психологии и психологии личности (А.Г, Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский), педагогической и возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин), результаты современных исследований отечественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, C.Мухина, Э.Эриксон и др.), принципы анализа детского развития (Л.Ф. Обухова).

В работе принимается понимание агрессии как индивидуального или коллективного поведения, действия, направленного на нанесение физического или психологического вреда, ущерба объектам нападения. Агрессивность понимается как относительно устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивному нападению.

Методы исследования агрессивности
у детей младшего школьного возраста

Проведение программы по коррекции агрессивного поведения начинается с того, что в классах проходит диагностика детей на признак агрессивности. Первая анкета направлена на выявление агрессивных детей в классе методом опроса учащихся класса психологом. Приложение 1

Вторая анкета “ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка”, заполняется учителем, работающим в классе. Приложение 2

И третий опросник “Агрессивность ребенка глазами взрослого” дается родителям учащихся, набравших большое количество баллов по двум первым анкетам. Приложение 3

Также проводится содержательная интерпретация результатов проективной методики исследования эмоционально- личностной сферы “Рисунок несуществующего животного”.

В группу отбираются дети, которые набрали большое количество баллов в результате количественного анализа результатов по трем диагностическим анкетам.

Структура программы

Коррекционная работа с агрессивными детьми включает в себя 4 блока, отраженные в задачах программы.

1 блок. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

1. Научить детей вербализовывать свои мысли и чувств.

2. Снизить эмоциональное напряжение.

3. Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.

4. Развить способности выразить свое эмоциональное состояние.

2 блок. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

1. Тренировать психомоторные функции.

2. Учить навыкам релаксации.

3. Учить навыкам самоконтроля.

4. Снизить эмоциональное напряжение.

5. Создать положительное эмоциональное настроение.

6. Развивать самосознание.

3 блок. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

1. Прививать новые формы поведения.

2. Учить самостоятельно принимать верные решения.

3. Учить распознавать эмоции по внешним сигналам.

4. Формировать адекватные формы поведения.

5. Работать над выразительностью движений.

4 блок. Формирование и развитие позитивных качества личности детей.

1. Формировать одобренные в обществе моральные представления.

2. Учить осознавать свое поведение.

3. Учить регулировать поведение в коллективе в соответствии с нормами и правилами принятыми в коллективе.

4. Формировать адекватные формы поведения.

5. Формировать у детей такие качества, как эмпатия, доверие к людям, сочувствие, сопереживание.

Тематическое планирование занятий
с детьми младшего школьного возраста
по коррекции агрессивного поведения

Принципы проведения

Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования, где есть игрушки. Все участники группы обеспечиваются раздаточным дидактическим материалом. Занятия проводятся за круглым столом или на игровой дорожке, в зависимости от упражнения. Для проведения подвижных игр и упражнений необходимо свободное пространство. Желательно, чтобы дети были одного возраста

Оборудование

Круглый стол, мягкий мяч, магнитофон, аудиокассеты, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.), мягкие игрушки — манекены для ролевых игр, реквизит для игр и этюдов, ароматизаторы, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, восковые и пастельные мелки, пластилин, небольшие сувениры для поощрений, награждений. большой зонт,пластиковая бутылка с мелкими отверстиями в пробке,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector