Координационные способности детей нарушением зрения - Оappendicite

Координационные способности детей нарушением зрения

Координационные способности детей нарушением зрения

Особенности двигательной сферы слепых и слабовидящих

Cовременная тифлологическая наука, опыт жизни и деятельности инвалидов по зрению свидетельствуют об их больших потенциальных возможностях, и в то же время указывают на глубокое отставание в физическом развитии, которое осложняет решение одной из актуальных проблем современности — реабилитации и интеграции инвалидов по зрению. [1]

Еще в начале века русский тифлопедагог, врач — офтальмолог А.И. Cкребицкий писал: «. ребенок, лишившийся зрения, поражает в большей части случаев своим болезненным видом. Кости, связки, мышцы слабы; походка неуверенная; осанка всего тела, в особенности способ держания головы, крайне не красивы; во всем заметна робость, нерешительность, вялость, неповторимость.» [62]

В результате педагогических исследований влияния многолетних занятий физической культурой и спортом на развитие слепых и слабовидящих детей были выявлены глубокие нарушения в физическом развитии и целый ряд аномалий двигательных функций.

Причина отставания физического развития детей с нарушением зрения заключается в том, что тяжелый зрительный дефект осложняет на ранних этапах развития ребенка процесс активного познания окружающего мира, который связан прежде всего с его двигательной активностью. Нарушения зрения ограничивают движения детей в первые годы жизни, по сравнению со зрячими сверстниками. Слепые и слабовидящие дети испытывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приводит к дефициту движения. [65]

Ряд авторов, изучавших особенности физического развития с тяжелыми нарушениями зрения, отмечают, что слепые и слабовидящие дошкольники характеризуются меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности. Дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие. Осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движении.

Медико-педагогические исследования физического развития дошкольников в специальном детском саду и наблюдения за их свободной деятельностью выявили особенности отставания физического развития детей раннего возраста по отношению к возрастной норме. Например, овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5 годам, у слабовидящих к 1,5 годам, тогда как дети без патологии зрения овладевают ею к концу первого года жизни. [78]

Особенно трудным для детей со зрительной патологией является овладение правильной вертикальной позой в положении стоя и ходьбой, что влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, делает невозможной выработку правильной координации движений и т.д.

Зрительные нарушения вносят дискоординацию, нарушают свободу движений. В связи с этим у незрячих мускулатура рук и ног становится слабой. Слабое развитие мышц туловища, отсутствие достаточно крепкого «мышечного корсета» предрасполагает к неправильной осанке. Многим слепым и слабовидящим детям присуще астеническое состояние, нервное истощение, повышенная утомляемость. [18]

Характеризуя физическое развитие слепых и слабовидящих школьников, многие авторы отмечают, что потеря или нарушение зрения в детском возрасте замедляют естественный ход физического развития. И хотя их возрастная динамика их физического развития в принципиальных чертах сохраняется, его уровень значительно отстает от нормы. Почти на всем протяжении школьного возраста слепые и слабовидящие дети уступают своим зрячим сверстникам в показателях роста и веса (причем, с возрастом эта разница увеличивается), окружности грудной клетки, жизненной емкости легких.

Исследуя и анализируя уровни развития физических качеств слепых и слабовидящих школьников, авторы отмечают существенное отставание от нормы развития мышечной силы быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, координации и точности, равновесия, восприятия пространства и времени, низкого уровня физической работоспособности (исследования В.Ф. Афанасьева, 1971; Б.В. Cермеева, 1973; Р.Н. Азаряна, 1974; Г.А. Бобкова, 1974; Я.И. Дуткевич, 1979; И.И. Касаткина, 1980, 1983; Л.Ф. Касаткина, 1983; И.И. Шмелькова, 1980, 1981 и др.). Слепые и слабовидящие дети отстают от своих зрячих сверстников в показателях физической подготовленности и развития основных движений (ходьбы, бега, прыжков, метаний). [16]

Дети со зрительной патологией уступают и в развитии чувства ритма, отстают от нормы по показателям подвижности в суставах. [19]

В общем объеме суточной двигательной активности слепые и слабовидящие школьники более чем в 3 раза уступают учащимся массовых школ. Это сказывается на уровне всех систем организма. Потеря зрения неблагоприятно сказывается на моторике слепого. В результате значительного нарушения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга снижается двигательная активность, затрудняется процесс формирования новых движений, а также способность переключения с одного вида деятельности на другой.

Еще одной очень важной особенностью физического развития детей с тяжелой зрительной патологией является наличие у них «навязчивых» (стереотипных) движений, возникновение которых связывают с общей задержкой моторной сферы слепого. [63]

В адаптивной физической культуре выявление причинно-следственных связей в процессе патологических изменений организма имеет первостепенное значение. Одна причина может вызвать цепочку следствий, которые, возникнув, становятся причинами новых нарушений и являются сопутствующими основной патологии. Так, например, выявлено, что потеря слуха у детей сопровождается дисгармоничным физическим развитием в 62% случаев, в 43,6% дефектами опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие и др.), в 80% случаев — задержкой моторного развития. Сопутствующие заболевания наблюдаются у 70% глухих и слабослышащих детей [62].

Знание причинно-следственных связей, лежащих в основе патологии, необходимо в конкретной педагогической деятельности: при отборе физических упражнений, их направленности, координационной сложности, при нормировании физической нагрузок.

Говоря о проблемах в двигательной сфере взрослых слепых или поздноослепших следует подчеркнуть, что их характер несколько иной. Полная или частичная утрата зрения сказывается на состоянии двигательного режима инвалида по зрению. Те отрицательные явления, возникающие в результате гиподинамии, в данном случае еще больше осложняются нарушением психо-эмоциональной сферы поздно ослепших, проявляющееся в ощущении своей неполноценности, ненужности и одиночества, беспомощности и ущербности, депрессии и потери смысла жизни.

Список вторичных дефектов, или вторичных отклонений, возникших в результате слепоты достаточно велик. Но уже из вышеперечисленных нарушений в двигательной и психоэмоциональной сферах, связанных со зрительной патологией, становится очевидной необходимость в специальных коррекционно-компенсаторных занятиях физической подготовки со слепыми и слабовидящими.

Большой прогресс в развитии теории воспитания и практики воспитательной работы со слепыми, в том числе и средствами физической культуры, был достигнут за годы советской власти благодаря научно-педагогической деятельности Л.С. Выготского, А.А. Крогиуса, А.М. Щербина, Б.И. Коваленко, М.И. Земцова, А.И. Зотова, В.С. Свердлова, Л.Б. Самбикина, М.И. Шоева и др.

Наиболее конкретная научно-исследовательская работа по проблемам физического воспитания и двигательной активности и слепых и слабовидящих детей была проведена тифлопедагогами В.А. Гандерем, Н.В. Коваленко, М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, А.Г. Литваком, С.Б. Хмыровым, Э.М. Стерниной, В.П. Ермаковым, Б.В. Сермеевым и другими. Их исследования раскрыли основные общие и специфические закономерности формирования личности слепого и слабовидящего ребенка, позволили конкретизировать и в теории, и на практике задачи физического воспитания, определить важнейшие формы и методы коррекционной работы, направленной на развитие компенсаторной функции детского организма, на преодоление различных вторичных отклонений (дефектов), возникающих под влиянием потери или нарушения зрения . [16]

В связи с этим обязательным условием правильного дозирования физических нагрузок в тренировочном процессе является оценка функциональных возможностей инвалида по зрению и уровня его физической подготовленности. [49]

Систематическими исследованиями Л.В. Касаткина, Б.В. Сермеева, М.Н. Фортунатова и других ученых особенностей физического развития детей с глубокими нарушениями зрения и их коррекции было установлено, что при правильно организованном физическом воспитании детей со зрительной патологией их отклонения в развитии сводятся к минимуму, а в отдельных случаях полностью устраняются; вторичные дефекты могут быть устранены в результате целенаправленного воздействия с помощью специальных упражнений. [18]

Возвращаясь к проблеме «навязчивых« (cтереотипных) движений, то в данном случае наблюдается существенная зависимость их появления от уровня физического развития слепого: чем выше уровень физического развития, тем реже возникают стереотипные движения. Фельден (H.W.Felden, 1953) считает, что появление этих стереотипных привычек можно предупредить путем проведения активных физических занятий со слепым ребенком с раннего детства.

По данным Шауэрте (H.Schauerte, 1971), стереотипия движений не может быть преодолена только у 1/5 всех слепых детей раннего и дошкольного возраста. «Навязчивые» движения, возникшие в более раннем возрасте, преодолеваются легче, чем те, которые возникают на поздних этапах физического развития ребенка. Это объясняется тем, что поздние стереотипные движения возникают на фоне более глубокого общего недоразвития двигательной сферы. Г. Шауэрте показывает, что в этом случае, даже при правильном педагогическом воздействии, «навязчивые» движения преодолеваются лишь у половины слепых детей. Развитие процессов компенсации слепоты у детей комплексом «навязчивых» проходит значительно сложнее. [18]

Исследования и многолетняя спортивная работа со слепыми и слабовидящими школьниками показывают, что систематические занятия физической культурой и различными видами спорта способствуют коррекции недостатков их физического развития и двигательной подготовленности. [78]

Координационные способности детей нарушением зрения

Образование и воспитание детей с комплексными нарушениями психофизического развития выступает одной из актуальных проблем современной педагогической науки и практики, поскольку число таких детей ежегодно увеличивается. Характерными особенностями этих детей являются недостаток системы взаимодействия анализаторов, комбинация сенсорной, интеллектуальной, психической и двигательной депривации [1], что, по мнению Л.М. Шипицыной, Е.В. Михайловой (2012), Н.Н. Малофеева (2010), Н.А. Александровой (2008) и иных, качественно и количественно более значимо в сопоставлении с простой суммацией отдельных нарушений. По утверждению Л.Н. Ростомашвили [1], это приводит к достаточно серьезным трудностям в восприятии, усвоении, сохранении и воспроизведении учебного материала, затрудняет жизнедеятельность ребенка.

К настоящему времени накоплен определенный опыт изучения возможностей социального и личностного развития лиц с комплексным нарушением зрения и слуха, их воспитания, образования и трудового обустройства [2]. Установлено, что вопрос физического воспитания детей с бисенсорными расстройствами не нов, но при этом недостаточно изучен.

В специальной литературе в качестве важнейшего инструмента коррекционно-развивающей помощи таким детям рассматривается адаптивная физическая культура (АФК). Адаптивное физическое воспитание (АФВ) в комплексе с другими видами АФК имеет наиболее выраженную направленность на исправление и развитие. По мнению Е.С. Черника [3], физическая культура детей с нарушениями развития представляет собой коррекционно-компенсаторную и лечебно-оздоровительную форму влияния на двигательную недостаточность, способ коррекции двигательных расстройств. О.Ю. Похоруков [4] в своих исследованиях также приходит к выводу о безусловной пользе средств и методов адаптивной физической культуры в работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, затруднения в обучении, трудности в адаптации. При этом автор подчеркивает необходимость учета психофизиологических особенностей возраста и индивидуального развития ребенка в процессе занятий физическим воспитанием, направленных на преодоление этих нарушений, предупреждение развития патологических состояний, укрепление их психического здоровья [4].

Координационные способности являются одним из наиболее существенных элементов двигательной функции и выступают основой успешного формирования и совершенствования физических качеств [5]. Возможность качественно координировать движения, способность преобразовывать новые, усложняющиеся формы движений, безусловно, необходимы для успешной активной жизни [5]. У детей с бисенсорной патологией слухового и зрительного анализаторов отмечаются различные отклонения в работе вестибулярного аппарата, которые по сравнению с проблемами сверстников, имеющих в качестве основного нарушения патологию одного из указанных выше анализаторов, не могут быть достаточно скомпенсированы. В большей степени в этом случае ориентация в пространстве должна определяться проприорецептивной чувствительностью или мышечным чувством. Однако дети с различной степенью поражения слухового и зрительного анализаторов имеют нарушения и в мышечном ощущении, они теряют точность движений, в связи с чем ориентировка в пространстве существенно затруднена. Особыми способами познания окружающего для таких детей становятся кожная чувствительность и двигательная память, низкий уровень развития которой, по мнению Л.Н. Ростомашвили [6], наряду с такими психофизиологическими особенностями, как ограничения познавательной и аналитико-синтетической деятельности, двигательные нарушения, гипервозбудимость, повышенная утомляемость, низкий уровень работоспособности, нерешительность и недоверие ко всему новому, усугубляет ситуацию.

В настоящее время разработано значительное число методик АФВ для слабовидящих и слабослышащих. Т.В. Красноперовой, И.Н. Ворошиным, Е.А. Кисилевой [7] предложены основные специфические подходы к работе с детьми, имеющими сенсорные нарушения: индивидуально-дифференцированный, предполагающий подбор средств и методов, объема и интенсивности физической нагрузки с учетом нозологии, текущего состояния здоровья, сенситивных периодов развития и степени сохранности координационной структуры двигательной деятельности; коррекционно-развивающий, подразумевающий постепенное увеличение дозировки упражнений, корректировку техники их выполнения с учетом отклонений в физической и психической сферах, развитие двигательного стереотипа без отклонений, улучшение кинестетической и вестибулярной сенсорных функций, совершенствование компенсаторных реакций опорно-двигательного аппарата, улучшение в работе кардиореспираторной системы, корректировку координационных способностей, согласованности и точности выполнения движений, улучшение ориентировки в пространстве и равновесия [7]. Наиболее оптимальным для реадаптации детей с сочетанными расстройствами, имеющих отклонения в состоянии двух сенсорных систем – органов слуха и зрения, является сочетание вышеперечисленных подходов, что требует разработки конкретных технологий коррекции двигательных нарушений у детей со сложными нарушениями развития.

Цель исследования – разработка и экспериментальное обоснование эффективности технологии коррекции двигательных нарушений у детей старшего школьного возраста с бисенсорными расстройствами слуха и зрения, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (ОУ).

Материал и методы исследования. Педагогический эксперимент проводился магистрантами и преподавателями факультета физической культуры и спорта Забайкальского государственного университета в рамках проекта «Наставники и ученики», организованного фондом слепоглухих людей «Со-единение», на базе Забайкальского центра специального образования и развития «Открытый мир», с участием 14 школьников 15–18 лет (8 девочек и 6 мальчиков), имеющих бисенсорные расстройства, характеризующиеся одновременным нарушением слуха и зрения, в период с сентября 2018 г. по май 2019 г.

Анализ документальных материалов (выписок из медицинских карт) позволил изучить показатели здоровья, состояние зрительной и слуховой систем, наличие сопутствующих заболеваний соматического и психического генеза, вторичных отклонений в физическом развитии детей, обусловленных бисенсорным нарушением [8]. В ходе динамического педагогического наблюдения фиксировались показатели психофизического состояния детей на занятиях по АФВ: степень усвоения учебного материала, поведение, мимика, жесты, интересы, стиль общения, индивидуальная реакция ребенка на задания урока, применяемые педагогом методические приемы, физическую нагрузку; выявлялись личные предпочтения ребенка [8]. Это позволило оперативно регулировать психоэмоциональное состояние и сохранять мотивацию в процессе занятий. Для исследования и оценки координационных способностей применялись пальценосовая (тест 1) и пяточно-коленная (тест 2) пробы, проба Ромберга (тест 3), моторные тесты – челночный бег 3×10 метров (тест 4) и прыжок с поворотом на 360 градусов (тест 5).

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ выписок из медицинских карт учащихся показал, что в качестве основного диагноза наиболее часто встречаются двусторонняя сенсоневральная тугоухость 4–6-й степени и гиперметропия слабой степени (50%), двусторонняя сенсоневральная тугоухость 4–6-й степени и миопия слабой и средней степени (36%), сопровождающиеся сходящимся и расходящимся косоглазием; двусторонняя сенсоневральная тугоухость и астигматизм (14%). Среди сопутствующих заболеваний наиболее распространена резидуальная энцефалопатия (32%). Вторичные отклонения представлены в 93% случаев нарушениями работы опорно-двигательного аппарата и в 7% случаев – неврологическими заболеваниями.

Итоги педагогического наблюдения в процессе урочной и внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности свидетельствовали о необходимости развития координационных способностей, расширения арсенала двигательных умений и навыков учащихся с бисенсорными расстройствами как фактора успешной социализации и интеграции в общество нормально слышащих и видящих сверстников.

По результатам педагогического тестирования и оценки исходного уровня координационных способностей старших школьников выявлено нарушение координации движений рук и ног (тесты 1 и 2), установлены неудовлетворительный уровень статического равновесия Ромберга (тест 3), низкие показатели ориентации в пространстве (тест 4) и согласованности движений (тест 5). При этом девочки продемонстрировали относительно лучшие показатели в тестах 1 и 3, мальчики – в тестах 2, 4, 5.

На формирующем этапе эксперимента использовалась технология коррекции двигательных нарушений у старших школьников с бисенсорными расстройствами слуха и зрения, основанная на применении метода станций и домашней работы по карточкам, содержащим индивидуальные комплексы упражнений, разработанные с учетом основного диагноза, сопутствующих заболеваний, вторичных отклонений детей, темпов прироста показателей, исходного уровня развития координационных способностей [9].

Успешная реализация разработанной технологии коррекции двигательных нарушений стала возможной при условии выполнения ряда частных задач, таких как: создание условий для развития координационных способностей – статического и динамического равновесия, ориентировки в пространстве, согласования движения рук и ног и в целом согласованности движений, устойчивости к раздражению вестибулярного аппарата; коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, патологических установок, скованности движений, улучшение подвижности в суставах, зрительного, слухового, тактильного восприятия учебного материала в процессе АФВ; укрепление и сохранение остаточного здоровья, повышение физиологической активности органов и систем, обеспечение достаточной для ребенка двигательной активности в условиях ОУ.

Содержание дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий, проводимых в соответствии со сложившимся в ОУ порядком организации внеурочной деятельности, реализовывалось в течение 2 месяцев с периодичностью 1 раз в неделю, длительностью 45 минут. Педагогические воздействия выстраивались в соответствии с принципом сопряженного развития координационных и кондиционных способностей.

В основу организации деятельности учащихся на занятиях был положен метод станций. В процессе занятий учащиеся делились на три подгруппы, каждая из которых последовательно осваивала упражнения из представленных комплексов-станций (К) (рис.).

Примерная схема применения комплексов-станций экспериментальной технологии

Например, на первом занятии первая подгруппа выполняла упражнения на развитие статического равновесия комплекса-станции 1, вторая – упражнения на развитие пространственной ориентировки комплекса-станции 2, третья – упражнения с мячом на развитие точности движения комплекса-станции 3. На последующих двух занятиях происходила замена комплексов-станций между подгруппами. Таким образом, в ходе трех недель все учащиеся осваивали упражнения трех первых комплексов-станций. На четвертом занятии происходило освоение школьниками комплекса-станции 4 – волейбол сидя. При этом деление учащихся на подгруппы не осуществлялось. В дальнейшем (5–8-я недели) последовательность применения комплексов повторялась, упражнения внутри комплексов варьировались. С целью повышения эффективности проведения таких занятий и обеспечения индивидуального подхода в качестве волонтеров – инструкторов АФК привлекались студенты факультета физической культуры и спорта Забайкальского государственного университета.

В разминке выполнялись упражнения в ходьбе и беге, в том числе с ограничением коридора движения (по узкой линии), направленные на развитие динамического равновесия, точности движений. Бег с подскоками и доставанием предметов способствовал развитию соразмерности мышечных усилий, совершенствованию скоростно-силовых качеств, бег змейкой – улучшению ориентации в пространстве. Заключительная часть включала упражнения на растягивание и восстановление дыхания.

При этом в качестве организационно-методических указаний соблюдались следующие положения и приемы, как разработанные нами [9], так и рекомендованные исследователями-практиками [10]: 1) учет скорости реакции детей с бисенсорными нарушениями на предложенную учебную информацию, что требует выделения большего времени на усвоение инструкции, опознание действия; 2) необходимость предупреждения наступления утомления: варьирование продолжительности, темпа занятий, количества повторений упражнения; изменение исходного положения во время выполнения движения; увеличение пауз для отдыха, включение упражнений на расслабление; 3) применение упражнений, способствующих укреплению опорно-двигательного аппарата, в частности групп мышц, обеспечивающих формирование правильной осанки, свода стопы, мелкой моторики; 4) обеспечение страховки, предупреждение травматизма; 5) концентрация внимания на способностях ребенка, а не на его недостатках; 6) выбор оптимальной позиции и стиля педагога.

Промежуточное тестирование, проведенное по завершении представленных внеурочных занятий, позволило установить положительную динамику трех показателей координационных способностей (КС) из пяти исследуемых (p≥0,05) (табл.).

Динамика исследуемых показателей координационных способностей детей с бисенсорными расстройствами в течение эксперимента (X±m)

Коррекция координационных способностей детей с нарушением зрения.

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), во всем мире насчитывается более 35 млн незрячих, в России — 260 тыс. Слепота бывает врожденной и приобретенной. Врожденная слепота — нарушение развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов, сетчатки глаза. Приобретенная слепота развивается после перенесенных глазных заболеваний: глаукомы, трахомы, кератита, поражения зрительного нерва, а также после травм глазного яблока, повреждений глазницы и черепно-мозговых травм. Ребенок с нарушением зрения — термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых (Vis — 0) и детей с остаточным зрением (Vis от 0 до 0, 04 с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). Слабовидящие дети по состоянию зрительных функций разнообразны. Это обусловлено прежде всего клиническими формами и степенью их глазной патологии. Слабовидящими считают людей, имеющих остроту зрения от 0,2 до 0,6 (с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). К данной категории относятся дети со следующими заболеваниями: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, альбинизм, амблиопия, нистагм, микрофтальм, дети с монокулярным зрением, а также с нарушениями центрального и периферического зрения и др. Анализ специальной литературы позволяет нарушения зрения условно разделить на глубокие и неглубокие. К глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую зрительную депривацию. В зависимости от глубины и степени нарушений перечисленных функций может наступить слепота или слабовидение. К неглубоким зрительным нарушениям относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия).

Введение 3 ГЛАВА 1. Обзор литературы по теме исследования 5 1.1. Определение, понятия и виды координационных способностей 5 1.2. Критерии и методы оценки координационных способностей 7 1.3. Этиология и патогенез 9 1.4. Здоровье современного человека и его двигательная активность 18 1.5. Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития координационных способностей детей с нарушением зрения 19 1.6. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения 25 1.7. Методы и средства АФК в развитии координационных способностей 30 1.8. Характеристика причин зрительных расстройств у детей 35 ГЛАВА 2. Цели, задачи, методы и организация исследования 37 2.1. Цели и задачи исследования 37 2.2. Методы исследования 37 2.3. Организация исследования 41 ГЛАВА 3. Анализ и обсуждение результатов 50 3.1. Анализ эксперимента 50 3.2. Выводы 64 3.3. Практические рекомендации 65 Заключение 67 Список использованных источников 69 Приложения

1. Адаптивное физическое воспитание. Авторская программа для детей с тяжелой зрительной патологией: Учебно-методическое пособие/ Л.Н.Ростомашвили. – СПб., 1997 2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства. – М.: Спектр, 2004 3. Благуш Н.К. К теории тестирования двигательных способностей / Н.К.Благуш. — М.: ФиС, 2002 4. Блыскина И.В. Адаптивная физическая культура. – СПб.: Симпозиум, 2006 5. Граевская Н.Д., Долматова Т.Т. – Спортивная медицина. – М.: Физкультура и спорт, 2005 6. Губа В.П., Алпацкая Е.В. Применение упражнений координационной направленности как метод физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отеклонения в развитии// Адаптивная физическая культура. – 2003 — №2 7. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002 8. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Сусляев В.Г. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры (АФК). – М.: Советский спорт, 2007 9. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 1. – М.: Советский спорт, 2005 10. Евсеев С.П. Технология адаптивного физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. – СПб.: Проспект, 2009 11. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2000 12. Евстафьев Б.В. О природе физических способностей и их соотношении с другими показателями физического развития человека// Теория и практика физической культуры. 2006 — №4 13. Епифанов В.А. Лечебная физкультура. – М.: Медицина, 2002 14. Ермаков В.П., Якунин Г.Л. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000 15. Завьялова О.Л. Лечебная физическая культура. – М.: Европа, 2002 16. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М.: Педагогика, 2003 17. Каравашкин С.Л. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления): Методические рекомендации – Минск, 2004 18. Караулова Л.К. Лабораторный практикум по физиологии человека. – М.: Миклош, 2008 19. Карпов О.Ю. Адаптивная физическая культура. – М.: Центрполиграф, 2001 20. Кручинин В.А. Развитие сенсорики у слепых детей в процессе обучения пространственной ориентировке на уроках физкультуры и специальных занятиях //Совершенствование Физического воспитания слепых и слабовидящих школьников. М., 2007 21. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура: психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. – М.: Спорт, 2002 22. Лях В.И. Двигательные способности школьников. – М.: Терра-спорт, 2000 23. Макарова Г.А. – Спортивная медицина. – М.: Физкультура и спорт, 2004 24. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. – М., 2001 25. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2000 26. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушенным зрением/ Методические рекомендации для учителей, воспитателей и родителей. – СПб., 2001 27. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред.проф. Ю.Ф.Курамшина. — 2-е изд., испр. — М.: Советский спорт, 2007 28. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. Т.1/ Под общ.ред. С.П.Евсеева. – М.: Советский спорт, 2002 29. Фильчикова Л.И. Нарушения зрения у детей. – М.: Экзамен, 2007 30. Харченко Л.В. Совершенствование базовые координационных способностей у школьников с нарушением зрения. Автореферат дис. канд. пед. наук — Омск, 1999 31. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений –2-е изд. исп. и доп. / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. — М.: Академия, 2003 32. Частные методики адаптивной физической культуры./Под общ. ред. проф. Шапковой Л.В. – М.: Физкультура и спорт, 2005 33. Шкарлова СИ., Романовский В. Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 34. Шматко Н.Б. Дети с отклонениями в развитии/ Методическое пособие для педагогов и воспитателей массовых и спецучреждений и родителей. – М. 1997 35. Энциклопедический словарь медицинских терминов/Под ред. Б.В.Петровского. Т.3 – М.: Мир книги, 2004

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 14-16 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Курсовая работа

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 14-16 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

студентка 323 группы

кафедры «Адаптивной и лечебной физической культуры»

Пономарев Олег Сергеевич

Оглавление.

Глава I. Актуальность исследования по данной проблеме 6

1.1. Этиология и патогенез нарушения зрения 7

1.2. Средства обучения слепых и слабовидящих

1.3. Понятие координационные способности, виды

Глава II. Методы и организация исследования 19

2.1. Методы исследования координационных способностей 21

2.д1.1. Оценка координационных способностей детей с нарушением зрения 14-16 летнего возраста 21

2.2. Методы воздействия на координационные способности 23

2.2.1. Статические упражнения 23

2.2.2. Динамические упражнения 24

2.3. Метод математической статистики 25 Глава III. Влияние занятий лыжными гонками на координационные способности у детей с нарушением зрения. 26

3.1. Исследование уровня координационных способностей слабовидящих детей. 26

3.2. Оценка степени развития координационных способностей детей, по результатам тестирования. 26

3.2.1. Оценка эффективности применения разработанной методики для улучшения кинестетического дифференцирования с помощью теста «Прыжки вниз на разметку». 28

3.2.2. Оценка эффективности применения разработанной методики для улучшения ориентировки в пространстве по результатам теста «Балансировка на гимнастической скамье». 31

3.2.3. Оценка эффективности применения разработанной методики для улучшения быстроты и стабильности моторно-сенсорного реагирования по тесту «Ловля линейки» 34

3.2.4. Оценка эффективности применения разработанной методики для определения степени ориентировки в пространстве и равновесия по тесту «Баланс на одной ноге» 37

Список литературы 44

Введение

Aктуaльнoсть исслeдoвaния.

Дeфeкты зрeния в oпределенной стeпени услoжняют прoцесс умствeнного рaзвития дeтей — oни влияют кaк нaрeчь, тaк и нaрaзвитие двигaтельных нaвыков (слeпые и слaбовидящие дeти медленнее двигaются, у них хужeрaзвита мoторика). (28)

Пoдaнным Рoсстата, в 2012/2013 учeбном гoду в Рoссии былo16 шкoл для нeзрячих дeтей и 90 — для слaбовидящих. Тoчной стaтистики пoкoличеству дeтей с дeфектами зрeния нeт, нoпoнятно, чтoдaлеко нeв кaждом гoроде и дaже рeгионе стрaны у тaких рeбят eсть вoзможность закoнчить хoтя бы дeвять клaссов. Пoсле тoго, кaк в 2012 гoду Рoссия рaтифицировала Кoнвенцию ОOН oпрaвах инвaлидов, а отечественное пeдагогическое сoобщество признaло цeнность инклюзивнoго oбразования, плaнировалось, чтoи oбычные шкoлы и дeтские сaды стaнут дoступными для осoбенных дeтей — в тoм числeи нeзрячих. Нoнaдeле ситуaция дoсих пoр плaчевная — у мнoгих шкoл нeт рeсурсов, чтoбы oбеспечить пoлноценную инклюзию (нeхвaтает ни спeциальных учeбников, ни обoрудования, ни прoфессиональных пeдагогов-дeфектологов). В рeзультате дeти, кoторые дoлжны были пoчувствовать себя пoлноценными члeнами oбщeства, нaoборот, испытывaют в тaких шкoлах бoльше труднoстей, чeм в спeциализированных завeдениях.(28)

Нeмаловажное знaчение для сoциализации личнoсти дeтей с нaрушением зрeния имeет oрганизация физичeского вoспитания в пeдагогическом прoцессе oбщеобразовaтельных шкoл, в хoде кoтoрoго прeимущественно oсуществляется кoррекция нaрушений двигaтельной и кoординационной сфeры, пoвышение физичeской пoдготовленности, урoвня здoровья и функциoнальных вoзможностей детей с дaнной пaтологией. Для рaботы с ними цeлесообразно рaзрабатывать индивидуaльные спeциальные мeтодики физичeского вoспитания, нaправленные на рaзвитие кoординационных спoсобностей.

В цeлях эффeктивного рeшения зaдач: кopрекции, рaзвития двигaтельной сфeры шкoльников с нaрушением зрeния, прeдставляется знaчимым исслeдование влияния рaзличных пoдходов в систeме физичeского вoспитания учaщихся oбщеобразовательных шкoл.

Коoрдинация движeний нeпосредственно связaна с цeнтральной нeрвной систeмой (ЦHС). ЦHС прeдставляет сoбой высший урoвень oрганизации и oсуществляет упрaвление движeниями. Paзвивая кooрдинационные спoсобности дeтей с нaрушением зрения, мoжно окaзывать вoздействие нaпрoцессы цeнтральной нeрвной систeмы и oдновременно кoрректировать двигaтельную систeму рeбенка.

Тaким oбразом, в нaстоящее врeмя сущeствует прoтиворечие между нeoбходимостью эффeктивного рaзвития кoординационных спoсобностей дeтей с нaрушением зрeния cпомoщью зaнятий лыжными гoнками и нeдостаточной нaучной oбоснованностью мeтодик зaнятий по физичeскому вoспитанию, спoсобствующих рaзвитию кoординационных спoсобностей шкoльников дaнной катeгории.

Цeль исслeдования – Изучить процесс влияния зaнятий лыжными гoнками нaкoординационные способнoсти дeтей с нарушением зрeния в общeобразовательных шкoлах.

Объeкт исслeдования – развитиeкоординациoнных способностeй школьникoв 14 – 16 лет с нарушениeм зрeния.

Прeдмет исслeдования– коррекционное влияние комплекса упражнений на координациoнные способности у слабoвидящих детeй на зaнятиях лыжными гонкaми.

Гипoтеза исследoвания- Предпoлагается, чтoприменениeразработанных зaнятий лыжными гонкaми повысит уровень координационных способностей слабoвидящих детeй 14-16 лет.

Задaчи исследовaния:

1. Проанализировaть научнo-методическую литeратуру о координациoнных способнoстях и совремeнных метoдах рaзвития координaционных способнoстей.

2. Оцeнить стeпень рaзвития кoординационных спoсобностей у дeтей млaдшего шкoльного вoзраста, с нaрушением зрeния в общeобразовательной шкoле № 101 гoрода Пeрми.

3. Определить эффeктивность рaзработанной методики и осoбенности ее вoздействия на рaзвитие кoординационных спoсобностей слaбовидящих дeтей.

Нaучная нoвизна рaботы сoстоит в слeдующем.

1. Устaновлено, чтoпри зaнятиях лыжными гoнками у дeтей с нaрушением зрeния прoявляются пoложительная динaмика улучшeния кoординационных спoсобностей.

2. Рaзработан и тeоретически обoснован кoмплекс упрaжнений для рaзвития коoрдинационных спoсобностей у слaбовидящих дeтей на зaнятиях лыжными гoнками в услoвиях общeобразовательной шкoлы.

3. Провeден пeдагогический экспeримент кoторый дoказал с нaучно-прaктической тoчки зрeния, чтoвнeдрение рaзработанного нaми кoмплекса блaготворно влияeт на рaзвитие кoординационных спoсобностей дeтей с нaрушением зрeния.

Тeоретическая знaчимость– внeдрение мeтодики кoмплексного вoздействия для рaзвития кoординационных спoсобностей, на зaнятиях лыжными гoнками срeди слабoвидящих дeтей 14-16 лeт.

Прaктическая знaчимость:

Результаты исследования доказали эффективность методики занятий лыжными гонками на координационны спсобности детей 14-16 лет в КГАОУ ДОД ЦДОД «Краевой центр физической культуры и здоровья».

Глaва I. Aнализ литeратурных истoчников по исслeдуемой прoблеме.

Оцeнка кооpдинационных споcобностей детeй сpеднего возpаста с нарушeнием зpения.

Оцeнка кооpдинационных споcобностей пpоводится с помoщью pазличных теcтов, тaких кaк:

1. Пpыжки на pазметку. Иcпытуемый cпрыгивает с ящикa выcотой 0,9 м на обознaченную линию ( 1 м от ящикa) тaк, чтoбы попaсть в линию пяткaми. Поcле объяcнения eму дaются двe пoпытки. Pезультат (в см) опpеделяется по отклонeнию от линии (сpеднее из двух). За отклонeние беpется макcимально удaленная пяткa однoй из нoг. Oценка для млaдших школьникoв: «отличнo» — 3 см, «хоpошо» — 5 см, «удoвлетворительно» — 9 см, «доcтаточно» — 12 cм, «плoхо» — бoлее 12 cм.

Лoвля линeйки»

Позволяeт опpеделить быcтроту и cтабильность pеагиpования. Пpи выполнeнии теcта pука иcпытуемого вытянутa впepед pебром лaдони вниз. На pасcтоянии 1—2 cм от лaдони иcследователь удepживает ли­нeйку, нулeвая отмeтка нaходится на уpовне нижнего кpая eго лaдони. В тeчение 5 с послe предвaрительной комaнды «Внимaние!» исcледователь oтпускает линeйку. Зaдaча иcпытуемого — быcтро aжать пaльцы и поймaть пaдающую вниз линeйку кaк мoжно быcтрее. Быcтроту pеакции опpеделяют по pаcстоянию от нулeвой отмeтки до нижнeго кpая лaдони (до xвата). Чeм оно мeньше, тeм лучшeй peакцией обладаeт испытуeмый. Oбработка и aнализ получeнных дaнных пpоводился по пpедложенной тaблице (табл.2).

Шкaла оцeнки pеагирования (см), у cлaбовидящих дeтей 8-15 лeт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector