Диагностика сердечно сосудистой системы детей - Оappendicite

Диагностика сердечно сосудистой системы детей

Диагностика сердечно сосудистой системы детей

Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей

Методика исследования. При оценке состояния органов кровообращения используются жалобы, расспрос (матери и ребенка старшего возраста) и объективные методы — осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, подсчет пульса и измерение артериального давления, инструментально-графические методы исследования.

Жалобы. Дети редко предъявляют жалобы, обычно лишь при тяжелом общем состоянии. Наиболее часто отмечаются одышка при движении или в покое, свидетельствующая о наличии сердечной недостаточности, общая слабость, утомляемость, сердцебиения, в пубертатном возрасте (при вегетативной дистонии) — боли в области сердца.

Расспрос. Относительно мало информативен, так как мать обычно обращает внимание лишь на очень выраженные изменения. Однако с помощью матери необходимо уточнить генетический и акушерский анамнез, получить сведения о течении беременности и заболеваниях матери в это время, особенностях развития и поведения ребенка, перенесенных им заболеваниях и их связи со временем появления одышки, сердцебиений, цианоза, отеков и других клинических симптомов.

Осмотр (общий, области сердца и крупных сосудов). При осмотре обнаруживаются изменения окраски кожи (цианоз, бледность), видимая пульсация шейных сосудов, эпигастрия, верхушки (верхушечный) и всей области сердца (сердечный толчок), деформации грудной клетки и пальцев, выраженные отеки.

Цианоз может быть общим и местным (губ, ушей, щек, слизистых оболочек, дистальных отделов конечностей) и наблюдается чаще у детей с врожденными «синими» пороками сердца, особенно при ходьбе и беге, а также декомпенсированных приобретенных пороках, тяжелых миокардитах, заболеваниях легких.

Бледность с сероватым или слабо-желтушным оттенком может быть при ревматизме, с коричневатым (цвета кофе с молоком) — при затяжном бактериальном эндокардите.

Пульсация области верхушки сердца может указывать на врожденный порок или приобретенное поражение клапанов аорты и гипертрофию желудочков. При здоровом сердце пульсация этой области может наблюдаться при неврастении, в период полового созревания и при анемии.

Пульсация шейных сосудов и подложечной области связана чаще с поражением аортальных клапанов (недостаточность) или правого желудочка с его гипертрофией и застойными явлениями в крупных венах.

При гипертрофии миокарда, сопровождающей врожденные и приобретенные в раннем детстве пороки сердца, нередко образуется сердечный горб. Облитерация перикарда и сращение его с передне грудной стенкой могут быть причиной западения сердечной области и «отрицательного» сердечного толчка. Длительно существующая гипоксемия формирует пальцы в виде барабанных палочек у детей с врожденными и приобретенными пороками и кардиопатиями. Отеки ног, брюшной стенки, выбухание пупка вследствие асцита наблюдаются редко и лишь при тяжелой сердечной недостаточности.

Пальпация. Проводится параллельно с осмотром и позволяет обнаружить систолическое и диастолическое дрожание, уточнить характер и расположение верхушечного сердечного толчка, пульсацию межреберий, пастозность голеней. При пальпации ладонью всей области сердца можно ощутить «кошачье мурлыканье» — диастолическое дрожание при сужении митрального клапана и незакрытом артериальном протоке или более грубое систолическое дрожание при врожденном стенозе клапанов аорты и высоком дефекте межжелудочковой перегородки.

Верхушечный толчок у здоровых детей до 2 лет пальпируется в четвертом межреберье кнаружи от срединно-ключичной линии, в 5—7 лет — в пятом межреберье по сосковой линии, после 7 лет — кнутри от нее и имеет площадь не более 1 см2. Он может быть ослаблен при расположении верхушки за ребрами или усилен при возбуждении ребенка и физической работе. Перемена положения может изменить расположение толчка. Сердечный толчок в норме не определяется.

Усиление толчка свидетельствует о гипертрофии или пороке сердца, расширение и ослабление — о текущем миокардите, экссудативном перикардите, сердечной декомпенсации, коллапсе, эмфиземе, ожирении. Смещение толчка вправо возможно при изменении положения средостения вследствие левосторонних экссудативного плеврита, пневмоторакса, опухоли или эхинококка легкого, а также ателектаза и фиброза правого легкого. Смещение вниз говорит о гипертрофии и дилатации левого желудочка, вверх — о перикардите или о высоком стоянии диафрагмы (при метеоризме, асците и т ц.).

Пастозность голеней свидетельствует о начальных стадиях сердечной декомпенсации и определяется так же, как у взрослых, надавливанием на переднюю поверхность большеберцовой кости.

Перкуссия. Этот метод исследования имеет свои особенности. Выстукивание должно быть слабым, производиться пальцем по пальцу от легкого к сердцу по линиям, параллельным всем его границам, обязательно при разных положениях тела ребенка. Границы сердца у детей сравниваются с возрастными нормами по группам (табл. 2).

После 12 лет границы относительной тупости такие же, как у взрослых. Уменьшение границ сердца наблюдается при шоковых состояниях и уменьшении объема циркулирующей крови, эмфиземе легких любого происхождения, тотальном левостороннем пневмотораксе, расположенной слева диафрагмальной грыже. Увеличение границ наблюдается при гипертрофии и расширении полостей сердца, пороках врожденных и приобретенных, субэндокардиальном фиброзластозе, перикардитах, деформациях грудной клетки, гипертензии малого круга кровообращения.

Имеет значение и форма сердца, определяемая перкуторно: митральная конфигурация при стенозе двустворчатого клапана, «башмачок» с резко подчеркнутой талией — при тетраде Фалло и аортальной недостаточности, треугольная — при перикардите.

Перемена положения больного может изменить границы сердца, что особенно отчетливо видно при гипотонии миокарда: в горизонтальном положении на спине границы обычно максимально широкие, сидя и стоя — уменьшаются.

Аускультация. Проводится также в разных положениях больного, так как наблюдающиеся при этом изменения характера тонов и шумов нередко имеют диагностическое значение. Желательно использование стетоскопа или маленького по диаметру фонендоскопа без мембраны. Не следует чрезмерно надавливать стетоскопом на грудную клетку, так как это ослабляет звучность сердечных тонов и причиняет ребенку боль. Имеются особенности и в аускульта-тивной картине звуков сердца здорового ребенка: большая, чем у взрослых, звучность тонов над всей сердечной областью (после 2 лет); хорошо слышный II тон на верхушке, после 2 лет — небольшой его акцент и иногда непостоянное расщепление над легочной артерией; акцент II тона над аортой при выслушивании ребенка в холодном помещении; нередко выслушивается и III тон. У новорожденных до двухнедельного возраста на фоне физиологической тахикардии определяется эмбриокардия (равенство пауз между I и II, II и I тонами). Тоны, особенно I, у детей до 2 лет несколько ослаблены. После 2—3 лет, вплоть до пубертатного возраста, более чем у половины детей выслушиваются функциональные шумы.

При функционально полноценном миокарде усиление тонов сопровождает физическое и психическое возбуждение, повышение температуры тела, анемию, тиреотоксикоз, уплотнение прилежащих частей легкого, гипертонию.

Первый тон усиливается до хлопающего на верхушке сердца или над проекцией митрального клапана при сужении последнего. Акцент II тона на аорте определяется повышенной работой левого желудочка при гипертонии любого происхождения. Акцент II тона на легочной артерии возникает при работоспособном правом желудочке и повышении давления в малом круге кровообращения при острой и хронической пневмонии, эмфиземе, коклюше, дефектах межпредсердной и межжелудочковой перегородок, незакрытом артериальном протоке, недостаточности и стенозе митрального клапана и др.

Ослабление (приглушение) тонов наблюдается при нарушениях сердечной деятельности, связанных с диффузным поражением миокарда, экссудативным перикардитом, врожденными пороками. Возможны и внесердечные причины снижения звучности тонов: эмфизема, ожирение, отек и индурация передней стенки грудной клетки при склеродермии. Изолированное ослабление I тона наблюдается при остром миокардите, недостаточности митрального клапана, стенозе аорты.

Непостоянное, связанное с фазами дыхания расщепление и раздвоение тонов может наблюдаться у здоровых детей в силу физиологического асинхронизма работы желудочков. Постоянное выраженное патологическое расщепление и раздвоение свидетельствуют или о резкой гипертрофии одного из желудочков или блокаде ножек предсердно-желудочкового пучка (пучок Гиса).

Аритмии (за исключением синусовой и дыхательной) встречаются у детей реже, чем у взрослых. Относительно часто наблюдаются при инфекционно-аллергическом миокардите. Наличие ритма галопа (пресистолического и протодиастолического), эмбриокардии (после двухнедельного возраста), маятникообразного и трехчленного ритмов всегда указывает на серьезную патологию миокарда (гипертрофия, склероз, интерстициальный миокардит).

Шумы в сердце у здоровых детей до 2 лет выслушиваются редко. У старших, особенно в пубертатном периоде, часто определяются неорганические, функциональные шумы, обычно систолические. Они могут быть следствием нарушений иннервации и последующей дисфункции папиллярных мышц и хор-дального аппарата, сдавления крупных сосудов, изменений направления тока крови и ее состава (гидремия) и др. Для функциональных шумов характерны: 1) непостоянство, изменчивость по продолжительности (чаще короткие), силе и тембру, локализации (определяются обычно на основании сердца и на крупных сосудах); 2) зависимость от положения тела (лучше выслушиваются лежа), фаз дыхания (исчезают или резко ослабевают на глубине вдоха), физической нагрузки (меняют интенсивность и тембр).

Органические систолические шумы связаны с морфологическими изменениями клапанов и крупных сосудов, неправильным их расположением, наличием лишних отверстий и грубыми воспалительными или склеротическими изменениями миокарда. Они характеризуются постоянством, продолжительностью, грубым или «дующим» тембром, локализацией в определенных точках, проводимостью по току крови (например, к верхушке при недостаточности митрального клапана из-за регургитации крови), частым сочетанием с диастолическими шумами, практически всегда имеющими «органическое» происхождение. Эти шумы не связаны с положением тела и фазами дыхания, физическая нагрузка не меняет их характера.

Пролабирование митрального клапана выслушивается как единичный щелчок после I тона или как серия щелчков в систоле, нередко сопровождаемых поздним довольно грубым систолическим шумом.

Перикардиальные шумы выслушиваются у детей крайне редко, обычно на ограниченном участке по передней поверхности сердца, напоминают царапанье или хруст снега, усиливаются при наклоне туловища вперед, надавливании фонендоскопом на грудную клетку, не связаны с фазами сердечного цикла и дыханием, не проводятся на другие точки.

В ряде случаев определяются шумы внесердечного происхождения (в крупных сосудах, плевроперикардиальные и др.). Окончательное решение о характере и происхождении шума можно принять лишь после фонокардиографического и ультразвукового исследования сердца.

Клиническое исследование сосудов. Включает подсчет и характеристику пульса (на височной артерии у самых маленьких и на лучевой — у более старших) и измерение артериального давления. Подсчет и оценку пульса желательно проводить одновременно с исследованием дыхания в самом начале осмотра, при спокойном состоянии больного (или во сне), так как при возбуждении, плаче, движении, приеме пищи меняется частота ритма.

Средняя частота пульса зависит от возраста ребенка.

У детей всех возрастных групп на 3,5—4 сердечных сокращения приходится одно дыхательное движение. У здоровых детей пульс ритмичный или определяется умеренная дыхательная аритмия при среднем наполнении пульса. Учащение пульса у здоровых детей может наблюдаться при возбуждении, мышечной работе, повышении температуры тела (на каждый 1°С на 15—20 ударов), при острых инфекционных заболеваниях.

Тахикардия возникает при скарлатине и других детских инфекциях, гипертиреозе, диффузных болезнях соединительной ткани, сердечной и дыхательной недостаточности.

Слабый и частый пульс указывает на падение сердечной деятельности и является прогностически неблагоприятным симптомом, особенно при сопутствующем цианозе, похолодании конечностей, ослаблении тонов сердца, увеличении печени (при тяжелых токсических шоковых состояниях, при дифтерии, дизентерии, пневмонии).

Напряженный усиленный пульс чаще всего наблюдается при усиленной работе левого желудочка и преодолении им сопротивления оттоку крови (при физической нагрузке, гипертонии, спазме мелких артерий и капилляров при нефрите).

Замедление пульса бывает у здоровых детей во сне в связи с преобладающим влиянием блуждающего нерва, а также при туберкулезном менингите, перитоните, брюшном тифе, в периоде реконвалесценции после скарлатины и кори.

Измерение артериального давления. Проводится, как и у взрослых, по методу Короткова, желательно с применением специальных детских манжеток разных размеров (до 2 лет — 2—4 см, для 3—6 лет — 6—8 см, для школьников —10—12 см). Нормальные показатели рассчитывают в миллиметрах ртутного столба, исходя из возраста больного, с использованием формулы В.И. Молчанова для максимального давления: 80.+ удвоенное число лет. Минимальное, как у взрослых, составляет V3—V2 максимального. У более крупных детей-акселератов за исходную цифру берут не 80, а 90 мм рт. ст. У новорожденных и детей первого года жизни максимальное артериальное давление меньше 80. Повышение артериального давления может быть при нагрузке и волнении ребенка, но чаще является симптомом нефрита, узелкового периартериита, вегетодистонии пубертатного периода. Снижение артериального давления наблюдается при инфекционно-токсическом шоке и коллапсе, сывороточной болезни, тяжелом течении инфекционных заболеваний, сердечной недостаточности, миокардитах.

Лабораторно-инструментальные исследования. Наиболее широко используются электрофизиологические, ультразвуковые и рентгенологические методы. Основными, практически рутинными методами являются эхо-, электро-, фоно- и поликардиография с анализом фаз систолы желудочков, рентгенография грудной клетки в 3 проекциях и рентгенометрия, рентгено- и электрокимография, определение центральной и периферической гемодинамики тахиосциллографическим способом, реже — методом разведения красителя, реографии.

При необходимости используются электрорентгенография, векторкардиография, ангиокоронарография, флебография и определение венозного давления кровавыми и бескровными способами, тетраполярная реография, радиоизотопные методы исследования и т. д., т. е. практически все методы, принятые в терапевтической практике.

Общим для всех методик являются трудности в обследовании детей первых лет жизни, что иногда заставляет прибегать к сильнодействующим седативным средствам, применению специальных датчиков меньшего размера и фиксирующих устройств, использованию возрастных нормативов при расшифровке полученных кривых.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Методика обследования сердечно-сосудистой системы

Объективное обследование сердечно-сосудистой системы состоит из осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации. К дополнительным методам обследования относятся также определение артериального давления и проведение функциональных проб сердечно-сосудистой системы.

Осмотр проводят в положении больного лежа. Осмотр. Обычно начинают с лица и шеи больного, при этом обращают внимание на окраску кожных покровов (цианоз, бледность, иктеричность, наличие сыпи, развитой венозной сети). При осмотре шеи больного обращается внимание на наличие или отсутствие пульсации сонных артерий (усиленная пульсация сонных артерий носит название «пляска каротид»), пульсация и набухания яремных вен.

После этого переходят к осмотру грудной клетки. При осмотре грудной клетке необходимо обратить внимание на наличие асимметричного выпячивания грудной клетки в области сердца (сердечный горб); реже выпячивание локализуется в области грудины или сбоку от нее и сопровождается пульсацией. Необходимо отметить отсутствие или наличие сглаженности или втяжений межреберных промежутков в области сердца.

Осматривается верхушечный толчок у ребенка периодическое ритмичное выпячивание грудной клетки в области верхушки сердца в момент систолы сердца. Часто, особенно у тучных детей, верхушечный толчок может быть невиден, он хорошо выявляется у детей астеников с плохо развитым подкожно жировым слоем.

До 1 года у здоровых детей, в зависимости от возраста, верхушечный толчок находиться 4 межреберьях. При патологии может наблюдаться и отрицательный толчок, который характеризуется втяжением грудной клетки во время систолы в области верхушечного толчка. Реже наблюдается сердечный толчок-сотрясение грудной клетки в области сердца, распространяющиеся на грудину и надчревную область. Он обусловлен сокращениями всего сердца и, главным образом, прилагающего к грудной клетке правого желудочка. У здоровых детей сердечный толчок не наблюдается.

Необходимо обратить внимание на наличие или отсутствие надчревной (эпигастральной) пульсации, она может наблюдаться и в норме у детей с грудной клеткой, при низком стоянии диафрагмы.

Большое значение имеет и осмотр конечностей, здесь обращается внимание на наличие отеков (особенно нижних конечностей), акроцианоза, «барабанных палочек». Отеки могут быть и в области наружных половых органов (особенно у детей младшего возраста) и в области крестца.

Пальпация. Прежде всего, методом пальпации исследуется состояние пульса ребенка. Состояние пульса проверяется в нескольких местах. Пульс на лучевой артерии следует ощупывать одновременно на обеих руках, при отсутствии разницы в свойствах пульса, дальнейшее исследование проводится на одной руке. Рука ребенка помещается на уровне его сердца в расслабленном состоянии, кисть свободно захватывается правой рукой в области лучезапястного сустава с тыльной стороны большой палец исследуемого находится на локтевой стороне руки ребенка, средним и указательным проводится пальпация артерии.

Пульс на a. femoralis исследуется в вертикальном и горизонтальном положениях ребенка; ощупывание проводится указательным и средним пальцами правой руки в паховой складке в месте выхода артерии из-под пупартовой связки.

Пульс на a.dorsalis pedis определяется в горизонтальном положении, кисть исследующего помещается у наружного края стопы ребенка или на тыле стопы между 1-2 и 3-4 пальцами. Артерия пальпируется 2-3-4 пальцами.

Различают следующие характеристики пульса: частоту, ритм, напряжение, наполнение, форму.

Для определения частоты пульса подсчет не менее одной минуты, параллельно проводится подсчет частоты сердечных сокращений (по верхушечному толчку или аускультативно); явление, при котором наблюдается разница между числом сердечных сокращений и числом пульсовых ударов, носит название дефицита пульса.

Частота пульса у здоровых детей зависит от их возраста: пульс тем чаще, чем меньше возраст ребенка.

Ритмичность пульса оценивается по равномерности интервалов между пульсовыми ударами (различают ритмичный и аритмичный пульс). Некоторая аритмичность пульса, связанная с дыханием, явление физиологическое для детей; при вдохе пульс учащается, при выдохе замедляется. Задержка дыхания этот вид аритмии устраняет.

Напряжение пульса определяется силой, которую необходимо применить, чтобы сдавить пульс. По напряжению различают: пульс нормального напряжения, напряженный, твердый пульс-pulsus durus и мягкий pullus mollus.

Исследование наполнения проводят двумя пальцами; проксимально расположенный палец сдавливает артерию до исчезновения пульса, затем давление пальцем прекращают и дистально расположенный палец получает ощущение наполнения артерии кровью. По наполнению различают: пульс удовлетворительного наполнения; полный пульс — pulsus plemus наполнение больше обычного) и пустой пульс — pulsus vacuus (наполнение меньше обычного).

По скорости подъема и спуска пульсовой волны различают форму пульса путем умеренного сдавливания артерии обеими пальцами. Пульс может быть обычной формы, скорый, скачущий — pulsus celer (быстрый подъем и спад пульсовой волны) и медленный, вялый-pulsus tardus (пульсовая волна медленно поднимается и медленно опускается).

Различают также два вида пульса, которые нельзя, строго говоря, отнести ни к одному из перечисленных характеристик пульса-это высокий пульс-pulsus altus (быстрое хорошее наполнение пульса и затем быстрый спад) и малый пульс — pulsus parvus (медленное, слабое наполнение и медленный спад). Они обычно встречаются в сочетании с другими формами пульса: celer et altus (пульс быстро становится хорошего наполнения или даже выше обычного наполнения и затем наблюдается быстрый спад пульсовой волны) и tardus et parvus (пульсовая волна медленно поднимается, достигает малого наполнения и затем медленно опускается).

Пальпация области сердца дополняет и уточняет сведения, полученные при осмотре. Для предварительной ориентировки начинают пальпацию, накладывая правую ладонь исследующего на всю область сердца ребенка. Это позволяет дифференцировать верхушечный толчок от сердечного, а также выявить некоторые пальпаторные эквиваленты звуковых явлений систолическое или диастолическое (пресистолическое) дрожание — «кошачье мурлыкание»: мелкое дрожание грудной клетки в систоле или диастоле, а иногда (при большой интенсивности его) шум трения перикарда. Эти звуки обычно не связаны с верхушкой сердца, локализация их может быть разнообразна, что диктует необходимость пальпации всей области сердца.

Затем переходят к той подробной характеристике с верхушечного толчка, включающей описание его локализация, площади, силы и высоты. Для этого пальпацию проводят II, III, IV пальцами правой руки, слегка согнутыми так, чтобы кончики их образовали сплошную линию и были на одном уровне.

При описании локализации необходимо учитывать, что относительно тонкая грудная стенка у детей создает условия для хорошего распространения толчка в стороны от верхушки сердца. Потому за зону локализации верхушечного толчка принимают не всю область, на которой он доступен пальпации, а лишь, ту ее часть, где толчок пальпируется с одинаковый силой. Следовательно, место заметного ослабления толчка и принимается за его окончание, учитывается при описании локализации. Локализовать толчок нужно по отношению к межреберьям (ребрам) и к среднеключичной линии. Сначала толчок пальпируется в том межреберье, где он лучше всего определяется визуально, всей ладонью.

Однако, затем обязательно необходимо проверить в межреберьях выше и нижележащих. За локализацию толчка можно принять лишь одно межреберье в тех случаях, если выше и ниже толчков ощущается значить слабее. Если же толчок одинакового пальпируется в 2-3 межреберьях, указать необходимо их все. Для указания локализации толчка по отношению к среднеключичной линии последовательным перемещением кончиков II, III и IV пальцев кнаружи параллельно ребрам находят зону, за которой наружный палец начинает пальпировать толчок слабее, чем внутренние пальцы. Эту точку и определяют по отношению к среднеключичной линии. Эту точку и определяют по отношению к среднеключичной линии. Необходимо пользоваться именно среднеключичной, а не сосковой линией, так как локализация сосков может широко варьировать. Для точного нахождения среднеключичной линии I и V пальцы левой руки исследующего накладываются соответственно на акромиальный и грудинный концы, ключицы, а III палец под визуальным контролем делит отмеченное расстояние пополам. От середины ключицы строго вертикально опускается линия, с которой и сравнивают найденную локализацию верхушечного толчка не является постоянной и зависит не только от возраста (у грудных детей располагается выше), но и от положения больного и степени наполнения органов брюшной полости. Иными словами, локализация верхушечного толчка отражает не только размеры и положение сердца, но и повороты его вокруг сагиттальной оси. В связи с этим необходимо определять толчок не только в горизонтальном, но и в вертикальном положении.

В некоторых случаях пальпация верхушечного толчка затруднена из-за того, что они приходится в ребро. Изменение положения тела больного способствует смещению толчка и делает его доступным пальпации. Сравнение локализация толчка в горизонтальном и вертикальном положениях позволяет высказаться о подвижности сердца.

Необходимо отметить зону, распространения толчка сердца кнутри (по направлению к грудине). Техника та же, что и для локализации по отношению к среднеключичной линии, но ослабевать толчок начинает под внутренним пальцем. Далее указывается площадь толчка в двух размерах по горизонтали (но одному межреберью о наружной до внутренней зоны его) и по вертикали в сантиметрах. Площадь неизменного верхушечного толчка составляет до 2х2 см. При патологии площадь увеличивается, толчок становится разлитым.

Сила верхушечного (или сердечного) толчка определяется сопротивлением, которое оказывает сердце при его сокращении надавливанию пальпирующими пальцами. По величине этого давления различают толчок умеренной (средней) силы, ослабленный и усиленный. Максимальная степень усиления, при которой даже интенсивное давление пальцами не преодолевает сердечных сокращений, характеризуется как приподнимающий верхушечный толчок.

Под высотой толчка понимают амплитуду колебаний грудной стенки в области верхушечного толчка. Соответственно, высоту толчка определяют или визуально или совершенно свободной пальпацией без всякого надавливания.

Путем ощупывания уточняется характер эпигастральной пульсации. Разлитая эпигастральная пульсация в направлении сверху вниз признак гипертрофии правого сердца; справа налево увеличенной пульсации печени; сзади наперед пульсация аорты. Пальпация помогает выявить пастозность (отечность), которая при сердечной декомпенсации отмечается в первую очередь на стопах и голенях.

Лучевая диагностика сердечно-сосудистой системы, методы исследования у детей.

У пациентов с заболеваниями сердца и сосудов используются следующие лучевые методы исследований:

1. Первичные методы:

− рентгеноскопия и рентгенография в стандартных проекциях;

− эхокардиография (ЭхоКГ) и допплерокардиография (ДопКГ).

2. Дополнительные методы (неинвазивные):

− сцинтиграфия, ОФЭКТ или ПЭТ

3. Дополнительные методы (инвазивные):

− ангиография, включая коронарографию.

Для улучшения визуализации могут использоваться ЭхоКГ, КТ и МРТ с усилением – внутривенным введением контрастных соединений.

Методы рентгенологических исследований сердца и сосудов. Рентгенография грудной клетки в стандартных проекциях: прямой, левой боковой, левой и правых передних косых проекциях и в настоящее время остается распространенным исследованием, благодаря следующим возможностям:

− оценка состояния легочной гемодинамики;

− определение размеров и конфигурации сердца;

− выявление обызвествлений структур сердца и стенок сосудов;

− исключение патологии других органов, имитирующей клиническую симптоматику заболеваний сердца и сосудов.

Вдоль левого контура сердечно-сосудистой тени расположены четыре дуги. Последовательно сверху вниз их образуют: дуга и начальный отдел нисходящей аорты, легочной ствол, ушко левого предсердия, левый желудочек.

Аорта размещена на 1-2 см ниже грудино-ключичного сочленения, наружный ее контур отстоит от срединной линии на 3-4 см. Длина второй дуги до 2 см.

Ушко левого предсердия образует третью дугу. Она прямолинейна или вогнута, длина до 2 см. Ушко левого предсердия визуализируется в норме лишь в 30% случаев.

Левый желудочек. В норме в прямой передней проекции левый желудочек образует четвертую дугу на левом контуре сердца, контур его не выходит левее среднеключичной линии, кардиодиафрагмальный угол острый.

В левой боковой проекции передний контур сердечно-сосудистой тени представлен двумя дугами. Верхняя выпуклая дуга образована восходящей аортой, которая переходит в дугу и нисходящую аорту. Нижняя дуга обусловлена правым желудочком, верхняя часть которого представлена легочным конусом. Правый желудочек прилегает к грудине на протяжении 5-6 см. На границе легочного конуса и восходящей аорты образуется угол открытый кпереди. Между грудиной и передним контуром сердечно-сосудистой тени прослеживается треугольной формы участок, образованный проекцией легких.

Комплексное использование рентгенографии и ЭхоКГ позволяет в большинстве случаев обходиться без выполнения косых и боковых проекций. Дополнительные рентгенограммы в косых проекциях требуются лишь в 15% случаев.

Рентгенологическая анатомия сердца. Базовым исследованием грудной клетки является 2-проекционная рентгенография, выполненная в прямой передней и левой боковой проекциях. Исследование в боковой проекции проводится с контрастированием пищевода для оценки заднего контура сердца.

В прямой передней проекции сердце и крупные сосуды занимают положение в средостении таким образом, что 2/3 сердечной тени находится слева, 1/3 – справа. Вдоль правого контура сердечно-сосудистой тени образуются две дуги. Верхняя дуга образована верхней полой веной (в некоторых случаях восходящей аортой). Нижняя – правым предсердием. По длине они соотносятся, как 1/1. Место схождения этих дуг называется правым атриовазальным углом. Расстояние от срединной линии до наружного контура первой дуги в этой проекции 3-4 см. Нижняя дуга правого контура в прямой проекции находится от правого края контура грудных позвонков на расстоянии от 1 до 2,5 см.

По заднему контуру сердечно-сосудистой тени сверху вниз прослеживается аорта, легочной ствол и частично сосуды корней легких. Нижняя дуга образована левым предсердием и левым желудочком. Левый желудочек прилегает к диафрагме на протяжении 5-6 см, как и правый желудочек к грудине.

В левой боковой проекции прослеживаются все отделы аорты. Величина ретрокардиального пространства 2-4 см. Пищевод прилегает к левому предсердию и имеет вертикальное направление.

Ангиография – рентгенологическое исследование сосудов с помощью контрастных средств. Ангиография является эталонным методом исследования при сосудистой патологии.

Для проведения исследования используются ангиографические аппараты, оборудованные многоплановой системой сканирования, ЭОП и автоматическими шприцами-инъекторами. К таким системам предъявляются строгие требования по дозовым нагрузкам с учетом длительности процедуры.

Исследование проводится в специально оборудованном помещении ангиологом, его помощником, операционной сестрой.

Вентрикулография. Методика исследования полостей сердца с помощью катетера, который вводится в их просвет через периферическую вену или артерию. Для проведения катетеризации правых отделов сердца, системы легочной артерии и легочных вен производят пункцию вен левого плеча или бедра, а левых – пункцию правой бедренной артерии. Чтобы исследовать левое предсердие, также выполняют пункцию межпредсердной перегородки из правого предсердия. Исследование проводят под контролем рентгеноскопии. Методом прямого измерения можно определить газовый состав и давление крови в полостях сердца, рассчитать показатели внутрисердечной и центральной гемодинамики, зарегистрировать эндокардиальную ЭКГ, установить наличие и объем шунтирования крови. Через катетер вводят рентгеноконтрастные средства и выполняют серию вентрикулограмм. Катетеризация выполняется при проведении целого ряда интервенционных вмешательств (лечение пороков сердца и нарушений сердечного ритма).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Зачем вести ребенка к детскому кардиологу?

Тревожные «звоночки» со стороны сердца и других органов случаются и в детском возрасте. Как на них реагировать, рассказывают специалисты по детской кардиологии.

Гипертония, аритмия и другие недетские болезни у детей

Гипертония, аритмия и другие болезни, которые мы привыкли считать «взрослыми», выявляются и у детей. И здесь важно как можно раньше поставить диагноз и провести лечение, чтобы заболевание не перешло в хроническую форму. С какими симптомами идти к кардиологу, рассказывает Екатерина Владимировна Хохлова, детский кардиолог, функциональный диагност клиники «Медикейт».

— Екатерина Владимировна, когда нужно показать ребенка кардиологу и как часто это необходимо делать?

— Диагностику состояния сердечно-сосудистой системы будущему малышу проводят еще до рождения — дважды во время беременности мамы. У новорожденных показания для обследования определяют врачи-неонатологи, в дальнейшем диагностика выполняется по рекомендации педиатра на основе выявленных показаний.

— На какие симптомы родителям нужно обратить внимание?

— Это не единичные, а регулярные жалобы на головную боль, сердцебиение, боль в области сердца, быстрая утомляемость, слабость при физических нагрузках, предобморочные состояния и обмороки.

— Педиатры часто ставят детям диагноз «шумы в сердце». Это повод для беспокойства?

— Это повод не для беспокойства, а для диагностики. Шумы в сердце могут иметь как органическую природу, так и функциональную — то есть возникать на фоне внешних факторов: простуды, переезда, стресса. Природу шумов нужно выяснить с помощью обследования сердца.

— Какую диагностику состояния сердечно-сосудистой системы можно проводить в детском возрасте?

— Детям, которым необходимо обследование, проводится ЭКГ и ЭхоКГ. Это два разных метода, и их желательно применять вместе. ЭКГ изучает электрическую активность тканей сердца и работу сердечной мышцы, а ЭхоКГ проводится для исследования способности сердечно-сосудистой системы к перекачиванию крови. Оба вида диагностики не нагрузочны для ребенка, не несут облучения и иного вредного воздействия на организм.

Источник: chelyabinsk.detmed.firmika.ru

В ряде случаев требуется более углубленное обследование сердечно-сосудистой системы, и для него мы применяем холтер — суточный мониторинг ЭКГ при повседневной активности ребенка. По тому же принципу проводится суточное мониторирование артериального давления при подозрении на гипертонию: фиксируются все изменения давления в течение суток, пока ребенок живет обычной жизнью. Эти способы диагностики показывают те изменения в работе сердца, в показателях давления, которые могли быть не выявлены на ЭКГ в состоянии покоя.

— Какие патологии сердечно-сосудистой системы чаще всего выявляются в детском возрасте?

— Рост и развитие организма интенсивнее всего идет в определенные периоды жизни ребенка: это возраст до года, 6−8 и 11−13 лет. В это время организм остро реагирует на воздействие внешних факторов. Особенно для пубертатного периода характерны аритмия, колебания артериального давления, сердцебиение, обмороки, ухудшение переносимости физических и эмоциональных нагрузок, различные проявления синдрома вегетативной дистонии (СВД).

— Заболевания сердечно-сосудистой системы, выявленные у ребенка — это диагноз на всю жизнь и пожизненный прием лекарств?

Если выявить заболевание на ранней стадии, назначить лечение и оптимизировать образ жизни, тревожные симптомы могут быть полностью устранены.

Что касается медикаментозного лечения, оно назначается далеко не во всех случаях: это зависит от результатов обследования. Так, если давление у ребенка повышается редко, с проблемой можно справиться без медикаментов. Если скачки давления наблюдаются, например, в результате спортивных тренировок, я рекомендую на время перейти на другие виды спорта или к лечебной физической культуре (ЛФК). Статические тренировки (тяжелая атлетика и т. п. ) заменяются динамическими, и в ходе их сердце постепенно адаптируется к нагрузкам, давление не повышается, и можно возвращаться к первоначальному виду спорта.

Я всегда рекомендую вводить дозированную физическую активность, которую ребенок регулирует сам, и следить за весом, причем в обе «стороны»: и избыточная масса тела, и излишняя худоба могут привести к нежелательным последствиям со стороны сердечно сосудистой системы.

Как справиться с дистонией?

По статистике, каждый четвертый ребенок в возрасте от 3 до 12 лет страдает синдромом вегетативной дистонии (СВД). Но врачи уверены, что на самом деле он гораздо более распространен и охватывает около 50% младших школьников. Как распознать у ребенка СВД и как с ним справиться, рассказывает Любовь Яковлевна Копырина, врач-педиатр, детский кардиоревматолог, функциональный диагност клиники «Медикейт»:

— Синдром вегетативной дистонии (СВД) у детей — это не заболевание, а состояние организма. Он характеризуется нарушением регуляции работы внутренних органов (сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, дыхания, желёз внутренней секреции и др.) со стороны вегетативного отдела центральной нервной системы.

— Из-за чего возникает синдром вегетативной дистонии?

— Существует несколько факторов, способствующих его развитию, врожденных и приобретенных. К врождённым относят наследственно-конституционные особенности деятельности вегетативной нервной системы. Наследуется тип реагирования организма на изменяющиеся условия внешней среды.

Одним из факторов является неблагоприятное течение беременности и родов у матери. Развитие вегетативных нарушений у этих детей связано с внутриутробной или родовой гипоксией мозга. В зависимости от глубины гипоксии вегетативная дистония может отмечаться сразу после рождения, либо может появиться значительно позже.

Провоцирующим фактором могут стать повреждения центральной нервной системы — травмы черепа, опухоли головного мозга, инфекционные заболевания.

Источник: mirkardio.ru.

Развитию дистонии способствует психоэмоциональное напряжение, связанное с ситуациями, которые травмируют психику ребенка.

Это может быть переутомление, неспокойная обстановка в семье или школе, большие школьные и дополнительные нагрузки, переход ребенка в другой детский сад или школу, пропуски занятий у часто болеющих детей.

Негативно воздействуют на ребенка переживания в связи с появлением в семье младших детей, недостаточный сон, увлечение компьютером, подготовка к спортивным соревнованиям, экзаменам, различным выступлениям на публике.

Дистония нередко возникает у тревожных, чувствительных детей с ранимой нервной системой. Для них характерны неспокойный сон, страхи, затруднение в социальных контактах, неуверенность в себе, склонность к депрессии, чрезмерная ответственность, перфекционизм.

В развитии СВД большое значение имеет и гормональный дисбаланс, связанный с пре- и пубертатным периодом развития ребёнка, а также врожденные и приобретённые заболевания желёз внутренней секреции. Это вызывает или усиливает вегетативную дисфункцию. Острые и хронические инфекционные и соматические заболевания, очаги инфекции (хронический тонзиллит, кариес зубов, хронический гайморит) могут также провоцировать возникновение дистонии.

К причинам СВД можно отнести и такие факторы, как шейный остеохондроз, оперативные вмешательства и наркоз, меняющиеся метеорологические условия, вредные привычки (курение, приём наркотиков и токсических веществ), избыток массы тела, недостаточный уровень физической активности.

Дистония развивается при накоплении большего количества провоцирующих факторов или при длительном их воздействии. Вегетативные нарушения могут проявляться у детей в любом возрасте, начиная с периода новорожденности. В разные возрастные периоды меняется лишь их частота и степень выраженности.

— Насколько опасна вегетативная дистония?

— Чаще всего отклонения в структурах и функциях вегетативной нервной системы носят функциональный, то есть обратимый характер. Другими словами, данное состояние не представляет угрозы жизни ребёнка. Этим дистонии отличаются от других заболеваний нервной системы.

Однако СВД имеет возможность перехода в так называемые психосоматические болезни во взрослом состоянии.

У детей с дистонией впоследствии чаще развиваются ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, аллергические заболевания головокружения, нарушения сердечного ритма сна и др.

— Синдром вегетативной дистонии можно вылечить?

— Как я уже сказала, СВД — это не заболевание, а состояние. Оно требует не лечения, а мероприятий, которые помогут привести вегетативную нервную систему в состояние равновесия. Очень важно выявить дистонию и оптимизировать образ жизни ребенка вовремя, чтобы с возрастом это состояние не «приросло» серьезными заболеваниями. Если своевременно обратиться к врачу и принять меры, во взрослой жизни синдром вегетативной дистонии не будет беспокоить пациента.

Диагностику и лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы у детей, консультации по синдрому вегетативной дистонии можно получить у докторов многопрофильной клиники «Медикейт».

Тула, ул. Вересаева, 2.

Телефоны: (4872) 52−03−03, 8−950−922−93−83.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector