Коммуникативных способностей детей среднего дошкольного - Оappendicite

Коммуникативных способностей детей среднего дошкольного

Коммуникативных способностей детей среднего дошкольного

Коммуникативные способности дошкольника – научить общению с детства

Дошкольники много времени проводят в общении со сверстниками. Наблюдая за детскими играми, родители радуются, если их ребенок легко контактирует с окружающими, и тревожатся, если общение не складывается. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста позволяет своевременно преодолевать сложности и способствовать формированию полноценных отношений со сверстниками и взрослыми.

Формирование коммуникативных способностей в дошкольном возрасте

Речь – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях.

Однако малыши в силу своих ограниченных возрастных возможностей таким важнейшим средством только начинают овладевать.

С первых лет жизни ребенок нацелен на общение. Он дружелюбен, улыбчив, охотно идет на контакт. Но, если до трехлетнего возраста малыш пытается взаимодействовать с окружающими, держась за мамину или папину руку, то в дошкольном возрасте ему все чаще приходится обходиться без прямой поддержки взрослого.

Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те формы общения, которые им приглянулись.

Развитию коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей. Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих основу эмоционального интеллекта:

  • Сочувствию и сопереживанию;
  • Умению представить, что ощущает другой;
  • Сдерживанию эмоций (без криков, плача и топота ногами);
  • Пониманию того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому.

Невербальная стадия общения

Невербальное общение – это беседа без использования речи. Данная форма контакта доступна в любом возрасте. Исследователи возрастного развития говорят, что детям свойственно отлично имитировать мимику взрослых, их еще не сковывают рамки условностей и норм.

Особенно важно это умение для установления контакта со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте познакомиться и договориться при помощи речи довольно сложно, зато на помощь приходят подручные средства.

Играя рядом в песочнице, дошкольник улыбкой приглашает нового друга делать куличики вместе. Подтвердить это предложение очень просто – протянуть лопатку или формочку. Так же малышам свойственно стремление показать, что они уже умеют. Внимание чаще привлекается прикосновением, а показ песочного замка происходит при помощи рук.

Симпатию и антипатию на этом этапе дошкольникам также проще проявить невербально. Тем, кого они любят, достаются объятия, поцелуи. Взрослые и дети, не пользующиеся расположением малыша, могут увидеть в свой адрес нахмуренный лобик, спину ребенка или даже попытку спрятаться за мамину юбку.

Коммуникативно-речевая стадия

С наполнением словарного запаса развитие коммуникативных способностей у дошкольников ускоряется. Появляются вопросы: «Куда?», «Где?». К невербальным сигналам, приглашающим пообщаться, малыш добавляет простые пояснения: «Моя машина», «Сыпь песок в ведерко».

В 4 года ребенку легко даются повествовательные предложения. Общаясь с другими детьми, дошкольник открывает для себя причастность к сообществу и радостно констатирует: «Мы катаем машинки», «Мы бегаем».

Пятилетние дети способны пригласить сверстника в игру, активно употребляют более сложные конструкции: «Давай играть в магазин, я буду продавать, а ты — покупать».

В общении младших дошкольников бывают и конфликтные ситуации. По большей части, они провоцируются детским эгоцентризмом. Иногда ребенок ни за что не соглашается дать свою игрушку. С другой стороны, есть дети, которые, увидев привлекательную машинку или совочек у другого ребенка, хотят немедленного получить их.

В любом из этих случаев важно, чтобы взрослый пояснял ребенку, как обращаться с просьбой, чтобы друг поделился с ним игрушкой. Необходимо обучать маленьких коммуникаторов принятым вежливым фразам, регулирующим общение.

С пяти лет дошкольник, благодаря развитию связной речи и осознанию важности слов для коммуникации, переходит на более высокую ступень общения. Коммуникативные способности на этой стадии приобретают особую важность.

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников

Ребенок, который предпочитает проводить время в одиночестве, часто делает это по причинам неумения быть интересным и правильно общаться. Находясь среди сверстников, он может испытывать застенчивость, неуверенность в себе или проявлять агрессивность. Поэтому дошкольное развитие требует выделения значительного количества времени для формирования коммуникативных навыков.

Условия развития способностей к общению подразумевают два взаимодополняющих пути. Первый – активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля коммуникативного поведения. Второй – проведение времени с ровесниками, в течение которого дети постоянно учатся друг друга.

С развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со взрослыми, так и сверстниками.

Заимствование коммуникативных моделей взрослых

Общаясь со взрослыми, дошкольник развивает основные составляющие коммуникативных навыков. Готовая модель, которую они наблюдают у родственников и воспитателей, позволяет им разобраться в следующем:

  • Когда вступать контакт, то есть, понять, при каких условиях беседы уместны, а когда следует помолчать;
  • Как организовать общение, как решать конфликты, наглядно увидеть эмоциональное сопереживание;
  • Каких норм и правил требует общение, то есть определить для себя границы допустимой резкости, откровенности, шутливости.

Также диалоги со взрослыми – это получение информации о знаниях и культурных ценностях. На примере дети учатся рассказывать, обучаются тому, как сделать свои истории интересными и увлекательными.

Развитие способностей в общении с детьми

Принципиальное отличие коммуникации со сверстниками – это повышенная эмоциональная насыщенность. В этом случае отступают рамки, и дети обучаются быть искренними и артистичными. В их общении присутствуют беспричинный смех, кривляние, громкие высказывания, переходящие в крик.

Таким образом дети экспериментируют, самостоятельно ища способы привлечь к себе внимание без помощи взрослых.

Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:

  • Непредсказуемые сочетания слогов и звуков – попытки создать свой язык;
  • Отсутствие правил;
  • Наличие грубых слов, помогающих выпустить эмоции.

Если беседуя с взрослыми, дошкольник больше спрашивает и слушает, то в разговорах со сверстниками он стремится высказаться сам, даже если для этого приходится перекрикивать других. Более того, от воспитателей и родителей дошкольник ожидает оценки или новых сведений. Просто болтая с друзьями, он обучается выражать себя и эмоции, излагать желания, показывать настроение с помощью слов и даже пытается брать на себя функции лидера, демонстрируя инициативность и стараясь управлять остальной компанией.

Средства развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Для целенаправленного развития коммуникативных способностей специалисты выделяют направления, демонстрирующие наибольший результат:

  • Любительский театр;
  • Игровая деятельность.

Развитие способностей коммуникации в театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность помогает детям не только обогатить собственный словарь. Разыгрывая сценки из сказок, превращаясь в одного из персонажей, дошкольник получает возможность посмотреть на окружающий мир другими глазами.

Кроме того, если дошкольник не решается проявить активность в реальной жизни, в условиях театрализованной среды он получает возможность взаимодействовать с другими. Происходит расширение круга общения, нарабатываются навыки коммуникации.

Новые краски, звуки, образы – все это обогащает речь. Во время репетиций ребенок сам не замечает, как начинает более богато интонировать, иначе произносить звуки, более четко проговаривать слова.

Дошкольник, участвуя в театрализованных играх, добивается следующих результатов:

  • Развивает выразительность речи;
  • Расширяет лексикон;
  • Избавляется от телесных зажимов и раскрепощается;
  • Развивает артистизм, уверенность при выступлении на публике;
  • Научается устанавливать контакты с людьми разных возрастов.

Игра как средство формирования коммуникативных способностей

Игра – основной или ведущий тип деятельности у дошкольников, поэтому развитие многих способностей проводится при помощи игровой терапии.

Подвижные игры являются эффективным средством раскрепощения детей, у которых наблюдаются сложности коммуникации.

В подвижных играх уравнивают всех участников, для всех принимаются единые правила, что является важным для вовлечения в действия самых застенчивых и малообщительных детей.

Сюжетно ролевые игры предоставляют возможность одновременно поддерживать ролевые отношения с позиции своего персонажа, а также реальные отношения в качестве партнеров по игре. Поэтому сюжетная игра является такой благодатной площадкой для развития коммуникативных способностей дошкольников.

Дидактические коммуникативные игры нацелены на формирование конкретных умений и навыков, важных для успешного общения:

  • умения устанавливать контакт, то есть располагать к себе;
  • освоения мимики и жестов как средств невербального общения;
  • умения сопереживать;
  • навыков урегулирования конфликтов;
  • выразительности речи.

Комбинация обоих методов, систематически применяемая в дошкольном возрасте, эффективно готовит ребенка к школе и предупреждает возможные проблемы, связанные с построением взаимоотношений с педагогами и ровесниками.

Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста

Диагностика уровня коммуникативных способностей детей 4-5 лет

коммуникативный способность дошкольный общение

Опытно-экспериментальной базой исследования является МДОУ Центр развития ребенка № 1 «Хатыцчаана» с.Хатыц-Арыы Намского улуса. В эксперименте участвовали 10 детей средней группы.

Чтобы определить уровень коммуникативных способностей мы решили провести диагностику коммуникативной компетентности ребенка и оценивания коммуникативных качеств личности.

1. Диагностика коммуникативной сферы

Цель исследования: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками с помощью методики «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А.Калягина).

Описание методики «Картинки».

Исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж (Приложение). Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

Инструкция. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке»? Ответ фиксируется в протоколе. Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки)?»

В исследовании приняли участие 15 детей подготовительной группы детского сада. Проведению методики предшествовала беседа об отношениях с друзьями, которая помогла диагностировать умение ситуативно-личностно общаться. Были заданы следующие вопросы: Кто из сверстников больше нравится? Почему? С кем чаще всего ссоришься? С кем хочешь дружить?

Анализ результатов: По ответам детей мы оценили их коммуникативную компетентность:

Высокая — дети могли конструктивно и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях.

Средняя — ответы говорили о явно недостаточной социальной компетентности, или носили агрессивный характер.

Низкая — проявляли полную беспомощность.

2 Оценивание коммуникативных качеств личности у детей.

Методика — анкета для родителей. Данная анкета представляет собой вопросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности у детей, а также их взаимоотношений с окружающими людьми.

  • 1. Фамилия, имя ребенка. Дата рождения.
  • 2. Общителен ли ваш ребенок со взрослыми?
  • а) очень
  • б) не очень
  • в) совершенно замкнутый
  • 3. Общителен ли ваш ребенок с детьми?
  • а) очень общительный, в большинстве случаев предпочитает играть не один, а с другими детьми,
  • б) не очень общительный, чаще предпочитает играть один,
  • в) иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми.
  • 4. Если ваш ребенок общительный, то предпочитает ли он играть:
    • а) с детьми старше себя по возрасту,
    • б) с ровесниками,
    • в) с младшими детьми.
  • 5. Как ведет себя ваш ребенок в игре?
  • а) умеет организовать детей для совместной игры и для других занятий, берет на себя в игре только ведущие роли,
  • б) одинаково хорошо выполняет в игре как ведущие, лидерские, так и подчиненные, второстепенные роли,
  • в) чаще всего в игре берет на себя второстепенные роли, подчиняясь другим.
  • 6. Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми?
  • а) умеет дружить и без конфликтов играть с другими детьми,
  • б) часто конфликтует.
  • 7. Делится ли ваш ребенок игрушками с другими детьми?
  • а) охотно делится,
  • б) иногда делится, иногда нет,
  • в) не делится.
  • 8. Сочувствует ли ваш ребенок другим людям?
  • а) всегда сочувствует другому, когда тот чем — то огорчен, пытается его утешить, пожалеть, помочь,
  • б) иногда сочувствует, иногда нет,
  • в) почти никогда не сочувствует.
  • 9. Обижает ли ваш ребенок других детей?
  • а) часто обижает,
  • б) иногда обижает,
  • в) никогда не обижает.
  • 10. Часто ли ваш ребенок жалуется взрослым?
  • а) часто,
  • б) иногда,
  • в) никогда.
  • 11. Обидчив ли ваш ребенок?
  • а) очень обидчив,
  • б) иногда обидчив,
  • в) не обидчив.
  • 12. Справедлив ли ваш ребенок?
  • а) всегда справедлив,
  • б) иногда справедлив, иногда нет,
  • в) чаще всего не справедлив.
  • 13. Всегда ли ваш ребенок говорит правду?
  • а) всегда,
  • б) иногда говорит, иногда нет,
  • в) чаще обманывает и говорит неправду.
  • 14. Всегда ли ваш ребенок ведет себя вежливо?
  • а) всегда,
  • б) иногда,
  • в) почти никогда не ведет себя вежливо.
  • 15. Всегда ли ваш ребенок послушен?
  • а) всегда,
  • б) иногда послушен, иногда нет,
  • в) почти никогда не бывает послушным.
  • 16. Самостоятелен ли ваш ребенок?
  • а) вполне самостоятелен, любит и делает все сам,
  • б) иногда самостоятелен, иногда нет,
  • в) чаще всего несамостоятелен, предпочитает, чтобы за него все делали другие.
  • 17. Настойчив ли ваш ребенок?
  • а) всегда настойчив и старается дело доводить до конца,
  • б) иногда настойчив, иногда нет,
  • в) нет и обычно не доводит до конца дело, за которое взялся.
  • 18. Трудолюбив ли ваш ребенок?
  • а) очень трудолюбив, всегда охотно и старательно выполняет порученную ему работу,
  • б) иногда любит трудиться, иногда ленится,
  • в) чаще всего проявляет лень, не любит работать.
  • 19. Уверен ли ваш ребенок в себе?
  • а) вполне уверен,
  • б) иногда уверен, иногда нет,
  • в) не уверен.

В качестве экспертов, оценивающих ребенка по этой анкете, должны выступать разные люди, не только родители ребенка. По опросу родителей получают, как правило, предварительные сведения о личности и межличностных отношениях ребенка, которые в дальнейшем должны перепроверяться, так как в большинстве случаев мнение родителей является субъективным.

Степень развитости каждого коммуникативного качества личности ребенка по анкете определяется при помощи следующей шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответствие обозначенные выше строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе:

  • 10 баллов — выбор для ответа пункта «а».
  • 5 баллов — выбор для ответа пункта «б».
  • 1 балл — выбор для ответа пункта «в».

Путем суммирования оценок по всем пунктам и деления полученной суммы на 18 получается средняя оценка степени развитости у данного ребенка всех его коммуникативных качеств личности и межличностных отношений.

По первому (анкетные данные) и по четвертому пунктам (предпочтительный выбор людей для общения) количественные оценки ребенок не получает. Ответы на четвертый пункт позволяют делать выводы качественного характера, которые дополняют количественные оценки.

Каждый пункт анкеты соответствует определенным качествам личности, таким как общительность, вежливость, уверенность в себе и др. Результаты анкеты показывают наличие у детей всех этих качеств в той или иной степени. Но также нашей задачей было определить степень развитости у ребенка всех данных качеств личности путем суммирования.

Аспект развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое и опытно-экспериментальное изучение способов развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: коммуникативные навыки у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретический аспект развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 6
1.1 Проблема развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста 6
1.2 Средства развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 12
1.3 Игровая деятельность – особый вид деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития коммуникативных навыков 16
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 22
2.1. Изучение коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 22
2.2 Организация и проведение исследования по развитию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 27
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 36

Файлы: 1 файл

kursovaya_1.docx

Основой в развитии коммуникативной деятельности является способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Формирование этой способности у детей — длительный процесс, начинающийся ещё в раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего школьного периода. Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. В своей развитой форме коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать мнообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, умение оценивать ситуацию, учитывать намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к регуляции собственного речевого поведения и т.д.

1.2 Средства развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста

Особо значимым аспектом деятельности воспитателя детского учреждения является коммуникативный аспект. С профессионально значимой целью воспитатель вступает во взаимодействие с отдельными детьми и со всей группой. Условиями успешности взаимодействия с детьми является наличие у воспитателя внутренней готовности действовать совместно и желание найти подход к каждому ребенку. Психология доверия, так необходима в совместной деятельности с детьми, дети ждут от воспитателя проявления внимания, тепла, любви, и важно оправдать эти ожидания. Без этого трудно рассчитывать на взаимное сотрудничество. Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагогическое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому развитию [16, с. 317].

Таким образом, первое условие, предъявляемое к педагогической деятельности воспитателя ДОУ, работающего с детьми дошкольного возраста – это знание и владение функциональными компонентами педагогической деятельности.

Гностический компонент мы будем рассматривать, как знание воспитателем своей деятельности по развитию коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста, психологических особенностей воспитанников, их потребностей.

Конструктивный компонент мы будем рассматривать, как конструирование педагогом своей деятельности и деятельности воспитанников по развитию коммуникативных навыков с учетом ближних целей воспитания и способов их реализации (занятия, совместная деятельность).

Организаторский компонент – создание мотивации у воспитанников к предстоящей деятельности, организация совместной деятельности с помощью разнообразных форм и методов, стимулирование познавательной активности воспитанников.

Коммуникативный компонент – построение межличностных взаимодействий и отношений на основе восприятия психологического состояния детей, установление психологического климата с группой и каждым воспитанником, управление процессом совместной деятельности.

Все компоненты педагогической деятельности часто описываются через систему соответствующих навыков педагога (А.А. Реан). Представленные компоненты не только взаимосвязаны, но и в значительной степени пересекаются [22, с. 217-218].

Спецификой обучения детей в детском саду является то, что оно осуществляется в разных формах. Адекватный подбор форм и методов в деятельности воспитателя является вторым условием организации педагогической деятельности воспитателя по развитию коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста.

Основной формой организации обучения детей в детском саду является образовательная деятельность. В режиме дошкольного учреждения для каждой возрастной группы, определяется время проведения образовательной деятельности, как правило, это утренние часы. В процессе образовательной деятельности дошкольники не изучают основы наук. Они лишь включаются в учебную деятельность, чтобы научиться учиться. Это, прежде всего, необходимо уметь слушать воспитателя, воспринимать задание и выполнять его, словом понимать учебную задачу. В образовательной деятельности у них формируются не только знания и навыки осуществлять ту или иную деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия. В непосредственно- образовательной деятельности дети систематически усваивают знания, формируют умения и навыки. У воспитанников формируется отношение к людям, к миру.

Непосредственно- образовательная деятельность – специально организованная форма обучения. Для дошкольного возраста принципиально отличается от урока тем, что проводится на основе игры (подвижной, сюжетной, игры с правилами и др.), а также других специфических для дошкольника видов деятельности: изобразительной, конструктивной и пр. [9, с.43].

Непосредственно- образовательная деятельность не является единственной формой обучения. В обучении детей дошкольного возраста используются и другие формы. Обучение в детском саду может осуществляться в дидактических играх, которые могут использоваться как самостоятельная форма, а могут включаться в качестве составной части непосредственно- образовательная деятельность.

Межпредметные связи в процессе обучения могут рассматриваться не только с точки зрения общности методов, приёмов, форм преподнесения знаний, выработки умений и навыков, но и с точки зрения общности между предметами в плане развития умственных способностей учащихся, воспитания их творческой активности и самостоятельности.

Так, средствами формирования коммуникативных навыков в непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи являются:

  • Умение раскрывать тему, основную мысль;
  • Находить материал к высказыванию;
  • Систематизировать материал собранный к высказыванию;
  • Строить высказывания в определённой композиционной форме правильно, точно, ясно и по возможности ярко;
  • Определять авторскую позицию;
  • Высказывать собственное отношение.

Учащиеся, работая с текстом, не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством получения информации и обогащения своего читательского опыта

Важное средство – знакомство с дополнительной литературой: словарём, энциклопедией, справочниками.

Большое внимание должно уделяться диалогу. Это способствует умственному поиску, заставляет ребенка быть внимательным, собранным, быстро и чётко отвечать на вопросы. Поэтому работу по формированию речевой деятельности необходимо проводить по таким направлениям:

  • работа над развитием речевого аппарата;
  • уточнение и обогащение словарного запаса;
  • формирование грамматического навыка;
  • работа над связной речью;
  • формирование навыков воспринимать высказывания.

Для создания эмоционально-благоприятной ситуации в непосредственно- образовательной деятельности используют:

  • игровые приёмы;
  • занимательный текстовой материал;
  • задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.

Обновление и инновации в процессе обучения способствуют развитию коммуникативных способностей дошкольников, развитию личностного творческого потенциала, поэтому должны преобладать в работе педагога [6, c.13].

1.3 Игровая деятельность – особый вид деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития коммуникативных навыков

Одним из условий развития коммуникативных навыков является создание игровой среды для ребенка. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.

С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи — всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.

В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были [14, c.55].

Педагогическая работа по руководству игрой в качестве условия развития коммуникативных навыков отражается в перспективных планах в нескольких аспектах:

— приемы педагогического влияния на содержание игр;

— помощь детям при реализации игры;

— формирование взаимоотношений между участниками игры.

Перед знакомством с новой игрой должна проводится предварительная работа:

— показ наглядного материала,

— изготовление атрибутов к игре.

Особое значение в правильном планировании игры является постоянный анализ и оценка воспитателями своих действий и действий детей в игре. Воспитатели в своих записях отражают результаты целенаправленных наблюдений за игровой деятельностью.

В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика. Необходимо помнить, что при организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке [19, c.76].

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.

Театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. В каждой возрастной группе имеются разнообразные виды театров (настольные, кукольные, пальчиковые), которые используются в различных видах деятельности. Дети свободно владеют техникой исполнения, проявляют творчество, распределяют роли, инсценируя знакомую сказку. Совместно с воспитателями изготавливают необходимые атрибуты.

Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Эти игры особенно полезны для развития образной и выразительной речи.

Вторая группа игр – игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию. Основной компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило открыто, т.е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться [18, c.77].

Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Такие занятия-игры предусматривают формирование у детей знаний и навыков, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения.

Игровые задания подбираются по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.

Мастер — класс для родителей «Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством речевых игр»

Мастер – класс для родителей

«Развитие коммуникативных навыков у детей

среднего дошкольного возраста посредством речевых игр»

Цель: обучение родителей игровым упражнениям, способствующим развитию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

— повысить уровень компетентности родителей, их мотивацию на системное использование в жизненных ситуациях игровых упражнений с детьми среднего дошкольного возраста по развитию коммуникативных навыков;

— вызвать у родителей интерес к игровым упражнениям, способствующим развитию коммуникативных навыков у дошкольников;

— развивать творческую активность педагогического коллектива и родительского коллектива.

Ход мастер — класса:

Сегодня наша встреча посвящена игровым упражнениям, способствующим развитию коммуникативных навыков у дошкольников.

Я предлагаю Вам сыграть со мной в игру «Здравствуйте!».

— Здравствуйте, глазки – глазоньки,

— Здравствуйте, ушки – ушиньки,

— Здравствуйте, носик – носок,

— Здравствуй, ротик – роток,

— Все мы встали, подтянулись

— и друг другу улыбнулись.

Нарушение речи у детей дошкольного возраста широко распространены, а пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания, как воспитателей, так и родителей.

Наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей с патологией отмечается недостаток интонационных средств оформления речи.

Возникает вопрос у родителей: Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить? Что следует делать взрослым, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника?

Несовершенство речи, скорее всего, объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков.

Взрослым важно демонстрировать ребёнку правильный образец речи, развивать фонематический слух.

Что такое фонематический слух? Способность к слуховому восприятию речи.

Развивать фонематический слух вы можете, родители, с помощью игр и упражнений. Это игры на дифференциацию по ритму.

Игра «Полянка» — узнавать ритмический рисунок.

Заяц – 1 раз, медвежонок – 2 раза, белка – 3 раза, ёжик – 4 раза.

По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку?

Игра для развития ритма, силы голоса «Дождик»

Я предлагаю имитировать, как капает дождь, изменяя силу голоса и темп речи.

Сначала вы повторяете речевой материал вместе со мной, затем – вслед за мной.

— Начинается тихий грибной дождик –

Кап – кап (тихо, медленно)

Кап – кап (быстрее)

Кап – кап – кап (очень быстро)

Дождь усиливается, громко стучит по крышам:

И ещё одна игра на узнавание звука на фоне слова: «Поймай звук»

— Если вы слышите в слове звук «ж» — хлопнуть в ладоши.

ЖУК, ЛУК, ЖАБА, ЖИРАФ, КОТ.

— Речь не передаётся по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих трудностей. Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание: ребёнок 4 – 5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратитесь за помощью к логопеду.

Развитие речи у дошкольников идёт ускоренными темпами. В этом возрасте дети не только учатся произносить звуки, но и делать это правильно, параллельно пополняя собственный словарный запас. Для родителей важно помочь своему чаду, поэтому используются специальные речевые игры и упражнения для развития речи и постановки правильного речевого дыхания.

Для чего необходимо правильное речевое дыхание?

Очень часто можно услышать как дошкольники, произнося длинные фразы, сбиваются на середине, начиная говорить взахлёб, или же заканчивают их едва слышным шепотом. Причина этого в неправильном речевом дыхании. Ребёнку просто не хватает воздуха, чтобы закончить фразу.

Речевое дыхание помогает детям не только чётко произносить фразы, но и регулировать громкость собственного голоса в зависимости от ситуации.

Игры, способствующие формированию правильного дыхания, следует ограничить по времени. Из – за глубоких вздохов и выдохов у ребёнка может закружиться голова.

Для игры понадобятся бумажные бантики, нитки и верёвочка.

Нитку необходимо привязать одним концом к верёвочке, а второй к бантику. Таким образом, на верёвке закрепляются несколько бантов.

Задание: Ребёнку необходимо, вдыхая через нос, дуть на бантики.

Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха:

Положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки – на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки. Выполняем упражнения в игровой ситуации. Игрушки отдохнули и снова ожили. Посмотрите, как у них надувается животик, когда они дышат.

Сделать медленный, плавный вдох, обиваясь ощущения раздувающегося «шара» в животе. После этого сделать длительный плавный выдох, медленно втягивая живот (5 – 6 раз).

Упражнение «Забей мяч в ворота»

Цель – научить ребенка выдувать сильную отрывистую струю воздуха.

К игре подготовьте поролоновый или ватный мячик диаметром 2 – 3 см. Футбольные ворота можно сделать из проволоки.

Задача ребенка — забить гол плавной струей воздуха.

— забить гол резкой, отрывистой струей воздуха.

— посчитай сколько голов ты забил.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества. Дошкольники осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

«Что делать, если ребёнок не хочет слушать чтение книг?».

Пробуждайте интерес ребёнка к картинкам. Большинство книг для маленьких содержит много иллюстраций, и если ребёнок ими заинтересуется, он, естественно, начнёт и слушать. Найдите такие, которые нравятся ребёнку больше других, и побеседуйте о них. Искушайте ребёнка чтением. Выберите книгу, которая по вашему мнению, его заинтересует, сядьте в сторонке и громко читайте себе. Только сесть надо в таком месте, чтобы ребёнок мог легко к вам присоединиться. Купите книгу, к тексту которой существует магнитофонная кассета с записью, и покажите ребёнку, как включать магнитофон. Если ребёнку это понравится, вы сможете записать на магнитофон и другие тексты.

Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят.

Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, любимой своей игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector