Познавательное развитие детей 2 3 лет

Познавательное развитие детей 2 3 лет

Развитие познавательной деятельности детей в раннем возрасте

Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества ребенка, которые в будущем станут фундаментом его характера.

Восприятие окружающего мира раннего – младшего дошкольного периода становится более субъективным – ребенок начинает испытывать к предметам и явлениям чувства, позволяющие ему отделять красивое от безобразного, интересное от неинтересного.

Интерес к познанию — отличительная особенность маленьких детей

Учитывая повышенную чувствительность психики детей к воздействию на него извне и хорошим качеством усвоения новых знаний, умений, навыков, важно уделить внимание различным аспектам его развития, в том числе – интеллектуальному. Недоработки на этом этапе могут крайне негативно сказаться на его развитии в дальнейшем.

Какие виды деятельности в этом возрасте нужно развивать в первую очередь и чему уделять особое внимание? Рассмотрим закономерности развития познавательного развития ребенка раннего возраста.

Познавательное развитие малышей — структура и особенности

Новообразования раннего возраста

Развитие активной познавательной деятельности детей раннего – младшего дошкольного возраста отмечается следующими изменениями, происходящими в структуре личности ребенка.

  1. Формирование и развитие самосознания. Ребенок начинает постепенно отделять себя от окружающего мира. У него формируются такие качества, как самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру. Ему интересно все, что происходит вокруг и что его окружает в особенности.
  2. Базовое доверие к окружающему миру. Развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого позитивного опыта.
  3. Целеустремленность. Ребенок учится направлять свою деятельность, структурировать ее для достижения собственных целей. У детей формируется понятие о том, какие именно действия необходимо совершать для получения того или иного результата и предпринимает первые попытки следовать той или иной инструкции. Целеустремлённость дает ребенку возможность понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. К началу дошкольного возраста это качество должно быть сформировано.
  4. Творческая деятельность. Приобретая опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок начинает постепенно преобразовывать его, манипулируя и экспериментируя с его содержанием. Поэтому важно поощрять его участие в творческой деятельности в любой форме.

Особенности развития детей раннего возраста

Особенности познавательного развития

У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:

Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие.

Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.

Восприятие — основной способ развития малышей

Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.

Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д. Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.

Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.

Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, «взрослые» слова. Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 – 1500.

К полутора годам ребенок приобретает способность говорить не отдельными словами, а уже складывать их в предложения. Их особенности таковы, что пока они довольно кратки и складываются из 2-3 слов.

Развитие речи у дошкольников — схема

Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.

Цели познавательного развития

Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:

  1. Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками.
  2. Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности — делиться с родителями своими впечатлениями.
  3. Развитие у ребенка младшего возраста способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В его распоряжении должны быть материалы для творчества.
  4. Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы. Желательно также смотреть познавательные передачи и смотреть развивающие телепередачи.
  5. Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют ответы на всевозможные детские «почему». Важно относиться серьезно к любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались.
  6. Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. Лучше разрешить ребенку самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу.
  7. Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Ребенок младшего возраста еще слабо знаком с правилами этикета, но уже важно, чтобы он мог строить элементарные отношения с окружающими, в том числе со сверстниками, овладевал навыками общения и т.д.

Модель развивающей среды для детей 2-3 лет

Принципы интеллектуального развития ребенка. Полезные советы

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности – обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень развития, не стоит пренебрегать ими.

Особенности развития памяти у маленьких деток

Задачи, предлагаемые ребенку раннего (дошкольного) возраста, обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям. Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество развития его волевых качеств.

Регулярность и систематичность занятий – условия успеха любой деятельности, несоблюдение которых сведет на нет всю их эффективность.

Регулярность занятий обеспечивает равномерное и полноценное развитие

Гораздо лучше проводить регулярные кратковременные занятия, чем уделять им один день в неделю.

Отношение ребенка к занятиям должно оставаться позитивным. Задачи должны быть ему интересны.

Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.

Познавательное развитие детей раннего и раннего дошкольного возраста подчиняется схожим закономерностям. Зная их, можно помочь ребенку легко подготовиться к дальнейшей жизни.

Познавательное развитие детей 2 3 лет

Вы вошли как Гость | Группа «Гости» Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 09.02.2020, 20:57

Войти через uID

В дошкольном образовательном учреждении
Расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения, их признаках и свойствах посредством манипулирования и экспериментирования (с предметами рукотворного мира и неживой природы); наблюдения за объектами и явлениями природы; создания соответствующей возрасту разнообразной и периодически сменяющейся развивающей среды.
Закреплять и расширять первичные представления о функциональных возможностях предметов через практический опыт.
Учить детей дифференцировать предметы по величине, форме, цвету, другому признаку.
Закреплять и расширять у детей умения выделять и называть основные части тела (голова, руки, ноги, шея, живот, спина, пальцы). Учить детей показывать на лице и называть глаза, рот, язык, щеки, губы, нос; на голове — уши, волосы.
Закреплять названия продуктов, имеющих разные вкусовые признаки (сладкий, горький, кислый, соленый).
Учить складывать разрезную картинку из двух, трех, четырех частей.
Формировать у детей ориентировку в пространстве группы (у окна, у двери).

2. Формировать познавательное отношение к окружающей действительности.

В дошкольном образовательном учреждении
Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их признаками (разбирание, вкладывание, комбинирование, элементы экспериментирования и т. п.). Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. Открывать ему новые стороны предметов, объектов, явлений через комментарии к наблюдаемому, сказки (пояснения, вопросы).

3. Обогащать сенсорный опыт ребенка.

В дошкольном образовательном учреждении
Продолжать формировать элементарные представления об основных свойствах цвета, формы, величины, пространства, силы звука на основе чувственного опыта.
Развивать элементарные представления о:
цвете (воспринимать разнообразные цвета, различать 6 основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный; называть 4 цвета, понимать названия других цветов; выбирать из шести предметов 1—2 указанных цветов независимо от формы и величины);
форме (воспринимать разнообразные формы, различать контрастные формы: шар, куб, кирпичик, призма, круг, квадрат; называть 3—4 формы; определять форму независимо от величины и цвета);
величине (воспринимать разнообразные по величине предметы, различать по длине и высоте два резко контрастных предмета; понимать слова длинный — короткий, высокий — низкий; правильно называть: большой и маленький; понимать: самый маленький, самый большой, поменьше, побольше; выделять величину независимо от формы и цвета);
пространстве (воспринимать разнообразные по размерам пространства, различать расположение предметов относительно своего тела, понимать слова: рядом, далеко, подальше, поближе, впереди, позади, вверху, внизу; правильно называть: рядом, далеко, впереди, вверху, внизу; понимать наречия и предлоги: сбоку,подальше, поближе, около; на, под, за, в, из-за, из);
фактуре (воспринимать разнообразные по фактуре и материалам предметы; различать предметы, контрастные по свойствам; понимать слова мягкий — твердый, гладкий — шероховатый; правильно называть: мягкий, твердый, гладкий, мягче, тверже; выделять свойства фактуры независимо от формы и величины предмета);
звуке (воспринимать разнообразные природные и искусственные звуки; различать контрастные звуки; понимать слова громкий — тихий и промежуточные тише, громче, высокий — низкий; правильно называть: громкий, тихий).
Побуждать наблюдать и изучать признаки предметов. Развивать способность различать и находить сходство предметов, группировать, соотносить по признакам при выборе из нескольких параметров, узнавать предметы по сочетанию свойств, обобщать однородные предметы по одному или нескольким признакам:
соотносить 2—3 предмета по цвету при выборе из нескольких цветов, узнавать предметы по сочетанию 2—3 свойств (цвет, форма, величина);
соотносить 2—3 предмета по форме, при выборе из нескольких представленных форм, узнавать предметы по сочетанию свойств (цвет, форма, величина);
соотносить 2—3 предмета по величине при выборе из нескольких, узнавать предметы по сочетанию свойств (цвет, форма, величина);
соотносить 2—3 предмета по фактуре при выборе из нескольких параметров, узнавать предметы по сочетанию свойств (цвет, фактура).
Продолжать развивать ориентировочно-познавательную деятельность: обследовательские и манипулятивные действия с предметами.
Развивать предметно-специфические действия с четырех-шестиместными предметами (матрешки, пирамидки, вкладыши) по слову с опорой на восприятие, выполнять взаимосвязанные действия (раскладывать — собирать, открывать — закрывать и др.), выбирать предметы из нескольких по заданному образцу, раскладывать предметы в порядке уменьшения—увеличения.
Привлекать словесными поручениями внимание к предмету, побуждать находить его в окружающей обстановке, выделять предмет с заданными свойствами, управлять действиями ребенка с предметами на основе словесных указаний при восприятии предмета.
Способствовать освоению опосредованных действий с несложными предметами-орудиями на основе слова с опорой на восприятие, использовать общепринятые орудия, понимать обозначение в речи действия с предметами. Развивать способность предвидеть изменения, происходящие с предметом в результате действий с ним, устанавливать связь слова с предметом или действием, связь между явлениями.
Способствовать пробуждению интереса к окружающему: игрушкам и дидактическим материалам, пособиям (вкладыши, матрешки, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины и формы с комплектами вкладок, столики с грибами, мозаики), поощрять вопросы и отвечать на них.
В повседневной жизни создавать условия и побуждать наблюдать за разнообразием форм, цветов, пропорций предметов при восприятии окружающего (листья деревьев, цветы, облака, небо, краски в природе, узоры мороза на окне, цвет пейзажа).

Конспекты развивающих занятий с детьми 2-3 лет

Этот курс направлен на всестороннее развитие ребёнка, которому от 2 до 3 лет. Основной упор мы делаем на интеллектуальное направление – обучение чтению и математике, развитие речи, изучение окружающего мира, развитие внимания, памяти, логики, мышления. Однако в курсе также присутствуют и другие элементы – творческие поделки, прослушивание классической музыки, динамические паузы, направленные на развитие крупной моторики ребёнка.

Каждый конспект состоит из следующих блоков:

  • Приветствие
  • Окружающий мир
  • Основы математических представлений
  • Логоритмика, музыкально-ритмические паузы
  • Подготовка к обучению чтению
  • Массажная пауза
  • Пальчиковая гимнастика
  • Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму
  • Двигательная дорожка
  • Творчество
  • Прощание.

Темы конспектов:

1. Встреча друзей
2. Учимся дружить
3. Здравствуй, ветер-ветерок
4. Ветерок и дождик
5. Фруктовый сад
6. Витаминный заряд
7. Гостинцы из деревни
8. Что растёт на грядке

9. Кто живёт на ферме
10. Домашние животные и их детёныши
11. Цыплёнок ищет маму
12. Цыплёнок и утёнок
13. Потерянные запасы
14. Лесные звери
15. Деревья
16. Деревья. Чудесные превращения

17. Дикие птицы
18. Птицы в городе
19. Матрёшка
20. Любимые игрушки
21. Коробка с карандашами
22. Волшебные краски
23. Пирамидка
24. Мячик

25. Весёлое чаепитие
26. Посуда
27. Что сегодня на обед
28. Съедобное-несъедобное
29. Вот так Африка!
30. Слоны и жирафы
31. В гости к пингвинам!
32. Белые медведи

33. Зимой белый, летом серый
34. Мишка косолапый
35. Дом
36. Всем на свете нужен дом
37. Да здравствует мыло душистое
38. Добрый доктор Айболит
39. Большой-маленький
40. Горячо-холодно

41. Круглый-квадратный
42. День и ночь
43. Одежда
44. Одежда
45. Обувь
46. Обобщение. Обувь и одежда
47. Папины помощники
48. Часы

49. Помогаем маме
50. Бабушка в гостях
51. Бытовые приборы
52. Где обедал воробей
53. День рождения Слона
54. Идём в театр
55. Телефон
56. Радуга

57. Морское путешествие
58. Рыбки
59. Мебель
60. Мебель
61. Поход по магазинам
62. Я люблю свою лошадку
63. Такие разные машины
64. Поезд

65. Воздушное путешествие
66. Транспорт. Обобщение
67. Цветы
68. Божья коровка
69. Бабочки
70. Муравьишка
71. Пчёлка
72. Лягушка

73. Улитка
74. Черепаха
75. На лесной тропинке
76. Одуванчики
77. Волшебница вода
78. Котятки и перчатки
79. Фокусник
80. Незнайка в гостях у малыша

Что вы получаете, приобретая этот комплект конспектов

  1. Вы получаете 80 конспектов для занятий с малышами от 2 до 3 лет в течение 10 учебных месяцев по 2 раза в неделю,
  2. Иллюстрации ко всем конспектам:
    • Красочные картинки для блока «Окружающий мир» для распечатки или демонстрации на экране через проектор
    • Черно-белые рабочие листы для блока «Подготовка руки к письму» (дети уносят домой)
    • Иллюстрации к творческому блоку, когда это необходимо
  3. Файлы с музыкальным или звуковым сопровождением (например, шум воды, рев животного, бой курантов, народная песня), когда это не нарушает ничьи авторские права. В остальных случаях мы даем указание, как можно приобрести диск с этой мелодией.

Бонус №1 . Список всего, что потребуется для занятий, – игрушек, учебных пособий, канцтоваров и многого другого.

Бонус №2 . Сценарии трёх праздников для малышей этого возраста. Сценарии отработаны, содержат рекомендации по оформлению помещений, описание реквизита, костюмов и декораций, музыкального сопровождения.

Автор конспектов

Работа над разработкой конспектов велась в течение нескольких лет. Прямо или косвенно в ней принимали многие преподаватели моего детского клуба «Классики» и преподаватели московского семейного клуба «Уголок». Основную работу по созданию конспектов, сбору и отбору самого лучшего материала, его обработке, структурированию, снабжению приложениями провела Юлия Белоцерковская, руководитель семейного клуба «Уголок».

По нашим конспектам работают уже сотни детских центров России и стран СНГ. Они получили одобрение не только педагогов практиков, руководителей детских клубов, но и очень уважаемых представителей научного сообщества.

Подвойский В.П., профессор, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, член учебно-методического совета по раннему развитию детей, профессор кафедры психологии Московского педагогического государственного университета:

«Рассматриваемая методика Ю.Белоцерковской и З.Ивантер представляет интересный материал, который в достаточной мере актуализируется в свете реформирования современной системы дошкольного воспитания, образования…»

«Составные части занятий (приветствие, разминка, чтение, логоритмика, математика, изучение свойств предметов, общедвигательная, пальчиковая гимнастика, художественно-творческая деятельность /аппликация, рисование, лепка/, прощание) не только соответствуют естественному ходу драматургии, но и позволяют задействовать эмоционально-чувственное, зрительно-двигательное, тактильно-слуховое восприятие детей…»

«В подобных псхолого-педагогических условиях временные рамки внимания расширяются, а память начинает активизировать свою работу…»

«Используемые в методике приложения являют собой не просто красочное дополнение, а органично вплетены в содержание сюжетно-смысловых линий. Они позволяют сделать необходимые акценты, переключить внимание и продолжить «плыть детям по волне новых знаний»…

«Следует издать анализируемую методику хорошим тиражом для того, чтобы она стала в полной мере доступной для Центров раннего детского развития».

Блох О.А., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, член Союза писателей РФ, генеральный директор детского центра «Сема-Сходня», вице-президент Международной академии информатизации при ООН (отделение музыка, образование):

«Методика […] вызывает интерес, заслуживает внимание на структурном, содержательном и технологическом уровнях. Методика включает в себя конспекты занятий, чеки-листы (перечень используемых материалов, реквизита, развивающих элементов), разнообразные музыкальные, наглядно-художественные приложения. Структура занятия представляет целостное системное построение и аккумулирует в себе такие важные составляющие как приветствие, разминка, чтение, логоритмика, математика, изучение свойств предметов, общедвигательная, пальчиковая гимнастика, художественно-творческая деятельность (аппликация, рисование, лепка и др.), прощание (финал). Каждый раздел занятий имеет свою целевую установку…»

«Следует отметить как положительный момент построение творческой среды на занятиях за счет активного участия детей, родителей и педагога в развивающем процессе на базе освоения культуры общения, культуры поведения. В данной методике процессы обучения и воспитания естественным образом переплетены и составляют гармоничное целостное…»

«Важно обратить внимание на то, что весь материал методики полностью соответствует принципам здоровьесохранной педагогики, отвечает многогранной специфике раннего целостного развития детей…»

«Методика может быть опубликована в научно-методическом издании и послужить основой не только для практической деятельности, но и для научно-творческих изысканий…»

Познавательное развитие дошкольников в условиях ФГОС

Marina Nepova 13.09.2018 2 8.8k

Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, однако не все педагоги понимают, как выстроить его грамотно с учётом возрастных особенностей детей, как индивидуализировать этот процесс для каждого ребёнка.

Актуальность познавательного развития дошкольников

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены 5 основных видов образовательной деятельности на занятиях в детском саду:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:

  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

На занятиях в детском саду дошкольники приобретают знания и учатся применять их на практике

Цели и задачи познавательного развития в разных возрастных группах

Цели познавательного развития определены стандартом и примерно одинаковы для всех дошкольников, однако практические задачи сильно различаются в зависимости от возраста и группы воспитанников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

В первой и второй младших группах (2–4 года) особенно важно поддержать (а в некоторых случаях заложить) в ребёнке такие качества, как любознательность, интерес к исследованию. Окружающий мир постепенно открывается малышу через предметы, которые для него имеют субъективное значение, т. е. привлекают его внимание, эмоционально окрашены. Поэтому для воспитанника 2–4 лет задачи познавательного развития будут следующими:

  • создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребёнка;
  • поощрять у детей любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении;
  • развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами;
  • учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;
  • развивать осознание времени и пространства, цвета и формы предметов через сенсорное и зрительное взаимодействие с ними;
  • развивать умение воспринимать звучание родной речи, музыкальных инструментов, звуки природы;
  • формировать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира.

Ребёнок 3–4 лет познаёт мир посредством приклекательных, эмоционально окрашенных предметов

В средней группе (4–5 лет) дети продолжают расширять свои представления о мире, обогащать словарный запас. Целью воспитателя является создание условий для самостоятельного исследования детьми. Для этого возраста основные задачи таковы:

  • обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;
  • формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира;
  • формировать и расширять представления о себе, своей семье, гендерной принадлежности;
  • поддерживать свободный разговор ребёнка со взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений;
  • способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с детьми.

В старшей группе (5–6 лет) ребята не менее любознательны, чем на предшествующих этапах дошкольного образования, однако с возрастом у них совершенствуется усидчивость, способность на более длительное время концентрироваться на интересующем предмете, стремление к самостоятельному опытному поиску ответов на вопросы, возрастает чувство ответственности. Актуальны следующие задачи:

  • расширение представлений о свойствах объектов окружающей среды (материале, ритме, количестве, части и целом, динамике и покое и т. д.) и их причинно-следственных взаимосвязях;
  • пополнение знаний о планете Земля, о родном городе и своём Отечестве, обычаях и традициях народа;
  • освоение умений и навыков, требующихся будущему школьнику: находить нужную информацию в справочных источниках, пользоваться детскими энциклопедиями, пытаться выделять основную мысль в материале;
  • вовлечение ребят в проектную деятельность — как индивидуальную, так и групповую с распределением ролей;
  • расширение спектра интересующих детей тем, развитие навыка приводить аргументы в беседе.

В подготовительной к школе группе (6–7 лет) подводятся итоги воспитательной работы всех предыдущих лет пребывания ребёнка в детском саду. К этому времени у воспитанников должна сформироваться привычка следовать определённому режиму дня, а также развиться навык самостоятельно наблюдать и анализировать информацию. Ставятся следующие задачи познавательного развития дошкольников:

  • приумножать знания детей об окружающей среде;
  • обучить ребят рационально распределять время, составлять план и действовать по нему, делать выводы;
  • научить воспитанников пользоваться детскими приборами для опытов;
  • устно комментировать процесс познания в целях развития речевой культуры;
  • создавать подходящие условия для самостоятельного исследования дошкольниками окружающей среды.

Виды деятельности для познавательного развития в ДОУ

Задачи познавательного развития можно включать в любую деятельность в ДОУ, однако основным видом познавательной деятельности для дошкольников является игра. Чем старше становится ребёнок, тем сложнее и многообразнее могут быть игры. Так, для малыша 3–4 лет познавательное развитие возможно через совершенствование конструктивных умений: играя с кубиками, ребёнок учится расставлять их в нужном порядке, сооружать из них разные башни и другие предметы, называть правильно конструкторские материалы (кубики, кирпичики, пластинки и др.). С конструктором дошкольник учится объединять объекты по сюжету, например, из кубиков он может построить дом, а из пластин — скамейку и подъездную дорожку. Все окружающие малыша предметы должны быть яркими и привлекательными, иметь понятную форму, цвет и назначение. Младшие дошкольники охотно играют с предметами, напоминающими бытовое окружение взрослых: пластиковая посуда, кукольная одежда, миниатюрные приспособления для уборки и т. п. Таким образом дети пытаются подражать взрослым, в первую очередь родителям, и постепенно познают мир повседневного быта.

На занятиях с младшими дошкольниками игрушки могут способствовать повышению мотивации детей: давать детям задание, выслушивать ответы ребят, оценивать их поступки.

Дошкольники с увлечением знакомятся со свойствами различных материалов

В средней группе необходимо разделение пространства на познавательные зоны: музыкальная, живой уголок, математический уголок, зона для совместных игр, зона с книгами и др. Это обеспечивает дошкольникам возможность самостоятельно исследовать окружающую обстановку, по возможности кооперироваться вместе, но при этом не мешать друг другу. А во время режимных моментов можно увлечь детей экспериментами: на прогулке, выливая ведёрко воды в песок, легко объяснить детям, как получается грязь. Можно сравнивать с воспитанниками виды дождя: «грибной» дождь, который идёт в ясную солнечную погоду, и ливень на фоне большого скопления туч. Это делает досуг детей не только интересным, но и полезным. Дошкольники очень впечатлительны, им нужна пища для размышления. Чем старше они становятся, тем с более сложными свойствами предметов, а затем и с устройством мира они могут знакомиться.

Для познавательного развития детей 5–6 лет важной становится сюжетно-ролевая игра с правилами. Для ребят из подготовительной группы этот вид активности также актуален. Именно через такую игру дети учатся командной работе, соблюдению правил, следованию своей ролевой модели. Например, игра в магазин позволяет ребятам решать следующие познавательные задачи: учиться взаимодействию друг с другом в рамках своих ролей, совершенствовать навыки счёта, развивать воображение (когда дети придумывают заместители платёжных средств из подручных материалов — листиков, пуговиц и т. п.). Воспитателю старших групп стоит обратить особое внимание на дидактические игры. В них перед детьми ставятся задачи, требующие сосредоточенности, усидчивости, умственных усилий, умения действовать последовательно. Они развивают у детей умение играть в команде, быть уступчивым или, наоборот, настойчивым, самостоятельно регулировать своё поведение, стимулируют познавательную активность и инициативу.

По своему опыту считаю подходящими следующие игры:

  • «Продолжи орнамент», в которой ребёнок учится выстраивать аналогии, видеть закономерности, развивает мелкую моторику и абстрактное мышление.
  • «Четвёртый лишний», в которой нужно учиться находить закономерности, мыслить логически.
  • Подбор парных картинок, где ребятам старшего дошкольного возраста нужно находить картинки с одинаковым количеством предметов, независимо от их формы и цвета. Для малышей 4–5 лет эту игру можно упростить до подбора картинок с одинаковыми изображениями.
  • Складывание пазлов, картинок из мозаики помогает дошкольникам развивать образное мышление, проявлять творческую активность, учиться видеть закономерности.

Важно, чтобы во время дидактической игры воспитатель создавал максимально непринуждённую атмосферу, в которой дети бы не чувствовали, что их специально чему-то обучают. В конце любой игры важно подведение итогов и устная похвала воспитателя. В младшей и средней группах требуется больший контроль со стороны воспитателя в процессе игры, нежели в старших. Если первые нуждаются в подробном объяснении правил и контроле за их соблюдением, то для детей 5–7 лет важна возможность проявления самостоятельности.

Индивидуализация познавательного развития

Современным образовательным стандартом признана необходимость построения индивидуального образовательного маршрута ребёнка. Это связано с тем, что рабочие программы рассчитаны на среднего дошкольника, однако часто в группах есть как отстающие, так и одарённые дети. Первым тяжело осваивать программу наравне с группой, а вторые могут потерять мотивацию в обучении из-за слишком простых и скучных заданий. Развитие познавательных способностей дошкольника является главной задачей создания индивидуального образовательного маршрута. Для успешного планирования такого маршрута требуется регулярный мониторинг, чтобы отследить, насколько успешно дети справляются с образовательной программой. При построении и реализации образовательного маршрута должны учитываться следующие компоненты:

  • постановка цели в соответствии со стандартом;
  • система обучения, в которой каждому учебному предмету отводится своё место и роль;
  • определённая методика преподавания, конкретные приёмы и педагогические технологии;
  • инструменты для комплексных диагностик;
  • создание условий для достижения поставленных целей;
  • планирование результатов, которых ребёнок должен достичь к моменту перехода на школьное обучение.

В младших группах индивидуальные занятия часто направлены на развитие чувства формы и цвета, а также мелкой моторики

Также необходимо принимать во внимание, является ли ребёнок отстающим или одарённым, учитывать его особенности и потребности, а также возможности и ресурсы ДОУ для удовлетворения этих потребностей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close