Диагностика социальной готовности ребенка школе - Оappendicite

Диагностика социальной готовности ребенка школе

Диагностика социальной готовности ребенка школе

Психолого-педагогическая программа диагностики готовности детей к обучению в школе

Данная программа представляет собой набор заданий и методик для определения дифференциального уровня готовности детей к школе.

Она предназначена для индивидуальной работы и была разработана для изучения детей поступающих в первый класс. Результаты диагностики использовались для формирования классов с разными, по уровню сложности программами обучения.

Данная методика позволяет оценить мотивационную готовность, уровень развития речи, обучаемость (умственную или интеллектуальную готовность), умение ориентироваться в пространстве, изучить некоторые индивидуально-психологические особенности ребенка. Она позволяет заранее до начала процесса обучения предположить наличие отклонений в развитии познавательной сферы ребенка.

Психолого-педагогическая готовность к школе в данной программе оценивается по сформированности следующих параметров:

  1. Мотивационная готовность — положительное отношение к школе и учению.
  2. Волевая готовность — достаточно высокий уровень развития произвольности в поведения и интеллектуальной деятельности, умение заставить себя делать ,то что трудно и не делать того, что хочется.
  3. Умственная готовность – уровень развития познавательных процессов.
  4. Обучаемость как возможность освоить новый способ решения задач и перенести усвоенный способ на выполнение аналогичных заданий.
  5. Развитие речи.
  6. Наличие определенного запаса знаний и умений.

При выполнении диагностических заданий ребенком в первую очередь отмечается принятие задания: способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности.

Принятие задачи — согласие ребенка выполнять предложенное задания независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к предметам, используемым для предъявления заданий (кубикам, картинкам и т.д.), либо к познавательным задачам.

Способы выполнения задания: хаотические действия; метод практической ориентировки – “метод проб и ошибок”, метод практического примеривания; метод зрительной ориентировки.

Наиболее примитивным способом является “действие силой” или хаотичное действие без учета свойств и качеств предмета.

Диагностическое обучение. Многие задания в данной программе предлагаются детям в виде обучающего эксперимента, то есть ребенка обучают выполнению задания, а затем проверяется усвоение способа решения на новой сходной задаче.

Отношение ребенка к результатам своей деятельности.

Подавляющее большинство нормально развивающихся детей проявляют активный интерес к предложенным заданиям и конечному результату. Для детей с нарушениями интеллекта, как правило, характерно безразличное отношение к заданиям и полученному результату.

Помощь в процессе обследования

В процессе диагностики детям предлагаются следующие виды помощи:

— организующая помощь (О) – подумай еще; не торопись; “думай глазками – руки за спину”;

— обучающая помощь (У) – объяснение, выполнение действий по подражанию; с использованием указательных жестов и речевой инструкцией);

— эмоциональная поддержка (Э) — “ молодец”, “у тебя все получится” и пр.

Количество показов задания не должно превышать 2-3 раз. При этом речь взрослого должна служить указателем цели данного задания, организации действий ребенка и оценке результативности его действий. Виды и количество оказываемой помощи отмечается в протоколе.

Отсутствие обучаемости в процессе обследования может быть связано с грубым снижением интеллекта или с нарушениями в эмоционально-волевой сфере.

Требования к методикам

Задания и методики в данную программу отбирались последующим критериям:

  • надежность;
  • краткость;
  • простота обработки результатов;
  • вариативность, т.е. наличие нескольких равнозначных вариантов заданий, для исключения “натаскивания” родителями в условиях поточного проведения обследования и наличие нескольких видов заданий разных по уровню сложности;
  • понятность заданий родителям и педагогам;
  • возможность на их основе дать прогноз развития.

Порядок проведение диагностики

Порядок проведения задания и методики описаны в протоколе

1. Беседа проводится по вопросам, указанным в протоколе.

Необходимо обращать внимание на точность ответов на вопросы. Отвечает ребенок полным ответом или односложно, охотно или ответы приходится вытягивать, фиксируются ошибки в речи. Анализируется также содержание ответов и поведение ребенка в ситуации обследования, для определения мотивационной готовности (игровая или учебная) и личностных особенностей ребенка.

2. Задание на умение считать.

Счет в прямом порядке не оценивается, задание включено для создания у ребенка ощущения успешности и снятия тревожности.

Счет в обратном порядке оценивается по темпу, наличию ошибок.

Счет в заданных границах оценивается по следующим параметрам: результат, с какой попытки может выполнить задание, как использует помощь, может ли повторить задание.

Если ребенок не держит границы интервала, это свидетельствует о низкой произвольной памяти ребенка.

Если повторяет задание с искажением — о непонимании инструкции, снижении понимания обращенной речи.

3. Задание на определение левой и правой руки.

Оценивается результат, устойчивость выполнения задания, чем объясняет свой выбор.

При выполнении оценивается: результат, понимание инструкции, возможность повторить задание, сразу говорит ответ или считает пальцем (глазами) кубики; обучаемость (с какой попытки выполнил задание, какие виды помощи использовались, эффективность помощи, устойчивость результата).

Материал к заданию: 10 маленьких кубиков или кружочков или др. маленьких фигурок.

5. Слоговая структура.

Проводится, если при выполнении предыдущих заданий были выявлены ошибки в звукопроизношении, отмечено искажение структуры слов или нарушение согласований. Повторить нужно несколько слов 3-5. Оценивается правильность произношения, темп, возможность повторить по слогам.

6. Звуковой синтез.

Проводится по всем подпунктам, если есть нарушения в речи. Если нарушений нет, начинаем с 4-х звуков, норма 4-5 звуков. Обязательно используется диагностическое обучение.

7. Звуковой анализ.

Проводится по всем подпунктам, если есть нарушения в речи. Обязательно используется диагностическое обучение, если ребенок не посещал детский сад и его к школе не готовили

8. Самая непохожая. (Венгер Л.А.).

Методика определения уровня развития мышления. Оценивается результат (какие признаки выделяет и сколько), обучаемость (с какой попытки выполнил задание), виды и объем оказанной помощи, ее эффективность, выполнение задания по речевой инструкции или зрительному образцу, устойчивость владения понятиями цвет, размер, форма, правильность использования их в речи.

Задания 8* и 8** повышенного уровня сложности проводятся, если ребенок легко справился с предыдущим заданием.

Материал к заданию. Восемь карточек с изображением с изображением кругов и квадратов синего и красного цвета больших и маленьких.

(большой синий круг, большой синий квадрат, маленький синий круг, маленький синий квадрат, большой красный круг, большой красный квадрат, маленький красный круг, маленький красный квадрат)

9. Тест кратковременной памяти и умозаключений (Гильбух Ю.З.).

Проводится, если ребенок справился легко с заданием 8, если справился с трудом или не справился совсем, переходим к заданию 10.

— уровень развития памяти (с какой попытки запомнил задачу);

— результат выполнения (самостоятельно; с помощью, со зрительной опорой, по частям);

10. Составление рассказа по последовательному ряду картинок.

Сложность предъявления задания (из 3-х, из 4-х, из 5-ти или из 6-ти картинок ребенок будет составлять рассказ) определяется по результатам выполнения предыдущих заданий, чем выше результат, тем больше картинок.

— правильность раскладывания картинок по параметрам указанным в протоколе;

Материал к заданию. Наборы сюжетных картинок из 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти картинок из любого диагностического психологического или логопедического обследования.

Оценка выполнения заданий

При выполнении заданий ребенком педагог или психолог проводит качественную и количественную оценку выполнения каждого задания. Качественная оценка осуществляется по параметрам указанным в предыдущем разделе и по тем критериям, которые указаны в протоколе. Соответствующее выполнение подчеркиваются или обводятся в нем ручкой. При необходимости замечания дописываются на полях.

0 баллов ставятся, если ребенок отказывается выполнять задание и его никак не удается уговорить.

1 балл — ребенок приступает к выполнению задания, но не понимает условий задачи даже после обучения; ведет себя неадекватно по отношению к способам действия в данном задании, не выделяет его цели.

2 балла – ребенок принимает задание, начинает его выполнять, однако самостоятельно не достигает цели, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;

3 балла — ребенок принял и понял условия задания, но при его выполнении опирается на низкий уровень ориентировки, после обучения переходит на более высокий тип ориентировочной деятельности, заинтересован в конечном результате;

4 балла — ребенок сразу понимает и принимает условия задачи, самостоятельно пользуется адекватными способами ориентирования при его выполнении, стремится к положительному результату.

Высокий уровень — задания выполняются на 3-4.

Средний уровень — задания выполняются на 2-3.

Низкий уровень — задания выполняются на 1-2.

После выполнения программы диагностики психолог с педагогом дают количественную оценку выполнения всех заданий. После этого пишется заключение об уровне готовности к школе.

Проведение диагностики занимает от 15 до 30 мин. Многовариантность заданий данной методики позволяют использовать ее в случае необходимости для повторных обследований. Данная методика использовалась мною в течение 15 лет для формирования разноуровневых классов.

Протокол диагностики готовности детей к обучению в школе

— Назови свою фамилию, имя, отчество.

— Когда у тебя день рождения?

— Ходил ли ты в детский сад______________________

— Что нравилось в детском саду?___________________

— Было ли что-то в д/с, что тебе не нравилось?_______

— Хочешь ли идти в школу? Что умеешь делать?_______
Отмечаются: точность ответов; нарушение звукопроизношение; односложные ответы; мотивация.

2. Задание на умение считать

— Умеешь ли ты считать?

от 3 до 7 1) ; 2) ; 3) ; 4)

от 9 до 4 1) ; 2) ; 3) ; 4)

Отмечаются: пропуски, замедленный темп, возможность повторить задание.

3. Задание на определение левой и правой руки

(подними) левую руку.

левой рукой правый глаз

правой рукой левое ухо

левую руку у меня

— Положи с левой стороны 5 кубиков, а с правой на 1 кубик больше. Сколько всего?

— Я перекладываю из левого столбика в правый 1 кубик.

— На сколько больше?

5. Слоговая структура

— Повтори трудные слова:

норма искаж. по слогам никак

6. Звуковой синтез

— Угадай, какое слово я говорю? Пример: Д*О*М* — дом; М*А*К — мак. Слово произносится по звукам.

Методики диагностики социально-психологической готовности к обучению в школе

11) «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребёнка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребёнка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребёнка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребёнку не менее двух-трёх человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребёнка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (небезразлично, но и не субъективно). Исключение из этого правила представляет лишь тот случай, когда ребёнка принимают в дошкольное учреждение и никто, кроме его родственников, ещё не в состоянии его по-настоящему оценить.

С помощью приводимого далее опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребёнка с людьми.

  • 1. Доброта.
  • 2. Внимательность к людям.

З. Правдивость, честность.

  • 4. Вежливость.
  • 5. Общительность.
  • 6. Щедрость.
  • 7. Отзывчивость, готовность прийти на помощь.
  • 8. Справедливость.
  • 9. Жизнерадостность.
  • 10. Ответственность.

Коммуникативно-личностный опросник для родителей

  • 1. Добрый ли ваш ребёнок?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
  • 2. Внимательный ли ваш ребёнок?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
  • 3. Правдивый ли ваш ребёнок?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
  • 4. Вежливый ли ваш ребёнок?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
  • 5. Общительный ли ваш ребёнок?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
  • 6. Щедрый ли ваш ребёнок?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
  • 7. Отзывчивый ли ваш ребёнок? Всегда ли он готов прийти на помощь другим?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
  • 8. Справедливый ли ваш ребёнок?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
  • 9. Жизнерадостный ли ваш ребёнок?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
  • 10. Ответственный ли ваш ребёнок?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

За каждый ответ типа «да» ребёнок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.

В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребёнком по всем десяти коммуникативным качествам личности.

Выводы об уровне развития:

  • 10 баллов — очень высокий.
  • 8-9 баллов — высокий.
  • 4-7 баллов — средний.
  • 2-3 балла — низкий.
  • 0-1 балл — очень низкий.

Протокол психологической диагностики. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Д/с № 45. Подготовительная к школе группа. 6.04.2010.

1. Баринов Кирилл

3. Метелёв Данил

8. Чаплыгина Ната

3. Макаренко Егор

8. Халецкий Илья

Из данного протокола психологической диагностики по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» мы видим, что в экспериментальной группе коммуникативные качества личности ребёнка-дошкольника присутствуют в высокой степени у 37,5% ребят.

В контрольной группе коммуникативные качества личности ребёнка-дошкольника присутствуют в высокой степени присутствует только у 50%.

12) Изучение уровня адаптации ребенка в школе (Н.Г. Лусканова)

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. Личностно ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.

Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствие рисунков теме указывает на:

  • а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);
  • б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);
  • в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

  • а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);
  • б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);
  • в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ — 0 баллов, ней тральный — 1, положительный — 3 балла).

  • 1. Тебе нравится в школе или не очень?
  • 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
  • 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
  • 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  • 5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
  • 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  • 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  • 8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  • 9. У тебя в классе много друзей?
  • 10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль — роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения.

Протокол психологической диагностики Изучение уровня адаптации ребенка в школе (Н.Г. Лускановой) Д/с № 45. Подготовительная к школе группа. 6.04.2010.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе

Психологическая готовность ребёнка

Психологическая готовность состоит из двух компонентов: собственной активности ребёнка в стремлении получить знания (по сути, желания учиться) и объективных показателей его развития, которые указывают на то, что переход в новый статус – статус школьника – для него возможен.

Собственная активность ребёнка в стремлении получить знания включает в себя:

1. Мотивационную готовность – отношение к учёбе:

  • наличие желания учиться;
  • хорошее отношение к дошкольному обучению и умение использовать этот опыт;
  • развитые познавательные потребности, интерес к систематической учебной деятельности.

2. Личностную готовность – направленность личности ребёнка на учёбу:

  • способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью;
  • высокая адекватная самооценка;
  • активность и самостоятельность в учебно-игровой деятельности;
  • стремление к самостоятельному познавательному поиску;
  • мотивы поведения, основанные на желании совершать нравственные поступки.

Объективные показатели развития ребёнка, его реальные возможности для перехода в статус школьника, предполагают:

1. Волевую готовность – осознанное решение учебных задач:

  • умение ставить цель и понимать её смысл;
  • умение принимать решения;
  • умение строить внутренний план и выполнять его;
  • способность преодолевать трудности;
  • умение произвольно контролировать своё поведение;
  • умение оценивать результат своего действия.

2. Интеллектуальную зрелость – преобладание словесно-логического мышления над образным:

  • интерес к обобщённым научным знаниям об окружающем мире в соответствии с возрастом;
  • способность логически выстраивать свою речь и проговаривать учебные задачи и действия;
  • способность устанавливать основные связи между явлениями;
  • способность концентрировать внимание;
  • способность запоминать большой объём информации;
  • умение ориентироваться в пространстве листа, числовом ряде;
  • умение различать фигуру и фон, данное и искомое в задаче, выделять смысловые части и персонажей в литературном произведении;
  • умение воспроизводить образец;
  • наличие развитой зрительно-моторной координации.

3. Социальную зрелость – уровень коммуникативных навыков, соответствующий роли ученика, новые потребности и ценности:

  • умение общаться со взрослыми в контексте учебной деятельности;
  • умение понимать и выполнять распоряжения и задания взрослых;
  • умение сотрудничать со сверстниками;
  • умение считаться с другими, уступать и при необходимости подчиняться;
  • умение приспосабливаться и адаптироваться, выполнять школьный режим и правила;
  • способность самостоятельно решать свои простейшие проблемы, обслуживать себя;
  • желание выполнять роль ученика.

4. Эмоциональную зрелость – сравнительно хорошую эмоциональную устойчивость:

  • отсутствие импульсивных реакций;
  • способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

Методика определения и критерии готовности детей к школе

Для определения уровня всех составляющих элементов психологической готовности используются различные комплексные методики. Надо отметить, что подобная диагностика может проводиться (в соответствии с ФГОС ДОО) только с согласия родителей или законных представителей ребёнка. При этом исследовать психологическую готовность ребёнка к школе, давать заключение и рекомендовать программу коррекции, основываясь на критериях готовности, доверено только специалисту – квалифицированному детскому психологу.

Какие методики входят в программу диагностики психологической готовности ребёнка к школе?

Методика «Пиктограмма» помогает определить уровни развития произвольной опосредованной памяти, распределения внимания и словесно-логического мышления. В ходе тестирования ребёнок рисует картинки к 12 словам и выражениям (1–2 мин.), предложенным для запоминания, и объясняет, как рисунок поможет вспоминать слова. Объяснения показывают уровень развития ассоциаций.

Методика «Десять слов» позволяет определить уровень произвольной непосредственной памяти. Ребёнок повторяет в произвольном порядке зачитанные психологом 10 слов, не имеющих смысловой связи. Процедура повторяется пять раз с чтением списка заново.

Методика «Шифровка» помогает определить уровни переключения, устойчивости, распределения и объёма внимания. Ребёнок после усвоения задания за 2 минуты на изображённых 45 фигурах рисует в быстром темпе «ключ», фигуры с дополнительными элементами. За правильно заполненную фигуру ставится 1 балл. Концентрация внимания оценивается по количеству пропусков и ошибок.

Методика «Дорисовывание фигур» ставит своей целью определить уровень развития воображения и его оригинальность. Ребёнок дорисовывает 10 предложенных фигур, чтобы получилась картинка. Оценивается наличие композиции и превращение предложенных элементов в образы.

Методика «Перцептивное моделирование» помогает определить уровень восприятия через умение моделировать. Ребёнок выбирает из набора деталей подходящие для конструирования фигуры определённой формы. Задание выполнено, если все детали выбраны правильно.

Методика «Прогрессивные матрицы Равена» определяет уровень словесно-логического мышления. Ребёнок выбирает подходящие к «дырочкам» на картине «заплатки».

Методика «Три желания» помогает оценить развитие мотивационно-потребностной сферы. Ребёнок распределяет 3 заветных желания на нарисованном цветке с тремя лепестками. Оценивается ориентированность на себя или других, анализируется значимость жизненных сфер – материальной, сферы общения, учебной, семейной – и наличие агрессивности и тревожности по отношению к ним.

Тест Теммл – Дорки – Амен призван определить уровень тревожности. Ребёнок предлагает весёлые или грустные лица для картинок с сюжетом, где люди нарисованы без лиц. Уровень тревожности определяется в процентах по количеству предложенных «отрицательных» лиц.

Цветовой тест Люшера помогает выяснить уровень комфорта дома и в дошкольном учебном учреждении, выявить эмоциональные установки по отношению к школьной учёбе и самооценку. Ребёнок выполняет задания, раскладывая цветовые карточки Люшера и отвечая на вопросы психолога: какой цвет ему больше нравится, какой соответствует его настроению, какой – значимым людям и самому себе. Психолог определяет эмоциональное состояние и самооценку в соответствии с цветовыми предпочтениями. Самооценка определяется по наличию или отсутствию ассоциации самого себя с предпочитаемым цветом.

Вверх по «Лесенке»: методика для родителей

Один из тестов – тест на изучение уровня самооценки ребёнка «Лесенка» – могут провести и сами родители, в домашних условиях.

  • нарисовать на листе лестницу из 5 ступеней;
  • объяснить ребёнку: «Это волшебная лестница. Каждая её ступенька предназначена для разных детей. Чем выше ступенька, тем лучший ребёнок может на ней стоять. Самая верхняя ступенька для самого хорошего ребёнка»;
  • спросить у ребёнка: «На какую ступеньку ты поставишь сам себя?», «На какую ступеньку тебя поставит воспитательница?» Задать ещё 5 вопросов о том, куда его поставят значимые люди.

Если ребёнок в результате оказывается на первой ступени, это говорит о низкой самооценке. Вторая ступень – о заниженной. Адекватной самооценке соответствует третья ступень. Четвёртая ступенька «Лесенки», на которой оказывается малыш, говорит о завышенной самооценке, а пятая соответствует высокой самооценке.

Почему важна психологическая готовность ребёнка?

Психологическая готовность ребёнка уменьшает трудности школьной адаптации и «школьные страхи». Да, они могут проявить себя, но дети с высоким уровнем готовности имеют в основном «учебные» страхи. У детей со средним уровнем готовности явно выраженные «учебные» страхи соседствует со страхом «не подружиться с одноклассниками». А детишки с низким уровнем психологической готовности, помимо страха учебного, боятся «сделать что-то не так» и «злой учительницы».

Как помочь малышу справиться со «школьными страхами»? На помощь придёт рисунок «Чего я могу бояться в школе?».

  • Во-первых, родители узнают конкретные страхи сына или дочери.
  • Во-вторых, снимется ощущение угрозы через её изображение.
  • В-третьих, вместе с ребёнком страх можно трансформировать, творчески его переработав (например, превратив «злую учительницу» в «волшебницу – хранительницу знаний»).

Помните, что к важным предпосылкам успешной учёбы первоклассника относится воспитание у него спокойного, уважительного, заинтересованного, ответственного отношения к мнению учителя начальной школы. На собственном примере показывайте уважение и доверие к нему как к источнику знаний.
Успеху формирования личности ребёнка, развитию способностей справляться с трудностями, становлению психологической зрелости, школьной адаптации поможет использование книги Н. П. Гришаевой «Технологии эффективной социализации детей 3–7 лет: система реализации, формы, сценарии. Методическое пособие».

Использование педагогами линии учебников, предлагаемых «Начальной школой XXI века», даст возможность детям с низкими и средними показателями психологической готовности к школьному обучению повысить учебную мотивацию, добиться повышения уровня произвольности восприятия, памяти, внимания, развить словесно-логическое мышление, речь.

Подведём итог. Психологически готовым к школе можно назвать дошкольника, которого она привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, сознательно стремящегося к этим знаниям и умеющего управлять своим поведением. А школьную зрелость ребёнка, развитие познавательных мотивов поведения постепенно сформируют компоненты школьной жизни, принятые и усвоенные им в начальных классах.

Методики диагностики социально-психологической готовности к обучению в школе

«Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребёнка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребёнка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребёнка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребёнку не менее двух-трёх человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребёнка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (небезразлично, но и не субъективно). Исключение из этого правила представляет лишь тот случай, когда ребёнка принимают в дошкольное учреждение и никто, кроме его родственников, ещё не в состоянии его по-настоящему оценить.

С помощью приводимого далее опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребёнка с людьми.

  • 1. Доброта.
  • 2. Внимательность к людям.

З. Правдивость, честность.

  • 4. Вежливость.
  • 5. Общительность.
  • 6. Щедрость.
  • 7. Отзывчивость, готовность прийти на помощь.
  • 8. Справедливость.
  • 9. Жизнерадостность.
  • 10. Ответственность.

Коммуникативно-личностный опросник для родителей

  • 1. Добрый ли ваш ребёнок?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
  • 2. Внимательный ли ваш ребёнок?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
  • 3. Правдивый ли ваш ребёнок?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
  • 4. Вежливый ли ваш ребёнок?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
  • 5. Общительный ли ваш ребёнок?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
  • 6. Щедрый ли ваш ребёнок?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
  • 7. Отзывчивый ли ваш ребёнок? Всегда ли он готов прийти на помощь другим?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
  • 8. Справедливый ли ваш ребёнок?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
  • 9. Жизнерадостный ли ваш ребёнок?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
  • 10. Ответственный ли ваш ребёнок?
  • а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

За каждый ответ типа «да» ребёнок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.

В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребёнком по всем десяти коммуникативным качествам личности.

Выводы об уровне развития:

  • 10 баллов — очень высокий.
  • 8-9 баллов — высокий.
  • 4-7 баллов — средний.
  • 2-3 балла — низкий.
  • 0-1 балл — очень низкий.

Изучение уровня адаптации ребенка в школе (Н.Г. Лусканова).

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. Личностно ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.

Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствие рисунков теме указывает на:

  • а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);
  • б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);
  • в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

  • а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);
  • б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);
  • в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ — 0 баллов, ней тральный — 1, положительный — 3 балла).

  • 1. Тебе нравится в школе или не очень?
  • 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
  • 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
  • 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  • 5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
  • 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  • 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  • 8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  • 9. У тебя в классе много друзей?
  • 10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль — роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения.

Исследования готовности детей к школе проводились в июне 2003 года в подготовительной к школе группе детского сада.

Исследования уровня школьной адаптации проводились в феврале 2004 года у этих же детей, посещающих первые классы одной и той же школы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector