Количество детей результаты диагностики очень - Оappendicite

Количество детей результаты диагностики очень

Количество детей результаты диагностики очень

Анализ результатов исследования

Данные методик подсчитывались по каждому испытуемому в отдельности, переводились в баллы, соответствующие определённому уровню, приведенному в каждой методике.

По итогам проведенной диагностики были получены следующие результаты.

Используя методику «Запомни рисунки» мы определили уровень развитости кратковременной зрительной памяти у детей младшего школьного возраста исследуемой группы.

Результаты диагностики по методике «Запомни рисунки» представлены в приложении 4 и таблице 1.

Таблица 1. Уровень кратковременной зрительной памяти у детей исследуемой группы по методике «Запомни рисунки»

Уровень кратковременной зрительной памяти

Анализ данных, представленных в таблице 1 позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе очень высокий уровень кратковременной зрительной памяти, выявлен у 10% (2 ребёнка). Ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 секунд. Высокий уровень выявлен также у 10% (2 ребёнка). Ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 секунд. Средний уровень выявлен у 30% (6 детей). Дети узнали от 3 до 6 изображений за время от 55 до 75 секунд. Низкий уровень выявлен у 40% (8 человек). Дети узнали 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. Очень низкий уровень кратковременной зрительной памяти выявлен у 10% (2 ребёнка). Ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 секунд.

Результаты диагностики по методике «Запомни рисунки» в исследуемой группе представлены графически (рис. 2).

Рис. 2. Результаты диагностики по методике «Запомни рисунки» в исследуемой группе.

Таким образом, результаты методики «Запомни рисунки» показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень кратковременной зрительной памяти.

Результаты диагностики по методике «Диагностика опосредствованной памяти» в исследуемой группе представлены в приложении 5 и таблице 2.

Таблица 2. Уровень опосредствованной памяти у детей экспериментальной группы по методике «Диагностика опосредствованной памяти»

Уровень опосредствованной памяти

Анализ данных, представленных в таблице 2 позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе высокий уровень опосредствованной памяти, выявлен у 20% (4 детей). Дети получили 9 баллов, они правильно вспомнили все без исключения слова и выражения по своим рисункам. Средний уровень выявлен у 40% (8 детей). Дети получили от получили от 4 до 7 баллов, они вспомнили по 3-4 выражения и 2-3 слова по своим рисункам. Низкий уровень выявлен у 30% (6 детей). Дети получили 2-3 балла, они вспомнили по 1-2 выражения и 1-2 слова по своим рисункам. Очень низкий уровень опосредованной памяти выявлен у 10% (2 детей). Эти ребята не могли вспомнить по своим рисункам ни единого слова.

Результаты диагностики по методике «Диагностика опосредствованной памяти» в исследуемой группе представлены графически (рис. 3).

Рис. 3. Результаты диагностики по методике «Диагностика опосредствованной памяти» в исследуемой группе

Таким образом, результаты методики «Диагностика опосредствованной памяти» показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень опосредованной памяти.

Результаты анализа методики определения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона — Рузера) представлены в приложении 6 и таблице 3.

Таблица 3. Уровень концентрация и устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста по методике Пьерона-Рузера

Уровень концентрации и устойчивости внимания

Анализ данных, представленных в таблице 3, позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе высокий уровень концентрации и устойчивости внимания — 100% за 1 мин 15 сек без ошибок, выявлен у 35% (7 детей). Средний уровень концентрации и устойчивости внимания — 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками, выявлен у 55% (11 человек). Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания — 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками, выявлен у 10% (2 человек). Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания — 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками, в исследуемой группе не выявлен.

Результаты диагностики по методике определения концентрации и устойчивости внимания в исследуемой группе представлены графически (рис. 4).

Рис. 4. Результаты диагностики по методике определения концентрации и устойчивости внимания, в исследуемой группе

Таким образом, результаты методики Пьерона — Рузера показали, что в основном в группе выявлен средний уровень концентрации и устойчивости внимания.

Используя методику «Корректурная проба» Бурдона, мы определили уровень устойчивости и концентрации внимания.

Результаты диагностики по методике «Корректурная проба» Бурдона представлены в таблице 4.

Таблица 4. Уровень устойчивости и концентрации внимания у детей исследуемой группы по методике «Корректурная проба» Бурдона

Уровень устойчивости и концентрации внимания

Очень плохое внимание (0 — 20%)

Плохое внимание (21 — 40%)

Среднее внимание (41 — 60%)

Хорошее внимание (61 — 80%)

Очень хорошее внимание (81 — 100%)

Анализ данных, представленных в таблице 4, позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе очень высокий уровень устойчивости и концентрации внимания, выявлен у 10% (2 ребёнка). Испытуемые могут сами не замечать, что выполняют одновременно несколько дел — настолько легко и просто это у них выходит. Следовательно, у данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания очень хорошая.

Высокий уровень выявлен также у 10% (2 ребёнка). У данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания соответствует норме и может свидетельствовать о том, что утомление не происходит, внимание концентрируется устойчиво.

Средний уровень выявлен у 35% (7 детей). У данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания в пределах нормы.

Низкий уровень выявлен у 40% (8 человек). У данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания ниже нормы и может свидетельствовать о том, что наблюдается утомляемость.

Очень низкий уровень устойчивости и концентрации внимания выявлен у 10% (2 ребёнка). У данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания ниже нормы и может свидетельствовать о том, что наблюдается утомляемость и истощаемость.

Результаты диагностики по методике «Корректурная проба» Бурдона в исследуемой группе представлены графически (рис. 5).

Рис. 5. Результаты диагностики по методике «Корректурная проба» Бурдона в исследуемой группе

Таким образом, результаты методики «Корректурная проба» Бурдона показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень устойчивости и концентрации внимания.

Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой группы выявлен в основном средний и низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти, а также средний уровень концентрации и устойчивости внимания. Уровень развития внимания детей исследуемой группы немного выше, чем уровень развития памяти.

Следовательно, полученные результаты по методикам позволили нам сделать вывод о том, что с детьми младшего школьного возраста исследуемой группы необходимо поводить коррекционную работу по развитию памяти и внимания.

Анализ литературы по проблеме развития памяти и внимания у детей младшего школьного возраста стал основанием экспериментального исследования, которое проводилось на базе МБОУ Большевязёмская гимназия Одинцовского района Московской области. В исследовании участвовало 20 детей 1 класса, из них 10 девочек и 10 мальчиков. Возраст испытуемых 7-8 лет.

Целью исследования стало изучение уровня развития памяти и внимания младших школьников.

Для исследования уровня развития памяти и внимания младших школьников, мы использовали следующие методики: методика Р.С. Немова «Запомни рисунки», «Диагностика опосредствованной памяти», методика определения продуктивности и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера), корректурная проба Бурдона.

Данные методик подсчитывались по каждому испытуемому в отдельности, переводились в баллы, соответствующие определённому уровню, приведенному в каждой методике.

Результаты методики «Запомни рисунки» показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень кратковременной зрительной памяти.

Результаты методики «Диагностика опосредствованной памяти» показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень опосредованной памяти.

Результаты диагностики по методике определения концентрации и устойчивости внимания в исследуемой группе, позволили сделать вывод о том, что в основном в группе выявлен средний уровень концентрации и устойчивости внимания.

Результаты методики «Корректурная проба» Бурдона показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень устойчивости и концентрации внимания.

Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой группы выявлен в основном средний и низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти, а также средний уровень концентрации и устойчивости внимания. Уровень развития внимания детей исследуемой группы немного выше, чем уровень развития памяти.

Следовательно, полученные результаты по методикам позволили нам сделать вывод о том, что с детьми младшего школьного возраста исследуемой группы необходимо поводить коррекционную работу по развитию памяти и внимания.

Навыки словоизменения у детей с ОНР — методы диагностики

Целью данной работы является изучение результативности методов развития способности к словоизменению у дошкольников с общими нарушениями речи.

Перед исследованием ставились задачи:

  • провести анализ всей доступной научной литературы на тему;
  • составить план исследовательской работы;
  • определить общие недостатки в словоизменении у дошкольников с ОНР;
  • составить методику по коррекционной работе с детьми с помощью средств развития способностей к словоизменению у дошкольников с речевыми дефектами.

Мы провели исследовательский эксперимент в МАДОУ №_____. В эксперименте было задействовано две группы, состоящие из дошкольников шестилетнего возраста. Экспериментальная группа состояла из ребят с ОНР. Контрольная группа состояла из детей без речевых нарушений. В каждой группе находилось по 12 человек.

Критерии сформированности навыка словоизменения

Для диагностики были выделены следующие критерии:

  • способности к изменению существительных согласно их падежной принадлежности;
  • умения изменять прилагательные для согласования их с существительными по числу и роду;
  • развитость навыка по образованию формы существительных в родительном падеже в ед. или мн.числе;
  • наличие навыка изменять форму глаголов в соответствии с числами;
  • развитость навыка по согласованию глаголов в прошедшем времени с именем существительными;
  • степень развитости навыка по согласованию глаголов с местоимениями;
  • степень развитости навыка по согласованию существительного с числительными.

Уровни сформированности навыков словоизменения

Были также определены уровни сформированности навыка словоизменения у детей:

Высокий уровень — у ребенка сформированы умения изменения существительных согласно их падежной принадлежности; умения изменять прилагательные для согласования их с существительными по числу и роду; развит навык по образованию формы существительных в родительном падеже в ед. или мн.числе; сформирован навык изменять форму глаголов в соответствии с числами; ребенок умеет согласовывать глаголы в прошедшем времени с именем существительными; легко согласовывает глаголы с местоимениями; хорошо развит навык по согласованию существительного с числительными.

Средний уровень — у ребенка хорошо проявляются умения изменения существительных согласно их падежной принадлежности; но ребенок не всегда справляется с заданием изменять прилагательные для согласования их с существительными по числу и роду; делает незначительные ошибки по образованию формы существительных в родительном падеже в ед. или мн.числе; хорошо сформирован навык изменять форму глаголов в соответствии с числами; ребенок пробует согласовывать глаголы в прошедшем времени с именем существительными; хорошо согласовывает глаголы с местоимениями; недостаточно развит навык по согласованию существительного с числительными.

Низкий уровень — у ребенка не сформированы умения изменения существительных согласно их падежной принадлежности; не развиты умения изменять прилагательные для согласования их с существительными по числу и роду; не развит навык по образованию формы существительных в родительном падеже в ед. или мн.числе; не сформирован навык изменять форму глаголов в соответствии с числами; ребенок не умеет согласовывать глаголы в прошедшем времени с именем существительными; не может согласовывать глаголы с местоимениями; не развит навык по согласованию существительного с числи

Для определения уровня сформированности навыка словоизменения у детей использовались следующие упражнения.

Методы диагностики навыков словоизменения

Упражнение 1.

Цель упражнения – определить степень сформированности способности к изменению существительных согласно их падежной принадлежности.

Ход действий: Педагог предлагает детям внимательно слушать то, что он сейчас зачитает. Далее произносит незаконченное предложение. Дети должны выбрать картинку, которая позволит вставить в предложение недостающие слова.

Критерии оценки:

5 – все задания ребенок выполняет правильно

4 – в целом ребенок справляется, но допускает одну или две ошибки, которые сразу же сам исправляет;

3 – ребенок допускает немного ошибок, которые исправляет с помощью педагога;

2 – ребенок допускает много ошибок

1 – не смог справиться с заданием.

Таблица 1 — Результаты изучения степени сформированности способности к изменению существительных согласно их падежной принадлежности

Диагностика ребенка: виды и методы. Тесты для детей

В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.

Понятие и роль

Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.

Виды исследований

Видов диагностики множество. Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям.

Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:

  • Диагностика личности – определение темперамента, типа самооценки.
  • Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.
  • Диагностика когнитивной сферы – это диагностика развития детей в интеллектуальном плане, исследование умственных способностей, изучение латеральных предпочтений (определение ведущей руки, ведущего глаза и т. д.).
  • Диагностика поведения.

Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер.

Для практики интересна также классификация по видам нервной деятельности (диагностика внимания, мышления, памяти, речи, учебных навыков). Она проводится в зависимости от возраста (диагностика детей дошкольного возраста, диагностика детей младшего школьного возраста).

Методология

Методики диагностики детей весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:

  • Наблюдение – изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими.
  • Беседа – даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения.
  • Метод изучения результатов деятельности детей – анализ рисунков, поделок.
  • Метод эксперимента – предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях.
  • Тесты для детей – наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами.

Метод тестирования

Метод тестирования можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Поэтому тесты для детей бывают разных видов – тесты-опросники, тесты-задания, тесты-действия.

Тесты-опросники часто используются при диагностике личности, хорошо работает опросник при определении типа темперамента. Тесты-задания обычно направлены на изучение эмоциональной и интеллектуальной сферы и особенно актуальны, когда необходима диагностика готовности ребёнка к школе. Тесты-действия используются при изучении поведения.

Диагностика личности

Диагностика ребёнка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции.

Конечно, при определении типа темперамента ребёнка, опросник предлагается и его родителям. Для детей постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать ребёнка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.

Тест «Перенос кубиков»

В процессе исследования на лопатку небольших размеров укладывают разное количество кубиков и дают ребёнку задание пронести кубики приблизительно на трёхметровое расстояние и вернуться с ними же обратно. Затем положить эту ношу на стол так, чтобы ни один кубик не упал. Лопатку необходимо держать в одной руке.

По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует ребёнок при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро ребёнок понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).

Программа определения типа самооценки: тест «Лесенка»

Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Ребёнку объясняют, что на трёх верхних ступеньках находятся хорошие дети, а самые лучшие дети на самом верху, на седьмой ступеньке. Плохие дети располагаются на трёх нижних, на самой низкой – самые плохие. На средней ступеньке находятся дети, которых нельзя отнести ни к плохим, ни к хорошим. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Когда ребёнок выберет ступеньку, его просят рассказать, такой ли он на самом деле или хочет таким быть? Если он считает себя таким на самом деле, пусть отметит ступеньку, на которой ему бы хотелось стоять. Пусть выберет, где разместила бы его мама.

Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества, а также его мнение о том, каким он представляется окружающим (маме).

По окончании теста психолог делает следующие выводы:

  • Самооценка неадекватно завышена – ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь.
  • Самооценка завышена – задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами.
  • Самооценка адекватна – подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор.
  • Самооценка занижена – помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации.

Диагностика эмоциональной сферы

Диагностика ребёнка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. У дошкольников она является преобладающей перед интеллектуальной сферой. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума.

Очень важна и информативна для родителей (воспитателей) диагностика детей 6 лет. Так как в этом возрасте появляются такие чувства, как тревожность, страхи, стеснение, для шестилеток большое значение имеет обстановка, в которой проводится обследование, личность тестирующего.

Тест «Кактус»

Попросите ребёнка нарисовать кактус на листе бумаги. Не помогайте и не подсказывайте. На любые вопросы желательно отвечать уклончиво: «Подумай немножко, у тебя получится». Не давайте своё видение и не высказывайте своих идей.

Рисунок расскажет об эмоциональных особенностях ребёнка. Изучите результат в деталях:

  • Размер и положение нарисованного цветка в пространстве указывает на то, как определяет себя ребёнок в окружающем мире. Цветок крупного размера в центре листа указывает на эгоцентризм и лидерские качества. Маленький кактус, нарисованный внизу, говорит о неуверенной в себе, зависимой личности художника.
  • Отрывистые линии, сильный нажим на карандаш выдают импульсивного ребёнка.
  • Колючий кактус олицетворяет агрессивность. Чем больше иголок, чем длиннее они торчат из цветка, тем выше степень агрессивности ребёнка.
  • Кактус, посаженный в цветочный горшок, нарисуют «домашние» дети, стремящиеся к семейной защите.
  • Кактус, растущий в пустыне, указывает на чувство одиночества.

Диагностика интеллекта

Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами обследования выступают внимание, память, аналитическое мышление, мелкая моторика, навыки учебной деятельности.

Тест «Включение в ряд»

Разберите в присутствии ребёнка шестиместную матрёшку и поставьте шесть близняшек, отличающихся размером, в ряд по величине. Затем уберите одну из них и выровняйте расстояние между оставшимися. Предложите ребёнку найти её место в ряду. При успешном выполнении задания усложните тест: уберите две матрёшки ряда.

Тест направлен на оценку уровня познавательно-ориентировочной сферы, ориентировки на величину.

Тест «Классификация картинок»

У вас в руках две группы картинок. Восемь изображают посуду, восемь – одежду. Покажите ребёнку карточку с изображением ложки и положите на стол. Теперь – карточку с изображением куртки, положите на стол на некотором расстоянии от ложки. Ложка и куртка располагаются таким образом, чтобы и от одной, и от другой картинки можно было продолжить ряд.

После этого в разном порядке предъявляйте ребёнку картинки с изображением предметов посуды либо одежды с просьбой положить очередную карточку в нужный ряд. Не исправляйте, если одежда попала не в ту группу. По окончании теста попросите испытуемого объяснить, почему он так расположил карточки.

Целью данного теста является выявление навыка проводить обобщение по существенному признаку, исследуется наглядно-образное мышление.

Тест «Поиск времени года»

Ребёнку предъявляют четыре картинки, изображающие времена года, и предлагают показать, где весна, где зима и т. д. и объяснить, по каким признакам он догадался.

Тест выявляет сформированность представлений о временах года.

Тест «Найди отличия»

Перед тестируемым кладут две сюжетные картинки, похожие на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении имеющие ряд отличий.

Ребёнок ищет и называет отличия. Тест исследует внимание и умение сравнивать.

Тест «Что было сначала, а что потом?»

Психолог показывает четыре сюжетные картинки. На одной мальчик копает яму, на второй – сыплет в ямку семена, на третьей – поливает ростки, на четвёртой – любуется цветами. Ребёнку предлагается разместить картинки по порядку. Тест выявляет умение определять последовательность событий.

Готовность к школе

Изучение умственных способностей становится особенно актуальным, когда требуется диагностика готовности ребёнка к школе.

Готовность к обучению в школе предполагает наличие определенных навыков и необходимый уровень развития мышления, памяти и внимания.

Тест «Исключение из ряда или кто лишний?»

Предъявляя ряд из четырёх предметов (изображений предметов), ребёнка просят найти лишний и объяснить, почему. Когда из ряда, включающего грузовик, легковую машину, самолёт и телегу, тестируемый исключает самолёт, попросите его аргументировать ответ, спросите, каким одним словом можно назвать все предметы, к какому виду транспорта относится лишний, а к какому оставшиеся.

Тест выявляет способность группировать предметы по главному признаку, уровень сформированности представлений об окружающем мире.

Тест «Найди точно такой же»

На картинке изображено семь почти одинаковых зонтиков, а два из них абсолютно идентичны. Разница между остальными несущественная – разные крапинки на ткани зонтика. Ребёнок должен самостоятельно и быстро найти два идентичных зонтика. Тест проверяет уровень развития внимания.

Тест «Запомни все предметы»

Ребенку для изучения предлагаются 9 картинок. Он должен запомнить их в течение 15-20 секунд. Затем, отвернувшись, он должен назвать не менее семи-восьми предметов. Тест показывает уровень развития памяти.

2.3. Задачи психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей

Как уже указывалось, психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа:

2) дифференциальная диагностика;

3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.

На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.

Кроме того, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении: выявлять недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей.

Проблема организации и проведения скрининг-диагностики в настоящее время решается по-разному. На практике встречается несколько вариантов. Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с трудностями в обучении и воспитании ребенка, которые вызваны какими-то его особенностями, обращаются с запросом к психологу образовательного учреждения дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребенком.

В другом случае родители обращаются с запросом к психологу: дать оценку особенностей поведения или трудностей в воспитании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. Следует подчеркнуть, что таких обращений значительно больше в отношении детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст рассматривается как «подготовительный» к школе, и родители начинают замечать, что у ребенка имеются те или иные проблемы психологического плана.

И, наконец, выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам специально организованного скрининг-обследования. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым. Этот подход наиболее соответствует современным требованиям к выявлению детей с нарушениями развития, но, к сожалению, используется нечасто.

Используемый при скрининге набор методик не всегда отвечает задачам скринингового исследования, профессиональная подготовка педагогов-психологов обычно бывает недостаточной для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика «по обращению», которая не дает возможности обеспечить всестороннее изучение особенностей каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Таким образом, существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики.

Несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Особенно это касается скрининговых обследований детей первых 3 лет жизни.

При разработке скрининг-диагностики очень сложной является разработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Важной проблемой при проведении скрининг-обследования являются эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий. Это создает существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию.

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы. Задачи дифференциальной диагностики следующие:

— разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

— выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;

— оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

— определение и обоснование педагогического прогноза.

На основании этих данных определяются тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекцинно-педагогического процесса. Дифференциальная диагностика осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией. Группа специалистов, проводящих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Работа строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей ребенка (организация и содержание деятельности ПМПК подробно представлены в главе 8).

В настоящее время существует круг проблем, связанных с дифференциальной диагностикой нарушенного развития.

Известно, что сходные психологические особенности наблюдаются у детей с разными типами (категориями) нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В.И. Лубовский). Это связано и с закономерностями аномального развития, и с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравнительного характера. Осуществление таких научных разработок позволило бы существенно расширить возможности дифференциальной диагностики.

Другая проблема связана с практической деятельностью ПМПК. Сегодня не решены многие вопросы организационного характера, в частности создание сети постоянно действующих диагностических учреждений, вопросы кадрового обеспечения, ряд методологических и терминологических проблем.

Из числа методологических проблем следует особо выделить проблему разработки эффективных и надежных методик, позволяющих выполнять качественно-количественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка в целях дифференциальной диагностики.

Из терминологических проблем важнейшей является проблема четкого разграничения психолого-педагогической и медицинской терминологии, определение места медицинского и психолого-педагогического диагноза в деятельности ПМПК.

Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:

— выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;

— разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

— определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;

— помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

— профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

— решение проблем социально-эмоционального плана.

При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов учебной деятельности и творчества детей и подростков. Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы

в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Но эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Надо отметить, что некоторые из поставленных проблем только начали изучаться, например, вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростков с нарушениями развития.

Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

— раннее выявление нарушений развития у детей;

— определение причин и характера нарушений;

— определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

— выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;

— разработка индивидуальных программ развития и обучения.

Контрольные вопросы и задания

Каковы задачи психолого-педагогической диагностики на разных возрастных этапах?

Какими методологическими принципами необходимо руководствоваться при организации и проведении психолого-педагогической диагностики?

Какие современные представления о нарушениях развития у детей служат теоретике-методологической основой в психолого-педагогической диагностике?

Охарактеризуйте основные этапы психолого-педагогической диагностики.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 5.

Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. — 1971. — № 6.

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 1998.

Бурменская Г.В., Карабанова O.A., Лидере А.Г. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2002.

Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинаров: Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: Методы и средства: Проблемы специальной психологии в образовании. — М., 1998.

Улъенкова У.В., Лебедева О.С. Л.С. Выготский и современная служба практической психологии. — Нижний Новгород, 2000.

Ульенкава У.В., Лебедева О.С. Ораганизация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2002.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector