Консультация родителей игры потешками - Оappendicite

Консультация родителей игры потешками

Консультация родителей игры потешками

Консультация для родителей «Роль потешек в развитии детей «

Очень большое значение в воспитания малышей имеют потешки. Они вызывают в ребенке чувство сопереживания, дружелюбие, доброжелательность. Простота и мелодичность звучания потешкек помогает детям запомнить их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры во время кормления кукол или укладывании кукол. Потешки должны соответствовать уровню развития детей. Интонация, с которой они произносятся, должна быть понятна детям. Читая потешку, необходимо менять интонацию голоса в соответствии со смыслом стишка. Учите эмоционально реагировать на «строгую» и «ласковую» интонации вашего голоса. Но ни в коем случае не пугайте ребенка! Повторяйте потешку 2-3 дня, пока он проявит к ней интерес. На 4-5 день целесообразно поменять потешку.

Простые короткие потешки побуждают детей к действию, произнесенные же на распев, ласково не громко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

На все режимные моменты детей раннего возраста существуют различные потешки. Чтобы заставить детей двигаться, например, можно использовать такую потешку:

Встань малыш еще разок,

Сделай маленький шажок,

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Ай таточки, ай таточки.

Встал мальчик на пяточки.

Стал на пяточках ходить,

Свою бабушку любить.

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже дети, которые отказываются от еды, начинают, есть с удовольствием, например,

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась,

Зайка – за капустку,

Мышка — за корку,

Дети – за молоко.

Ешь кашу сладеньку,

Дневной сон для малыша просто необходим, а о ночном и говорить не приходится, он тем более нужен ребенку. Чтобы помочь быстрее уснуть, а после сна проснуться как можно спокойнее, можно использовать такие потешки:

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

Кладу Раю на пушок,

На пуховую кровать,

Будет Рая крепко спать.

Ночь пришла, темноту принесла,

Уже поздно сынок,

Ложись на бочек,

Ай качи, качи ,качи.

Петушок не кричи.

А приди к нам ночевать,

Нашу Сашеньку качать.

Петя – петушок качал,

Ходит сон по хате

В сереньком халате,

А сониха под окном

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

А ты доченька усни».

После сна можно использовать такие потешки:

«Вот проснулся петушок,

Подымайся моя дружок,

Встань мой Юрочка.

Тяги, тяги, потягушеньки,

На дочку порастушеньки.

Ты расти здоровая во все время времечко

Как пшеничное тесточко».

Некоторые дети не любят умываться, некоторые при купании боятся воды. В таких случаях можно использовать такие потешки:

Ай, лады, лады, лады.

Не боимся мы воды,

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазки блестели.

Умоет Коле личико,

А пальчики – Антошке.

Во время сборов на прогулку с потешками легче и веселее одеваться. Вот например:

Вот они сапожки

Этот с левой ножки

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет

Наденем мы сапожки

Этот с левой ножки

Этот с правой ножки.

Завяжите шарф потуже

Буду делать шар на стуже

Снежный шар я покачу

Побыстрей, гулять хочу.

У детей, как и у взрослых, бывает плохое настроение и хочется поплакать, бывает что они устали, или поссорились, можно приласкать их такой потешкой:

Это что тут за рев?

Уж не стадо ли коров?

Это не коровушка –

Это Юра – ревушка,

Не плачь, не плачь,

Для всестороннего развития детей особое значение приобретают игры-забавы, развлечения с использованием фольклора (потешек). Необходимо вводить в игры с детьми хорошо известные им потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Вот некоторые из них: «Сорока-белобока кашу варила», «Идет коза рогатая, идет коза бодатая», «Наши уточки с утра –кря, кря, кря» и т.д.

Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают активизировать речь детей, побуждают их к высказываниям, повторению текстов, звукоподражанию голосом животного. Такие потешки учат добру, гуманному отношению к «братьям нашим меньшим». Например,

Своих деток подзывает

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Что ты рано встаешь

Деткам спать не даешь.

Потешки помогают наблюдать за природными явлениями, любоваться ее красотой.

Ой, ты радуга-дуга

Давай солнышка – колоколнышка!

Дождик, дождик поливай!

Будет хлеба урожай.

Дождик, дождик припусти

Дай капусте подрасти.

Взгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут!

От того я красна

Что под солнышком росла.

Существуют потешки отражающие любовь е родине, дети познают быт, родственные связи

Пекла бабка оладушки.

Рае два, Антошке два,

Юре два, Никите два.

У нашей бабушки.

Этот пальчик — бабка,

Этот пальчик – дедка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька,

А вот этот – наш малыш
и зовут его Денис!

Особое внимание надо обращать на эмоциональное чтение произведений народного творчества, т.к. ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям. Потешки не оставляют ни одного ребенка быть равнодушным, если их доброжелательно преподнести.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, побуждает с раннего детства к познавательной активности. Развивает зрительное, слуховое восприятие, способствует созданию положительного эмоционального настроя. Помогает увеличить словарный запас, развивает память, внимание, воспитывает дружелюбие, сострадание, учит быть добрыми и ласковыми.

Консультация для родителей «Играя, развиваем речь детей»

Сила речи состоит в умении

выразить многое в немногих словах.

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Известно, что дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи, создавая новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать развитию творческого отношения к речи.

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. »; — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья. ».В возрасте 4-5 лет дети обычно хорошо усваивают названия основных цветов, значитих можно познакомить и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?»,так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек. » — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?». Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента. » — «А что шире — ручеек или река?». Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: «Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?». Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «На что похож лист, облако, тень от дерева?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное мышление и восприятие.

Целесообразно видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов:

— «Чем лист похож на бумагу? (Толщиной, легкостью.) А на траву? (Цветом.) А на каплю? (Формой.)»

Следующий вид упражнений – чистоговорки, скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках: «Из-под топота копыт пыль по полю летит», «На горе трава, на траве дрова».

Очень нравится детям такое упражнение. Попросите произнести одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо): «Милая моя, ты не спишь!»; «Вы ели на завтрак мороженое?»; «Мама купила (купи) виноград»; «Скорее домой!»; «У нас кончился хлеб».Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. 2-3-летний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед. », а ребенок ее заканчивает: «. да баба»; взрослый: «И была у них. », ребенок: «. курочка Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» — «Зайчика» — «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д.

Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту — в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек — большой или маленький — или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге». «Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?».

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом. Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события, реальные или вымышленные, им воспроизводятся.

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон — и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой. До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо. А что ты любил есть в детстве. Куда бы ты хотел поехать?».

Детям нравится петь о знакомых вещах — о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке. Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений — тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

«Заучиваем стихи с малышами»

Ребенку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен.Сначала прочитайте два-три стихотворения.Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза.Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.Повторите все движения вместе с ребенком.Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно – два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.

Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.

«Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»

Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговариволочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».

В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.

Игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе». (Лампочка). Или: «Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался.» (Шарик).

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться?(Мёд — пчела — боль — красный крест — флаг — страна — Россия — Москва — красная площадь и т. д.) .

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема «Животные».

• Обитает в воде (значит, на суше);

• Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

• Хвост очень длинный (значит, короткий);

• Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

• Очень любит солёное (значит, сладкое). Кто это?

Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком — это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. А ещё развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Консультация для родителей: «Как играть с ребенком, развивая его»

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Как развивать речь ребенка интересно, легко и просто, а также весело и с удовольствием для мамы и ребенка. Я хочу предложить вам 10 правил, помогающих развивать речь малышей по ходу обычной жизни семьи. Вы убедитесь, что эти правила работают эффективно.

Где же найти для этого время? Этот вопрос задают многие родители, у которых сформировалось мнение, что развитие речи- это только занятия с детьми, которые специально спланированы и организованы взрослым. Но ведь обычное бытовое общение с ребенком с использованием игровой ситуации в ходе завтрака, укладывания спать, прогулки, уборки дома, поездки в транспорте, походе в детский сад — разве это не развитие речи? Многие мамы говорят: “У меня нет времени развивать речь ребенка”. Но ведь не может такого быть, чтобы мы целый день молчали и ребенок тоже молчал. Раз мы говорим, говорит ребенок, значит это и есть речевая практика и речевое общение.

Правило 1.

В разговорах с ребенком не отвечать сразу на его вопрос, а сначала предложить ему самому подумать, порассуждать или пофантазировать вместе с вами. Если ему трудно, подскажите начало фразы, а он продолжит «Я думаю, что…», «Наверное они…», «Может быть…».

Ребенок постепенно будет лучше излагать свои мысли.

Правило 2.

С детьми, которые «не хотят говорить»,а используют жесты, применять прием «непонимания ребенка». Например, ребенок просит банан, положите на стол разные фрукты и поочередно спрашивайте: «Яблоко?, Апельсин? Скажи — да? Нет?». И ребенок будет стараться объяснять «непонятливой маме», что ему надо.

Правило 3.

С детьми более старшего возраста можно использовать грамматические игры по пути на прогулку, из детского сада. Например, согласовывать числительное с существительным. Поднимаясь по ступенькам говорим: «Здесь живет один медвежонок, два медвежонка… пять медвежат».

Для развития фонематического слуха можно использовать игру «Придумай рифму»,детям это нравится. Иногда получается очень смешно.

Образование новых слов по аналогии: возьмем пример бетономешалки. Почему так называется — мешает бетон. А если надо будет помешать шоколад? Овощи? Молоко? Сварим варенье из яблок — яблочное, из слив — … и т.д. Игра «Найди сходство и различие». Можно использовать одежду у себя и ребенка, обувь или что-то другое. На прогулке можно предложить найти что-то очень маленькое, большое. Расставив на полу разные игрушки одну спрятать в ладони и спросить «Кого?».Таким образом освоив родительный падеж. Когда едем в транспорте можно поиграть в игру «Что можно в городе увидеть?», «Ты называй слово, а я буду называть его ласково» (потом можно поменяться ролями). Игра «Что раньше, что потом?» — можно использовать часто в разных ситуациях. Я завариваю чай — рассказываем вместе с ребенком что за чем происходит. (наливаем воду в чайник, кипятим, насыпаем заварку в заварочный чайник и т.д).

Аналогично «Делаем салат», «Варим борщ». Главное в развитии речи — заинтересовать детей, чтобы все происходило естественно. Даже стоя в пробке можно найти интересную тему для разговора.

Правило 4.

Во время речевых игр говорить должен больше ребенок, а не взрослый. Лучше спросить не «Какое время года?» и получить однозначный ответ, а вызвать малыша на рассуждение «Чем тебе нравится лето?».

Правило 5.

Речь взрослого должна быть красивой, образной, понятной, логичной, и выразительной. Следует перестать думать, что потешки, детски стихи и колыбельные – это пережиток прошлого.

Правило 6.

Комментируйте ребенку, что и как Вы делаете, что видите, начиная с первых дней его жизни.

Называйте предметы, детали, свойства, действия и признаки.

На примере игры «Уложим куклу спать» рассматриваем и называем одежду, ее части, детали, постельные принадлежности, мебель – это все так интересно для познания окружающего мира.

Правило 7.

Старайтесь, чтобы знания были открыты самим ребенком.

В игре «Сварим суп, компот» ребенок может найти сходство и отличие овощей, фруктов, а также их свойств.

Правило 8.

Начиная с 3-4 лет начинайте писать письма с детьми. Ребенок диктует, а Вы записываете. Это письма в картинках. Картинки может нарисовать взрослый, а ребенок их раскрасит, может нарисовать и сам. Такие письма – это рассказы из жизни семьи, сказки, которые можно написать бабушке, папе.

Правило 9.

Дома должен быть обязательно домашний театр. Взрослые создают благоприятные условия для развития связной речи, устраивая домашние мини-спектакли.

Правило 10.

Не ждите готовых рекомендаций. Любая мама, хорошо зная своего ребенка, может придумать интересную речевую игру или занятие именно для него.

Консультация родителей игры потешками

Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи.

Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через пестушки, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, песенками, потешками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке, когда малыш скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. В этот период потешки становятся просто незаменимыми. С помощью них легче установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Вместе с потешками дети причесываются, одеваются на прогулку, умываются, кушают и играют.

Используются потешки и в пальчиковых играх с детьми. С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память.

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас, учат малыша слушать.

Во время умывания под звуки напевных слов малыш даст себя умыть:

Щечки мыли?
Глазки мыли?
Ручки мыли?
ДА.

И теперь мы чистые-
Зайчики пушистые!

Знаем, знаем да, да, да
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!

Моем руки дружно,
Нам обедать нужно.

Кормление -очень важный момент в жизни каждого малыша. Использование потешек поможет сделать процесс еды веселым и непринужденным.

А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.

Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
Одевание на прогулку.
Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.

Раз,два, три, четыре, пять
Собираемся гулять
Завязала Настеньке
Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.

Нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал:

Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.

Родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку — создает эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка, ребенок спокойно засыпает.

— Люли- люли, люленьки
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать.
Детку тихо усыплять
Спи малютка почивай,
Спи тихонько отдыхай

Хорошо успокаивает расшалившегося малыша игры с пальчиками.

Этот пальчик – дедушка (показывает большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (показывает указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (показывает средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (показывает безымянный палец)

Этот пальчик – наш малыш, (показывает мизинец)
А зовут его ……

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, песенки, попевки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности». Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, потешками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

Литература:

  • 3. Л. Павлова «Фольклор для маленьких»«ДВ» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12
  • Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре — Вып. 1, 1995.
  • Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004. —

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector