Профессиональное обучение детей с овз - Оappendicite

Профессиональное обучение детей с овз

Профессиональное обучение детей с овз

Все об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Какие возможности образования существуют для детей с ОВЗ?

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться в любой образовательной организации города Москвы по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:

  • реализацию адаптированных образовательных программ;
  • вариативный набор программ дополнительного образования;
  • организацию доступной среды;
  • предоставление специальных учебников;
  • организацию услуг специалистов (психологов, дефектологов, тьюторов, ассистентов);
  • оказание коррекционной помощи.

Кроме того, для детей с ОВЗ в Москве работают спортивные секции.

2. Что нужно, чтобы ребенок получил право на специальные условия обучения?

Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях Москвы необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).

На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

3. Какие документы нужны для обследования?

Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:

заявление или согласие родителя или законного представителя ребенка на проведение психолого-педагогического обследования в ЦПМПК города Москвы;

  • свидетельство о рождении ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для детей старше 14 лет — паспорт (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • паспорт родителя или законного представителя (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — Форму медицинского заключения можно посмотреть в приказе Департамента здравоохранения города Москвы от 1 апреля 2013 года № 297 «О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключений о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья» (см. приложение № 3). Там же, на страницах 2‒4, есть список медицинских организаций, которые выдают эти заключения (см. приложение № 1).

«>медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендации по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы (оригинал);

  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), индивидуальная программа реабилитации или абилитации (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся образовательных организаций — характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (оригинал);
  • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (оригинал).
  • Для организации специальных условий государственной итоговой аттестации (ГИА) также представляются:

    • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче ГИА в текущем учебном году (оригинал);
    • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро МСЭ, ИПРА (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
    • для обучающихся на дому — приказы о переводе обучающегося на обучение на дому (копии, заверенные руководителем образовательной организации).

    4. Как записаться на обследование?

    Запишитесь для проведения обследования в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы (ЦПМПК) на mos.ru.

    Прием в ЦПМПК осуществляется по адресам:

    • улица Долгоруковская, дом 5 (вход со стороны улицы Фадеева, дома 2);
    • 2-й Верхний Михайловский проезд, дом 9а;
    • улица Бехтерева, дом 19;
    • город Зеленоград, корпус 1128.

    По результатам обследования вы получите оригинал заключения ЦПМПК, который нужно представить в образовательную организацию для получения специальных условий обучения и воспитания.

    Подробнее узнать о работе ЦПМПК можно на сайте Московского центра качества образования. Консультации специалистов ЦПМПК можно получить по многоканальному телефону: 8 (499) 322-34-30.

    5. Что делать, если специальные условия обучения не нужны, но нужна психологическая помощь?

    Если вашему ребенку необходима психолого-педагогическая или социальная помощь, если ребенок столкнулся с трудностями в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, вы можете обратиться в Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы. Отделения центра расположены в территориальной доступности в каждом округе города.

    Кроме того, необходимую психолого-педагогическую помощь можно получить на базе любой образовательной организации, обратившись к специалистам школьной психологической службы.

    Неограниченные возможности: какие профессии могут получить особенные дети

    Как колледжи и техникумы создают условия для инклюзивного образования и трудоустраивают выпускников

    На кого пойти учиться, чтобы найти нужную и хорошо оплачиваемую работу? Этот вопрос стоит сейчас перед каждым выпускником школы. А если выпускник имеет особенности в развитии, то беспокойство сильнее вдвойне. Но практика показывает, что люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут успешно работать и продвигаться по карьерной лестнице. Нужно просто выбрать специальность, которая была бы востребована на рынке труда и нравилась самому абитуриенту. Подробности — в материале «Реального времени».

    Инклюзия в СПО: научить жить и работать

    Все лицеи, колледжи и техникумы принимают детей с особенностями здоровья на равных условиях с остальными. Отказы на основании особых потребностей недопустимы. Главное, чтобы условия обучения удовлетворяли потребностям будущего студента. Более того, перед учреждениями среднего профессионального образования (СПО), так же, как и перед другими образовательными организациями, поставлена задача — наладить инклюзию, то есть совместное обучение детей с особыми потребностями и детей, не имеющих таких потребностей.

    В этом плане в Татарстане сделано многое — в половине учреждений СПО в рамках программы «Доступная среда» созданы условия для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения. Педагоги ряда учреждений владеют языком жестов, чтобы объясняться со слабослышащими студентами, и имеют дефектологическое образование для работы с детьми, имеющими ментальные нарушения.

    Педагоги владеют языком жестов и имеют дефектологическое образование для работы с детьми, имеющими ментальные нарушения. Фото Олега Тихонова

    В Татарстане 7 учреждений СПО принимают учащихся с нарушениями зрения, в 17 учреждениях могут получить профессию дети с нарушениями слуха, еще в 17 — с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 8 колледжей обучают детей с ментальными нарушениями и 28 — детей, имеющих инвалидность по общему заболеванию (список всех учреждений приведен в справке в конце статьи).

    Убрать барьеры в зданиях и головах

    Одно из передовых учебных заведений по инклюзивному образованию — Казанский торгово-экономический техникум. Детей с ОВЗ техникум принимал и ранее, но студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата не могли здесь учиться из-за отсутствия инфраструктуры. В 2016 году КТЭТ выиграл федеральный грант «Доступная среда», на средства которого установили пандусы, отремонтировали кабинеты и туалетные комнаты, обновили оборудование, чтобы работать с ним могли студенты, ограниченные в движениях. Единственное, что не адаптировали — образовательную программу, но этим здесь и гордятся — убрали барьеры в здании, убирают их в головах студентов.

    — Дети с ОВЗ обучаются на тех же условиях, что и все остальные, у нас нет льгот для них, программа не адаптирована — и это самая настоящая социальная инклюзия, атмосфера равенства, — говорит Иван Кудрявцев, заместитель директора по инновационному и беспрерывному образованию Казанского торгово-экономического техникума.

    Техникум обучает по шести специальностям, принимают на любые. Тут все зависит от желания абитуриента, но стереотипы пока не сломаны. К примеру, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата не идут учиться на «Организацию обслуживания в общественном питании», им привычнее «Экономика и бухгалтерский учет».

    Дети с ОВЗ обучаются на тех же условиях, что и все остальные, у нас нет льгот для них, программа не адаптирована — и это самая настоящая социальная инклюзия, атмосфера равенства. Фото ktet.ru

    По словам Ивана Кудрявцева родители и сами особенные студенты поначалу побаиваются совместного обучения. В приемную комиссию и на первые занятия дети и родители ходят вместе, но потом взрослые без опаски отпускают детей в «свободное плавание».

    — Ребята быстро адаптируются, их хорошо принимают — никаких проблем нет. Но у нас и внутренняя дисциплина хорошая — высокий проходной балл формирует качественный состав студентов. Например, на бухучет средний балл аттестата в прошлые годы был от 4,3 до 5 — то есть это фактически конкурс отличников, — говорит Иван Кудрявцев.

    Студенчество — это не только лекции, но и яркая внеучебная жизнь. В КТЭТ дети с ОВЗ наравне с остальными участвуют в конкурсах и фестивалях. «Слабослышащий парень в прошлом году участвовал в конкурсе чтецов, но активность зависит от темперамента — мы всем предлагаем участвовать, жаль, что не всем пока хватает смелости», — говорит Кудрявцев.

    Труд всем: особенных выпускников СПО сведут с работодателями

    Еще одно учреждение Казани, имеющее большой опыт работы с детьми с ОВЗ — Казанский строительный колледж. История инклюзивного образования началась здесь в 2012 году, когда к КСК присоединили профессиональный лицей №33. Там многие годы обучали слабослышащих и детей, отстающих в интеллектуальном развитии.

    — Мы работаем с интернатами для ребят с нарушениями слуха. К нам приезжают со всей республики, у нас есть общежитие для иногородних и сирот, сурдопереводчик, а также социальный педагог-психолог, который помогает адаптироваться и учиться, — говорит Ольга Денисова, заместитель директора по научно-методической работе Казанского строительного колледжа.

    Студенты с ОВЗ могут получить профессии столяра, плотника, штукатурщика, лепщика архитектурных изделий. Выпускники, успешно освоившие программу, продолжают обучение в КАИ и ТИСБИ. Некоторые ребята учатся в колледже по 4 года — получив одну профессию, получают вторую.

    В Казанском строительном колледже учащиеся с ОВЗ могут получить профессии столяра, плотника, штукатурщика, лепщика архитектурных изделий. Фото tatvog.ru

    — Мы стараемся трудоустроить ребят, помогаем делать портфолио, презентуем работодателям их возможности, сотрудничаем с кадровыми агентствами, которые в индивидуальном порядке приглашают наших выпускников и предлагают им работу, — рассказывает Ольга Денисова.

    Не всегда попытки колледжа увенчиваются успехом, признает замдиректора: «Трудоустройство идет сложно, во многом потому, что ребята сами не хотят работать, так как получают от государства пенсии, которые их устраивают. Такая проблема есть».

    Еще одно учреждение, эффективно работающее с детьми с ОВЗ — Колледж малого и среднего предпринимательства Казани. Там обучаются около 100 детей, имеющих особенности развития — большинство с ментальными нарушениями. Они получают профессии садовника, кондитера, вышивальщицы, сборщика обуви, многие проходят практику на хлебозаводе и впоследствии трудоустраиваются там. Работа в цехе, связанная с выполнением конкретных операций, им под силу.

    Ликбез для работодателя и «ВорлдСкиллз» для особенных студентов

    Не только научить азам профессии, но и трудоустроить молодых людей с инвалидностью — одна из приоритетных задач колледжей и техникумов. Для этого в 2018 году учреждениями СПО совместно с Минобрнауки РТ, Минтруда РТ и Ассоциацией кадрового менеджмента запущен проект «Ты нам нужен». Его цель познакомить представителей реального сектора экономики с соискателями, имеющими особенности в здоровье, и развеять мифы относительно их профессиональных возможностей — к сожалению, некоторые работодатели с настороженностью относятся к таким кандидатам.

    — Некоторые работодатели сотрудничают с колледжами, но нанимают особенных специалистов неохотно. Мы объясняем, что особенные люди — очень эффективные работники. У меня у самой открыта рекрутинговая компания, где рекрутеры — особенные ребята, и я замечаю, что они более эффективны в работе. И наша задача — объяснить работодателям, что брать людей с ОВЗ нестрашно — ни с точки зрения законодательства, ни с точки зрения эффективности их работы, — говорит президент Ассоциации кадрового менеджмента Светлана Ганеева.

    Татарстан готовит участников в компетенциях: кирпичная кладка, кондитерское дело, ландшафтный дизайн, малярное дело, поварское дело, фотограф-репортер, экономика и бухгалтерский учет. Фото: Агентство городских новостей «Москва»

    Учащиеся СПО, имеющие ограничения, связанные со здоровьем, не ограничены не только в получении профессии, но и в карьерном росте. Для них проходит свой чемпионат профмастерства, наподобие «ВорлдСкиллз», он называется «Амбилимпекс». В октябре пройдет региональный, а вслед за ним федеральный этап. Татарстан готовит участников в компетенциях: кирпичная кладка, кондитерское дело, ландшафтный дизайн, малярное дело, поварское дело, фотограф-репортер, экономика и бухгалтерский учет.

    В 2015 году студентка колледжа №41 Казани Рената Абдуллина стала победителем национального чемпионата в номинации фотограф-репортер и представляла Россию на международном чемпионате, в 2016-м сборная Татарстана завоевала 2 золотые и 2 серебряные медали, по итогам 2017 года – 3 «серебра» в компетенциях «ландшафтный дизайн», «кирпичная кладка» и «декоративные работы».

    Так что возможности, несмотря на формулировку «ОВЗ», у особенных детей не ограничены. Созданы все условия для того, чтобы состояться в жизни и профессии. Главное — пользоваться ими.

    Учреждения СПО Татарстана, обеспечивающие специальные условия для обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ

    • Общие заболевания

    Альметьевский профессиональный колледж

    Атнинский сельскохозяйственный техникум им. Габдуллы Тукая

    Бавлинский аграрный колледж

    Бугульминский машиностроительный техникум

    Дрожжановский техникум отраслевых технологий

    Елабужский политехнический колледж

    Заинский политехнический колледж

    Зеленодольский механический колледж

    Казанский автотранспортный техникум им. А.П. Обыденнова

    Казанский колледж коммунального хозяйства и строительства

    Казанский колледж технологии и дизайна

    Казанский нефтехимический колледж имени В.П. Лушникова

    Казанский педагогический колледж

    Казанский строительный колледж

    Казанский торгово-экономический техникум

    Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука

    Колледж малого бизнеса и предпринимательства (Казань)

    Лаишевский технико-экономический техникум

    Лениногорский нефтяной техникум

    Мамадышский политехнический колледж

    Международный колледж сервиса (Казань)

    Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт (специальности СПО)

    Нижнекамский индустриальный техникум

    Нижнекамский политехнический колледж имени Е.Н. Королева

    Нижнекамский технологический колледж

    Нурлатский аграрный техникум

    Спасский техникум отраслевых технологий

    Чистопольский многопрофильный колледж

    • Нарушения слуха

    Атнинский сельскохозяйственный техникум им. Габдуллы Тукая

    Бавлинский аграрный колледж

    Бугульминский машиностроительный техникум

    Дрожжановский техникум отраслевых технологий

    Казанский автотранспортный техникум им. А.П. Обыденнова

    Казанский нефтехимический колледж имени В.П. Лушникова

    Казанский политехнический колледж

    Казанский строительный колледж

    Колледж малого бизнеса и предпринимательства (Казань)

    Лаишевский технико-экономический техникум

    Лениногорский политехнический колледж

    Международный колледж сервиса (Казань)

    Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт (специальности СПО)

    Нижнекамский индустриальный техникум

    Профессиональный колледж №41 (Казань)

    Чистопольский многопрофильный колледж

    • Нарушения зрения

    Бавлинский аграрный колледж

    Зеленодольский механический колледж

    Казанский педагогический колледж

    Колледж малого бизнеса и предпринимательства (Казань)

    Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт

    Нижнекамский индустриальный техникум

    Чистопольский многопрофильный колледж

    • Нарушения опорно-двигательного аппарата

    Атнинский сельскохозяйственный техникум им. Габдуллы Тукая

    Бавлинский аграрный колледж

    Бугульминский машиностроительный техникум

    Дрожжановский техникум отраслевых технологий

    Заинский политехнический колледж

    Казанский автотранспортный техникум им. А.П. Обыденнова

    Казанский педагогический колледж

    Казанский строительный колледж

    Казанский торгово-экономический техникум

    Колледж малого бизнеса и предпринимательства (Казань)

    Лаишевский технико-экономический техникум

    Мамадышский политехнический колледж

    Международный колледж сервиса (Казань)

    Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт (специальности СПО)

    Нижнекамский политехнический колледж имени Е.Н. Королева

    Спасский техникум отраслевых технологий

    Чистопольский многопрофильный колледж

    • Ментальные нарушения

    Бавлинский аграрный колледж

    Зеленодольский механический колледж

    Казанский строительный колледж

    Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука

    Колледж малого бизнеса и предпринимательства (Казань)

    Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт (специальности СПО)

    Спасский техникум отраслевых технологий

    Профессиональное училище №63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Нижнекамск)

    Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

    Во всех странах и в любой группе общества есть дети-инвалиды, их число, к сожалению, продолжает увеличиваться. Дети с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими имеют право получать полноценное образование и развиваться.
    Отрадно, что в последнее время благодаря новым установкам государства изменены подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: дети-инвалиды в настоящее время могут обучаться в специальных (коррекционных) образовательных организациях, на дому, инклюзивно (вместе со своими здоровыми сверстниками), а также могут получать дистанционное образование.
    Дистанционное обучение – это вид обучения, позволяющее каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти оптимальный для себя способ получения образования и успешной адаптации в жизни. В настоящее время дистанционное образование нередко называют одной из самых современных форм получения знаний и оно приобретает все большую популярность. При этом под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
    Дети с ограниченными возможностями здоровья успешно пользуются компьютерными технологиями, а иногда не только не уступают, но и даже превосходят своих сверстников. Как показывает практика, дистанционное обучение стимулирует интеллектуальную деятельность детей с ОВЗ, развивает оперативную память, логику, устойчивое внимание. Работа за персональным компьютером положительно сказывается на развитии у данной категории детей пространственной ориентации: работа с курсором, ориентирование на клавиатуре, управление мышкой. Важно отметить, что дистанционное обучение, основанное на получении «знаний – умений – навыков», превратится в период обучения из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. В этих условиях важным является то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья находил оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
    Дистанционное обучение не позволит ребенку с ОВЗ пойти привычным для этой группы детей способом – списать бездумно у соседа, ему нужно самостоятельно принимать решения, самому справляться с поставленными задачами. Это в свою очередь положительно влияет на мыслительные операции ребенка, он сам анализирует задания, свои подходы в решении задач.
    На первых дистанционных уроках дети-инвалиды могут отвлекаться от объяснения учителя, недопонимать его инструкции, им трудно на расстоянии подчиниться правилам дисциплины, поначалу не все способны к длительным интеллектуальным нагрузкам, могут отказаться от предложенных заданий, отключиться от сети. Поэтому очень важно на первых занятиях найти контакт с каждым ребенком индивидуально, изучить его психологическую характеристику.
    Работая регулярно с компьютером, дети с ОВЗ начинают хорошо ориентироваться на клавиатуре, на мониторе. Более старшие дети с нормальным интеллектом могут сами моделировать изучаемые объекты при помощи компьютерных программ, они осознают свою значимость, необходимость и из пассивных переходят в разряд активных участников образовательного процесса.
    Обучая ребенка-инвалида, учителям-предметникам необходимо тесно сотрудничать со специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Специалисты проводят коррекционные индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ. В ходе индивидуальных занятий специалисты развивают познавательные процессы, исправляют речевые недостатки, восполняют пробелы в школьных знаниях у детей с ОВЗ.
    Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося дистанционно – это особенная проб­лема. Семейное консультирование иногда становится единственным способом включения ребёнка в учебную деятельность, повышения его мотивации. Особенности работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья требуют от педагогов специальных знаний и профессиональных консультационных умений.
    Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, следующие:
    – психологическая поддержка родителей в приобретении ими знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;
    – консультирование родителей и других членов семьи по скайпу о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации.
    Со стороны классного руководителя и предметников должна быть установлена тесная связь с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, через электронный дневник. Учителям и родителям необходимо взять под контроль выполнение детьми домашних заданий, оказывать им направляющую помощь при подготовке уроков. Не нужно требовать от детей того, чего они еще не умеют.
    Учителям и родителям нужно похвалить ребенка за малейшее достижение в учебной деятельности и в поведении, чтобы ребенок чувствовал себя успешным, чтобы у него было желание учиться, оказывать ребенку эмоциональную поддержку, не усугублять сложившуюся ситуацию, проявлять внимание к проб­лемам ребенка. Не нужно разговаривать с ребенком-инвалидом на повышенных тонах, быть с ним очень требовательным. Главное – необходимо оценить возможности ребенка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.
    Целью психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся дистанционно, является обеспечение условий для оптимального развития и успешной интеграции их в социуме, помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.
    Педагоги, консультирующие родителей, должны сообщить им, что трудности в обучении детей с ОВЗ не всегда являются результатом нерадивости или лени ребенка, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены совместно. Как можно раньше нужно начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка с ОВЗ.
    Таким образом, дистанционное обу­чение детей с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны учителей и специалистов разного профиля.

    О.А. БАЖАНОВА,
    учитель-дефектолог Республиканского центра дистанционного образования
    детей-инвалидов на дому (с. Дуван Дуванского района)

    Неограниченные возможности: какие профессии могут получить особенные дети

    Как колледжи и техникумы создают условия для инклюзивного образования и трудоустраивают выпускников

    На кого пойти учиться, чтобы найти нужную и хорошо оплачиваемую работу? Этот вопрос стоит сейчас перед каждым выпускником школы. А если выпускник имеет особенности в развитии, то беспокойство сильнее вдвойне. Но практика показывает, что люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут успешно работать и продвигаться по карьерной лестнице. Нужно просто выбрать специальность, которая была бы востребована на рынке труда и нравилась самому абитуриенту. Подробности — в материале «Реального времени».

    Инклюзия в СПО: научить жить и работать

    Все лицеи, колледжи и техникумы принимают детей с особенностями здоровья на равных условиях с остальными. Отказы на основании особых потребностей недопустимы. Главное, чтобы условия обучения удовлетворяли потребностям будущего студента. Более того, перед учреждениями среднего профессионального образования (СПО), так же, как и перед другими образовательными организациями, поставлена задача — наладить инклюзию, то есть совместное обучение детей с особыми потребностями и детей, не имеющих таких потребностей.

    В этом плане в Татарстане сделано многое — в половине учреждений СПО в рамках программы «Доступная среда» созданы условия для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения. Педагоги ряда учреждений владеют языком жестов, чтобы объясняться со слабослышащими студентами, и имеют дефектологическое образование для работы с детьми, имеющими ментальные нарушения.

    Педагоги владеют языком жестов и имеют дефектологическое образование для работы с детьми, имеющими ментальные нарушения. Фото Олега Тихонова

    В Татарстане 7 учреждений СПО принимают учащихся с нарушениями зрения, в 17 учреждениях могут получить профессию дети с нарушениями слуха, еще в 17 — с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 8 колледжей обучают детей с ментальными нарушениями и 28 — детей, имеющих инвалидность по общему заболеванию (список всех учреждений приведен в справке в конце статьи).

    Убрать барьеры в зданиях и головах

    Одно из передовых учебных заведений по инклюзивному образованию — Казанский торгово-экономический техникум. Детей с ОВЗ техникум принимал и ранее, но студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата не могли здесь учиться из-за отсутствия инфраструктуры. В 2016 году КТЭТ выиграл федеральный грант «Доступная среда», на средства которого установили пандусы, отремонтировали кабинеты и туалетные комнаты, обновили оборудование, чтобы работать с ним могли студенты, ограниченные в движениях. Единственное, что не адаптировали — образовательную программу, но этим здесь и гордятся — убрали барьеры в здании, убирают их в головах студентов.

    — Дети с ОВЗ обучаются на тех же условиях, что и все остальные, у нас нет льгот для них, программа не адаптирована — и это самая настоящая социальная инклюзия, атмосфера равенства, — говорит Иван Кудрявцев, заместитель директора по инновационному и беспрерывному образованию Казанского торгово-экономического техникума.

    Техникум обучает по шести специальностям, принимают на любые. Тут все зависит от желания абитуриента, но стереотипы пока не сломаны. К примеру, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата не идут учиться на «Организацию обслуживания в общественном питании», им привычнее «Экономика и бухгалтерский учет».

    Дети с ОВЗ обучаются на тех же условиях, что и все остальные, у нас нет льгот для них, программа не адаптирована — и это самая настоящая социальная инклюзия, атмосфера равенства. Фото ktet.ru

    По словам Ивана Кудрявцева родители и сами особенные студенты поначалу побаиваются совместного обучения. В приемную комиссию и на первые занятия дети и родители ходят вместе, но потом взрослые без опаски отпускают детей в «свободное плавание».

    — Ребята быстро адаптируются, их хорошо принимают — никаких проблем нет. Но у нас и внутренняя дисциплина хорошая — высокий проходной балл формирует качественный состав студентов. Например, на бухучет средний балл аттестата в прошлые годы был от 4,3 до 5 — то есть это фактически конкурс отличников, — говорит Иван Кудрявцев.

    Студенчество — это не только лекции, но и яркая внеучебная жизнь. В КТЭТ дети с ОВЗ наравне с остальными участвуют в конкурсах и фестивалях. «Слабослышащий парень в прошлом году участвовал в конкурсе чтецов, но активность зависит от темперамента — мы всем предлагаем участвовать, жаль, что не всем пока хватает смелости», — говорит Кудрявцев.

    Труд всем: особенных выпускников СПО сведут с работодателями

    Еще одно учреждение Казани, имеющее большой опыт работы с детьми с ОВЗ — Казанский строительный колледж. История инклюзивного образования началась здесь в 2012 году, когда к КСК присоединили профессиональный лицей №33. Там многие годы обучали слабослышащих и детей, отстающих в интеллектуальном развитии.

    — Мы работаем с интернатами для ребят с нарушениями слуха. К нам приезжают со всей республики, у нас есть общежитие для иногородних и сирот, сурдопереводчик, а также социальный педагог-психолог, который помогает адаптироваться и учиться, — говорит Ольга Денисова, заместитель директора по научно-методической работе Казанского строительного колледжа.

    Студенты с ОВЗ могут получить профессии столяра, плотника, штукатурщика, лепщика архитектурных изделий. Выпускники, успешно освоившие программу, продолжают обучение в КАИ и ТИСБИ. Некоторые ребята учатся в колледже по 4 года — получив одну профессию, получают вторую.

    В Казанском строительном колледже учащиеся с ОВЗ могут получить профессии столяра, плотника, штукатурщика, лепщика архитектурных изделий. Фото tatvog.ru

    — Мы стараемся трудоустроить ребят, помогаем делать портфолио, презентуем работодателям их возможности, сотрудничаем с кадровыми агентствами, которые в индивидуальном порядке приглашают наших выпускников и предлагают им работу, — рассказывает Ольга Денисова.

    Не всегда попытки колледжа увенчиваются успехом, признает замдиректора: «Трудоустройство идет сложно, во многом потому, что ребята сами не хотят работать, так как получают от государства пенсии, которые их устраивают. Такая проблема есть».

    Еще одно учреждение, эффективно работающее с детьми с ОВЗ — Колледж малого и среднего предпринимательства Казани. Там обучаются около 100 детей, имеющих особенности развития — большинство с ментальными нарушениями. Они получают профессии садовника, кондитера, вышивальщицы, сборщика обуви, многие проходят практику на хлебозаводе и впоследствии трудоустраиваются там. Работа в цехе, связанная с выполнением конкретных операций, им под силу.

    Ликбез для работодателя и «ВорлдСкиллз» для особенных студентов

    Не только научить азам профессии, но и трудоустроить молодых людей с инвалидностью — одна из приоритетных задач колледжей и техникумов. Для этого в 2018 году учреждениями СПО совместно с Минобрнауки РТ, Минтруда РТ и Ассоциацией кадрового менеджмента запущен проект «Ты нам нужен». Его цель познакомить представителей реального сектора экономики с соискателями, имеющими особенности в здоровье, и развеять мифы относительно их профессиональных возможностей — к сожалению, некоторые работодатели с настороженностью относятся к таким кандидатам.

    — Некоторые работодатели сотрудничают с колледжами, но нанимают особенных специалистов неохотно. Мы объясняем, что особенные люди — очень эффективные работники. У меня у самой открыта рекрутинговая компания, где рекрутеры — особенные ребята, и я замечаю, что они более эффективны в работе. И наша задача — объяснить работодателям, что брать людей с ОВЗ нестрашно — ни с точки зрения законодательства, ни с точки зрения эффективности их работы, — говорит президент Ассоциации кадрового менеджмента Светлана Ганеева.

    Татарстан готовит участников в компетенциях: кирпичная кладка, кондитерское дело, ландшафтный дизайн, малярное дело, поварское дело, фотограф-репортер, экономика и бухгалтерский учет. Фото: Агентство городских новостей «Москва»

    Учащиеся СПО, имеющие ограничения, связанные со здоровьем, не ограничены не только в получении профессии, но и в карьерном росте. Для них проходит свой чемпионат профмастерства, наподобие «ВорлдСкиллз», он называется «Амбилимпекс». В октябре пройдет региональный, а вслед за ним федеральный этап. Татарстан готовит участников в компетенциях: кирпичная кладка, кондитерское дело, ландшафтный дизайн, малярное дело, поварское дело, фотограф-репортер, экономика и бухгалтерский учет.

    В 2015 году студентка колледжа №41 Казани Рената Абдуллина стала победителем национального чемпионата в номинации фотограф-репортер и представляла Россию на международном чемпионате, в 2016-м сборная Татарстана завоевала 2 золотые и 2 серебряные медали, по итогам 2017 года – 3 «серебра» в компетенциях «ландшафтный дизайн», «кирпичная кладка» и «декоративные работы».

    Так что возможности, несмотря на формулировку «ОВЗ», у особенных детей не ограничены. Созданы все условия для того, чтобы состояться в жизни и профессии. Главное — пользоваться ими.

    Учреждения СПО Татарстана, обеспечивающие специальные условия для обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ

    • Общие заболевания

    Альметьевский профессиональный колледж

    Атнинский сельскохозяйственный техникум им. Габдуллы Тукая

    Бавлинский аграрный колледж

    Бугульминский машиностроительный техникум

    Дрожжановский техникум отраслевых технологий

    Елабужский политехнический колледж

    Заинский политехнический колледж

    Зеленодольский механический колледж

    Казанский автотранспортный техникум им. А.П. Обыденнова

    Казанский колледж коммунального хозяйства и строительства

    Казанский колледж технологии и дизайна

    Казанский нефтехимический колледж имени В.П. Лушникова

    Казанский педагогический колледж

    Казанский строительный колледж

    Казанский торгово-экономический техникум

    Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука

    Колледж малого бизнеса и предпринимательства (Казань)

    Лаишевский технико-экономический техникум

    Лениногорский нефтяной техникум

    Мамадышский политехнический колледж

    Международный колледж сервиса (Казань)

    Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт (специальности СПО)

    Нижнекамский индустриальный техникум

    Нижнекамский политехнический колледж имени Е.Н. Королева

    Нижнекамский технологический колледж

    Нурлатский аграрный техникум

    Спасский техникум отраслевых технологий

    Чистопольский многопрофильный колледж

    • Нарушения слуха

    Атнинский сельскохозяйственный техникум им. Габдуллы Тукая

    Бавлинский аграрный колледж

    Бугульминский машиностроительный техникум

    Дрожжановский техникум отраслевых технологий

    Казанский автотранспортный техникум им. А.П. Обыденнова

    Казанский нефтехимический колледж имени В.П. Лушникова

    Казанский политехнический колледж

    Казанский строительный колледж

    Колледж малого бизнеса и предпринимательства (Казань)

    Лаишевский технико-экономический техникум

    Лениногорский политехнический колледж

    Международный колледж сервиса (Казань)

    Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт (специальности СПО)

    Нижнекамский индустриальный техникум

    Профессиональный колледж №41 (Казань)

    Чистопольский многопрофильный колледж

    • Нарушения зрения

    Бавлинский аграрный колледж

    Зеленодольский механический колледж

    Казанский педагогический колледж

    Колледж малого бизнеса и предпринимательства (Казань)

    Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт

    Нижнекамский индустриальный техникум

    Чистопольский многопрофильный колледж

    • Нарушения опорно-двигательного аппарата

    Атнинский сельскохозяйственный техникум им. Габдуллы Тукая

    Бавлинский аграрный колледж

    Бугульминский машиностроительный техникум

    Дрожжановский техникум отраслевых технологий

    Заинский политехнический колледж

    Казанский автотранспортный техникум им. А.П. Обыденнова

    Казанский педагогический колледж

    Казанский строительный колледж

    Казанский торгово-экономический техникум

    Колледж малого бизнеса и предпринимательства (Казань)

    Лаишевский технико-экономический техникум

    Мамадышский политехнический колледж

    Международный колледж сервиса (Казань)

    Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт (специальности СПО)

    Нижнекамский политехнический колледж имени Е.Н. Королева

    Спасский техникум отраслевых технологий

    Чистопольский многопрофильный колледж

    • Ментальные нарушения

    Бавлинский аграрный колледж

    Зеленодольский механический колледж

    Казанский строительный колледж

    Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука

    Колледж малого бизнеса и предпринимательства (Казань)

    Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт (специальности СПО)

    Спасский техникум отраслевых технологий

    Профессиональное училище №63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Нижнекамск)

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Close
    Close
    Adblock
    detector