Комплексная диагностика социально педагогической запущенности детей - Оappendicite

Комплексная диагностика социально педагогической запущенности детей

Комплексная диагностика социально педагогической запущенности детей

Диагностика социально-педагогической запущенности

Социально-педагогическая запущенность есть состояниеличности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения и самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогической ситуацией развития, характеризующейся неадекватной социальной активностью ребенка, с одной стороны, и дезинтегрирующим влиянием воспитательного микросоциума на процессы социализации и индивидуализации личности — с другой. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности ребенка, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Проявлениями педагогической запущенности следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и низкий уровень его субъектности в учебно-познавательном процессе. У дошкольников это выражается в неразвитости комплекса игровых способностей, недостаточной активности в игре, несформированности игровой рефлексия. У младших школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, низкий уровень целенаправленности и осознанности учебной деятельности, недостаточная учебно-познавательная активность.

Социальный и педагогический аспекты запущенности и взаимосвязаны, и взаимообусловлены. Неуспешность в деятельности, необученность, необразованность, в том числе невладение знаниями социально-этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в референтных группах.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе.

Роль предрасполагающего фактора в возникновении и развитии запущенности детей могут играть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, актуальное состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с микросоциумом и др. Внешние и внутренние причины обусловливают возникновение и развитие запущенности, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка при условии их сочетания между собой, высокой интенсивности, относительной стойкости и длительности воздействий на ребенка, особенно в раннем детстве и отсутствии своевременной профилактической и коррекционной работы.

Ситуация развития запущенного ребенка оказывается неблагоприятной. Она складывается из пагубных для его развития сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции воспитанника, ими обусловливаемой.

Механизм возникновения и развития социально-педагогической запущенности детей приводится в движение противоречием между потребностью ребенка стать личностью и возможностью ею стать. В случаях социально-педагогической запущенности потребность ребенка в персонализации вступает в противоречие с нежеланием референтных для него общностей (сначала семьи, затем групп сверстников в детском саду и школе) принимать проявления его индивидуальности, не соответствующие социальным нормам и ожиданиям. Причем в силу специфики возраста такая позиция сверстников прежде всего обусловлена отношением к запущенному ребенку взрослых — педагогов и родителей.

Социально-педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве, примерно с трехлетнего возраста, т.е. совпадает с началом развития самосознания ребенка, его правилосообразного поведения и нормативной деятельности. При неблагоприятной ситуации развития происходит накопление количественных признаков и проявлений запущенности, которые в силу интеграции психики переходят в качественные образования — ее симптомокомплексы.

Особое место детства в становлении личности признается всеми исследователями. Если по отношению к развитию познавательных процессов детский возраст называют решающим, то это тем более верно в связи с развитием личности. В детстве закладывается фундамент личности: формируются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты. Первые относятся к интересам человека, тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения.

Инструментальныечерты включают предпочитаемые человекомсредства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения и манер.

Возрастные особенности детей-дошкольников и младших школьников, проявляющиеся в большой эмоциональности, зависимости от взрослого и подражательности, восприимчивости, создают опасность закрепления и ин­теграции признаков и проявлений социально-педагогической запущенности, обусловливают задержки и негармоничность развития, неуспешность и непродуктивность деятельности, нарушения в процессах самоопределения, реализации личностного потенциала, психологическую уязвимость ребенка. С другой стороны, в силу тех же особенностей дети легче перестраиваются, поддаются воспитательному воздействию, более сенситивны в плане развития, если определяющие воздействия адекватны возможностям и особенностям ребенка.

Социально-педагогическая запущенность является одной из самых распространенных разновидностей отклонений развития, часто перерастающего в правонарушения и другие асоциальные формы проявлений личности. Ранняя диагностика, профилактика и коррекция необходимо обусловлены их упреждающим значением для развития личности, онтогенетическим значением периода детства и более высокой эффективностью воспитательных воздействий на ребенка в детском возрасте. Сложный характер социально-педагогической запущенности обусловливает специфику подхода к ее ранней диагностике — комплексность и системность.

Комплексная психолого-педагогическая диагностика — это углубленный и всесторонний анализ личности ребенка, направленный на выявление присущих ей положительных сторон и недостатков, их причин, а также на решение практических задач: гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса. Такое понимание диагностики во-первых, означает не смешение диагностических функций педагогов и психологов, а их функциональное взаимодействие, во-вторых, обогащает взаимодополнением методов знание о ребенке, его микросоциуме и педагогическом процессе; в-третьих, опирается на положительное в личности ребенка; в-четвертых, вскрывает не только недостатки, но и их причины, в-пятых, имеет значение не только для повышения качества педагогического процесса, но и главного, чему она служит, — гармонизации развития личности ребенка. Наконец, следует отметить, что комплексная диагностика при правильной ее организации помогает оценивать уровень развития, обученности и воспитания ребенка в зависимости от качества семейного воспитания и учебно-воспитательного процесса в детском школе, характера личностного влияния воспитательного микросоциума.

Итогом комплексной психолого-педагогической диагностики должен стать психолого-педагогический диагноз, который отвечает на следующие вопросы:

1. Имеет ли место социально-педагогическая запущенность ребенка?

2. На что опереться в воспитательно-образовательной, профилактической и коррекционной работе с ребенком?

3. Что в ребенке не развито, подвержено деформации в силу социально-педагогической запущенности?

4. В чем возможности изменения социально-педагогической ситуации развития ребенка?

5. Кто и что должен делать?

6. Какими путями, средствами, методами?

7. Каков возможный результат (прогноз развития ребенка) при использовании методов профилактики и коррекции, либо их отсутствии?

Этапы комплексной диагностики социально-педагогической запущенности детей

Педагогическая запущенность детей: виды и причины

Педагогическая запущенность – это понятие, которое часто употребляют, говоря о «трудных детях». Справиться самостоятельно и контролировать свое поведение такой ребенок не в состоянии. Ему нужна комплексная работа со специалистами, педагогами и родителями. Если не заниматься коррекцией, то проблемы в обучении и развитии не исчезнут, а ребенок будет постоянно иметь проблемы с социализацией.

Что такое педагогическая запущенность

Педагогическая запущенность — это нарушение развития ребенка, возникающее из-за недостатка целенаправленного обучения и воспитания со стороны родителей и педагогов.

Проявляется это нарушение во всех аспектах жизни ребенка: в интеллектуальном, психологическом, морально-нравственном, эстетическом и социальном развитии.

Оно мешает развиваться и учиться наравне со сверстниками, а также затрудняет общение с ними.

В целом, педагогическая запущенность в психологии — это расстройство поведенческого спектра, поэтому поддается коррекции. Если этого не делать, то ребенок может оказаться просто изолированным от общества.

Виды педагогической запущенности

В зависимости от того, каков характер проявления тех или иных отклонений, разделяют следующие виды педагогической запущенности:

  1. Медико-педагогическая. Имеются плохие привычки, нет навыка и желания соблюдать правила личной гигиены.
  2. Нравственно-педагогическая. Характеризуется полным или частичным отсутствием нравственных понятий, отсутствием контроля за проявлением эмоций, безразличием к эмоциям и чувствам других людей.
  3. Интеллектуально-педагогическая. У ребенка нет интереса к новым знаниям и открытиям, желания учиться, он с трудом усваивает школьную программу.
  4. Нравственно-трудовая. Ребенок не испытывает желания трудиться, его знания о пользе труда значительно искажены.

Диагностика

При комплексной психолого-педагогической диагностике проводится обширный анализ разных аспектов личности ребенка с целью определить уровень деформации и дисгармонии различных сторон и качеств личности. Эти нарушения помогут выявить методики и приемы для дальнейшей работы.

Диагностика социально-педагогической запущенности детей проводится с помощью специальных психологических методик. К ним относятся:

  1. Проективные методики. Это тесты, рисунки и задачи, которые помогают интерпретировать внутренний мир и восприятие ребенком себя и окружающих. С их помощью можно исследовать эмоциональную сферу, взаимоотношения с коллективом, самооценку и градацию ценностей дошкольника или младшего школьника.
  2. Опросники и анкеты. Эти методики могут использоваться с 10-летнего возраста испытуемого. Таким способом могут быть исследованы эмоции, черты характера, способы действий в различных ситуациях, ценности.
  3. Методики, исследующие познавательную сферу. Проверяется уровень интеллекта, функции мышления, способность удерживать внимание.

Очень важно при проведении этой диагностики разграничить педагогическую запущенность и возможные патологии развития. Исключить их может невропатолог или врач-психиатр. Детей с подозрениями на нарушение развития и поведения отправляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). И чем меньше сопутствующих диагнозов и нарушений развития, тем более благоприятный прогноз дадут специалисты.

Проблемы диагностики

Данные о количестве детей с признаками педагогической запущенности меняются каждый год, но статистика показывает, что это нарушение более распространено среди мальчиков.

Такие колебания данных происходят из-за того, что диагностировать проблему довольно сложно.

Во-первых, появление педагогической запущенности может быть не постоянным, а эпизодическим. Например, ребенок не имеет проблем с поведением и комфортно себя чувствует в семье, но не может адаптироваться в обществе, или наоборот.

Во-вторых, это нарушение имеет различные степени выраженности. Так как первая стадия педагогической запущенности отличается легкими отклонениями от нормы, ее легко спутать с проявлениями кризиса, свойственного данному возрасту.

Педагогическая запущенность как главная причина трудновоспитуемости учащихся имеет свои признаки. Самый главный из них — девиантное поведение. Это могут быть вредные привычки, драки, хулиганство и поведение, которое вызвано невоспитанностью детей.

Кроме этого, существуют и другие признаки:

  • отставание в развитии от сверстников;
  • поведение, свойственное детям более младшего возраста;
  • невоспитанность, незнание социальных и житейских норм;
  • трудности в обучении (низкая успеваемость и проблемы с запоминанием и усвоением новых знаний);
  • специфические черты характера (самолюбие, обидчивость и конфликтность, резкие и частые перепады настроения);
  • неадекватная оценка окружающих и самого себя, что негативно отражается в поведении;
  • слабо развитые познавательные процессы: запоминание, воображение, мышление, память.

Стадии развития

Диагностика помогает определить не только признаки и виды педагогической запущенности, но и стадию ее развития. Для этого необходимо обратить внимание на возраст и проявляющиеся у ребенка симптомы.

Различают четыре стадии данного нарушения:

  • Первая стадия. Возникает у дошкольников и связана, прежде всего, с неопределенным стилем воспитания, когда родители устанавливают для ребенка противоречивые требования, не обеспечивают достаточное количество общения, ласки и заботы или, наоборот, излишне опекают малыша. В детском саду сюда могут добавиться ошибки воспитателя, который воздействует на воспитанника, не учитывая его индивидуальных особенностей.
  • Вторая стадия. Возникает у детей предшкольного и младшего школьного возраста. К недочетам воспитания добавляется недостаточная подготовленность к школе: проблемы с самооценкой, равнодушие к новым знаниям. Все это не позволяет сформировать положительное отношение к школе и нарушения правил поведения.
  • Третья стадия. Развивается у подростков, когда они начинают искать свое место в обществе, оценивают себя на основе мнений других людей. Это приводит к негативизму, равнодушному отношению к учебе и правилам поведения.
  • Четвертая стадия. Относится к подростковому и юношескому возрасту. Пренебрежение нормами и правилами, принятыми в обществе, перерастает в грубость и антиобщественное поведение. Часто такие дети присоединяются к асоциальным и антисоциальным группам людей.

Педагогическая запущенность чаще всего возникает под влиянием следующих причин:

  1. Взаимоотношения в семье. Свой первый социальный опыт ребенок получает в семье. Именно от ее психологического климата зависит дальнейшее восприятие картины мира. Если в семье нет взаимного доверия, гармонии, любви и взаимопонимания между родителями, то дети вырастают замкнутыми, тревожными, раздражительными и непослушными. Часто влияет и то, как много времени родители уделяют ребенку: занятые построением карьеры и зарабатыванием денег мама и папа уже не находят сил на общение и игры. Иногда это происходит просто от нежелания общаться с ребенком, если он не был запланирован. Также имеет значение стиль жизни родителей, уровень их культурного и интеллектуального развития.
  2. Образовательная среда. Педагогическая запущенность может развиваться из-за неправильно построенного процесса обучения, недопонимания с учителями, плохих отношений с одноклассниками. Если учитель не использует индивидуальный подход к ученику, вызывает у него чувство стыда, неуверенности в своих знаниях и умениях, занижает оценки, то ребенок закрывается в себе, начинает еще хуже учиться.
  3. Отношения в социуме. Еще больше ситуация усугубляется, когда гармоничные отношения не складываются не только с родителями и учителями, но и со сверстниками. Непринятие в коллективе, издевки и высмеивание вызывают чувство одиночества и нежелание посещать школу. Ребенок пытается найти друзей и стать частью какой-либо асоциальной субкультуры.
  4. Индивидуальные особенности. В педагогике это совокупность психофизиологических, личностных, эмоциональных и наследственных факторов. Они также могут способствовать возникновению педагогической запущенности. Также в группу риска попадают дети с ограниченными возможностями здоровья, неразвитыми социальными навыками, имеющие острые черты характера, низкую самооценку и слабый тип нервной деятельности.

После определения причин педагогической запущенности психолог составляет план коррекционной работы. Он включает в себя следующие направления:

  • Индивидуальные занятия с психологом. Их целью является гармонизация личности ребенка, проводится работа над проблемами страха, застенчивости, управления эмоциями. Специалист помогает освоить навыки взаимодействия с окружающими, моделирует с ребенком различные ситуации. При выявлении проблем с когнитивными функциями делается упор на их стимуляцию и развитие (чем раньше диагностирована проблема, тем выше шанс ее устранить).
  • Сеансы психотерапии. С помощью методов внушения и убеждения ведется работа над самооценкой, взаимоотношениями с окружающими, адекватной реакцией на различные ситуации. Такие сеансы могут проводиться как индивидуально, так и с группой людей.
  • Социальная реабилитация. Под контролем старших ребенок включается в совместную деятельность, учится налаживать контакты. Привлечение к активной трудовой деятельности, участие в спортивных и творческих объединениях создает ощущение своей нужности, значимости и полезности. Также проводится работа с классным коллективом. Это может быть работа по его сплочению, совместному созданию комфортной атмосферы для всех участников или, наоборот, перевод ребенка в другой коллектив.
  • Работа с родителями. Проводятся семейные консультации, сеансы психотерапии, направленные на качественное изменение микроклимата в семье и организацию общей семейной деятельности. Даются рекомендации по составлению режима дня ребенка. При необходимости специалисты ведут контроль за их соблюдением.
  • Работа с педагогическим коллективом. Педагоги должны быть проинформированы об особенностях ребенка, согласно которым составляется индивидуальный план работы. К ученику необходимо применять особые методы, оказывать помощь в освоении образовательной программы. Желательно снизить психологическую и когнитивную нагрузку, следить за тем, чтобы он не переутомлялся.

Профилактика

Гораздо проще заняться устранением предпосылок к возникновению педагогической запущенности учащихся, чем дожидаться стойкого нарушения. Для этого существует целый комплекс мер. Профилактика педагогической запущенности предполагает принятие следующих мер:

  1. Создание комфортного психологического климата в семье и обозначение семейных ценностей.
  2. Создание условий обучения, которые соответствуют особенностям и потребностям конкретного ребенка.
  3. Стимулирование самостоятельности и интереса к какому-либо виду деятельности, вовлечение в совместные дела.
  4. Сбалансированный стиль воспитания. Доверительное общение с ребенком, разбор различных ситуаций, внимание к его мыслям и чувствам, конструктивная и аккуратная критика его действий там, где это действительно нужно.
  5. Стимуляция активности и мотивация к деятельности, создание условий для самореализации.

Педагогическая запущенность — это в педагогике явление, с которым можно справиться. Комплексная работа и поддержка группы специалистов поможет его преодолеть. Но стоит помнить, что самое большое влияние на развитие этого состояния оказывает семья. Поэтому основным способом профилактики является благоприятная атмосфера в семье и доброжелательные отношения между ее членами. Родители должны стимулировать любые начинания своего ребенка, поддерживать и развивать его познавательную, социальную и творческую деятельность, а любые требования и претензии высказывать спокойно и конструктивно.

Диагностика педагогической запущенности

Понятие педагогической запущенности. Педагогической запущенностью называют отклонение от нормы в развитии детей, которое обусловлено недостатками обучения и воспитания. Ее причинами могут быть частая смена преподавателей и школ, пропуск школьных занятий, недостаток внимания учителя к отстающему ребенку, отсутствие корректного воспитания в семье, безнадзорность, влияние улицы. Также педагогическая запущенность может возникнуть из-за замедленного развития ребенка, например, незначительный речевой дефект, неподготовленность к школьному обучению или же по причине повышенной утомляемости, снижения памяти, внимания, работоспособности ученика. Зачастую педагогически запущенные дети становятся успевающими учениками, для этого нужно лишь вовремя диагностировать педагогическую запущенность и провести соответствующую педагогическую помощь.

Процесс человеческого развития детерминирован внутренними противоречиями, социальными ситуациями, психофизическими особенностями, которые представляют собой сочетание внешних условий и внутренних процессов развития, и собственной активностью ребенка в общении, деятельности и самосовершенствовании. Ребенок появляется на свет с определенными задатками, раскрытие которых зависит от жизненных обстоятельств, воспитания и воздействия среды. Индивидуальностью человек может стать лишь в результате развития при определенных условиях, которые обусловлены его задатками. Когда условия жизни ребенка не соответствуют его задаткам и психофизическим особенностям, то развитие искажается и деформируется. Этому способствует множество факторов – заболевания, стрессы, влияние окружающих, дефицит стимулов развития и т.д. Одним из дефицитов психологических и социальных стимулов является педагогическая запущенность ребенка.

Социализация как причина психологической запущенности

Развитие человека и его взаимодействие с окружающим миром называют социализацией. Это — развитие личности и самореализация на протяжении всей жизни, включая процесс усвоения и воспроизведения культуры общества. Социализированный человек противостоит некоторым жизненным обстоятельствам. Если он плохо адаптирован в обществе и противостоять ему не способен, он является жертвой социализации (конформист). В возникновении педагогической запущенности характер влияния на человека факторов социализации имеет большое значение. Такими факторами и обстоятельствами являются:

  1. Психологический микроклимат семьи. В семье, где отсутствует взаимное доверие, любовь и дружба, несмотря на порядок и внешнюю тишину, дети растут непослушными, замкнутыми, раздражительными, тревожными. Социальная обстановка и позиция членов семьи (преимущество деловой занятости над общением с ребенком, материальных благ над духовными) имеет существенное влияние, потому как именно в ней формируется первичный социальный опыт детей, а затем на его основе он воспринимает окружающее и формирует отношение к жизни.
  2. Взаимоотношения с учителями. Если преподаватель выказывает недовольство по отношению к невыполнению запущенным ребенком своих требований, ставит двойки, стыдит перед классом, ученик начинает демонстративно протестовать и замыкается в себе еще больше.
  3. Отношение учителя к ученику с педагогической запущенностью порождает его неблагополучное положение в коллективе (классе). При конфликтах с учителями, отсутствии дружбы с одноклассниками у педагогически запущенного ребенка возникает душевная пустота, сознание одиночества, а они в свою очередь побуждают его искать утешения и поддержки в асоциальных группировках.

Комплексная диагностика

Изучив факторы, которые влияют на социально-педагогическую запущенность, можно выявить основные действия в ее комплексной диагностике. Она заключается во всестороннем и углубленном анализе личности ребенка – его положительные черты, недостатки и их причины, направленном на решение таких задач как достижение гармонии в развитии личности и повышение эффективности педагогического процесса. Исходя из характеристик сущности социально-педагогической запущенности, можно выделить содержательные критерии ее диагностики:

  1. отсутствие патологий в развитии,
  2. неблагоприятная социальная и педагогическая ситуация в развитии,
  3. неадекватная активность ребенка в качестве субъекта деятельности и общения,
  4. неразвитое самосознание ребенка,
  5. адаптация в окружающей среде,
  6. педагогическая трудность ребенка.

Методические критерии – объективность и отсутствие предвзятости, изучение процессов, состояний и явлений в развитии, единство прогностических и диагностических функций, диагностика целостности индивидуальности и единства изучения социальной среды и ребенка, сотрудничество с ним, изучение ребенка во время его общения и деятельности.

Признаками педагогической запущенности, имеющими большое значение для ее диагностики, являются:

  1. неадекватная самооценка ребенка и уровня его притязаний,
  2. трудности в учебной деятельности, плохая успеваемость, связанные с отсутствием гармонии в развитии социально-педагогического генеза,
  3. низкий социальный статус, который проявляется в отсутствии дружественных отношений со сверстниками, обструкции педагогов и отвержении родителями.
  4. неадекватное поведение в социуме,
  5. авторитарность родителей.

Педагог на основе своих наблюдений, используя критерии диагностики, может судить о соответствии ребенка приведенным выше характеристикам, а значит о наличии у него педагогической запущенности. Дальнейшая работа с таким ребенком проводится психологом, с использованием различных методов тестирования и коррекции.

Метод комплексной экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности детей Овчаровой

Метод основан на независимых характеристиках ребенка его педагогом, психологом, родителями и идентификации полученных характеристик с диагностически значимыми признаками исследуемого состояния, раскрытыми в виде внешней симптоматики. Метод определяет наличие или отсутствие состояния, выявляет картину основных отклонений и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений. Используется одновременно с наблюдением за детьми, которое параллельно ведут педагоги, психологи и родители.

Инструкция. Внимательно прочтите утверждения каждой шкалы. Если указанное утверждение подходит к характеристике вашего ребенка, зачеркните соответствующий номер в прилагаемом бланке. Искренность ваших ответов будет способствовать правильной оценке ситуации и поможет ребенку преодолеть имеющиеся трудности.

Список утвержденийШкала 1 – СС (свойства субъекта самосознания)

  1. Хочет быть слишком маленьким или большим.
  2. Считает себя некрасивым.
  3. Считает себя нездоровым.
  4. Считает себя слабее других.
  5. Не любит свое имя.
  6. Не хочет быть девочкой (для девочек), мальчиком (для мальчиков).
  7. Думает, что у него мало друзей.
  8. Думает, что у его знакомых более дружная семья.
  9. Ему кажется, что дома он всем мешает.
  10. Ему кажется, что он глупее других.
  11. Считает себя очень способным.
  12. Полагает, что родители им недовольны.
  13. Считает, что ему часто не везет.
  14. Ему кажется, что учитель им недоволен.
  15. Считает, что у него все плохо получается, что он ничего не умеет.
  16. Думает, что он плохой мальчик (девочка).
  17. Считает, что он никому не нужен, его никто не любит и часто говорит об этом.

Шкала 2 – СО (свойства субъекта общения)

  1. Любит, когда к нему проявляют симпатию.
  2. Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активность.
  3. Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам.
  4. У него мало друзей.
  5. Редко подходит к учителю по собственной инициативе.
  6. Ребенок – подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).
  7. Имеет только одного друга в классе (остальных детей игнорирует).
  8. Часто жалуется на детей в классе.
  9. Шумно ведет себя, когда рядом нет учителя.
  10. Иногда, когда ему делают замечание, играет «героя».
  11. Случается, что прикидывается «шутом», паясничает.
  12. Мешает детям в играх, посмеивается над ними, любит пугать.
  13. Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них внимания.
  14. Не понимает, почему его поступки не нравятся окружающим.
  15. Надоедает детям, пристает к ним.
  16. Находится в плохих отношениях со сверстниками.
  17. Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи.
  18. Подражает хулиганским проделкам.
  19. Ведет себя в классе как посторонний, отверженный, бывает «козлом отпущения».
  20. Избегает контактов с учителями.
  21. Часто ведет себя невпопад.

Шкала 3 – СД (свойства субъекта деятельности). Для родителей и педагоговА. Мотивация учения

  1. Ему нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником.
  2. В школу он ходит, потому что там много детей.
  3. Особой любознательности не проявляет.
  4. К учению относится равнодушно, иногда отрицательно.
  5. Ходит школу без особого желания.
  6. Не любит учиться.
  7. Боится плохих оценок, потому что за них дома ругают или наказывают.
  8. Не любит учиться, потому что его редко хвалят.
  9. В школе не нравится, потому что там не любят плохих учеников.

Б. Учебно-познавательная активность

  1. Не отличается прилежанием к учению.
  2. Особого интереса к определенному предмету не проявляет.
  3. На уроках часто пассивен.
  4. Вопросы на задает и стремится отвечать редко.
  5. Работает только тогда, когда над ним «стоит» учитель (родители).
  6. Домашние задания самостоятельно выполняет редко или не очень качественно.
  7. Мало читает.

В. Целенаправленность и осознанность учения

  1. С трудом понимает учебное задание, часто не знает, как его выполнять.
  2. Забывает быстро условие и вопрос.
  3. Чаще выполняет задание по стандарту.
  4. Ошибки в своих действиях обнаруживает и исправляет с трудом.
  5. Не уверен в правильности своих действий.
  6. Не доволен результатами своей учебной деятельности.

Шкала 4 – ОТС (общий уровень тревожности семьи)

  1. Часто просит прощения у родителей или чувствует себя виноватым.
  2. Ведет себя дома беспомощно.
  3. Ведет себя дома неуклюже.
  4. Чувствует себя в семье бестолковым.
  5. Чрезмерно привязан к матери.
  6. Держится обособленно от всех близких.
  7. Слишком боится жалоб педагогов родителям.
  8. Часто обманывает родителей.
  9. Чрезмерно много вспоминает о семье.
  10. Часто бывает в плохом настроении.

ОТУ (общий уровень тревожности в учении)

  1. Проявляет чрезмерное желание здороваться с педагогом.
  2. Чрезмерно дружелюбен по отношению к нему.
  3. Часто приносит и показывает ему различные предметы.
  4. «Подлизывается», старается понравиться педагогу.
  5. Постоянно нуждается в поддержке и помощи.
  6. Добивается монополии на педагога, но бесполезно.
  7. Постоянно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой других.
  8. Легко устраняется в случаях неудачи.
  9. Играет «героя», когда ему делают замечание.
  10. Рискует без надобности.
  11. Играет исключительно с детьми старше или младше себя.
  12. Неадекватно относится к оценкам окружающих.

Шкала 5 – ВМС (воспитательный микросоциум семьи)

  1. Родители согласны, что частые наказания формируют сильный характер.
  2. Родители считают, что их поведение должно быть непреклонным.
  3. Работа родителей связана с командировками.
  4. У родителей очень ответственная должность.
  5. Ребенок часто пропускает занятия.
  6. Он растет довольно неряшливым.
  7. Ребенок «портит нервы» родителям.
  8. Родители могут пожаловаться на слабые способности ребенка.
  9. Родители завидуют тем, у кого способные дети.
  10. Родители думают, что с этим ребенком им не повезло.
  11. Родители хотят, чтобы их ребенок дружил с хорошими, воспитанными детьми.
  12. Родители предпочли бы не расспрашивать педагогов о своем ребенке и реже с ними встречаться.
  13. Родителям редко удается посещать родительские собрания.
  14. Нередко родителям бывает стыдно за своего ребенка перед знакомыми.
  15. Родители видят все недостатки ребенка, которых больше, чем достоинств.

ВМУ (воспитательный микросоциум школы)

  1. Ребенок вызывает у педагога скорее сожаление, чем симпатию.
  2. По мнению педагога, ребенок отстает во многом от своих сверстников.
  3. Для педагога очень важно сделать так, чтобы отстающий ребенок не подводил класс.
  4. Педагог считает, что активность ребенка хороша, если она ответствует целям обучения и воспитания.
  5. Педагог считает, что уважать можно такого ребенка, который этого заслуживает.
  6. Педагог уверен в том, что дети должны быть послушными и дисциплинированными – в этом залог воспитания.
  7. Педагог считает, что дети должны доверять учителю и делиться своими мыслями и переживаниями.
  8. Педагог уверен, что успехов можно добиться, лишь работая по четкому плану, строго его придерживаясь.
  9. Педагог полагает, что недостатки ребенка связаны, прежде всего, с его семейным воспитанием.
  10. Он уверен, что педагоги учат детей только хорошему.

Шкала 6 – ДР (достоинства ребенка)

В произвольном порядке нужно ответить на вопросы.

  • Что он любит
  • Что он умеет
  • Что он хочет
  • Какой он

Обработка результатов

Шкала 1– СС (свойства субъекта самосознания) показывает уровень самосознания. Первые четыре суждения свидетельствуют о непринятии физического «Я», 5-6 – указывают на отсутствие идентификации с именем пола, 7 – леность, остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.

Шкала 2 – СО (свойства субъекта общения) определяет уровень сформированности свойств субъекта общения. Первые два суждения касаются потребности ребенка в притязании, утверждения 5, 6, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении, в 4, 8, 16, 19 содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержение окружающими. Позиции 13, 14, 15, 21 свидетельствуют о социальной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения социально отверженного ребенка.

Шкала 3 – СД (свойства субъекта деятельности) показывает уровень развития свойств субъекта деятельности. Суждения 1-9 демонстрируют дисгармонию мотивации учения. 10-16 свидетельствуют о нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка. 17-22 характеризуют несформированность осознанности и целенаправленности обучения, опирающихся на психологические новообразования школьного возраста.

Шкала 4 – ОТ (общий уровень тревожности) содержит 22 вопроса, 10 из которых характеризуют семейную тревожность ребенка. Вторая часть вопросов (12) содержит характеристику тревожности ребенка в школе. Чем выше балл тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтными общностями и его социальную дезадаптацию.

Шкала 5 – ВМ (воспитательный микросоциум) также имеет два аспекта.
ВМС — воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМУ – воспитательный микросоциум учреждения (10 суждений).

В этих суждениям отражается неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.

Шкала 6 – ДР (достоинства ребенка) содержит четыре вопроса о ребенке, которые касаются его положительных качеств и выявляет, знают ли родители, педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет и какой он. Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвержении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов и родителей.

Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по 1, 4, 5 и одной из оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. Число совпадений при легкой степени запущенности составляет 10-25 %, выраженной степени – 25-30% и более. При легкой степени запущенности совпадений суждений опросника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений.

Имя, фамилия ребенка ____________________________
Возраст _____________________________
Класс ____________________

1–СС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

11–СО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

3–СДУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

4–ОТС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ОТУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

5–ВМС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
ВМУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector