Познавательное развитие детей раннего возраста фгос

Познавательное развитие детей раннего возраста фгос

Познавательное развитие детей раннего возраста

Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которая обеспечивает нормальное и полноценное, интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире. Результаты многочисленных психофизиологических и психо-педагогических исследований свидетельствуют о том, что в раннем детстве формируется здоровье, закладываются фундаментальные человеческие способности и личностные качества: любознательность, доверие к миру, уверенность в себе, целенаправленность, настойчивость, творческое воображение.

Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности. Предметный мир существует для ребенка в контексте его субъективности, значимости этого мира для него лично. Ребенок открывает мир для себя, обозначая тем самым значимость своей субъективности и субъективности в художественном, образном, целостном понимании себя и мира. Освоение предметного мира носит пристрастный характер, у ребенка складывается «картина мира, картина свойств вещей в их отношениях к нему и друг к другу.

Самым важным приобретением на третьем году жизни является осознание ребенком себя как личности. Ребенок становится самостоятельным. Повышается его самооценка. В три года появляется любознательность. Любознательность является жизнеутверждающим качеством человека. Доверие к миру складывается в раннем детстве. Уверенность в себе формируется в процессе общения со взрослыми, в предметной деятельности. Целенаправленность, или целенаправленная деятельность является особым приобретением в раннем детстве. Настойчивость заключается в умении добиваться поставленной цели. Творческое воображение также впервые проявляется в раннем детстве. Ребенок познает мир, исследуя его и экспериментируя, манипулируя его предметным содержанием, познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю.

Для развития познавательных способностей детей в первой младшей группе я составила перспективный план «Ребенок познает мир» и определила следующие цели и задачи:

  1. Создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребенка.
  2. Развивать у детей любопытство и заинтересованность ко всему происходящему и наблюдаемому в их окружении.
  3. Поощрять у детей проявления интереса к предметам окружающего мира, называть вещи и типичные действия с предметами.
  4. Учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий.

В работе с детьми опиралась на следующие принципы:

  • интеграция воспитательных задач; обучение детей, организованное и систематическое;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • требования, предъявляемые к детям – посильны. Малыши следят и подражают действиям взрослого;
  • поддержка эмоционального тонуса;

Определила основные направления познавательного развития детей младшего дошкольного возраста:

  • Расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
  • Создать условия для развития самостоятельности, познавательности, активности в центрах.
  • Формировать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру:
    • мир человека – все сотрудники детского сада собственным примером демонстрируют внимательное отношение друг к другу, к детям, личным примером демонстрировать детям бережное отношение к предметам;
    • мир природы – вызвать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении сними.

В перспективном плане «Ребенок познает мир» отражены как организованные формы работы, так же совместная деятельность детей и воспитателя. (Приложение 1)

Основными методическими приемами являются игра, речевое общение, поисковая деятельность, использование фольклора. В своем перспективно-тематическом плане я отразила темы по познавательной деятельности, конспекты на тему «Животные и птицы на нашем участке», зимнюю тематику «Следы на снегу», рассказы-пояснения , конспекты комплексных занятий. (Приложение 2, Приложение 3)

Для построения предметно-развивающей среды в группе следующие принципы:

  • принцип открытости;
  • гибкого зонирования;
  • стабильности – динамичности развивающей среды;
  • полифункциональности.

В группе созданы условия для познавательного развития – центры «Осваиваем окружающий мир», «Учимся говорить», «Играем рядом», «Это я», «Петрушкин театр», «Вместе бегаем, играем». Создание этих центров и организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

В первой младшей группе происходит знакомство детей с предметным окружением. Дети в этой группе знакомятся с названиями предметов ближайшего окружения. Называют предметы, знакомятся с цветом, формой, величиной, материалом, из которого сделаны предметы. При ознакомлении с материалом, прежде всего у детей обеспечивала его активное восприятие, формировала умение различать знакомые предметы и действия. Для этого в своей работе воспитатель использует дидактические игры и упражнения. В процессе дидактических игр и упражнений происходит успешное усвоение новых слов.

Ребенок имеет возможность сравнивать объекты по указанным признакам. Жизненные ситуации помогают детям в ориентировке на цвет, величину, форму, материал предмета.

На занятиях дети учатся слышать и понимать разные обращения взрослого. Дети упражняются в выполнении простейших заданий. Эффективны в работе с детьми третьего года жизни дидактические упражнения с использованием несложных сюжетных картинок. Так же с детьми этого возраста можно рассматривать настенные картины. Это помогает накоплению и уточнению представления об окружающем мире, о его семье, о самом ребенке.

В воспитании эмоциональной отзывчивости используют дидактические игры, упражнения «Как помочь маме?», «Как помочь бабушке?». Необходимо формировать у детей чувство симпатии к другим детям «Улыбнись Кате», «Пожалей Колю». Следует учить детей пониманию, нельзя драться и обижать других детей. В первой младшей группе начинают побуждать интерес к труду взрослых людей. Например, «Мама дома – повар», «Дворник в детском саду». Полученные детьми знания уточняют и закрепляют в дидактических играх «Узнай и назови».

Таким образоа, развивая познавательную сферу ребенка – я стремилась создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.

Конспекты занятий в группе раннего возраста детского сада

Конспекты занятий для детей 1-3 лет

В этом разделе представлена система работы с детьми раннего возраста.

Даны конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром, с праздника, с овощами, фруктами, домашними животными, с обитателями леса.

Конспекты досугов и развлечений, целевые прогулки на природу в разное время года. Циклы наблюдений: за природой, за елочкой; за аквариумом; за птицами на участке детского сада; за птичкой в клетке; за снегом и водой; знакомство с цветами.

Материалы предназначены для педагогов групп раннего возраста.

Занятия в ясельной группе, занятия в 1 младшей группе. Конспекты

Конспект ООД в первой младшей группе «Ежик в гостях у ребят»Автор: Янченко Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №11» г Северска Томской области. Цель: знакомство с лесным жителем — ёжиком. Задачи: • познакомить детей с лесным жителем – ёжиком, его отличительными особенностями; • обучать детей внимательно слушать и наблюдать; • формировать способность детей к диалогической речи; • развивать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; • воспитывать заботливое отноше.

Занятие по математике для детей 2-3 лет. Тема: «В гостях у бабушки Арины»Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие. Цель: продолжать развивать у детей интеллектуальный интерес через формирование элементарных математических представлений. Задачи: • Закреплять знания детей о составлении группы из отдельных предметов и выделении одного предмета из многих • Совершенствовать умение детей различать понятия «мн.

Коррекционно-развивающее занятие по адаптации в первой младшей группе на тему «В гостях у Мишки»Программное содержание Цель занятия: повышение адаптационных возможностей детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, снятие эмоционального, мышечного напряжения, профилактика дезадаптации. Задачи: 1. Научить целенаправленным действиям с предметами и взаимодействию в социуме, подражать новым действиям; 2. Стимулировать речевое развитие и моторную сторону речи, через.

Сценарий развлечения с песком в младшей группе «Дорожка для зверей»Цели: формировать у детей желание принимать участие в проведение мероприятий группы. Задачи: — закреплять умения обследовать материал (сжать песок в руке и ссыпать с ладони); — формировать у детей навык практического экспериментирования с предметами (пробками); — Развивать зрительно — слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений; — воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами. Оборудова.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования — рисование пальчикамиЦель: Ознакомление детей с приемами рисования пальчиками Задачи: 1. Создание положительной атмосферы в группе. 2. Учить детей рисовать линии пальчиками. 3. Формировать интерес и положительные отношения к рисованию. Материалы: Разведенная гуашь зеленого цвета, бумага с нарисованным зайчиком, вода, салфетки, игрушка «Зайчик». Ход занятияВоспитатель: — Ребята, посмотрите, кто к .

Конспект ООД по сенсорному развитию для детей 2-3 лет тему «В гости к солнышку»Цель: Продолжать формировать представления о форме, величине и цвете. Задачи: — создавать эмоциональное настроение; — активизировать речевое развитие ребёнка и словарный запас; — развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук; — учить различать количество предметов «один — много»; продолжать закреплять умения называть основные цвета; — развивать умение детей играть вместе. Словарная работа: грибы, .

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в 1 младшей группе. Тема: Геометрические фигуры: круг и квадратЦель: закрепить представления о геометрических фигурах – круге и квадрате. Задачи: Образовательные: — учить узнавать, различать и находить геометрические фигуры: круг и квадрат; — учить соотносить геометрическую фигуру с ее образцом; — учить детей ориентироваться в пространстве, использовать предлоги –под, -за, -7на Развивающие: — развивать внимание; -.

Праздничное занятие в 1 младшей группе по сказке «Маша и Медведь» к 8 марта Сценарий праздничного занятие в 1 младшей группе с кукольным театром или озвученной видеопрезентацией по русской народной сказке «Маша и Медведь». Описание материала: Данный сценарий будет полезен для музыкальных руководителей и воспитателей в первой младшей группе. Праздник можно провести в интерактивном варианте и на куклах би-ба-бо. Цель: создание радостного, праздничного настроения, положительных эмоций у дет.

Отчёт воспитателя о проведении занятия по рисованию «Ёлочки в снегу», первая младшая группаЛишь наступит Новый го, На высокой тонкой ножке, серебряной дорожки, Чудо-елочка встает. Это елка не простая, И она не для ребят. Возле елочки летая, Птицы весело свистят. Тут и дятел, и синицы, Снегири, и воробей – Все хотят повеселиться Возле елочки своей! Зима — это магическая и невероятно приятная пора года, которая дарит незабываемую атмосферу для детей и взрослых. Именно зимой у нас п.

Занятие по познавательному развитию в детском саду на зимнюю тему. Первая младшая группа Цель: формирование представлений о зиме. Задачи: • уточнить представления детей о зиме, ее признаках; • обучать детей отмечать погодные условия, различать зимнюю одежду; • способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; • развивать активную речь, умение отвечать на вопросы. Словарь: колготки, штаны, кофта, пуховик, шапка, валенки, варежки, шарф, зима, холодно. Материал: кукла, к.

Конспект НОД «Чайная посуда». Познание. Ранний возраст 2-3 годаНа основе мультфильма «Подарок для слона» Цель: дать детям представление об окружающих предметах — чайной посуде. Задачи: — расширять представление детей о посуде; — развивать речь, расширить словарный запас; Материалы и оборудования: видео-аудио материал, набор чайной посуды: чайник, ложка, сахарница, конфетница, блюдце, чашки — 9 игрушечный стол, 4 лишних предмета для дид.игры, скатерть, поднос, разрезные картинки. Изображе.

Конспект познавательно-развлекательного занятиями с детьми второй группы раннего возраста «Рыбки»Ход мероприятияВедущая: Здравствуйте ребята. Ведущая: Ребята, посмотрите, кто у меня в руках (воспитатель демонстрирует детям рыбку). Дети: Это же рыбка. Ведущая: Ребятки давайте посмотрим на рыбку внимательно . У неё есть глазки, рот, спинка, брюшко и плавники. (Дети за воспитателем повторяют все знакомые и новые слова) Воспитатель показывает детям картинки различных рыбок больших и маленьки.

Конспект познавательно – развлекательного мероприятия с детьми второй группы раннего возраста «Зайка в гостях у ребят»Программное содержание: Задачи: • Учить детей правильно произносить новые слова и закреплять произношение уже знакомых слов • Продолжать развивать мелкую моторику, используя пальчиковые игры и пение с движениями. • Закреплять основные цвета красный, синий, жёлтый, зелёный. • Развивать интерес к различным видам музыкально-ритмических игр. • Воспитывать у детей эмоциональный.

Конспект для детей первой младшей группе «Научим Сашу правильно мыть руки»Цель: Формирование у детей культурно — гигиенических навыков. Образовательные задачи: — Научить правильно, мыть руки с мылом; — соблюдать последовательность действий процесса умывания: — приучать следить за своим внешним видом; ХОДВсе ребята сидят. В это время в группу вбегает мальчик Саша с грязным лицом и с грязными руками. Саша: Здравствуйте ребята. Меня зовут Саша. Я пришел к вам поиграть. Вы будете со мной играт.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе, образовательная область «Речевое развитие»,«Поможем Мишутке»Разработала: Е. В. Проскурякова, воспитатель МБДОУ детский сад «Академия детства» СП д/с№5, г.Нижний Тагил Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения. Задачи. Образовательные: • расширять словарный запас детей; • закрепить знания детей о животных; • приобщать детей к художественной литературе. Развивающие: • развивать речевую активност.

МБУ детский сад № 73 «Дельфин»

Особенности организационной работы с детьми раннего возраста в условиях внедрения ФГОС

Категория: Дети раннего возраста Обновлено 21.05.2018 16:33 Создано 21.05.2018 16:32 Автор: editor Просмотров: 7832

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.Мы обращаемся к вопросам игры как средства воспитания и развития детей раннего возраста. Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет. Поэтому данная тема актуальна, так как значение игр для детей раннего возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития ребенка.Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Об этом сегодня забывают многие родители, которые используют современные методики раннего развития ребенка. Родители стараются пораньше научить читать своего ребенка, который и сидеть еще толком не научился, думая, что он вырастет умным и смышленым. Однако доказано, что речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения. Еще два-три десятилетия назад, когда не было такого количества развивающих игрушек, и главную роль в обучении детей играла школа, именно здесь их учили читать, писать, считать, и основным фактором в развитии ребенка были игры. С тех пор все кардинально поменялось и теперь, чтобы ребенка взяли в хорошую и престижную школу, он порой должен сдать не простые экзамены. Это и родило моду на развивающие игрушки и на обучающие программы для детей дошкольного возраста. К тому же, в дошкольных учреждениях главный упор делается на подготовку ребенка к школьной программе, а играм, которые являются основой детского развития, отводят второстепенную роль.

Современные психологи обеспокоены тем, что обучение сильнее и сильнее проникает в жизнь ребенка, иногда занимая основную часть его времени. Они призывают сохранить детям детство и возможность играть в игры. Одной из причин такой тенденции является то, что нет того, с кем ребенок может постоянно играть, и игры не так интересны, когда играешь в одиночестве. Родители большую часть времени проводят на работе, если есть братья или сестры, то они тоже могут быть, например, на учебе, ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него тысячи игрушек, он скоро потеряет интерес к ним. Ведь игра – это процесс, а не количество игрушек. Детские игры происходят не только с использованием игрушек, детская фантазия поможет превратить самолет или птичку в летящую лошадку, а сложенный лист бумаги в домик.Не маловажным в играх для детей являются правила, в игре ребенку объясняют, что существуют особые правила, которые определяют, как можно и как нельзя играть, как надо и как не стоит себя вести. Привыкая с детства к игре по правилам, ребенок и в будущем будет стараться соблюдать общественные нормы, а малышу, не выработавшему такой привычки, будет трудно к ним приспособиться, и он может не понять, зачем придерживаться таких строгих ограничений.В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно. Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с партнерами по игре. Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения.Но игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения. В самом деле, все мы знаем, как ребенку трудно управлять собой, особенно своими движениями, когда необходимо, например, хотя бы несколько минут просидеть на месте или простоять, сохраняя одну и ту же позу. Оказалось, что в игре, выполняя роль часового, дети могут сохранять одну и ту же позу до 9–10 минут. Часто бывает достаточно сказать неуклюжему и упорно не желающему легко двигаться ребенку, что теперь он зайчик и должен прыгать так, чтобы не услышала лиса, как все его движения становятся легкими, мягкими, тихими.

Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные, и т.д.

В игре бурно развивается воображение ребенка: он должен уметь видеть вместо палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков – стенку дома. Ребенок мыслит и творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения.

Таким образом, мы видим, что игра не является изначально присущей ребенку. Она сама представляет собой продукт развития общества. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания, тем самым являясь мощным средством воспитания и развития ребенка.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).

В раннем возрасте (1 год — 3 года) таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций

Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность) либо самостоятельной деятельности малышей.

Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одними из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.

Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть организована следующим образом:

1. уголок театрализованной деятельности – уголок ряженья
Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь), настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.

2. уголок сенсорного развития
Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения

3. уголок конструирования
Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.

4. спортивный уголок
Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков. Спортивный надувной комплекс.

5. уголок изобразительной деятельности
Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»

6. музыкальный уголок
Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.

7. художественно-речевой уголок
Яркие картинки, книжки.

8. экологический уголок
Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.

Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста:
• дидактические игры;
• сюжетно-ролевые игры;
• подвижные игры;
• пальчиковые игры;
• сюжетное конструирование и др.

Тогда комплексный метод руководства игрой в группах раннего возраста будет включать в себя такие компоненты как:
• планомерное обогащение жизненного опыта детей;
• совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;
• своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;
• активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Список литературы:
1. Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008.
3. Носова Е.А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2001.
4. Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.
5. Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.
6. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.
7. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление// Дошкольное воспитание. – 2009. — №4. – с.22.
8. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. — М.: Просвещение, 1991.- 207 с.
9. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1992.- 143 с.
10. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р.Болотина.- М.: Просвещение, 1997.- 163 с.
11. Воспитание детей раннего возраста. Пособие для работников яслей-сада. Под.ред. Г.М.Ляминой.- М.: Просвещение,1974.- 240 с. с ил.

Познавательное развитие детей раннего возраста (из опыта работы)

Познавательное развитие детей раннего возраста (из опыта работы)

Первая младшая группа «Мишутка»

Воспитатели: Добровольская Лариса Юрьевна, Беспалова Лариса Геннадьевна.

«Дети – это маленькие «почемучки»…

Дети, как жители иностранные
или пришельцы с других планет,
являются в мир, где предметы странные,
вещи, которым названья нет.

Ребёнку интересно всё на свете!
Он хочет знать, откуда взялся ветер,
Куда плывут по небу сонно тучки?
Вопросов масса есть у почемучки.

Маленький ребёнок по сути своей – «большая почемучка». Он всёхочет знать, ему всё интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой маленький носик. А от того, сколько разноги и интересного ребёнок увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

В ся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС . Поэтому педагоги должны чётко придерживаться разработанных критериев. Федеральный государственный стандарт предъявляет определённую совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста. В своей работе, разрабатывая перспективные и календарные планы, составляя конспекты занятий по всем областям знаний в общем, и в частности по познавательному развитию, мы опираемся именно на ФГОС.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребёнка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Содержание образовательной области «Познание » направлено на достижение целей:

развития у детей познавательных интересов (в детских учреждениях и в нашем саду, соответственно, тоже всё создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить своё любопытств);

— интеллектуального развития познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности (Чтобы эффективно развивать познавательную сферу ребёнка, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребёнка. Ведь в процессе ребёнок познаёт окружающее его пространство, приобретает определённые знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности)

— формирование элементарных математических представлений;

-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Задачи познавательной деятельности:

Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребёнка;

Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.

Развитие творческих задатков и воображения.

Формирование знаний о самом себе, других людях, окружающей среде и свойствах различных предметов;

Знакомство с такими понятиями, как цвет, форма, размер.

Знакомство с многообразием растительного и животного мира;

Получение знаний о своей Отчизне (культурные ценности, праздники, обычаи и пр.);

Получение общих представлений о планете.

Основные формы работы , направленные на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ:

Личная вовлечённость детей в исследование и разную деятельность;

Применение различных дидактических заданий и игр «Что за форма?» (куб, кирпич, шар); «Перекладывание цветных шариков», «Нанизывание цветных шариков на верёвку (цвет, форма); «Кто быстрее разложит овощи и фрукты по корзинкам») и т.д.

Использование различных методов (наглядные методы, игровые методы, рассказ педагога, рассказы детей, беседы, чтение художественной литературы и пр.) и приёмов обучения (вопросы, пояснение, объяснение, показ способа действия, показ образца и т.д.), которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи;

Пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти;

Использование различных игр: познание через игру . (Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности, как раз и используются различные игры. Познание происходит именно через игру, так как игра, как мы все знаем, в дошкольном возрасте занимает ведущую деятельность, дети не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребёнок постоянно манипулирует с предметами. На этом и строится работа педагогов по познавательной деятельности. (Игры «Солнечные зайчики», «Разбудим мишку», «Карусели» Карусели!»)

обследование предметов (выделение цвета, величины, формы). («В гостях у светофора», «Стаканчики-вкладыши», пирамидки, вкладыши на тему овощи, домашние животные, дикие животные, транспорт, сказки);

побуждение к включению движения рук по предмету в процессе знакомства с ними; («В гости к мишкам» (круг, квадрат; «Игрушки» с использованием стихотворений А.Барто из цикла «Игрушки»

-установление сходства и различия предметов (размер, цвет, форма)4

-формирование умения называть свойства предметов . (твёрдые, мягкие, тяжёлые, лёгкие и т.д.) «Качество предметов»; «Чудесный мешочек».

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:

— развитие продуктивной (конструктивной) деятельности;

-знакомство с деталями (кубик, кирпичик, призма, цилиндр) в процессе игры с настольным и напольным строительным материалом;(«Построим дорогу для машин; для кукол», «Построим башню».

-развитие умения сооружать элементарные постройки по образцу;

— способствовать пониманию пространственных соотношений;

— использование дополнительных сюжетных игрушек, соразмерных масштабу построек (маленькие машинки для гаражей и т.п.); «Построим гараж для большой машины», «Построим гараж для маленькой машины»

— знакомство с простейшими пластмассовыми конструкторами;

— совместное со взрослым конструирование башенки, домика, машины; Проблема игрушек: «В группу пришла кукла и ей негде жить, построим ей дом»

— в летнее время строительные игры с использованием песка, воды, желудей, камешек и пр.

Формирование элементарных математических представлений:

— Количество: формирование групп однородных предметов; формирование различать количество предметов. Занятия «Много»- «мало», «Пустой – полный», «Один – много».

— Величина: привлечение детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом – маленький дом; большая матрёшка – маленькая матрёшка и т.д.); Используем на занятиях матрёшки , стаканы-вкладыши разного размера, игрушки разного размера, пирамидки, вкладыши с предметами разной величины.

— Форма: формирование умения различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар); Строительный материал, деревянные и пластмассовые кубики и кирпичики.

— Ориентировка в пространстве: накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада); расширять опыт ориентировки в частях собственного тела(голова, лицо, руки, ноги, спина); учить двигаться с воспитателем в определённом направлении. Например: Занятие «В гости с мишкам» ( дети должны были пройти по ленточкам- дорожкам к домику»; Ира «Вышла курочка гулять».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:

— предметное и социальное окружение;

-знакомство детей с названием предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель; Занятие из цикла занятий «Проблемы игрушек» — «Кукле без подушки жёстко спать» (постельные принадлежности: подушка, матрас, простынь, одеяло); «Посуда заблудилась и не может прийти домой» (Тарелка, чашка, ложка, чайник, кастрюля)

— формирование представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения;

— формирование умения называть цвет, величину предметов, материал, из которого сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, обувь и т.д), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т.д.); Не только на занятиях, но и в режимных моментах (кормление, умывание, одевание на прогулку, на прогулке)

Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения. Занятия» «Большие и маленькие колёса», «Проблемы игрушек – Грузовик грустит, у него сломался кузов), «Назови транспорт» с использованием набора открыток с видами транспорта (автомобиль, автобус, самолёт, велосипед, пароход, поезд и т.д.); чтение книг про транспорт.

Ознакомление с природой:

— знакомство детей с доступными явлениями природы; На прогулке , наблюдения или по картинкам – (ветер, дождь, солнце и т.д.)

-формирование умения узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных и их детёнышей; узнавать на картинках диких животных; называть их; (Занятия: «Кто в домике живёт?», «Кто как кричит?- звукоподражание», «Мамы и детёныши» с использованием набора картинок и книг)

— наблюдение за птицами и насекомыми на участке; за рыбками в аквариуме.

— формирование умения различать по внешнему виду овощи, фрукты; «Разложи овощи и фрукты по корзинкам», — муляжи; «Назови фрукты», «Назови овощи» — наборы картинок овощей и фруктов.

— помогать детям замечать красоту природы в разное время года Наблюдения в природе по всем временам года (Чем нас удивит осень, Чем нас порадует зима, Чем нас очарует весна. Цикл книг по временам года, рассматривание картинок, беседы по книгам о временах года.

— воспитание бережного отношения к растениям и животным.

Работа с родителями.

1.Родительские собрания («Приятно познакомиться!», «Познавательное развитие детей раннего возраста», «Игра и игрушки в жизни дошкольника», «Природа и дети: что можно делать с детьми в различные времена года»); родительские собрания с приглашёнными специалистами ДОУ: психолога, логопеда, медицинской сестры и т.д.

2. Мастер-классы «Дидактические игры с детьми раннего возраста»; «Подделки из природного материала».

3. Папки-передвижки по всем временам года.

4.Бюллетени для родителей («Какие игрушки нужны малышу»; «Ребёнок и дорога», «Сенсорное развитие детей с 2 до 3 лет» и пр.)

5. Выставки «Осенняя сказка», «Мастерская Деда Мороза», «Мамины руки – не знают скуки»).

Отвечайте детям на вопросы,
Ведь вопросов их мудрее нет:
-«Отчего берёзка носит косы?»,
-«Кто в лесу готовит всем обед?»

— » Как устроен там, внутри, будильник?»,
— » Правда ли, что лошадь, стоя спит?»
— » Почему морозит морозильник?»,
— » Что там, в тёмной комнате, скрипит?»

Отвечайте детям на вопросы;
ведь они вопросами живут:
примеряют, сравнивают, спорят.
Мир, через ответы, познают.

Да, конечно, дети познают мир через наши с вами ответы , через ответы родителей и педагогов, потому мы должны осознавать, какая на нас большая ответственность, но и почетное право знакомить детей с окружающим миром. Потому хочу пожелать всем нам успехов в работе с нашими маленькими почемучками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close