Диагностика тревожности у детей - Оappendicite

Диагностика тревожности у детей

Диагностика тревожности у детей

Диагностическое исследование уровня тревожности у дошкольников

Методы и методики изучения тревожности у дошкольников

В дошкольном возрасте дети усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения со взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко. В настоящее время растёт количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Тревожные дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи. Особую опасность эти состояния представляют на пятом году жизни: «В четыре года у мальчиков и девочек проявляются заострение боязливости и пугливости, робости и нерешительности, чувство вины и переживание случившегося, что говорит о пике эмоционального развития в этом возрасте. Чаще всего отмечается несамостоятельность и пассивность (зависимость), медлительность и тики» [5].

Тревожные дети чаще, чем другие, испытывают беспокойство, плохо концентрируют внимание на заданиях, напряжены (имеют мышечные зажимы в области лица, шеи, плечевого пояса); раздражительны, плохо спят и т.д. Поэтому важно, чтобы взрослые, и педагоги, и родители осознали проблемы тревожных детей, вовремя распознали проявления тревожности и помогли детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в различных ситуациях [20].

Для диагностики тревожности у детей существуют различные методы и методики, перечислим некоторые из них:

Шкала явной тревожности для детей CMAS

Методика Была разработана американскими психологами A. Castaneda, B.R. McCandless, D.S. Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности Дж.Тейлора, предназначенной для взрослых. В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М. Прихожан.

Предмет диагностики: Выявление тревожности как относительно устойчивого образования.

Контингент: Для детей 8-12 лет. Может проводится как индивидуально, так и в группах. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. Примерное время — 15-25 минут.

Краткое описание: Для детского варианта было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию давать социально одобряемые ответы. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

Обработка и интерпретация результатов:

1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»). Такой полученный результат следует рассматривать как сомнительный.

2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы, пропуски, исправления, комментарии и т.д. Если ошибок много, то обработку проводить нецелесообразно. После подсчета сырых балов и перевода их в стены проводится интерпретация:

1-2 стена: состояние тревожности не свойственно (подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь и не иметь защитного характера)

3-6 ст.: нормальный уровень тревожности (необходим для адаптации и продуктивной деятельности)

7-8 ст.: несколько повышенная тревожность (часто бывает связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни).

9 ст.: явно повышенная тревожность (обычно носит «разлитой», генерализированный характер)

10 ст.: очень высокая тревожность (группа риска).

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью; красный, желтый, зеленый — на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую; красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую; красный, желтый, зеленый — на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 — 9 баллах — как НПС средней степени; больше 9 баллов — НПС высокой степени.

4 балла — позитивное психическое состояние

3 балла — негативное психическое состояние низкой степени

2 балла — негативное психическое состояние средней степени

1 балл — негативное психическое состояние высокой степени

Графическая методика «Кактус»

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: пространственное положение, размер рисунка, характеристики линий, сила нажима на карандаш. Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.);

2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.);

3. характеристика иголок (размер, расположение, количество).

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

Агрессивность — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм — изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность — преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность — наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность — наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность — на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества — изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Таким образом, треовжность у детей выражается в неблагоприятном эмоциональном фоне, который можно определить по внешним признакам (если внимательно наблюдать за ребенком) и при диагностике.

Тест «Дом — дерево — человек» Джоржа Бака.

Инструкция: «На отдельных листах последовательно нарисуйте: а) дом, б) дерево, в) человека.

— Облака — общая тревожность, связанная с нарисованной ситуацией.

— Черный цвет — депрессия, застенчивость, пугливость.

— Зеленый цвет — потребность оградить себя от опасности.

— Контур земли очень жирный, толстый — чувство тревожности, беспокойства в рамках реальности.

— Контур земли спускающийся в право вниз — ожидание неясного, опасного будущего.

— Помещение рисунка внизу листа — незащищенность, депрессивность. Чем меньше рисунок, тем больше незащищенность.

— Кусты разбросаны — тревога.

— Кусты по обеим сторонам дороги — тень тревожности.

— Солнце и туча — тревожность между субъектом и каким-либо лицом.

— Руки тонкие — переживание и слабости.

— Волосы сильно заштрихованы — тревожность связанная с мышлением или воображением.

— Тучи — боязливая тревожность, опасение, депрессия.

— Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.

— Руки отсутствуют — замкнутость.

— Лицо неяркое, тусклое — боязливость, застенчивость.

— Руки близко к телу — напряжение.

— Руки повернуты в стороны, достающие что-то — зависимость, желание любви, привязанности.

— Ноги отсутствуют — робость, замкнутость.

— Штриховка — тревога, агрессия, сфера конфликта.

— Упрощение (фигуры из полос) — неуверенность в себе, незащищенность.

— Маленькие фигуры — тревожность, эмоциональная зависимость, чувство дискомфорта, скованности, замкнутости.

— Заштрихованные ботики — незащищенность.

— Стирание — тревожность, опасливость, возможно невротические тенденции, область конфликта.

— Частые стирания — нерешительность.

Рисуночный тест: «Рисунок не существующего животного» в обработке Романовой.

Инструкция: «придумайте и назовите несуществующее животное. Назовите его несуществующим названием».

Положение рисунка на листе

1. Левая сторона и низ листа — связанны с отрицательно окрашенными эмоциями (депрессия, неуверенность, пассивность).

2. Положение рисунка в нижней части лица — неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность.

Центральная смысловая часть фигуры

1. Голова повернута влево — нерешительность, страх, боязнь активных действий;

2. Большие глаза — страх;

3. Рот округлой формы говорит о боязливости и тревожности.

Несущая опорная часть фигуры. Части возвышающиеся над уровнем фигуры. Хвосты.

1. Движение хвоста вниз — недовольство собой, подавленность.

2. Контур фигуры: если есть затемнение фигуры, запачкивание контурной линии — страх, тревожность.

3. Животное представитель самого рисующего.

Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена

Мы остановили выбор на данной методике, поскольку тест позволяет выявить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций общения с другими людьми. Тревожность, кроме того, рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне.

Цель: определение общего уровня тревожности ребенка.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к конкретной ситуации, дает косвенную информацию о характере его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Указанный тест предназначен для детей 4-7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии.

Экспериментальный материал, состоящий из 14 рисунков, интересен как в практическом, так и в теоретическом отношении. На каждом рисунке из известных тестов изображена некоторая типичная для жизни ребенка дошкольного возраста ситуация.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунках изображены девочки) и для мальчика (на рисунках — мальчики). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию. Для избежания персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется названия лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Тест проводится индивидуально с каждым ребенком; результаты заносятся в протокол. На основании полученных данных вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему их числу.

число негативных выборов

Общее число выборов

детская тревожность эмоциональный опыт

По индексу тревожности дети подразделяются на три группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50 %);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50 %);

в) низкий уровень тревожности (ИТ до 20 %).

Наряду с количественным, тестом предусматривается и качественный анализ тревожности. Анализируется каждый ответ ребенка, после чего делается вывод относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 6,4 (Одевание) и 6,6 (Укладывание спать в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим ИТ. Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок. Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый и в ситуациях, моделирующих повседневные действия.

Так, нами были описаны некоторые методики определения тревожности у детей дошкольного возраста. Для проведения исследования был выбран тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена, поскольку данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Тревожный ребенок — методики диагностики, причины и коррекция

Каждому родителю хочется видеть своего ребенка счастливым. Если возникла какая-то физическая боль, старшие всегда знают, что делать. Но как помочь малышу, если он беспокойный и нервничает по любому поводу? Как не дать расшататься детской психике, научить справляться с трудностями, помогут советы психолога и диагностика тревожности у дошкольников с применением коррекционных методик.

Симптомы тревожности у ребенка

В норме ребенок, как любое живое существо, может проявлять тревогу или страх. Не реагирующий на раздражители и явные опасности малыш тоже должен вызвать если не опасения, то пристальное внимание со стороны взрослых. Нормальная тревожность у детей проявляется в определенных ситуациях:

  • проехала мимо большая шумная машина – ребенок вздрогнул и расплакался;
  • взглянул из окна 5го этажа вниз – прижался к маме, сжал руку;
  • увидел в телеэфире отрывок из фильма с монстром – закричал, заплакал;
  • остался в детском саду в первый раз – плакал, звал маму, капризничал.

В подобных ситуациях проявление тревоги должно быть, оно рождается на уровне инстинктов, призвано сохранить жизнь ребенка: не выходить в окно, не доверять незнакомцам, некрасивое – значит, опасное. Чрезмерно тревожный ребенок – повод для обращения за психологической помощью.

Некоторые симптомы хронического беспокойства:

  • постоянный мышечный тонус, напряженные конечности, кисти рук часто собраны в кулаки;
  • повышенная плаксивость без веской причины: дали остывший чай, вовремя не подали руку на лестнице, не получилось с первого раза выполнить какое-то движение самостоятельно – подобные ситуации сопровождаются плачем;
  • речь похожа на крик или, наоборот, на щенячье скуление;
  • ранее успешно пользующийся горшком ребенок вдруг стал мочиться в штаны, только после этого просится на горшок (идет в туалет);
  • логоневроз – нарушение ритма речи, повторение букв и слогов;
  • нежелание в присутствии узкого круга близких людей петь, танцевать, рассказывать что-то – результат постоянной неуверенности в себе и стеснительности, часто сопровождается слезами.

Методики диагностики

Внимание! Выявление детской тревожности происходит путем использования нескольких методик – не менее трех. По результатам одного теста диагностировать чрезмерное нервное напряжение неверно.

Повышенную тревожность у ребенка можно диагностировать несколькими способами:

  1. Методика «Нарисуй человека». Использование метода направлено на анализ самого процесса создания рисунка, а также на получившийся результат. У детей с признаками постоянного нервного напряжения рисунок будет иметь отличительные черты:
  • выраженный нажим на карандаш;
  • прорисовка мелких деталей в большом количестве (ресницы, пуговицы, возможно, лишние пальцы на руках);
  • многократное обведение контура;
  • частые исправления, в основном ухудшающие вид рисунка;
  • использование штрихов.
  1. Методика тестирования по шкале явной тревожности. Проводится для детей, посещающих школу. В тесте-опросе – 42 специфичных вопроса на выявление тревожности и 11 общих на выявление желания угодить взрослому.
  2. Анкета. Для ее заполнения обращаются за комментариями ко взрослым – родителям обследуемого ребенка и его педагогам, составляя общую картину поведения в разных социальных группах.
  3. Проективная диагностика для школьников с использованием рисунков. Для проведения тестирования применяют два набора изображений человеческих лиц: для мальчиков и девочек отдельно. Ребенка просят ответить на два вопроса: какое это лицо, и почему оно такое. Если ребенок ответил более семи раз (из 12), что видит негативные эмоции, его можно считать тревожным.

Занятие с психологом

Причины возникновения детской тревоги

Чрезмерно беспокойным ребенок может родиться, может и приобрести это состояние из-за воздействия внешних факторов. Причины частых проявлений тревожности:

  • врожденный темперамент, диктующий бурную реакцию ребенка на ситуацию;
  • ранняя или вынужденная длительная разлука с родителями;
  • неспокойная обстановка в семье, преобладание частых конфликтов и общения на повышенных тонах;
  • постоянная критика ребенка со стороны родителей;
  • бесконтрольно работающий телевизор дома, являющийся фоном для взрослых, но тяжелой психической нагрузкой для ребенка.

Важно! Обстановка в среде, где большую часть времени проводит ребенок, влияет на его психическое развитие и моральный комфорт. В первую очередь, родителям следует проанализировать домашнюю обстановку и свое поведение.

Конфликт в семье

Коррекция и снижение тревожности у ребенка

Коррекция тревожности у дошкольников и младших школьников направлена, в первую очередь, на снижение уровня неуверенности в себе и повышение самооценки.

У дошкольников

Дети, в возрасте от 3 до 7 лет, быстрее усваивают информацию, преподнесенную в виде игры. Таким способом полезно моделировать сюжеты из жизни, заставляющие ребенка нервничать, обыгрывая их самым позитивным образом.

Отмечать любой успех детей дошкольного возраста высокой оценкой похвалы. Неудачи и ошибки психология рекомендует не оценивать и обсуждать в мягкой форме, не ругать за них.

У школьников

Дети в школьные годы склонны к подростковому максимализму, из-за чего испытывают страх не оправдать ожиданий педагогов и родных. В этом случае школьная тревожность обрастает агрессией и протестами, когда ученик сталкивается с постоянной критикой и непониманием.

В качестве психокоррекции используют следующие направления:

  • стабилизацию позитивного отношения к себе, нормализацию самооценки;
  • использование групповой активности для повышения уровня доверия к окружающим;
  • полный отказ от публичной критики в классе;
  • снятие мышечного напряжение с помощью гимнастических упражнений или массажа.

Внимание! Чтобы помочь ученику начальных классов чувствовать себя уверенно в новой обстановке, семья может содействовать в выполнении домашних занятий. Школьник, идущий на уроки с полным комплектом качественно выполненной работы, уверен в себе и открыт к контакту с учителями. Школьная детская тревожность – это комплекс давящих факторов, один из которых связан с неуверенностью из-за несделанной домашней работы.

Виды тревожности

Все виды нарушений возрастных изменений в эмоциональном состоянии детей делятся на 4 основных типа:

  • невротизм, когда расстройство сопровождается энурезом, тиками, заиканием;
  • расторможенность, когда поведение описывается как гиперактивное, детские страхи прячутся за нарушениями дисциплины;
  • застенчивость, которая проявляется в молчаливости, плаксивости и переживании чувства паники при повышении голоса учителя на любого одноклассника;
  • замкнутость, выявление которой основывается на игнорировании обращенной речи, даже со стороны учителя.

Для любой из четырех характеристик существуют свои рекомендации по налаживанию контакта и упрощению адаптации.

Полезные упражнения

Природа расстройства всегда тесно связана с нарушением дыхательного ритма, поэтому дыхательные упражнения характеризуются психологами как одни из наиболее эффективных в составе комплексной терапии:

  • Задувание свечей. Для этого можно использовать как реальные свечи, так и вымышленные. После полного плавного вдоха следует медленный выдох через почти полностью сомкнутые губы. Интерпретацией занятия может стать пускание мыльных пузырей.
  • Зевание. Нервный человек с помощью зевания остужает мозг, в случае его перегрева, а также успокаивает сиюминутное возбужденное состояние.
  • Фигурное дыхание. Упражнение заключается в том, чтобы выдыхаемым потоком рисовать воображаемые геометрические фигуры.

Советы психологов

Программа построения линии поведения с тревожными детьми начинается с принятия проблемы. Семьям, которые задумываются о возможных возникновениях подобных трудностей, в качестве профилактики обязательно общаться с подростком каждый вечер. Нужно интересоваться прожитым днем, выслушивать без насмешек переживания, предлагать свою помощь, со всей серьезностью вникать даже в самые наивные сложности.

Важно исключить возможные трудности, которые могут возникнуть в течение дня: заранее купить перекус, чтобы не заставлять малыша общаться с посторонними, пополнить проездной билет средствами, избавив от необходимости обращаться в кассу или сложный банкомат, обеспечить полным комплектом канцелярских принадлежностей, чтобы ему не пришлось просить помощи у сверстников.

Ни в коем случае нельзя сравнивать достижения и неудачи школьника с результатами деятельности других детей. Не стоит повторять ошибок прошлого поколения, мотивировать можно только опираясь на собственные победы школьника. Совершенствовать свои успехи всегда приятно, в отличие от погони за кем-то идеальным.

Содействие родителей в учебе

Если родители подозревают начало развития тревожности, обязательно следует пройти вместе с ребенком несколько онлайн тестов, благодаря которым можно будет характеризовать сиюминутное состояние нервной системы. В случае, если ситуация выходит из-под контроля, нельзя игнорировать начавшийся процесс расстройства и обратиться за консультацией к квалифицированному специалисту, уровень которого подтвержден положительными отзывами реальных людей, а не красивыми презентациями на сайте частной клиники.

Советы по преодолению тревожности у дошколят

Нам, взрослым, зачастую кажется, что нашим малышам и волноваться-то в жизни не о чем. Какие проблемы у дошколят могут быть? И огорчения у них сугубо детские, несерьёзные. И радости такие простые, незамысловатые. Но, оказывается, не всё так безоблачно и с дошколятами. Эмоции в их жизни играют такую же важную роль, как и в нашей. Если не более значимую. Ведь от того, положительный или отрицательный эмоциональный фон преобладает в повседневной жизни вашего карапуза, зависит формирование его, как личности. Именно в этом возрасте закладываются основные черты характера. И от того, насколько благоприятными будут условия существования ребёнка в семье и в социуме, чаще всего зависит, какой из него вырастет человек. Открытый, отзывчивый, коммуникабельный. Или замкнутый, немногословный, агрессивный. Тревожность у детей дошкольного возраста. Именно так, обобщённо, принято называть комбинацию из нескольких эмоций. И именно эти эмоции, если малыш будет испытывать их очень часто, способны помешать становлению его внутреннего «я». Что же психологи подразумевают под термином «тревожность»? И как с ней бороться, если её симптомы вы заметили у своего ребёнка?

Что такое тревожность?

Тревожность в дошкольном возрасте ещё не является устойчивым свойством личности ребёнка и вполне поддаётся коррекции

По детскому личику так легко понять, весел малыш или расстроен, спокоен или подавлен. Да и фигура его внимательному наблюдателю способна очень о многом рассказать.

То ли он, гордо расправив плечи, делится своими открытиями, то ли, понуро их опустив, играет в угрюмую молчанку. Если вы часто замечаете, что ваш дошколёнок не весел, безразличен к любимым играм, он с большим трудом идёт на контакт и очень редко улыбается, не оставляйте подобное поведение малыша без внимания.

Это значит, что что-то в жизни маленького человека, однозначно, идёт не так. И если вовремя не разобраться в причинах, вызвавших подобный психологический дискомфорт, в будущем придётся столкнуться с преодолением таких проблем у ребёнка, как неуверенность в себе, всевозможные комплексы, фобии, страхи.

Беспокойство, тревога, страх. Именно эти состояния (сменяющие одно другое и переходящие друг в друга) и принято считать тревожностью.

Изучали её многие психологи, и каждый определение тревожности трактовал по-своему. Суть же всех определений и трактовок такова.

Тревожность – это сложное сплетение чувств, индивидуальная психологическая особенность, выявляющаяся в склонности человека впадать в состояние беспокойства, испытывать тревогу и страх в различных ситуациях, и даже в тех, которые никак не располагают к возникновению подобных эмоций.

Психологи выделяют два вида тревожности: ситуативную и личностную

Диагностика

Ребёнок может бояться или тревожиться в определённых жизненных обстоятельствах, прямо или косвенно провоцирующих к этому. Что вполне закономерно. Такая продуктивная, адекватная тревожность называется ситуативной. У детей дошкольного возраста доминирует именно она.

Но бывает и такое, что малыш испытывает чувство беспокойства, не зависимо от ситуации, а подобное состояние становится его спутником в любом роде занятий. То здесь уже вполне можно диагностировать симптомы тревожности личностной.

Когда ребёнок не способен адекватно оценить свои силы, свою реальную успешность, свой внутренний потенциал, он начинает опасаться неудач в любом деле. Из-за этого волнуется, боится и тревожится в какой бы то ни было жизненной ситуации.

Случается, конечно, и наоборот. Слишком низкий уровень тревожности у малышей приводит к тому, что они не могут реально оценивать опасность. Отсюда — травмы, несчастные случаи и другие неприятности.

Слишком высокий или, напротив, слишком низкий уровень тревожности у дошколят является признаком социальной дезадаптации – неадекватным эмоционально-чувственным проявлением. И с этим обязательно нужно бороться.

Ведь, как и любое другое нарушение психо-эмоционального развития ребёнка, тревожность имеет свои последствия. Которые сказываются на формировании личностных качеств ребёнка.

Тревожные дети, обычно, инфантильны, нерешительны, замкнуты

Последствия

С возрастом, если вовремя не принять меры по её преодолению, тревожность, как укоренившая черта характера, сформирует соответствующие установки и взгляды на жизнь, окрашивая мир подрастающего малыша совсем не в яркие, радостные тона.

Повышенная тревожность негативно влияет на развитие у ребёнка творческого мышления. Он постоянно боится сделать что-то не так. Страх не вписаться в общепринятые рамки и понятия мешает ему экспериментировать и внедрять в жизнь что-то новое.

Самоуничижительное отношение к себе, к своим достоинствам и способностям, пессимистический настрой, нерешительность, инфантилизм, отсутствие авторитета среди сверстников, страх, нередко порождающий защитные реакции в виде замкнутости или агрессии.

Перспективы, согласитесь, далеко не радужные. Тем не менее, не всё так плохо, как кажется на первый взгляд.

У дошколят тревожность устойчивой чертой характера ещё не является. И процесс вполне обратим. При условии проведения соответствующих педагогических и психологических мероприятий.

Чаще всего тревожность развивается у детей, родители которых допускают погрешности в их воспитании

Причины её возникновения у дошколят

Для того, чтобы способы коррекции тревожности у ребёнка дошкольного возраста были подобраны правильно, первое, что нужно сделать, это выяснить причины её возникновения у малыша.

И начинать необходимо с изучения личностных взаимоотношений в семье, где воспитывается карапуз. Ведь чаще всего именно погрешности в воспитании ребёнка способствуют развитию у него неспецифических психологических реакций.

Но существуют и другие факторы, способные повлиять на появление у ребёнка признаков тревожности.

Предъявляя слишком высокие требования к своему малышу, родители провоцируют появление у него комплекса неполноценности

Преемственность поколений

Нередко невольными виновниками формирования в ребёнке чувства неполноценности и беззащитности перед всеми возможными, реальными или мнимыми, угрозами выступают сами родители, которые уже страдают повышенной тревожностью. Их методы воспитания, когда они пытаются оградить малыша от всего, что по их, мягко говоря, субъективному мнению, может ему навредить, никак не способствуют нормальному эмоциональному развитию карапуза.

Завышенные требования со стороны родителей (авторитаризм)

Такой подход к воспитанию детей практикуется, обычно, мамой-папой, которые сами не удовлетворены своей жизнью. И мечтают в ребёнке воплотить свои мечты, которые им не удалось реализовать самостоятельно. Либо же, наоборот, родители – лидеры по натуре – пытаются воспитать в малыше такие же качества, которые присущи им. При этом совершенно не делая скидку на то, что склад характера у их чада разительно отличается от их собственного.

Частые порицания, физические наказания

Негативный опыт общения ребёнка с окружающими откладывается в его памяти надолго. Именно этот опыт, впоследствии, заставляет малыша бояться повторения неприятных для него событий.

Частые конфликты в семье могут стать причиной развития тревожности у малыша

Гиперпротекция (гиперопека)

Вероятность того, что родители, чрезмерно опекающие своего кроху, воспитают ребёнка, безынициативного и тревожного, очень велика. Ведь уверенность в себе – это черта, которую необходимо развивать. А мелочный контроль, ограничения и запреты вряд ли могут способствовать её развитию.

Гипопротекция (гипоопека)

А вот мамы-папы, не достаточно ответственно относящиеся к воспитанию своего чада, уделяющие ему мало внимания, сдержанные в проявлении чувств, всем тем тоже рискуют пробудить в нём тревожность. Постоянно чувствуя себя ненужным и заброшенным, малыш уверится в своей неполноценности. Такие дети, обычно, не рискуют выделяться из общей массы, выполняют все распоряжения и считаются послушными. Казалось бы, что ещё нужно? Но подобное поведение – это не норма, а лишь защитная реакция, ширма, за которой скрывается натура с заниженной самооценкой.

Частые упрёки, запугивания, внушения чувства вины

Часто ли вы говорите своему ребёнку: «Ты плохой, уйду от тебя!», «Вот придёт дядя, и заберёт тебя!», «Сколько раз можно тебе повторять?» и т.п. Если такое случается, тогда не удивляйтесь. Вы сами формируете в малыше чувства страха, вины, неполноценности.

Карапуз чувствует себя ненужным и одиноким, испытывая недостаток родительского внимания

Эмоциональная отверженность ребёнка в семье

Во время семейных конфликтов, каких-то глобальных изменений в укладе семьи (переезд, рождение второго ребёнка, развод или новый брак) ребёнок начинает чувствовать себя не у дел. Родители решают какие-то свои, взрослые, вопросы. А как же он? Что делать в это время ему? Ведь жизнь продолжается, и каждый день преподносит свои сюрпризы. Но с кем малышу обсудить свои печали и радости? От кого получить совет и успокоение? Его внутренние конфликты так и остаются неразрешёнными. Отсюда и беспокойство, отсюда и страх. Чем дольше длится такая ситуация, тем тревожность малыша становится сильнее.

Фиксация в эмоциональной памяти сильных испугов и стрессов

Если ребёнок, в своё время, пережил стресс, его что-то сильно напугало, он испытывал боль или разочарование, не удивительно, что кроха будет бояться встречи со всем, что олицетворяет в его памяти подобные ощущения.

Когда в семье появляется второй ребёнок, старший малыш может испытывать ревность и чувствовать себя не у дел

Органическая, физическая неполноценность

Дошколята уже начинают сравнивать себя с другими детьми, оценивать свою внешнюю привлекательность. А ещё они стремятся подражать всему, что кажется им совершенным. Если по каким-то их собственным критериям они не вписываются в общепринятые рамки, велика вероятность возникновения у них различных комплексов, которые тоже играют немаловажную роль среди факторов, способствующих развитию состояния тревожности у дошколят.

Особенности темперамента ребёнка

И не следует забывать о том, что тревожность может быть одной из граней характера, темперамента малыша. Слабость, инертность нервной системы требуют к себе более профессионального подхода. Особенно, если при этом присутствует влияние ещё и вышеперечисленных факторов.

И вот ещё что примечательно. В дошкольном возрасте уровень тревожности у мальчиков и девочек несколько отличается. Дошколята-мальчишки более тревожны, чем девочки.

Тревога девочек больше связана с одушевлёнными предметами или абстрактными. Они боятся мышей и жуков, бандитов и хулиганов, ведьм и привидений. Мальчики более реалистичны. Они тревожатся из-за несчастных случаев и физических травм, своих проказ и наказаний за них.

При грамотно подобранной коррекции тревожности, это состояние у ребёнка останется в рамках ситуативного и не приобретёт личностный характер.

Сказкотерпия — один из методов коррекции тревожности у дошколят

Способы преодоления

Методы коррекции тревожности у дошколят подбираются в зависимости от причин её возникновения. Обычно, это не один какой-то приём, а целая система мероприятий, которые проводятся в тесном сотрудничестве родителей с детским психологом и психотерапевтом.

Что же это за мероприятия?

  1. Прежде всего, психологи советуют родителям пересмотреть своё отношение к ребёнку и взаимоотношения в семье в целом. Если вы слишком опекали малыша, предоставьте ему больше свободы. Если были слишком строги и требовательны, постарайтесь смягчиться по отношению к карапузу. Если занимались решением своих проблем, позабыв о том, что у крохи они тоже могут быть, поспешите наверстать упущенное. Создайте дома атмосферу любви и взаимопонимания. И со временем вы увидите, что ребёнок начнёт оттаивать. Это обязательно произойдёт, ведь тревожность в дошкольном возрасте ещё не успела укорениться в сознании малыша. Не успела изменить его характер.
  2. Было бы хорошо завести домашнего питомца: кота, собаку, хомячка, попугая. Не важно, какая зверушка это будет. Главное, чтобы вашему карапузу было кого опекать, оберегать, ласкать. Пусть ребёнок возьмёт на себя обязанности по уходу за своим усатым-хвостатым другом. Это повысит его самооценку в разы. Сделает кроху более уверенным в себе. Отвлечёт от страхов и тревог.

Для преодоления тревожности у детей дошкольного возраста используется, также, арттерапия

С помощью песочной терапии успешно решаются многие проблемы психологического характера. Тем более что участвовать в сеансах может вся ваша семья

Пока тревожность не стала устойчивым свойством личности вашего ребёнка, привести её к допустимым нормам не так сложно, как тогда, когда она уже прочно укоренится в сознании малыша, станет его второй натурой и начнёт менять его характер далеко не в лучшую сторону.

Любите своих детей, уважайте в них личность, уделяйте им больше времени и своего родительского внимания, и они вырастут уверенными в себе и своих силах людьми

Профилактика

А чтобы у вас в дальнейшем не возникал вопрос «Как побороть тревожность у ребёнка дошкольного возраста?», вам не следует никогда забывать, что ваш любимый карапуз – личность. Стал он личностью в момент своего появления на этот свет, и ни минутой позже. Вот и относитесь к нему, как к личности. Нюансы же в ваших взаимоотношениях всегда подкорректирует любовь. Ведь она, как ни один врач, способна залечить любые душевные раны.

Видео «Черты характера. Воспитание детей»

Программа профилактики тревожности у детей 4–6 лет «Не бойся, я с тобой!»

Пояснительная записка

Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает много из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность. В это время ребенок открывает для себя мир непонятных, противоречивых человеческих отношений. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать.

А.Н. Леонтьев писал, что дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности. В это время у дошкольников происходит становление основных личностных механизмов и образований, формируется самосознание. В этом возрасте ребенок начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются первые этические переживания. Ребенок начинает обдумывать и сопоставлять свои действия и поведение с ожиданиями окружающих его близких взрослых. Если такие ожидания не соответствуют его личностным возможностям и ребенок не в состоянии их выполнить, у него возникает чувство страха и тревоги: он боится «быть не тем», сделать «не так», не соответствовать требованиям. Такая повторяющаяся безвыходная ситуация усугубляет развитие ребенка, формируя у него постоянную тревожность[11].

Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги Зигмунд Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности [7, стр. 8]. Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых, как за рубежом, так и в отечественной психологии. Наши ученые придают большое значение исследованию состояния тревоги. Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий, склонность индивида испытывать состояние тревоги [7].
В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойство нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов. Как писали Ж.М. Глозман и В.В. Зоткина: «Структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги» [2, стр. 59]. А.И. Захаров считает, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте и при неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт) тревога перерастает в тревожность…превращаясь тем самым в устойчивые черты характера; и происходит это в старшем дошкольном возрасте [4, стр. 22]. А.О. Прохоров представлял процесс формирования тревожности в три этапа. На первом этапе происходит ее зарождение. Второй этап характеризуется выраженностью тревожности и ее закреплением в конкретной деятельности и поведении. На третьем этапе сформированное новообразование приобретает характер свойства личности [17].

К сожалению, несмотря на отмеченное выше большое количество работ по рассматриваемой проблеме, исследованию детской тревожности уделяется недостаточно внимания.
По наблюдениям педагогов-психологов ЛАО г. Омска в детских садах прослеживается увеличение процента детей старшего дошкольного возраста с высокой тревожностью. В среднем, в старшем дошкольном возрасте у 48% детей наблюдается высокий уровень тревожности. Л.М. Костиной утверждает, что «В настоящее время увеличилось количество тревожных детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной» [7, стр. 4]. Детям с высоким уровнем тревожности очень трудно в дальнейшей жизни, ведь их развитие сопровождают негативные стороны проявления высокого уровня тревожности:

1) такой ребенок склонен воспринимать окружающий мир как заключающий в себя угрозу и опасность;
2) способствует развитию предневротических состояний;
3) отрицательно влияет на результат деятельности;
4) негативно сказывается на устойчивости поведения и навыков самоконтроля.

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности, приводить к отсутствию у ребенка уверенности в своих возможностях в общении. Даже последующая поддержка не всегда помогает тревожному ребенку.

В таком случае, может лучше создать комфортные условия для развития ребенка, которые бы значительно уменьшили возникновение ситуаций, способствующих у ребенка развитие тревожности. Недаром говорят: «легче предупредить, чем лечить».
Именно поэтому нами была разработана программа «Не бойся, я с тобой!».

Цель программы профилактика возникновения тревожности у детей 4-6 лет.

Задачи программы:

  • Способствовать созданию комфортных условий для благоприятного развития ребенка.
  • Систематизировать у воспитателей знания об особенностях развития детей 4-6 лет.
  • Обучить воспитателей эффективным методам и приемам работы с детьми 4-6 лет.
  • Дать родителям знания об особенностях развития детей 4-6 лет и способах эффективного взаимодействия с ребенком.

В соответствии с целью и задачами программы были выделены 3 рабочих блока:

1 блок. Работа с педагогами.

Цель: систематизирование знаний и формирование навыков у педагогов, направленных на профилактику тревожных состояний у детей 4-6 лет.

  • Педагогический совет.
  • Беседа.
  • Тренинговое занятие.
  • Консультация.
  • Круглый стол.

Целью выступления педагога-психолога является ознакомление педагогов с планом и целью профилактической программы.

Беседа для педагогов (Приложения 1.1, 1.2).

Цель: пополнение знаний о возрастных особенностях детей, знакомство с понятием «тревожность», причинами возникновения тревожности и способами профилактической работы с тревожными детьми. Тема первой встречи: «Особенности развития детей 4-5 лет». Тема второй встречи «Что такое тревожность», где с педагогами проводится тест «Определение уровня тревожности» А.И. Захарова [8], с целью оценки педагогами собственного состояния и самочувствия.

Тренинговое занятие (Приложение 1.3, 1.4).

Цель: обучить воспитателей эффективным методам и приемам работы с детьми. Занятие состоит из 2-х частей.

Консультация проводится по итогам диагностики детей.

Круглый стол (Приложение 1.5) проводится в начале учебного года в старшей возрастной группе с целью обсуждения итогов проделанной работы и ознакомление воспитателей с рекомендациями, которые в дальнейшем помогут при решении проблем, связанных с тревожными состояниями у детей.
Мероприятия проводятся в соответствии с планом-сеткой (Таблица 1).

План-сетку можно варьировать в зависимости от условий работы и возможностей педагога-психолога.
Для помощи в работе предлагается использовать раздаточный (стендовый) материал (Приложение 4).

2 блок. Работа с родителями.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, направленной на обучение родителей эффективному взаимодействию с детьми.

  • Родительское собрание (групповое).
  • Беседа.
  • Тренинговое занятие.
  • Индивидуальное консультирование.
  • Круглый стол.
  • Индивидуальные консультации по запросу родителей.

Родительское собрание (Приложение 2.1) проводится в начале учебного года для родителей детей, посещающих среднюю группу.

Цель выступления педагога-психолога: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4-5 лет, а также информирование о цели и плане работы по профилактической программе.

Беседа с родителями (Приложение 2.2) проводится с целью расширения их представлений и знаний о возможных причинах появления тревожности у детей, способах взаимодействия с такими детьми. Тема: «Проявление тревожности у детей».

Тренинговое занятие (Приложение 2.3) с родителями способствует обучению родителей эффективному взаимодействию с ребенком для снятия у него тревожных состояний. Тема: «Как помочь ребенку избежать тревожного состояния». Оно включает так же проведение диагностики, целью которой является оценка собственного состояния и самочувствия. Предлагается использовать для родителей тест «Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка» А.И. Захарова [8].

Индивидуальное консультирование проводится по итогам диагностики детей.

Круглый стол (Приложение 2.4) проводится в начале учебного года в старшей возрастной группе с целью обсуждения итогов проделанной работы и ознакомление родителей с рекомендациями, которые в дальнейшем помогут при решении проблем, связанных с тревожными состояниями у детей.
Мероприятия проводятся в соответствии с планом-сеткой (Таблица 1). План-сетку можно варьировать в зависимости от условий работы и возможностей педагога-психолога.
Для помощи в работе предлагается использовать раздаточный (стендовый) материал (Приложение 4).

3 блок. Работа с детьми.

Цель: создание комфортных условий для благоприятного развития ребенка.

  • Диагностика тревожности у детей 4-5 лет.
  • Реализация серии игр, способствующих профилактике тревожности.
  • Диагностика эффективности проделанной работы.

Диагностика тревожности детей проводится в январе. Цель: определение уровня тревожности детей. Используется «Тест тревожности» Тэммла Р. Дорки М. Амена В. [8].

Дополнительно проводиться диагностика родителей и педагогов с целью определения страха разлуки, определения тревожности детей при помощи опросника «Критерии определения тревожности у ребенка» (авторы П. Бейкер, М Алворд) [8] и опросника «Критерии определения страха разлуки» (авторы П. Бейкер, М Алворд) [8].

Реализация серии игр (Приложение 3), направленных на повышение самооценки ребенка, управлении собой в конкретных волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения. Игры проводятся во вторую половину учебного года, ежедневно, в течение 6 месяцев, воспитателями группы. При работе требуется соблюдать определенный порядок игровых мероприятий, опираясь на план-сетку проведения серии игр (Таблица 2).

Диагностика эффективности проделанной работы проводится с использованием тех же методик, что и на начальном этапе.

Цель: определения уровня тревожности на момент окончания профилактической работы по программе.
После диагностики проводится индивидуальное консультирование для родителей, на которых родителей знакомятся с полученными результатами.

В своей работе мы опираемся на следующие принципы:

  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей участников программы;
  • принцип преемственности, последовательности и системности;
  • принцип научности и гуманистической направленности;

Ожидаемый результат:

Создание комфортных условий, благоприятствующих снижению возникновения тревожности у детей 4-6 лет
У родителей пополнение знаний об особенностях развития детей 4-6 лет, приобретение умений эффективного взаимодействия с детьми.
У воспитателей пополнение знаний об особенностях развития детей 4-6 лет, приобретение навыков использования в образовательном процессе различных видов игр, направленных на профилактику тревожности у детей.
Программа рассчитана на 1 год.

План – сетка
проведения мероприятий для педагогов и родителей

Название и тема
мероприятия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector