Показатели психического развития детей дошкольного возраста

Показатели психического развития детей дошкольного возраста

Основные показатели психического развития детей. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Анализ латерализации функций и межполушарного взаимодействия показывает их неполную сформированность.

ü Доступно выполнение npoстой пробы на динамический праксис («кулак—ребро», «ладонь—кулак»).

ü В реакции выбора («палец—кулак», «кулак—палец») ребенок может усвоить инструкцию, повторить ее и даже применить для коррекции собственного импульсивного эхопраксического выполнения («кулак-кулак», «палец—палец»).

ü Праксис позы пальцев в значительной степени формируется уже к 3 годам, но единичные (1-2) ошибки с самокоррекцией возникали только в левой руке.

ü Практически все дети этого возраста могут скопировать круг и квадрат, но при копировании треугольника и ромба большинство детей либо отказываются от выполнения задания, либо воспроизводят эти фигуры с большими пространственными искажениями.

ü В зрительном гнозисе сформировано только узнавание реальных предметов.

ü Сформирована фразовая речь (на уровне простой трехсложной конструкции: «субъект-предикат-объект»).

ü Называние и понимание наименований 12 реальных предметов из альбома для дошкольников доступно почти всем детям.

ü При исследовании памяти все дети могли запомнить 3 картинки и правильно найти их среди дистракторов без удержания последовательности предъявленных стимулов.

ü Объем слухоречевой памяти составляет также 3 элемента из 5 предъявленных слов, но ни один ребенок не смог вернуться к ним после гетерогенной интерференции («посчитай свои пальчики).

ü Порядковый счет до пяти был доступен ТОЛЬКО с опорой на реальные предметы (палочки, пальчики и Т. п.).

ü Обратный счет и простейшие счетные операции (1 + 1) недоступны в этом возрасте.

ü Доступна операция исключения понятия (четвертый лишний) ТОЛЬКО при внешнем оречевлении картинок одинаковым наименованием, но недоступно формирование и исключение понятия, составленного из разных наименований.

ü Недостаточно вербальных средств для рассказа по картинкам или пересказа и анализа смысла рассказа.

ü Наблюдается существенный скачок в психологическом развитии детей.

ü В беседе практически все дети правильно называют свой возраст без опоры на пальчики, знают свой адрес, в какую группу детского сада они ходят.

ü Анализ латерализации функций показывает ее практическую сформированность и соответствие общепризнанному распределению «правшествалевшества» в детском возрасте.

ü В двигательной сфере выявляется, что произвольная регуляция собственной деятельности (реакция выбора) еще не сформирована.

ü Праксис позы практически сформирован с единичными пространственными ошибками, поддающимися самостоятельной коррекции. В 4 года дети относительно правильно копируют 3 фигуры: круг, квадрат и треугольник.

ü В гнозисе большинство детей способны узнать реальные предметы даже в сенсибилизированных условиях (3 перечеркнутые и 3 наложенные цветные фигуры).

ü Называние и понимание наименований 14 реальных предметов из Альбома для дошкольников не вызывают затруднений даже при предъявлении пар наименований.

ü Спонтанная речь в этом возрасте стала развернута, детям становятся доступными составление рассказа по картинке и пересказ текста по вопросам, т. е. понимание отношений между предметами, действиями и явлениями.

ü В то же время при составлении рассказа по серии сюжетных картинок дети, вплоть до 5 лет, не могут разложить их по порядку, поэтому материал предлагается уже в разложенном виде.

ü Дети 4 лет могут понять и выбрать картинку, соответствующую предъявленной простой (прямой) обратимой конструкции

ü В 4-летнем возрасте ребенок может удерживать внимание около 15 минут.

ü Объем вербальной памяти увеличился до 5-6 элементов, а объем зрительной памяти остается на прежнем уровне.

ü Симптомы флуктуаций и истощаемости при заучивании нормативны для этого возраста.

ü Выполнение двух простых проб на исключение уже доступно без помощи

Неспецифические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста

Принятие и удержание задачи

Наблюдение и ме­тодики «Пикто­грамма», «Коррек­турная проба»

Скорость (быстрота) выполнения дейст­вий

Устойчивость работоспособности (дли­тельной и непрерывной деятельности)

Стеничность (пси­хоэнергетический тонус жизнедея­тельности)

Способность к самореализации (способы)

Наблюдение и ме­тодики «Пикто­грамма», «Коррек­турная проба»

Предпочтение предметных задач, вычле­нение предметных отношений, ценность достижения результата

Предпочтение общения с взрослым (коммуникативная зависимость), ориен­тация на оценку деятельности

Фиксация на собственных переживани­ях (рефлексивность), ориентация на одобрение

Преобладание (устойчивость) эмоцио­нально окрашенных состояний

Скорость возникновения и прекраще­ния эмоциональных реакций (эмоцио­нального реагирования)

Легкость перехода контрастирующих эмоций в нейтральное состояние

Проявление ситуативной реактивности, эмоциональной заторможенности и эмо­циональной возбудимости в эмоциональ­ных состояниях

Характер эмоциональных проявлений

Реакции на ситуацию обследования (вза­имодействия)

Примечание. Перечисленные показатели являются неспецифическими для большинства методик (тестов) и определяются в процессе как диагностического об­следования, так и наблюдения за жизнедеятельностью детей.

В результате обращения к табл. 1 и 2 можно заключить, что диа­гностика возрастного (психического) развития ребенка осуществля­ется основными обследовательскими (диагностическими) методами:

наблюдением и тестированием. В перечень психодиагностических методов, применяемых в условиях ДОУ, входят также анкетирова­ние, беседа и анализ продуктов детской деятельности (творчества). Обозначим каждый из них в соответствии со спецификой дошколь­ного возраста.

Тестирование — метод психологической диагностики, «исполь­зующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), с опреде­ленной шкалой значений». Целью использования тестов является «измерение уровня развития определенного психологического ка­чества (свойства) личности».

Как видно из табл. 1, посредством стандартизированных тестов диагностируется в основном развитие познавательных процессов (интеллектуальное развитие). К стандартизированным тестам, без­относительно возрастной направленности, выдвигается ряд требо­ваний: репрезентативность, надежность, валидность, объектив­ность измерения, где репрезентативность — адекватность заданий выборке испытуемых, надежность — согласованность значений пока­зателей при эквивалентном тестировании, валидность — соответст­вие тестовых заданий концепции изучаемого феномена и эмпири­ческим критериям, объективность — заданное процентное соотноше­ние степени трудности — легкости для большинства испытуемых. Согласованность требований к тестам позволяет объективно оце­нить психические качества субъекта диагностического обследова­ния, что обуславливает широкое применение тестирования в зави­симости от диагностических целей и возрастных возможностей ис­пытуемых.

Примером отечественного стандартизированного теста может служить широко распространенный в психологической методичес­кой практике комплекс Л.А. Венгера по диагностике умственного развития детей дошкольного возраста [65]. В комплекс входят стандартизированные тесты, определяющие уровень развития вос­приятия и мышления (образного, комбинаторного, схематическо­го, логического); «Перцептивное моделирование», «Систематиза­ция», «Схематизация», «Соотнесение с эталоном», «Рисование узора» и др.

В настоящее время в практике детского психолога кроме стан­дартизированных тестов присутствуют также психодиагностические методики с поуровневой дифференциацией. Данный тип психодиагнос­тических средств в основе своей опирается более на качественное дифференцирование психических феноменов, чем на их количест­венное измерение. Методики этого ряда представляют собой ком­плекс стандартизированных* заданий содержательно близким к тес­там достижений, а процессуально приближенным к «клиническому» типу обследования. Принципы «клинического» обследования удер­живаются гибким варьированием структурных частей методики, вводных и сопровождающих инструкций, а также отсутствием вре­менного регламента и жесткой системой оценок.

* Стандартизация на выборке детей дошкольного возраста, посещающих дет­ские образовательные учреждения, в соответствии с возрастными нормами психи­ческого развития.

Следует отметить, что методики с поуровневой дифференциа­цией более адаптивны для детей дошкольного возраста как содержа­тельно, так и процессуально. Содержательно они пересекаются с понятием «детская компетентность», представленной детскими ви­дами деятельности (изодеятельность, конструирование, игра и др.). Процессуальная ценность обозначена отсутствием жесткой директивности и регламентации, что позволяет максимально приблизить процедуру диагностирования к игровой деятельности, адаптируя тем самым ребенка к специально организованным условиям обсле­дования.

Из представленных в табл. 1 психодиагностических средств ме­тодиками с поуровневой дифференциацией являются: «Рыбка», «Пирамидка», «Матрешка», «Конструирование по образцу», «Коро­бочка форм», «Три желания», «Пиктограмма», «Вкладыши» и др.

В качестве психодиагностических средств выступают также про­ективные тесты. Они направлены на целостное изучение личности, основанное на «психологической интерпретации результатов про­екции» (механизмы защиты и переноса личностных особенностей в конкретную ситуацию обследования). При диагностике детей до­школьного возраста используют детские варианты проективных тестов.

В табл. 1 «Специфические показатели» психодиагностические средства данного ряда представлены ассоциативными и экспрессив­ными проективными тестами: CAT, тест Розенцвейга, «Рисунок че­ловека», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи» и пр.

Все тесты и методики, включенные в табл. 1, так или иначе (со­держательно и процессуально) являются вариантами (модифика­циями) одной из перечисленных групп психодиагностических средств или различаются по концептуальному признаку (являются гетерогенными по отношению друг к другу, например, диагности­ческий комплекс Венгера, направленный на изучение мышления и восприятия детей, и оппозиционный ему тест измерения вербаль­ного и невербального интеллекта Векслера).

Наблюдение — метод психологической диагностики, «состоя­щий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психичес­ких явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях». Использование в психологической прак­тике метода наблюдения дает возможность сопоставления и дубли­рования диагностических данных при интерпретации, что является немаловажным фактором обеспечения объективности психологи­ческого обследования. В контексте детской практической психоло­гии метод наблюдения кроме общих требований к нему (фиксация, планирование и факторизация данных) имеет определенную специ­фику. Она связана с возрастными особенностями дошкольников, а также с условиями их жизнедеятельности в условиях детского обра­зовательного учреждения. Организационная специфика метода может быть представлена следующим образом:

— наблюдение за ребенком в условиях естественной жизнедея­тельности;

— наблюдение за ребенком в условиях направленной деятель­ности;

— наблюдение за ребенком в условиях специально организован­ной деятельности.

Наблюдение в условиях естественной жизнедеятельности на­правлено на фиксацию фактов, связанных с приемами пищи, днев­ного и вечернего сна, прогулок и т.д. Данный вид наблюдения ха­рактеризуется отсутствием контактирования с наблюдаемым ребен­ком и диагностирует индивидуальные особенности его функциони­рования.

Наблюдение в условиях направленной деятельности, напротив, построено на пробах совместной деятельности психолога с ребен­ком. В процессе данного вида наблюдения фиксируются особеннос­ти поведения ребенка в контексте взаимодействия со взрослым.

Наблюдение в условиях специально организованной деятельнос­ти осуществляется на занятиях познавательного цикла (развитие речи, формирование элементарных математических представле­ний, обучение грамоте, ознакомление с окружающим), эстетическо­го цикла (музыка, изобразительное искусство), оздоровительного цикла (физкультура, плавание). Диагностическая направленность этого наблюдения обозначается особенностями поведения ребенка в контексте (пространстве) различного рода воздействий (объек­тивных и предметных).

В практике детского психолога наблюдение может выступать как ориентационный метод (данные наблюдения предваряют и на­правляют тестирование) и как сопроводительный (вспомогатель­ный) метод (данные наблюдения подтверждают либо опровергают результаты тестирования).

Для обеспечения объективности метода используются специаль­ные методические средства. Они представляют собой бланки (схемы) наблюдений и диагност-карты наблюдений. В первом слу­чае — это матрицы с пересечением единиц наблюдения (поведен­ческие реакции, акты взаимодействий, вид деятельности), парамет­ров наблюдения (пространственных, временных, содержательных), а также количественной и качественной динамикой наблюдаемых психических явлений (феноменов). Во втором случае — это альбомы и таблицы с фиксированными средствами оценки диагностических данных. Средства оценки могут быть представлены характерис­тиками или эталонами различных психических явлений.

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

К показателям психического развития ребенка относят:

— развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

— формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);

— овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.

А что должно стать предметом психологического изучения?

Это — психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» — по мнению К. Чуковского, превосходное, энергичное, звонкое слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».

Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т. п.

И все-таки что это за факты?

ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ■ 71

Во-первых, это физические и умственные действияребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится вне поля досягаемости, и тем не менее он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости малыша. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что он не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно достать желаемое.

Для оценки общего уровня психического развития ребенка Н. А. Русина и В. А. Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность—феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое—широкое, толстое—худое, нежное—грубое, красивое—неправильное), мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того, следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т. п.) (Русина Н. А., Урываев В. А., 1998).

Во-вторых, это речь ребенка,т. к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может использоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный—красочный), темп (быстрый—замедленный), разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция, словарь, используемый ребенком (богатый—бедный, разговорный—изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т. п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.

В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведениеребенка. При его оценке следует обращать внимание на:

характер установления контакта ребенком (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно);

характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);

уровень социальной активности (адекватная—неадекватная ситуации);

— проявление качеств социальногоповедения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст ребенка определяется рамками от 3 до 7 лет, а младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет, в частности.

Но в это период дошкольник по- прежнему зависит от взрослого. Отделение происходит только биологически. У него становится больше возможности передвигаться самому, он не ищет опоры и поддержки у взрослого. Но он по-прежнему нуждается во взрослом человеке, это его центр вселенной. Эмоциональная связь ребенка и взрослого никуда не девается. Ребенок и взрослый все так же участвуют в жизни друг друга, только теперь она другая, эта жизнь, видоизмененная. У каждого члена семьи становится больше времени и физической независимости друг от друга [5, с.33].

В возрасте 3 лет в психологическом развитии ребенка наступает кризис – он отделяется от взрослого, происходит эмансипация. Выготский Л.С. описывает это период семью моментами так:

1. Негативизм – ребенок все делает наперекор взрослым. Любое предложение взрослого – встречает детское «Нет!»;

2. Упрямство — возникает при ущемлении свободы ребенка, ограничении его территории и действий;

3. Строптивость — направлена не против человека, а против образа жизни ребенка, против воспитательных норм, которые взрослые предъявляют к ребенку;

4. Своеволие (своенравие) – ребенок в этом возрасте все хочет делать сам;

5. Протест (бунт) – ребенок в этом возрасте находится в состоянии войны с окружающими, в частых ссорах;

6. Обесценивание – в речи ребенка появляются слова, обозначающие все плохое, отказ от игрушек с которыми он ранее любил играть;

7. Деспотизм –в отношении окружающих появляется желание проявить власть любой ценой, возникает ревность в отношении других членов семьи [12, с.87].

В этот период происходит установление социальных отношений ребенка с другими членами общества, зачастую эти моменты бывают критическими — протекает кризис социальный.

Во всех программах развития говорится и пишется о том, что воспитатель должен создавать условия для всестороннего развития ребенка, чтобы ему (ребенку) было комфортно, удобно, безопасно. Ребенок должен развиваться гармонично.

В младшем дошкольном возрасте закладываются основы и предпосылки для дальнейшего развития личности и ее активное развитие. Не зря пословица гласит: «Дитя воспитывают пока поперек кровати лежит».

Речевая функция – важная психологическая функция для человека, для его развития.

Младший дошкольный возраст – это тот период, когда дошкольник усваивает нормы и стороны родного языка. В этом возрасте ребенок может изменять и комбинировать слова, говорить предложениями. Это момент перехода к жестикулированию («Вот такая большая рыба!» – показывает ребенок, разводя руки в стороны) [18, с.15].

У маленького человека в этот период формируются социальные потребности и желания. Происходит обогащение и упорядочивание чувственного опыта, развитие воображения, формирование воображения и памяти, появляется тяга к самостоятельности. «Я сам!» ребенок произносит эту фразу везде и всюду.

Положительна динамика в развитии наблюдается в реализации потребности признания его территории, активное любопытство, познавательность. Вопросы ребенка младшего дошкольного возраста звучат: «А это что?», «Почему?», «Зачем?», «Откуда?», «Куда?», «Сколько?» и т.д. Следовательно, что на эти вопросы ребенок ждет и ищет ответы у своих ровесников, у взрослых, у родителей, у воспитателей. Ему интересно все новое и неизведанное. Для развития ребенка это нормальное явление – познавать окружающий его мир.

Основным (ведущим) видом деятельности ребенка в период младшего дошкольного возраста является игра. Это особая, необходимая для гармоничного и нормального развития ребенка школа, в которой ребенок многому научается. В игре ребенок учится контактировать с другими детьми, анализировать, дружить, играть, работать, договариваться, отстаивать свою точку зрения.В игровой форме ребенок представляет себя кем угодно – путешественником, спасателем, учителем, полицейским, Человеком – Пауком, Гарри Поттером, Шреком и т.д. Их представления гротескны, не знают границ. Если ребенок в своих представлениях спасатель, то он непременно – самый лучший, самый сильный, самый добрый спасатель, который спасает все и вся. Его воображения неконтролируемы. Через эти моменты ребенок накачивает словарный запас, у него формируется произношение, выравниваются звуки, устанавливается фонетико – фонетический ряд. Чем больше и обширнее у маленького ребенка словарный запас, тем меньше у него ситуационная зависимость [2, с.45].

В процессе психического развития ребенка возникает речемыслительная активность, что в свою очередь регулирует поведение ребенка, создает необходимые условия для коллективной и индивидуальной форм деятельности. Он мыслит и он произносит свои мысли вслух, неосознанно, наивно, не зная порой, что обозначают те или иные слова.

В период 3-4 лет у младшего дошкольника ярко выражена эмоциональная сфера. Дети открыты миру, они честные, эмоциональные, непосредственные, бесхитростные, добрые. Радуются от всей души, печалятся без границ, рыдают навзрыд, боятся до беспамятства, удивляются беспредельно. Они еще не научились кривить душой и обманывать ради выгоды. «Устами ребенка глаголет истина» — верное выражение. Могут легко заплакать и быстро успокоиться, в зависимости от обстоятельств.

В этот период проявляется инстинкт самосохранения. Появляются страхи. В основе лежит аффективно – заостренное восприятие угрозы жизни. Дети, которые боятся – осторожные и предусмотрительные, эмоциональные и чувствительные.Если у ребенка плохо развита речь, он не может выражать свои мысли должным образом, что негативно скажется на его обучении и взаимодействии с окружающим его миром, социумом. Многие дети по этой причине замыкаются в себе, у них развиваются комплексы [20, с.63].

Уже в столь раннем возрасте происходит гендерное различие. Ребенок точно знает кто он: мальчик или девочка.

В это период обостряются противоречия младшего дошкольника: с одной стороны – он маленький и вынужден слушаться взрослого человека, с другой – в силу своего возраста он делает то, что ему хочется, то что нравится, не прилагая особых усилий. В этом возрасте поведение определяется ситуативным желаниями, связанными с целью, где не надо особо трудиться.

Ребенок отделяется от взрослого не только физически, но и социально. Он выделяет свою деятельность и деятельность взрослого. Знает кто его родители (Фамилию, имя, отчество, кем работают), знает старших братьев и сестер, знает бабушку и дедушку (что они «мамины и папины родители»). Дифференцирует роли членов семьи: «Папа он сильный, деньги зарабатывает. Мама красивая и добрая. Бабушка она не работает, потому что старенькая».

В этот ответственный момент в развитии дошкольника педагогу и психологу необходимо обратить внимание на восприятие – зрительное, слуховое, тактильное. Формирование сенсорных эталонов – система цветов, геометрические формы, музыкальные звуки. Они выступают своеобразными отправными точками для определения особенностей исследуемого предмета.

Педагогу в таких случаях необходимо опираться на собственный опыт детей, то есть тот опыт, который они уже имеют [21, с.33].

Внимание и память в младшем дошкольном возрасте непроизвольные. Ребенок в этом возрасте не ставит перед собой цель запоминать. Он запоминает, только потому, что запоминает его мозг автоматически. Ребенок проявляет интерес и внимание к тому, что ему нравится, значимо эмоционально, и запоминает то, что «запоминается само собой». Быстрее и лучше остаются в памяти наглядные образы, нежели словесные рассуждения. В этом возрасте дети могут запоминать с легкостью самый разнообразный материал.

Материал, для лучшего запоминания ребенком, должен подаваться в определенном ритме, использоваться рифмы, поскольку для детей ритми рифма имеют большее значение, чем содержательная форма.

В речевом развитии как таковом для младшего дошкольника имеет значение речь, которая его окружает. То есть, что бы ребенок говорил, он должен слышать вокруг себя речь. Здесь справедливо высказывание М.Р. Львова «Чтобы научиться говорить, надо говорить» [23, с. 67].

Вывод: психологическое развитие младшего дошкольника в этом возрасте переживает кризис 3 — х лет. Происходит отделение ребенка от взрослого и освоение окружающего мира очень сильно активизируется. Расширяется словарный запас, ребенка словно прорывает на разговоры. Память в этот период произвольная. В данном периоде развития ребенку крайне необходим социум, с которым он учится взаимодействовать. То как протекает кризис 3-летнего возраста, будет зависеть дальнейшее психологическое развитие ребенка. В дошкольном возрасте проходит развитие психических познавательных процессов: мышление, память, речь, восприятие. [17, с.56]

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1648 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close