Диагностика уровня физического развития детей - Оappendicite

Диагностика уровня физического развития детей

Диагностика уровня физического развития детей

Диагностика физического развития детей дошкольного возраста

Физическое развитие — это комплекс функциональных и морфологических свойств организма, который определяет запас его физических сил. Для детей и подростков его следует расширить с учетом тех биологических процессов, которые наиболее характерны для детского организма, а именно — его роста и формирования.

Целью изучения физического развития детей должно быть в основном установление правильности этих биологических процессов, чтобы в случае констатации отклонений отдельных индивидуумов принять меры к их устранению или уменьшению с помощью соответствующих факторов внешней среды. /6/

Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. При изучении физического развития исследуют не только морфологические и функциональные свойства организма, но и уровень биологического развития ребенка: формирование зубов, моторики, речи и процессы роста. Диагностика используется для оценки исходного состояния организма ребенка, с тем чтобы определить «ближайшую зону» его здоровья, создать условия для наращивания фундаментальных возможностей систем и органов, развития жизненно важных двигательных умений и соответствующим образом построить режим дня и подобрать закаливающие средства, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательной и учебной деятельности. /8/

Частота обследования детей определяется темпами их физического развития. Дети первого года жизни обследуются 1 раз в месяц, от 1 года дол 3 лет — 1 раз в 3 месяца, от 3 до 7 лет — не реже 1 раза в полгода. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. /3/

Методы исследования физического развития

Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (самотоскопия) и антропометрия. /6/

Основными антропометрическими показателями физического развития является длина тела, масса тела, окружности грудной клетки и мышечная сила. /7/

При проведении антропометрических измерений нужно пользоваться только специальным стандартным инструментарием, строго соблюдать официальную унифицированную методику. Измерения следует делать натощак или после легкого завтрака. /6/

Рост (длина тела) — один из основных показателей физического развития ребенка. /9/ Длина тела — наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Длина тела у дошкольников служит одним из критериев уровня соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки. /7/

Рост измеряют с помощью стандартного ростомера в положении стоя. К ростомеру прикасаются 3 точками: лопатками, ягодицами, пятками. Измерение проводится в утренние часы, не менее 2 раза в год. Высота тела к вечеру может оказаться меньше из-за сжатия межпозвоночных дисков и расслабление мышц в следствии усталости к концу дня. /9/

Масса тела отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки./7/ Вес тела определяют на проверенных медицинских весах. /6/ Измерение массы тела детей старше 3 лет производится стоя на напольных весах, натощак, после мочеиспускания и опорожнения кишечника. При взвешивании ребенок должен быть обнажен.

Измерение окружности грудной клетки дает представление о развитии грудной клетки, грудных и спинных мышц. Измерение окружности грудной клетки ребенка производят с помощью сантиметровой ленты в состоянии спокойного дыхания, от 2 до 7 лет с вытянутыми руками при спокойного дыхания. На спине сантиметровую ленту прикладывают под нижними углами лопаток, спереди на уровне сосков. /9/

Измерение мышечной силы проводится с помощью динамометров: кистевого, станового в одно и тоже время — утром. /9/ Сила мышц кисти измеряется кистевым динамометром, сила мышц разгибателей спины — становым динамометром. /6/ При измерении силы мышц кисти рука должна быть отведена в сторону (на уровне плеча), динамометр сжимают с максимальным усилием без рывка. Производят 2 измерения каждой рукой, фиксируют лучший результат. /9/

Антропометрические измерения дополняют данные наружного осмотра, позволяя точнее определить уровень физического развития.

Наружный осмотр (соматоскопия) оценивает осанку, состояние опорно-двигательного аппарата. /6/

Осанка — это привычная поза человека (его манера держаться) в положении стоя и сидя. Она обычно оценивается в положении обследуемого стоя. При определении осанки обследуемый должен стоять непринужденно, не напрягая мышц. /6/

Умение и неумение правильно держать свое тело влияет не только на внешний вид ребенка, но и на состояние его внутренних органов, его здоровье. Осанка формируется в процессе роста ребенка.

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденного стоящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и позвоночном отделах — вперед, в грудном и крестцовом — назад. Лучше всего можно определить осанку, поставив ребенка в профиль. В таком положении хорошо заметны естественные физиологические изгибы. Чрезмерная или недостаточная величина естественных изгибов позвоночника свидетельствуют о неправильной осанке.

Различают несколько видов осанки: правильная физиологическая и патологическая (лордотическая, кифотическая, сутуловатая и выпрямленная.).

При правильной осанки физиологические изгибы позвоночника хорошо выражена, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно, и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение — она способствует нормальной деятельности внутренних органов./10/

Правильной осанкой для дошкольников считается такая, когда голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди и не выступает за уровень грудной клетки (в профиль). Лопатки слегка выступают, линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см, физиологические изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза не велик и составляет 22-25. /3/

Нарушение осанки могут быть врожденными или приобретенными, но в абсолютном большинстве встречаются приобретенные. /11/

Наиболее характерными внешними признаками, предопределяющие начало нарушения осанки, являются:

а) усиление наклона головы ребенка вперед;

б) выдвижение плечевых суставов вперед;

в) сужение грудной клетки за счет выноса рук вперед;

г) повышенное растяжение мышц задней поверхности спины за счет регулярного наклона головы , верхней части туловища вперед (особенно при сидении);

д) отдаление лопаток от грудной клетки при постоянном наклоне головы, что способствует формированию круглой спины;

е) постоянное, достаточно длительное и неправильное стояние с выставлением одной ноги вперед или в сторону, постановка ноги с широко развернутым носком в сторону, передвижение на полусогнутых в коленных суставах ногах при ходьбе и беге. /5/

Сутуловатая осанка характеризуется уплощенной грудной клетки, существенным увеличением шейного изгиба позвоночника, опущенной головой и плечами. При лордотической осанке шейный изгиб нормален, а поясничный превышает физиологические параметры. При этом верхняя часть туловища несколько окинута назад. Кифотическая осанка характеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен. Нередко встречаются асимметрия плечевого пояса (одно плечо выше другого) и боковое искривление позвоночника.

Наиболее серьезным нарушением является сколиоз. /10/ Сколиотическая болезнь — это не только искривление позвоночника, но и общее тяжелое заболевание, вовлекающее в патологический процесс все важнейшие функции организма. /11/

Клинические симптомы некоторых типов нарушения осанки приведены в Приложении А. /11/

Наиболее простой и доступной методикой определения наличие или отсутствия нарушений осанки является приведенная ниже тестовая карта.(Таблица 1)

Содержание

1. Виды и методы диагностики физического развития 3

2. Группы здоровья 7

3. Диагностика физического здоровья детей в своей группе 10

Диагностика является процессом распознавания и оценки индивидуальных социальных и биологических особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье и заболевании.

Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на организм человека необычайно сложные, сильные и многообразные воздействия.

Только правильно организованные занятия с соблюдением принципов физического воспитания и спортивной тренировки под наблюдением преподавателя и врача улучшают физическое развитие, способствует росту спортивного мастерства, укрепляют здоровье, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма человека.

Чтобы не вредили здоровью занятия физическими упражнениями, нужно проводить регулярный контроль состояния организма. Это задача не только тренеров-преподавателей, но и самих физкультурников.

  1. Виды и методы диагностики физического развития

Главные виды диагностики: врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический контроль и самоконтроль. Цель диагностики представляет собой способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.

Перед диагностикой стоят следующие задачи:

1. Регулярно проводить врачебный контроль за состоянием здоровья всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

2. Оценивать эффективность применяемых средств и методов учебно-тренировочных занятий.

3. Выполнять план учебно-тренировочных занятий.

4. Установить контрольные нормативы для оценки подготовленности спортсменов с точки зрения физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической.

5. Прогнозировать достижения отдельных спортсменов.

6. Выявлять динамику развития спортивных результатов.

7. Отбирать талантливых спортсменов.

Для определения уровня физического развития наиболее доступными методами с помощью антропометрических измерений являются метод индексов и метод стандартов.

Метод индексов. Метод индексов , с учетом наступивших изменений разрешает периодически, давать ориентировочную оценку физическому развитию. К этому времени разработано значительное число оценочных индексов для определения и характеристики общественных размеров, пропорций тела, конституции и других соматических особенностей человека. Поскольку такие оценки не имеют анатомо-физиологического обоснования, они применяются только при массовых обследованиях населения, для отбора в секции и пр. Следующие антропометрические индексы применяются наиболее часто.

Росто-весовой индекс Брока-Бругша определяет приблизительно средний вес в зависимости от роста. Для определения нормальную массу -взрослого человека нужно из цифры, которые обозначают рост в сантиметрах, вычесть 100–при росте 165–175см и 110 при более высоком росте.

Весо-ростовый показатель вычисляется делением массы тела на его длину. Для женщин хорошая оценка– 360 – 405г/см, для мужчин – 380–415г/см.

Метод стандартов . Антропометрические стандарты физического развития определяются путем вычисления средних величин антропометрических данных, которые получены при обследовании разных групп людей, одинаковых по полу, возрасту, социальному составу, национальности, профессии и т.д.

При проведении самоконтроля определяется соответствие или степень отклонения индивидуальных показателей физического развития от средних стандартных. В некоторых случаях отклонение фактического показателя физического развития от среднего может свидетельствовать о заболевании. Например, в норме у здоровых людей жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) может от средней величины отклоняться в пределах 15%.

Артериальное давление (АД) . Систолическое давление (максимальное) представляет собой давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно на протяжении сердечного цикла достигает максимальной величины. Диастолическое давление (минимальное) — определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно достигает минимальной величины на протяжении сердечного цикла. Нормальные величины артериального давления у взрослого здорового человека — составляет 120/80 мм ртутного столба.[2]

С помощью физиологических проб определяется оценка функциональной подготовленности. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений, оценка состояния дыхательной системы. Для определения способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-ти минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких выдоха и вдоха, а затем, сделав полный вдох задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является на вдохе для нетренированных людей способность задержать дыхание на 40-55 секунд, для тренированных — на 60-90 секунд и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд. Эта проба характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Выполняется так же, как и проба Штанге. Разница состоит только в том, что задержка дыхания вырабатывается после полного выдоха. Средним показателем здесь является на выдохе способность задержать дыхание на 25-30 секунд для нетренированных людей, для тренированных людей на 40-60 секунд и более.

Одномоментная функциональная проба с приседанием. Перед выполнением одномоментной пробы отдыхают стоя, в течение 3 минут без движений. Затем за одну минуту замеряют ЧСС. Далее за 30 секунд выполняют 20 глубоких приседаний из исходного положения руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Руки при приседании выносят вперед, а возвращают в исходное положение при выпрямлении. После выполнения приседаний ЧСС посчитывают в течение одной минуты. Величина учащения ЧСС при оценке определяется после нагрузки в процентах. Величина до 20 % означает отличную реакцию сердечнососудистой системы на нагрузку, от 21 до 40 % — хорошую; от 41 до 65 % -удовлетворительную; от 66 до 75 % — плохую; от 76 % и более — очень плохую.[2]

2. Группы здоровья

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка подразумевает отнесение его к одной из 5 «групп здоровья». Такое деление на группы сопоставительную оценку состояния здоровья детей разрешает проводить как в момент обследования, так и при динамическом контроле, во время проверки эффективности лечебных и профилактических мероприятий.[1]

В зависимости от состояния здоровья, дети, в соответствии с предложенной схемой, делятся на следующие группы:

  1. здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций
  2. здоровые, но имеющие некоторые морфологические и функциональные отклонения, а также сниженную сопротивляемость к хроническим и острым заболеваниям;
  3. дети с хроническими заболеваниями, с сохраненными функциональными возможностями организма, в состоянии компенсации;
  4. дети с хроническими заболеваниями, со сниженными функциональными возможностями, в состоянии субкомпенсации,;
  5. дети с хроническими заболеваниями, со значительно сниженными функциональными возможностями организма, в состоянии декомпенсации. Как правило, дети данной группы детские учреждения общего профиля не посещают и не охвачены массовыми осмотрами.

К 1-й группе относятся здоровые дети с нормальным психическим и физическим развитием, не имеющие увечий, уродств и функциональных отклонений.

2-ю группу составляют дети, у которых хронические заболевания отсутствуют, но имеются некоторые морфологические и функциональные изменения. Сюда же следует относить реконвалесцентов (переболевшие дети), особенно перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития со значительным дефицитом массы тела и без эндокринной патологии, а также часто болеющих (четыре раза в год и более). Дети, которые относятся к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как функциональные возможности их снижены. При отсутствии адекватных лечебно-оздоровительных мероприятий и своевременного врачебного контроля функциональные отклонения могут перейти в болезнь.[1]

Иногда разницы между функциональными отклонениями и болезнью привычная терминология не отражает и тем самым препятствует четкому разграничению 2-й и 3-й групп. Например, гипертрофия миндалин, нарушение осанки, аномалии рефракции относятся как к функциональным отклонениям, так и к заболеваниям. Определение 3-й и 4-й групп здоровья проводится в зависимости от степени выраженности патологического процесса с учетом функциональных возможностей организма.

По указанным группам распределение детей в некоторой степени условно. Однако многолетнее применение такого способа практическими и научными учреждениями здравоохранения показало его достаточную целесообразность и информативность, как при однократном, так и при динамических наблюдениях.[2] Для характеристики санитарного состояния детского населения o бнаружена нужда такого деления на группы и при изучении влияния на здоровье различных факторов (спортивных нагрузок, учебных, атмосферных загрязнений, климатических и др.), а также для оценки эффективности оздоровительных мероприятий и разных методов воспитания.[2]

Работникам дошкольных учреждений нужно всегда помнить, что развитие и быстрый рост, в раннем и дошкольном возрасте созревание функциональных и морфологических структур назначают большую пластичность организма ребенка, который очень чувствителен как к отрицательным, так и к положительным влияниям окружающей среды. Даже слабые раздражители, которые не вызывают видимых реакций, так называемые подпороговые, не всегда бесследно проходят. Они функциональные свойства тканей организма изменяют, и на этом фоне безвредный для него фактор среды может в отдельные критические периоды (адаптации, поствакцинальный, период реконвалесценции и т.д.) привести к более неблагоприятному и длительному течению острых заболеваний, стать решающим, т. е. не только в настоящий момент сказаться на состоянии ребенка, но и определить ход его дальнейшего уровня здоровья, развития, готовность к общественно-социальным воздействиям, распространенность патологических отклонений. Уровень заболеваемости везде одинаковы. Они зависят от организации и качества проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий.

3. Диагностика физического здоровья детей в своей группе

Большинство детей, которые посещают ДОУ, составляют дети 1-й и 2-й групп здоровья, при этом основная масса — это дети, которые относятся ко 2-й группе — группе риска. Эти дети к себе требуют индивидуального подхода при выполнении и назначении оздоровительных мер и в осуществлении педагогических воздействий.[3] Прогноз здоровья детей на далекие годы от ряда определяющих его факторов будет зависеть, претерпевающих значительные изменения в новых экономических условиях. Так, ухудшение питания будет способствовать отставанию в росте, учащению дефицита массы тела, повышению распространенности анемии. Снижение резистентности, иммунного ответа к дальнейшему росту как хронических, так и острых заболеваний может привести. Можно ждать ухудшения нервно-психического здоровья дошкольников в связи с резким увеличением стрессовых воздействий. В ряде регионов может увеличиться рост как острых, так и хронических заболеваний, особенно аллергических, в условиях нарастающего ухудшения эколого-гигиенической обстановки. В настоящее время по самым оптимистичным данным более 70,5 % дошкольников имеют различные функциональные отклонения, а 50,2 % дошкольников хронические заболевания. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной (30,2 %— 40,4 %), нервной (30,1 %—40,5 %), дыхательной (20,2 % —25,6 %), сердечно. Сосудистой (10 %—25%) систем, а также пищеварительной, мочеполовой систем и аллергические заболевания кожи (10,3 %—23,4 %). Кариес зубов отмечается у 60,1 %—70,2 % детей дошкольного возраста. каждый третий ребенок, который поступает в школу, имеет сниженную остроту зрения на современном этапе развития. Все это о той большой роли свидетельствует, которую занимают педагоги дошкольных образовательных учреждений в укреплении и сохранении состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста. [3]

Заключение

Сохранению и укреплению физического, интеллектуального, психического и духовно-нравственного здоровья дошкольников во многом может способствовать программа преобразования основ дошкольного и школьного образования, которая разработанная под руководством проф. В. Базарного Ф.. Эта Программа доведена до уровня технических и технологий средств, которые защищены 44 патентами. Практическое внедрение программы в ряде регионов России показало ее высокую эффективность. Она находит все большее число сторонников среди педагогов и медицинских работников.

Литература

  1. Голубев В.В., Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. Для средних педагогических учебных заведений. Москва, 2000.
  2. Гончарова Ю.А., Возрастная анатомия, физиология, гигиена. Для педвузов. Воронеж, 2002.
  3. Гуровец Г.В., Детская невропотология. Для средных педагогических учебных заведений. Москва, 2004.

Диагностика результатов физического воспитания детей

Мониторинг образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования позволяет выявить реальный уровень физического развития ребенка, степень соответствия параметров и показателей физического развития возрастным нормам, а также определить отклонения, недостатки физического и нервно-психического развития.

Оценить физическое развитие и здоровье детей можно по следующим показателям: наличие знаний о физической культуре как совокупности ценности здорового образа жизни; проявление интереса к физической культуре; потребности в двигательной активности; развитие движений; адаптационные возможности; уровень развития двигательного опыта; уровень освоения образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»; отношение детей к физической культуре и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Изучение физического развития детей дошкольного возраста осуществляется по разным основаниям, одним из которых выступает валеологическая компетентность (В. А. Деркунская), рассматриваемая по ряду показателей:

  • 1) интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач и проблемных ситуаций, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни;
  • 2) проявление интереса в самостоятельной деятельности дошкольника;
  • 3) наличие ответов на вопросы, решений проблемных ситуаций и игровых задач;
  • 4) адекватность детских ответов и решений, их осознанность и аргументированность;
  • 5) полнота и глубина знаний и решений, здоровьесберегающая эрудированность;
  • 6) применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений, навыков в повседневной жизни, поведении;
  • 7) самостоятельность применения здоровьесберегающих знаний, умений, навыков.

Методами диагностики валеологической компетентности могут служить тестовые задания, направленные на выявление быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости, двигательной активности. При использовании данного метода в практике мониторинга физического развития необходимо помнить, что искажение показателей физического состояния детей за счет методических погрешностей тестирования может привести к крупным просчетам в оценке этого состояния и неправильной ориентации в построении индивидуальных маршрутов, выборе средств, методов, технологий, нагрузок и т.п.

При определении знаний детей в области физической культуры целесообразно использование опросников, бесед, интервью, выполнение заданий и др.

Эффективность физического развития предопределяется реализацией принципа преемственности общественного и семейного воспитания, что обеспечивает взаимопроникновение содержательных и технологических аспектов деятельности этих социальных институтов, поскольку ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга.

Однако родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми и обеспечения их нормального развития. Родители испытывают трудности, обусловленные незнанием возрастных особенностей детей и неумением учитывать индивидуальные особенности; неправильно выбранным авторитарным стилем общения с ребенком; недостаточным владением двигательными умениями; неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности и т.п. Одним из возможных решений этой проблемы может быть организация совместных занятий физическими упражнениями детей и родителей.

Примерами подобной организации могут послужить программа и технология Т. Э. Токаевой «Парная гимнастика», программа М. И. Поповой «Навстречу друг другу». Эффективность реализации данных программ доказана экспериментально по отношению к решению задач физического воспитания в разные возрастные периоды дошкольного детства и особенно в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Эффективность этих программ обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, ребенок имеет реальную возможность реализовать свой двигательный потенциал в ситуации эмоционального комфорта, поскольку его родитель находится рядом с ним, создавая чувство защищенности и уверенности в себе.

Во-вторых, в процессе работы по этим программам в полной мере реализуется принцип учета индивидуальных особенностей детей: родители, занимающиеся со своими детьми, исполняют роль ассистентов и руководителей физического воспитания достаточно успешно, поскольку хорошо знают индивидуальные особенности своего ребенка и в максимальной степени пользуются его доверием.

В-третьих, ребенок развивается, познавая окружающий мир, а форма организации занятий такова, что создает оптимальные условия для этого, обеспечивая малыша заботой и вниманием со стороны родителей, которым предоставляются профессиональная помощь и консультации специалиста по физической культуре.

Результаты физического воспитания представлены теми изменениями в физическом развитии, которые обнаруживаются:

  • а) в наличии у ребенка позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечивающей реализацию выработанных в обществе норм физической культуры;
  • б) сформированности отношения ребенка к себе, окружающим как субъектам деятельностного освоения физической культуры и способов физкультурно-оздоровительной деятельности; способности ребенка к саморегуляции в процессе освоения и присвоения физической культуры; навыков личной и общественной гигиены;
  • в) сформированности навыков и умений жизненно необходимых двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков и др.), а также движений, составляющих основу для дальнейших занятий спортивными видами движений;
  • г) наличии первоначальных знаний, связанных с занятиями физическими упражнениями, и интереса к ним; опыта, определяющего нормы и правила физкультурно-оздоровительной деятельности, проявляющегося в уровне усвоения знаний, представлений, двигательных навыков и способностей, адекватных психофизическим возможностям ребенка.

Важным результатом реализации процесса современного физического воспитания является оздоровление детей: повышение функционирования систем жизнедеятельности организма, снижение заболеваемости, повышение сопротивляемости неблагоприятным влияниям внешней среды; своевременное и гармоничное развитие всех систем организма, крупной и мелкой моторики, расширение его функциональных возможностей, формирование правильной осанки и стопы.

Физическое развитие

Наблюдая за интенсивным физическим изменением детского организма, многие мамы задумываются над вопросом: а насколько хорошо развит ребенок, соответствуют ли его показатели нормам детей его возраста? Давайте разбираться, как нужно оценивать физическое развитие ребенка, что нужно учитывать.

Как оценить физическое развитие ребенка

Правильно, если оценку физического развития малыша делает педиатр. По правилам каждый ребенок должен проходить осмотр врача в установленные сроки: до года – ежемесячно, с года до 3 лет – ежеквартально, после 3 лет – минимум раз в год. Специалист должен обратить внимание на ряд показателей, свидетельствующих о физическом развитии мальчиков и девочек:

  • Масса тела. Взвешивание проводится утром, малыш должен быть голым или в чистом подгузнике. Его кладут на весы, фиксируют показатели. Детей старше 2-х лет измеряют стоя.
  • Рост. Детей до 2-х лет измеряют на специальном столе. Ножки и голова упираются в перегородки, пальчики смотрят вверх. Рост ребенка с 2-х лет измеряется с помощью стадиометра. Врач ставит ребенка спиной к шкале, без обуви. Стопы полностью на полу, колени разогнуты.
  • Окружность головы. Врач накладывает градуированную ленту для измерения по линии над бровями, ушами малыша, по широкой части головы сзади.
  • Окружность груди. Проводится на выдохе. Врач располагает ленту на уровне груди спереди, под лопатками сзади.

Эти измерения очень важны для оценки общего развития малыша, анализа скорости и уровня развития тела ребенка. Физические показатели могут стать сигналом о необходимости дополнительного исследования, если, например, голова непропорционально большая, вес значительно уступает росту и т. д.

При желании такую оценку могут проводить и родители дома, но если вы нашли несоответствия, не расстраивайтесь раньше времени, обратитесь к педиатру за консультацией.

Оценка физического развития ребенка

Оценка физического развития ребенка дома

Чтобы провести оценку физического развития ребенка в домашних условиях вам понадобятся:

  • Весы;
  • Линейка до 1 м для ребенка до года или стадиометр (правильно приклеенный к ровной вертикальной поверхности);
  • Портновский сантиметр для измерения окружности головы и груди.

Измерения детей до года лучше проводить вдвоем, чтобы пока один взрослый проводил замеры, второй фиксировал ребенка. Измерив рост, вес, окружность головы и грудины сверьте данные с нормами физического развития детей определенного возраста.

Обращаем ваше внимание, что каждый ребенок индивидуален и его показатели могут отличаться от установленных норм без сопутствующих патологий. Для корректной оценки физического развития детей, которые выходят за рамки норм, необходимо обратиться к участковому педиатру. Он оценит гармоничность развития, сравнит динамику прибавки по всем показателям, при необходимости назначит дополнительные исследования

Таблица норм физического развития детей

Нормы веса мальчиков с рождения до 17 лет

Нормы веса девочек с рождения до 17 лет

Нормы роста мальчиков с рождения до 17 лет

Нормы роста девочек с рождения до 17 лет

Окружность головы мальчиков с рождения до 17 лет

Окружность головы девочек с рождения до 17 лет

Окружность груди мальчиков с рождения до 17 лет

Окружность груди девочек с рождения до 17 лет

Основные этапы физического развития детей

С рождения и до 17-18 лет все дети проходят через несколько этапов физического развития, для каждого из которых характерны свои особенности.

  • Груднички. Их развитие делят на несколько этапов:

В первые два месяца ребенок учится держать голову.

К трем месяцам малыш переворачивается на живот. Позвоночник укрепляется. Малыш разжимает кулачки, хватает руками предметы.

В 4 месяца ребенок подтягивается.

На 5-м месяце жизни малыш задерживается в положении сидя.

В полгода у детей возникает значительный скачок в развитии. Они самостоятельно садятся, ползают, встают у опоры.

  • Дети до двух лет. Продолжают формироваться кости, происходит замедление роста. Особое внимание родители должны обратить на осанку, убедиться, что стопы малыша развиваются, как нужно.
  • К двум годам ребенок умеет: ходить, стоять на носочках, подпрыгивать, подниматься по лестнице.
  • Ребенок на третьем году жизни. Может держаться на одной ноге, поймать мяч с большого расстояния и бросить его обратно.
  • Дети старшего дошкольного возраста. В 4 года поступают в детсад, где всесторонне развиваются, благодаря постоянным занятиям с воспитателями. Диагностика развития проводится во время гимнастики. За малышами наблюдает медицинский работник. Он должен предупредить родителей, если ребенок отстает по каким-то параметрам.
  • Физическое развитие младших и средних школьников измеряет врач педиатр на ежегодном осмотре, дополнительно в рамках уроков физкультуры учитель оценивает способности каждого конкретного ребенка, отмечает наиболее сильные и слабые стороны школьника. К 12-ти годам окончательно формируется скелет ребенка, поэтому важно следить за осанкой.
  • С 9 до 14 лет нет четких норм роста, веса. Педиатры берут средние показатели. Причина — гормональная перестройка организма. Скачок роста может произойти в любое время. Однако, следует помнить про наследственную предрасположенность. Если у родителей маленький или средний рост, то ребенок вряд ли вырастет высоким.

Особенности физического развития мальчиков и девочек

Физическое развитие детей дошкольного возраста по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС)

Цель физического развития по Федеральным государственным образовательным стандартам, ФГОС, — привить детям основы физической культуры, понимание необходимости укрепления своего организма.

Вот основные пункты программы ФГОС:

  1. Укрепление здоровья, хорошее физическое развитие.
  2. Повышение работоспособности.
  3. Развитие двигательных качеств: ловкость, сила, выносливость.
  4. Воспитание моральных качеств: настойчивость, смелость, дисциплинированность.
  5. Формирование привычки регулярно заниматься спортом.

Любые методики воспитания детей основываются на комплексном подходе к решению задачи. Родители и воспитатели должны учесть возраст, пол ребенка, особенности его характера, состояние здоровья, наличие наследственных заболеваний. Только тогда физические упражнения, игры, умственные занятия принесут малышу удовольствие и пользу.

Важные компоненты физического развития по ФГОС

В программу ФГОС входит несколько важных методов, развивающих физическое здоровье детей:

  • Утренняя гимнастика. Ежедневные тренировки по утрам приучают ребенка к дисциплине. Упражнения лучше проводить на улице.
  • Физкультурная разминка. Дошкольники не могут заниматься умственной деятельностью долго. Они теряют концентрацию, отвлекаются, капризничают. Если малыш устал, то лучше отложить задания, заняться физкультурой, танцами, подвижными играми.
  • Прогулки на свежем воздухе. Согласно программе ФГОС, с дошкольниками обязательно нужно гулять каждый день. Причем, это не бесцельное времяпровождение на улице. Следует подобрать комплекс упражнений, соответствующий потребностям и индивидуальным особенностям малыша. Здесь особенно важны игры в группах, соревнования, развивающие умение работать в команде, взаимодействовать с другими ребятами. Можно устраивать праздничные спортивные мероприятия, где за победу в конкурсах полагаются призы. Это мотивирует детей достичь цели, проявить свои лучшие качества.
  • Регулярные пробежки. Детям требуются пробежки, чтобы тренировать выносливость организма, развивать силу мышц. Можно сделать трассу с препятствиями для развития координации.

Как улучшить выносливость детского организма

Есть несколько способов развить выносливость у малышей, кроме перечисленных выше:

  • Массаж. Снимет напряжение. Массаж можно сопровождать песней, интересным рассказом.
  • Гимнастика для глаз. Снижает глазное давление, предотвращает проблемы со зрением в будущем. Пусть малыш вращает глазными яблоками, рисуя цифры, следит за различными предметами, останавливает на них взгляд.
  • Тренировка дыхания. Малыш должен развивать легкие. Лучше всего придумать интересный рассказ. Слушая его, ребенок будет выдыхать со звуком, задерживать дыхание.

Закаливание

Закаливание — одно из обязательных средств физического развития по ФГОС. Существует несколько видов закаливания:

  • Прогулки. Если ребенок здоров, то с ним нужно гулять в любую погоду.
  • Умывание прохладной водой, полоскание горла перед сном водой комнатной температуры.
  • Прогулки босиком. Проводятся только летом.
  • Обливание. Школьникам можно обливаться водой, делать контрастный душ. Приучать детей к этой процедуре стоит очень осторожно, начиная с комфортной температуры, увеличивая нагрузку на организм постепенно, формируя привычку.

Таким образом, физическое воспитание — это неотъемлемая часть жизни любого малыша. Регулярные занятия спортом, подвижные игры, бег, прогулки на свежем воздухе обеспечат полноценное развитие ребенка, благотворно повлияют на состояние его здоровья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector