Конспект развитию словаря детей дошкольного возраста - Оappendicite

Конспект развитию словаря детей дошкольного возраста

Конспект развитию словаря детей дошкольного возраста

Портал педагога

Автор: Преснякова Татьяна Яковлевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1400 3 Дошкольное отделение
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект образовательной деятельности, направленный на формирование словаря дошкольников старшего возраста «Животный мир осенью»
Дата публикации: 21.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

3 дошкольное отделение

«Животный мир осенью»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Преснякова Татьяна Яковлевна

Тема: Животный мир осенью.

Цель: Расширять и обогащать представления о сезонных изменениях в природе и их влияние на

жизнь лесных животных, формирование словаря по теме занятия.

Интеграция образовательных областей (условное обозначение): (З) — «Здоровье», (Ф) — «Физическая

культура». (С) — «Социализация», (П) — «Познание», (К) — «Коммуникация», (Ч)

«Чтение художественной литературы»,(Х) — «Художественное творчество, (М) — «Музыка».

Введение детей в тему дня.

Прошу детей послушать рассказ-загадку и попробовать отгадать, о

каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто — то ходит под

кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся.

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы

увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к

приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым

(отрывок из рассказа О.Иваненко «Спокойной ночи»)

— Ребята, о каком времени года здесь говорится? (об осени)

— А как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать).

Я рассказываю детям о том, что осень — самое ответственное время года

для лесных животных. В лесу много корма для зверей: орехи, грибы,

травянистые растения. Солнце светит, но уже не так греет, как летом.

Чаще дует холодный ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Я его

встретила, по дороге в детский сад, и ветер мне подарил волшебный

«Лист осенний и волшебный буду в руки вам давать и вопросы

задавать». Давайте встанем в кружок. Кому передам лист, тот должен

ответить на мой вопрос.

— листья осенью (что делают?) –листья осенью желтеют и опадают

-дождь осенью (что делает?) –дождь осенью моросит, идет.

-урожай осенью (что делают?) –урожай осенью убирают.

— птицы осенью(что делают?) — птицы осенью улетают.

-деревья осенью(что делают?) — деревья осенью роняют листья.

-звери осенью (что делают?)— звери осенью готовятся к зиме, меняют

Правильно, ребята, животные не только меняют шубки, но и

накапливают запасы жира, чтобы пережить зиму.

Показ небольшого видеофильма о лесных животных.

Я говорю: «Дети! К нам пришло письмо. Что в нем? Загадка! Слушайте

внимательно, я ее прочитаю».

У него на голове

Ветки. Даже сразу две.

Говорят: Всего два рога,

Да зато отростков много.

Как он носит этот груз,

Я сказать Вам не берусь.

Их носить ему не лень,

Потому, что он…(Олень)

Я говорю: «Молодцы! Вы правильно отгадали загадку!»

Рассматривание картины «Олени в осеннем лесу».

Я говорю: «Сегодня мы будем рассматривать картину и составлять по

(Помещаю картину на стенд).

Картина рассматривается по плану (от главных объектов к

В процессе рассматривания устанавливаются взаимосвязи между

Дети рассматривают картину, затем отвечают на мои вопросы.

Основной прием при рассматривании картины — вопрос.

Для выяснения общего смысла картины:

Я: Кто нарисован на картине?

Я: Какое время года изображено?

Я: Почему вы так думаете?

Дети: Вокруг желтая трава, на деревьях желтые, красные, зелёные

Я: Как можно еще назвать эту картину?

Дети предлагают варианты: Олени, Олени на лесной поляне, Олени на

Для описания предметов:

Дети: большой, красивый

Я: Какого цвета у него шерсть?

Дети: бурая, коричневая

Дети: ветвистые, большие

Дети: длинные, тонкие

Я: Что он делает?

Дети: стоит, смотрит

Я:Сколько оленей на картине?

Дети: много; один большой, другие поменьше

Я: Что они делают?

Дети: едят траву, стоят, смотрят

Для установления связей:

Я: Зачем олени вышли на поляну?

Дети: поесть, погреться на солнце, погулять.

Я: Чем они похожи?

Дети: у них одинаковая голова, туловище, ноги, цвет шерсти

Я: Чем отличаются?

Дети: у оленя рога, а у самки их нет- безрогие

Для перехода за пределы изображенного:

Я:Что будет потом, когда олени поедят?

Дети: пойдут в лес, спать, пить воду

Я: Что было до этого?

Дети: олени играли в лесу, гуляли

Вопросы о личном опыте детей:

Я: Как ты думаешь, о чем они говорят?

Дети: какая вкусная трава, как красиво

Вопросы по подбору синонимов:

Я: Как можно сказать бурый цвет по-другому?

Дети: коричневый, серовато-коричневый

Я: Как можно сказать заботится по-другому?

Дети: проявлять заботу, смотреть

Я: Как можно сказать кустарник по-другому?

Дети: куст, кустик

После ответов детей я рассказываю обобщающий рассказ, чтобы

закрепить представление о картине.

«Однажды в осенний день большой олень вывел из леса своё стадо

поесть на поляну. Олень большой, у него бурая, коричневая шерсть, на

шее она темнее, чем на всём теле. У него длинные ветвистые рога,

небольшие уши, длинные ноги, маленький хвост. Он стоит и смотрит

по сторонам, пока стадо пасётся. В стаде много самок. У них тоже

бурая, коричневая шерсть, но отсутствуют рога, они безрогие. Одни

олени пасутся, другие стоят и смотрят по сторонам.

Олень следит за стадом. Он заботится о нём.

Олени кушают травянистые растения. Осенью им очень хорошо –

тепло, солнышко не очень греет, поэтому они не прячутся в тени

деревьев, как летом. Много еды – снег ещё не засыпал траву. Зимой

олени питаются ветками и побегами деревьев и кустарников.

После того, как олени поедят они побегут к себе домой, в лес. Лес – это

их дом, они там живут».

Приемы формирования словаря:

Четкое произнесение слова, неоднократное включение слова в

предложение, проговаривание нового слова хором и индивидуально с 2-

3 детьми по ходу занятия.

Подбор слов антонимов к новым словам с целью уточнения его

смысловой стороны: ветвистые – прямые, безрогие – с рогами, пасутся

– не едят траву. Интонационное выделение нового слова в речи.

Физкультминутка (проводится в музыкальном сопровождении).

« У оленя дом большой».

На каждую фразу стиха выполняется своё движение:

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • 1 А Я ИЗ ВЛАДИВОСТОКА (33)
  • Мелкая личняка (4)
  • 1 ЛИРУ ИЗУЧЕНИЕ LI.RU. (156)
  • Заработать на LI.RU (31)
  • Подсказки по ЛИ.РУ (125)
  • 1 КРАСИВОЙ БЫТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ (461)
  • волосы (3)
  • Кремы, маски (143)
  • Ногти. (36)
  • Разное в красоте (83)
  • Стройная фигура (114)
  • Украшения, прически, аксессуары (105)
  • 1 КУКЛЫ ТЕКСТИЛЬНЫЕ И КОЛГОТОЧНЫЕ (324)
  • Глаза и волосы для кукол (54)
  • Дома и мебель для кукол (36)
  • Куклы колготочные (65)
  • Куклы текстильные (84)
  • Обувь и одежда для кукол (61)
  • 2 ДАЧА, ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ, САД, ОГОРОД (583)
  • 1 Оглавление всех дачных материалов (2)
  • Все о ремонте в своем доме (25)
  • Разное для дачи (147)
  • Сад и огород (163)
  • БИСЕР (119)
  • БУКЕТЫ из конфет (8)
  • ВАЛЯНИЕ (72)
  • ВЫШИВКА (118)
  • Вышивка (48)
  • Вышивка крестиком (78)
  • Вышивка лентами (5)
  • ГАДАНИЯ, ПРИМЕТЫ, обряды, гороскопы (98)
  • ДЕКОРИРУЕМ БУТЫЛКИ, БАНКИ (14)
  • ДЕКУПАЖ (57)
  • ДЕЛОВЫЕ ЖЕНЩИНАМ. Сейфы, договора, заработок, опти (82)
  • ДОМ И БЫТ (1321)
  • Все о ремонте в своей квартире (64)
  • Декор стен (67)
  • Детская (178)
  • Дизайнерские штучки (158)
  • Для наших любимцев (животные) (72)
  • Интерьеры (156)
  • Комнатные растения (66)
  • Подушки (77)
  • Полезные советы (232)
  • Рукоделки для дома (107)
  • Уютная кухня (214)
  • Фэн-шуй для дома и семьи (5)
  • Шторы (112)
  • ДОШКОЛЯТА И НЕ ТОЛЬКО. (1123)
  • Беременность (5)
  • бумажные куклы (7)
  • Воспитание (45)
  • Готовим руку к письму: рисование, раскраски, обвод (133)
  • детское меню (26)
  • Дитячьи книжки (12)
  • Знакомство с математикой (31)
  • Знакомство с окружающим миром (60)
  • Игры для развития речи дошкольников (29)
  • Ин. яз. (12)
  • Кукольный театр (31)
  • Лепка, аппликация, конструирование (24)
  • ЛОГОПЕДИЯ (74)
  • мультики (11)
  • Обучение чтению / обучение грамоте (40)
  • Поделки с детьми (139)
  • развиваем мышление, наблюдательность, внимание (37)
  • Развивающие игрушки и пособия (157)
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук (34)
  • Разное для детей (303)
  • Физическое воспитание (25)
  • Читаем, разучиваем (15)
  • Школа семи гномов (25)
  • Школьник (42)
  • ЖИВОПИСЬ (37)
  • Закон есть закон (3)
  • ЗНАМЕНИТОСТИ (55)
  • ИСТОРИЧЕСКОЕ (16)
  • КИНУСАЙГА — пэчворк без иголки (7)
  • КОВРОТКАЧЕСТВО (8)
  • КОМПЬЮТЕР / ИНТЕРНЕТ (163)
  • Интересности Интернета (5)
  • О блогах / дневниках; создание, заработок и пр. (31)
  • О доменах, хостингах, скриптах и пр. (4)
  • разное для компьютера (116)
  • Сайты. Создание, анализ, раскрутка (12)
  • Электронные деньги (4)
  • КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ (58)
  • Игры (16)
  • Музыкальные игры (4)
  • Онлайн казины (33)
  • Рисовалки (1)
  • Флэшки (6)
  • КРАСОТА, ДОБРОТА, ПОЗИТИВ. (115)
  • ЛЮБИМЫЕ СТИХИ (32)
  • МЕДИЦИНА, ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНИ (401)
  • нетрадиционная медицина (296)
  • традиционная медицина (125)
  • МЫЛО РУЧНОЙ РАБОТЫ (74)
  • ОБРАЗЦЫ (17)
  • ОБУВНЫЕ МОТИВЫ (2)
  • ОРИГАМИ, КВИЛЛИНГ, ПОДЕЛКИ ИЗ БУМАГИ (86)
  • ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ. НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ ВЕЩЕЙ (188)
  • 1 Оглавление рубрики «Очумелые ручки. Новая ж (1)
  • ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ГАЗЕТ (344)
  • виды плетения (14)
  • Донышки и крышки для корзинок (50)
  • Загибки для корзинок и шкатулок (23)
  • Плетение из газет (224)
  • Приспособления для плетения из газет (5)
  • Ручки для корзинок (15)
  • Трубочки крутим и красим (21)
  • ПЛЕТЕНИЕ фенечек, узлов, шнуров, МАКРАМЕ (21)
  • ПРАВОСЛАВИЕ (45)
  • ПРАЗДНИКИ (837)
  • 23 февраля (49)
  • Новый год — петушки и курочки (18)
  • 8 Марта (17)
  • Все для праздника (11)
  • День Победы (18)
  • День рождения (48)
  • День св. Валентина (100)
  • День учителя, воспитателя (13)
  • Новый год и Рождество (393)
  • Пасха (122)
  • Развлечения, конкурсы (11)
  • Свадьба (114)
  • Что подарить, как упаковать (48)
  • ПРИЯТНОГО АППЕТИТА (888)
  • Блюда в горшочках (6)
  • Винный погребок (18)
  • Второе блюдо (127)
  • Выпечка (239)
  • Десерты (77)
  • Заготовки (86)
  • карвинг (26)
  • Мясо, птица (92)
  • Рыба и морепродукты (56)
  • Салаты, закуски (141)
  • Соусы и приправы (13)
  • Супчики — борщики (21)
  • Торты необычной формы (19)
  • Украшение тортов (45)
  • ПСИХОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ (133)
  • Как отомстить негодяю (21)
  • Мудрые сказки, притчи (32)
  • Психология женщины (34)
  • Психология мужчин (9)
  • Разное в психологии (51)
  • Тесты (8)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ (105)
  • Города и страны (77)
  • Россия — это Родина моя (31)
  • Разное (37)
  • РУКОДЕЛИЕ РАЗНОЕ (205)
  • САМОЕ ВАЖНОЕ (862)
  • САМЫЕ, САМЫЕ. (14)
  • СКРАПБУКИНГ (3)
  • СОЛЕНОЕ ТЕСТО (86)
  • СУМКИ ШЬЕМ И ВЯЖЕМ (35)
  • ТРАФАРЕТЫ ДЛЯ ДОМА И РУКОДЕЛИЯ (57)
  • ФИЛЬМОТЕКА (19)
  • ФОТО (158)
  • Котоматрица (22)
  • Полезности для фото (15)
  • рамки для фото (9)
  • Редактирование фотографий, фотоколлажи — фотошоп и (46)
  • Фото (72)
  • ХОЛОДНЫЙ ФАРФОР И ПЛАСТИКА (74)
  • Бижутерия из пластики (2)
  • Поделки из холодного фарфора и пластики (33)
  • Рецепты холодного фарфора (39)
  • Цветы из холодного фарфора и пластики (7)
  • ЦВЕТЫ ИЗ ТКАНИ И БУМАГИ (89)
  • ШЬЕМ САМИ (769)
  • Лоскутное шитье (42)
  • мягкие игрушки (257)
  • Одежда для женщин (120)
  • Одежда для мальчиков (26)
  • Технология (94)
  • Шьем девочкам (62)
  • Шьем для дома (175)
  • Шьем для самых маленьких (42)
  • э ВЯЗАНИЕ (343)
  • Брюггское кружево (13)
  • Вязание + мех (14)
  • Вязание + ткань (15)
  • Вязание для дома: подушки, сумки, прихватки и т. д (173)
  • Вязание из полиэтиленовых пакетов (11)
  • Вязание КНИГИ и журналы (22)
  • Вязание на вилке и тенерифе (7)
  • ирландское кружево и фриформ (82)
  • Спицы + крючок (5)
  • э ВЯЗАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ (444)
  • Вязание для девочек (146)
  • Вязание для детей до года (88)
  • Вязание для мальчиков (51)
  • Вязаные шапочки, рукавички, носочки (150)
  • пинетки (63)
  • э ВЯЗАНИЕ ДЛЯ МУЖЧИН (39)
  • э ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ (841)
  • Вязание крючок ПЛАТЬЯ, костюмы, ЮБКИ (37)
  • Вязание-крючок БЕЗРУКАВКИ, жилеты, ТУНИКИ (28)
  • Вязание-крючок БЛУЗКИ, топы, БОЛЕРО, купальники (87)
  • Вязание-крючок ДЖЕМПЕРА и ПУЛОВЕРЫ (14)
  • Вязание-крючок ЖАКЕТЫ, кардиганы, ПАЛЬТО (35)
  • Вязание-крючок НОСКИ, тапочки, ВАРЕЖКИ, перчатки (53)
  • Вязание-крючок САЛФЕТКИ, пледы, СКАТЕРТИ, коврики (89)
  • Вязание-крючок СЕКРЕТИКИ, узоры, СХЕМЫ (284)
  • Вязание-крючок ЦВЕТЫ и БАБОЧКИ (93)
  • Вязание-крючок ШАПКИ, шляпы, ШАЛИ, воротнички (109)
  • Филейное вязание (36)
  • э ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ (654)
  • Вязание- спицы ШАПКИ, шапочки, ШАЛИ (111)
  • Вязание-спицами СЕКРЕТИКИ (200)
  • Вязание-спицы ЖИЛЕТЫ, безрукавки,БОЛЕРО, топы (54)
  • Вязание-спицы КОВРИКИ, пледы, СКАТЕРТИ, салфетки (9)
  • Вязание-спицы НОСКИ, тапочки, ВАРЕЖКИ, перчатки (69)
  • Вязание-спицы ПЛАТЬЯ, туники, БЛУЗОНЫ, блузки (44)
  • Вязание-спицыДЖЕМПЕРА, полуверы, СВИТЕРА,жакеты (174)
  • э ВЯЗАНЫЕ ИГРУШКИ (1868)
  • Амигурами (35)
  • зайчики (21)
  • вязаная мелочевка (154)
  • вязаные драконы и поросята (86)
  • обезьянки (140)
  • вязаные игрушки из мультфильмов (200)
  • вязаные коты, тигры, львы и др. кошачьи (175)
  • вязаные куклы (322)
  • вязаные мишки (163)
  • вязаные мышки, ежики, белки (76)
  • вязаные мячики, смайлики (16)
  • вязаные овечки, лошадки, коровы, ослики, лоси и д (122)
  • вязаные птицы и насекомые (185)
  • вязаные рыбки, черепашки , улитки, дельфины,ящерки (103)
  • вязаные слоники,жирафы, бегемоты, кенгуру (70)
  • вязаные собачки, лисички, волки, еноты (108)
  • вязаные фрукты-овощи и др. еда (51)
  • вязаный транспорт, военная и бытовая техника (54)
  • Книги и журналы.»Вязаная игрушка» (30)

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Цитатник

ArtMarbleStudio — камины, фонтаны, декор и прочее из натурального камня и бронзы Атмосф.

короб из бумажных трубочек — поэтапно. 🙂 и чуть-чуть про тенты, сетки, пленки. 🙂 кор.

Шьем пилотку к 9 Мая Шьем пилотку к 9 Мая автор мастер класса Oksana .

Большая книга научных развлечений 1. 2. 3. 4. .

Ваза с цветами из бумаги в подарок маме Вазу с цветами, открытку ручной работы из бумаги, мож.

Ссылки

Трансляции

Статистика

Структура занятий по развитию словаря у детей дошкольного возраста

Когда-нибудь планирую отвести свою дочку в развивающий центр для детей дошкольного возраста. А сейчас просматриваю подобные сайты, сравниваю цены, условия, перечень услуг. Последнее где я была это «Умка» — развивающий детский центр, который кроме огромного спектра услуг еще предлагает танцы для детей в марьино . С первого взгляда впечатление о сайте и этом центре остается благоприятное.

А теперь непосредственно по теме этого поста. Представленный материал является деликатесом для педагогов дошкольного образования (воспитателей). Я еще не встречала учебника или методички, где так подробно и доступно была бы расписана обобщеная структура разных занятий по развитию речи у дошкольников. Спасибо тому, кто так переработал и систематизировал материал.

Обогащение словаря — необходимое условие для развития речи дошкольника

Специалисты постоянно подчеркивают, что развивая речь дошкольника, родители могут многого добиться в интеллектуальном воспитании своего ребенка. Уже давно доказано, что речь имеет большое значение для познания окружающего мира, получения необходимых знаний, полноценного общения с окружающими. Разумеется, для формирования речи необходимо развивать словарный запас. Что нужно знать взрослым о правильном развитии словаря детей дошкольного возраста? Главное ‒ нужно познакомиться с особенностями и методикой формирования. Пусть родителей не пугает слово «методика», под ним подразумеваются условия, средства, приемы, которые помогают добиться необходимого результата.

Формирование словаря ‒ важное средство развития детской речи

Пожалуй, самое трудное в развитии речи дошкольников ‒ это необходимость вовремя сформировать словарный запас ребенка. Родителям нет нужды вдаваться во все тонкости работы специалистов, которые для этой цели пользуются специальной методикой. В воспитании своего малыша им нужно знать главное: формирование детского словаря идет по двум направлениям. Это его количественный рост и усвоение значения слов.

Количественный рост

Увеличение количества происходит за счет постоянного накопления слов, добавление новых к уже имеющимся словам. Отмечено, что во многом обогащение словаря зависит от обстановки, в которой живет ребенок, его воспитания.

  • Если родители серьезно подходят к развитию своего дитя, то уже к концу первого года в его лексиконе накапливается до10-12 слов. Пусть небольшое их количество не расстраивает родителей, ведь это слова, которыми малыш активно пользуется. Есть еще пассивный словарь, то есть понимание речи. Младенец понимает большее количество слов, чем говорит. Вот поэтому нужно, как можно больше разговаривать с ним, чтобы дать возможность овладеть большим запасом пассивного словаря.
  • На втором году жизни накопление активного словаря идет довольно стремительно, к переходу в раннее детство у малыша в запасе 300-400 слов, в три года – 1500. По мнению специалистов, именно в раннем детстве происходит самый большой прирост слов в лексиконе ребенка.
  • В четыре года запас слов составляет 1900.
  • К 5 годам ‒ 2000-2500.
  • У семилетних детей в словаре до 4000 слов.

Усвоение значения слов

При усвоении значения слов, отмечается, что словарный запас дошколят увеличивается за счет существительных и глаголов, так как они по своему значению наиболее близки детям. Ведь изучение окружающего мира идет с помощью названий предметов и действий с ними.

  • Гораздо труднее происходит накопление прилагательных. Нужно помнить, что такая особенность совершенствования детского словаря зависит от воспитания, манеры поведения окружающих взрослых и особенностей психики дошколенка.
  • Если взрослых не волнует качество речи дошкольника, отсутствует знакомство с цветом, формой, запахом, материалом, назначением предметов, то и усвоение прилагательных идет труднее.
  • Также трудности возникают от того, что прилагательное относится к абстрактной части речи и достаточно трудно воспринимается детьми. Речь взрослых, богатая эпитетами, сравнениями, становится примером для подражания.

Что надо знать об особенностях развития словаря в раннем детстве?

Как быстро развивается кроха в раннем возрасте, так же быстро растет его словарь. На каждом возрастном этапе этого периода происходит особое накопление слов.

  • Так, у младенца на первом году жизни запас пополняется за счет речи окружающих его людей. Он слышит часто повторяющиеся слова, что влияет на пополнение пассивного словаря. Специалисты постоянно напоминают родителям, не надо думать, что грудничок ничего не понимает и пока развивать словарный запас ребенка нет необходимости. Напротив, идет интенсивное накопление пассивного словаря, поэтому надо общаться с ребенком, даже если просто проводятся гигиенические процедуры или кормление. Младенец уже в 2 месяца понимает интонацию слов взрослого.
  • В раннем детстве пополнение словаря идет за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения: посуду, одежду, игрушки, мебель. В этом возрасте малыши очень чутко понимают природу и трепетно относятся к живому миру, поэтому для расширения словаря можно использовать названия животных, растений, времен года, явлений природы, разных событий.

Взрослому нужно дать правильное и точное обозначение предметов и явлений, стараться исправлять ошибки в произношении ребенка, не переходя на язык малыша.

  • В этом возрасте проявляется особенность дошколят ‒ словотворчество. Дети начинают придумывать собственные слова, выражения. Классик детской литературы К.Чуковский собрал целый сборник таких слов «От 2 до 5», где есть слова и выражения, сочиненные детишками двух-трехлетнего возраста, например, шишки-шишенята, мадонна с мадоненком, фантазительный рассказ, страшный спун (сон), сердитки (морщинки), баюльная песня.

Как обогащать словарный запас в дошкольном возрасте?

В среднем и старшем возрасте дошколята становятся более самостоятельными, такое же явление происходит и со словарем. Они понимают много слов, слышат их не только от родителей, но и от других окружающих людей, поэтому появляются сленг, слова-паразиты, засоряющие речь ребенка. Для дошкольников помощь взрослого в развитии словаря просто необходима, на что специалисты обращают пристальное внимание родителей.

  • Если детям младшей возрастной группы было еще недоступно обозначение эмоциональных состояний, качественных характеристик предметов и явлений, то средние дошкольники активно используют слова, передающие чувства, эмоции. Им уже доступны слова, имеющие оттенок оценочных характеристик. Например, этот герой сказки – добрый, смелый, а другой – злобный, неприветливый.
  • В старшем дошкольном возрасте продолжается накопление детского словаря. Самое большое количество слов приходит в активный словарь именно в этом возрасте, увеличивается его качественное наполнение. В него начинают входить слова, которых не было на предыдущем возрастном этапе: обозначающие время, пространство, числительные, общественные события.
  • Одной из главных задач в этот период является пополнение словаря ребенка разными частями речи. Особенно важна интенсивная работа над прилагательными, так как они делают речь человека экспрессивной, то есть более эмоциональной. От родителей, в первую очередь, зависит, будет ли речь их ребенка богатой или так и останется примитивной.

Как поступить, если ребенок знает слова, но не употребляет их в разговоре?

Большое внимание также надо уделить тому, как часто использует ребенок в разговоре те или иные слова. Методика раскрывает такое понятие, как «мертвое слово» ‒ не активизированное, находящее лишь только в пассивном словаре дошкольника. Оно не используется в силу определенных причин: дошкольник не понимает значения слова или в сферу его употребления не вовлечен. Родителям важно знать, каким пассивным словарем владеет их ребенок, чтобы переводить «мертвые слова» в активный лексикон. Если взрослый сталкивается с такой проблемой, то он должен знать:

Для дошколенка важно объяснение каждого нового слова: его значение, употребление в определенной ситуации, экспрессивная (эмоциональная) окраска. Затем взрослый должен проговорить новое слово с четкой артикуляцией, чтобы произношение закрепилось в памяти ребенка.

  • Хорошо, если взрослый вспомнит художественные произведения, в которых употребляется «мертвое слово»: стихотворные строки, сказку, рассказ.
  • Специалисты советуют использовать жизненные ситуации, когда эти слова можно истолковать с противоположной точки зрения, то есть подобрать антонимы.

Какие средства могут использовать родители?

Чтение и обсуждение прочитанного

Основными средствами обогащения словаря детей, как рекомендует методика, остаются чтение художественной литературы и активное обсуждение прочитанного. Педагоги владеют методами такой работы, но и родители должны понимать, что активное речевое общение играет большую роль в накоплении словарного запаса. Что советуют специалисты?

Чтобы чтение вслух давало положительные результаты, необходимо:

  • отчетливо произносить слова, соблюдая правильную артикуляцию;
  • правильно расставлять ударения в словах;
  • разъяснять незнакомые или труднопроизносимые слова;
  • постоянно использовать новые слова в разных ситуациях;
  • предложить ребенку выразить главную мысль текста;
  • обсудить героев произведения, их поступки, используя прилагательные.

Действенным средством всегда были и остаются книги с красочными картинками, которые малыш сначала при помощи взрослого, а потом самостоятельно, рассматривает, обсуждает с родителями или другими детьми.

Классические средства обогащения словаря

  • разнообразные игрушки, с помощью которых малыш узнает название вещей и предметов, знакомится с их качественными характеристиками;
  • просмотр детских фильмов с обязательным обсуждением героев, событий, предполагаемых поступков («А как бы ты поступил на месте героя?»);
  • рассказывание любимых сказок, заучивание стихов, чтение скороговорок вне программы дошкольного учреждения;
  • семейные события, которые необходимо обсуждать вместе с ребенком (куда поехать в выходной день, где нравится отдыхать летом, что купить бабушке на день рождения, что подарить другу, какие игрушки уже можно отдать младшему брату, а какие купить для игры).

Тем для обсуждения и событий для вовлечения в них дошколенка в семье всегда найдется много. Главное, чтобы родители не игнорировали мнение и рассуждения своего малыша, были готовы ответить на его вопросы, сами подавали пример разнообразной, правильной речью. Тогда и словарный запас ребенка будет богатым и насыщенным, что позволит ему успешно обучаться в школе.

Игры и упражнения для пополнения словарного запаса

Наиболее эффективным средством для обогащения и расширения детского словаря всегда были и остаются игры и упражнения, так как именно они помогают решить многие вопросы воспитания детей. Методика развития речи детей дошкольного возраста предлагает много интересных и разнообразных заданий для дошкольников. Задача родителей ‒ найти игровые задания именно для своего малыша, чтобы они соответствовали его темпераменту, интеллектуальным возможностям, не требовали больших затрат и усиленной подготовки. Этим требованиям отвечают следующие игры и задания:

Упражнения с мячом

  • «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий овощей, фруктов, игрушек, профессий и подобное), для средних и старших дошкольников;
  • «Скажи наоборот» для любого возраста. Взрослый бросает мяч ребенку, произнося какое-то слово, тот возвращает со словом, противоположным по значению. Можно использовать разные части речи: прилагательные (мягкий-твердый, холодный-горячий), существительные (зима-лето, небо-земля), глаголы (бежит-стоит, включать-выключать);
  • «Назови, кто где живет?» для всех возрастов (аналогично предыдущей, но малыш должен назвать место, где живет какое-либо животное, например, белка ‒ в дупле, медведь ‒ в берлоге, собака ‒ в конуре);
  • «Маленький-большой» для среднего и старшего возраста (мяч летит к ребенку со словом, обозначающим большой предмет, тот должен вернуть мяч с уменьшительным словечком, например, кукла-куколка, ложка-ложечка);
  • аналогичная игра «Мамы и детки» (закрепляются название животные и их детенышей).

Словесные игры

Хорошо помогают пополнить словарный запас игры на описания, сравнение. Классикой из них являются дидактические игры для развития речи «Чудесный мешочек», «Загадай предмет, а я отгадаю (по описанию)», «Расскажи, что видел». В них дошколята расширяют активный словарь и пополняют пассивный при помощи новых слов, который предлагает взрослый.

Настольно-печатные игры

Интересны детям настольно-печатные игры, которые многое дают детям не только в плане развития речи и воспитания личностных качеств: терпения, выдержки, умения выполнять правила. Родители могут выбирать любые из них, главное, чтобы такие игры соответствовали возрасту ребенка. Иначе, не справившись с правилами, малыш потеряет интерес к ним. Дошколятам можно предложить современную игру в детском варианте «Монополия», разновозрастные «Сюжетные кубики», «Разрезные картинки», тематические «Лото», «Четыре времени года» и многие другие.

На самом деле, игровых заданий и упражнений можно найти достаточно много. Заинтересованные родители всегда могут обратиться за разъяснениями к методике развития речи, почерпнуть там различные варианты игр для расширения и обогащения словаря, формирования навыков связной речи, развития интеллектуальных способностей, творческих возможностей. Нужно исходить из своих возможностей, возраста, психологических особенностей ребенка и ситуации, в которой находится семья с дошколятами. Тогда все обязательно получится. Успехов в воспитании ваших детей!

Методическая разработка. Обогащение словаря детей в ДОУ

Предлагаю вам методическую разработку на тему — обогащение словаря детей в ДОУ.

  • Понятие словарной работы.
  • Задачи и содержание словарной работы.
  • Своеобразие методики словарной работы.
  • Виды занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Методика развития словаря

Словарная работа — это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря — это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Слово – это знак, обозначающий результат познания, мышления. Язык как средство общения – это, прежде всего, язык слов.

  • фонетическая выраженность
  • грамматическое оформление
  • наличие значения и способность слова
  • сочетаться с другими словами.

Развитие словаря, задачи, приемы словарной работы

Аспекты словарной работы.

  • Освоение ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. (Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, А. П. Иваненко, В. И. Яшина)
  • Усвоение слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами (ознакомление детей с многозначными словами, использование антонимов, синонимов, т. е. развитие смысловой стороны речи).( Ф. А. Сохин и его ученики: О. С. Ушакова, Е. М. Струнина и др.)

Значение словарной работы

  • Словарная работа занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Имеет большое значение для общего развития ребенка: способствует накоплению и уточнению представлений, формированию понятий, развитию содержательной стороны мышления.
  • Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
  • Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
  • Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.
  • От уровня развития эмоционально-оценочной лексики зависит эмоциональное развитие дошкольников, понимание им эмоционального состояния других людей.

Задачи словарной работы

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, новых значений слов, уже имеющихся в лексиконе

2. Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием)

3. Активизация словаря. 2 категории слов:

а) пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи),

б) активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно употребляет в своей речи)

4. Устранение в речи детей нелитературных слов (просторечные, диалектные, жаргонные)

Содержание словарной работы в ДОУ

  • Бытовой словарь: названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи
  • Природоведческий словарь: название явлений неживой природы, растений, животных
  • Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, национальные праздники)
  • Эмоционально-оценочная лексика: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой), фразеологические сочетания, синонимы
  • Слова, обозначающие время, пространство, количество.

Направления словарной работы:

  • расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений
  • усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира
  • введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам

Критерии отбора слов

  • коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей
  • соответствие выбранного слова содержания представлений, рекомендованных программой детского сада
  • частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети
  • отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность
  • трудности произношения, сложности грамматических форм
  • учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы
  • значимость слова для решения воспитательных задач
  • значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений
  • отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия).

Принципы словарной работы

  • единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления
  • связь содержания словарной работы с мыслительной деятельностью детей
  • опора на активное и действенное познание окружающего мира
  • использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности
  • раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование
  • раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование

Методы словарной работы

Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащение словаря)

  • непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
  • опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач

Методы, направленные на закрепление и активацию словаря, развитие его смысловой стороны:

  • рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием,
  • дидактические игры,
  • чтение художественных произведений,
  • словарные упражнения.

Формы и принципы словарной работы

Требования к проведению экскурсий и осмотров помещений:

  • Осмотры должны быть интересны детям: заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.
  • Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет.
  • Необходимо обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: задавать вопросы, разрешать не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.
  • Необходимо заранее определить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые.
  • Количество наблюдений и экскурсий должно быть педагогически обоснованно и находиться в соответствии с числом других занятий.

Методика работы с загадками

Загадка – образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.

1. Загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками.

2. Загадки должны быть доступны детям с точки зрения содержания и формы.

3. Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного

образа с реальным предметом.

4. Отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждением и доказательствами, объяснением образного описания.

5. Придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок.

6. Загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.

Последовательность работы над словом.

  • обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств, качеств.
  • уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, употребление слов в разных ситуациях общения.
  • использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимов, антонимов, на многозначные слова.

Автор: Ярошенко Наталья Владимировна, воспитатель МК ДОУ детский сад № 254, Кемеровская область, г. Новокузнецк

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector