Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста - Оappendicite

Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Диагностика творческих способностей у дошкольников

3.1. Диагностика творческих способностей у дошкольников

Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия:

· создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;

· гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;

· специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в игре.

Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

· выявить особенности проявления творческих способностей у детей дошкольного возраста.

· Выяснить условия используемые педагогом в работе по развитию творчества

· Провести сравнительный анализ результатов исследования.

С этой целью мы использовали игровые умения, представленные в методике Н. Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет [п 1].

Для оценки игровых проявлений детей были выделены критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Гилфордом:

· оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

· быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

· гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;

· вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития творческих способностей у дошкольника в игре:

III уровень – низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче).

Использует известный вариант.

II уровень – средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел. Затрудняется в предложении нового использования предметов.

I уровень – высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.

Для подведения результатов исследования весь материал необходимо было представить в форме таблицы. В таблице фиксировали оценки умений детей проявлять себя творчески. Для этого была выбрана трехбалльная система: одним баллом оценивали низкий уровень проявления креативности, двумя баллами – средний, тремя баллами – высокий уровень (см. приложение 1).

Для определения уровня креативности в игре, мы предложили детям следующие задания:

Задание № 1 «способность оригинально обыграть игрушку». В группу вносилась игрушка «лиса Алиса» и воспитатель предлагал ребенку обыграть ее. Например: «К нам сегодня в гости пришла лиса Алиса». Ей очень скучно и она хотела бы поиграть с тобой.

Для оценки этого задания были выделены три уровня:

I уровень — высокий – соответствует тому, что игрушка оригинально обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает играть в нее, с желанием принимать игрушку, рассматривает ее, обращается к ней особым образом, включает ее в особый свой собственный сюжет.

II уровень – средний. Ребенок легко принимает игрушку, рассматривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет, предложенный взрослым или другими детьми.

III уровень — низкий. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, новых вариантов сюжета не придумывает, быстро устает от игрушки и оставляет ее.

Оценка уровней обыгрывания игрушки проводилась по критериям развития креативности, описанным выше, показатели высокого уровня оценивались тремя баллами, среднего – двумя, низкого – одним баллом.

Результаты вносились в таблицу (см. приложение № 4).

Задание № 2. Детям предлагалось придумать сюжет по условию: «Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?».

Для оценки задания были выделены три уровня:

I уровень – высокий. Умение придумать оригинальный сюжет. Оценивается тремя баллами.

II уровень – средний. Сюжет заимствован от взрослых или из мультфильмов – два балла.

III уровень – низкий. Не умение придумывать сюжет. Оценивается одним баллом.

Для наиболее точной постановки уровня мы использовали критерии развития креативности, описанные выше, результаты также вносили в таблицу (см. приложение № 4).

Констатирующий эксперимент представляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии игры на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Для констатирующего эксперимента были определены две группы по десять человек (см. приложение №3),одна из которых в последствии стала экспериментальной, а другая осталась контрольной.

Было необходимым провести обследование игры с целью выявления уровня ее развития и проявления творческих способностей.

Наблюдения за организацией игровой деятельности детей в старшей группе показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.

Игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития. Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

Дети западают на ролевом диалоге. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. В предложенных заданиях: «Способность оригинально обыграть игрушку» и «Придумай сюжет по условию» дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

В результате проведенной работы на констатирующем этапе исследования нами было отмечено, что 20% детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей. Ко второму (среднему) уровню креативности было отнесено 60% из всех детей, задействованных в эксперименте, детей. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 20% дошкольников. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца (см. приложение 2).

Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.

Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

Данные нашего исследования показали, что процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое руководство процессом развития творческих способностей детей мы осуществляли с помощью творческих упражнений и заданий. Практическая ценность работы лежит в выполнении уровня развития способностей детей и проверке эффективного применения творческих упражнений, и задач на практике.

Практическое применение творческих заданий в экспериментальной группе благоприятствовало появлению позитивных тенденций в этом процессе. У детей улучшилось творческое представление, фантазия, память. Они могут самостоятельно играть, инсценировать…

Данные нашего эксперимента могут быть использованы в обучающей воспитательной работе воспитателем и студентами-практикантами.

Таким образом, наше предположение о том, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если соблюдать следующие условия:

· создание эмоционально – благополучной атмосферы в группе детского сада;

· гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;

· специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно – ролевой игре;

· нашло подтверждение в ходе экспериментально – опытной части проведенного исследования.

Диагностика творческих способностей у дошкольников

3.1. Диагностика творческих способностей у дошкольников

Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия:

· создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;

· гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;

· специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в игре.

Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

· выявить особенности проявления творческих способностей у детей дошкольного возраста.

· Выяснить условия используемые педагогом в работе по развитию творчества

· Провести сравнительный анализ результатов исследования.

С этой целью мы использовали игровые умения, представленные в методике Н. Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет [п 1].

Для оценки игровых проявлений детей были выделены критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Гилфордом:

· оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

· быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

· гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;

· вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития творческих способностей у дошкольника в игре:

III уровень – низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче).

Использует известный вариант.

II уровень – средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел. Затрудняется в предложении нового использования предметов.

I уровень – высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.

Для подведения результатов исследования весь материал необходимо было представить в форме таблицы. В таблице фиксировали оценки умений детей проявлять себя творчески. Для этого была выбрана трехбалльная система: одним баллом оценивали низкий уровень проявления креативности, двумя баллами – средний, тремя баллами – высокий уровень (см. приложение 1).

Для определения уровня креативности в игре, мы предложили детям следующие задания:

Задание № 1 «способность оригинально обыграть игрушку». В группу вносилась игрушка «лиса Алиса» и воспитатель предлагал ребенку обыграть ее. Например: «К нам сегодня в гости пришла лиса Алиса». Ей очень скучно и она хотела бы поиграть с тобой.

Для оценки этого задания были выделены три уровня:

I уровень — высокий – соответствует тому, что игрушка оригинально обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает играть в нее, с желанием принимать игрушку, рассматривает ее, обращается к ней особым образом, включает ее в особый свой собственный сюжет.

II уровень – средний. Ребенок легко принимает игрушку, рассматривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет, предложенный взрослым или другими детьми.

III уровень — низкий. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, новых вариантов сюжета не придумывает, быстро устает от игрушки и оставляет ее.

Оценка уровней обыгрывания игрушки проводилась по критериям развития креативности, описанным выше, показатели высокого уровня оценивались тремя баллами, среднего – двумя, низкого – одним баллом.

Результаты вносились в таблицу (см. приложение № 4).

Задание № 2. Детям предлагалось придумать сюжет по условию: «Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?».

Для оценки задания были выделены три уровня:

I уровень – высокий. Умение придумать оригинальный сюжет. Оценивается тремя баллами.

II уровень – средний. Сюжет заимствован от взрослых или из мультфильмов – два балла.

III уровень – низкий. Не умение придумывать сюжет. Оценивается одним баллом.

Для наиболее точной постановки уровня мы использовали критерии развития креативности, описанные выше, результаты также вносили в таблицу (см. приложение № 4).

Констатирующий эксперимент представляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии игры на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Для констатирующего эксперимента были определены две группы по десять человек (см. приложение №3),одна из которых в последствии стала экспериментальной, а другая осталась контрольной.

Было необходимым провести обследование игры с целью выявления уровня ее развития и проявления творческих способностей.

Наблюдения за организацией игровой деятельности детей в старшей группе показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.

Игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития. Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

Дети западают на ролевом диалоге. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. В предложенных заданиях: «Способность оригинально обыграть игрушку» и «Придумай сюжет по условию» дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

В результате проведенной работы на констатирующем этапе исследования нами было отмечено, что 20% детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей. Ко второму (среднему) уровню креативности было отнесено 60% из всех детей, задействованных в эксперименте, детей. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 20% дошкольников. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца (см. приложение 2).

Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.

Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

Данные нашего исследования показали, что процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое руководство процессом развития творческих способностей детей мы осуществляли с помощью творческих упражнений и заданий. Практическая ценность работы лежит в выполнении уровня развития способностей детей и проверке эффективного применения творческих упражнений, и задач на практике.

Практическое применение творческих заданий в экспериментальной группе благоприятствовало появлению позитивных тенденций в этом процессе. У детей улучшилось творческое представление, фантазия, память. Они могут самостоятельно играть, инсценировать…

Данные нашего эксперимента могут быть использованы в обучающей воспитательной работе воспитателем и студентами-практикантами.

Таким образом, наше предположение о том, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если соблюдать следующие условия:

· создание эмоционально – благополучной атмосферы в группе детского сада;

· гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;

· специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно – ролевой игре;

· нашло подтверждение в ходе экспериментально – опытной части проведенного исследования.

Диагностика способностей детей дошкольного возраста

Определение способностей ребёнка дошкольника. Тесты

Тест на выявление гуманитарных способностей ребенка

Для определения гуманитарных способностей, которые лежат, например, в основе литературного творчества, мы предлагаем записать впечатления ребенка о каком-либо значимом событии. Гуманитарные способности могут проявиться в следующих признаках:

• эмоциональность рассказа, т. е. любое событие в жизни ребенка-гуманитария вызывает эмоциональный отклик, яркое, глубокое переживание;

• образность впечатлений: рассказывая о событии, ребенок хорошо его представляет, как бы видит в пространстве, передает внешние признаки — цвет, детали и т. д.;

• гуманистичность, доброжелательность по отношению к окружающему миру; ребенок хочет, чтобы мир стал лучше, отношения добрее, не было войны, не умирали и не болели люди, животные и т. д.

Предложите ребенку сочинить рассказ «Как я ходил в зоопарк». Для того чтобы рассказ получился подробным и помог проявиться всем указанным выше признакам, предлагаем вам вопросы для составления рассказа.

1. Когда и с кем ты ходил в зоопарк?

2. Какое настроение было у тебя в этот день?

3. Каких животных ты увидел в зоопарке?

4. Какое животное ты запомнил особенно хорошо и почему?

• Какое оно по размеру, цвету?

• Каково его строение?

• Каким было его поведение?

6. Если бы животные в зоопарке могли говорить, о чем бы они попросили тебя?

7. Вспомни случай, когда ты или другой человек помогал животным.

Анализ рассказа

1. Выявление эмоциональности производится на основе второго, четвертого и шестого предложений.

Во втором предложении ребенок описывает свое настроение не одним словом (веселое), а более подробно, глубоко (я радовался, волновался, очень ждал этого дня. ).

В четвертом предложении значимыми будут слова, отражающие чувства, эмоциональный отклик ребенка (смешной, страшный, веселый, игривый, хитрый), а не описание (лохматый, с хвостом, большой. ).

В шестом предложении значимыми будут высказывания, показывающие стремление ребенка взаимодействовать с животными как с людьми (поиграй со мной, обними меня, давай с тобой дружить. ).

2. Диагностика образности представлений ребенка производится на основе анализа первого, третьего и пятого предложений.

В первом предложении засчитывается не односложный ответ (летом с мамой), а подробный (описание времени года, погоды, дороги, природы, маршрута следования к зоопарку и т. д.).

В третьем предложении также положительно оценивается не просто перечисление животных, а подробное их описание. Можно стимулировать ребенка к описанию дополнительными вопросами. Учитываются слова-признаки, которые делают образ животного четким, детальным.

В пятом предложении ответы типа «большой», «серый», «с лапами» не являются признаками образности. Значимыми будут признаки, о которых говорилось выше. Также засчитываются слова-сравнения (похож на. как. такой же, как. ).

3. Вывод о гуманистичности установок ребенка делается на основе анализа ответов на шестой и седьмой вопросы.

В шестом и седьмом предложении учитывается доброжелательное, гуманное, жалостливое отношение к животным.

Ребенок может даже заплакать, вспоминая страдания животных. Он будет говорить, что животным хочется, чтобы их выпустили на свободу, что у них там остались мама, папа или дети. И в жизни ребенок отличается любовью к животным, он не может не только проявить агрессию, жестокость в отношении них, но и наблюдать, как это делают другие.

Обработка результатов

Если в двух предложениях из трех есть признаки эмоциональности, образности, а также в одном предложении из двух — признаки гуманистичности, то у ребенка есть качества, которые лежат в основе гуманитарных способностей.

Диагностика способностей к изобразительному творчеству

Для определения художественных способностей у 6—7-летних детей можно предложить им два задания:

• тест «Круги» — на выявление творческих способностей;

• тест «Домик» — на зрительно-моторную координацию.

Тест «Круги»

Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.

Обработка результатов

Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.

Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.

Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.

Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.

Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.

Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».

Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета), «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.

Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.

Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.

Интерпретация результатов

Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

— Нужно ли знакомить детей с музыкальными инструментами?

Родители экспериментальной группы

Родители контрольной группы

— Влияет ли игра на детских музыкальных инструментах на развитее творческих способностей?

— Назовите музыкальные инструменты, которыми дети могут овладеть в детском саду?

Металлофон — 1 (7%)

Шумовые инструменты — 1 (7%)

Шумовые инструменты — 1(7%)

— Назовите русские народные инструменты

Балалайка — 10 (67%)

Свистульки — 3 (20%)

Балалайка — 12 (80%)

Гармошка — 10 (67%)

Опишите состав детского шумового оркестра

Все инструменты, которые есть в музыкальном зале — 9 (60%)

Деревянные инструменты (ложки, трещотки, погремушки), металлические инструменты (колокольчик, металлофон) — 3(20%)

Какие музыкальные инструменты имеются у вас дома

Какие музыкальные, творческие мероприятия посещаете вместе с ребёнком?

Концерты в ДМШ — 3(20%)

Концерты в ДК — 5 (33%)

Концерт в ДШИ — 2(13%)

Концерты в ДМШ — 2(13%)

Концерты в ДК — 3 (20%)

Концерт в ДШИ — 2(13%)

Первоначально нам было необходимо определить уровень развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности. При подготовке исследования мы столкнулись с проблемой методического обеспечения. Нам не удалось подобрать такую диагностическую методику, которая помогла бы наиболее полно обследовать детей. Поэтому нами была разработана своя диагностическая методика, в основу которой мы положили работы К.В.Тарасовой и А.И. Бурениной.

В ходе констатирующего эксперимента было проведено исследование по выявлению уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (Таблица 2.1.2). Оценивались следующие показатели:

2) гибкость мышления;

Основные показатели уровня развития творческих способностей

Присутствует одна идея;

Есть 1-2 хорошо изложенных идей;

Предлагает 3 и более идей.

(статистическая редкость ответа)

Не может вообще сочинить;

Сочиняет, но с затруднениями;

Быстро придумывает свою историю.

(количество идей воспроизводимых ребёнком)

Пытается предложить оригинальное решение;

С лёгкостью предлагает решения.

По каждому из данных показателей были выделены основные критерии, отражающие развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: для показателя оригинальности — оценивалась статистическая редкость ответа; для гибкости мышления — количество идей воспроизводимых ребенком; для любознательности — оценивался интерес к творческой музыкальной деятельности.

Диагностика творческих способностей дошкольников основана на методике К.В.Тарасовой и А.И. Бурениной и состояла из 3-х проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация №1 для выявления оригинальности.

Оборудование: на столе разложены музыкальные инструменты. С одной стороны: деревянные ложки, трещотки, треугольник, дудочка, колокольчики, погремушки, маракас, бубен. На другом столе лежат игрушки (зайка, мишка, кукла, птичка, и т.д.)

Педагог предлагает выбрать ребенку музыкальные инструменты, и добавить к ним предметы (игрушки), лежащие на столе и просит его придумать и обыграть свою историю, или сказку.

Оценка результатов деятельности:

2 балла — ребенок с радостью откликается на предложения педагога, быстро и интересно сочиняет рассказ или сказку.

1 балл — ребенок берется за дело, но долго выбирает инструменты, думает, сочиняет с затруднениями.

0 баллов – ребенок не может сочинить историю, отказывается выполнять задание.

Проблемная ситуация № 2. Для выявления гибкости мышления.

Оборудование: стол с детскими музыкальными инструментами, и настольный кукольный театр.

Педагог предлагает ребенку обратить внимание на персонажей кукольного театра, и на музыкальные инструменты. Представь, что мы готовимся показывать кукольный театр или сказку про лесных жителей. Каждого героя, нам необходимо озвучить музыкальными инструментами. Я попрошу тебя взять в руки каждый инструмент и подумать, кого мы можем изобразить этими звуками.

Оценка результатов деятельности.

2 балла — ребенок с легкостью предлагает решения, слышит какой инструмент более подходит к конкретному герою.

1 балл- ребенок пытается предложить вариант инструмента к данному герою кукольного театра, но делает это с трудом.

0 баллов — у ребенка отсутствуют решения, он отказывается выполнять задание.

Проблемная ситуация №3. Для выявления любознательности.

Оборудование: иллюстрации дудочек, инструмент дудочка.

Педагог предлагает ребенку выслушать историю о происхождении дудочки. Обращаясь к ребенку: «Сейчас я тебе расскажу легенду о дудочке. Послушай ее, и скажи, истории, каких инструментов ты хотел бы узнать».

Оценка результатов деятельности:

2 балла — ребенок, эмоционально реагирует, предлагает рассказать ему о нескольких инструментах.

1 балл- ребенок, спокойно выслушивает историю, интересуется одним инструментом.

0 баллов – ребенку не интересно слушать легенду, не интересуется ни одним инструментом или не знает музыкальные инструменты.

Результаты ответов детей на проблемные ситуации мы занесли в таблицу (Приложение 4).

Средний балл: 0 — 1,3 — низкий уровень; 1,4 — 2,3 — средний уровень;

2,4 — 3,0 — высокий уровень.

Из результатов опроса мы видим, что в основном у детей присутствует одна идея по предложенной первой проблемной ситуации. 7 (46%) детей хотят узнать только об одном инструменте, есть 1-2 хорошо изложенных идей у 8 (54%) детей; 11(73%) детей не могут сочинить свою историю про музыкальный инструмент. Они, молча, выкладывают инструменты рядом на стол, но историю не рассказывают; 4(27%) могут сочинить свою историю, но с большими затруднениями, путаются в сюжете, не могут подобрать нужные слова. Опрашивая детей по третьей проблемной ситуации, мы увидели, что 9 (60%) детей пытаются предложить свое оригинальное решение, ассоциируют музыкальный инструмент с животным, но им нужна помощь словесная, иногда показ; 4(26%) ребенка с легкостью предлагают решение этой проблемы и могут даже озвучить, сыграть свою мелодию; 3(14%) ребенка нуждаются в любой помощи, т.к. у них отсутствуют решения этой проблемы.

В контрольной группе результаты примерно одинаковые с детьми экспериментальной группы. 8 (53%) детей хотят узнать только об одном инструменте, есть 1-2 хорошо изложенных идей у 7 (47%) детей; 12 (80%) детей не могут сочинить свою историю про музыкальный инструмент; 3(20%) могут сочинить свою историю, но с большими затруднениями, путаются в сюжете, не могут подобрать нужные слова. Опрашивая детей по третьей проблемной ситуации, мы увидели, что 11 (74%) детей пытаются предложить свое оригинальное решение, ассоциируют музыкальный инструмент с животным, но им нужна словесная помощь, иногда показ; 2(13%) ребенка с легкостью предлагают решение этой проблемы и могут даже озвучить, сыграть свою мелодию; 2(113%) ребенка нуждаются в любой помощи, т.к. у них отсутствуют решения этой проблемы. Результаты мы поместили в таблицу (Таблица 2.1.3).

Уровень развития творческих способностей детей на констатирующем этапе эксперимента, в %

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector