Диагностика умственного развития детей раннего возраста - Оappendicite

Диагностика умственного развития детей раннего возраста

Диагностика умственного развития детей раннего возраста

Стребелева Е.А.. Книги онлайн

Стребелева Елена Антоновна — доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии, доктор педагогических наук, руководитель Проекта «Ранняя коррекция отклонений в развитии и дошкольное воспитание детей с особыми нуждами». Профессор факультета специальной психологии и специальной педагогики кафедры олигофренопедагогики МГПУ.

Родилась в Херсонской обл., УССР. Окончила дефектологический факультет МГПИ им.Ленина. Работала воспитателем, дефектологом, методистом специального детского сада для умственно отсталых детей, преподавателем кафедры олигофренопедагогики, профессором кафедры дошкольной дефектологии МГПИ им.Ленина.

В ИКП РАО работает с 1994г., Основные направления научных исследований: психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста; исследования в области умственного развития детей с нарушениями интеллекта; воспитание в семье ребенка с отклонениями в развитии; воспитание и обучение детей в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта; подготовка специалистов-дефектологов для работы в специальных дошкольных учреждениях.

Автор подхода к психолого — педагогической диагностике нарушений в развитии детей раннего и дошкольного возраста, системы коррекционно-педагогической работы по развитию познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Имеет более 50 публикаций. Автор учебных пособий, программ для студентов, статей, книг, тезисов. Ведет большую работу по подготовке кадров для специальных дошкольных учреждений.

Лауреат премии Президента РФ в области образования за 1999 год. Премия присуждена за создание набора пособий для диагностики умственного развития детей раннего возраста для дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений».

В пособии освещен современный комплексный подход к психолого-медико-педагогической диагностике детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дано описание конкретных методик для обследования детей от младенческого до подросткового возраста. Особое внимание уделено критериям оценки развития детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Книга адресована руководителям и сотрудникам ПМПК (С), невропатологам, психиатрам, педиатрам, психологам, логопедам, учителям-дефектологам.

В книге представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на коррекцию имеющихся у умственно отсталых дошкольников нарушений в интеллектуальном развитии.

Она предназначена учителям-дефектологам и воспитателям специальных дошкольных учреждений, а также родителям. Может быть использована студентами дефектологических факультетов педагогических институтов.

Соавтор: Катаева А.А.

В учебнике излагаются вопросы теории и практики дошкольной олигофренопедагогики, раскрываются особенности психического и физического развития дошкольников с нарушениями интеллекта, а также методы коррекционно-воспитательной работы с ними.

Книга предназначена для студентов педагогических институтов, а также для учителей-дефектологов и воспитателей специализированных (коррекционных) детских садов для детей с нарушениями интеллекта.

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания.

В книге дано описание системного подхода к коррекционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида.

Книга адресована педагогам (педагогам-дефектологам, музыкальным руководителям, педагогам-психологам), работающим с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС.

В пособии представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Адресовано учителям-дефектологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, родителям, имеющим детей с проблемами в развитии, а также студентам дошкольных и дефектологических факультетов педагогических вузов.

В основу пособия положено вышедшее в 2001 году издание авторов А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой «Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии».

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

Соавтор: Екжанова Е.А.

В программе раскрывается содержание коррекционного обучения и воспитания детей с 3 до 7(8) лет. В ее основу положена концепция психологического возраста, характеризующегося своей структурой и динамикой. В программе нашли отражение современные взгляды на учет и расширение возможностей ребенка с проблемами в развитии.

Авторами выделены следующие разделы программы: «Здоровье», «Социальное развитие», Физическое развитие и физическое воспитание«, «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие». Приложение содержит необходимые практикам материалы: сетки занятий воспитателя, логопеда, карты психологического изучения ребенка и т.п.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей».

Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.

Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.

Соавторы: А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова

В учебном пособии освещены общие вопросы становления специальной педагогики как науки и современные теоретические подходы к разработке системы коррекционно-развивающего обучения.

Рассмотрены содержание, методы и приемы коррекционно-воспитательной работы с детьми, определяемые спецификой каждого типа нарушений. Даны вопросы и практические задания для студентов, а также список дополнительной литературы.

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал).

Иллюстрации наглядного материала соответствуют главам и разделам книги Е.А.Стребелевой «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» и являются наглядно-практическим приложением к ней.

Пособие рекомендуется использовать в процессе занятий с детьми для формирования определенных умственных действий. При грамотном подходе к работе педагог сможет научить ребенка целостному восприятию ситуаций, изображенных на картинках, подвести к обобщению представлений о свойствах и качествах предметов, овладению действиями замещения и моделирования.

Картинный материал окажет значительную помощь в формировании соотношения между словом и образом, умений выполнять классификацию и систематизацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, понимать скрытый смысл и юмор.

В книге представлена система коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности детей с отклонениями в умственном развитии. Дано подробное описание более 200 дидактических игр, упражнений, рассказов, задач и загадок, способствующих активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

В конце пособия даны два приложения с материалом для педагогов, в целях понимания создания ситуации для занятий с детьми, и наглядным раздаточным материалом для детей.

Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития

Оглавление

Глава I. Психологические основы диагностики умственного развития … 5

§ 1. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста … 5

§ 2. Параметры оценки умственного развития детей раннего возраста … 8

Глава II. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста … 10

§ 1. Методика обследования, диагностическое обучение, критерии оценки действий ребенка … 10

§ 2. Оценка результатов обследования психического развития детей раннего возраста … 22

§ 3. Результаты психолого-педагогического изучения детей раннего возраста … 25

§ 4. Направления коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии … 26

Список литературы … 30

Предисловие

Ранняя диагностика умственных нарушений чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время известно,’ что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития.

Проблема диагностики умственной отсталости и отграничения ее от сходных состояний была отражена в трудах отечественных дефектологов (Л.С. Выготский, 1935; А.Р. Лурия, 1976; А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, 1972; В.И. Лубовский, 1989 и др.).

Необходимость ранней диагностики определяется таким важнейшим свойством нервной системы, как пластичность. Исследования И.П. Павлова показали, что чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействие извне.

Значению своевременной коррекционной работы уделено много внимания в трудах Л.С. Выготского. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и, что еще более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно.

В своей работе по психолого-педагогическому обследованию детей раннего возраста мы опирались на положения отечественных психологов о том, что психика ребенка развивается в процессе усвоения и присвоения общественного опыта в процессе активной деятельности ребенка. Известно, что у ребенка раннего возраста ведущей деятельностью является предметная, в процессе которой и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи.

При подходе к отбору методик для психолого-педагогического обследования мы учитывали тот факт, что для ребенка раннего возраста основным способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого. Это происходит в тех случаях, когда ребенок уже способен к сотрудничеству со взрослыми. Под сотрудничеством мы понимаем желание ребенка выполнить задание, предложенное взрослым.

Предлагаемые методики направлены на изучение уровня умственного развития детей раннего возраста (2-3 лет). Они предназначены для определения основных параметров умственного развития ребенка: принятия задания; адекватности его решения; обучаемости во время диагностического обследования; отношения к результату своей деятельности.

Задания позволяют выявить возможности умственного развития ребенка: восприятия, выделения отдельных признаков предмета (величины, цвета); узнавания; наглядно-действенного мышления; продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование).

Разносторонность диагностирования умственного развития ребенка 2-3 лет позволяет обнаружить отклонения и определить пути его коррекционного обучения, специфические для каждого типа нарушений.

Предлагаемые задания относятся к числу так называемых невербальных методик и могут применяться для испытуемых с любым уровнем речевого развития. Последнее очень важно, если обследованию подлежат дети с речевыми нарушениями как первичными, так и сложившимися в силу интеллектуальной или сенсорной недостаточности.

При оценке действий ребенка важной теоретической основой для нас являлась концепция «зоны ближнего развития» Л.С. Выготского. В умственном развитии ребенка он выделяет два уровня: актуальный (или достигнутый к настоящему моменту) и потенциальный, связанный с зоной ближнего развития. Последний определяется способностью ребенка в сотрудничестве со взрослыми усваивать новые способы действий, поднимаясь таким образом на более высокую ступень умственного развития. При этом наличие более широкой зоны ближнего развития у конкретного ребенка является более надежным (по сравнению с актуальным запасом знаний и умений) признаком успешности дальнейшего обучения, чем и определяется диагностическая значимость этого критерия при оценке умственных возможностей с точки зрения перспективы развития. Зона ближайшего развития не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.

При анализе результатов обследования основное внимание следует уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т.е. его обучаемости.

Количественная оценка в баллах производится следующим образом:

1 балл дается в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели;

2 балла даются в тех случаях, если ребенок принимает задания, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;

3 балла ребенок получает, если он начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания;

4 балла ставятся в том случае, если ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Свои положения мы основывали на закономерностях психического развития нормально развивающегося и особенностях психического развития умственно отсталого ребенка.

Суммарное количество баллов, полученных при выполнении 10 заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34-40).

Следует отметить, что в случаях обнаружения отставания в умственном развитии ребенок должен быть обследован психоневрологом или невропатологом.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

набор для диагностики умственного развития детей раннего возраста

Изобретение используется в медицине и педагогике для диагностирования умственного развития детей раннего возраста. Набор для диагностики умственного развития детей раннего возраста содержит контейнер с размещенной в нем группой пособий и игрушек диагностического и дидактического назначения, включающий желоб и шарик для него, три различные по размерам и одноцветные коробочки с крышками, в которых размещены соответствующие им по размерам шарики, разборные пирамидку и матрешку, кубики и игрушку-тележку с тесьмой, группой иллюстративных пособий, включающую две пластинки с одинаковыми предметными картинками, одна из которых разрезана на несколько частей, несколько пар пластинок с одинаковыми предметными картинками на каждой паре, группой обучающих пособий, состоящей из четырех или шести плоских палочек одного цвета и карандаша. При этом кубики, шарики и палочки могут быть выполнены из пластмассы, а контейнер, разборные пирамидка и матрешка, игрушка-тележка и прямоугольные коробочки — из дерева. Набор позволяет упростить раннюю диагностику умственного развития ребенка. 6 з.п.ф-лы, 11 ил.

Рисунки к патенту РФ 2121316

Набор для диагностики умственного развития детей может быть использован в медицинских учреждениях, психолого-медико-педагогических консультациях, медицинских и общеобразовательных детских учреждениях для обследования детей раннего возраста в целях определения уровня их умственного развития и выявления как «актуального», так и «потенциального» уровня умственного развития, а также определения путей коррекционно-педагогической работы с обследуемым ребенком.

Кроме того, набор для диагностики может быть использован в высших учебных заведениях при подготовке практических психологов, учителей-дефектологов, воспитателей дошкольных учреждений, педиатров и т.д.

Известно устройство применяемое в психотерапии (США, N4762494, G 09 B 19/00, 1988) в виде модели человеческого тела, двух рук, двух ног и головы, соединенных с телом. На голове имеется лицо с закрепленными на ней изображениями глаз и носа. На модели лица имеются приспособления для съемного закрепления изображений слез, рта. На модели тела также возможно закрепление ряда элементов. Однако это устройство используется для обследования детей более старшего возраста и направлено на исследование уровня развития эмоциональной сферы ребенка и некоторых сторон его познавательной деятельности.

Известно также устройство, используемое при осуществлении способа диагностирования и терапии психологической травмы (США, N5044959, G 09 B 19/00, 1991), представляющее собой игрушку-медведя, на животе которого в полости, закрытой крышкой, размещены наборы пособий, необходимых для обследования детей дошкольного возраста. Это устройство также рассчитано на детей более старшей возрастной группы и направлено на обследование уровня развития только некоторых сторон умственного развития ребенка, связанных с конкретным травматическим воздействием.

Наиболее близким по сущности и достигаемому результату является диагностико-терапевтический набор для детей больных органическим синдромом Брайна (США, N4972851, A 61 B 19/00, 1990), представляющий собой контейнер, в котором размещены диагностические и дидактические игрушки и пособия, выполненные из неметаллических материалов и окрашенные в различные цвета, например игрушка-зверь из мягкой пластмассы, зеркало, отрезок резинки, пластинки с нанесенными на их поверхности полосами различных направлений.

Известное решение позволяет диагностировать умственное развитие ребенка и обнаружить отклонения на раннем этапе его развития. Однако пособия и игрушки, входящие в набор, не позволяют выявить полностью индивидуальный уровень умственного развития ребенка, а также построить индивидуальную программу для коррекции отклонений умственного развития обследуемого ребенка.

Целью предлагаемого изобретения является создание наиболее полного набора предметов, с помощью которых проводится определение основных параметров умственного развития детей раннего возраста (2-3 лет), а также выявление возможностей коррекционного обучения и определения его направлений, специфических для каждого типа нарушений.

Кроме того, при использовании предлагаемого набора в целях диагностики удается наладить с ребенком эмоциональный контакт и заинтересовать его в выполнении заданий, т. к. состояние ребенка оказывает заметное влияние на продуктивность обследования. Кроме того, известные методики для обследования психического развития детей дошкольного возраста предполагают, что психолог или педагог должен самостоятельно подбирать или изготавливать наглядный материал (игрушки и пособия).

Предлагаемое изобретение направлено на решение всех этих задач и заключается в том, что в набор для диагностики умственного развития детей раннего возраста, содержащий контейнер с размещенной в нем группой предметов в виде диагностических и дидактических пособий и игрушек, окрашенных в разные цвета и выполненных из различных неметаллических материалов, дополнительно помещают группы иллюстративных и обучающих пособий.

При этом группа диагностических и дидактических пособий и игрушек может включать: желоб и шарик для него; три различные по размерам и одного цвета прямоугольные коробочки с крышками и три шарика различных диаметров и одного цвета, которые могут быть размещены в соответствующих коробочках; разборные пирамидку и матрешку, а также восемь кубиков четырех цветов; игрушку-тележку, снабженную скользящей тесьмой.

Кроме того, группа иллюстрированных пособий может включать две пластинки с одинаковыми предметными картинками на каждой из них, при этом одна из пластинок разрезана на несколько частей, и парные пластинки в виде двух или четырех пар пластинок с одинаковыми предметными картинками на каждой паре.

Также группа обучающих пособий может состоять из четырех или шести плоских палочек одного цвета и карандаша.

При этом в качестве материала для кубиков, шариков и плоских палочек используется пластмасса, а контейнер, разборные пирамидка и матрешка, игрушка-тележка, прямоугольные коробочки выполнены из дерева. Использование именно этих материалов основано на учете возрастных психологических особенностей ребенка, его ведущей (предметной) деятельности и возрастных возможностей действовать. Таким же образом выбрана цветовая гамма. Например, цветные кубики выполнены в красном, синем, желтом (белом) и зеленом цвете. Размеры всех пособий и игрушек соответствуют возможностям ребенка к практическому действию.

Целесообразно также разместить в контейнере руководство по использованию предметов, в котором раскрывается методика обследования и диагностического обучения.

Предметы, составляющие набор, представлены на: фиг.1 — контейнер для размещения набора для диагностики; фиг.2 — шарик и желоб; фиг.3 — прямоугольные коробочки с крышками и соответствующие им шарики; фиг.4 — разборные матрешки; фиг. 5 — разборная, состоящая из нескольких колец пирамидка; фиг.6 — иллюстративные пособия (парные картинки); фиг.7 — цветные кубики; фиг.8 — иллюстративные пособия (разрезные картинки); фиг.9 — палочки; фиг.10 — игрушка-тележка с тесьмой, продернутой через кольцо; фиг.11. — карандаш и бумага.

Набор для диагностики используется следующим образом.

Обследуемому ребенку предлагается десять заданий с учетом постепенного возрастания уровня трудности, от наиболее простых до более усложненных. В каждом из них используется какой-либо предмет набора или группа предметов в определенном сочетании.

В задании «лови шарик» используется шарик и желоб (фиг.2). Психолог кладет шарик на желоб и просит ребенка поймать шарик, либо прокатить шарик по желобу. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание словесной инструкции, развитие ручной моторики.

В задании «спрячь шарик» перед ребенком раскладывают две или три прямоугольные коробочки, разные по размерам и на некотором расстоянии от них — крышки от коробочек. Психолог кладет большой шарик (фиг.3) в большую коробочку, а маленький — в меньшую и просит ребенка накрыть коробочки крышками, спрятав шарики. Задание направлено на выявление практического ориентирования ребенка на величину предметов и на наличие у него соотносящих действий.

В задании «разборка и складывание матрешки «психолог просит ребенка разобрать и сложить матрешку (фиг.4). Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования ребенка на величину предметов и наличия соотносящих действий, а также умение подражать действиям взрослых.

В задании «разборка и складывание пирамидки» психолог предлагает ребенку разобрать и собрать пирамидку (фиг.5). Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практического ориентирования на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук и целенаправленных действий. Пирамидка состоит из трех или четырех колец одного цвета.

В задании «парные картинки» перед ребенком раскладывают две пластинки с предметными картинками. Точно такая же пара находится у взрослого, доставая одну из них психолог просит ребенка показать ему такую же (фиг.6). Задание позволяет выявить уровень развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовых инструкций.

Задание «цветные кубики», направленное на выделение цвета как признака, различение и название цвета, состоит в том, что перед ребенком ставят два или четыре цветных кубика (фиг.7) и просят показать такой, какой находится в руке у психолога.

Задание «разрезные картинки» состоит в том, что ребенку показывают две или три части пластинки разрезанной предметной картинкой (фиг.8) и просят сложить целую картинку. Задание позволяет выявить уровень развития целостного восприятия предметной картинки.

Задание «конструирование из палочек» заключается в том, что перед ребенком строят из палочек (фиг.9) фигуру «молоточек» или «домик» и просят его сделать также. В результате у ребенка выявляется уровень развития целостного восприятия, умения анализировать образец и действовать по подражанию, показу.

Задание «достань тележку» позволяет определить уровень развития наглядно-действенного мышления, умение использовать вспомогательное средство (тесьму). Перед ребенком на противоположном конце стола устанавливают игрушку-тележку с пропущенной через кольцо тесьмой (фиг.10), до которой он не может дотянуться. В зоне досягаемости его руки, при этом находятся два конца тесьмы, разведенные между собой приблизительно на 50 см. Психолог просит ребенка достать тележку. Если ребенок тянет только за один конец тесьмы, игрушка остается на месте. Решение задания состоит в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца и подтянуть игрушку-тележку.

Последнее задание «нарисуй» (фиг.11) заключается в том, что ребенка просят нарисовать дорожку или домик. При этом выявляется понимание им речевой инструкции, уровня предпосылок к предметному рисунку, а также определяется ведущая рука, согласованность действий рук, отношение к результату.

Отдельные задания, использующие различные предметы, дублируются, т.е. делаются несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы, например необходимость проявления определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло бы стать непреодолимым препятствием. Например, разборка и складывание пирамидки и матрешки, задания с парными и разрезными картинками.

Все задания, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине и цвету предполагают простое перемещение предметов, соответствующее возможностям ребенка 2-3-х летнего возраста.

Многие дети раннего возраста с отклонениями в умственном развитии недостаточно владеют речью, поэтому предлагаемые задания имеют невербальную форму выполнения.

По типу функционального назначения все предметы набора составляют три основные группы — диагностико-дидактические пособия и игрушки (желоб с шариком, коробочки с крышками и шариками для них, разборные пирамидка и матрешка, кубики и игрушка тележка), иллюстративные пособия (пластинки из заданий «разрезные картинки» и «парные картинки») и обучающие пособия (плоские палочки и карандаш для задания «нарисуй»).

В набор входит также руководство по использованию или «методические рекомендации», в которых дано подробное описание проведения психолого-педагогического обследования ребенка и критерии оценки его действий при выполнении заданий с предметами, а также предложен способ количественной оценки полученных данных.

Контейнер, в котором размещаются все предметы выполнен из дерева и имеет размеры 300х220х150 мм (фиг.1).

Таким образом, предлагаемый набор для диагностики позволяет упростить решение задачи ранней диагностики умственного развития и учитывать, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Набор для диагностики умственного развития детей раннего возраста содержит контейнер, в котором размещена группа предметов в виде диагностических и дидактических пособий и игрушек, выполненных из неметаллических материалов и окрашенных в различные цвета, отличающийся тем, что дополнительно в контейнере размещены группы иллюстративных и обучающих пособий.

2. Набор по п.1, отличающийся тем, что группа диагностических и дилактических игрушек и пособий включает желоб и шарик для него, три различных по размерам и одного цвета прямоугольные коробочки с крышками и три шарика различных диаметров и одного цвета, с возможностью размещения их в соответствующих прямоугольных коробочках, разборную пирамидку и матрешку, восемь кубиков четырех цветов, игрушку-тележку, снабженную скользящей тесьмой.

3. Набор по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что группа иллюстрированных пособий включает две пластинки с одинаковыми предметными картинками на каждой из них, при этом одна из пластинок разрезана на несколько частей, и парные пластинки в виде двух или четырех пар пластинок с одинаковыми предметными картинками на каждой паре.

4. Набор по пп.1-3, отличающийся тем, что группа обучающих пособий состоит из четырех или шести плоских палочек одного цвета и карандаша.

5. Набор по п.2, отличающийся тем, что кубики, шарики и плоские палочки выполнены из пластмассы.

6. Набор по пп.1 и 2, отличающийся тем, что контейнер, разборные пирамидка и матрешка, игрушка-тележка, прямоугольные коробочки выполнены из дерева.

7. Набор по пп.1-6, отличающийся тем, что контейнер дополнительно снабжен руководством по использованию.

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

студент 3 курса, кафедра ПиМНО, СВФУ,

канд. пед. наук, заведующая кафедры ПиМНО, СВФУ,

Дошкольное детство в педагогике и психологии определятся как наилучший период для умственного развития и воспитания детей. Первые три года для психического и физического развития детей считается наиболее важным периодом жизни ребенка. При соответствующих условиях на втором году жизни у ребенка интенсивно развиваются психические процессы, складываются черты характера, движения более скоординированы, а также формируются нравственные качества. В научной литературе описывается, что «темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок, если сравнивать с более поздними возрастными периодами. От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом зависит его будущее в целом» [4].

В раннем дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий об окружающем мире, который обеспечивает дальнейшее успешное умственное развитие ребенка. «Уже давно в детской психологии и дошкольной педагогике признана необходимость осуществления систематического контроля за умственным развитием детей дошкольного возраста, так как в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребенка, которое непосредственно зависит от его социальных условий» [1, с. 89].

«Умственное развитие — это сложный и длительный процесс, где развиваются и совершенствуются память, мышление и речь. Речь становится средством общения и познания окружающего мира. Овладение речью влияет на качественные изменения всех психических процессов: восприятия, памяти, мышления» [2].

Исходя из выше сказанного, мы считаем данную тему актуальной, что необходимо как можно раньше выявлять уровень умственного развития у детей раннего дошкольного возраста, для дальнейшей профилактической и коррекционно-развивающей работы.

Для этой цели мы выбрали диагностическую методику Стребелевой Е.А для обследования умственного развития детей 2-3 лет. «Основными параметрами, которой является оценка умственного развития детей раннего и дошкольного возраста:

1) принятие задания;

2) способы выполнения задания;

3) обучаемость в процессе обследования;

4) отношение к результату своей деятельности» [3].

Обследование детей с помощью данной диагностической методики мы провели на базе МДОУ № 29 «Ласточка» в группе от 1,5 до 3 лет, были обследованы дети с 2-3 лет.

По результатам психологического обследования были получены следующие результаты: из 9 (82%) обследованных детей в возрасте с 2-3 лет, 4 ребенка попали в 3 группу (24-33 балла), и 5 детей в 4 группу (46 баллов).

4 группа (5 детей) дети с опережением в развитии в к/р занятиях не нуждаются.

В 3 группу (4 ребенка) вошли дети, которые заинтересованно сотрудничают с педагогом-психологом. Сразу принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Но самостоятельно во многих случаях они не могут найти способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом-психологом многие из них могут справиться с заданием самостоятельно.

Изучая литературу по умственному развитию детей раннего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что для развития умственных способностей и усвоения нового материала в детском саду педагог-психолог должен предлагать выполнение различных заданий – конструирование, лепки, рисования. Кроме этого, методы умственного воспитания детей должны быть направлены на выполнение поставленных перед педагогом целей. В зависимости от поставленных целей выбираются и соответствующие методы. Например, развитие речи направлено на воспитание звуковой культуры речи, обогащение словаря и формирование грамматического строя. В зависимости от возраста для этого могут использоваться различные дидактические материалы, пальчиковые и подвижные игры. Для развития мыслительной деятельности, существуют разнообразные методы и приемы, которые определяются возрастом ребенка и психологическими особенностями, для этого обычно используется игровая среда, в которой ребенок наиболее легко может усвоить необходимые умения и навыки. Если говорить о развивающем обучении, то это совокупность таких элементов, как игрового, познавательного, учебного и поискового взаимодействия. А также необходимо развивать разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и поощрять его интерес к получению знаний об окружающем мире.

Исходя из выше сказанного, мы разработали и реализовали программу для развития умственных процессов детей 3 группы.

Цель программы: развитие умственных процессов у детей раннего дошкольного возраста.

1) формировать позитивные отношения в группе;

2) развивать произвольное внимание и скорость реакции;

3) совершенствовать развитие мелкой моторики руки;

4) повышать уровень развития памяти, логического мышления и восприятия.

5) развитие речи и мыслительных процессов.

Содержание программы строилось на основе развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, с учетом зон ближайшего развития и возрастных особенностей детей раннего дошкольного возраста.

Содержание программы: коррекционно-развивающие занятия проводятся в игровой форме, с использованием развивающих упражнений и игр.

Организация занятий: занятия проводятся с группой детей раннего дошкольного возраста, два раза в неделю.

Каждое занятие состоит из 3 этапов:

1. Организационный этап:

1) создание эмоционального настроя в группе;

2) привлечение внимания детей.

2. Практический этап:

1) задания на развитие умственных процессов (памяти, мышления, внимания, речи), мелкой моторики руки;

2) обработка полученных навыков на практике.

3. Рефлексивный этап:

1) обобщение полученных знаний;

2) подведение итогов занятия.

Оценка эффективности занятий по этой программе показала, что дети отличают большие предметы от маленьких, высокие от низких, длинные от коротких, узкие от широких. Научились сравнивать между собой одинаковые предметы разной величины. Но обозначают предметы только как «большой-маленький» самостоятельно называть предметы другими категориями «длинный-короткий», «широкий-узкий», дети пока не могут, т.е. эти понятия в их словарном запасе отсутствуют.

Дети стали достаточно хорошо ориентироваться в пространстве; находить крупные и мелкие предметы; определять количество предметов. Программа также предусматривает развитие у детей способности проговаривать вслух последующие действия. Для этого, после предъявления инструкции педагогом-психологом, ребенку предлагается назвать вслух то, что он будет делать. А также дети «усовершенствовали» возможности движений кистей рук.

Мы определили, что в силу возрастных особенностей детей раннего дошкольного возраста, проговаривание своих действий многим из них дается с трудом. Дети начинали проговаривать 1-2 слова, сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Подводя итоги, мы пришли к выводу, что для эффективного умственного развития детей с 2-3 лет основными методами являются совместные действия ребенка с взрослым, подражания действиям взрослого. Необходимо формировать активный интерес к качествам и свойствам различных предметов, развивать перцептивные действия. При этом необходимо развивать продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, лепку, аппликацию.

Важным направлением в коррекционной работе по умственному развитию детей раннего дошкольного возраста является формирование целостного представления об окружающей действительности, о человеке и о взаимодействиях между людьми.

После проведения коррекционной работы мы выявили, что для развития умственных способностей ребёнка необходимо:

1. Осознание педагогами в ДОУ важности и актуальности данной проблемы.

2. Создание и обновление предметно — пространственной среды, способствующей развитию ребёнка.

3. Вовлечение родителей в педагогический процесс, показывая им сущность и актуальность данной проблемы.

4. Использование наглядных, словесных и практических методов.

Мы считаем важным, что бы работа в ДОУ по развитию умственных процессов у детей раннего дошкольного возраста велась комплексно и систематически.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector