Познавательно речевое развитие детей дошкольного возраста

Познавательно речевое развитие детей дошкольного возраста

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством обогащения познавательной деятельности познавательно-речевыми дидактическими играми и упражнениями

Дата публикации: 25.09.2018 2018-09-25

Статья просмотрена: 373 раза

Библиографическое описание:

Петрова И. С., Луханина Ю. В. Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством обогащения познавательной деятельности познавательно-речевыми дидактическими играми и упражнениями // Молодой ученый. — 2018. — №38. — С. 93-95. — URL https://moluch.ru/archive/224/52742/ (дата обращения: 09.02.2020).

Проведение педагогических наблюдений показали, что в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов — повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. В общении друг с другом дети мало проявляют речевую активность или вовсе не вступают в разговор.

Речевое развитие ребенка — одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. С помощью речи дети приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга, обмениваются накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями, интересами. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы.

Проблема развития речи у детей особенно актуальна в последние годы, когда живое общение заменяется компьютерными технологиями.

Еще К. Д. Ушинский писал: «Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством». Поэтому так важно, чтобы каждый ребенок с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, речь должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Идеи К. Д. Ушинского разрабатывала Е. И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи — значит владеть орудием умственного развития человека.

Методологической основой работы является мнение педагогов О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной о значимости дидактической игры в развитии речи дошкольников. Дидактическая игра — доступный, полезный, эффектный метод познавательного и речевого развития детей. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Чтобы правильно организовать речевое развитие дошкольников в процессе познавательной деятельности можно выделить следующие направления:

  1. Формирование представлений об окружающем мире. Главная задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации.
  2. Сенсорное и математическое развитие. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

Независимо от выбранного направления деятельности педагоги активизировали речь дошкольников посредством проведения дидактических игр и упражнений как в организованной, так и в свободной образовательной деятельности дошкольников.

Одним из самых действенных средств речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.

В организованных формах образовательной деятельности речевым развитием дошкольников педагоги занимались на «чисто речевых» занятиях, а также интегративно во время познавательного развития. На каждом занятии педагоги использовали любую возможность для обогащения словаря, развития связной речи, формирования грамматически правильной речи дошкольников. Проводимые познавательные дидактические игры обогащались речевым содержанием в соответствии с возрастными возможностями дошкольников и программным содержанием речевого развития на данном возрастном этапе. Ежедневно в течение дня в режим дня включались речевые дидактические игры и упражнения. Целенаправленно и последовательно осуществлялась индивидуальная работа с детьми, испытывающими трудности в развитии речи. Таким образом, в деятельности педагогов и дошкольников сложилась последовательная система речевого развития дошкольников на каждом возрастном этапе.

В младшем возрасте формирование словаря находится в тесной связи с работой по обогащению знаний и представлений дошкольников о предметах и явлениях окружающей действительности. Знакомясь с предметным окружением и формируя родовые понятия (мебель-одежда-посуда), педагог включала дидактические игры «Что в коробке?», «Куда что положить?», в ходе которых каждый ребенок не только называл предмет, но и давал ему определенную характеристику: мягкий-твердый, большой-маленький, определял цвет предмета.

Определение цвета предмета наиболее важное понятие, формируемое в данном возрасте, которое осуществляется не только при ознакомлении с окружающим, но и в математическом развитии. Наибольшую трудность вызывает у детей четвертого года жизни развитие связной речи, которую целесообразно упражнять во время рассматривания природоведческих картинок, с ярким насыщенным содержанием, вызывающим у ребенка желание описывать увиденное. В свободной деятельности в течение дня с детьми воспитатель организовывала дидактические игры и упражнения в утренние и вечерние часы, а также на прогулке. Каждая из предложенных игр и упражнений носила интегрированный характер, то есть, речевое задание тесно переплеталось с познавательным содержанием. Например, в утренние часы проводились такие игры «Потерялись», «Чей голос?», «Дружные ребята». При проведении физкультминуток воспитатель предлагала поиграть в игры «Где ваши ручки?», «Идут животные». Дошкольники не только активно выполняли движения, но и упражнялись в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, а также в звукопроизношении.

Прогулка наиболее благоприятное время для проведения игр на развитие артикуляционного аппарата, правильного дыхания посредством таких игр как «Ветерок», «Бабочка, лети!», «Дуем на шарик» и другие.

Организуя наблюдения на прогулке, воспитатель задавала детям вопросы «зачем?», «почему?», «когда?», «как?», которые требовали от детей развернутых ответов, способствующих составлению короткого рассказа.

Таким образом, у детей младшего дошкольного возраста развивалась речь и формировалось целостное представление об окружающем мире.

В среднем возрасте педагоги продолжали знакомить дошкольников с предметным окружением, при этом обращали внимание на существенные признаки этого предмета: форму, цвет, величину, материал, назначение этого предмета. («Игра в загадки», «Где что лежит»). Таким образом, описывая предмет, составлялся небольшой описательный рассказ. Чтобы активизировать речевую активность детей педагоги применяли мнемотехнические таблицы, по которым ребенку было легче составить рассказ.

В свободной деятельности в утренние и вечерние часы проводились дидактические игры «Что умеют делать звери?», «Знаешь ли ты»,«Кто же я?», позволяющие детям не только расширить знания о природе, но и пополнить словарный запас, поупражнять в звуковой культуре речи.

Во время организованного наблюдения за объектами природы педагоги обращали внимание на появление в речи детей сложноподчиненных и сложносочиненных предложений, которые возникают в ответ на вопрос воспитателя о качестве и свойстве предмета «Третий лишний», «Брать — не брать», «Какое время года?» и другие.

Математическое содержание тесно переплетается с речевым при проведении таких игр и упражнений «Четвёртый лишний», «Что бывает круглым?», «Один-много» и другие. Игра «Веселый счет» помогает дошкольникам правильно согласовывать существительные с числительным, игра «Разложи по полочкам» — ориентировке в пространстве и звуковой культуре речи, а игры «Когда ты это делаешь?» и «Что потом?» знакомят ребят с частями суток и прививают грамматически правильную речь.

При проведении всех познавательно-речевых игр педагог опиралась на яркую наглядность, вызывающая желание отвечать на вопросы, рассказывать.

В старшем возрасте дошкольник овладевает всей системой родного языка: умеет полно и последовательно излагать свои мысли, четко строить сложные развернутые предложения, логически обосновывать свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, правильно произносить все звуки и многосложные слова. Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовывались, важно чтобы они находили применение в практической деятельности, а именно, в игре.

Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Познание тесно переплетается с речевыми возможностями ребенка. Чем больше ребенок познает, тем богаче становится его словарный запас, который он употребляет для выражения своих мыслей, умозаключений.

Обогащение словаря детей происходило в форме поиска. Например, давая характеристику дню, педагог называла его пасмурным, предлагала детям рассказать об их представлениях данной погоды. Во время наблюдений за природными объектами проводились дидактические игры «Определи на ощупь», «Кто заметит больше», «Десять прикосновений» и другие.

В старшем возрасте дошкольники произносят все звуки, поэтому воспитатели направили свою работу на четкое произношение всех звуков, речевое дыхание и интонационную выразительность речи через проведения таких игр «Каждому звуку свою комнату», «Кого в гости позовут».

Речевое творчество воспитатель ввела в дидактические игры, проводимые в утренние и вечерние часы «Закончи рассказ», «Жили были…», «Подбери рифму» и т. д. Такие игры позволили развить у дошкольников воображение, мышление и фантазию, которые в дальнейшем помогали при сочинении сказки, рассказа и даже стихотворения.

Активизации речевого развития способствовала и новая форма проведения организованной образовательной деятельности в виде детского журнала, телепередачи, телевизионного видеомоста. Эта форма позволила научить детей не только самим выступать, но и слушать своих товарищей, дополнять их ответы, поправлять и делать выводы.

Развитию речи дошкольников способствовала и созданная в группе развивающая предметно-речевая среда, состоящая из наборов сюжетных и предметных картин, дидактических игр, мнемотаблиц, пособий, альбомов.

Уровень речевого развития напрямую зависит от участия взрослых в этом процессе. Взрослый не только является образцом правильной и грамотной речи, но и главным собеседником ребенка на всех этапах его взросления.

Таким образом, обогащения познавательной деятельности познавательно-речевыми дидактическими играми и упражнениями способствовало активизации речевого развития дошкольников, повышению качественного уровня речевой культуры общения между сверстниками, а также между взрослыми и детьми.

  1. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.– М.: «Владос», 2004–288с. 10000экз. — ISBN 5–691- 00871–4.
  2. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5–6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М.: Просвешение, 2006с.: ил.- ISBN 5- 09 -014510 -5.
  3. Развитие речи детей 6–7 лет: метод. пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждении / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М.:Просвещение, 2007–224с.: ил. — 7000 экз. — ISBN 978–5 — 09–015434 -5.
  4. Гейци, Э. Д. Диагностика детей дошкольного возраста возраста. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика детей» [текст]Э. Д. Гейци. — Н.: Издательство 000 «БОРА — ПРЕСС» 2006. — 506с. ISBN 5- 85921–568 -1
  5. Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [текст] Г. А. Урунтаева.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 96 с.1000экз.

Альманах педагога

Автор: Кожохина Светлана Вячеславовна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад № 35»
Населённый пункт: город Печора Коми
Наименование материала: презентация для родителей детей дошкольного возраста
Тема: «Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Дата публикации: 05.01.2018
Раздел: дошкольное образование

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов находится

ориентация образовательного процесса на познавательные

возможности дошкольника и их реализацию. Взаимодействие с

ребёнком организовывается так, чтобы оно было направленно на

формирование познавательного интереса, познавательной

самостоятельности и инициативы

Познавательно-речевое развитие…Особенно это актуально в

настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много

времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые

вопросов, редко выслушивают, не

перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную

речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне

необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок

не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда

проблема словаря, проблема произношения, проблема

выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис

общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного

человека, семьи, воспитательного пространства в целом.

Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря,

утрата самого понятия — культура речи.

Цель познавательно-речевое развитие дошкольников

Развивать у детей дошкольного возраста познавательно-

речевые способности (восприятие, мышление, память, внимание,

воображение), которые представляют собой разные формы

ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и

регулируют его деятельность.

Обогащать познавательную сферу детей информацией через

занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

Обогащать эмоционально-чувственную сферу детей в процессе

непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию

интересов, проявления самостоятельности и познавательно-

Формировать бережное отношение к окружающему миру,

закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

Поддерживать условия для развития познавательно-речевых

процессов дошкольников во всех видах деятельности

Познавательно – речевое развитие разделили на две самостоятельные

области. Познавательное развитие предполагает развитие интересов

детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности; формирование

первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего

мира о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных

ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,

многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как

средством общения и культуры.

Речевое развитие включает владение речью как

средством общения и культуры; обогащение

активного словаря; развитие связной, грамматически

правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества; развитие звуковой и

интонационной культуры речи, фонематического

слуха; знакомство с книжной культурой, детской

литературой, понимание на слух текстов различных

жанров детской литературы; формирование звуковой

аналитико-синтетической активности как предпосылки

Дети поступают в детский сад с низким речевым развитием,

многие дети в младшей группе умеют произносить только

отдельные фразы, у них практически отсутствует

чувствительность к смысловой стороне языка.

Необходимо обогатить словарный запас дошкольников,

добиться позитивной динамики в звукопроизношении у детей.

Сформировать умение задавать вопросы, высказывать свои

суждения, делать несложные умозаключения, обсуждать

возникающие проблемы, развивать у детей способность к

активному слушанию детских произведений и их пониманию.

Отличительные особенности занятий познавательного

цикла у педагогов детского сада в рамках ФГОС ДО:

интеграция содержания; использование

информационных технологий; использование

проблемных ситуаций, проблемных вопросов;

Роль предметно-развивающей среды в

познавательно-речевом развитии ребенка «В

пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в

свое время» Е. И. Тихеева Насыщая групповое

пространство, педагоги заботятся в первую

очередь о том, чтобы дети в группе могли

удовлетворить свои важные жизненные

потребности в движении, познании, общении со

взрослыми и сверстниками. Группы должны

быть оснащены современным игровым и

дидактическим оборудованием, которое

включает наглядный, раздаточный материал,

обеспечивающий более высокий уровень

познавательно-речевого развития детей.

Принципы построения развивающей среды в группе

1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на

организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего

установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения».

2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем

участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «кухня»,

3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и

созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися

возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность +

4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения

непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно

разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин»,

«больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».

Построение развивающей среды с учетом изложенных

принципов дает ребенку чувство психологической

защищенности, помогает развитию личности, способностей,

Этапы и особенности развития речи дошкольников

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова.

Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.

В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.

Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

Задачи речевого развития

Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи. К тому времени, когда наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:

  • Знать и использовать много слов
  • Понятно и связно говорить
  • Используя речь, получать различную познавательную информацию
  • Общаться со сверстниками и взрослыми

Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном этапе.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год их жизни задает свой темп и ритм. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта.

Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития.

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

С каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.

Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.

Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.

Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…

Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке. Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой.

К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам.

Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее» и другие подобные высказывания.

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.

Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.

Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.

Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет

Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.

Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Этапы и особенности развития речи дошкольников

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова.

Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.

В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.

Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

Задачи речевого развития

Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи. К тому времени, когда наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:

  • Знать и использовать много слов
  • Понятно и связно говорить
  • Используя речь, получать различную познавательную информацию
  • Общаться со сверстниками и взрослыми

Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном этапе.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год их жизни задает свой темп и ритм. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта.

Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития.

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

С каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.

Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.

Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.

Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…

Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке. Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой.

К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам.

Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее» и другие подобные высказывания.

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.

Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.

Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.

Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет

Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.

Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close