Диагностика уровня развития личности ребенка - Оappendicite

Диагностика уровня развития личности ребенка

Диагностика уровня развития личности ребенка

Диагностика личности ребенка

Данный вид диагностики включает изучение отдельных сторон личности, их роль в поведении и деятельности ребенка.

План изучения личности:

диагностика индивидуально-типологических и характерологических особенностей (выраженность типов темперамента, наличие/отсутствие акцентуаций характера, которые диагностируются у подростков и старших школьников);

диагностика направленности личности (ценностные ориентации, интересы, мотивация, потребности, склонности, профессиональная ориентация);

диагностика эмоций и чувств (развитие высших чувств: нравственных, познавательных, эстетических; уровень тревожности, наличие страхов, депрессивные состояния, активность, агрессивность, отношение к фрустрирующим ситуациям и др.);

диагностика воли (целенаправленность, самостоятельность, уровень субъективного контроля, настойчивость, самоконтроль);

диагностика самосознания (самооценка, уровень притязаний, образ «Я»);

диагностика межличностных отношений в группе сверстников и семье (социометрический статус, вхождение в группировки, степень соответствия объективного социометрического статуса субъективному предположению, место и роль в семье);

деятельность и личность (дать общую характеристику активности, целенаправленности, критичности и устойчивости ребенка в деятельности, особенностям психического насыщения в деятельности и их оценке; показать возможности стимуляции активности и деятельности; охарактеризовать ребенка со стороны адекватности его поведения, особенности уровня притязаний и самооценки).

Помимо проведения обязательных диагностических процедур для исследования личности детей и подростков, студентам-практикантам предлагается использовать также классические психологические методы – наблюдение и беседу. Психологическая информация, полученная с помощью данных методов позволяет представить исследователю целостную картину особенностей личности ребенка и его поведения. Беседа может быть использована для предварительного знакомства с ребенком, установления доброжелательных взаимоотношений и получения его согласия для дальнейшего психодиагностического исследования.

Наблюдение целесообразно проводить незаметно, чтобы ребенок вел себя обычным образом. Наблюдение организуется как на уроке (занятии), так и на переменах, во время внеклассных занятий, в различных видах деятельности ребенка.

Психологическую информацию, полученную в ходе наблюдений, беседы, сбора анамнестических данных и психодиагностического обследования студент-практикант анализирует и составляет психологическую характеристику ребенка.

В характеристике особое внимание следует обратить на выявленные индивидуальные особенности ребенка; особенности деятельности и личности; особенности жизненного опыта ребенка; особенности пространственной ориентировки; на способы мыслительной деятельности при решении наглядных, словесно — образных и словесно-логических задач.

Психологическая характеристика должна состоять из двух разделов: в первом — описываются соответствующие проявления личности, интеллекта и поведения ребенка; на основании рассмотренных данных дается определение структуры дефекта, осуществляется постановка диагноза; во втором – делаются психологические выводы, даются конкретные рекомендации и прогноз психического развития (указать профиль школы или дошкольного учреждения, в котором нуждается ребенок).

1.4. Методические рекомендации по составлению
психолого-педагогической характеристики
на ребенка дошкольного возраста

Психолого-педагогическое обследование ребенка целесообразно начинать с изучения его личного дела и организации систематического наблюдения за деятельностью дошкольника в повседневной жизни (в процессе режимных моментов) и на занятиях. Наблюдение должно быть целенаправленным. Результаты наблюдений фиксируются в протоколе обследования.

В процессе обследования важно не только фиксировать наличие положительных или отрицательных качеств, но и выявить причины, условия, обусловившие их проявление. Важно также обратить внимание на способы, которыми действует ребенок, и соотнести их с возрастными и индивидуальными возможностями.

Необходимыми методами изучения дошкольника являются: обследование ребенка в процессе индивидуального эксперимента, беседы с педагогами, анализ результатов продуктивной деятельности дошкольника и др.

Психолого-педагогическая характеристика составляется с учетом требований специальных дошкольных учреждений.

Примерная схема составления
психологической характеристики ребенка (учащегося)

На основе полученных в ходе изучения детей данных, занесенных в протокол обследования, студенты составляют психолого-педагогическую характеристику по образцу. В психолого-педагогической характеристике детей отражаются как особенности отклоняющегося развития ребенка, так и положительные стороны его личности, потенциальные возможности. В характеристике отражаются следующие показатели: общие сведения о ребенке, история развития, семья, физическое состояние, особенности познавательной деятельности (особенности ощущений, восприятия, речи, внимания, памяти, усвоения учебного материала), эмоционально-волевая сфера, особенности личности.

1. Общие сведения о школьнике (возраст, состояние здоровья).

2. Характеристика семейного воспитания школьника (культурно-бытовые условия, забота родителей о воспитании).

3. Характеристика познавательной деятельности (особенности восприятия, наблюдательность; память и ее индивидуальные особенности; развитие основных операций, форм и видов мышления; степень развития устной и письменной речи, богатство словаря, умение высказывать свои мысли в устной и письменной форме; характеристика внимания: объем, устойчивость, распределение, переключение; развитие воображения).

4. Учащийся в разных видах деятельности (отношение к учению: выполняет работу добросовестно или недобросовестно, учится с интересом, без интереса, не желает учиться. Успеваемость, дисциплинированность, степень сформированности учебных навыков; отношение к трудовой деятельности; соотношение учебной, трудовой и игровой деятельности в жизни школьника), общественная активность школьника.

5. Направленность личности (характеристика осознанных мотивов; интересы, их глубина и устойчивость; взгляды и убеждения, его стремления, намерения и мечты).

6. Особенности эмоционально-волевой сферы (характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия, развитие чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических, глубина и устойчивость чувств, скорость протекания и смены эмоций, эмоциональная устойчивость в напряженных ситуациях и при неудачах; волевые особенности личности: целенаправленность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержка).

7. Уровень притязаний, самооценка (заниженная, завышенная или адекватная), соотношение самооценки и уровня притязаний; отношение школьника к критическим замечаниям учителя и товарищей; отношение к самовоспитанию.

8. Темперамент (проявление некоторых особенностей типа высшей нервной деятельности: сила, уравновешенность, подвижность; проявление некоторых особенностей темперамента: сензитивность, экстраверсия, интраверсия).

9. Характер (черты характера, которые проявляются в отношении к учебе: старательность, активность; черты характера, которые проявляются в отношении к поручениям и обязанностям: ответственность перед коллективом за работу, которая выполняется; в отношении к работе: добросовестность, трудолюбие, исполнительность; в отношениях к товарищам: доброта, честность, отзывчивость; в отношении к вещам: аккуратность, бережливость и т.д.; в отношении к самому себе: самолюбие, гордость, скромность, застенчивость; наличие акцентуаций характера).

10. Способности (уровень их развития, общие и специальные способности, особенности их структуры).

11. Отношение школьника к коллективу (потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, авторитет школьника в коллективе сверстников, товарищество, понимание и др.). Референтная группа школьника.

12. Психолого-педагогические выводы. Исходя из психологических особенностей, показать возможные пути коррекции в воспитательной работе с учащимися (со стороны учителя, родителей, классного и школьного коллектива и со стороны самого школьника).

Диагностика уровня развития личности ребенка

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Диагностика развития личности как оценка успешности развития детского коллектива

В современной школе всякая деятельность, в том числе воспитательная, должна иметь чёткий механизм отслеживания результатов. ФГОС ориентирует нас на то, что любой вид деятельности в школе должен включать в себя воспитательный аспект. Поэтому очень остро встал вопрос о том, как оценить результативность именно воспитательной деятельности: диагностика процесса воспитания – одна из актуальнейших задач современной школы.

Цель проведения такой диагностики – выяснить, насколько организованный процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребёнка, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания в детском коллективе, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

Прежде всего, необходимо определить критерии и показатели результативности процесса воспитания.

В школах зачастую распространен и такой подход, когда критерием результативности организуемого процесса воспитания считается уровень воспитанности школьников, а его показателем, естественно, – демонстрируемый большинством учащихся высокий уровень воспитанности.

Проблемой данного подхода является то, что ребёнок может никогда не достичь того уровня воспитанности, который устанавливается как стандартный и желательный для всех. И это может происходить не по вине ребёнка, а по вине сложившихся жизненных обстоятельств.

Исходя из этого, коллектив Лицея принял решение диагностировать не только личностный рост каждого ребёнка, но и развитие детского коллектива. На пути к решению поставленной задачи мы использовали разные методики.

Первой из них стала методика «Уровень воспитанности учащихся» (методика Н.П. Капустина). Суть её заключается в том, что по пяти качествам сначала ребёнок, а затем учитель ставят оценку по пятибалльной системе. Затем выводится среднеарифметическая оценка и по шкале определяется уровень развития личности. Данная методика хороша в комплексной диагностике именно развития личности, но не даёт картины уровня развития коллектива.

Методика диагностики воспитанности учащихся Фридмана ставит своей целью изучение воспитанности учащихся, определение изменений, происшедших в личности школьника, в течение учебного года методом наблюдения. Недостатком данной методики является человеческий фактор и, как следствие, – проблема профессиональной этики.

В упражнении «Самооценка личностных качеств» наше « внутреннее Я » выступает как комплекс качеств, выраженных более или менее ярко. Учащимся предлагается вглядеться в себя и увидеть эти качества, а затем опять же дать оценку по пятибалльной системе. Это упражнение по формированию самооценки школьников прекрасно справляется со своей задачей, но объективного результата по сформированности личности не даёт.

Исходя из практического опыта работы Пушкинского лицея хорошие результаты дает методика диагностики развития личности (П.В. Степанов, Д.В. Григорьев). К её недостаткам можно отнести большой объём, но методика представляет возможность получить как индивидуальные показатели развития личности, так результаты развития коллективов (как классных, так и общественных). Данная методика проводится не чаще, чем 1 раз в два года. Такой подход позволяет проследить динамику развития ценностных отношений ребёнка без снижения результативности методики. Опросники рассчитаны на учащихся 4–11-х классов, что позволяет охватить большую часть обучающихся. Анализ результатов также позволяет составить коллективную диаграмму: посмотреть динамику развития класса, органа ученического самоуправления или другого детского коллектива, сделать выводы о наличии лидеров, рядовых членов коллектива, «отверженых» и одиночек (т. е. ребят с очень узким кругом общения в коллективе).

1. Волохов А.В, Кочергин В.Н, Фришман И.И. Система самоуправления в детских общественных объединениях. – Нижний Новгород, 2007. – 87 с.

2. Педагогические технологии. Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление» «ХОЧУ БЫТЬ ЛИДЕРОМ!». Выпуск 4. – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006. – 96 с.

3. Прутченков А.С., Фатов И.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учебно-методическое пособие / А.С. Прутченков, И.С. Фатов. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. – 112 с.

4. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Владос, 2002 – 160 с.

Мозжухина Наталья Михайловна

заместитель директора по воспитательной работе

Пушкинского лицея № 1500

Материал опубликован в электронном издании Городского методического центра «Слово учителю». Авторские права защищены.

Диагностика развития детей 5 – 6 лет

Диагностика развития детей 5 – 6 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает одиннадцать небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: выявление самооценки ребенка.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку — самых плохих. На средней ступеньке — ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька — тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит воспитатель? Мама? Папа? (можно спросить про других близких родственников)».

Критерии оценки

  • Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
  • Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.

Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), взрослый может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, взрослый может оказать ему помощь, задав следующие вопросы: «Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?», «Где и как растет морковка, редиска?». И т.п.

Критерии оценки

  • Ребенок реагирует на нелепости, изображенные на картинке, живо и непосредственно, без вмешательства взрослого, улыбается, с легкостью указывает на все нелепости — 2 балла.
  • Ребенок реагирует не сразу, находит нелепые места с небольшой помощью взрослого (один-два вопроса) — 1 балл.
  • Ребенок эмоционально никак не реагирует на нелепость картинки и только с помощью взрослого находит несоответствие в ней — 0 баллов.

Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.

Процедура проведения. Ребенку показывают в случайном порядке 4 картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»

Критерии оценки

  • Ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями — 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками, — 1 балл.
  • Ребенок не понимает задания — 0 баллов.

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Ребенку показывают лист с рисунками.
Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание верно в 5—6 случаях — 2 балла.
  • Ребенок выполняет задание верно в 3—4 случаях — 1 балл.
  • Ребенок выполняет задание верно в 1—2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем — 0 баллов.

Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку убирают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 5—6 предметов — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 4 предмета — 1 балл.
  • Ребенок запомнил менее 4-х предметов — 0 баллов.

Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий: посуда, одежда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (взрослый берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенка: «А куда ты положишь вот эту картинку?» И т.п. В результате должно получиться шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой. Ребенок должен объяснить, почему он объединил картинки в одну группу. Если задание вызывает у ребенка затруднение, можно оказать ему помощь, выложив второй ряд картинок по категориям или попросив его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду, например: «Как можно назвать одним словом апельсин и яблоко?»

Другой вариант выполнения задания: Покажите ребенку любую из картинок, изображенных на рисунке. Предложите ему назвать ее. Затем покажите ребенку другую картинку и помогите ему определиться, подходит ли она к первой картинке или нет, если не подходит, то к какой картинке подходит. Следующие картинки пусть ребенок сам рассортирует. После выполнения задания спросите у него, почему он объединил картинки в одну группу.

Критерии оценки

  • Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане — 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, раскладывает картинки правильно, но не обобщает вербально, либо не сразу понимает задание, но после помощи взрослого переходит к самостоятельному выполнению — 1 балл.
  • Ребенок не понимает условие задания и не использует помощь взрослого — 0 баллов.

Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение — 2 балла.
  • Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

Критерии оценки

  • Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 — 2 балла.
  • Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 — 1 балл.
  • Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 — 0 баллов

Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.

Процедура проведения. Перед ребенком в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ» (Возможный вариант — пусть ребенок на экране компьютера покажет последовательность картинок).

Критерии оценки

  • Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ — 2 балла.
  • Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности — 1 балл.
  • Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Ребенку предлагают разрезанное изображение предмета. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.

Критерии оценки

  • Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку самостоятельно — 2 балла.
  • Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезанных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Процедура проведения. Ребенку предлагают поочередно три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку, скажи, на что она похожа?»

Критерии оценки

  • Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
  • Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — 1 балл.
  • Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.

Оценка результатов

Высокий уровень — 16—20 баллов.
Средний уровень — 10—15 баллов.
Низкий уровень — 0—9 баллов.

Диагностика ребенка: виды и методы. Тесты для детей

В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.

Понятие и роль

Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.

Виды исследований

Видов диагностики множество. Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям.

Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:

  • Диагностика личности – определение темперамента, типа самооценки.
  • Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.
  • Диагностика когнитивной сферы – это диагностика развития детей в интеллектуальном плане, исследование умственных способностей, изучение латеральных предпочтений (определение ведущей руки, ведущего глаза и т. д.).
  • Диагностика поведения.

Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер.

Для практики интересна также классификация по видам нервной деятельности (диагностика внимания, мышления, памяти, речи, учебных навыков). Она проводится в зависимости от возраста (диагностика детей дошкольного возраста, диагностика детей младшего школьного возраста).

Методология

Методики диагностики детей весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:

  • Наблюдение – изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими.
  • Беседа – даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения.
  • Метод изучения результатов деятельности детей – анализ рисунков, поделок.
  • Метод эксперимента – предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях.
  • Тесты для детей – наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами.

Метод тестирования

Метод тестирования можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Поэтому тесты для детей бывают разных видов – тесты-опросники, тесты-задания, тесты-действия.

Тесты-опросники часто используются при диагностике личности, хорошо работает опросник при определении типа темперамента. Тесты-задания обычно направлены на изучение эмоциональной и интеллектуальной сферы и особенно актуальны, когда необходима диагностика готовности ребёнка к школе. Тесты-действия используются при изучении поведения.

Диагностика личности

Диагностика ребёнка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции.

Конечно, при определении типа темперамента ребёнка, опросник предлагается и его родителям. Для детей постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать ребёнка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.

Тест «Перенос кубиков»

В процессе исследования на лопатку небольших размеров укладывают разное количество кубиков и дают ребёнку задание пронести кубики приблизительно на трёхметровое расстояние и вернуться с ними же обратно. Затем положить эту ношу на стол так, чтобы ни один кубик не упал. Лопатку необходимо держать в одной руке.

По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует ребёнок при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро ребёнок понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).

Программа определения типа самооценки: тест «Лесенка»

Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Ребёнку объясняют, что на трёх верхних ступеньках находятся хорошие дети, а самые лучшие дети на самом верху, на седьмой ступеньке. Плохие дети располагаются на трёх нижних, на самой низкой – самые плохие. На средней ступеньке находятся дети, которых нельзя отнести ни к плохим, ни к хорошим. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Когда ребёнок выберет ступеньку, его просят рассказать, такой ли он на самом деле или хочет таким быть? Если он считает себя таким на самом деле, пусть отметит ступеньку, на которой ему бы хотелось стоять. Пусть выберет, где разместила бы его мама.

Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества, а также его мнение о том, каким он представляется окружающим (маме).

По окончании теста психолог делает следующие выводы:

  • Самооценка неадекватно завышена – ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь.
  • Самооценка завышена – задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами.
  • Самооценка адекватна – подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор.
  • Самооценка занижена – помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации.

Диагностика эмоциональной сферы

Диагностика ребёнка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. У дошкольников она является преобладающей перед интеллектуальной сферой. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума.

Очень важна и информативна для родителей (воспитателей) диагностика детей 6 лет. Так как в этом возрасте появляются такие чувства, как тревожность, страхи, стеснение, для шестилеток большое значение имеет обстановка, в которой проводится обследование, личность тестирующего.

Тест «Кактус»

Попросите ребёнка нарисовать кактус на листе бумаги. Не помогайте и не подсказывайте. На любые вопросы желательно отвечать уклончиво: «Подумай немножко, у тебя получится». Не давайте своё видение и не высказывайте своих идей.

Рисунок расскажет об эмоциональных особенностях ребёнка. Изучите результат в деталях:

  • Размер и положение нарисованного цветка в пространстве указывает на то, как определяет себя ребёнок в окружающем мире. Цветок крупного размера в центре листа указывает на эгоцентризм и лидерские качества. Маленький кактус, нарисованный внизу, говорит о неуверенной в себе, зависимой личности художника.
  • Отрывистые линии, сильный нажим на карандаш выдают импульсивного ребёнка.
  • Колючий кактус олицетворяет агрессивность. Чем больше иголок, чем длиннее они торчат из цветка, тем выше степень агрессивности ребёнка.
  • Кактус, посаженный в цветочный горшок, нарисуют «домашние» дети, стремящиеся к семейной защите.
  • Кактус, растущий в пустыне, указывает на чувство одиночества.

Диагностика интеллекта

Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами обследования выступают внимание, память, аналитическое мышление, мелкая моторика, навыки учебной деятельности.

Тест «Включение в ряд»

Разберите в присутствии ребёнка шестиместную матрёшку и поставьте шесть близняшек, отличающихся размером, в ряд по величине. Затем уберите одну из них и выровняйте расстояние между оставшимися. Предложите ребёнку найти её место в ряду. При успешном выполнении задания усложните тест: уберите две матрёшки ряда.

Тест направлен на оценку уровня познавательно-ориентировочной сферы, ориентировки на величину.

Тест «Классификация картинок»

У вас в руках две группы картинок. Восемь изображают посуду, восемь – одежду. Покажите ребёнку карточку с изображением ложки и положите на стол. Теперь – карточку с изображением куртки, положите на стол на некотором расстоянии от ложки. Ложка и куртка располагаются таким образом, чтобы и от одной, и от другой картинки можно было продолжить ряд.

После этого в разном порядке предъявляйте ребёнку картинки с изображением предметов посуды либо одежды с просьбой положить очередную карточку в нужный ряд. Не исправляйте, если одежда попала не в ту группу. По окончании теста попросите испытуемого объяснить, почему он так расположил карточки.

Целью данного теста является выявление навыка проводить обобщение по существенному признаку, исследуется наглядно-образное мышление.

Тест «Поиск времени года»

Ребёнку предъявляют четыре картинки, изображающие времена года, и предлагают показать, где весна, где зима и т. д. и объяснить, по каким признакам он догадался.

Тест выявляет сформированность представлений о временах года.

Тест «Найди отличия»

Перед тестируемым кладут две сюжетные картинки, похожие на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении имеющие ряд отличий.

Ребёнок ищет и называет отличия. Тест исследует внимание и умение сравнивать.

Тест «Что было сначала, а что потом?»

Психолог показывает четыре сюжетные картинки. На одной мальчик копает яму, на второй – сыплет в ямку семена, на третьей – поливает ростки, на четвёртой – любуется цветами. Ребёнку предлагается разместить картинки по порядку. Тест выявляет умение определять последовательность событий.

Готовность к школе

Изучение умственных способностей становится особенно актуальным, когда требуется диагностика готовности ребёнка к школе.

Готовность к обучению в школе предполагает наличие определенных навыков и необходимый уровень развития мышления, памяти и внимания.

Тест «Исключение из ряда или кто лишний?»

Предъявляя ряд из четырёх предметов (изображений предметов), ребёнка просят найти лишний и объяснить, почему. Когда из ряда, включающего грузовик, легковую машину, самолёт и телегу, тестируемый исключает самолёт, попросите его аргументировать ответ, спросите, каким одним словом можно назвать все предметы, к какому виду транспорта относится лишний, а к какому оставшиеся.

Тест выявляет способность группировать предметы по главному признаку, уровень сформированности представлений об окружающем мире.

Тест «Найди точно такой же»

На картинке изображено семь почти одинаковых зонтиков, а два из них абсолютно идентичны. Разница между остальными несущественная – разные крапинки на ткани зонтика. Ребёнок должен самостоятельно и быстро найти два идентичных зонтика. Тест проверяет уровень развития внимания.

Тест «Запомни все предметы»

Ребенку для изучения предлагаются 9 картинок. Он должен запомнить их в течение 15-20 секунд. Затем, отвернувшись, он должен назвать не менее семи-восьми предметов. Тест показывает уровень развития памяти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector