Диагностика творческих способностей детей - Оappendicite

Диагностика творческих способностей детей

Диагностика творческих способностей детей

Диагностика и развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.

В условиях модернизации российской системы образования, в условиях демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на современном этапе все более отчётливо прослеживается тенденция формирования творческой личности в связи с принципиально новыми функциями художественного образования и эстетического воспитания, в системе современного образования и, прежде всего, с переориентацией целевых установок. Цель образования в современном мире совпадает с целью жизни человека. Это самореализация, создание условий реализации возможностей ребёнка в этом мире.

Этим целям созвучна природа творческого развития личности ребенка.

Среди многообразия современных типов школ: гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением естественно-математического и гуманитарного циклов выделяются учреждения, специализация которых направлена на развитие творческих способностей детей. Речь идёт о специализированных школах с углубленным изучением изобразительного искусства и учреждениях дополнительного образования детей.

В зарубежной и отечественной педагогической психологии хорошо известны и успешно используются компенсирующие возможности занятий изобразительным искусством. Изобразительная деятельность способствует развитию всех видов мышления и воображения. В США, например, занятия изобразительным искусством используются как эффективное средство, компенсирующее недостаток творческого мышления в других сферах образования.

Поставленная учреждениями с углубленным изучением изобразительного искусства цель развития творческих способностей личности останется только декларацией, если нет надёжного способа контроля, диагностики и развития этих способностей.

Между тем ,подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используется понятие «креативность». Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны. Что такое креативность? Аналога в русском языке этому слову, пожалуй, нет, в буквальном переводе креативность означает «творческость». Это способность порождать необычные идеи, отличаться мышлением от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычными способами. Креативность может проявляться в самых разных областях – не только в области искусства. А самое главное – помогать при решении жизненных проблем.

Креативный человек – это тот, кто обладает особым видом мышления – дивергентным. Дивергентное (творческое) мышление – противоположность конвергентного (традиционного, нетворческого) мышления. Конвергентное мышление подразумевает нахождение единственно правильного решения задачи или проблемы – путём интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Но такое решение является правильным в общепринятом понимании этого слова, то есть достаточно традиционным и шаблонным. В дивергентном же мышлении оригинальные и необычные идеи возникают в результате выдвижения многих вариантов решения проблемы. При этом разум не скован стереотипами. Он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, отыскивает неожиданные повороты и ходы, использует привычные вещи непривычными способами, видит то, что не замечают другие. В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более глубоко и широко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности. В творчестве не менее важны и восприятие, и воображение, и тем более – фантазия. Одним из первых суть творческого мышления попытался раскрыть Дж. Гилфорд, выделив как его важнейшие составляющие оригинальность, новизну и гибкость высказываемых идей. Другие попытки определить творческое мышление были, скорее всего, различными вариантами теории Дж. Гилфорда и по содержанию и по содержанию очень близки к ней. В оценке творческих способностей в отечественной педагогической психологии относительно устойчивы у разных авторов критерии быстроты, легкости, гибкости и оригинальности выполнения предлагаемых заданий:

– быстрота и легкость проявляются в скорости выполнения задания и определяются путем подсчета количества ответов, идей или решений задачи за отведенный промежуток времени;
– гибкость – количество переключений с одного класса объектов на другие;
– оригинальность оценивается по частоте данного ответа в однородной группе.

Достаточно широкое применение для диагностики творческих способностей воспитанников получил тест Э. Торенса. Тест разбит на три группы или, как говорится в этой методике, батареи:

– вербальную;
– изобразительную;
– звуковую.

Для диагностики творческих способностей к изобразительной деятельности легко адаптируется вторая – изобразительная батарея этого теста. Оценка результатов проводится по следующим критериям:

  1. Скорость и беглость – количество ответов.
  2. Гибкость – степень разнообразия ответов.
  3. Оригинальность – редкость идей.
  4. Тщательность разработки идеи – детализация ответов.

Все тестовые методики не являются абсолютным показателем развития личности. Они только констатируют достигнутый уровень в очень узком диапазоне исследований способностей человека. Наибольшие затруднения в применении тестовых методик вызывает их некоторая всеобщность: творчество воспитанников оценивается вообще, а не применительно к особенностям творческих способностей в изобразительной или иной художественной деятельности. Другая трудность заключается в неоднозначности интерпретации полученных результатов, что, безусловно, снижает уровень объективности исследований.
При всём своём несовершенстве тестовые методики успешно используются как учёными, так и педагогами – практиками. Предлагаемая мной серия тестов на выявление способностей к изобразительной деятельности апробирована в группах детей младшего и среднего возраста студии «Художественное творчество» муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» г. Шарыпово. Не претендуя на универсальность предлагаемых методик, я хотела бы поделиться опытом диагностики творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Предлагаемые тесты можно разделить на две большие группы: изобразительные и вербальные. Учитывая специфику возраста, я попыталась предать тестам-заданиям по возможности игровую форму. Изобразительная группа тестов начинается с серии заданий «Чудесная линия». Время исполнения заданий – 10 минут:

1. Тест-игра «Закорючка». Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается десять рисунков-закорючек. Задача ребёнка, каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка. Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов.

2. Тест-задание «Что попало в сеть?». Тестируется группа детей. Воспитанникам предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т.д. Найденный образ заштриховывается. Оценивается оригинальность и разнообразие образов. Простые, примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х баллов. Изображения более сложных образов оценивается от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов. Данный тест-задание можно проводить под музыку. Рука ребёнка реагирует на восприятие музыки и вычерчивает линию, опираясь на слуховые ощущения.
Возможна стандартизация этого теста. Как вариант предлагается «сеточка», заданная педагогом, что позволяет более объективно относиться к полученным результатам.

3. Тест-игра «Геометрический человек». Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Вариантом этого теста могут быть «геометрические» животные и птицы. Как и в предыдущем задании, баллы в зависимости от сложности проставляются от 0 до 10. Предлагаемые в этой серии тесты-задания достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности «достраивания», «продолжения» линейного образа. Количественная и качественная оценка итогов тестирования может быть иной, возможно, более сложной или критериально более многоплановой.

Следующую серию заданий я объединила названием «Волшебная клякса». Тесты этой серии восходят к классическим чернильным пятнам Роршаха. Они рассчитаны на выявление уровня развития воображения.

1. Тест-задание «Дорисуй». Ребёнок должен увидеть в силуэте кляксы или комбинации нескольких клякс определённый образ и дорисовать его, сделав более выразительным, узнаваемым. Тест легко стандартизируется, если детям одной возрастной группы предъявляются одинаковые кляксы. Возможен как чёрно-белый вариант этого теста, так и цветной. Оценка результата этого теста аналогична первому тесту в серии «Чудесная линия».

2. Тест «Игра в прятки». В предлагаемом воспитанникам чёрном или цветном пятне они должны увидеть «спрятанный там конкретно заданный образ». Пятно можно поворачивать. При дорисовке используется минимум средств. Оценивается оригинальность и выразительность решения.

Следующая группа заданий – «Отпечатки» является наиболее показательной при Бесконечное разнообразие цвета и фактуры отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Субъективность качественной оценки полученных результатов – наибольшая.

1. Тест-задание «Отыщи картинку». Воспитанникам предъявляется цветной отпечаток (два, три или более цветовых тона), образованный как сближенными, так и контрастными сочетаниями цветов. Целью задания является поиск наибольшего количества изобразительных образов. Чем сложней увиденный образ, тем большим количеством баллов он оценивается. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: легкость и беглость, гибкость, оригинальность.

2. Тест-игра «Маэстро». Задание является вариантом предыдущего теста. Детям предлагается поиграть в великих художников – стать маэстро живописи. Предлагаемые отпечатки являются «картинами» их учеников. Несколькими выразительными штрихами маэстро должен преобразить картину ученика так, чтобы возник оригинальный и выразительный образ. Задание является завершающим в серии и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления ребёнка. Интерпретация результатов может быть аналогичной предыдущим тестам, но могут быть и иные подходы; экспертная оценка (экспертами выступают воспитанники студии или педагоги), ранжирование и т.д. Каждый педагог может найти удобную для себя систему обработки тестов, являющейся достаточно убедительной и наглядной для других, ведь всё, чем занимается ребёнок в детстве, он делает творчески: двигается ли, общается, играет, исследует мир… Но не всегда сам процесс творчества и его результаты заметны окружающим. Поэтому детские рисунки – уникальный способ понять, как ребёнок видит мир. А главное – они помогут сохранить материальные свидетельства того, как развивались его навыки и творческие устремления.

Диагностика творческих способностей

Перед тем, как начать рассматривать методы диагностики творческих способностей дошкольников, необходимо обратиться к этимологии данного слова. Слово «диагностика» уходит корнями в греческий язык: diagnostikos — способный распознавать Зинченко В.П. Психологический словарь. М., 2012. — С. 51.. В широком смысле слова, диагностика представляет собой особый вид познания, а точнее — распознавания. Мнение психологов и педагогов о том, что самыми надежными методиками диагностики творческих способностей являются тесты, то есть — стандартные методики, — является ошибочным.

Если ребенок не справился с так называемым «тестом креативности», то есть — тестом, определяющим наличие творческих способностей, то это еще не означает, что он ими не обладает. Малая прогностичность существующих тестов обусловлена возрастной изменчивостью креативности, ее подверженности внешним влияниям.

Бесспорно, тестовые методики, следует применять, поскольку при помощи них можно их дополнить общую картину представлений об особенностях творческого развития ребенка, однако, мы твердо придерживаемся убеждения, что начинать нужно не с тестов.

В настоящем параграфе, мы предлагаем следующую последовательность использования диагностических методов для определения уровня творческого развития личности Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. — М., 2014. — С. 241.: наблюдение, создание экспериментальных ситуаций, тесты.

Наблюдение. Данный метод имеет преимущество в том, что в момент его изучения ребенок находится в естественных для него условиях, поскольку он осуществляет деятельность, под руководством своей внутренней мотивации. Лишь при помощи наблюдения мы можем зафиксировать у ребенка такие основополагающие показатели творческого развития как наличие у него стремления заниматься творческой деятельности, частоту и настойчивость творческих занятий, победу мотива спонтанной творческой деятельности над мотивом выполнения чьих-то заданий и другие Там же. — С. 243..

Отличие наблюдения от простого созерцания заключается в том, что наблюдение является осознанной, целенаправленной, специально инструментированной деятельностью педагога или воспитателя. Данные по каждому ребенку фиксируются в стандартизированном бланке наблюдений.

Преимущество использования бланков состоит в том, что в наблюдении могут принимать участие даже те педагоги, которые не имеют специального опыта диагностической работы. В бланке фиксируются признаки или качества поведения, которые состоят из параметров творческого развития личности. В случае если в процессе наблюдения задействованы несколько педагогов, что в свою очередь дает более достоверный результат, технология работы с бланками для фиксации наблюдений представляет собой следующее. Перед самой диагностикой проводится семинар, который психологи либо педагоги — руководители проблемных групп проводят с педагогами. На данном семинаре происходит рассмотрение методологических, теоретических и методических вопросов, с целью того, чтобы в процессе диагностики педагоги участвовали осознано. Устанавливается регламент фиксации данных наблюдения Яковлева Е.А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. — М., 2010. — С. 268..

Время наблюдения: начало, середина и конец года;

Количество фиксаций: три раза;

Число участников наблюдения: пять независимых характеристик.

Это означает, что после трех занятий, идущих одно за другим (в начале, середине и конце года) пять педагогов заполняют бланки независимо друг от друга, основываясь на собственных наблюдениях. На каждого ребенка заполняется отдельный бланк. Следовательно, по каждому необходимому критерию, в течение одного среза мы сможем получить 15 показателей. Самая простая, количественная обработка данных состоит в том, что степень выраженности каждого качества следует перевести в баллы в числовом выражении и тем самым определить среднюю величину. Сравнение полученных показателей в начале, середине и конце года смогут дать представление о том, как динамично развивалось качество. При более сложной, качественной, обработке данных, психологи учитывают особенности личности и педагогической позиции педагогов, которые участвуют диагностическом исследовании, а также в сопоставлении данных наблюдения с данными, полученными иными методами.

Бланк наблюдений содержит в себе три части Там же.:

  • — критерии творческого развития;
  • — признаки, которые можно наблюдать и фиксировать;
  • — шкала оценки.

Поскольку как любая оценка является относительной, то есть данные конкретного испытуемого всегда соотносятся с фоновыми данными (данные других испытуемых, сходных по большинству параметров, кроме изучаемого, полученные тем же методом), то вы сами можете создать шкалу оценки.

Часто — иногда — никогда.

Низкий уровень — средний — высокий — очень высокий.

(Можно пользоваться привычной для учителя пятибалльной системой оценки).

Относительно признаков и параметров, рекомендуется создавать бланки наблюдений, в которых будет указан набор конкретных признаков. Если же в бланках отразить одни лишь параметры, то возрастает значение количества участников наблюдения, а также их теоретическая подготовка, в течение которой организатору всего исследования необходимо убедиться, что все участники адекватно понимают термины.

Стандартизированный бланк наблюдений может выглядеть следующим образом:

Фамилия, имя ребенка Класс (творческое объединение)

Дата наблюдения ……… Время ……….. Педагог……….

Рассмотрим один из подходов к выделению параметров и признаков творческого развития личности, на основании которого можно конструировать бланки наблюдений.

Признаки высокого творческого потенциала у детей в раннем детстве по Тэкэксу К. Немов Р.С. Психология. Кн.2.Психология образования. — М.: Просвещение. 2012. — С. 132.

  • 1. Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими вокруг событиями.
  • 2. Любопытство.
  • 3. Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы.
  • 4. Отличная память.
  • 5. Большой словарный запас и сложные синтаксические конструкции.
  • 6. Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им подсказывают).
  • 7. Высокая избирательная концентрация внимания.
  • 8. Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна.
  • 9. Высокий уровень притязаний в этой сфере.

Создание экспериментальных ситуаций. Экспериментом называют метод познания, который отличается от других методов тем, исследователь активно вмешивается в созданную им ситуацию, осуществляет манипулирование одной или несколькими переменными и занимается регистрацией изменений, произошедших в поведении объекта эксперимента. Изучая уровень творческого развития личности, экспериментатором намеренно создается такая ситуация, из которой можно найти выход только при помощи проявления творческих способностей Там же. — С. 143..

Преимуществом экспериментального метода перед наблюдением заключается в том, что при эксперименте имеется возможность повторения экспериментальной ситуации, многократно включить необходимый фактор, в частности той или иной творческой способности или иного значимого свойства личности.

Однако при применении метода эксперимента можно столкнуться со следующим препятствием: зачастую исследователь сам включается в ситуацию, проходимую испытуемыми и тем самым может невольно повлиять на ее исход. Особенно часто это обстоятельство является помехой для получения достоверных данных во время работы с детьми.

На наш взгляд, наиболее эффективной формой организации экспериментальных ситуаций с детьми — это игра. Преимущество игровой ситуации состоит в том, что в ней можно наблюдать за творчеством детей во временном развитии. У ребенка собственно мыслительные операции имеют моторное выражение, благодаря чему мы можем наблюдать наряду с интересующим фактором и промежуточные действия ребенка, его пробы и ошибки, перебор вариантов решения. Многие исследователи вообще считают, что в творчестве самым существенным является не результат, а процесс. Как говорил Сартр Ж.П.: «Воображение — это акт, а не вещь» Там же..

Творческие задания. Творческие задания, направленные на диагностику творческих способностей детей дошкольного возраста, можно проводить в самых разнообразных учебных ситуациях. Это может быть обычное занятие по изобразительному творчеству или развитию речи в детском саду либо в школе раннего развития, их можно включать в конкурсные задания на праздниках, КВН, викторинах, соревнованиях, можно сделать частью ролевой игры (проверка космонавтов перед полетом).

Чем младше дети, тем меньше нужно ориентироваться на вербальные (словесные) задания и больше — на графические (рисование). Таких заданий великое множество, их можно придумывать и самим, мы даем примерные образцы.

Задание 1. Нарисуй свой портрет так, чтобы из рисунка можно было понять, что ты любишь, что тебе нравится, а что — нет.

Задание 2. Перед тобой 6 прямоугольников. Подумай, на что они похожи. Дорисуй так, чтобы было видно, что это такое. Назови каждый рисунок.

Задание 3. Дорисуй 6 кружков, 6 треугольников.

Придумай для одной сказки веселый конец, а к другой такой, которому все удивятся.

Тесты. О преимуществах и недостатках тестовой системы мы говорили в начале данного параграфа.

Приведем пример теста, который можно применить для диагностики творческих способностей дошкольника Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся». — М.: Просвещение, 2013. — С. 128..

Обладает ли ваш ребенок артистическими способностями?

Ответьте на следующие вопросы:

  • 1) Может ли ваш ребенок жить в неуютной, скучной квартире и не придавать этому значения?
  • 2) Он любит рисовать?
  • 3) Он обращает внимание на то, кто как одет, предпочитая модную одежду той, которая ему нравиться?
  • 4) У него некрасивый почерк?
  • 5) Он предпочитает одежду одной цветовой гаммы?
  • 6) Ему нравиться ходить на экскурсии в музей?
  • 7) Если вы возвращаетесь вечером домой, он может остановиться, чтобы полюбоваться закатом солнца?
  • 8) Он чертит геометрические фигуры?
  • 9) Вашего ребенка привлекают художественные салоны?
  • 10) Он любит продолжительные прогулки?
  • 11) Ему нравиться одиночество?
  • 12) Он находит, что абсурдно, идя по улице, декламировать стихи?
  • 13) Музыку он слушает лишь ради развлечения?
  • 14) В его памяти остаются красивые пейзажи?
  • 15) Он находит, что морские камешки красивы?
  • 16) Любит ли он новые встречи и знакомства с новыми людьми?
  • 17) Он читает вслух стихи, когда они соответствуют его душевному состоянию?
  • 18) Пытался ли ваш ребенок разрисовать стены своей комнаты?
  • 19) Он любит ходить в парикмахерскую, чтобы поменять прическу?
  • 20) В его комнате всегда порядок?
  • 21) Пробовал ли он сочинять детские песенки?

За каждый ответ, совпадающий с ключом, — 1 балл.

Ключ: «+» — 1,3,4,5,7,8,9,11,12,13,16,17,19,20,21,22,23.

У вашего ребенка есть чувство прекрасного, которое свойственно артистической натуре.

Конечно, ваш ребенок иногда витает в облаках, хотя и понимает значение красоты в жизни человека. Он скорее всего рационалист. Вам не стоит беспокоиться по этому поводу, так как ему всегда будет удаваться сочетать приятное с полезным.

Такого человека, как ваш ребенок, не волнует красота восхода солнца и его заката. Об этом стоит задуматься. Возможно, в воспитании вы мало внимания уделили развитию чувств у ребенка.

Таким образом, мы рассмотрели наиболее распространённые методы диагностики творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Диагностика творческих способностей детей

Диагностика уровня творческих способностей у старших дошкольников
Художественное творчество помогает формированию у детей, как общих способностей, так и специальных. Рисование развивает у детей способность создавать образы в своём воображении, руководствуясь принципами красоты. Именно то, как ребёнок отражает воображаемые образы на бумаге, может служить основой для диагностики общего и художественного уровня развития.
Для определения художественно – творческого развития мы использовали адаптированную методику Н.В.Шайдуровой, которая разработала критерии и показатели уровня художественно – творческого развития.
Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческого развития детей старшего дошкольного возраста

Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития

Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей

Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- — крупнее равных по размерам, но удалённых)

Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства

Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения.

Разработанность содержания изображения

Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов)

Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого

Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла

Эмоциональность созданного образа, предмета, явления

Яркая эмоциональная выразительность.

Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности

Изображение лишено эмоциональной выразительности

Самостоятельность и оригинальность замысла

Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно

Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями

Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности.

Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом

Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём

Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём

Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём

Уровень развития воображения

Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа.

Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа

Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо»)

Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень (14 — 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 — 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.
Для определения уровня художественно – творческого развития детям были предложены следующие задания:
1. Дорисуй геометрическую фигуру
2. Нарисуй какой хочешь узор
3. Весёлые картинки
4. Сказочная птица
Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».
Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений — видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест — фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.
Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей).
Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор»
Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.
Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.
Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра.
Третье задание Весёлые картинки (рисование при помощи открыток).
Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.
Предварительная работа: рассматривание открыток.
Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.
Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры.
Четвёртое задание «Сказочная птица»
Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).
Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.
Диагностика проводится на НОД по рисованию и вне образовательной деятельности.
При разработке занятий в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников мы опирались на следующие источники:
.1.Программа Веракса «От рождения до школы»
2. Комарова . Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.
3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий.
Каждое занятие было направлено на развитие и стимулирование творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста. При этом большое значение играла роль воспитателя. Необходима была подготовленность воспитателя к данной работе, которая включает в себя разнообразные методы и приемы, организацию атмосферы творчества и сотрудничества с детьми. Также необходимо было учитывать и уделять внимание мотивации к занятиям, заинтересованности детей, вызвать желание к деятельности.
Соблюдение перечисленных условий способствовало стимулированию творческой деятельности старших дошкольников. В каждое занятие вошли следующие средства стимуляции творческой активности: чтение литературы (сказок, рассказов); слушание музыки; картин, иллюстраций; беседы с детьми; дидактические игры (приложение)
В процессе занятий воспитателем для повышения творческой деятельности старших дошкольников использовались различные педагогические стимулы, в зависимости от уровней проявления творческой активности дошкольниками. На занятии наблюдалась атмосфера сотрудничества с детьми, педагог вызывал положительный настрой к занятию. Наблюдалась заинтересованность детей, желание выполнить задание, довести начатую работу до конца.
На занятиях была создана атмосфера творчества. Ребята чувствовали себя комфортно, свободно. Нами была создана обстановка, которая позволяла каждому ребенку реализовать свой замысел, что немаловажно для развития творчества детей в данном возрасте. Детям в интересной форме сообщалось о теме занятия, детей заинтересовали и настраивали на практическую деятельность. На следующем этапе мы сообщали детям о структуре творческой работы и побуждали детей к составлению плана работы, чтобы была правильно осуществлена их практическая деятельность. После предварительной работы дети выполняли задание самостоятельно. В процессе выполнения задания мы оказывали помощь некоторым детям с низким уровнем сформированности воображения, творчества.
После выполнения задания все работы были анализированы совместно с детьми.
Все занятия были интересны детям. Дошкольники, все без исключения, проявили любознательность при получении знаний. Дети с удовольствием приступали к интересной работе. В процессе занятия дети проявляли большое внимание, заинтересованность, задания выполняли с удовольствием. Все дети были эмоциональны в течение всего занятия.
У детей наблюдалась большая заинтересованность, стремление довести дело до конца. В процессе выполнения заданий повысилась инициативность и самостоятельность детей, радость от процесса деятельности.
Дети были эмоционально восприимчивы и отзывчивы в течение всего занятия и показали неплохие результаты.
Важным фактором стимулирования творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста является взаимосвязь различных видов творческой деятельности в системе обучения детей.
Подводя итоги можно сделать вывод, что на данных занятиях дети учились самостоятельно и с помощью воспитателя придумывать образы, сюжеты и воплощать свой замысел до образа, доводить начатое дело до конца, до желаемого результата.
Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что рисование по замыслу может служить эффективным средством развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста, при использовании разработанного комплекса занятий, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы.
Мы смогли убедиться на практике, что при правильной организации занятий можно добиться улучшения показателей творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика креативного развития детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте необходимо. Оно влияет на креативность и умение находить незаурядные способы решения поставленных задач во взрослом возрасте, повышает познавательный интерес.

Диагностика творческих способностей детей дошкольного возраста

Диагностика позволяет оценить задатки ребенка в творческой области, выявить наиболее перспективные направления для развития.

Критерии оценивания художественных способностей по методике Н. В. Шайдуровой

Н. В. Шайдуровой была разработана уникальная методика, с помощью которой можно определить, насколько художественно одарённым является дошкольник, насколько он развитый. Суть этой методики заключается в том, что проводится консультация, в ходе которой выполняются задания с расположением геометрических фигур, ИЗО и прочего с дальнейшей оценкой его по бальной системе. Количество баллов определяет один из трёх описанных уровней (высокий, средний или низкий).

Творчество должно быть развито у малышей

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста: креативность

Креативность это качество, которое пригодится ребёнку и во взрослой жизни, поэтому его развитию необходимо уделять достаточно внимания.

Специалисты предлагают несколько способов для развития креативности:

  • Давать ребёнку свободное время. Постоянно играть с малышом, развлекать его. Придумывать для него игры не пойдёт на пользу для развития его фантазии.
  • Отказаться от большого количества современных игрушек. Эти вещи не дают малышу фантазировать. Когда же игрушка простая, ребенок вынужден додумывать какие-то элементы или нетрадиционный способ её использования.
  • Меньше контроля. Необходимо дать чаду простор для фантазии. Пусть он без неусыпного контроля занимается тем, что ему нравится.
  • Развивать таланты. Семья должна помочь малышу найти занятие по душе. Посредством посещения различных кружков, поиска увлечений можно будет заинтересовать кроху.
  • Творческая атмосфера. Для ребенка важно, чтобы у него была своя детская комната или креативный уголок, территория, на которой он волен делать все, что захочет. Пусть он собирает там модели из конструктора, играет в подвижные игры, главное, не мешать его творческим порывам.
  • Необузданная фантазия. Полезно фантазировать и сочинять разные истории с малышом. Можно посмотреть с ним мультфильм или прочитать сказку, а потом пофантазировать, как бы он поступил на месте того или иного героя. Хорошо развивает фантазию театрализованный семейный вечер.
  • Подавать пример. Бесполезно учить чему-то кроху, если он не будет видеть пример в семье. Родителям необходимо самим заняться каким-то творчеством и творить в присутствии малыша, повышать свой уровень.

Креативности уделяется особое внимание

Значение и виды творческой деятельности

Основное значение творческой деятельности заключается в том, что она способствует развитию речи малыша.

Обратите внимание! Это связано с тем, что творчество стимулирует развитие мелкой моторики рук (способность совершать мелкие и точные движения), а моторика непосредственно влияет на речевой центр в мозге.

Основными видами творчества являются:

Некоторые авторы выделяют ещё и спортивное творчество, целью которого является выполнение нормативов.

Целью художественного творчества является создание произведения искусства (песни, картины, стихотворения и прочего).

Целью научного творчества является получение новых знаний через открытия, эксперименты, исследования.

Целью технического творчества является создание механизмов.

Моторика должна развиваться

Как создать условия для педагогического процесса формирования креативности

Задача педагога постоянно развиваться, совершенствоваться. Развивая креативность, фантазию своих воспитанников, он не должен забывать и про себя. Создать условия для педагогического процесса формирования креативности помогут:

  • Постоянное саморазвитие и «самокопание», оценивание себя как личности и профессионала. Стоит улучшать изобразительный, художественный, песенный вкус.
  • Занятие творчеством совместно с детьми.
  • Посещение открытых занятий других педагогов, форумов, семинаров. Важно обновлять дидактический материал, можно написать курсовой проект, исследовательскую работу, совершенствовать свою деятельность, составить план работы.

Развитие творческого мышления

Можно записать малыша в продуктивный центр развития творчества детей, в котором специалисты-педагоги помогут развить творческое мышление ребёнка, его воображение, но куда важнее уделять внимание развитию малыша в семье.

Несмотря на имеющийся диплом, педагог без участия родителей не сможет достичь желаемого результата.

Развитие творческих способностей детей в семье

Обратите внимание! Главным условием развития творческих способностей у ребенка в семье является родительский пример. Если родитель считает и озвучивает, что всё это ерунда, пустая трата времени и лучше заняться чем-нибудь серьезным и полезным, то вряд ли ребёнок с удовольствием возьмётся за фломастеры или начнёт лепить из пластилина.

Нужно найти занятие по душе и уделять ему хотя бы небольшое количество свободного времени. В этом случае, даже если малыш не проявляет никакого интереса к творчеству, рано или поздно начнёт интересоваться, чем же так увлечённо занимается папа, мама, старший или младший брат, а потом и сам начнёт включаться в процесс.

Совместное творчество развивает лучше

Методики развития творческих способностей дошкольников

Методика это система инструментов, действий воспитателя, направленных на развитие творческих способностей малыша.

К сведению! Основной метод для детей такого возраста будет, конечно же, игровой. Актуальность его никогда не пройдёт. Именно через игру дети легко усваивают новые знания и получают умения. Для них эта методика является самой эффективной, увлекательной и продуктивной.

Также существует группа методик:

Развитие ассоциативности в игре

Упражнения для детей, направленные на формирование ассоциаций (взаимосвязь между объектами, событиями), положительно влияют на умственное развитие, развивают мышление и фантазию.

Игры по ФГОС для развития ассоциативности весьма простые, например, можно выбрать объект «собака» и вместе с малышом назвать или написать слова, которые можно связать с собакой (ошейник, намордник, поводок, косточка, хвостик, будка, лай и т.п.). Либо подобрать карточки таким образом, чтобы у каждой была пара, потом перемешать их и дать ребёнку возможность воссоединить пары (зонт – дождь, ночь – сон, зубная щётка – зубная паста, музыкальный инструмент – нота, презентация – проектор, рисование – кисть, собрание – родители, техник – инструмент и другие).

Развитие системного мышления

Системное мышление это то, что освободит ребенка от запоминания большого объёма информации, которая большую часть времени бывает невостребованной. Развитое системное мышление позволяет соотносить объекты между собой, видеть мир как совокупность частей, имеющих взаимосвязи между собой, выделять эти части, позволяет обобщать, делать выводы и умозаключения на основании имеющихся фактов. Развить системное мышление помогают специальные упражнения.

К сведению! Важно приучать ребенка играть так, чтобы он мог придумать с одним объектом много интересного. Приобретать лучше всего многозадачные игрушки, с которыми можно придумать несколько игр, например, стаканчики, которые складываются друг в друга. Их можно использовать, вкладывая друг в друга, ставя друг на друга, как пирамидку, играть с ними в песке, в воде, изучать цвета, счёт, понятие размера, больше, меньше, среднее и многое другое.

Родители должны подавать пример

Диалектичность дошкольников

Диалектичность, очень интересное свойство, заключающееся в том, что человек может обнаруживать нестыковки, противоречия, особенности. Оно является неотъемлемой частью критического мышления. Развивать диалектичность эффективно с помощью игры «Плюсы и минусы». Суть этой игры заключается в том, что ребёнку предлагается выделить положительные и отрицательные стороны какого-либо персонажа или события.

Не столь важно, если у малыша не всегда получается достичь определенного результата после занятий творчеством. Главную пользу он получит в процессе творческой деятельности.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector