Культура речи средство общения детьми - Оappendicite

Культура речи средство общения детьми

Культура речи средство общения детьми

Культура речи средство общения детьми

Автор: Туркина Тамара Григорьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №98 компенсирующего вида»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

«Умение говорить это кратчайший путь

к успеху. Почти любой может говорить

так, что будет приятен и желанен в

обществе, если он обладает верой в себя и

людей. Без сомнения, знание основ

культуры речи и основ риторики,

практическое их применение позволит

каждому приобрести уверенность и стать

раскованнее и общительнее. Только

человек, владеющий словом

и логикой, может добиться желаемых

результатов в жизни. Но для того, чтобы

овладеть логикой и речью, надо

систематически работать, развивая

Введение

Речь — это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.

Согласно требованиям современных ФГОС педагоги ДОУ должны создавать условия для речевого развития воспитанников, которое включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и пр.

В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых[1].

Таким образом, качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

I . Культура речи педагога

Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность как целенаправленную, целесообразную и этически корректную. Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются они, прежде всего, как нормы общения: когнитивная (восприятие других и их понимание), аффективная (отношение к другому), поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации). Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные.

Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществлять оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат и раскрывать личность каждого партнера по общению. Они обеспечивают выбор средств общения и действуют на всех этапах речевой деятельности.

Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность.

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Что же такое «Культура речи»?

Однозначного понимания термина не существует.

Профессор Л.И. Скворцов дает определение, согласно которому «Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи»[2].

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

II. Компоненты профессиональной речи педагога

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

  • Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.
  • Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
  • Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.
  • С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
  • Голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

Следующим компонентом речи является дикция. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

III . Требования к речи воспитателя ДОУ

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ, работающего с детьми дошкольного возраста.

Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт.

Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
  • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
  • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.).
  • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  • Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы воспитателя по речевому развитию детей в ДОУ.

Заключение

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Культура речи, как наука о языке, может и должна:

  • помочь детям овладеть нормами литературного языка,
  • привить любовь к родному языку,
  • научить отличать литературную речь от примитивной разговорной,
  • помочь освободиться от «сорных» слов.

Чтобы выступать перед детской аудиторией, педагог должен обладать рядом специальных навыков. К ним относится навыки:

  • отбора литературы;
  • изучения литературы;
  • составления плана;
  • написания конспекта;
  • ориентации во времени.

Эти навыки должны использоваться комплексно, иначе речь будет неэффективной. Например, вы хорошо пишете текст речи, но не умеете просто и ясно излагать. Или убедительно, интересно говорите, но не укладываетесь во времени. Успех во многом зависит и от того, как выступающий знает предмет речи. Для этого он должен быть человеком начитанным, эрудированным.

Современная педагогика призвана создавать условия для развития и саморазвития личности ребенка. Особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризует признание ребенка как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на его интересы и перспективы его развития, где немаловажную роль играет культура речи педагога.

Список использованной литературы

  1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. – М.: Русский язык, 1993. – 927 с.
  2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. — 400 с.
  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бородич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 1981. – 255 с.
  4. Колосова И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения / И.В. Колосова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009. — №3.
  5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
  6. Скворцов Л.М. Культура русской речи. Словарь-справочник / Л.М. Скворцов. – М.: Издательство «Знание», 1995. – 256 с.
  7. Словарь-справочник по культуре устной и письменной речи / Сост. М.Б. Елисеева Б.М. Золик, А.Б. Черепнин, 1996. – 32 с.
  8. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2007. – 256 с.
  9. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для уч-ся / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 1977. — 239 с.
  10. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, В.М. Макарова, Е.А. Ставцева. – М. : Академия, 2006. – 192 с.
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» / Российская газета от 25 ноября 2013 г. N 265.
[1] Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. – С. 23.

[2] Скворцов Л.М. Культура русской речи. Словарь-справочник / Л.М. Скворцов. – М.: Издательство «Знание», 1995. – С. 56.

Формирование культуры речевого общения младших школьников

Дата публикации: 13.11.2019 2019-11-13

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Смердова А. В. Формирование культуры речевого общения младших школьников // Молодой ученый. — 2019. — №46. — С. 302-304. — URL https://moluch.ru/archive/284/63873/ (дата обращения: 09.02.2020).

Повышение речевой культуры школьников является одной из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Это определяется задачами образования на современном этапе развития общества и теми высокими государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся, которые заявлены в программах для общеобразовательных учреждений и требованиях ФГОС НОО. В данных документах акцентируется внимание на необходимость формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала младшего школьника, повышения его культуры речевого общения. В соответствии с обозначенными требованиями приоритетным направлением в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие культуры речевого общения обучающихся.

Понятие «культура» является категорией таких наук, как история, философия, культурология. Оно обозначает совокупность материальных и духовных ценностей, которые были созданы человечеством [8].

Культура создана человеком в процессе деятельности, создана для человека, который является и объектом, и субъектом культуры, и творцом культуры. Культура представляет собой результат деятельности человека, богатство, накопленное человечеством. Значение культуры заключается в том, что она дает возможность человеку самовыразиться, проявить себя творчески и запечатлеть в определенных духовных и материальных объектах. Культура раскрывает личность человека [3].

Культура речевого общения — это понятие многозначное, включающее владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики, стилистики) в процессе общения и речевое поведение в соответствии с нормами этикета.

Ш. А. Амонашвили принадлежит не только термин, но и конкретизация цели и задач речевого воспитания. Ученый уверен, что в основе речевого воспитания лежит общечеловеческая идея: «воспитание в ребенке умения и потребности доставлять людям радость с помощью речи, сопереживать, сочувствовать им в беде, облегчать страдания, сеять правду и доброту» [2]. Ш. А. Амонашвили определяет в качестве цели речевого воспитания очищение речи и поведения детей от «оскорбляющей окружающих грязи», привитие им вкуса «к нравственно стерилизованной, доброй речи» [1], а следовательно, «речевое воспитание — это воспитание любви к человеку, глубокого уважения к нему» [2].

Нельзя отрицать, что одной из целей обучения является развитие коммуникативной компетентности. Данную цель в современном образовании можно достичь не только на уроках, связанных с развитием речи, но и в воспитательной работе педагога. Приоритетными для решения данной педагогической задачи необходимо считать уроки русского языка и литературного чтения. Именно на этих уроках осуществляется межличностное общение с носителями языка не только средствами владения диалоговой (устной) речи, но и через прочтение художественных текстов (литературная речь).

В начальной школе ребенок сталкивается с понятием речевой нормы, начинает отличать литературный язык от просторечия, диалекта, жаргона, задумывается об уместности определения тех или иных средств языка в определенных ситуациях. Программа начальной школы не предусматривает введение понятия «культура речи» ввиду его сложности и неоднозначности, но предполагает осознанное усвоение и принятие младшим школьником правил и норм, регламентирующих речь ребенка в ситуациях устного и письменного общения. Иначе говоря, происходит совершенствование умений в области культуры речи и воспитание культуры речевого поведения.

Для того чтобы заложить основы культуры речевого поведения необходимо сделать речь (сначала чужую, а затем и свою) предметом наблюдения и внимательного отношения к ней учащихся. Для решения этой задачи в содержание обучения включается:

− формирование представлений о речи как способе общения между людьми, об основных требованиях к речи и разновидностях речи: устной и письменной;

− формирование представлений о стилевой дифференциации речи в зависимости от задачи и условий общения;

− формирование знаний о правилах речевого поведения и этикетных формулах, используемых в некоторых ситуациях, и умения следовать этим правилам в общении со знакомыми и незнакомыми людьми [6].

Такая работа проводится, как правило, в практическом плане: младшие школьники не заучивают определений, в большинстве случаев даже не пользуются соответствующими терминами, но овладевают содержанием вводимых понятий в процессе организованных учителем наблюдений за речью и речевым поведением людей в разных ситуациях общения. Так обучающиеся приучаются обращать внимание на речь окружающих и свою собственную, анализировать и оценивать чужое и свое речевое поведение.

Основным методом передачи знаний о речи и правилах речевого поведения является беседа, связанная с наблюдением за речью и речевым поведением людей в той или иной ситуации общения. Учитель подбирает, в зависимости от темы, примеры речевого поведения или организует деятельность обучающихся, в которой проявляется приобретенный ими ранее опыт речевого поведения, и с помощью системы вопросов направляет внимание детей на существенные признаки формируемых понятий или особенности речевого поведения, которые способствуют или, наоборот, препятствуют достижению взаимопонимания между участниками общения [7].

Материалом для проведения подобных наблюдений и формулирования выводов о правилах речевого поведения и особенностях речи могут служить не только положительные, образцовые примеры, но и негативные. В таких примерах нужные для выводов особенности могут проявляться более явно, что облегчит их усвоение учащимися.

Для закрепления у младших школьников полученных знаний об особенностях речевого поведения и выработки внимания к речи окружающих и своей собственной учителю необходимо делать следующее:

− привлекать внимание детей к соблюдению правил речи;

− побуждать обучающихся к анализу речи и установлению ее соответствия условиям и задачам общения;

− способствовать осознанию младшими школьниками цели любого высказывания при его подготовке [5].

Для того чтобы научить младших школьников культуре речевого поведения в актуальных для детей этого возраста ситуациях общения, учителю следует использовать такие приемы, как анализ и разыгрывание речевых ситуаций (ситуативные упражнения). Для анализа можно использовать ситуации, описанные в произведениях литературы, представленные в фильмах или в реальной жизни детей. Разыгрывание ситуаций, как никакой другой прием обучения, позволяет ребенку подготовиться к действиям в реальной ситуации общения.

Также большое значение для развития культуры речи имеет качественный дидактический материал: речевые ситуации, описанные в произведениях русских и зарубежных авторов, образцовая речь дикторов телевидения, актёров, в записи на электронных носителях, памятки по использованию этикетных форм общения, информационные бюллетени, карточки с адаптивной помощью для индивидуальной работы. Учителю необходимо вместе с детьми анализировать речевые ситуации и делать выводы, учить детей правильно, точно и последовательно излагать свои мысли и чувства [4].

  1. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М.: Просвещение, 1986. — 176 с.
  2. Амонашвили, Ш. А. Созидая человека. — М.: Знание, 1982. — 95 с.
  3. Воронцова Т. А. Культура речи. Учебное пособие. — Ижевск, 2011. — 141с.
  4. Иванова, С. Ф. Воспитание культуры речи у школьников. — М.: Просвещение, 2010. — 102 с.
  5. Казарцева, О. М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. — М.: Флинта, 2008. — 496 с.
  6. Мизинина, И. Н. Русский язык и культура речи. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. — 237 с.
  7. Синицын, В. А. Современные подходы к развитию речи младших школьников // Начальная школа. — 2012. — № 2. — С. 10–19.
  8. Стрельчук, Е.Н. «Коммуникативная культура» и «культура речевого общения»: синонимичные понятия? // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. — 2011. — № 4. — С. 276 –278.

Как формировать у ребенка культуру общения?

Одним из важнейших условий, влияющих на качество коммуникаций, является речь человека. Коммуникация и культура общения детей в свою очередь являются смысловым аспектом взаимодействия с обществом.

Сюда включаются установления контактов, общение между людьми, взаимный обмен информации. Для того, чтобы полноценно развивалась личность ребенка, важно чтобы он как можно больше принимал участие в общении. Общение – это ведущий вид деятельности человека. Он позволяет ему познавать самого себя и давать себе оценку с помощью других людей.

Совместная деятельность в процессе коммуникации

Во время совместной практической деятельности создаются сложные коммуникационные речевые системы.

Речь может обладать различными свойствами. Например, она может быть чистой и правильно. Также речь может быть точной и логичной. Речь бывает выразительной и уместной. Речь, соответствующая этим характеристикам свидетельствует о хорошо развитых коммуникативных навыках. Человек испытывает постоянную потребность в общении.

И именно речь является главным средством удовлетворения этой потребности. Дошкольный возраст – это время, когда речь развивается наиболее сильными темпами.

Культура общения детей

Ребенок испытывает огромную потребность в том, чтобы общаться с другими людьми. Общение позволяет сформировать связи, развивать основы его социального поведения, ребенок приобретает новые знания и приобретает духовные ценности.

Речевое общение в детском саду

Современное дошкольное образование предъявляет более высокие требования к общению детей, чем раньше. Речевое общение в детском саду имеет познавательное содержание, прививает литературные образы речи, помогает поддерживать диалог не только с ровесниками, но и со взрослыми и потреблять культурный контент.

Государственный стандарт также содержит определенные требования, которые предъявляются к методам педагога, стимулирующим и развивающим речевые навыки дошкольников.

Очень важно для личностного развития, чтобы ребенок овладел правильной речью.

Главная линия работы педагога в развитии детей – это помогать им овладеть устной речью. Уже в дошкольный период активная речь становится главным коммуникативным средством для человека.

Особенности коммуникации старшего дошкольника

Современная психология выделяет следующие особенности, характерные для старших дошкольников в речевом развитии:

  • старшие дошкольники имеют уже достаточно устойчивую систему взаимоотношений с самим собой и с окружающими людьми. Их интерес к самим себе возрастает в этом возрасте, они пытаются разобраться в собственных поступках и качествах. Так начинает формироваться их самооценка;
  • совершенствуются новые условия, при которых развивается личность ребенка – он начинает предъявлять к самому себе требования и следит за своей культурой общения;
  • в этом возрасте ребенка начинают интересовать правила и нормы взаимоотношений с людьми. Он начинает приобретать устойчивые моральные взгляды;
  • очень большое влияние на ребенка оказывает коллектив сверстников, коллективные отношения приобретают для него большое значение, он начинает испытывать потребность в положительном к нему отношении со стороны товарищей, его интересует то, как они оценивают его поступки.

Направления деятельности общения детей

Невозможно развивать культуру речевого общения, не прививая детям нормы и правила русского языка. О.С. Ушакова пишет о том, что существует три направления: структурное направление связано с усвоением структурных уровней родного языка; функциональное – связано с развитием языковых навыков в процессе коммуникаций; когнитивное – связано с развитием способностей к осознанию языковых явлений.

Все эти элементы тесно связаны между собой. Все исследования, которые изучают различные аспекты речи детей дошкольного возраста, включают в себя изучение развития осознания языковых явлений.

Это соответствует тому, какова главная цель по формированию речи у дошкольников: развитие устной речевой активности, помощь в освоении литературного языка родного народа.

Задачи развития речи

Развитие речи – это многогранная цель, которая состоит из множества отдельных задач. Если проанализировать формы речевого общения, а также языковую структуру и языковые единицы, уровень осознанности в речи, то можно выделить некоторые из этих задач.

Важно рассмотреть подробно характеристику каждой задачи по развитию речи. Это позволит увидеть их роль в развитии культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.

Культура общения детей и словарная работа

Обсудим то, каким образом формирование речевого общения связано со словарной работой. Для того, чтобы обогатить лексический запас слов, важно не только пополнить его большим количеством разнообразных терминов и понятий.

Необходимо, чтобы дети понимали содержательную сторону слов, чтобы они видели семантику слова, точно понимали значение каждого слова, видели взаимосвязи между этими словами. Ведь именно семантика в процессе устной речи играет огромную роль.

Основоположником исследования словарной работы в детском саду считается М.М. Конина. Другие исследователи, такие как Н.П. Иванова, например, были ее учениками и также посвятили свои работы этому вопросу. Семантику подробно изучила Е.М. Струнина и другие.

Стоит отметить, что словарный запас – это ядро развития речи у детей, так как именно слово является главной языковой единицей.

В лексическом словаре человека отражено содержание речи. Дети усваивают далеко не все слова, которые слышат от других, а только те, которые им необходимы для общения и жизнедеятельности. Важно не только запоминать сами слова, нужно понимать их значение и уметь правильно подбирать в соответствии с ситуацией и контекстом.

Словарная работа не проводится независимо от других видов деятельности. Обычно она является частью ознакомления дошкольников с окружающим миром. Речевые упражнения помогают закрепить результаты проведенной словарной работы. Важно, чтобы дети имели представление о сочетаемости слова с другими, видели его ассоциативные связи.

Звуковая культура речи

В процессе формирования речи у дошкольников воспитатель ставит перед собой еще одну важную задачу: формировать у детей звуковую культуру речи.

Звуковая культура общения детей как составляющая речи также разделяется на два элемента: способность ребенка воспринимать чужую речь, развитие у дошкольника речедвигательного аппарата. По мнению многих исследователей большую роль играет осознание дошкольником фонетической составляющей речи.

Ребенок уже в дошкольный период хорошо замечает недостатки как в своей собственной, так и в чужой речи. Осознавая звуковой аспект речи дети приходят к осознанию речи в полном смысле этого слова. Они начинают осознавать само по себе языковое явление и речь. Это становится хорошей предпосылкой для развития произвольной речи.

Для того, чтобы выполнить эту задачу, необходимо достичь следующих промежуточных целей: формирование у детей речевого слуха, с помощью которого ребенок воспринимает и может различить различные фонологические средства языка; развитие правильного произношения звуков; развитие орфоэпии; усвоение таких средств речи, как темп, тон, интонация, сила и тембр; формирование правильной дикции. Важно уделять достаточно внимания речевой культуре.

Важно обучить детей тому, как правильно использовать средства выразительности речи, учитывая условия и те задачи, которые ребенок ставит перед собой.

Грамматическая культура речи

Развивая грамматическую речевую культуру, важно развивать также и морфологическую культуру. Также сюда включается использование методов синтаксиса и словообразования. Не владея грамматикой, ребенок в принципе не в состоянии поддерживать речевое общение. Такие исследователи, как М.И. Попова, А.Н. Гвоздева, Ф.А. Сохина и другие внесли большой вклад в изучение особенностей формирования грамматики.

Они пишут о том, что детям непросто дается изучение грамматической языковой структуры, ведь грамматика по своему содержанию является абстракцией и отвлечена от материального мира.

Изучение грамматического строя осложняется также и тем, что русский язык имеет множество непродуктивных форм, а грамматические правила имеют множество исключений.

Дети изучают грамматику неосознанно: они подражают речи взрослых и используют метод обобщения. Важно, чтобы педагог обращал внимание на каждую часть речи, помогал ребенку усвоить все методы словообразования, а также усвоить все возможные синтаксические конструкции. Дети должны свободно и грамматически верно строить свою речь. Дошкольники должны уметь продуцировать грамматически верную связную речь во время общения.

Для того, чтобы успешно сформировать речевую культуру у дошкольников, необходимо развивать у них способность к связной речи, которая должна проявляться как во время диалогов, так и во время монологов.

Диалогическая речь

Для дошкольников основным способом общения является диалогическая речь. поэтому в первую очередь нужно уделить внимание тому, чтобы формировать их коммуникативно-речевые способности. А это невозможно делать без целенаправленного вмешательства взрослых.

Важно научить дошкольника правильно вести себя во время диалогического общения. Ребенок должен уметь слушать другого, правильно понимать смысл чужой речи, вовремя вступать в разговор и поддерживать его ход.

Культура общения детей включает в себя умение вежливо отвечать на вопросы и уметь самостоятельно задавать вопросы другим. Также они должны быть в состоянии использовать различные средства языка, объяснять что-либо, учитывать ситуацию во время общения.

Диалогическая речь способствует развитию более сложного навыка – навыка вести монологическую речь. сюда включается способность внимательно слушать, воспринимать связные тексты, пересказывать их, продуцировать собственные речевые высказывания.

Все, что усвоил ребенок в родном языке составляет содержание его связной речи. Сюда включается многое: это и звуковой строй речи, и лексический запас, и грамматический строй. Именно это определяет способность ребенка правильно использовать собственную речь для достижения ее главной цели – для общения и коммуникаций. Именно связная речь позволяет человеку поддерживать полноценное общение с другими людьми.

Художественный текст как средство развития речи

Осознавая языковые явления, ребенок должен справиться с еще одной задачей – познакомиться с великими художественными произведениями. Художественные тексты оказывают большое влияние не только на развитие речи детей, но и на их нравственное формирование.

Начиная знакомство с миром художественной литературы, ребенок активно пополняет собственный запас слов, его образная речь формируется большими темпами, он приобретает поэтический слух. Также художественная литература позволяет помочь детям развить творческие способности в речевой деятельности, усвоить принятые в обществе нравственные и этические понятия.

Для того, чтобы развивалась культура общения детей и культура самой речи, необходимо помогать им формировать образную речь. сюда включается понимание того, как применять существующие в литературном языке нормы и правила. Также ребенок должен уметь понятно передавать содержание своих мыслей, делиться чувствами и представлениями.

Речь должна оформляться таким образом, чтобы соответствовать цели общения, ее содержанию, она должна быть грамматически верно и выразительной. Благодаря художественной литературе ребенок приобретает вкус к богатству родного языка, формирует способность встраивать в собственные речевые высказывания различные средства выразительности.

В этом также может помочь знакомство с поговорками и пословицами. Эти представители художественного фольклора наиболее понятны и просты для восприятия детьми.

Культура общения детей со сверстниками

Дошкольники большую часть времени проводят, общаясь с ровесниками. Это позволяет каждому члену группы включиться в систему межличностных отношений.

Дети ежедневно взаимодействуют друг с другом и осуществляют совместную деятельность. Такие именитые авторы, как А.А. Бодалев и Б.Ф. Ломов, воспринимают понятие «культура общения детей» как один из самых сильных факторов, влияющих на личностное развитие, физическое и психическое здоровье человека.

В дошкольный период общение также является главным фактором, влияющим на готовность ребенка к обучению в школе.

Большинство детей в плане общения со сверстниками развиты вполне достаточно. Они умеют выстраивать контакты как с детьми, так и со взрослыми. Дети умеют осуществлять совместную игровую деятельность, договариваться друг с другом. Дети умеют совместно планировать что-либо и реализовывать поставленные задачи.

Они свободно высказывают свои желания, они умеют правильно задавать вопросы. Во время общения дети неосознанно, но правильно используют различные коммуникативные приемы, такие как речь и мимика, а также жесты. У детей есть полезное свойство – они интересуются собеседником.

Однако есть дети, которые в разной степени сталкиваются с трудностями в освоении коммуникативной деятельности. Это легко выявить, если понаблюдать за тем, как ребенок взаимодействует со сверстниками и взрослыми, как он проявляет себя в ролевых играх, как он ведет себя во время нерегламентированной коммуникативной деятельности.

Если дошкольнику сложно войти в детский коллектив, если он не учитывает интересы своих партнеров, то его коммуникативные способности становятся бедными по сравнению с большинством. Это негативно сказывается на игровой деятельности дошкольника, его межличностных отношениях, приводит к невысокому статусу среди товарищей.

В результате развиваются сложные отношения с ребятами, часто возникают конфликтные ситуации, дети не могут договориться между собой о чем-либо. И хотя такие дети стремятся играть с другими, им сложно установить дружеские связи, во время игр часто возникают ссоры и эти дети часто проводят время в одиночестве.

Таким образом, для того, чтобы была сформирована культура общения детей, а ребенок усвоил основы культуры речи, он должен обладать высоким уровнем речевого развития. Сюда включаются следующие навыки и знания: ребенок должен владеть литературными правилами и нормами русского языка, он должен свободно использовать грамматику и лексику при построении речевых высказываний; он должен уметь создавать и поддерживать контакты как со взрослыми, так и с ровесниками; он должен уметь внимательно слушать, правильно отвечать, корректно возражать, понятно спрашивать и грамотно объяснять.

Культура речевого общения детей дошкольного возраста
материал по развитию речи

Культура речевого общения детей дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

Культура речевого общения детей дошкольного возраста.

Общение – актуальная проблема, исследованием которой занимались А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов и другие. «Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности»,- В. В. Давыдов.

Одним из компонентов общения выступает культура речи . Исследования учённых установили, что воспитание культуры речевого общения предупреждает негуманное проявление эмоций, а также определяет :

-формирование знаний норм и правил;

-умение взаимодействовать с окружающим;

-желание вступать в контакт.

Проблеме формирования у дошкольников основных навыков и умений употребления формул речевого этикета стали уделять внимание сравнительно недавно. Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , «содержание образовательной области « Речевое развитие » направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми решение следующих задач :

-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

-развитие всех компонентов устной речи детей ; практическое овладение воспитанниками нормами речи».

Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет (французское слово – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Культура речи – сложное понятие. Под культурой речи понимают владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают правильную и неправильную речь.

Культура речи – это также речевое мастерство , умение выразительно и доходчиво излагать мысли вкуса и интереса к языку.

Сегодняшний старший дошкольник умеет читать , писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения .

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций , что влечет за собой и упадок общей культуры . Поэтому перед педагогами ставится цель и решаются задачи.

Основная цель- формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

Ввести в активный словарь этические стереотипы;

Формировать умение выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения ;

Способность эффективно осуществлять деятельность, т. е. умение говорить и слушать других;

Проводить работу по освоению собственно речевых норм (слайд №3) .

Формирование культуры речевого общения – важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста , потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами. Освоение ребёнком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения .

В основе обучения положены следующие принципы :

— учёт возрастных особенностей дошкольников ;

— использование различных форм, методов и приёмов работы;

— безоценочного позитивного принятия ребёнка;

— сочетание различных форм организации деятельности.

Формирование навыков культуры общения имеет закономерности, связанные с возрастными особенностями . Выделяются основные способы педагогического воздействия : приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы (беседы, разъяснение) ; а также наиболее характерные приёмы обучения. Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между ними.

Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляем их через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни. В совместной деятельности проводим игры-импровизации, игры-упражнения и прочее. Данная работа в совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, позволяет каждому ребёнку дощкольного возраста без перегрузки , с учётом возрастных , индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила культуры речевого общения .

Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Основанное на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения .

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей немаловажна . Формируется словарь – идет обогащение словаря новыми словами. Затем вводят слова в речь детей , т. е. идет активизация словаря. Дети учатся использовать в своей речи существительные, затем слова действия, прилагательные, ласковые слова (с утешительным ласковым суффиксом) и т. д.

Развивается связная и монологическая речь. После прочтения сказки детям предлагается : закончить какое-то предложение, повторить некоторые предложения, затем пересказать. Также идет развитие и диалогической речи. Дети учатся передавать с помощью речи характер героев. Если герой чем-то недоволен – говорит сердито. Если боится – говорит со страхом.

Развивается сила голоса и дикция.

Дети учатся произносить слова так, чтобы окружающим все было хорошо слышно и все понятно.

В ДОУ проведён семинар практикум с педагогами на тему « Культура речевого общения через театрализованную деятельность», с целью – формирование культуры речевого общения у детей дошкольного возраста .

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребёнка, мы используем кукольный, настольный театр, театр на фланелеграфе. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей , чему ещё нужно научиться и в процессе игры воспитатель может показать, как необходимо себя вести в той или иной ситуации.

С целью закрепления навыков и умений дети играют в дидактические игры в доступной и образной форме напоминают детям о правилах этикета. Наиболее целесообразным временем для игр являются часы после дневного сна.

Во время прогулок, совместной, самостоятельной деятельности дети охотно общаются и закрепляют полученные навыки общения .

Педагоги внимательно следят за тем, как каждый из их подопечных воспринимает воспитательное воздействия и влияние. Определяют уровень нравственной воспитанности каждого из детей . Наблюдения позволяют выявить у каждого ребёнка присущие ему особенности поступков, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры общения и этикета .

Современные родители испытывают определенные трудности в общении с детьми , а отсюда и серьезные недостатки в формировании речевого этикета .

Чтобы лучше узнать ребёнка, необходимы знания о его семье. В начале года проводим анкетирование родителей, с помощью которого выясняем знания родителей об этикете, а в дальнейшем, проанализировав анкеты, даем необходимые консультации, делаем папки-передвижки, рассказываем о том, какими навыками этикета могут овладеть их дети.

Беседуя с родителями, воспитатель дает образец культуры ведения диалога . Уважительное, доброжелательное отношение к обслуживающему персоналу, в процессе которого ребёнок может слышать образцы речевого этикета , тоже является необходимой составляющей воспитания дошкольника .

Можно отметить, что работа, проводимая в ДОУ, наиболее результативна, если находит продолжение в семье.

Добрые слова. Мы можем делиться своей добротой не только с помощью улыбок и ручек, но и словами. Мы же люди, а люди умеют разговаривать! Покажите свои язычки. Давайте ими поработаем (языковая гимнастика) . А теперь наши язычки будут делать доброе и нужное дело : мы начнём говорить друг другу хорошие, приятные слова.

Игра «Антонимы» . Идёт подготовка к тренингу : обогащение словарного запаса детей добрыми словами .

Злой- добрый, плаксивый- весёлый, жадный- щедрый, грубый -нежный, ненавижу-люблю, глупый -умный, страшный -красивый, грязный- чистый, вонять-пахнуть, реветь- смеяться, толстый- стройный, враг-друг, жёсткий- мягкий…

Тренинг со свечой. Передача свечи (обязательно с безопасным подсвечником) по кругу из рук в руки и проговаривание добрых слов рядом стоящему человеку. Например : Сашенька, ты очень весёлый; Танечка, ты хорошая подруга…

Вывод : не жалейте для людей добрых слов и улыбок, говорите им, какие они хорошие, и тогда все и вправду подобреют.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю вашему вниманию подробный и уже готовый, опробированный план тематического контроля Тема: Развитие коммуникативно-речевого общения дошкольников в процессе организации работы парами и малыми.

Развитие речевого общения играет большое значение в системе общего развития ребенка дошкольного возраста. Получая навыки речевого общения, ребенок получает возможность эффективно общаться, как со.

Выступление на педагогическом совете 21.02.2013 г. P.S. Данные восстановлены с сайта dou654@edusite.ru.

В статье раскрывается значение устного народного творчества в развитии речевого общения детей дошкольников.

На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в обществе взрослых и сверстников.

Создание условий для развития речевого общения детей дошкольного возраста в процессе совместной деятельности, в играх, в повседневной жизни в соответствии с требованиями с ФГОС ДО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector