Диагностика словаря детей старшего дошкольного возраста - Оappendicite

Диагностика словаря детей старшего дошкольного возраста

Диагностика словаря детей старшего дошкольного возраста

Диагностика уровня развития словаря дошкольников;

1. Цель и задачи диагностики словаря дошкольников.

2. Методика обследования уровня развития словаря дошкольников в разных возрастных группах.

1. Свободное овладение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения всех других сторон речи (грамматического строя языка, звуковой стороны речи, связной речи). Исследования последних лет показали необходимость включения в работу по развитию словаря детей таких задач как ознакомление с многозначными словами, с синонимами и антонимами, формирование умения точно использовать лексические средства родного языка. Раскрытие смыслового богатства многозначных слов, синонимов и антонимов способствует не количественному увеличению, а качественному преобразованию словаря за счет углубления понимания смысла уже известных слов.

Особенностью работы по обогащению и активизации словаря является ее связь со всеми видами деятельности дошкольников. Познавая окружающий мир, они усваивают точные названия предметов и явлений, их качества и взаимосвязи, углубляют и уточняют знания и представления. У детей дошкольного возраста очень развита ориентировка на смысловое содержание. Ф.А. Сохин отмечал, что слово для ребенка выступает, прежде всего, как носитель смысла, значения.

2. В обследовании уровня развития словаря дошкольников особенно важно выявить степень понимания детьми смысла (значения) слова. Для этого предлагается ряд заданий.

1. Составление предложений с многозначными словами. Цель: выявить уровень сформированности у детей умения точно употреблять слово и строить предложения и словосочетания с данным словом по законам грамматики.

Словесный материал: изолированные слова (существительные, прилагательные и глаголы).

Особенность этого задания состоит в том, что часто при правильном понимании значения слова у детей наблюдается неумение строить словосочетания с ним. По характеру сочетания слова с исходным можно судить о том, какие значения этого слова детям уже известны. Например, составляя предложение со словом «ручка», дети ориентируются на значение «письменная принадлежность» («Ручкой пишут», «Я пишу ручкой»). Но встречаются ответы, построенные и на других значениях этого слова: «У двери есть ручка», «Ручка у маленького ребенка». Слово «пушистый» может быть известно детям и в прямом смысле (Пушистый хвост у лисы) и в переносном (Пушистый снег). Наибольшей многозначностью обладают глаголы (лежит, идет).

Характеристика ответов детей, в соответствии с разными уровнями.

1. Высокий уровень. Ребенок составляет предложение из трех (или более) слов. Например, «Листик упал с дерева», «Я нарисую на листике дом».

2. Средний уровень. Ребенок составляет предложение или словосочетание из двух слов. Например, «Легкая пушинка», «легкая задача».

3. Низкий уровень. Ребенок только повторяет названное слово.

2. Составление предложения со словами – синонимами. Цель: выявить умение правильно по смыслу соединять слова и умение дифференцировать значения синонимов. На основе этого определяется, насколько у детей сформирована точность словоупотребления, чуткость к смысловым оттенкам близких по значению слов. Например, маленький ребенок, крошечный жучек, малюсенькая капелька. Соединение слов в предложении раскрывает умение ребенка осмысленно употреблять слова в различных грамматических формах и значениях. Например, «Легкий ветер», «Дул легкий ветерок».

Детям предлагают слова из синонимического ряда, например: большой-огромный-громадный; тайна-секрет-загадка.

Характеристика ответов детей, в соответствии с разными уровнями.

1. Высокий уровень. Ребенок объединяет данные слова в одно предложение с пояснением их значений. Например, «Вот и нас собака большая, а у дяди Толи – огромная».

2. Средний уровень. Дети составляют словосочетания или предложения с разными словами. Например, «Смелый моряк, храбрый солдат».

3. Высокий уровень. Ребенок составляет словосочетания с одним и тем же словом: большой дом, огромный дом.

3. Подбор синонимов. Цель: выявить умение выбирать наиболее подходящее слово к заданному, вдумываться в смысл употребляемых слов и правильно их сочетать. Многие дошкольники употребляют для обозначения разных признаков одно и то же слово, например, «хороший» (хороший суп, хорошее платье, хороший рисунок и т.д.). Поэтому понимание и употребление синонимов необходимо для того, чтобы выразить свои мысли точнее.

Подбор синонимов предлагается в различных вариантах:

— в словосочетаниях, где исходным словом является многозначный глагол или прилагательное (идет поезд – идет весна, чистая посуда – чистая вода);

— в речевых ситуациях, способствующих активизации лексики, поиску и выбору наиболее точного в смысловом отношении слова;

— в изолированных словах, когда дети самостоятельно подбирают слова, отвечая на вопрос: Как сказать по-другому? (смелый – храбрый, отважный, мужественный; бросать – кидать, метать).

Характеристика ответов детей, в соответствии с разными уровнями.

1. Высокий уровень. Ребенок правильно подбирает слова-синонимы на представленные (свежий хлеб – мягкий).

2. Ребенок объясняет смысл словосочетания в целом (Свежий хлеб только что испекли).

3. Ребенок просто заменяет существительное в предложенном словосочетании (идет весна – идет гроза).

4. Подбор антонимов.Цель: выявить умение сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по цвету, величине, весу и т.д.

Материал: картинки с предметами, различными по признакам (большой и маленький дом, длинный и короткий карандаш).

Педагог показывает картинку и дает начало фразы, которую ребенок должен закончить. Например, «Посмотри, этот карандаш длинный, а этот…».

— подбор антонимов к изолированным словам;

— подбор слов к словосочетаниям (свежий хлеб — …, свежий ветер — …);

— подбор сопоставлений (Что бывает узким, а что широким?).

Характеристика ответов детей, в соответствии с разными уровнями.

1. Высокий уровень Ответы правильные по смыслу и грамматической форме (длинный – короткий, высоко – низко).

2. Средний уровень. Правильно подобраны антонимы по смыслу, но ошибки в грамматической форме (плакать – смех, добрый – зло).

3. Низкий уровень. Ответы с частицей «не», не правильные по смыслу ответы (высоко – невысоко, длинный – маленький).

5. Речевые ситуации. Цель: выявить умение подбирать синонимы и антонимы к определенным речевым ситуациям, выбирать точное по смыслу слово из синонимического ряда.

Пример речевой ситуации для детей: «Пошли две медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка пчела ужалила, и вернулся он к маме грустный. Как еще про него можно сказать? Какой он был? Если медвежонок был грустный, то он не просто шел, а … (брел, плелся). А второй медвежонок наелся меда и был …. Раз он был веселый, он к маме ….(бежал, скакал вприпрыжку).»

Характеристика ответов детей, в соответствии с разными уровнями.

1. Высокий уровень. Дети подбирают по два-три слова разных частей речи к данной речевой ситуации.

2. Средний уровень. Дети называют по одному слову.

3. Низкий уровень. Дети называют слово с частицей «не» или подбирают неточные по смыслу слова.

6. Оценка словосочетаний и высказываний по смыслу. Цель: выявить сформированность точности словоупотребления, уровень осознания смысловых отношений между словами.

Сознательное отношение к смыслу слов и выражений сказывается на улавливании разного рода бессмыслицы в речи чужой и своей. Особенно ярко это выражается в том, как дети реагируют на оговорки: они весело хохочут, ясно давая понять, что смешит их именно получившаяся нелепость. (А.Н. Гвоздев)

Варианты заданий для детей:

— объяснить смысл словосочетаний (легкий чемодан, тяжелый чемодан, трудный чемодан или легкая задача, тяжелая задача, трудная задача);

— оценить детские высказывания, типа «Мамочка я тебя громко-громко люблю», «Папа иди шепотом», «Мы польем цветы и они отвянут».

Характеристика ответов детей, в соответствии с разными уровнями.

1. Высокий уровень. Ребенок замечет и объясняет неточности (Иди шепотом – это неправильно, шепотом можно говорить).

2. Средний уровень. Ребенок дает свой правильный вариант («Папа иди шепотом» — «папа иди тихо»).

3. Низкий уровень. Ребенок не замечает смысловых ошибок.

7. Определение значения слова (ответ на вопросы «Что такое?», «Что значит?»).

Цель: выявить, в какой степени ребенок понимает значение тех или иных слов, включая многозначные слова.

В качестве словесного материала используют разные слова. Например, отвечая на вопрос «Что такое лес?», дети часто дают словарное определение «Это где много деревьев. В лесу растут деревья всякие».

Объяснение многозначных слов раскрывает глубину понимания детьми смысла. Например, «Сад – это где растут яблоки, груши. А еще есть детский сад, куда ходят дети».

Обобщающие слова дети часто объясняют через перечисление объектов, входящих в данную группу. Например, «Посуда – это кастрюля, чашка, тарелка».

Характеристика ответов детей, в соответствии с разными уровнями.

1. Высокий уровень. Дети определяют значение слова по функциям предмета (мячом играют в футбол) или по родовым понятиям (мяч – это такая игрушка для детей).

2. Средний уровень. Ребенок дает описание предмета, указывает на отдельные признаки (Мяч круглый, у меня есть мяч).

3. Низкий уровень. Дети не могут определить значение слова.

Диагностика состояния словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Целью нашего исследования являлось выявление качественного своеобразия активного и пассивного словаря и особенностей его формирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

1. Научно-теоретическое обоснование исследования и составление методики констатирующего эксперимента.

2. Организация и проведение констатирующего эксперимента.

3. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

4. Разработка комплекса игр по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР.

В процессе исследования использовались следующие методы:

— организационные: сравнительный, комплексный;

— эмпирические: наблюдение, констатирующий эксперимент; метод диагностических заданий (беседы);

— интерпретационные: анализ полученных данных.

Констатирующий этап экспериментального исследования проводился в сентябре 2014 года в МДОУ ЦРР «Детский сад №139» г. Магнитогорска. В эксперименте участвовало 10 детей шестого года жизни с ОНР III уровня.

Решение задач эксперимента осуществлялось посредством подобранных нами методик:

Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой [35]. Картинный материал представлен в приложении А.

Состоит из 2-х блоков:

— понимание и употребление слов номинативного лексического значения;

— выявление состояния структурного аспекта лексических значений слов.

Задание №1. Состояние номинативного словаря.

Назвать предметные картинки по темам: игрушки (паровоз, барабан, машинка, кукла, кубики), одежда (рубашка, юбка, носки, брюки, майка), обувь (ботинки, кроссовки, сапоги, туфли, босоножки), мебель (стол, шкаф, кресло, трюмо, диван), посуда (кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, стакан), овощи (огурец, помидор, лук, свекла, баклажан), фрукты (груша, виноград, апельсин, яблоко, банан), транспорт (самолёт, корабль, автобус, грузовик, поезд), животные (корова, тигр, попугай, медведь, собака).

Оценка: всего 9 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов – 2б., 2 б. — правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №2. Состояние глагольного словаря.

Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится по предъявляемым картинкам: корабль – плывёт, птица – летит, змея – ползёт, человек – идёт, спортсмен – бежит, девочка – прыгает, кошка – спит, дядя – загорает, тётя – сидит, мальчик – злится, ребёнок – плачет, ребёнок – смеётся, девочка – читает, девочка – умывается, бабушка – пьёт, мальчик – пишет, мальчик – моет, тётя – гладит, певец – поёт, художник – рисует, продавец – продаёт, врач — лечит, повар – готовит, строитель – строит.

Оценка: всего 24 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б. — правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда,
0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №3. Состояние атрибутивного словаря.

1) Качественные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: дом какой? (большой, маленький), кружок какой? (синий, красный), гиря какая? (тяжёлая), шарик какой? (лёгкий);

2) Относительные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Сок из апельсина. Значит он какой?» (апельсиновый), «Варенье из клубники. Оно какое?» (клубничное), «Кораблик из бумаги. Он какой?» (бумажный), «Человечек из пластилина. Он какой?» (пластилиновый), «Буратино из дерева. Он какой?» (деревянный), «Стакан из стекла. Он какой?» (стеклянный).

3) Притяжательные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Бабушка читает книгу. Значит книга чья?» (бабушкина), «Хвост у вороны. Он чей?» (вороний), «Уши у медведя. Они чьи?» (медвежьи), «Сумка у тёти. Сумка чья?» (тётина).

Оценка: всего 17 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б. — правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда,
0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №4. Словарь числительных.

1) Количественные. Посмотреть на картинку и посчитать детей, сколько изображено детей (один, два, три…..)

2) Порядковые. Посмотреть на картинку и рассчитать детей по порядку (первый, второй, третий….)

Оценка: всего 2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б. — правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда,
0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №5. Словарь предлогов.

Посмотреть на картинки и ответить, где находится попугай (в клетке, на клетке, над клеткой, под клеткой, возле клетки, за клеткой, заходит в клетку, выходит из клетки, выглядывает из-за клетки, ходит по клетке, улетает от клетки, подлетает к клетке).

Оценка: всего 12 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б. — правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда,
0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №6. Лексические парадигмы:

1) Антонимия. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Здесь мальчику жарко, а здесь …. (холодно). Этот дом… (большой), а этот …. (маленький). Здесь дядя из дома …. (выходит), а здесь … (входит). С этой стороны окно … (чистое), а с этой … (грязное). Чай … (горячий), а мороженое … (холодное).»

Оценка: всего 6 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б. — правильное выполнение , 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда,
0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

2) Синонимия. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы: кто и что изображен, как передвигается: спортсмен бежит, поезд мчится, мотоциклист едет, лошадь скачет, ёлка нарядная, девочка красивая, букет праздничный, улица украшенная.

Оценка: всего 8 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение , 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда,
0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №7. Часть – целое.

Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Рукав от чего?» (от платья), руль – автомобиля, пуговица – пальто, лист – дерева, страница – книги, окно – дома, плита – кухни.

Оценка: всего 7 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б. — правильное выполнение , 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда,
0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Оценка уровня развития лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР III уровня:

Высокий уровень – 170 баллов;

Средний уровень — 98 – 141 баллов;

Низкий уровень — менее 98 баллов.

Результаты исследования словаря по методике И.А. Смирновой наглядно представлены в таблице 1.

Исследование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

Где В – высокий уровень;

С – средний уровень;

Н – низкий уровень.

Проведённое обследование показало, что у 60% детей данной группы отмечался низкий уровень развития словаря, что свидетельствовало об ограниченности словарного запаса. Дети не называли некоторые существительные: мебель (трюмо), овощи (баклажан), посуда (кружка, кастрюля). Наблюдались замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные: «рубашка – майка». Также наблюдались трудности в назывании притяжательных прилагательных.

В качестве примера приведём ответ Кристины Ч.. «Хвост у вороны. Он чей? – воронин», «Уши у медведя. Они чьи? – медведины». У некоторых детей были не сформированы порядковые числительные (первый, второй, третий и т.д.), они не могли посчитать детей по порядку, в основном они называли, сколько изображено детей на картинке (один, два, три и т.д.).

У большинства детей экспериментальной группы отсутствуют такие предлоги как: возле, за, из-за, по, от, к. Также дети допускали ошибки при подборе синонимов: «поезд едет, лошадь идёт». Никто из детей не подобрал синонимы по картинкам: «ёлка нарядная, букет праздничный, улица украшенная». Наблюдались частые паузы, размышления, просьбы о помощи.

У 40 % дошкольников экспериментальной группы был выявлен средний уровень развития словаря. Дети в основном не прибегали к помощи взрослого. Ими были допущены незначительные ошибки.

Качественный анализ данных показывает, что больше всего в своей речи дети используют существительные и глаголы. Затруднения возникают при использовании прилагательных, а также предлогов и синонимов. Результаты проведённого исследования наглядно представлены на Рисунке 1.

Результаты обследования словаря у детей с общим недоразвитием речи

Перейдём к анализу результатов следующей методики.

Методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста Волковой Г.А [9].

Состоит из 2-х блоков:

— исследование пассивного словаря;

— исследование активного словаря.

Задание № 1. Понимание обобщающих слов с деталями

Инструкция для ребенка (детей 6 лет): детали мебели, транспорта, животных, посуды.

Оценка: всего предъявляют 6 проб, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение , 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.

Задание № 2. Понимание названий детенышей домашних и диких жи­вотных.

Инструкция для ребенка: Логопед раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и называет: «У кошки котенок» (ребенок показывает и т. д.). «У лошади жеребенок», «У собаки щенок», «У коровы теленок», «У белки бельчонок», «У тигра тигренок», «У медведя медвежонок», «У ежа ежонок», «У овечки ягненок», «У козы козленок».

Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.

Задание № 3. Понимание слов с противоположным значением.

Инструкция для ребенка: Процедура та же: логопед называет, ребенок показывает на картинках:

Оценка: 18 картинок, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.

Задание. № 4. Состояния глагольного (предикативного) словаря. Назвать действие по предъявленному предмету. Инструкция для ребенка: Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» . (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.

Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение , 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит , 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.

Задание № 5. Инструкция для ребенка: Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка — . кузнечик — . змея — . лошадка — . собака — . корова — . самолет —. . Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.

Оценка: 8 проб, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.

Задание № 6 . Инструкция для ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению: входит — . закрывает — . встает — . поднимается — . ползет — . бежит — . улетает — . ложится — . плачет — . кладет — …..

Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение , 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.

Задание № 7. Состояние номинативного словаря. Инструкция для ребенка: Назвать предметные картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель (кровать, стул, диван, кресло, тумбочка); одежда (пальто, шапка, шуба, майка, штаны); животные (кошка, лошадь, белка, медведь, слон); овощи (капуста, картошка, кабачок, морковь, огурец); фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас).

Оценка: 6 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение , 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.

Задание № 8. Состояние номинативного словаря. Инструкция для ребенка: Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?», «Как называется предмет, которым намыливают руки?», «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?», «. предмет, которым рисуют красками?» «. предмет, который лежит под головой, когда человек спит?», «. предмет, которым вышивают?», «. предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?», «. предмет, на котором любят качаться дети?», «. предмет, которым мальчики играют в футбол?».

Оценка: всего предъявляют 9 слов, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение , 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.

Задание № 9. Состояние номинативного словаря. Инструкция для ребенка: Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима.

Оценка: всего предъявляют 8 слов, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.

Задание № 10. Состояние атрибутивного словаря. Инструкция для ребенка: Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина.

Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.

Задание № 11. Состояние атрибутивного словаря. Инструкция для ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, сухой, черный, кислый, высокий.

Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит , 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.

Для каждой серии и каждой группы заданий разработана своя система балльных оценок.

Общим для всех проб является трехуровневый характер оценки — это 0, 1, 2 балла: 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.

Оценка уровня развития пассивного и активного словарей у старших дошкольников с ОНР III уровня:

Высокий уровень – 1,5 — 2 баллов;

Средний уровень — 1 – 1,4 баллов;

Низкий уровень — менее 1 балла.

Результаты исследования словаря по методике Волковой Г.А. наглядно представлены в таблицах 2 и 3.

Исследование пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

Исследование уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста

Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Цель констатирующего эксперимента: обследование словаря детей старшего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Определить две группы детей (контрольная и экспериментальная)

2. Подобрать методики для обследования словаря детей старшего дошкольного возраста.

3. Определить критерии развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

4. Провести обследования словаря детей старшего дошкольного возраста.

Всего в исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). Дети были поделены на две группы: экспериментальную группу и контрольную группу.

Для определения уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста у детей экспериментальной и контрольной группы были предложены три методики.

При проверке уровня развития словаря основное внимание обращается на количественный и качественный состав словаря, понимание значения слова, степень его обобщенности, умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи.

В первой методике Ф. Г. Даскаловой были следующие задания:

Детям предлагались задания на определение — «Что такое…?» и «Что значит слово?».

Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:

1 балл — низкий уровень развития словаря;

2 балла — средний уровень развития словаря;

3 балла — высокий уровень развития словаря.

Во второй методике В.И. Яшиной «Диагностика лексического развития» детям предлагались три задания:

Задание №1. Классификация понятий

Задание № 2. Подбор синонимов

Задание № 3. Подбор определений

Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:

1 балл — низкий уровень развития словаря;

2 балла — средний уровень развития словаря;

3 балла — высокий уровень развития словаря.

В третьей методике Н.И. Гуткиной «Проверка словарного запаса (на уровне слов)» детям было предложено вспомнить всевозможные предметы одежды.

Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:

1 балл — низкий уровень развития словаря;

2 балла — средний уровень развития словаря;

3 балла — высокий уровень развития словаря.

В приложении 1 представлен диагностический материал, при помощи которых шло обследование словаря детей старшего дошкольного возраста по методикам Ф.Г. Даскаловой, В.И. Яшиной и Н.И. Гуткиной.

Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста

В процессе обследования словарного запаса детей на констатирующем эксперименте учитывались все критерии, по которым в дальнейшем шла оценка уровней развития словаря детей экспериментальной и контрольной групп.

В таблице 1 представлены результаты обследования словарного запаса детей экспериментальной группы.

Таблица 1 Результаты обследования экспериментальной группы на констатирующем эксперименте

Общий балл по методикам

Уровень словарного запаса

В таблице 2 представлены результаты обследования словарного запаса детей контрольной группы.

Таблица 2 Результаты обследования контрольной группы на констатирующем эксперименте

Общий балл по методикам

Уровень словарного запаса

При диагностическом обследовании детей экспериментальной и контрольной групп было видно, что у дошкольников есть проблемы в словарном запасе.

При работе по первой методике многие дети затруднялись в определении таких понятий, как: сердце, работа, свобода, езда, смерть, удовлетворение, любовь, голод.

То есть у них вызывали проблемы обозначение абстрактных существительных.

При работе по второй методике наибольшее затруднение вызвали первое задание (классификация понятий) и второе задание (подбор синонимов).

При классификации понятий дети не всегда могли правильно дать подробное определение понятий и отобрать соответствующие картинки.

А при подборе синонимов проблемы возникли со словами: хмурый, трусливый, смеяться, старый.

Результаты констатирующего эксперимента были представлены в виде сводной диаграммы обеих групп (см. рис. 1).

Диаграмма № 1. Обследование детей на констатирующем эксперименте

Были сделаны выводы, что в группах недостаточный уровень развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой

2. Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой.

Состоит из 2-х блоков:

— понимание и употребление слов номинативного лексического значения;

— выявление состояния структурного аспекта лексических значений слов.

1-ый блок включает в себя 5 заданий.

Задание №1. Состояние номинативного словаря.

Назвать предметные картинки по темам: игрушки (паровоз, барабан, машинка, кукла, кубики, пирамидка), одежда (рубашка, юбка, носки, брюки, майка, куртка), обувь (ботинки, кроссовки, сапоги, туфли, тапки, босоножки), мебель (кровать, стол, шкаф, кресло, трюмо, диван), посуда (кастрюля, кружка, чайник, сковорода, тарелка, стакан), овощи (огурец, помидор, капуста, лук, свекла, баклажан), фрукты (груша, виноград, апельсин, яблоко, банан, ананас), транспорт (вертолёт, самолёт, корабль, автобус, грузовик, поезд), животные (корова, тигр, попугай, медведь, черепаха, собака).

Оценка: всего 9 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №2. Состояние глагольного словаря.

Сказать кто как передвигается или в каком состоянии находится по предъявляемым картинкам: корабль – плывёт, птица – летит, змея – ползёт, человек – идёт, спортсмен – бежит, девочка – прыгает, кошка – спит, дядя – загорает, тётя – сидит, мальчик – злится, ребёнок – плачет, ребёнок – смеётся, девочка – читает, девочка – умывается, бабушка – пьёт, мальчик – пишет, мальчик – моет, тётя – гладит, певец – поёт, художник – рисует, продавец – продаёт, врач — лечит, повар – готовит, строитель – строит.

Оценка: всего 24 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №3. Состояние атрибутивного словаря.

1) Качественные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: дом какой? (большой, маленький) , кружок какой? (синий, красный), гиря какая? (тяжёлая), шарик какой? (лёгкий);

2) Относительные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Сок из апельсина. Значит он какой?» (апельсиновый), «Варенье из клубники. Оно какое? « (клубничное), «Кораблик из бумаги. Он какой?» (бумажный), «Человечек из пластилина. Он какой?» (пластилиновый), «Буратино из дерева. Он какой?» (деревянный), «Стакан из стекла. Он какой?» (стеклянный).

3) Притяжательные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Бабушка читает книгу. Значит книга чья?» (бабушкина), «Хвост у вороны. Он чей?» (вороний), «Уши у медведя. Они чьи?» (медвежьи), «Сумка у тётя. Сумка чья?» (тётина).

Оценка: всего 17 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №4. Словарь числительных.

1) Количественные. Посмотреть на картинку и посчитать детей, сколько изображено детей (один, два, три…..)

2) Порядковые. Посмотреть на картинку и рассчитать детей по порядку (первый, второй, третий….)

Оценка: всего 2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №5. Словарь предлогов.

Посмотреть на картинки и ответить, где находится попугай ( в клетке, на клетке, над клеткой, под клеткой, возле клетки, за клеткой, заходит в клетку, выходит из клетки, выглядывает из-за клетки, ходит по клетке, улетает от клетки, подлетает к клетке).

Оценка: всего 12 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

2-ой блок включает в себя 4 задания.

Задание №6. Лексические парадигмы:

1) Антонимия. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Здесь мальчику жарко, а здесь …. (холодно). Этот дом… (большой), а этот …. (маленький), здесь дядя из дома …. (выходит), а здесь … (входит), с этой стороны окно … (чистое), а с этой … (грязное), чай … (горячий), а мороженое … (холодное).

Оценка: всего 6 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

2) Синонимия. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы кто и что как передвигается: спортсмен бежит, поезд мчится, мотоциклист едет, лошадь скачет; ёлка нарядная, девочка красивая, букет праздничный, улица украшенная.

Оценка: всего 8 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №7. Часть – целое.

Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Рукав от чего?» (от платья), руль – автомобиля, пуговица – пальто, лист – дерева, страница – книги, окно – дома, плита – кухни.

Оценка: всего 7 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 170 баллов, соответствует высокому уровню; 98 – 141 б. – среднему; менее 98 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.

3. Методика исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.

1.Исследование активного словаря:

1.1 Конкретные существительные. Назвать, что нарисовано на картинках: юла, собака, самолёт, пальто, сапоги, яблоко, пылесос, лыжи, диван, телевизор, кубики и т.д.

Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

1.2 Обобщающие понятия. Назвать одним словом группу предметов.

Оценка: всего 9 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

1.3 Существительные, обозначающие части тела, части предметов:

— части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;

— части одежды: рукав, воротник, пуговица;

— части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;

— части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.

Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение – называет не менее 3 частей, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, называет не более 2 частей, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

1.4 Название профессий.

Оценка: всего 5 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

1.5 Глагольные словарь. Употребление глаголов при ответе на вопросы:

Что ты делаешь в течении дня?

Кто как передвигается?

Кто как голос подаёт?

Кто что делает? (с использованием названий профессий)

Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, называет правильно не менее 3 действий, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, называет правильно не более 1-2 действий, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

1.6 Словарь прилагательных.

— Называет цветов: коричневый, розовый, голубой, оранжевый.

— называние формы: квадратный, треугольный, овальный, круглый, прямоугольный.

Оценка: всего 9 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

1.7 Подбор антонимов:

Добро – зло, высокий – низкий, горе – счастье, друг – враг, лёгкий – тяжёлый, поднимать – ставить, хороший – плохой, давать – забирать, широкий – узкий, покупать – продавать.

Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

1. Исследование пассивного словаря.

2.1 Конкретные существительные: «Покажи, где кукла, мишки, стол и т.д.»

Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

2.2 Существительные, обозначающие части тела, части предметов: «Покажи, где у тебя глаза, локоть, палец и т.д.»

— части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;

— части одежды: рукав, воротник, пуговица;

— части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;

— части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.

Оценка: всего 3 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение – показывает все части, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, показывает не более 3 частей, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

2.3 Название профессий: «Поёт певец, а кто лечит, строит и т.д.»

Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

2.4 Глагольный словарь: «Кто мычит? Кто кудахчет? Кто ползает? Кто плавает?)

Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

2.5 Словарь прилагательных. Попросить показать, где оранжевый цвет, где голубой, розовый, коричневый. Ответить на вопросы: «Какой формы стол, окно, тарелка».

Оценка: всего 2 пробы по 4 признака, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 212 баллов, соответствует высокому уровню; 123 – 176 б. – среднему; менее 123 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.

6.Методика изучения словарного запаса детей М.А. Поваляевой.

Направлена на выявления способности детей быстро подбирать наиболее точное сова, употреблять обобщающие слова. Включает в себя 4 задания.

Задание №1. Классификация понятий.

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Логопед называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.

Задание №2. Подбор антонимов.

Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребёнку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляют 10 слов (грустный – весёлый, молодой – старый, тонкий – толстый, трусливый – смелый; бежать – стоять, смеяться – плакать, разговаривать – молчать; высоко – низко, далеко – близко).

Высшая оценка 10 баллов. 1 балл – если подобранное слово является антонимом заданному; 0 баллов – не соответствует.

Задание №3. Подбор синонимов.

Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребёнку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: хмурый, весёлый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).

Высшая оценка 10 баллов. 1 балл – подобранное слово является синонимом названному; 0 баллов – не соответствует семантическому полю.

Задание №4. Подбор определений.

Проводится в форме игры в слова. Ребёнку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать ещё? Каким оно может быть?) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла – придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 балл – менее 3 слов; 0 баллов – ответ не соответствует семантическому полю слова.

После выполнения всех 4 заданий, направленных на выявления словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35 – 50 баллов – среднему; менее 35 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector