Интеллектуальное развитие детей процессе экологического образования - Оappendicite

Интеллектуальное развитие детей процессе экологического образования

Интеллектуальное развитие детей процессе экологического образования

Экологическое воспитание дошкольников

Взаимодействие с миром природы может способствовать интеллектуальному развитию ребенка. Например, возьмем животных. Они являются источником первых знаний о природе. Ребенок распознает названия животных, познает их поведение, пищевые предпочтения. Животные являются источником развития сенсорики. Ребенок через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, движения, мягкость, фактуру шерсти. Животные – это источник развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи: кошка мяукает у миски — голодная. Животные источник для различных видов деятельности — наблюдение, игра, труд, творчество. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.
Мир природы влияет не только на интеллектуальное развитие детей, но и взрослых тоже. Показательна история одного преступника, приговоренного к пожизненному заключению. «Страуд находился в тюрьме Алькатрас. Птицы, которых видел заключенный из окна камеры, породили у него не только мечту о крыльях, но и желание досконально изучить их жизнь. Страуд занялся самообразованием, запросил у тюремной администрации книги по естествознанию, стал изучать строение птиц. В итоге он написал две книги о птицах, получившие высокие отзывы ведущих орнитологов мира. И сам Страуд стал известен далеко за пределами тюрьмы. О нем сняли фильм, многие видные общественные деятели обращались с просьбой об его освобождении. Но Страуд так и умер в тюремной камере».
5. Актуально ли использовать экологическое воспитание, как средство формирования нравственности и духовности, в дошкольном возрасте?
Закладывать нравственные ценности, воспитывать у ребенка духовные чувства, по средствам взаимодействия его с окружающей средой, стоит начинать именно с дошкольного возраста. Это связано с особенностями развития мышления детей.
Дошкольник думает, что все в этом мире существует для него и других людей. Ребенок воспринимает природу через призму: «А что мне это может дать?» Например, «Озеро существует для того, чтобы я мог в нем купаться», «Дождь идет для того, чтобы я мог ходить по лужам». Такое восприятие природы подкрепляется и отношением взрослых к природе, что может привести к рассмотрению природы, как источника обеспечения потребности, бездуховному отношению к ней.
Все в природе ребенок объясняет по аналогии с отношениями, существующими между людьми. Например, «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости». Ребенок считает природные объекты, способными думать, чувствовать. Поскольку все природное включается дошкольником в сферу «человеческого», то он и относится к ним как к людям. Но это отношение носит специфический характер: отнесение всего природного к сфере «человеческого» вовсе не означает для него, что оно является чем-то равным человеку. Человек ставится выше природы. Поэтому дошкольников надо ориентировать на восприятие себя, как важного звена природы и на сохранение планеты, как своей жизненной среды.
Характерно рассогласование между отношением к природе у дошкольников и взрослых. Если первая реакция взрослого, увидевшего бабочку: «Ах, какая прелесть!», то первая реакция дошкольника — поймать ее и потрогать, узнать, «какая она на ощупь», то есть изучит ее. Это вызвано отсутствием у детей практических навыков взаимодействия с природой и взрослый должен научить ребенка этому. Ребенок может знать, как надо действовать «не рвать», «не сорить», «не ломать», но при этом нарушать эти правила. Так как действенность таких запретов относительна. Если человеку дается инструкция: «Ни в коем случае не представляйте яблоко» — он просто не может не представить это яблоко.
Таким образом, на родителей, воспитателей ложится ответственность – воспитать любовь к природе у детей, чтобы иметь в своих ресурсах важный источник развития духовности, нравственности и интеллекта. Важно знать, что на характер взаимодействия дошкольников с природой оказывает влияние степень сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем спокойнее ребенок ведет себя при контакте с природой, больше проявляет познавательный интерес к ней, ориентируется на состояние и благополучие природы.
6. Какие условия необходимо создать в дошкольном учреждения для воспитания духовности, нравственности и развития интеллекта у детей через экологическое воспитание?
Задача педагогов – создавать в детском саду, на его территории, условия для общения с природой, чтобы компенсировать негативное влияние урбанизированной городской среды на развитие ребенка.
Для развития органов чувств ребенок нуждается в контакте с природными материалами, которые дают ему разнообразные ощущения. Поэтому в детском саду должны быть не только искусственные, но и природные материалы: шишки, плоды и семена растений, камни, ракушки, песок, глина.
Дети не замечают растения и животных, которые находятся рядом с ними среди городских кварталов, в парках. Поэтому одна из задач детского сада – научить дошкольников видеть необычное в обычном, развивать их познавательный интерес, эмоциональное отношение к природе. В этом возрасте дети должны познавать мир через собственные действия, наблюдения, опыты, игры в природе. В парке и даже лесу можно найти интересные поводы для счета, сравнения, описания.
Изменились игры детей. Стало меньше игр с природным материалом. Мало внимания уделяют самостоятельной деятельности ребенка, проявлению его инициативы. Родители и педагоги нередко ограничивают стремления ребенка исследовать окружающую среду – лужу, песочницу. Запретить детские инициативы гораздо проще, чем поддержать. Это приводит к угасанию у детей любознательности и познавательной деятельности и возможности использовать нам окружающую среду для формирования у детей нравственных ценностей. Задача детского сада – создавать условия для самостоятельной деятельности, в первую очередь исследовательской.
Одним из эффективных приемов является включение в организованную деятельность детей релаксационных упражнений с природной тематикой. Выполняя их, дети не только снимают мышечное напряжение, но и получают информацию об окружающем, повадках животных. Например релаксационное упражнение «Спящий котенок». Вы говорите детям: «Представьте себе, что вы веселые озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали … начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2- 3 раза)». Вы можете сюда включить и другие факты из жизни кошек и проводить это упражнение при знакомстве детей с домашними животными.
Помимо этого дети приобщаются к природе, чувствуют, как она прекрасна. Например, можно использовать такое релаксационное упражнение, как «Облака». Под тихую, спокойную музыку вы просите детей закрыть глаза и говорите (включается музыка): «Представьте себе теплый, летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие, легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке. Чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке?» После такого отдыха на природе дети действительно приобщаться к ней.
Таким образом, в современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, любовь к окружающему. Это позволяет осуществить взаимодействие ребенка с окружающей природой, которая является неиссякаемым источником нравственного и духовного воспитания детей.

Список литературы:
1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов – на – Дону, 2008.
2. Макарова Л.М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие. Самара: «Самарский государственный университет», 2014.
3. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. — Москва: «Смысл», 2000.

Педагогическая ТЕХНОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Дошкольное учреждение как информационно-культурная и образовательная структура способна реализовать основные принципы устойчивого развития и стать действующей моделью по формированию основ экологической культуры дошкольников.

Ряд авторов утверждают, что система экологического образования является основным средством формирования экологической культуры подрастающего поколения, а саму экологическую культуру рассматривают в контексте нового способа соединения человека с природой, примирения с ней на основе более глубокого ее познания (Н.Ф. Мамедов, Н.С. Дежникова, Н.Ф. Винокурова и др.).

В связи с изменениями, происходящими сегодня в обществе, современное дошкольное образование ориентировано не на получение детьми огромного количества знаний, а на формирование у детей дошкольного возраста интегративных качеств: личностных, интеллектуальных, физических. Достижение системой дошкольного образования нового качественного результата является на сегодняшний день ее приоритетной задачей.

Интегративный подход к организации образовательного процесса ставит педагогов перед необходимостью осваивать и внедрять в свою работу новые педагогические технологии, методики, образовательные программы, отвечающие запросу современного образования.

В основу технологии экологического образования детей дошкольного возраста (положена мысль о том, что ребенок познает окружающий мир через различные специфические для каждого конкретного возраста виды деятельности, которые формируют психику ребенка.

Технология экологического образования детей дошкольного возраста направлена на комплексное решение задач экологического образования дошкольников через экологизацию различных видов детской деятельности и экологизациюразвивающей предметной среды, а также на формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста в процессе разнообразных видов деятельности дошкольников экологического содержания.

Под экологизацией деятельности дошкольника понимается обогащение ее содержания за счет экологического компонента. Для экологии как науки характерен высокий уровень интеграции: философии, науки, искусства, практической деятельности. На дошкольном уровне это проявляется в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Целью технологии экологического образования детей дошкольного возраста является реализация интегрированного подхода к экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Задачи, решаемые в ходе реализации данной технологии, следующие:

1. Формирование у детей основы систематических знаний по экологии, способствующих ориентации в современном мире.

2. Интеграция различных видов деятельности детей на основе экологической деятельности как системообразующей.

3. Развитие у детей творческого подхода к решению конструктивных задач, самостоятельного продумывания и осуществления оригинальных замыслов.

4. Формирование у детей навыков поисково-познавательной деятельности экологической направленности, способности к преобразованию, активной позиции в познании.

Концептуальную основу технологии экологического образования детей дошкольного возраста составили следующие психолого-педагогические теории и положения:

— Концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности М.В. Крулехт в которой убедительно доказывается, что интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с осознанием позиции субъекта детской деятельности. Эта позиция проявляется в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

Освоение ребенком позиции субъекта требует специальной педагогической технологии, которая бы позволила ребенку участвовать в разнообразной детской деятельности и способствовала формированию его ключевых компетентностей.

Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский), который опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности – мотивы – цели – условия – действия) и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задач состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата.

Данный подход предполагает описание поэтапной (пошаговой) структуры деятельности, графическую фиксацию полученных результатов. В ее основе лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин).

Деятельность – единственный способ саморазвития, самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.

Положения и методические подходы к деятельности экспериментирования Н.Н. Поддьякова, согласно которым в качестве основного вида поисковой деятельности выделяется особая детская деятельность – экспериментирование. Н.Н. Поддьяков в своих исследованиях утверждает, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, подчеркивая, что это — «истинно детская деятельность». В ней ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий разными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Н.Н. Поддьяков выделяет особый вид социального экспериментирования дошкольников в различных жизненных ситуациях, когда дети (осознанно и неосознанно) «опробуют» на взрослых или сверстниках различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов.

Основой деятельности экспериментирования является противоречие между сложившимися знаниями, умениями и навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми проблемными ситуациями, возникающими в процессе постановки цели эксперимента и ее достижениями, что способствует формированию навыков экспериментирования дошкольников.

Принципами, обеспечивающими эффективность реализации технологии экологического образования детей дошкольного возраста, являются:

Принцип проблемности предполагает создание педагогом проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Проблемное обучение тесно связано с принципом системности, так как предполагает реализацию разработанной системы постепенно усложняющихся задач.

Принцип системности предполагает систему занятий, которая реализуется через комплекс различных деятельностей ребенка. Принцип системности реализуется через проблемный подход.

Принцип наглядности связан с наглядно-образным и наглядно-действенным мышлением ребенка дошкольного возраста и учитывается при организации различных видов деятельности ребенка в развивающей среде. Его использование предполагает, что для решения целей и задач педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые он может наблюдать непосредственно в своем окружении. В методическом плане принцип наглядности предполагает активное использование педагогом наглядного материала.

Принцип научности предполагает, что педагог в своей работе применяет только научно обоснованные методические приемы, соответствующие данному возрасту детей, учитывающие их психологические особенности.

Принцип гуманистичности проявляется, прежде всего, в выборе педагогами гуманистической модели образования, подразумевающей переход на новый тип отношений педагога и ребенка, когда они оба участвуют в образовательном процессе, при этом ребенку предоставляется как можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира путем экспериментирования. При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения. С позиции воспитания применение данного принципа означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.

Принцип целостности отражает целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с миром природы.

Принцип последовательности прослеживается в системе последовательного развертывания знаний от простого – к более сложному.

Принцип деятельности предполагает построение системы занятий на деятельностной основе. В процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок – окружающая среда».

Принцип интеграции подразумевает, что при интегрированном подходе все педагоги дошкольного учреждения сотрудничают между собой на всех этапах работы с детьми.

Технология экологического образования детей дошкольного возраста основана на интеграции различных видов детской деятельности (игровая, трудовая, поисковая, деятельность экспериментирования), включающих в себя экологический компонент. Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил. Они помогают детям познакомиться с различными природными явлениями, процессами. Настольные дидактические игры предполагают использование природных объектов. В самостоятельные игры детей должно включаться экологическое содержание.

Экологизация поисковой деятельности может осуществляться через вовлечение детей в разнообразные ситуации экологического содержания. Такой подход имеет большое значение для формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения дошкольника.

Технология экологического образования детей дошкольного возраста отражает проблемный подход в обучении и воспитании. Проблемный подход берется за основу при разработке основных этапов технологии экологического образования детей дошкольного возраста.

Экологическое образование дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 13:12, контрольная работа

Краткое описание

Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.
Циклы наблюдений – это организационно-методическая форма педагогического процесса, включающая ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада, которая охватывает разные стороны жизни и поведения объектов наблюдения.

Вложенные файлы: 1 файл

экология.docx

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

  1. Дайте определение понятиям «элементарная поисковая деятельность», «цикл наблюдений».

Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.

Циклы наблюдений – это организационно-методическая форма педагогического процесса, включающая ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада, которая охватывает разные стороны жизни и поведения объектов наблюдения.

1). Программы, которые включают одно или несколько направлений развития ребенка называются парциальными.

2). Занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдения за объектами природы, на которых педагог дополняет знания детей относятся к углубленно-познавательному типу.

3). Концепция — это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение.

4). В процессе ознакомления детей с природой наибольший интерес дети проявляют к животным.

5). Последовательное описание всех частей занятия, диалогов с игрушками, вопросов к детям и заданий для них и т.д. – это ход занятия.

  1. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста
  2. Сколько разделов в Концепции и как они называются? Какие ведущие идеи они в себе несут?

С.Н. Николаева в концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста выделила 4 раздела.

В первом разделе «Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников» автор определил цель и задачи экологического воспитания дошкольников, содержание экологических знаний детей.

Во втором разделе «Отношение» — Конечный результат экологического воспитания» автор рассматривает этапы экологического воспитания дошкольников. Первый этап — это передача экологических знаний, второй — выработка правильного отношения к окружающему миру.

В третьем разделе «Воспитатели ребенка — носители экологической культуры» С.Н. Николаева пишет, главной фигурой в процессе экологического воспитания является воспитатель, поэтому к личности педагога предъявляются определенные требования: понимание экологических проблем, профессионализм и педагогическое мастерство, общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания.

В четвертом разделе «Организация и управление в сфере экологического воспитания дошкольников» автор отмечает, что процесс управления осуществляется на четырех уровнях — федеральном, областном, городском и на уровне ДОУ.

  1. Что составляет сущность экологического воспитания детей? В чем заключается его содержание?

Сущность экологического воспитания заключается в поэтапном формировании экологической культуры детей. Содержание экологического воспитания заключается в передаче экологических знаний и их трансформации в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом.

Содержание экологических знаний включает:

— связь организмов со средой обитания, приспособленность к ней;

— многообразие живых организмов, сообщества живых организмов;

— человек как живое существо, среда его обитания;

— использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды;

— охрана и восстановление природных богатств.

  1. Каковы цель и задачи экологического воспитания?

Цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры детей, позволяющей успешно присваивать практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой.

Под формированием начал экологической культуры С.Н. Николаева понимает процесс становления осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности.

Задачи экологического воспитания:

— создать в педагогическом коллективе атмосферу значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

— создать в ДОУ условия, обеспечивающие педагогический процесс экологического воспитания;

— создать условия для повышения квалификации педагогов;

— совершенствовать методы и формы экологической пропаганды среди родителей;

— осуществлять систематическую работу с детьми в рамках той или другой технологии по экологическому воспитанию;

— осуществлять мониторинг уровня экологической культуры детей дошкольного возраста.

  1. Что важнее: усвоение экологических знаний или выработка отношения к природе? Могут ли категории «знания» и «отношение» обойтись друг без друга?

Формирование экологических знаний — это лишь начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Конечный результат — это отношение. Но при этом без экологических знаний невозможно сформировать правильное отношение к объектам природы. Без отношения экологические знания являются только «багажом», который не применяется на практике.

  1. Что входит в понятие «показатели экологической воспитанности детей»?

Экологическая воспитанность включает:

— отношение к миру природы,

— отношение к миру,

— отношение к себе.

Экологическая воспитанность реализуется через следующие аспекты:

— познавательный (ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе);

— эстетический (внешние, сенсорные качества явлений, оценочные суждения;

— гуманистический (сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи).

  1. Почему воспитатель должен стать носителем экологической культуры? Что составляет ее содержание?

Воспитатель — главная фигура педагогического процесса в целом и экологического воспитания в частности. Успешность его деятельности определяют следующие качества:

1) понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее;

2) профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании;

3) общая ориентация и практика новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно-ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.

  1. Какие методы являются значимыми в экологическом воспитании детей? Чем они отличаются от традиционных методов дошкольной педагогики?

В экологическом воспитании С.Н. Николаева выделила следующие методы: совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ, наблюдение, моделирование, восприятие произведений искусства, словесные методы. Данные методы отличаются тем, что они направлены на формирование экологических знаний и их трансформацию в отношение. Автор описывает особенности каждого метода. Особое внимание уделяется наблюдению и моделированию (работа с календарем).

  1. Какое значение для экологического воспитания детей имеет система управления? Каковы организация и управление этим процессом в ДОУ?

Для экологического воспитания детей важное значение имеет реализация функций каждого структурного уровня системы управления.

На федеральном уровне разрабатываются программы, методические материалы, практические материалы.

На республиканско-областном уровне осуществляется повышение уровня экологической культуры различных специалистов дошкольного воспитания, методическая поддержка инициативы по внедрению существующих и созданию новых программ экологического воспитания, открытие экспериментальных площадок.

На районно-городском уровне осуществляется координация усилий отдельных учреждений и создание комплектов непрерывного экологического образования (общеобразовательные школы, станции юных натуралистов, дома творчества). Другой важной задачей районно-городского отдела образования является подготовка дошкольных учреждений к аттестации.

На уровне дошкольного учреждения осуществляется:

1) организация зеленой зоны, экологически правильное содержание растений и животных в помещении и на территории; создание эколого- оздоровительной развивающей среды для детей;

2) накапливание и систематизация учебно-наглядного, методического материала и оборудования;

3) проведение непрерывно действующего семинара-практикума для педагогического персонала учреждения;

4) пропаганда экологических знаний среди родителей, индивидуальная работа с семьей;

5) установление связей с учреждениями (школой, обществом охраны природы) для взаимодействия по экологическому образованию.

В ДОУ процесс управления экологическим образованием осуществляет заведующая ДОУ, которая ставит задачи, координирует связь с внешними учреждениями, создает атмосферу всеобщей заинтересованности в работе.

Непосредственно процесс экологического воспитания осуществляют воспитатели групп и (или) эколог. Корректируя работу учреждения с экологических позиций, эколог не подменяет воспитателя, который остается главной фигурой в экологическом воспитании детей, носителем и проводником экологической культуры.

Методическую поддержку педагогов осуществляет методист. Его функция — систематическое проведение семинара-практикума, участие в котором позволит воспитателям овладеть методикой экологического воспитания и совершенствоваться в реализации технологии.

В работе экологического воспитания участвуют и другие специалисты. Медсестра следит за поддержанием гигиенических нормативов среды проживания дошкольников. Вместе с воспитателем и физкультурным работником формируют у ребят первоначальные навыки здорового образа жизни.

Задачей психолога является создание благоприятной атмосферы, проведение в жизнь личностно-ориентированного стиля взаимодействия взрослых с детьми и их родителями. Вместе с методистом психолог руководит регулярно проводимой диагностикой уровня экологической воспитанности детей, анализ которой позволяет скорректировать работу всего учреждения.

Музыкальный руководитель вместе с руководителем изодеятельности и воспитателями разрабатывает мероприятия, обеспечивающие реализацию экологического направления.

  1. «Современные программы экологического образования дошкольников» и составьте таблицу «Сравнительный анализ программ экологического образования».

Сравнительный анализ программ экологического образования

Интеллектуальное развитие детей процессе экологического образования

На основе общенаучных выделены и с опорой на концептуальные идеи автора определены наиболее эффективные подходы и принципы экологического образования детей дошкольного возраста в условиях природного и социокультурного окружения детского сада.

Ведущими на начальных этапах становления экологической культуры личности являются подходы: деятельностный, эколого-системный, личностный, культурологический и коэволюционный, каждый из которых реализуется на основе определенных принципов.

Цель: определить целесообразные принципы и подходы для организации экологического образования детей дошкольного возраста в условиях природного и социокультурного окружения детского сада

Материал и методы исследования: анализ философско-методологической и психолого-педагогической литературы, систематизация, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Федеральные государственные образовательные стандарты разработаны на основе системно-деятельностного подхода, так как деятельность является основой, средством и условием развития человека любого возраста. Деятельностный подход основывается на принципе единства познания, переживания и действия и принципе доступности.

Принцип единства познания, переживания и действия обеспечит взаимосвязь и взаимовлияние чувственного, рационального и деятельностного в познании. Познание и переживание осуществляются и развиваются в деятельности. Рассматривать эти процессы необходимо через призму развития личности дошкольника. В центре системы дошкольного экологического образования находится процесс развития познавательной деятельности детей в природном и социокультурном окружении, что обеспечивает не только единство чувственного, рационального и действенного, но и позволяет проектировать процесс воспитания экологической культуры у детей с опорой на их индивидуальность.

Принцип доступности позволяет не только отобрать доступное для дошкольников содержание, но и использовать различные средства для усвоения сложного содержания в доступной для детей дошкольного возраста форме.

Эколого-системный подход сформировался на основе экологического и системного подходов. Основная идея использования эколого-системного подхода в организации экологического воспитания дошкольников – соединение двух и более неравновесных систем: системного строения окружающей среды (природные и антропогенные экосистемы); системного строения педагогического процесса (функционально распределенная система форм непосредственного взаимодействия с природным и социокультурным окружением).

С.Н. Николаева считает, что «экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основные идеи и понятия экологии» [7, с. 33]. В соответствии с принципом единства познания, переживания и действия для достижения желаемого результата важно, чтобы посредством педагогического участия природа стала одухотворенным ресурсом личностного развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, волевого, мотивационного, деятельностно-практического). Социокультурный компонент в содержании экологического образования детей необходим [4], так как человек выступает как часть природы, без которой он не может существовать, а отношение человека к природе – кульминационный элемент содержания экологического образования детей.

А.А. Минц и В.С. Преображенский подчеркивают, что «экологический подход в современном звучании этого слова – это не наука, а своего рода способ ориентировки в объективном мире. Эта ориентировка может быть применена к рассмотрению любых систем» [6, с. 114–115].

В.А. Кобылянский определяет экологический подход как «особую разновидность экоподхода – центрально-ориентированного (центрированного, экоориентированного) варианта системного подхода» [80, с. 20], что больше отражает сущность использованного нами экологического подхода, в соответствии с которым в предлагаемой технологии экологического образования детей центральное место в организации познавательной деятельности в зоне ближайшего развития занимает экосистема (лес, луг, водоем, участок детского сада, детский сад, дом, город, село и пр.) как дом для обитателей (растений, животных, человека) [5].

По мнению М.С. Кагана, системный подход — универсальный инструмент познавательной деятельности: как система может быть рассмотрено любое явление или объект. Системный метод незаменим в познании и конструировании сложных динамических целостностей [1].

Эколого-системный подход предполагает организацию педагогического процесса с учетом экосистемного строения окружающей среды и соответственного распределения функций для форм экологического образования детей. Сущность эколого-системного подхода предполагает функционирование детского сада как синергетической системы, являющейся частью системы образования и состоящей из функционирующих на основе принципов научности и системности подсистем. Принцип научности реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в экосистемах природных и антропогенных. Принцип системности позволяет подойти системно к организации педагогического процесса и определить функцию для каждой формы организации жизни детей. Одной из главных идей современности становится осознание образования, в том числе дошкольного, как сложноорганизованной системы, обладающей системными свойствами. Н.Н. Каргин в своем исследовании отмечает: «. Окружающие нас биологические, социальные, технологические и организационные структуры, по сути – системные образования, и исследовать их, а тем более управлять и конструировать новые невозможно иначе, как системными методами» [2, с. 3].

В ходе реализации данного принципа в педагогическом процессе происходит соединение двух нерядоположенных систем – системы организации жизни ребенка, которая состоит из основных форм (прогулок, целевых прогулок, экскурсий, занятий и повседневной жизни) и системы построения окружающего мира (природные и антропогенные экосистемы). Согласно принципу системности обеспечивается знакомство детей дошкольного возраста с системным строением окружающего мира, среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между живыми организмами и средой обитания, с природными и социальными экологическими системами разного уровня, находящимися в непосредственной близости от детского сада.

Личностный подход основывается на принципах гуманизации и интеграции. Принцип гуманизации предполагает признание детства как самоценного периода жизни человека, ценностное отношение к ребенку и развитие на этой основе у детей личностных ценностей, адекватных общечеловеческим и общественно значимым ценностям средствами экологического образования. Личность ребенка – уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития. Принцип гуманизации даёт возможность строить “вектор развития” от ребёнка к определению индивидуальных педагогических условий его жизнедеятельности, воспитания и развития, накопления субъектного опыта и культивирования субъектных качеств личности. Принцип гуманизации на основе типа восприятия ребенком окружающего мира, типа межполушарной асимметрии мозга, индивидуальных особенностей и потребностей детей, используя окружающую природную и социокультурную среду, помогает определять содержание экологического образования и строить индивидуальную образовательную траекторию с каждым ребенком.

Принцип интеграции позволяет совершенствовать процесс сохранения и развития здоровья, субъектных качеств личности у детей за счет предоставления возможности выбора вида и способа познавательной и творческой деятельности каждому ребенку и развивать у них основы экологического мировоззрения [6] на основе соединения естественнонаучного и гуманитарного знания. Реализация принципа интеграции заключается в осуществлении таких интеграционных процессов, как интеграция форм организации жизни детей и методов образования, в которых реализуется содержание экологического образования, в единую синергетическую систему, где каждая форма обретает специфичную соответствующую ей функцию для реализации целостного процесса развития каждого ребенка [4]; интеграция социальных групп, составляющих социум детского сада в единую функциональную систему, направленную на развитие и социализацию каждого ребенка; интеграция семейного воспитания с воспитанием в детском саду для обеспечения единства и преемственности семейного воспитания и воспитания детей в детском саду; интеграцию детского сада с социокультурным окружением для обогащения среды развития детей; интеграция культуры личности каждого ребенка с субкультурой детского коллектива, субкультурой коллектива детского сада и культурой общества; интеграция содержания дошкольного компонента экологического образования с содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук в единую систему содержания, исходящего из реалий окружающей ребенка природной и социокультурной среды и целенаправленно организованного развития каждого ребенка в зоне ближайшего развития.

Культурологический подход в основе своей представлен принципами регионализации и ценностным отношением к окружающей действительности. По мнению С.А. Смирнова, культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Он считает, что человек содержит в себе часть культуры, развивается на основе освоенной им культуры и вносит в неё что-то принципиально новое – становится творцом новых элементов культуры. Освоение человеком культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности [8, с. 16].

Важнейшим элементом экологической культуры является система ценностей человека, которая позволяет не только удовлетворить потребности, но и служит ориентиром в повседневной жизни. Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде определяется не только содержанием знаний, но и развитием мотивационной сферы, ценностных ориентаций, оценочных суждений у детей. Ценностный принцип направлен на развитие у детей личностных ценностей, адекватных общечеловеческим и общественно-значимым ценностям средствами экологического образования. Реализация данного принципа обеспечит гармоничные взаимоотношения каждого ребенка с окружающим миром и интеграцию личности в культуру общества.

Принцип регионализации осуществляется через воспитание экологической культуры дошкольника на основе знакомства его с природными, культурными традициями, особенностями материальных и духовных ценностей родного края. В связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей данный принцип является основой организации процесса экологического образования в детском саду. Характерные особенности народонаселения, времён года, видового состава животных и растений региона находятся в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому образованию. На основе полученных чувственных представлений о растениях, животных родного края и средах их обитания дошкольники могут знакомиться с обитателями других регионов при помощи знаковых средств – моделей наглядных пособий аудиальных, визуальных, мультимедийных и т.п.

Коэволюционный подход реализуется с помощью принципов синергизма и коэволюции. Синергетический принцип вытекает из сущности синергетики как науки, применяемой для организации деятельности систем разного уровня. Являясь незамкнутой динамической системой, система образования обладает всеми свойствами систем, изучаемых синергетикой: незамкнутость, диссипативность, неустойчивость, иерархичность, нелинейность. В связи с этим синергетический принцип занял устойчивые позиции в образовании. Г. Хакен рассматривает синергетику как теорию «совместного действия многих подсистем» [9]. Система образования детского сада состоит из множества иерархически организованных подсистем (система профессионального образования педагогов, система управления детским садом, система организации развивающей среды, системы образования детских коллективов разного возраста, системы индивидуальных образовательных маршрутов и др.). Каждая из подсистем функционирует и развивается, находясь во взаимодействии с другими системами, и синергизм определяют как меру совместных эффектов, определяющих качество образования.

Одним из ведущих принципов существования и функционирования системы экологического образования дошкольников наряду с синергетическим должен выступать принцип коэволюции. Значение первого предполагает эффект совместного действия внутренних систем разного уровня, а принцип коэволюции предполагает не просто необходимость автономизации и эволюции каждой подсистемы ориентированно на конечный результат деятельности всей системы, а в согласовании с другими системами.

Принцип коэволюции предполагает:

а) сопряженное развитие детского сада как образовательной системы с развитием внешних систем дошкольного и общего образования и подсистем разного уровня (городской, муниципальной, региональной) по экологическому образованию детей;

б) сопряженное развитие детского сада как образовательной системы, средовых и образовательных подсистем разного уровня внутри с системой деятельности по экологическому образованию;

в) сопряженное развитие детей с условиями природного и социокультурного окружения.

Возникновение противоречий в коэволюционном развитии данных систем определяет процессы самоорганизации в деятельности детского сада и его перспективы, а также перспективы субъектов образования – педагогов и самое главное – перспективы развития детей. Реализация данного принципа позволяет систематизировать, гармонизировать процесс развития всех подсистем, снять напряжение в развивающейся системе, своевременно предупреждать и сглаживать наиболее острые противоречия, выстроить стратегию развития детского сада как образовательной системы, в которой стержневое место займет экологическое образование как системообразующий компонент.

Выводы и заключение

Все выделенные подходы и принципы выступают в тесной взаимосвязи в организации экологического образования дошкольников в условиях природного и социокультурного окружения детского сада, определяют качество дошкольного этапа образования и перспективы развития детей.

Рецензенты:

Клименко Т.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики Забайкальского государственного университета, г. Чита;

Рогова А.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики Забайкальского государственного университета, г. Чита.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector