Познавательное развитие детей проектной деятельности

Познавательное развитие детей проектной деятельности

Познавательное развитие детей проектной деятельности

Автор: Волюжская Валентина Михайловна

Организация: МДОУ Детский сад №49 «Гусельки»

Населенный пункт: Вологодская область, г. Вологда

Автор: Ферина Светлана Александровна

Организация: МДОУ Детский сад №49 «Гусельки»

Населенный пункт: Вологодская область, г.Вологда

Детство – самый ответственный период жизни любого ребенка. В этот период происходят большие изменения в его психическом развитии. Значительно возрастает познавательная активность ребенка: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления[4;12]. Такое интенсивное развитие всех психических функций формируют у дошкольника познавательное отношение к окружающей действительности, его познавательную активность.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познавательной деятельности, когда ребенок активно взаимодействует с окружающим его миром предметов. Эта активность выражается в заинтересованном принятии важной информации, в желании её уточнить и углубить, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества. А также, в умении усвоить способ познания и способности применить данный способ на другом предмете или материале.

В основу ФГОС дошкольного образования заложен системно — деятельностный подход, который предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Дошкольник становится субъектом образования и полноценным участником образовательных отношений. Педагогу отводиться роль куратора, способного стимулировать познавательную активность ребенка, и направляющего ее в нужное русло. Одним из методов стимулирующих познавательную активность детей является метод проектной деятельности.

Метод проектов – это метод обучения, ориентирующий обучающихся на создание образовательного продукта [1;28]. Данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Метод проектов основывается на интересах детей, личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку[1;34]. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками проблемы, способствующее приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий по решению значимой для детей проблемы, завершающийся созданием творческих работ[5; 14]. Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Сегодня метод проектов широко используется в работе нашего ДОУ. Мы, как, педагоги не только проектируем свою деятельность, но и разрабатываем интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями. Основной целью проектного метода в детском саду и в нашей работе является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Во второй младшей группе дошкольников нами были разработаны и реализованы проект по тестопластике «Волшебные ручки» и проект по нетрадиционным техникам рисования «Весна идет».

Основным материалом краткосрочного проекта «Волшебные ручки» по мотивам сказок Владимира Сутеева стало соленое тесто — доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал. Тесто можно окрашивать, добавляя краски при замешивании и получая цветную массу, из которой можно изготавливать различные предметы и фигуры различной формы.

Целью проекта стало создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

— Обучать приемам лепки из соленого теста простых геометрических форм (цилиндр, палочка, диск, шарик).

— Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность рук.

— Формировать сенсорные эталоны: цвет, форма, величина.

— Развивать творческое воображение дошкольников.

Этапы организации данного проекта были следующие:

  • работа: Беседа «Кто такой Владимир Сутеев». Дети познакомились с краткой биографией Владимира Сутеева, с его творчеством.

Первым этапом нашей работы стало «знакомство» с соленым тестом. Дети узнали, из чего состоит соленое тесто, как его можно приготовить, они познакомились с его свойствами (пластичность, мягкость, гладкость и др.) и правилами лепки. На этом этапе ребята поставили перед собой цель: познакомиться с способами приготовления и свойствами соленого теста, придумать и изготовить из него изделия по мотивам сказок В.Сутеева.

Следующим этапом стала лепка по мотивам сказок В. Сутеева. Она была организованна в несколько встреч. На первом занятии дети лепили объемное яблоко по мотивам сказки «Мешок яблок». Следующие 2 занятия были посвящены сказке «Под грибом». На них ребята изготовили на плоскости гриб и бабочку. На последнем занятии дети лепили объемных ежиков.

Родители тоже приняли участие в проекте. Вместе с детьми они готовили разное тесто (дрожжевое, соленое, слоеное) дома и изделия из него.

Презентация проекта прошла на открытом мероприятии, посвященном Дню Матери, на котором дети вручили подарки своим мамам из соленого теста – сердечки.

Реализация проекта «Волшебные ручки» позволила приобщить детей к творчеству В. Сутеева и получить определённый опыт социализации через организацию групповой деятельности. Также дети познакомились с новым материалом, что вызвало интерес и желание лепить из соленого теста. Дети самостоятельно изучали свойства соленого теста (какое на ощупь, цвет, запах, какие материалы напоминает), что с ним можно делать, сравнивали с пластилином, пробовали изготавливать изделия.

Следующим стал проект по нетрадиционным техникам рисования «Весна идет». Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Целью проекта стало поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образов, развитие художественных (творческих) способностей детей младшего дошкольного возраста.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

— Развивать творческие способности, самостоятельность.

-Развивать представление детей о нетрадиционных способах изображения, возможностях изобразительных материалов.

— Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, интерес к нетрадиционному рисованию.

Этапы реализации проекта были следующие. Предварительная работа: чтение рассказов (стихов) на весеннюю тематику; прослушивание весёлых весенних песенок; наблюдения на прогулке, за изменениями в природе.

Следующий этап непосредственная деятельность детей. Мы использовали следующие нетрадиционные техники рисования: печать от руки — солнышко, рисование мятой бумагой — трава, использование печатки — цветы, раздувание клякса при помощи трубочки – лужи, рисование по мокрой бумаге – весенние ручьи, рисование при помощи вилки – первые цветы.

Родители тоже приняли участие в нашем проекте. Вместе с детьми дома они рисовали картины на весеннюю тематику, с использованием необычных средств рисования – губок, ниток, клякс и др.

Итогом проекта стало оформление стенда «Весенние деньки», в который вошли коллективная работа «Весенняя поляна», индивидуальные работы детей и родителей.

Проект показал, что изобразительная деятельность, с использованием нетрадиционных техник рисования, является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней ребенок активно познает и преобразует окружающий мир. Использование нетрадиционных техник рисования позволяет создавать ситуации успеха у детей, формирует устойчивую мотивацию к рисованию, позволяет ребёнку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном творчестве.

В ходе реализации обоих проектов все участники получили много положительных эмоций, приятных минут от совместной деятельности, новые знания и умения, которые можно применять в самостоятельной творческой деятельности. Были созданы условия для формирования личностных качеств детей, таких, как способность принятия собственных решений, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, развитие творческого воображения, любознательности, инициативности и самостоятельности.

Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательной активности детей посредством проектного метода в разных видах совместной деятельности, является эффективным фактором развития познавательной активности у дошкольников в условиях современного образования.

Список используемой литературы:

  1. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г.. Проекты в работе с детьми. – М: Сфера, 2012.
  2. Морозова Л.Д.. Педагогическое проектирование в ДОУ. – М:Сфера, 2010.
  3. Морозова Л. Д. Метод проектов в деятельности ДОУ // Детский сад от А до Я. — №2 – 2006.
  4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). — М: Эгвас, 2004.-120 с.
  5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/авт.-сост. Л.С. Киселева и др. — М.: АРКТИ, 2003.-96с.

Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. — М., 2004. — 80с.

Познавательное развитие детей проектной деятельности

Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»

Добрый день, меня зовут Оксана Александровна, работаю воспитателем в детском саду № 80 города Дзержинска с Две тысячи десятого года. Имею первую категорию.

Вашему вниманию представляется компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»

Основные условия формирования личного вклада в развитие образования представлены на экране. Сегодня большое внимание и важная роль в образовании в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способствуют развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста, так как предполагают позицию ребенка как субъекта данной деятельности, а также дают возможность проявлять самостоятельность и инициативность.

Наиболее актуальной задача развития познавательной активности у детей дошкольного возраста становится в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития познавательной сферы в целом и познавательной активности в частности. Поэтому возникает необходимость использования таких средств обучения, которые будут максимально эффективно способствовать развитию познавательной активности дошкольников. На мой взгляд, проектная деятельность позволяет решить возникшее противоречие.

Понятие познавательная активность может трактоваться по-разному. По мнению Маи Ивановны Лисиной, это состояние готовности к познавательной деятельности, Дина Борисовна Годовикова считает, что познавательная активность – это естественное стремление ребенка к познанию.

«Метод проектов» подробно изучен и представлен в педагогической и методической литературе: М.В. Крупениной, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Л.А. Венгера. По их мнению, проектная деятельность может обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.

Таким образом, пришли к выводу о возможности использования метода проектов с целью повышения эффективности работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Цель педагогической деятельности сформулирована следующим образом: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования метода проектов в рамках образовательной области «Познавательное развитие».

Задачи педагогической деятельности представлены на экране и сформулированы на педагога, для детей же это и повышение уровня освоения основной образовательной программы в области познавательного развития, и степени выраженности познавательной активности.

На экране представлена ведущая педагогическая идея. Необходимо понимать, что стремление к познанию окружающей действительности заложено в каждом человеке с рождения. Но, в силу некоторых обстоятельств, познавательная активность может быть недостаточно выражена или не выражена вовсе. Очень важно, чтобы уже в дошкольном детстве у ребенка познавательный интерес был сформирован на достаточно высоком уровне.

На экране представлены этапы педагогической деятельности. Первый этап, начало старшей группы, позволил определить степень эффективности освоения образовательной программы в образовательной области «Познавательное развитие», уровня развития познавательной активности. Основной этап длился 2 года и включил в себя активное использование метода проектов как средства развития познавательной активности детей. Третий этап – позволил оценить результативность педагогической деятельности.

На первом этапе была изучена литература по проблеме, составлено перспективно-тематическое планирование применения метода проектов в старшей и подготовительной к школе группах. При выборе тематики проектной деятельности, вида проектов, способов взаимодействия с детьми и родителями, руководствовалась комплексно-тематическим планированием Основной образовательной программы нашего детского сада, а также особенностями участников образовательных отношений и микросреды (традиции учреждения, городские конкурсы, и т.п.)

Таким образом, основными видами проектов стали информационные групповые краткосрочные проекты.

Каждый проект, включенный в систему состоит из 4 этапов.

В работе наиболее часто использую следующие продукты проектной деятельности: выставки, участие в конкурсах, детские мини-музеи, праздники, развлечение, создание книжек-малышек.

В структуре познавательной активности можно выделить 5 основных компонентов.

Актуальность и новизна информации, активная позиция ребенка как инициатора познавательной деятельности, а также наглядность и занимательность материала – основные условия эффективности достижения поставленных задач.

Результаты педагогической диагностики на начальном этапе работы – это старшая группа начало учебного года, представлены на диаграммах на слайде. Согласно данных проведенного исследования, у большинства воспитанников группы успешность освоения основной образовательной программы характеризуется низким уровнем (26%), высокий уровень отмечен лишь у 16% детей группы. При анализе данных по развитию у детей познавательной активности, выяснили, что у большинства детей познавательная активность характеризуется низкой степенью выраженности (53%). Полученные данные еще раз подтвердили необходимость и целесообразность осуществления работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.

На экране представлены задачи и содержание деятельности педагога и воспитанников. Необходимо отметить, что усложнение в системе деятельности осуществляется через уменьшение степени инициативности воспитателя, повышение степени самостоятельности воспитанников как на этапе непосредственно реализации, так и в процессе планирования и на итоговом этапе проекта.

Основными условиями эффективного развития познавательной активности является включение «знаниевого» компонента в проект, а также использование проблемных ситуаций, проблемных и спорных вопросов, создание специальных образовательных ситуаций для возникновения разных мнений по решению того или иного вопроса.

Также планируется содержание деятельности родителей на каждом этапе реализации проекта, но степень помощи со стороны родителей детям также уменьшается по мере взросления ребенка. Родители не только сторонние наблюдатели и техническая помощь в реализации проектов, но и активные участники обсуждений по выбору темы, способов и средств, а также продукта проекта.

Согласно составленному перспективно-тематическому планированию, в старшей и подготовительной группе было реализовано 13 проектов познавательной направленности, 7 из которых были разработаны с учетом тематики программы, реализуемой в группе, а также с включением методов развития познавательной активности.

На экране красным курсивом обозначен планируемый результат педагогической деятельности.

Проектная деятельность в старшей и подготовительной к школе группе реализуется не реже 1 раза в 2 месяца, и в ней ребенок не только участник, но и все чаще инициатор. А также дети на этом этапе уже способны оценить свой вклад в тот или иной проект. У детей формируем, кроме развития прочих, и волевой компонент познавательной активности.

На экране представлено перспективно-тематическое планирование проектной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности. Для каждого проекта в планировании обозначена тема в соответствии с комплексно-тематическим планированием Основной образовательной программы, название и автор проекта, цель и задачи каждого проекта.

Работа по развитию познавательной активности осуществляется во всех формах образовательной деятельности. На занятиях у детей формируется содержательно-операциональный компонент познавательной активности, а в самостоятельной деятельности совершенствуются эмоциональный, мотивационный и компонент социальной ориентации.

Но для достижения хороших результатов в работе по развитию познавательной активности посредством метода проектов, очень важно соблюдение единых требований в дошкольном учреждении и семье. Мы стараемся выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников таким образом, чтобы родители стали субъектами образовательной деятельности и помогали в реализации намеченных задач. Через устный журнал, стенды, папки передвижки знакомим родителей с ролью и развивающим потенциалом проектной деятельности, с вариантами проектов, с перспективами на будущее. И в результате, родители стали активными участниками каждого проекта, реализуемого в группе или семейных проектов.

Еще одно условие эффективности – создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. Метод проектов с его обязательным итоговым продуктом деятельности позволяет обогатить среду группы, сделать ее интересной ребенку, ведь он сам принимал участие в создании мини-музея, книжек-малышек и так далее. В подготовительной группе ребята сами предлагают варианты дополнения уже имеющихся мини-музеев, а также проявляют инициативу в создании новых.

На момент окончания старшей группы, в мае 2017 года, нами была проведена повторная педагогическая диагностика по тем же двум направлениям, что и на момент начала первого года обучения. Диаграмма иллюстрирует положительную динамику освоения основной образовательной программы по направлению познавательного развития. У 86% детей группы эффективность педагогических воздействий по направлению «Познавательное развитие» характеризуется высоким уровнем, а процент детей с низким уровнем эффективности педагогических воздействий по направлению «Познавательное развитие» равен нулю.

Данная диаграмма иллюстрирует положительную динамику развития степени выраженности познавательной активности воспитанников. Так, на начало работы, познавательная активность у 53% детей группы характеризовалась как слабо выраженная.

На момент окончания старшей группы данный процент снизился до 13%.

На момент выпуска в школу высокая степень выраженности познавательной активности отмечалась у 86% детей группы.

Сравнительный анализ данных позволил сделать вывод об эффективности использования метода проектов в работе по познавательному развитию детей в целом и по повышению степени выраженности познавательной активности.

В ходе наблюдения также заметили, что дети стали легче включаться в поисково-исследовательскую деятельность, процесс мотивации к образовательной деятельности познавательного характера стал занимать намного меньше времени, ребята стали проявлять инициативу в расширении своих представлений в той или иной теме. Также родители стали выступать инициаторами планирования новых проектов, взаимодействие с семьями воспитанников вышло на новый уровень – полного включения родителей в жизнь ребенка в детском саду.

Пути и способы трансляции практических достижений педагогического опыта представлены на экране. Данный опыт может быть интересен и воспитателям групп общеразвивающей направленности, и даже родителям детей, у которых есть необходимость в развитии познавательной активности.

В перспективе вижу необходимость создания системы работы по использованию метода проектов во всех направлениях развития детей: через создание картотеки проектов, через анализ имеющегося опыта, в том числе коллег в сетевом педагогическом сообществе. Также планирую составить программу взаимодействия с семьями воспитанников на основе реализации проектов по работе с семьей и непосредственно семейных проектов.

На слайде представлен список используемой литературы и интернет-ресурсов по проблеме.

Завершить выступление мне бы хотелось высказыванием педагога и психолога Шалва Александровича Амонашвили «Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами».

Спасибо за внимание!

Для себя по диагностике:

Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич

Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

  1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
  2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
  5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
  6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

  • Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
  • Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
  • Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

«Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность»

«Развитие познавательных способностей

дошкольников через проектную деятельность»

«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»

Проектная деятельность в детском саду — это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Преимущества проектного метода:

— является одним из методов развития познавательных способностей детей;
— качество образовательного процесса;
— служит развитию критического и творческого мышления
— способствует повышению компетентности педагогов.

Проектная деятельность дошкольников является уникальным способом сотрудничества педагогов, детей и родителей. Организация проектной деятельности важна не только для подготовки малышей к школе, но и для полноценного развития познавательных способностей ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности.

Основной проблемой, присущие детям в совместной проектной деятельности заключаются в неумении планировать свою деятельность, согласовывать действия друг с другом, обмениваться мнениями, оценивать результат деятельности , однако существует противоречие, что ребенок — дошкольник не может самостоятельно найти и сформулировать проблему, определить ее цель.

Проектная деятельность в дошкольном образовании является абсолютно новым видом деятельности детей. Но чаще она используется, как средство познавательного развития дошкольника, проектная деятельность предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Итак, золотые правила, которые актуальны для развития познавательных способностей детей через проектную деятельность:

• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;

• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

• Учи анализировать каждый этап работы;

• Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.

Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.

Цельпроектной деятельности развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность

Развивать поисковую и интеллектуальную инициативу;

поощрять эксперименты и моделирование;

формировать средства познавательной активности и обобщенные способы умственной деятельности;

Методы исследования: поисково-исследовательский, наблюдение, метод демонстрации и рассуждения.

Хочется отметить, что новизной представленного мной опыта является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей познавательных интересов.

В основу инновационной деятельности можно отнести следующие принципы:

принцип открытости — быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желании;

принцип деятельностного подхода — ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых;

принцип свободы выбора — право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности;

принцип природосообразности — ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса.

На протяжении нескольких лет в нашей группе было реализовано много проектов разной направленности:

поисково-исследовательские проекты «Неизведанные, свойства соли», «Откуда берутся кристаллы», «Колосок», дети проводят опыты и научные исследования, определяют задачи и методы исследования, формулируют проблему и находят ее решение);

игровые проекты: «Наши истории» «В мире красок»(дети решают поставленные задачи, вживаясь в образ сказочного героя);

творческие проекты: «Что такое сказка?», «Театральный мир» (они имеют свободную структуру и не ограничены жесткими рамками, они меняются в процессе воплощения, их итог — проведение тематического детского праздника или театрального представления, спортивной игры или экспедиции).

В нашей группе проектная деятельность стала традицией со старшего возраста. И первый долгосрочный проект в нашей практике назывался«В стране логических игр». В тот проект вошло развитие математических способностей детей через дидактические игры.

И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка, неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные, развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Так же в нашей группе был экспериментальный долгосрочный проект «Неизведанные свойства соли». Тема экспериментального (исследовательского) проекта возникла после чтения детям сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое. В ходе этого проекта у детей развивались, мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивались творческие способности и коммуникативные навыки детей.

Огромный интерес у детей вызвал творческий проект «Мир театра» Мною создавались условия для самостоятельного творчества, что «подталкивает» маленьких исследователей к определению проблемы и способу ее решения. Благодаря этому проекту, дети учились общаться между собой, дополняли различные сказки своими идеями, изменяли поступки героев, в постановке сказок и спектаклей. У детей развивались волевые и коммуникативные навыки дети, становились более раскрепощенными, а так же благодаря этому проекту, велось тесное сотрудничество с родителями, родители активно учувствовали в создании атрибутов и шитье костюмов.

Затем в нашей группе создался инновационный проект фото кейс «Ребенок и дорога» в этом проекте развивалось творческое и осознанно — критическое мышление, умение оценивать ситуацию и принимать решения. Формировалась способность на практике находить альтернативные варианты решений, соотносить их с жизненными ситуация. В этом проекте у детей развивались нравственные аспекты поведения.

Наши проекты создавались из интересов детей и любой проект в группе выполнялся постепенно и можно было выделить определенные этапы проектной деятельности,формируя проблемы, цели, задачи проекта и его конечный продукт. Детям нужно понять и принять проблему, вжиться в игровую ситуацию, осознать себя ее участниками, понять, что нужно сделать и как это сделать, чтобы получить результат.

С моей стороны ведется помощь детям в планировании деятельности, направленная на решение задачи. Дети объединялись и распределить роли, я всегда была участником проектов при необходимости оказывала детям практическую помощь.

Исходя из метода наблюдения при проведении проектной деятельности, можно отметить, что у детей.

— Формируются познавательные способности, умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

— Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.

— Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них.

— Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач.

Со временем ребенок в проектной деятельности может:

заявлять свои цели, озвучивать представления о себе, отстаивать
свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);

открыто и четко говорить о своих трудностях, находить их причины, в том числе и в себе;

согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Взаимодействие с родителями

Так же в применении проектной деятельности велось сотрудничество с родителями, которые с удовольствием искали решения вместе с детьми, помогали в организации развивающей среды в группе, активно участвовали в подготовке и проведении проектов.

Активноевзаимодействие с родителями привело к тому, что они не только стали средством информации и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы.

Вместе с детьми и родителями была проведена экологическая акция «Огород на окне», проведены выставки рисунков и поделок «Берегите первоцвет», «Эти прекрасные животные», создан фотоальбом «И это все о космонавтах», изданы листовки «Мои цветы».

В процессе некоторых проектов были проведены тематические развлечения,- «Я и дорога», «Мы космонавты», «В гостях у сказки» которые подводили итог нашей совместной деятельности.

Таким образом, проектная деятельность позволила включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку. У детей сформировались познавательные способности : умение сравнивать, анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, отражать картину окружающего мира в творческой деятельности, что способствует успешному обучению в школе. Кроме того, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.

На этом этапе в нашей группе проектная деятельность не завершается, так как метод проектирования в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Трашкова Светлана Ивановна,

воспитатель МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.

Л.Н. Толстой

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Ребёнок стремится к активной познавательной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт познавательное развитие ребёнка.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей: исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Каждый ребёнок стремится к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности.

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает одно из основных направлений в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Знания, которые приобретает ребёнок в ходе реализации проекта, становятся достоянием его личного опыта.

Очень часто дети не замечают той красоты природы, которая находится вокруг нас. И мы создаем проблемные ситуации, которые дети с огромным интересом пытаются решить. Исследуют, делают новые открытия.

Зимой ежедневно на прогулке дети видят снег. Однажды я показала красоту и индивидуальность одной снежинки, и дети проявили огромный интерес, пытались сравнить, найти похожие. Наблюдали за мохнатыми снеговыми шапками на деревьях. Сами обратили моё внимание на рябину, усыпанную снегом, где ветки с ягодами были похожи на красные колокольчики. Осенью дети собирали гербарии, где листья не похожи один на другой, рассматривали. Летом рассматривали цветы на клумбах, искали жучков. На мой вопрос «Какое ваше любимое время года?» стали наперебой рассказывать. Так и возникла идея реализации проекта «Чудеса времён года», в котором мы решили показать красоту природы в разные времена года.

Мы поставили перед собой цель: способствовать развитию познавательного интереса детей к сезонным изменениям в природе

1. Совершенствовать умения детей замечать и называть изменения в природе (похолодало, ветер, листопад…)

2. Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

3. Формировать умения эстетически оценивать окружающую действительность, высказывать оценочные суждения, обосновывать своё мнение.

4. Совершенствовать связную речь детей через наблюдения на прогулке.

5. Привлечение родителей к активному участию в реализации проекта.

Проблемный вопрос от взрослого:

Ежедневное наблюдение за сезонными изменениями в природе как фактор повышения речевых и познавательных умений воспитанников.

Проблемный вопрос от детей:

Какое время года мне нравится больше всего?

Длительность реализации проекта: в течение года.

На первом этапе мы выдвигали гипотезу, определяли цели и задачи проекта; изучали необходимую литературу, подбирали методический материал; выбирали самый оптимальный вариант; составляли план деятельности.

На втором этапе организовывали работу через наблюдения с применением эффективных методов и приёмов; оказывали практическую помощь детям; подбирали и изготавливали картотеки дидактических игр, загадок, стихов по теме проекта.

На третьем этапе анализировали деятельность детей и соотносили полученные результаты с поставленными задачами.

И на последнем этапе организовали презентацию проекта через:

-выставку работ творческой мастерской;

-презентация фотоальбома «Чудеса природы в разные времена года»;

-итоговое мероприятие/развлечение «Круглый год».

В ходе проектной деятельности ребята открылись нам, педагогам и родителям совершенно с другой стороны, поскольку они выдвигали различные идеи, открывая новое в знакомых ситуациях. Дети научились эстетически оценивать окружающую действительность, высказывать оценочные суждения, доказывать свою точку зрения, публично выступать. Наш проект способствовал развитию познавательного интереса и творческих способностей дошкольников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close