Анатомо физиологические особенности грудного ребенка - Оappendicite

Анатомо физиологические особенности грудного ребенка

Анатомо физиологические особенности грудного ребенка

Анатомо-физиологические особенности и особенности развития детей до 1 года (младенческий или грудной период)

Особенностью младенцев, а это дети от 4 недель (или 1 месяца) до 1 года, является их интенсивное физическое, в том числе двигательное, психическое и интеллектуальное развитие.

Рост малыша после рождения происходит по определенным закономерностям: наиболее интенсивно малыш растет в первые 3 месяца жизни, «вытягиваясь», в среднем, на 3 см ежемесячно. С 3-го по 6-й месяц малыш прибавляет по 2,5 см каждый месяц, с 6-го по 9-й месяц ребенок растет еще медленнее прибавка составляет 1,5–2 см ежемесячно, с 10-го по 12 месяц — по 1 см в месяц. За год малыш вырастает в среднем на 25 см, и в год его рост — уже около 75 см.

В первую неделю масса тела новорожденного может немного уменьшиться (но не более чем на 5–10%): малыш теряет жидкость и режим кормления пока еще не установился. Затем в течение первого месяца малыш прибавляет в весе в среднем на 20 г в день. Каждый день второго месяца добавляет к массе тела грудничка по 30 г. К 4-м месяцам вес ребенка удваивается, к году — утраивается.

Кожа очень нежная, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма. Масса подкожно-жирового слоя нарастает.

Костная система: соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году — большой. Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 — верхних, после них — еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок имеет 8 зубов.

Мышечная система. «Поза эмбриона», когда у ребенка руки в покое согнуты в локтях, а ноги — в коленях и притянуты к животу, поза сохраняется до 2,5 месяцев, это связано с гипертонусом мышц конечностей.

Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких. Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. -35-40, в 7-12 мес. — 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание приходится 3 удара пульса.

Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.

Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком. С 6 месяцев постепенно начинают давать соки, каши, творог.У грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше пищи, чем взрослому.

Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

Двухмесячный ребёнок удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, «гулит». При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти —этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону.

Проявляет чувства — любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит. В 4-5 месяцев уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется. 5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает топ голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки. 6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.

7-месячный ребёнок ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др. 8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной. 9-месячный выполняет довольно сложные движения — перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: «дай ручку» и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения. 10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова. 11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

Анатомо-физиологические особенности грудного возраста

Наряду с нарастанием массы и увеличением размеров тела на первом году жизни происходит развитие и совершенствование функций органов и систем. В этой статье описаны анатомо-физиологические особенности грудного возраста.

Кожа ребенка в грудном возрасте несколько утолщается, в ней уменьшается сеть мелких кровеносных сосудов-капилляров, увеличивается защитная роль кожи и ее значение в процессах теплорегуляции и газообмена. Подкожный жировой слой в течение первого года жизни интенсивно нарастает. Он располагается довольно равномерно и придает телу ребенка, особенно его лицу, округлость и полноту. Мускулатура в грудном возрасте развита все еще слабо.

Претерпевает ряд изменений костная система. Позвоночник, совершенно прямой у новорожденного, к 2—3 мес, когда ребенок начинает хорошо держать голову, образует первую, шейную кривизну. Спинной и поясничный изгибы развиваются позже, когда ребенок начинает сидеть, стоять. Обычную свою форму (как у взрослых) позвоночник приобретает к 5—6 годам. Череп отличается малым размером лицевой части, которая начинает расти лишь с появлением зубов и развитием жевательной мускулатуры.

Анатомо-физиологические особенности грудного возраста – большой родничок, образованный лобными и теменными костями, к моменту рождения имеет ромбовидную форму площадью от 1,5 до 2 см. На первом году жизни он постепенно покрывается костной тканью, полностью закрываясь у здорового ребенка в возрасте 15—18 мес.

Одним из показателей физического развития ребенка можно считать также прорезывание молочных зубов. Обычно в возрасте 7 мес (реже 5—6 мес) появляются два нижних центральных резца, в 7 — 8 мес — два верхних центральных резца, в 8—9 мес — два верхних боковых резца и в 10—12 мес — два нижних боковых резца. Таким образом, к концу первого года жизни ребенок имеет 8 зубов (резцы). Сроки появления молочных зубов подвержены у здоровых детей значительным индивидуальным колебаниям. Запоздалое прорезывание зубов далеко не всегда является признаком заболевания (например, рахита). На наличие патологии в большей степени указывает нарушение обычной последовательности появления зубов и их неправильное расположение.

Грудная клетка имеет в первые месяцы жизни ребенка бочкообразную форму, ребра прикреплены под прямым углом, экскурсия их резко ограничена. Когда ребенок начинает сидеть, затем стоять и ходить, ребра опускаются и грудная клетка уплощается.

Верхние дыхательные пути, а также гортань, трахея, бронхи у грудного ребенка остаются узкими, слизистая оболочка их богата кровеносными и лимфатическими сосудами, легко отекает при воспалении, затрудняя дыхание и вызывая одышку, В первые месяцы жизни усиленно растут легкие, но строение их по-прежнему несовершенно. Дыхание остается учащенным и поверхностным. Такая незрелость строения и функции органов дыхания на первом году жизни часто приводит к их заболеваниям. Разумеется, громадную роль при этом играют и неблагоприятные условия внешней среды (неправильное вскармливание, погрешности ухода, особенно недостаточное пребывание на свежем воздухе).

Желудочно-кишечный тракт грудного ребенка отличается незаконченностью развития, нежностью слизистой оболочки, обильным количеством кровеносных сосудов и недостаточной функцией пищеварительных желез желудка и кишечника. Чем меньше возраст ребенка, тем легче и чаще возникают у него желудочно-кишечные расстройства, вызванные погрешностями в питании и уходе.

В первые недели жизни стул бывает 4—5 раз в сутки, к концу года 1 — 2 раза. При вскармливании грудью стул золотисто-желтого цвета, консистенции горчицы, почти без запаха. При искусственном вскармливании стул гуще, светло-желтого цвета, иногда с неприятным запахом.

Почки ребенка совершенствуют свое строение и функцию в течение 5—6 лет жизни. Количество мочи у детей относительно больше, чем у взрослых, что объясняется интенсивным обменом веществ. В первые 1 — 2 дня после рождения мочи очень мало; у ребенка в возрасте 1 мес суточное количество ее достигает 350—380 мл, в возрасте 1 года—750 мл; с 5 лет количество выделенной ребенком за сутки мочи уже достигает 1 л.

Число мочеиспусканий к 8—10-му дню после рождения доходит до 20—25, держится на этом уровне 7—8 мес и лишь к концу года уменьшается до 15, а к 2—3 годам — до 10 раз в сутки. Дети дошкольного и школьного возраста мочатся 6—7 раз.

Нервная система, отличаясь у новорожденного рядом особенностей строения и функциональной незрелостью, на первом году жизни под влиянием факторов внешней среды начинает совершенствоваться и развиваться, что в свою очередь оказывает огромное влияние на рост и развитие организма в целом. Масса мозга нарастает постепенно и лишь к 9 — 10 годам приближается к массе мозга взрослого (1300 г), последующее увеличение массы идет медленно и завершается к 18 годам (1350—1400 г). После рождения продолжается созревание нервных клеток мозга, процесс этот заканчивается к 8 годам.

Мозг ребенка развивается под влиянием непрерывно поступающих в него сигналов — зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых, температурных, болевых, мышечных и др.

Узнайте также как купать новорожденного

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector