Анатомо физиологические особенности организма детей - Оappendicite

Анатомо физиологические особенности организма детей

Анатомо физиологические особенности организма детей

Анатомо-физиологические особенности детского организма

В этом разделе кратко изложены основные анатомо-физиологические особенности челюстно-лицевой области и отдельных органов и систем детского тела. Особенности отдельных органов и систем рассматриваются также в разных параграфах отдельно, что необходимо для ясности изложения и легкости усвоения.

Однако надо помнить, что в целостном организме ребенка, как и в организме взрослого, функции всех органов связаны между собой.

Например, ангины, хронические тонзиллиты, ревматизм, нефриты, полиартриты, нарушения сердечнососудистой системы и другие поражения в какой-то степени развиваются под влиянием болезней зубов, полости рта и т. д.

Поэтому когда мы говорим о возрастных морфологических и функциональных особенностях (нормах) того или другого органа или системы органов, имеется в виду здоровый ребенок, у которого все органы функционируют нормально и который находится в правильных, соответствующих его возрасту условиях окружающей среды.

Для правильного понимания особенностей детского возраста при изучении детской стоматологии студенту необходимо постоянно углублять знания по эмбриологии, физиологии, анатомии челюстно-лицевого аппарата и другим теоретическим дисциплинам.

«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов

В полости рта пища смешивается со слюной, выделяемой большими и малыми слюнными железами. Слюнные железы функционируют с момента рождения, но в первое время секреция слюны незначительна, что и обусловливает некоторую сухость слизистой оболочки полости рта у детей первых месяцев жизни. Однако с 5—6-го месяца жизни слюноотделение значительно усиливается. Иногда дети могут не успевать своевременно проглатывать…

У детей относительно узка и имеет более вертикальное направление. Она покрыта нежной слизистой оболочкой, богатой кровеносными сосудами. Кольцо Пирогова (вальдейерово) у новорожденных выражено слабо. Глоточные миндалины при осмотре зева незаметны и становятся видимыми лишь к концу 1-го года жизни. В следующие годы, наоборот, скопления лимфоидной ткани и миндалины несколько гипертрофируются, достигая максимального размера между 5…

Основным изменениям в процессе эволюционного развития подвергалось соотношение размеров лицевой и мозговой частей черепа. Соотношение объемов лицевой части черепа и мозгового отдела черепной коробки у млекопитающих различно: у лошади оно составляет 450%, орангутанга — 102%, шимпанзе — 90,4—94,2%. У современного человека лицевая часть черепа составляет 35,6—49,5% у мужчин и до 30% у женщин. Это соотношение по…

Челюстные кости маленьких детей богаты органическими веществами и содержат твердых минеральных веществ меньше, чем у взрослых. Этим объясняется большая мягкость и эластичность и меньшая ломкость детских костей по сравнению с костями взрослых. Остеокластические и остеобластические процессы челюстных костей у детей протекают особенно энергично, что можно поставить в связь с хорошо развитой у них системой кровообращения….

Роль первичных челюстей как хватательного аппарата у костистых рыб отступает на задний план. Эту функцию берут на себя вторичные челюсти, образованные накладными костями: парными межчелюстными и верхнечелюстными. Филогенетическое развитие лица. Филогенетическое развитие лица: 1- шимпанзе, 2 — питекантроп, 3 — современный человек (по М. М. Герасимову). В состав нижней челюсти входят три парные кости:…

Нижняя челюсть новорожденного имеет развитый альвеолярный отросток, узкую полоску кости под ним, представляющую тело челюсти. Высота альвеолярного отростка равна 8,5 мм, высота же тела челюсти 3—4 мм. У взрослого, наоборот, высота альвеолярного отростка составляет 11,5 мм, высота тела челюсти 18 мм (Н. В. Алтухов и В. П. Воробьев). Ветви короткие, но сравнительно широкие, с выраженными…

Чтобы понять механизм образования врожденных уродств и аномалий развития лица и челюстей, необходимо остановиться на некоторых моментах эмбрионального развития челюстно-лицевой области. У зародыша в возрасте около 12 дней между передним мозговым пузырем и сердечным выступом появляется небольшое впячивание эктодермы, называемое ротовой впадиной, или ямкой. Постепенно углубляясь, ротовая впадина достигает слепого конца передней кишки, от которого…

В 1—2 года появляются признаки функциональной структуры, обусловленной включением акта жевания. Челюстные кости заметно увеличиваются, структура уплотняется и уже отчетливо видны группы основных костных балок, идущих продольно в теле челюсти и от него вертикально к альвеолярному краю. С 3 до 9 лет идет перестройка губчатого вещества. Костные балочки приобретают более стройное направление. В области резцов…

Формирование лица, сращение образующих его отростков заканчивается на 7-й неделе утробной жизни. Нарушение процесса сращения ведет к образованию врожденных уродств лица. Развитие ротовой полости связано с развитием полости носа. Первоначально обе полости отделены друг от друга первичным небом (крыша первичной ротовой полости). Первичное небо образовано медиальным носовым отростком, слившимся со стороны полости рта с верхнечелюстными…

Функциональная структура переднего отдела челюсти и альвеолярного отростка в этом возрасте отчетливо выражена и хорошо определяется на рентгенограмме. Дальнейший рост челюсти происходит главным образом в боковых отделах и в области ветвей и заканчивается в основном к 15—17 годам, когда завершается прорезывание зубов и формирование постоянного прикуса. В это время костная структура челюсти достигает высшей степени…

Анатомо-физиологические особенности детей

Детский организм находится в стадии развития. Практически все его системы: дыхательная, сердечно-сосудистая, нервная, скелетно-мышечная, эндокринная и др., – пребывают в стадии неуклонного роста. В отличие от взрослого человека, малыш, ребенок, подросток имеет совершенно иные показатели, которые отличаются друг от друга с течением времени. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей необходимо учитывать при диагностике патологических состояний и заболеваний.

Отличия в строении и функционировании организма человека в период роста и созревания предопределяют разницу подходов в диагностике и лечении. Поэтому в медицине существует отдельная наука – педиатрия, которая подразделяется на несколько дисциплин:

  • Неонатология – занимается лечением новорожденных;
  • Медицина подросткового возраста – изучает период созревания человеческого организма.

Учитывая анатомо-физиологические особенности детей, практически все медицинские дисциплины имеют отдельную специализацию, как то детская хирургия, отоларингология, стоматология, неврология и так далее.

Наиболее наглядно просматриваются анатомо-физиологические особенности детей в фармакологии. Медицинские препараты, подходящие для лечения взрослых, не всегда полезны детям, поэтому они запрещены к применению в педиатрии в определенных возрастных периодах.

Анатомо-физиологические особенности развития детей

После рождения рост и вес ребенка увеличиваются почти в геометрической прогрессии. Так, на втором году жизни каждый месяц прибавляется по одному сантиметру и 200-250 г. К третьему году жизни увеличивается двигательная активность, которая требует большую часть энергии. В это время происходит созревание и формирование внутренних органов. Со стороны опорно-двигательного аппарата анатомо-физиологические особенности развития детей заключаются в достаточно быстром окостенении хрящевых тканей. В первую очередь окостенению подвергается надкостница, поэтому переломы у детей совершаются по типу «веточки», когда сломанная кость «висит» на целой надкостнице. Перелом у ребенка срастается гораздо быстрее, чем у взрослого. Рост скелета у человека продолжается до 21 года.

Анатомо-физиологические особенности детей в подростковом возрасте обуславливают такие состояния, которые хотя и не являются нормой, но не вызывают серьезных опасений за здоровье ребенка. В последнее время, в связи с акселерацией, скелет растет гораздо быстрее, чем несколько десятилетий назад. Учащаются случаи внезапных обморочных состояний у подростков, особенно мужского пола. Объяснением подобных случаев служат анатомо-физиологические особенности детей нынешнего времени. Когда происходит рост костной ткани – физиологическое возрастное вытяжение – сосуды «не успевают» прорастать в таком количестве, чтобы обеспечить кислородом и питанием мышечную ткань. Поскольку расход питательных веществ резко увеличивается, приток кислорода к головному мозгу сокращается, особенно в вертикальном положении тела. В результате ребенок падает в обморок. Если нечто подобное происходит у взрослого, это свидетельствует о серьёзной патологии.

Важную роль у ребенка в развитии тех или иных состояний имеют кожные покровы, площадь которых по отношению к внутренним органам намного больше, чем у взрослого человека. И тут анатомо-физиологические особенности детей порождают в большинстве случаев необоснованные страхи за здоровье ребенка. Дело в том, что подкожная клетчатка у ребенка развита недостаточно, так как процессы роста не предусматривают жировых отложений. Эта особенность дает почву для развития диатезов и судорог при лихорадочных состояниях.

В первые годы жизни нервно-мышечная система ребенка находится в состоянии гипертонуса, поэтому у малыша определяются сухожильные рефлексы, которые у взрослого считаются патологическими. Это также анатомо-физиологические особенности детей, которые не следует путать с заболеваниями нервной системы.

Пищеварительная система совершенствуется в течение нескольких лет. При питании ребенка учитывается способность желудочно-кишечного тракта к перевариванию тех или иных продуктов. Только прорезывания всех зубов свидетельствует о готовности к приему в пищу «взрослых» продуктов, которые требуют достаточного количества желчного сока и пищеварительных ферментов.

Возрастные анатомо-физиологические особенности детей

Возраст детей подразделяется на отдельные периоды жизни, и каждый из них имеет свои особенности, как в анатомии, так и в физиологии:

  • Младенчество (с рождения до одного года жизни). Наибольший интерес представляет развитие нервной системы, в частности, зрительного анализатора. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей таковы, что после рождения до второй недели жизни ребенок видит все предметы в перевернутом состоянии. Поэтому взгляд новорожденного «плавающий», так как ребенку сложно сфокусировать зрение, «сопоставить» внешнюю картинку со зрительным анализатором высшей нервной системы;
  • Ранний детский возраст (1-3 года). В этот период анатомо-физиологические особенности детей заключаются в изменении внутренней среды организма. Показатели анализов крови и мочи приводятся ближе к взрослым нормам. Начинают функционировать железы внутренней секреции. В этом возрасте определяются черты характера человека и врожденные заболевания;
  • Подростковый период. Анатомо-физиологические особенности детей в это время наиболее выражены в появлении вторичных половых признаков. Этот возраст характеризуется формированием абстрактного и аналитического мышления.

При оказании медицинской помощи всегда учитываются анатомо-физиологические особенности детей, используются совершенно иные подходы, инструменты и лекарственные средства.

Анатомо-физиологические особенности детей

Анатомо-физиологические особенности детей (афо) — это возрастные особенности строения, функций детского организма, их преобразования в процессе индивидуального развития. Знание и учет А.-ф.о.д. необходимы для правильной постановки обучения и воспитания детей разного возраста. Возраст детей условно ограничивается 18 годами жизни, в которых выделяют несколько периодов.

Наиболее интенсивное изменение всех параметров физического развития (масса, длина и площадь поверхности тела и др.) характерно Для первого года жизни. Так, если при рождении рост ребенка в среднем равен 50,8 см, то к концу первого года он достигает 70-75 см. Масса тела утраивается. В последующие годы жизни до наступления периода полового созревания темпы роста снижаются: масса тела в среднем ежегодно увеличивается на 2-3 кг. В период между 5-8, а также между 11-12 годами у детей проявляются т.н. ростовые скачки.

Первый меньший по интенсивности, т.н. полуростовой скачок, второй т.н. большой пубертатный, связанный с наступлением полового созревания. В этот период длина тела за год увеличивается на 7-8 и даже на 10 см. Примерно к 20-25 годам рост человека прекращается. В процессе роста и развития ребенка значительно изменяются пропорции тела. У новорожденного по сравнению с туловищем очень большая голова, короткие ноги и руки.

С возрастом в результате неравномерного роста отдельных частей тела (за весь период роста тела длина ног увеличивается примерно в 5 раз, длина рук в 4, туловища в 3 раза, а высота головы в 2 раза), постепенно формируются пропорции, характерные для взрослого человека. Значительно уменьшается отношение округлости головы и физиономической высоты лица к длине тела, увеличивается отношение длины ног к длине туловища.

С ростом организма наблюдаются возрастные изменения во всех органах и системах, которые, однако, протекают не одновременно. В этой связи называют несколько типов роста. Нейтральный тип характерен для компонентов нервной системы, отличается высокой скоростью, однако темпы роста убывают. Генитальный тип (Г) роста свойствен половым органам и отличается замедленной скоростью, которая скачкообразно усиливается лишь в возрасте 12-15 лет, а затем снова замедляется.

Соматический тип (В) характерен для скелета, мускулатуры, кожного покрова. Наиболее интенсивный рост этих тканей происходит впервые годы жизни и в период полового созревания. Лимфоидный тип (Б) роста присущ органам, с которыми связана иммунная реактивность организма. Особенно интенсивное их развитие наблюдается от рождения ребенка до 12 лет, после чего темпы роста резко замедляются. Поскольку формирование различных физиологических функций организма в целом, а также в пределах одной и той же системы происходит несинхронно, то каждый возрастной период характеризуется определенным уровнем достигнутого развития различных органов и функций.

Центральная нервная система обеспечивает функциональное единство органов и систем человека и связи организма с внешней средой; этим объясняется наблюдаемый в онтогенезе опережающий рост головного мозга. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной психической и психомоторной деятельности.

Интенсивный рост любого органа связан с его повышенной уязвимостью и функциональной неустойчивостью. Это обязывает взрослых бережно относиться к нервной системе ребенка, не допускать физического и умственного перенапряжения. Одна из особенностей нервной системы ребенка ее пластичность, благодаря чему он сравнительно быстро приспосабливается к различным переменам. С этим свойством нервной системы связана ее высокая чувствительность, восприимчивость ребенка к направленным педагогическим воздействиям.

Отличительная особенность нервной системы ребенка ее повышенная возбудимость, «обусловленная преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Чем моложе ребенок, тем сильнее выражена эта особенность. Недостаточность активного внутреннего торможения в коре головного мозга у ребенка является причиной того, что в реакции легко вовлекаются эндокринная и вегетативная нервная системы.

Существенные возрастные изменения у детей претерпевают органы опоры и движения: хрящевая ткань скелета постепенно замещается костной (полное окостенение скелета наступает к 18-20 годам), нарастает масса мышц, увеличивается сила мышц и их выносливость.

Мускулатура детей отличается не только меньшей силой, но и большей утомляемостью при мышечной работе. Это необходимо учитывать при организации занятий по физическому воспитания и трудовому обучению. Ранние большие физические нагрузки могут принести вред нормальному развитию организма. Недостаточное развитие опорно-двигательного аппарата ребенка в возрасте 7-9 лет при нерациональной организации режима труда и отдыха, неправильном положении тела школьника во время занятий может привести к нарушению осанки, искривлению позвоночника и др.;

Возрастные анатомо-физиологические изменения наблюдаются во всех органах и системах. Погодовые сдвиги основных параметров дыхания и кровообращения свидетельствуют о том, что по мере совершенствования структуры органов функционирование их становится более экономным. Снижение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания происходит под действием усиливающейся регуляторной функции парасимпатической нервной системы.

С возрастом изменяется потребность ребенка в питательных веществах. Так, в связи с интенсивным ростом потребность ребенка в белках выше, чем у взрослых (до 3 лет ребенку ежедневно необходимо 2-4 г белка на 1 кг массы тела, а взрослому 1, 1-1, Зг); меняется потребность в углеводах и жирах.

Приблизительно к 11-12 годам у девочек и к 14—15 годам у мальчиков отмечается т.н. пубертатный скачок роста, к-рый сочетается с появлением и интенсивным развитием вторичных половых признаков. Наблюдается т.н. эндокринный взрыв, вызванный значительными изменениями в деятельности гипоталамо-гипофизарной системы, что в свою очередь приводит к изменениям процессов нервной регуляции жизнедеятельности всего организма. Влияние гормональных перестроек на организм в этот период столь велико, а индивидуальная чувствительность к ним и темпы полового созревания столь различны, что А.-ф.о.д. в большей мере определяются стадиями полового созревания, чем календарным возрастом.

Могут наблюдаться явления, пограничные между нормой и патологией; чрезмерный рост, непропорциональное увеличение конечностей, похудение или ожирение, неустойчивость вегетативных реакций, психики, поведения и т.п. Показатели физического и психофизиологического развития детей взаимосвязаны: отставание в физическом развитии обычно сочетается у детей с функциональной и психофизиологической незрелостью. Дети с низкими показателями физического развития с трудом адаптируются к условиям воспитания в яслях, в детском саду, при поступлении в школу; они отстают от своих сверстников по развитию моторики, речевой функции и ряду др. показателей.

Отмечается тенденция ускорения темпов роста и физического развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями; это явление получило название акселерации. Однако многочисленные исследования по физиологии и гигиене труда подростков убедительно свидетельствуют, что, несмотря на явление акселерации, ив 18—20 лет организм, как правило, не достигает еще полной зрелости и реагирует на различные факторы внешней среды резче, чем организм взрослого человека. В пределах каждой возрастной группы выявляются различия, которые определяются индивидуальной изменчивостью.

Возрастная норма развития диапазон тех индивидуальных и возрастных вариаций А.-ф. о. д., в границах которого сохраняется оптимальное для каждого этапа онтогенеза функционирование организма.

Возрастная анатомо-физиологическая норма отражает единство качественных и количественных преобразований организма в процессе индивидуального развития. Это касается строго определенных показателей, характеризующих специфику развития индивидуума и совершенствование его анатомо-физиологических особенностей в онтогенезе. Практически это означает, что в процессе преподавания следует ориентироваться не только на статистические характеристики нормативы физиологических функций, но и на функциональную мобильность организма, соответствующую каждому этапу онтогенеза.

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста

Родители дошкольников стараются записать ребенка в спортивные секции. Конечно же, это очень даже не плохо. Такой подход взрослых довольно позитивен. Но важно понимать анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста, чтобы не навредить малышу, а поспособствовать его физическому развитию. Правильная организация физического воспитания способствует развитию психических процессов дошкольника.

Дошкольник: анатомо-физиологические особенности возраста

Дошкольный возраст имеет ряд физиологических особенностей. Данный период характеризуется определенным замедлением роста. Присущая округлость исчезает, мускулатура становится крепче, происходит интенсивное развитие скелета. В старшем дошкольном возрасте молочные зубы меняются на постоянные. Это свидетельствует о готовности к школе. У ребенка крепнет иммунитет, он реже болеет. В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития.

Пищеварительная система хорошо развита и активно работает. Ребенок переходит ко взрослому питанию. Процесс пищеварения находится практически на уровне взрослого.

  • Мышечная система ребенка

Мышечная система дошкольников развита слабо. В первую очередь развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Мышцы спины развиты плохо, поэтому часто происходит нарушение осанки.

В дошкольном возрасте интенсивно нарастает мышечная масса. Продуктивность работы мышц растет. Все еще присутствует быстрая утомляемость, дети не могут долго занимать физической деятельностью. Часто меняют положение тела.

Активное движение способствует росту костей, физическому развитию. Важно чтобы ребенок не сидел долго на месте в одном положении, чтобы предотвратить утомляемость. Необходимо чередовать подвижные игры с малоактивными видами занятий.

  • Костная система ребенка

Ребенку-дошкольнику присуща эластичность костей, которая оберегает от переломов при постоянных падениях.

Позвоночник довольно гибкий, основу его составляют хрящевые ткани. При неправильном физическом развитии, не соответствии мебели росту ребенка, позвоночник подвергается нарушению.

Формирование костной системы продолжается и после дошкольного возраста. Необходимо бережно относиться к развитию костного скелета. Отрицательно влияет избыток физической нагрузки (задерживается рост костей, искривляется осанка).

В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает изменения. Масса сердца растет, увеличивается сила сердечных сокращений. Возрастает сердечная работоспособность малыша.

Нервная система ребенка-дошкольника нестабильна и уязвима. Она проходит этап развития и созревания нервных клеток. Головной мозг ребенка становится похож на головной мозг взрослого. Детям дошкольного возраста присуща легкая возбудимость, которая преобладает над процессом торможения. Не стоит перегружать ребенка во избежание переутомления. Это может сказываться на поведении малыша, его настроении.

В период от 3 до 7 лет закладываются основы интеллекта. Важно заучивать с детьми стихи, читать сказки и сочинять. Такие упражнения способствуют развитию памяти, речи.

Дети дошкольного возраста – это почемучки. Они задают много вопросов, любознательны. Важно удовлетворять их запросы.

Дыхание дошкольников характеризуются поверхностностью. У детей дыхание более учащенное. Это объясняется тем, что у малышей узкие дыхательные пути. Чтобы насытить организм кислородом ребенку необходимо сделать больше вдохов.

Дыхательная система человека еще не заканчивает формирование к семилетнему возрасту. Процесс развития легких продолжается. Постепенно формируется тип грудного и грудно-брюшного дыхания.

Учитывая особенности дыхательной системы детей данного возраста, нужно позаботиться о постоянном доступе свежего воздуха. Важно постоянно проветривать помещение в котором находится ребенок. Полезно гулять на свежем воздухе. Если есть возможность, водите время от времени малыша к лесу. Положительно влияют на развитие дыхательные упражнения, плавание, ходьба, бег и прочее.

Продолжается развитие детского организма, всех его органов и систем. Обогащается представление ребенка о своем организме, его возможностях. Совершенствуются двигательные действия, их содержание. Дети часто меняют виды движений и позы, что препятствует усталости.

Специфика физического воспитания состоит в необходимости четко дозировать интенсивность и продолжительность двигательной деятельности детей. Повышаются функциональные возможности дошкольников, увеличивается дееспособность, совершенствуется координация движений, ориентирование в пространстве (во время бега, ходьбы, прыжков и т.д.).

На протяжении 4-5 летнего возраста меняются физические возможности ребенка. Он становится самостоятельнее в самообслуживании, более осознанно относится к гигиене и закаливанию, правильному питанию. Постепенно развивается ритмичность.

Старший дошкольник имеет высокую двигательную активность. Координация движений переходит на уровень взрослого человека.

Здоровый ребенок: советы родителям

Родители могут вырастить малыша здоровым, физически и умственно развитыми, опираясь на анатомо-физиологические особенности дошкольного возраста и ориентируясь на некоторые рекомендации:

  • Установите режим дня для ребенка.
  • Приучайте малыша к гигиене.
  • Играйте с ребенком в подвижные игры, выполняйте посильные спортивные упражнения. Но в то же время не перегружайте малыша.
  • Обеспечьте ребенку полноценное питание.
  • Организуйте закаливание и одевайте ребенка по погоде.
  • Развивайте когнитивные и коммуникативные способности малыша.
  • И самое главное – любите своего ребенка!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector