Коррекционно развивающая работа с детьми с овз - Оappendicite

Коррекционно развивающая работа с детьми с овз

Коррекционно развивающая работа с детьми с овз

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.

Основные принципы и задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Инклюзивное обучение основывается на специальных дидактических принципах, которые необходимо соблюдать при планировании и организации уроков. Принцип – руководящая идея, основное правило деятельности. 1. Принцип педагогического оптимизма. Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети. Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготскогоо «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно которой развитие человека застывает как бы на достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться. 2. Принцип ранней педагогической помощи. Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно- педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей. 3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. 4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человекасоциокультурной среде.5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения. 6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. В специальном образовании распространена коллективная предметно- практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами»,«подгруппами»), которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении. 7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированногоподхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития. 8. Принцип необходимости специального педагогического руководства. Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка и требует постоянного и терпеливого руководства со стороны педагогов. Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного стандарта.

Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи. К ним относятся: 1. Преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимание (какой вид внимания для данного ребенка является более приемлемым). 2. Коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения; 3. Увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти (определение ведущего вида памяти). 4. Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук. 5. Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря. 6. Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной критики.

2. Коррекционно-развивающая работа включает: — реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-психолого- педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития; — выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями; — организацию и проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно- развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом развитии; — коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер; — формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; — развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.

Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей в обучении для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

Срок реализации программы – 1 года

Количество часов в год – 68 ч.

Педагог, реализующий программу:
Игнатова Инна Анатольевна

Планируемые результаты освоения учащимися адаптированных образовательных программ начального общего образования……….

Проблема нарушений письменной и устной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство для дальнейшего получения знаний учащихся. Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса для учащихся с ОВЗ – это принцип коррекционно-развивающей направленности обучения. Он предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.

Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей в обучении обеспечивает решение задач ФГОС начального образования и разработана с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ. Программа носит практическую направленность и представляет комплексную помощь в развитии познавательной деятельности учащихся, имеющих трудности в обучении:

— обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении программного материала и коррекцию недостатков в развитии неуспешных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения;

— способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Цель программы : повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала, формирование личности школьника, развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности .

своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными как с ограниченными возможностями здоровья, так и иными причинами;

создание положительной атмосферы в процессе совместной деятельности учителя и ребенка;

осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ и неуспевающим с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии), ориентация на «зону ближайшего развития»;

опора на жизненный опыт учащихся;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья, неуспевающим, по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы «Преодоление трудностей в обучении» определяют следующие принципы:

соблюдение интересов ребёнка . Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;

— принцип научности полагает наличие понятий о методах и приемах изучения ребенка дифференциальной диагностики нарушений его развития, определения основной направленности и необходимых условий коррекционно-педагогической работы;

— принцип доступности, последовательности и систематичности предполагает плавное и доступное для ученика наращивании сложности упражнений, руководствуясь правилами от простого к более сложному, от легкого к более трудному, от известного и прочно усвоенного к новому;

— принцип индивидуального подхода полагает наличие понятий: о полезности и комфортности условий групповой работы для всех детей и каждого учащего в отдельности. А также о подборе посильных заданий для каждого ребенка на занятии; о мерах поощрения его к активной работе, о побуждении и развитии природных способностей и дарований.

-принцип сознательности и активности полагает наличие понятий: о развитии у ребенка мотивов заинтересованности в развивающих занятиях и побуждении к самостоятельным действиям. Формирует у учащихся навыки самоконтроля и готовности прилагать волевые усилия для выполнения заданий и упражнений.

-принцип наглядности предполагает использование специфических и вспомогательных средств обучения, направленных на преодоление трудностей в усвоении основной ООП.

-принцип целостности предполагает единство данной программы с программами по русскому языку и чтению в начальных классах.

— принцип непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Программа включает в себя направления , которые отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление пробелов в знаниях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого- педагогической помощи;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении программного материала, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся;

консультативная работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, обеспечивает непрерывность сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

На данном этапе разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами. Учитель устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях.

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

  • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
  • поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
  • составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
  • составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
  • контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе;
  • формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
  • ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.);
  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.

Одним из условий успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ.

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

  • создание условий для развития сохранных функций;
  • формирование положительной мотивации к обучению;
  • повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  • коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
  • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.

1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач .

2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:

Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).

Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

3 . Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

4. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере выявления педагогом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении во внеурочное время. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы индивидуальных и групповых занятий ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей обучающихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы.

По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения.

Педагогическая коррекция обучающихся с ОВЗ

Коррекционно развивающая работа с детьми с овз

«Нетрадиционный метод коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ»

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И.П. Павлов

Согласно научным источникам, дети с ограниченны возможностями здоровья (ОВЗ) отличаются от других некоторыми ограничениями в процессе жизнедеятельности. Такой ребенок обладает психическими, физическими или сенсорными нарушениями в развитии, что становиться причиной отсутствия способности к выполнению базовых обязанностей.

Отличить здорового ребенка от детей с ОВЗ можно с помощью характерных признаков. Некоторые из них не заметны на первый взгляд, но дети с ограниченными возможностями здоровья страдают от врожденных или приобретенных дефектов в развитии. Таким детям необходим особый подход в воспитании и обучении.

В своей практике, мы используем крышки из- под йогурта, как один из нетрадиционных методов коррекционно – развивающей работы.

Работа с «Чудо — крышками» радует детей великолепием ярких красок, вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. А если задания еще и доступны по возрасту и возможностям ребенка, тогда поставленная цель и задачи осуществляются в полном объеме.

Цель:

Преодоление речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья воспитанников с ОВЗ, посредствам использования нетрадиционных методов коррекционно – развивающей работы.

Задачи:

  1. формировать и закреплять правильный захват крышки;
  2. упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка;
  3. упражнять в ориентировке на плоскости листа;
  4. работать над дифференциацией цветов;
  5. упражнять в счете;
  6. обогащать словарный запас;
  7. развивать фразовую речь;
  8. формировать и закреплять правильный образ буквы;
  9. закреплять и совершенствовать навыки звукопроизношения.

Проекция кисти руки в головном мозге расположена близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что ребенок, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребёнок непроизвольно высовывает язык. Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика — это основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов, таких как внимание, память, восприятие, мышление, речь.

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой, и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и не традиционных игровых приемов и методов в логопедической работе. Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой, и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и не традиционных игровых приемов и методов в логопедической работе.

1. Использование «Чудо – крышек» для развития мелкой моторики.

1. Пальчиковые шаги с проговариванием стихотворного текста.

«Пальчиковые шаги» — упражнения направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук.

Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

2. Повтори по образцу — данное упражнение способствует развитию мелкой моторики, зрительному восприятию, сенсорики.

3. Использование крышек, как конструктор — способствует развитию воображения, мышления, внимания.

4. Выложить по контуру — упражнение, направленное на развитие пространственное мышление, зрительную память.

2. Использование «Чудо – крышек» для развития речевого дыхания.

Приступая к развитию звукопроизношения, у ребенка необходимо прежде всего сформировать сильный, плавный выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нудном направлении.

3. Использование «Чудо – крышек» для сенсорного развития.

Игровые упражнения направлены на формирование полноценного восприятия окружающей действительности: формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов, их положении в пространстве. Сенсорное восприятие создает необходимые предпосылки для формирования психических функций.

4. Использование «Чудо – крышек» для профилактики оптико – пространственных нарушений.

От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Поэтому, упражнения формируют целостное восприятие предметов, умение анализировать пространственные отношения и понимать связь между определенным местоположением предмета в пространстве и его словесным обозначением.

5. Использование «Чудо – крышек» для автоматизации звуков.

При изолированном проговаривании звуков используются звуковые дорожки.

При проговаривание чистоговорок, скороговорок, ребенку предлагается прокатывать крышку между ладонями.

При дифференциации звуков (ребенку предлагаются картинки, в названиях которых дифференцируемые звуки, на картинки с одним звуком накладываются крышки одного цвета).

6. Использование «Чудо – крышек» при работе над звуковым анализом и синтезе.

  1. При определении количество слогов в слове.
  2. При определении звуков по твердости – мягкости.
  3. Использование «Чудо – крышек» для предупреждения оптической дисграфии.

Лучшему запоминанию и узнаванию букв помогает зрительно – пространственный анализ. Поэтому, использование упражнений и заданий способствует лучшему запоминанию букв, стойкому усвоению их начертаний.

8. Использование «Чудо — крышек» для развития лексико – грамматических категорий.

Необходимо с раннего возраста обеспечить воспитанникам возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения. Разнообразные игры и упражнения направлены на овладения грамматическим строем речи.

Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. Включение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Разнообразные нетрадиционные методы и приемы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность логопедической работы в целом. Таким образом, систематическое использование «Чудо — крышек» не только стимулирует развитие мелкой моторики и речи, но и являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.

Международный центр образования и педагогики (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70859)

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Автор: Почтарева Наталья Васильевна

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 8 «Сказка» комбинированного вида», г.Волхов

Игра – самая свободная, естественная форма погружения ребенка в реальную или воображаемую действительность с целью проявления творчества, активности, самостоятельности, самореализации, собственного «Я».

Игровые технологии — совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр.

Феномен и значение игровой технологии состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, воспитание, труд.

Целевые аспекты игровых технологий:

расширение кругозора, формирование и применение определенных умений и навыков на практике;

воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коммуникативности;

развитие качеств и структур личности, психических процессов, мотивации к учебной деятельности, творческих способностей;

приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды [6].

Дети с ОВЗ – дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ являются:

· развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

· развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

· формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

· формирование социальных навыков и социализации

· обеспечение эмоциональной разрядки

Существуют различные технологии, применяемые психологом при работе с детьми с ОВЗ, но организация деятельности с детьми немыслима без использования игровых технологий. Игровая технология — одна из самых доступных, эффективных, имеющая тесную взаимосвязь с другими технологиями.

В работе педагога-психолога игровые технологии применяются с целью активизации психических процессов, диагностики, коррекции, адаптации к жизни, оказания первичной психологической помощи.

Используя игровые технологии в работе, мы не меняем ребенка и не переделываем его, не учим каким-то специальным поведенческим навыкам, а даем возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации.

Хотелось бы остановиться на некоторых видах игровых технологий, которые используются в различных направлениях коррекционно – развивающей работы.

Основной целью психологической коррекции детей с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность [3].

Важным принципом коррекции познавательных процессов является учет формы и степени тяжести задержки психического развития.

Наиболее удачным и действенным методом являются коррекционно-развивающие игры и упражнения. Погружаясь в игровое действие, ребенок не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознанного обучения и развития. В процессе решения игровой задачи происходит активизация познавательных процессов. Игровая ситуация позволяет поддержать интерес и мотивацию к деятельности.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения направлены на развитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, мышления, внимания, навыков самоконтроля и регуляции деятельности, а также на развитие познавательных мотивов.

Иг ры подбираются в соответствии с уровнем актуального развития, с учетом результатов диагностики, структуры дефекта, индивидуальных особенностей, с постепенным усложнением материала, в соответствии с коррекционными задачами. Их спектр широк и разнообразен.

Дети с тяжелыми речевыми нарушениями составляют одну из многочисленных групп среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве характеристик таких дошкольников выделяют слабость эмоционально-волевой сферы, быструю смену настроения, снижение самоконтроля во всех видах деятельности, суетливость. Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы отмечается низкое развитие мелкой моторики, речевой памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления [7].

Используя игровые технологии с песком можно решать сложные коррекционно-развивающие задачи в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле, разминание — все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка.

Игры с песком способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, тактильно-кинестетической чувствительности, развитию двух полушарий (так как ребенок действует двумя руками одновременно). В тоже время снимают мышечную напряжённость, стабилизируют эмоциональные состояния: успокаивают импульсивных, излишне активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных. В процессе игр совершенствуется зрительно-пространственная ориентировка, активизируется речь, память, мышление, воображение.

В играх с песком существуют определенные правила, выполнение которых способствует формированию навыков произвольного поведения, коммуникации [1,4].

Тематика, подбор игрового и речевого материала определяется в соответствии с коррекционно-развивающими задачами.

Игровая технология «логические блоки Дьенеша» позволяет развивать тактильную чувствительность, зрительное внимание и память, что актуально для детей с нарушением зрения. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, группировать фигуры по заданному признаку: по цвету, по форме, по размеру, по толщине.

Если дети действуют в подгруппе, развиваются не только сенсорные представления и психические процессы, но и произвольная регуляция деятельности, так как, работая в коллективе по инструкции, предложенному плану, дети учатся контролировать свои действия и поведение.

Особое значение имеет использование блоков Дьенеша для детей с нарушениями зрения с целью развития сенсорных эталонов: восприятия цвета, формы, величины, ориентировки в пространстве, целостного восприятия предметов, так как сенсорные представления выступают предпосылкой для становления всех видов деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой, а у данной категории детей формирование представлений затруднено.

Играя с блоками Дьенеша, дети зрительно выделяют форму, сопоставляют ее, проверяют результат с помощью наложения и примеривания. В результате образ восприятия формы становится образом представления. Путем зрительного соотнесения и сравнения фигур развивается восприятие величины. Также в процессе игр дети учатся оперировать представлениями о цвете не только в реальных действиях, но и мысленно.

Игры, предполагающие наложение на образец, выкладывание рядом, выделение контура, частей, из которых состоит предмет, позволяют формировать целостность восприятия образа предмета, которое у детей с нарушением зрения происходит в более поздние сроки и без специального коррекционного воздействия остаётся недостаточным.

Имея представления о форме, цвете, величине, дети знакомятся с пространственными отношениями предметов и их частей.

Самое главное для детей с нарушениями зрения то, что приёмы, используемые в играх с блоками Дьенеша, позволяют активизировать зрительную функцию (сличать, выделять, прослеживать, фиксировать), развивать зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию, а в комплексном коррекционном воздействии способствуют улучшению, восстановлению остроты зрения [8].

Ценность этой игровой технологии еще и в том, что ее можно использовать для работы с любой категорией детей. Она будет актуальна для работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, а также с детьми, не имеющими отклонения в развитии. Главное условие – это правильная адаптация игрового и демонстрационного материала [2,5].

Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов детской деятельности, оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации.

Развитие социально — коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, произвольной регуляции поведения, преодоление замкнутости, пассивности, скованности, агрессивности происходит через игровой тренинг. Этот вид игровых технологий используется в работе педагога-психолога с различными категориями детей с ОВЗ. Игровые тренинги направлены на развитие коммуникативной компетентности детей:

· развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях

· формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями

· развитие творческих способностей, активности, самостоятельности

· коррекцию нежелательных черт характера и поведения

В том числе посредством игровых тренингов обеспечивается эмоциональная разрядка, происходит снятие мышечного, нервно-психического напряжения, что является важной составляющей коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Игровая технология «Парашют» позволяет корректировать эмоционально-волевую сферу (воспитывает выдержку, терпение), формирует готовность к совместной деятельности со сверстниками (учит согласовывать действия, чувствовать других, воспитывает взаимопомощь), снимает психоэмоциональное напряжение, развивает моторику, координацию, произвольное поведение и целенаправленное внимание, умение слушать инструкцию взрослого, укрепляет мышцы спины и рук и решает многие другие задачи. Игровой парашют различных видов позволяет организовать работу с детьми, как в большой подгруппе, так и в парах [9].

Развитие всех перечисленных компонентов будет актуально в отношении различных категорий детей с ОВЗ.

Таким образом, используя игровые технологии в своей работе, мне удается в непринужденной обстановке, не перегружая детей, а играя с ними, обеспечивать психологическое сопровождение детей с ОВЗ.

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.:Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

2. Дидактические игры – занятия в ДОУ. Выпуск 1 (блоки Дьенеша): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт. – сост. Е.Н.Панова. – Воронеж, 2007.

3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.

4. Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике. СПб. – 2013.

5. НикулинаГ.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2002. — 128 с.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

7. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч.ред.проф.Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Ресь», 2003. – 240 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector