Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста - Оappendicite

Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста

Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста

Методика обучения декоративному рисованию через использование народных промыслов

искусство развитие творчество декоративное рисование

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством и развивать творческие способности можно практически через все виды деятельности детей. В данной работе рассматриваем использование народных промыслов в обучении детей составлению орнамента.

Но прежде рассмотрим общие задачи, принципы и методы обучения дошкольников декоративному рисованию [25]:

  • 1. Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения к своей Родине, народу.
  • 2. Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимая его особенности; желания знать искусство местного края, различать стили наиболее известные видов декоративной живописи(хохломской, городецкой дымковской, жостовской и др.)
  • 3. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.
  • 4. Формирование обобщенных знаний и соответствующих изобразительных умений: освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи; умение создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объемных предметах;

воспитывать при этом чувства формы, ритма, симметрии.

5. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров (в поиске, выборе элементов, колорита, композиций). Эти общие задачи могут быть конкретизированы по возрастным группам.

Методы обучения декоративной деятельности те же, что при обучении изображению предметов, сюжетов. Однако они имеют свою специфику.

Метод наблюдения необходимо использовать в системе работы, когда узоры народных мастеров выполнены по растительным мотивам, включают стилизованные изображения животных, птиц.

Наблюдения помогают взрослым объяснить, а детям — понять истоки творчества народных художников. Именно в этих наблюдениях закладываются основы поисковой деятельности детей, побуждаемой взрослыми.

Широко применяется и метод обследования, рассматривания образцов народного творчества. При сохранении общей структуры такого обследования содержанием центральной аналитической его части является выделение элементов, композиции, колорита. То есть тех изобразительных признаков, которые составляют содержание осваиваемых детьми изобразительно-выразительных средств данного вида искусства. Последовательность их выделения есть последовательность предстоящего рисования.

Таким образом, выделяются и называются главные элементы узора, их цвет, величина, месторасположение. Затем выделяются и называются другие элементы (по степени их значимости в композиции). Определяется цвет. Старших детей можно спросить, как выполняется этот элемент кистью, как его можно изобразить. Элементы узора можно выделять сухой кистью, тем самым более отчетливо их вычленяя и апробируя подходящее изобразительное движение.

В зависимости от ведущих задач занятия содержание такого анализа может меняться, ограничиваться только выделением сложного элемента (например, «розан» в городецком узоре). В том случае, если центральной задачей является освоение композиции или цвета, можно рассмотреть несколько узоров, фиксируя внимание детей только на этой особенности.

Особое место занимает в обучении декоративному рисованию образец воспитателя. Первые образцы для обучения детей декоративному рисованию по мотивам народного искусства были разработаны Е.И. Ковальской. Свой образец воспитатель вынужден использовать, так как в предметах искусства узоры сложны для детского восприятия [25].

Образец воспитателя должен быть выполнен в стиле той или иной росписи народного декоративного искусства (стилизованный образец). Размер его в 1,5-2 раза больше, чем детская работа.

Существуют разные виды образца. Образцы для прямого следования, т.е. узор или какой-то один новый элемент либо новая композиция предлагаются для прямого подражания, поскольку дети впервые начинают осваивать эти элементы или композиции. Кроме этого, существуют неоконченные образцы.

Детям предлагается воспроизвести часть узора по образцу, а остальную часть узора придумать самим, используя знакомые элементы в стиле той же росписи.

Имеют место в обучении и примерные (вариативные) образцы, в которых представлены разные варианты решения одной и той же задачи.

Например, на 2-3 образцах демонстрируется узор, выполненный на круге. Элементы и композиция одинаковые, а цвет элементов, их сочетания разные.

На таком вариативном уровне может быть представлено композиционное решение (элементы, цветовое решение — одинаковы на всех образцах, а композиции, например, на круге — разные). В образцах может быть представлен вариант применения разных элементов при одинаковости композиции и цвета.

Эффективны в обучении детей фланелеграфы или панно, выполненные из бархатистой бумаги, на которой можно выкладывать узоры из форм-элементов той или иной росписи. Хороши самодельные настольные игры, сутью которых является то же самое: выкладывание узоров в стиле Хохломы, городецкой и других росписей из вырезанных из картона форм-частей тех или иных сложных элементов. (Так, дети с большим удовольствием в свободное время выкладывали сложный элемент «розан» (городецкая роспись) до рисования и после него, что облегчало процесс его освоения.) На таком материале дети достаточно быстро и легко осваивают разные композиции [29].

Показ способов изображения элементов, демонстрация способов действия (техники) с кистью широко применяются в обучении декоративному рисунку. Здесь особенно важны показ и усвоение технических приемов работы с кистью. Часто кисть в руках мастеров находится в вертикальном положении, что нелегко дается детям. Требования к показу воспитателем способа действия те же, что и в других видах изобразительной деятельности.

Применение в системе обучения художественного слова, музыки очень полезно. Гармонично сочетаются народное изобразительное искусство и соответствующая деятельность детей с музыкальным и поэтическим фольклором, малыми фольклорными жанрами (потешками, прибаутками), со сказками.

Все эти методы и приемы применяются в контексте занятий в разнообразном сочетании, обусловленном общей целью и задачами обучения и воспитания детей.

Таким образом, исследования педагогов и психологов говорят о том, что народное прикладное искусство является средством развития творчества на занятиях по декоративному рисованию.

11.Пояснить методику обучения детей дошкольного возраста декоративному рисованию

Декоративное рисование вводится с средней группы. Детям этого возраста доступно выполнение узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на ее примере можно учить детей декоративному рисованию.

В этом возрасте дети только начинают овладевать приемами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих элементах можно рисовать из элементов дымковской росписи.

Колорит таких узоров может быть в классическом стиле дымковской росписи (сочетание красного, желтого, синего, зеленого, черного цветов), а может быть и более современным. Поскольку данный вид рисования в отличие от предметного, сюжетного не несет конкретного образного содержания, не имеет прямых аналогов в окружающей действительности, то очень важно, чтобы дети сразу поняли смысл такой деятельности. Поэтому в повседневной жизни надо обращать внимание ребят на вещи, украшенные узором, и отмечать их красоту. Обращая внимание на узор, применяя соответствующий термин, воспитатель таким образом ненавязчиво объясняет детям смысл, суть такого явления.

В средней группе следует особенно следить за тем, чтобы на одном занятии не было сразу двух новых задач – освоения нового элемента и новой композиции. Новые элементы осваиваются при создании узора на полосе. Это более доступно детям и позволяет усложнять композицию рисунка, повторяя элемент, чередуя элементы и цветовые пятна. При начальном освоении композиции на квадрате следует использовать знакомые элементы. На повторном занятии можно вводить новый элемент, сочетая с известным, и вписывать в новую композицию. Дозировка степени сложности работы определяется педагогом с учетом особенностей детей, характера общевоспитательной, предварительной работы. В этом возрасте воспитатель знакомит детей с элементами белорусского геометрического узора: крест простой, уголки, крест двойной, квадраты (прием смещения кисти при рисовании, линии. Определяет цвет – красный и черный, украшают различные силуэты одежды и предметы на основе квадрата, круга, полосы. Например, пояс, салфетка, передник, ручник,и т.д.). В следующей возрастной группе (старшей) идет дальнейшая работа по освоению детьми декоративной художественной деятельности. Среди задач по освоению соответствующих изобразительных умений появляется задача обучения новым элементам узора – волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья, ягоды. Происходит более глубокое ознакомление с народным декоративным искусством, у детей формируется уважение к этому труду. Дети осваивают характерные цветовые сочетания (колорит), элементы узоров, учатся выполнять узор на бумаге разных форм, силуэтных изображений предметов (кувшин, варежки, платье и т.д.). Воспитатель знакомит с новыми элементами Городецкой росписи: «купавка», «розан», «ромашка», характерными листьями, их колоритом, композициями узоров. При обучении рисованию белорусского узора вводится элемент «белорусская зорачка».

Методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:

1.Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.

2.Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

Оба направления взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач ознакомления с народным творчеством. Внутри каждого направления между отдельными занятиями, между всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь. Каждое последующее занятие опирается на предыдущее и способствует все большему развитию представлений, чувств, собственных художественных умений.

1.Формы и методы работы (общевоспитательная работа):

-экскурсии на соответствующее производство (художественная мастерская, комбинат прикладного искусства);

-просмотр диафильмов, фильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы;

2.Формы и методы работы (специальное обучение):

-разработка тематики занятий с учетом дидактических принципов (системности, научности, последовательности, наглядности и т.д.)

-отбор доступных для детей элементов и композиций узоров;

Системе задач соответствует и система методов, приемов обучения. Воспитатель при обучении использует следующие методы обучения изобразительной деятельности: информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный); репродуктивный (метод упражнение); эвристический и исследовательский (развитие творческих способностей); игровой.

Таким образом, в основу системы занятий положена последовательность формирования обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений. Это находит отражение в методике проведения занятий.

Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста

Воспитателей детских садов иногда затрудняет работа по декоративному рисованию с детьми раннего возраста, и они механически переносят методы педагогического руководства, приемлемые для более старших возрастов, в работу с детьми 2-3лет. Методы должны быть направлены на развитие у ребенка эстетического воспитания; на развитии отражать в рисунках окружающую действительность, воплощать замыслы, на поиски детьми способов изображения, обучения их этими способами на занятиях. Методы и приемы декоративному рисованию должны возбуждать у детей интерес, вызывать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве.

Развитие эстетического восприятия будут проходить успешнее в том случае, если приемы обучения будут связаны с практической деятельностью: дети учатся рассматривать и оценивать рисунки, находить наиболее выразительные работы. Дети приобретают художественный опыт декоративного рисования в процессе наблюдения окружающей действительности, при ознакомлении с произведениями искусства (показ картин, предметы декоративно – прикладного искусства, образные игрушки). Наглядные и словесные методы вызывают у детей эмоциональный отклик, чувство радости, они с интересом передают ритм мазков.

Для формирования у детей способов самостоятельных действий используется метод творческих заданий, в процессе которых применяются приемы развития замыслов, умению выбирать цветовые сочетания, форму, композицию, художественные материалы. При отборе творческих заданий главное внимание следует обращать на их образный характер. Окружающая действительность служит источником эстетических переживаний маленького ребенка, и способствовать формированию выразительного образа. В декоративном рисовании явления окружающего ребенка передает доступными средствами: ритмом штрихов, мазков, линейным контуром, контрастом цветовых пятен.

Формирование образа в рисунках детей младшего возраста приходит поэтапно. Этому способствует определенная последовательность творческих заданий. В основу их взяты изобразительно-выразительные средства. Задания по двигательному ритму направлены на передачу явлений окружающего ритма: мазков, штрихов, пятен.

Задания по цвету: направлены на передачу явлений действительности контрастом цветовых пятен. Благодаря цвету, рисунок становится ярче, интереснее, живее.

Задания по линейному контуру: направленные на передачу форм окружающих предметов, явлений.

Среди приемов обучения декоративному рисованию младших дошкольников большое место занимает показ. Он помогает ребенку увидеть процесс возникновения линии, формы, силуэта, но и служит ориентиром действий с различными материалами. Подражая взрослому, ребенок не копирует его, а самостоятельно осваивает новую деятельность. Соотношение показа и самостоятельных действий зависят от уровня детей. В младшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать новые виды деятельности, воспитатель показывает способы изображения. Показ постепенно становится толчком к самостоятельным действиям ребенка.

При обучении детей декоративному рисованию большое место занимает метод совместных действий взрослого и ребенка – сотворчество. Воспитатель показывает детям способы выполнения заданий на занятиях рисованию. Действуя вместе с педагогом, дети легче и быстрее осваивают декоративные навыки и умения. Сотворчество помогает детям действовать коллективно. В процессе декоративного рисования, подчиняясь общему ритму, дети с удовольствием выполняют задания на одном, общем листе. Совместные действия должны объединяться простым, доступным содержанием. Овладевая способами самостоятельных действий, дети могут применять освоенные на занятиях способы декоративного рисования в других условиях, без помощи взрослого. Методы обучения должны быть направлены: на формирование процессов восприятия, различия форм, цвета, их воспроизведение в рисунке.

В методики обучения декоративному рисованию в дошкольном возрасте характерным является использование игровых приемов: внесение образных игрушек, создание игровых ситуаций.

Воспитатель должен изучать ребенка, умело использовать индивидуальный подход к детям. Учитывая особенности каждого ребенка надо применять задания разной трудности, стремится к художественному развитию каждого малыша. Многие моменты окружающей действительности ребенок не может сам ясно воспринять, запомнить, увидеть. На помощь приходят различные виды искусства: музыка, поэзия.

Взаимосвязь музыки и художественного слова, восприятие декоративно-прикладного искусства создает условие для вхождение маленького ребенка в образ, для воспитания у него эстетических чувств, переживаний. Развитие в изобразительной деятельности декоративного рисования требует определенных педагогических условий: последовательная система заданий строится с учетом конкретных задач программы эстетического воспитания, задач формирования предпосылок творчества, не только следовать образцу, но и действовать самостоятельно.

Комплексное воздействие различных видов искусства, использование различных материалов, игрушек, произведений прикладного искусства помогает восприятию и воспроизведению ярких особенностей художественного образа. Взаимосвязь методов и приемов обеспечивает не только обучение детей декоративным навыкам и умениям, но формирование способов самостоятельных действий.

Формирование образа в рисунках младших дошкольников можно рассматривать как один из первейших этапов в развитии декоративного рисования.

Использование игровых приемов при работе с детьми младшего возраста применяют при руководстве изобразительной деятельности. Выделяются такие приемы, как: обыгрывание различных предметов (игрушек), рисунка в процессе его выполнения и уже законченного.

Эти приемы позволяют достичь определенного эффекта в процессе руководства изобразительной деятельностью. Ориентируясь на уровень сюжетно-отобразительной игры, где малышей интересует мир предметов, надо строить содержание игровых приемов на событиях, фактах, центром которых являются различные предметы и действия с ними. Появление у младших дошкольников сюжетно – ролевой игры, ребенку становится интересен человек (животное, сказочный персонаж) и его действия.

В игровых приемах можно ставить разные по содержанию игровые задачи и по-разному их реализовывать: через имитирующие действия с предметами, через ролевые действия и взаимодействия.

У детей младшего дошкольного возраста в самостоятельных играх преобладают развернутые действия с игрушками, имитирующие реальные. Некоторые дети выполняют и условные обобщенные действия с игрушками, предметами- заместителями или воображаемым предметом, выраженные словом, жестом. Уровень игры может быть различным, в игровых приемах сочетаются способы игровых действий разной степени обобщенности. Часто используются развернутые игровые действия с игрушкой. Это вызваны тем, что рисунки детьми не всегда узнаваемы, а действия с игрушкой близкие к реальным, будят детское воображение, помогают оживить образ. С детьми необходима индивидуальная работа. С помощью взрослого ребенок может увидеть в своем рисунке, какай-то образ. Это открытие становится главным побудителем изобразительной деятельности. Ускорить появление такого мотива можно с помощью обыгрывание рисунков. Основная задача обыгрывания: развитие воображения, формирование интереса к результату деятельности.

Для обыгрывания рисунков желательно иметь мелкие игрушки (объемные, плоскостные), образы которых близки и понятны детям более обобщенный игровой материал. Воспитатель в процессе обыгрывания предлагает свое понимание образа и побуждает ребенка играть, фантазировать. Большие возможности для обогащения образа представляют рисунки детей, которых интересует движение, ритм, они смело черкают на листке. Задача воспитателя – подвести детей к изображению « по замыслу», воспитатель включается в процесс « чирканья» и, обыгрывая его, побуждает малышей самостоятельно ставить изобразительную задачу. Обыгрывание рисунков особенно полезно использовать в работе с детьми робкими, неуверенными в себе, в условиях игры они становятся, раскрепощаются. С детьми младшего дошкольного возраста можно организовывать занятия по подгруппам. Цель таких занятий: формирование способности видеть образ в рисунке, развитие интереса к деятельности, закрепление элементарных технических навыков.

Не следует применять игровую мотивацию, регулирующую деятельность в течение всего занятия, нужно создавать игровые мотивы отдельных действий, когда интерес вызывается любимой или новой игрушкой, игровым действиям, традиционно используемым « сюрпризным моментом». ( Появляется силуэт елочки, под песенку: «Маленькой елочке», воспитатель с детьми разговаривают с елочкой, приглашают ее на праздник, предлагают украсить, затем обыгрывается рисунок, воспитатель показывает способ ритмичного рисования мазками). Такие игровые упражнения наиболее приемлемы т.к. они позволяют в увлекательной форме закреплять элементарные изобразительные действия, но усвоение, которых необходимо и возможно только при многократном их повторении. В конце занятия обыгрываются готовые рисунки.

Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров затруднительно.

Задача педагога – определить самостоятельно набор элементов, отобрать доступные композиции узора в декоративном рисовании.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что к наиболее эффективным приемам обучения изобразительного творчества младших дошкольников можно отнести: прием совместных действий (сотворчество), рассматривание образцов, показ способов рисования, обыгрывания персонажей, пассивные движения и т.д.

Именно эти приемы позволяют создать радостную и творческую атмосферу на занятии, а, следовательно, сделать процесс обучения результативным.

Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста

1.2. История развития промысла.

Гжель — название одного из сёл — бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.

Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.

Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.

Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран.

На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели.

К 70 — 80 годам XVIII века Гжель становится центром производства в России художественной майолики. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро схватывали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок.

Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии.

Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей — простых народных умельцев.

В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.

Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России.

Полуфаянс Гжели пытались делать ещё в последние годы XVIII века. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства.

Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак.

Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта.

Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей.

К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.

Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта.

В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек.

Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году.

В деревне Жирово выпускают керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино — гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино — Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево — главные центры производства художественного фарфора.

Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами — керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по- прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.

История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector