Диагностика социального интеллекта у детей дошкольного возраста - Оappendicite

Диагностика социального интеллекта у детей дошкольного возраста

Диагностика социального интеллекта у детей дошкольного возраста

Психология образования

Наши партнёры

Особенности социального интеллекта у старших дошкольников

Смиренская А.Н., педагог-психолог

МБДОУ №163 г. Чебоксары

Значимость развития социального интеллекта в детском возрасте обусловлена тем, что он обеспечивает оптимальную адаптацию личности в обществе, а его результатом является целостное представление об окружающей действительности, ориентировка в человеческих взаимоотношениях. В исследованиях современных ученых подчеркивается роль социального интеллекта в социальной адаптации человека. Для успешной самореализации в жизни и деятельности важными являются способность эффективно взаимодействовать с окружающими, умение определять и учитывать в своем поведении состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними. Считается, что для полноценной и успешной жизни, для интеграции в современном обществе социальный интеллект очень важен, так как он позволяет эффективнее взаимодействовать с окружающими людьми. На этом основании ученые полагают, что дошкольное образование, вводящее ребенка в мир людей, призвано стать базой становления личности ребенка. Период дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии личности. Образ мира, который формируется и развивается в этот период, позволяет лучше осознать пространство и время своей жизнедеятельности, понять себя и окружающих людей. Социальный интеллект дает основу для познания окружающей действительности и самопознанию, расширяя личностные горизонты. Вероятно поэтому разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, руководствуясь вышеуказанными положениями, включили развитие социального интеллекта в качестве одного из аспектов реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие».

Обратимся к некоторым теоретическим подходам отечественных ученых к изучению понятия «социальный интеллект».

На наш взгляд, наиболее систематизированный подход к исследованию сущности рассматриваемого термина выполнен И.Ю. Исаевой. В ходе своих научных изысканий она определила социальный интеллект дошкольника как способность выделять существенные характеристики коммуникативной ситуации и намечать возможные пути осознанного опосредствованного влияния на коммуникативные намерения партнеров по взаимодействию в игре, общении, совместной деятельности для достижения своих или общих предметных или коммуникативных целей. Сущностной характеристикой социального интеллекта являются умственные способности в единстве с эмоциональным компонентом [2].

Характеризуя концепцию социального интеллекта, А.И. Савенков выделил три группы для описания его критериев: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Каждая из этих групп представлена автором следующим образом:

1) когнитивные: а) социальные знания – знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей; б) социальная память – память на имена, лица; в) социальная интуиция – оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста; г) социальное прогнозирование – формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей;

2) эмоциональные: а) социальная выразительность – эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль; б) сопереживание – способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм); в) способность к саморегуляции – умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение;

3) поведенческие: а) социальное восприятие – умение слушать собеседника, понимание юмора; б) социальное взаимодействие – способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия – коллективному творчеству; в) социальная адаптация – умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими [3].

И.Ю. Исаева пришла к выводу о том, что социальный интеллект ребенка-дошкольника обладает рядом специфических характеристик. Ядром социального интеллекта следует считать определенный уровень когнитивного и эмоционального развития ребенка, то есть уровень развития социального интеллекта в дошкольном возрасте находится в прямой зависимости от уровня развития общего интеллекта. Перцептивный компонент социального интеллекта включает в себя способность понимать себя (самооценка, рефлексия), окружающих (децентрация, эмпатия), а также саму ситуацию общения и взаимодействия. Прогностический компонент социального интеллекта включает способность предвосхитить (вообразить) варианты развития ситуации коммуникации путем ее анализа, выделения ее существенных признаков и соотнесения их с пониманием себя и других внутри данной ситуации. Следующий поведенческий компонент социального интеллекта ребенка выражается в степени овладения способами общения, коммуникативными умениями и навыками, а также мотивационном компоненте [2].

Применительно к детям дошкольного возраста, с позиции И.Ю. Исаевой, критериями социального интеллекта являются: 1) эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии, децентрации; мотивация коммуникации и взаимодействия); 2) когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению); 3) поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение) [2].

Несмотря на достаточную разработанность теоретических подходов к исследованию социального интеллекта, мы видим неоднозначность выделения критериев и компонентов исследуемого понятия, а также многообразие характеристик каждого из компонентов и его структурных элементов. В этой связи неизбежно возникают трудности определения диагностического инструментария для определения качественных и количественных характеристик социального интеллекта, особенно у детей дошкольного возраста.

Исходя из трех основополагающих компонентов социального интеллекта, а именно – поведенческий, когнитивный, эмоциональный, мы остановили свой выбор на нескольких диагностических методиках. Диагностика была проведена на базе МБДОУ «Детский сад № 163» г. Чебоксары с детьми в возрасте 6-7 лет.

Итак, с целью определения сформированности эмоционального компонента социального интеллекта мы провели индивидуальную беседу с детьми, в ходе которой выявляли степень развития представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих с ним. Содержание беседы разработано Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой и включает в себя 10 вопросов, из которых нас интересовали только девять за исключением первого вопроса об отношении к детскому саду. Эти вопросы авторы методики условно подразделили на три группы. К первой группе отнесены вопросы, которые выявляют общее оценочное отношение и представление ребенка о других детях. Предполагается проявление у детей гуманной позиции, что может свидетельствовать о принятии всех детей и их положительной оценке. Отрицательная оценка сверстника является свидетельством поверхностного, предметно-оценочного отношения к другим детям. Вторая группа вопросов позволила судить об уровне сформированности представлений ребенка о состояниях сверстника и адекватности их оценки. Ответы на вопросы этой группы способствовали выявлению степени понимания ребенком субъективных состояний сверстника, то есть что он переживает в конкретной смоделированной ситуации, а не его знания о том, какой сверстник (жадный, добрый и т.д.). Третья группа вопросов позволила выяснить уровень сформированности представлений ребенка о своих собственных переживаниях и степень их адекватного оценивания [4]. Итак, по результатам диагностического исследования все дети (100%) продемонстрировали достаточную степень развития представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих с ним. Дети, отвечая на вопросы об эмоциональных состояниях сверстников (обида, грусть, радость, злость) менялись в тоне голоса, в мимике лица, словно их это касалось.

Когнитивный компонент социального интеллекта выявлялся с помощью методики, направленной на изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. Описание процедуры проведения этой методики представлено в пособии Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Для проведения диагностики нами были подобраны картинки с изображением детей, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей. Было проведено две серии исследования. В первой серии ребенку последовательно показывали картинки детей и просили ответить на вопросы о том, кто изображен на картинке, что он делает, как он себя чувствует и как ребенок догадался об этом. Затем ребенку предлагалось описать картинку. Во второй серии дошкольнику последовательно показывали сюжетные картинки и просили ответить на вопросы о том, что делают дети, как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и пр.), как ребенок догадался об этом, кому из персонажей хорошо, а кому плохо и почему [5]. Итак, по результатам исследования выяснилось, что 100% дошкольников без подсказки взрослого понимают и осознают эмоциональное состояние детей. Лишь один ребенок при определении эмоционального состояния «удивление» назвал это «испугом».

Для подтверждения сформированности когнитивного компонента, мы провели вторую методику, из пособия под редакцией Н.Е. Вераксы [1], где также выявляли уровень развития понимания сверстника, его эмоционального состояния. В ходе проведения этой методики были использованы картинки, передающие различное эмоциональное состояние детей: встреча веселого мальчика и грустной девочки, игра детей, ссора (драка) детей. Рядом с каждой картинкой представлены два варианта эмоционального состояния детей – веселое и грустное. Итак, по итогам диагностики выяснилось, что 100% детей различают эмоциональные состояния сверстников и ориентируются на него в процессе общения. Следует отметить, что два дошкольника выбрали грустное эмоциональное состояние в серии картинок с изображением играющих в теннис детей. На вопрос «почему?» ответили: «Грустная игра, мяч попадет в лицо».

Поведенческий компонент социального интеллекта выявляли с помощью методики, из пособия под редакцией Н.Е. Вераксы [1]. Были использованы картинки с изображением поступков детей по отношению к сверстникам в различных житейских ситуациях: девочка, поскользнувшаяся на льду; малыш, на которого замахивается мальчик-подросток; девочка, плачущая у сломанной постройки; мальчики, ссорящиеся из-за игрушки. По итогам диагностики выяснилось, что 92% детей выбрали ситуации, где сам персонаж помогает сверстнику (мальчик поднимает упавшую девочку, девочка защищает малыша, мальчик помогает девочке построить башню, дети сами находят выход из конфликтной ситуации в процессе совместной игры). 8% детей выбрали из предложенных вариантов при решении ситуаций помощь взрослого.

Таким образом, уровень развития социального интеллекта у обследованных нами детей можно признать достаточно сформированным, но требующим некоторых корректировок. Способами психолого-педагогического воздействия на процесс развития социального интеллекта у дошкольников могут быть постоянный процесс общения со сверстниками и взрослыми, специально организованная деятельность (тренинги, психогимнастика, беседы и занятия, игровая терапия, просмотр мультимедийных ресурсов). Следует учесть, что развитие социального интеллекта в дошкольном возрасте наиболее эффективно осуществляется в рамках специфических для данного возраста видах деятельности: игре, ситуациях события и жизнедеятельности.

Диагностика социального интеллекта у детей дошкольного возраста

Актуальность исследования заключается в том, что умение устанавливать простейшие связи между собственным поведением и отношением к себе окружающих, умение ориентироваться и взаимодействовать в разных ситуациях общения, способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения окружающих людей необходимы человеку, чтобы успешно адаптироваться в системе социальных отношений общества. Развивать коммуникативные способности можно в любом возрасте, но формировать эти способности лучше всего в дошкольном возрасте. В этом возрастном периоде дошкольник начинает активно контактировать с широким кругом своих сверстников, приобретает навыки активного межличностного общения, взаимодействия. В связи с этим возникает необходимость не только развитию интеллектуальных особенностей дошкольников, но и формированию у них навыков межличностного взаимодействия.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 2013 г. указано, что «содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать такую структурную единицу, как социально-коммуникативное развитие, которое направлено развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками» [4].

Особенности развития социального интеллекта рассматривались в работах Э. Торндайк, Г. Оллпорта, Дж. Гилфорда. На современном этапе данной проблемой занимались М.И. Бобнева, Г.П. Геранюшкина, В.Н. Куницина, О.Б. Чеснокова и другие.

Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. В научной литературе социальный интеллект определяется как «интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации» [2]. А.И. Савенков определяет социальный интеллект как «вид интеллекта, позволяющий понимать поведение людей и обеспечивающий адаптацию человека в обществе» [3]. Резюмируя эти определения, можно сказать, что сущность социального интеллекта состоит в умении человека интерпретировать и прогнозировать как поведение партнера по общению, так и свое собственное поведение, в умении налаживать контакт с другими людьми. Исходя из выше сказанного, следует подчеркнуть, что социальный интеллект предполагает открытость в отношениях с окружающими, осознание самоценности собственной личности и других людей, проявление внимания, сочувствия, сопереживания к окружающим, согласования своих действий для достижения общего результата.

Старший дошкольник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Следовательно, приобретение навыков социального взаимодействия с окружающими и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Как отмечает О.Ю. Масягина «усвоение дошкольником социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны – это активное воспроизводство им системы социальных связей за счет своей активной деятельности, активного включения в социальную среду. Активность позиции предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации, построения определенной стратегии деятельности и поведения в частности» [1].Основываясь на данное определение, можно сказать, что успешная социализация дошкольника возможна в том случае, если ребенок не только усваивает принятые в обществе нормы и правила поведения, но преобразовывает их в собственные ценности.

Цель нашего исследования — выявление уровня сформированности социального интеллекта старших дошкольников.

Для исследования уровня социального интеллекта старших дошкольников на констатирующем этапе нашего исследования была проведена диагностика, включающая в себя следующие методики:

1. Исследование социального интеллекта (Дж. Гилфорд, М. Салливен).

2. Тест описания поведения К. Томаса.

Экспериментальной базой исследования является муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 30 «Буратино» пос. Чульман Нерюнгринского района РС (Я). В экспериментальной группе были задействованы 14 детей в возрасте 6 лет.

Рассмотрим более подробно результаты исследования.

По методике исследования социального интеллекта (Дж. Гилфорд, М. Салливен) мы получили следующие результаты: по первому субтесту «Истории с завершением» высокий уровень был выявлен у 21,4 % детей (3 чел.). Средний уровень – у 57,2 % испытуемых (8 чел.). Низкий уровень выявлен 21,4 % дошкольников (3 чел.). По второму субтесту «Группы экспрессии» высокий уровень показали 14,3 % детей (2 чел.). Средний уровень – 71,4 % дошкольников (10 чел.). Низкий уровень – 14,3 % испытуемых (2 чел.). По третьему субтесту «Вербальная экспрессия» высокий уровень выявлен у 14,3 % детей (2 чел.). Средний уровень у 57,2 % дошкольников (8 чел.) и низкий у 28,5 % испытуемых (4 чел.). По четвертому субтесту «Истории с дополнением» высокий уровень показали 28,5 % дошкольников (4 чел.). Средний уровень 50 % детей (7 чел.). Низкий уровень был выявлен у 21,4 % (3 чел.)

Обобщая результаты исследования социального интеллекта детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что существуют проблемы в межличностных отношениях старших дошкольников. В основном по всем субтестам наблюдается средний и низкий уровни социального интеллекта. Дети не способны в полной мере извлечь информацию о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими. Дошкольники испытывают затруднения в понимании связи между поведением и его последствиями, в прогнозировании поведения людей, что усложняет их взаимоотношения со сверстниками. Следует отметить, что некоторые дети проявляют низкий уровень социального интеллекта по одним субтестам и средний уровень социального интеллекта по другим. Нет ни одного ребенка, который показал бы низкий уровень социального интеллекта по всем четырем субтестам. Но и нет ни одного ребенка, который бы показал высокий уровень социального интеллекта по всем четырем субтестам. У большинства детей выявлен средний и низкий уровни социального интеллекта, необходимо обратить на это особое внимание и использовать игры или упражнения на формирование социального интеллекта старших дошкольников.

Тест описания поведения К. Томаса.

По результатам методики были выявлены следующие типы поведения испытуемых: соперничество – у 2 испытуемых, что составляет 14,3 % от всей группы; приспособление – у 3 детей, что составляет 21,4 % испытуемых от всей группы; избегание – у 4 испытуемых (28,5 %); сотрудничество и компромисс – у 5 детей (35,7 %). Анализ полученных результатов исследования позволяет говорить о том, что преобладающим типом поведения в конфликтных ситуациях для данной группы является избегание и соперничество, у большинства детей отсутствует стремление к кооперации, к достижению общих целей.

Исходя из полученных результатов двух проведенных диагностических методик можно сделать вывод, что уровень развития социального интеллекта у старших дошкольников данного учреждения ниже среднего. Это может быть вызвано тем, что дети еще не в полной мере умеют взаимодействовать друг с другом, не понимают способы прогнозирования поведения других детей по общению, плохо различают состояния, чувства и эмоции окружающих, испытывают сложности в общении. В связи с этим отметим важность социализации дошкольников, а именно, формирование у них способности понимать другого, развитие сочувствия к переживаниям других, отзывчивости, распознавание эмоциональных реакций у других людей, развитие коммуникативных навыков.

Следует подчеркнуть, что формирование социального интеллекта дошкольников в психолого-педагогическом опыте работников образования рассматривается в тесной взаимосвязи с формированием личности ребенка, форм поведения, развитием эмоциональной сферы, социальной адаптацией. Необходимо обратить на это особое внимание и следует продумать применение разнообразных форм психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием таких методов как: игра, беседа, драматизация, моделирование и анализ ситуаций и др., направленных на формирование навыков социального поведения, позитивного отношения к сверстникам, на развитие коммуникативных навыков, установление добрых дружеских отношений в группе, умение согласовывать свои действия с действиями других. Проведенное исследование не претендует на завершенность и требует дальнейшего изучения социального интеллекта старших дошкольников, взаимосвязи способов взаимодействия ребенка с самим собой и окружающими.

Значение социального интеллекта и особенности его развития у младших школьников и детей иных возрастов

Мы живем в социуме и тесно взаимодействуем с ним. В процессе жизни каждый из нас получает понимание того, какое поведение приемлемо, как лучше общаться с другими, какие использовать тактики.

Важно понимать, что человек тесно связан с другими, но, при этом, каждый имеет свои собственные интересы, потребности и желания.

Так вот, способность понимать других людей, способствовать действовать разумно при общении с другими — это и есть основная составляющая социального интеллекта.

Что это такое и какое влияние оказывает?

Социальный интеллект оказывает большое влияние на личность ребенка и ее развитие. То, кем и каким станет ребенок, во многом зависит от уровня его социального интеллекта. Большинство жизненных событий связано со взаимодействием с другими, поэтому те люди, которые способны понимать других и выбирать необходимые модели поведения, добиваются в жизни большего.

Когда начинает формироваться?

Личность развивается постепенно, проходя несколько жизненных этапов. Постепенно развивается и интеллект, в частности, социальный. Год за годом ребенок взаимодействует с взрослыми и ровесниками, изучает их, пробует использовать различные модели поведения.

Самое большое влияние оказывают на развитие ребенка значимые взрослые. Как правило, это те взрослые, которые находятся рядом с ребенком длительное время и имеют для него авторитет. Ребенок взаимодействует с ними и использует в своих действиях похожие вещи.

Особенности развития

Дошкольный возраст

На данной стадии ребенок буквально сливается со взрослым. Ребенок — это продолжение взрослого. То, что чувствует взрослый, будет чувствовать и ребенок.

Младший возраст

Это та стадия, где у ребенка формируются личные границы. Он начинает понимать, что у другого человека могут быть иные интересы и потребности, но еще не осознает, почему это так. Он способен увидеть точку зрения другого, но все-равно считает свою позицию более значимой. Свои эмоции и желания ставятся на передний план.

Средние школьники

На данной стадии ребенок учится принимать точку зрения другого, учитывать ее. Ребенок учится видеть, как его собственное поведение выглядит в глазах другого. На этом этапе родителям особенно важно давать ребенку обратную связь:

  • что в его поведении им нравится;
  • что обижает или злит других;
  • к чему приводят поступки ребенка.

Характерная черта данной стадии развития — способность видеть обобщенную точку зрения. Подросток начинает видеть, как его система ценностей соотносится с ценностями и установками своей семьи, друзей, а также культуры, в которой он растет. Подросток принимает или опровергает обобщенное мнение, но видит его отчетливо и дает ему свою личную оценку.

На данном этапе завершается формирование социального интеллекта, укрепляются понятия обобщенного и личного мнения, углубляется понятие «социальной системы», в которой живет ребенок.

Способы диагностики и исследования

Правильно понять, каков уровень развития интеллекта у подростка, помогут психологи, которые занимаются психодиагностикой или возрастной психологией. Как правило, они общаются с ребенком, задавая ему вопросы, предлагая выполнить задания, смоделировать ситуацию, а также внимательно наблюдают за их поведением. Среди методик, которые используют:

  • тесты на понимание того, какое чувство будет испытывать человек в той или иной ситуации;
  • задачи на способность адекватно понимать невербальное поведение (жесты, мимику);
  • «истории с дополнением» — выявление способности понимать логику развития ситуаций взаимодействия, смысл поведения людей в этих ситуациях.

Такие методы диагностики хороши тем, что могут использоваться как для дошкольников, так и для более взрослых детей, но эти задания усложняются или упрощаются в зависимости от стадии развития, на которой находится ребенок.

Как развить?

Много ли зависит от родителей?

Приближенные к ребенку взрослые (родители и все те, кто плотно занимаются воспитанием ребенка) оказывают большое влияние на формирование его личности. Ребенку можно помочь освоить нормы социального поведения, научить его общаться с окружающими и понимать их.

Методы и техники

Лучше всего развитию социального интеллекта способствует интерактивное взаимодействие взрослого и ребенка. Это может быть:

  • ролевая игра;
  • моделирование жизненной ситуации;
  • и даже простое общение.

Также ребенок осваивает социальные нормы с помощью наблюдения за другими. Здесь может помочь СМИ (мультфильмы, детские журналы, сериалы): подборка историй со смыслом и правильными жизненными ценностями откладывается у ребенка при их просмотре.

Упражнения

Существует ряд упражнений, которые можно выполнять вместе с ребенком на каждой возрастной стадии:

  • С дошкольниками, пока они находятся рядом со значимым взрослым, лучше сделать акцент на эмоциях и чувствах. Показывайте ребенку радость, удивление, смешите его и удивляйте. Таким образом, вы заражаете его своими эмоциями. Ребенок усваивает, что в определенной ситуации людям свойственно выражать именно эти эмоции.
  • С младшими школьниками отлично работают ролевые игры. Моделируйте с ребенком те ситуации, которые часто встречаются в реальной жизни, предлагайте им различные социальные роли. Например, предложите ему сыграть дома в «магазин«. Пусть ребенок выберет себе роль: продавец, консультант, покупатель, охранник магазина. Вы можете меняться ролями, показывая на собственном примере, как ведут себя люди в разных социальных ролях.
  • Школьники средних классов начинают обращать внимание на интересы других людей. Налаживайте диалог с ребенком. Спрашивайте, чего он хотел бы в данной ситуации? Далее рассказывайте, чего хотели бы вы и для чего это нужно. Делайте акцент на то, что вы чувствуете в данной ситуации, как ваши чувства отличаются от чувств ребенка. Так он гораздо быстрее и эффективнее сформирует свои личные границы.
  • Подростки предпочитают демонстративно показывать себя отдельными личностями. Родителям важно поддерживать их желание, но указывать на наличие социальных норм поведения, принятых в обществе.

Уважайте его точку зрения и желания. Это тот период, когда лучше сделать акцент на поведении, а не на чувствах.
Ребенок завершает формирование своего социального интеллекта в юности, в период студенчества. Обычно к этому времени он научается анализировать себя и других, понимать свои и чужие чувства. В данный период важно поддерживать баланс во взаимоотношениях, не нарушая личные границы ребенка, показывая свои чувства и отношение к нему.

Здесь ребенок может самостоятельно заняться прокачиванием своего социального интеллекта, развивая навыки общения, играя в «социальные» настольные игры (например, мафию или монополию).

Адаптация к социуму у деток, имеющих нарушения

Все люди развиваются в обществе, дети с нарушениями интеллекта — не исключение. Социальный интеллект также будет формироваться у них, но на пути могут встречаться проблемы и пороги.

Особенности

Дети с нарушением интеллекта развиваются более проблематично. Им тяжелее наладить контакт с ровесниками, тяжелее увидеть другого как отдельного человека с его желаниями, потребностями и ожиданиями.

Методы и техники

Клинические психологи, занимающиеся исследованием детей с нарушением интеллекта, используют в работе такие методики как «Схема наблюдения за ребенком в процессе свободной игры», «Наблюдение за ребенком в процессе занятия — продуктивная деятельность», плотно беседуют с воспитателями этих детей.

В ходе такой работы можно выявить, какая именно часть социального интеллекта у дошкольников и детей других возрастов имеет плохое развитие, это может быть:

  • эмоциональный компонент (плохое понимание своих собственных чувств и чувств других);
  • поведенческий (незнание норм поведения или отказ от них);
  • когнитивный.

Самое большое влияние оказывает на ребенка его окружение. Как в случае здорового ребенка, так и в случае ребенка с нарушением интеллекта, важно часто взаимодействовать с ним:

  • общаться;
  • разговаривать о чувствах и эмоциях;
  • показывать нормы социального поведения на собственном примере.

Человек, обладающий высоким уровнем социального интеллекта, имеет больше возможностей стать успешным и счастливым, добиваться своих целей и самореализовываться.

Социальный интеллект — это значимая часть в личности, которая во многом определяет дальнейшее развитие и жизненный путь ребенка. Развивая социальный интеллект, вы увеличиваете возможность прожить долгую и счастливую жизнь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Опыт организации работы по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте

Шмелёва Анастасия Олеговна

Педагог — психолог, ОГК ОУШ № 23, г. Ульяновск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шмелёва А.О. Опыт организации работы по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 09.02.2020).

Вопросы развития социального интеллекта и связанные с ним проблемы эмоционального интеллекта и креативности являются на сегодняшний момент одним из актуальных вопросов теоретической и прикладной психологии [3; 4; 5].

Актуальность и возможность проблемы социального в старшем дошкольном определяется тем, что это наиболее социализации личности. то, что в возрасте интеллект только начинает формироваться, значение в этом придается развитию основной его составляющей – коммуникативно-личностному [2, с. 28]. Коммуникативные способности большую роль в социального интеллекта, в готовности ребенка к обучению. Благодаря им у старшего дошкольного и школьного складываются формы с взрослыми и сверстниками, задачам и нового вида деятельности — учебной. этого закладываются в дошкольном учреждении, воспитатель и выстраивает образовательные ситуации, в дети навыкам сотрудничества с и сверстниками. Не важным общение и детей друг с другом. В сверстников чувствует себя среди равных. Благодаря у него самостоятельность суждений, спорить, отстаивать свое мнение, вопросы, получение знаний. Соответствующий развития ребенка с ровесниками, в дошкольном возрасте, ему действовать в школе. Наиболее эффективный в поставленных дает использование личностно-ориентированных на активизации и интенсификации деятельности [1, с. 66].

Исследование социального интеллекта старших дошкольников проводилось нами по программе, включающей оценку уровня развития социального интеллекта согласно показателям выполнения теста Дж. Гилфорда и М. Салливена, в модификации Я.Н. Михайловой.Тест включает в себя ряд социально-перцептивных задач, объединенных в 4 субтеста [7]:

«Истории с завершением»,

«Истории с дополнениями»

В тестировании принимали участие 20 детей, разделенные на контрольную и экспериментальную группы. Были получены следующие результаты:

— большинство старших дошкольников (83,3%) имеют средние способности к познанию поведения. Они обычно ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения. Остальные дети (16,6%) имеют способности к познанию поведения выше среднего – среднесильные;

— большинство детей – 66,6% — имеет также средние способности к познанию невербального поведения. Они способны овладеть языком телодвижений, взглядов и жестов. В общении эти испытуемые ориентируются как на вербальное, так и на невербальное содержание сообщений 23,3% имеют по второму субтесту способности к познанию невербального поведения выше среднего. Также в группе выявлены дети (10%), имеющие способности к познанию невербального поведения ниже среднего (среднеслабые). Они могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника потому, что не всегда учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции;

— 70%детей группы имеют способности к пониманию вербального общения выше среднего. Остальные дети (30%) имеют средние способности к пониманию речевого поведения. Они способны распознавать различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Эти старшие дошкольники часто «говорят невпопад», и ошибаются в интерпретации слов собеседника;

— большинство детей (56,6%) имеют способность к анализу поведения выше среднего. Оставшиеся дети (43,3%) имеют средние способности к анализу поведения людей. Они иногда испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, не очень хорошо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим);

— 56,6% детей группы имеют средний социальный интеллект. В зависимости от ситуации они могут быть контактны, открыты, тактичны, доброжелательны. 36,6% имеют социальный интеллект выше среднего. Они способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Как правило, эти дети успешные коммуникаторы. Такие дети интересуются социальными проблемами. У них проявляется потребность воздействовать на других и она часто сочетается с развитыми организаторскими способностями.

Результаты констатирующего эксперимента позволяют заключить, что развитие социального интеллекта можно стимулировать в процессе целенаправленного и интенсивного развивающего взаимодействия ребенка и взрослого, что соответствует положению о взаимном влиянии биологических и средовых факторов на развитие интеллекта.

На основании проделанной в ходе формирующего эксперимента работы, мы пришли к выводу о необходимости коррекции уровня социального интеллекта у испытуемых.

На следующем этапе исследования (формирующий эксперимент) проводилась работа по повышению уровня социального интеллекта у старших дошкольников. Вниманию испытуемых предлагалась программа М. Корепановой, Е. Харламповой «Познаю себя», которая направлена на формирование у ребенка 5-7 лет основ, определяющих развитие его внутреннего мира и успешность становления его «Я», что является предпосылкой формирования у ребенка целевых ориентиров, которые прописаны в ФГОС: обладает установкой положительного отношения к миру и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; способен договариваться, сопереживать и радоваться успехам других, старается разрешать конфликты; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире; обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам[6].

По результатам формирующего эксперимента была еще раз проведена диагностика по методу Дж. Гилфорда и М. Салливена, в модификации Я.Н. Михайловой. Использовался метод ранговой корреляции Спирмена. Статистически значимая корреляционная связь была обнаружена между показателями омпозитной оценки социального интеллекта дошкольников и индексом социальной адаптации теста Розенцвейга (г = 0,56, Р 0,05

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector