Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста - Оappendicite

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста

Диагностика детей старшего дошкольного возраста по разделу программы «Речевое развитие»

Главная > Документ

Диагностика детей старшего дошкольного возраста по разделу программы «Речевое развитие».


Словарь и грамматика.

Диагностические методики

Ты знаешь уже много слов. Что значит слово: кукла, мяч, посуда?

• Ребёнок правильно называет значение слов (из неё едят и пьют; это игрушки).

• Называет отдельные признаки, действия.

• Называет 1-2 слова.

• Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребёнка ручка. У двери есть ручка.)

• Называет два значения слова.

• Перечисляет предметы, у которых есть ручка.

Что называют словом игла? Какие иглы ты ещё знаешь?

• Ребёнок называет иглы у ёлки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглы.

• Называет только одно значение этого слова.

• Повторяет слово за взрослым.

• Составляет грамматически правильно предложение из трёх слов (Ручка нужна. Чтобы писать; чтобы было удобно держать чашку; держать сумку).

• Называет два слова (словосочетание).

• Называет только одно слово (Ручка).

Составь предложение со словом игла.

• Ребёнок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить).

• Составляет простое предложение (Иглой делают укол).

• Называет одно слово.

Про что мы говорим: острый, острая, острые?

• Ребёнок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы).

• Правильно подбирает два слова.

• Называет одно слово.

Что бывает глубоким? Мелким? Высоким? Низким? Лёгким? Тяжёлым?

• Выполняет все задания, называет 1-2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море).

• Подбирает слова к 2-3 прилагательным.

• Подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

Взрослый предлагает ребёнку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него весёлое. Вернулся он домой такой : (радостный, оживлённый, довольный). А если зайчонок был весёлый и радостный, то он не просто шёл, а : (мчался, нёсся, летел).

• Ребёнок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы).

• Называет 2-3 слова.

• Подбирает только одно слово.

Педагог даёт другую ситуацию: «Другой заяц пришёл невесёлый, его обидели. К слову весёлый подбери слова, противоположные по смыслу ( грустный, печальный, обиженный ). А если зайчишка был обиженный, он не просто шёл, : (плёлся, тащился, брёл).

• Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы).

• Называет 2-3 слова.

• Подбирает только одно слово.

Что сделал бы заяц, если бы встретил в лесу волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы).

• Правильно называет все слова в сослагательном наклонении.

• Подбирает два слова.

• Называет только одно слово.

Представь себе, что ты работаешь в цирке дрессировщиком. Тебе надо подготовить номер с диким животным. Какое животное ты хотел бы научить чему-нибудь? (Ребёнок даёт ответ). Скажи медведю, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

• Правильно называет слова в повелительном наклонении.

• Подбирает два слова.

• Называет одно слово.

Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много : щенят; корова — телёнок — телята, много : телят; лошадь — жеребёнок — жеребята, много : жеребят; овца — ягнёнок — ягнята, много : ягнят).

• Ребёнок называет все слова правильно.

• Называет 2-3 слова.

• Говорит одно слово.

Где живут звери? (В лесу). Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок).

• Называет более двух слов.

• Называет два слова.

• Повторяет заданное слово.

Воспитатель говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», » Я одел ботинки наизнанку». Правильно ли говорят дети? Как сказать правильно?

• Ребёнок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо; Мамочка, я тебя сильно люблю; Я надел ботинки не на ту ногу).

• Правильно исправляет два предложения.

• Повторяет предложения без изменения.

Связная речь, жанры литературных произведений.

Фамилия, имя ребёнка

1. Умение составлять описательный рассказ о предмете.

2. Умение составлять описательный рассказ о животном (по картинке).

3. Умение составлять сюжетный рассказ по серии картинок.

4. Умение придумать рассказ на самостоятельно выбранную тему.

5. Понимание жанровых отличий.

6. Пересказ литературного произведения.

Диагностические методики.

Воспитатель предлагает ребёнку составить рассказ о чайнике, кукле, мяче.

• Ребёнок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. Первая: Это чайник. Вторая: Он белый, с цветочком посередине. Сделан из металла. У него есть носик, ручка, крышка. Третья: Нужен для того, чтобы кипятить воду.

• Рассказывает, опуская начало (конец).

• Перечисляет отдельные качества.

Воспитатель предлагает описать ежа (по картинке).

• Ребёнок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. Это ёжик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа колючие иголки. Они нужны ему для того, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ёжик заботится о своих ежатах.

• Рассказывает, опуская начало (конец).

• Перечисляет отдельные качества.

Воспитатель предлагает серию картинок (3-4) , объединённых сюжетом, предлагает ребёнку разложить их в последовательности и составить рассказ.

• Ребёнок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ.

• Рассказывает с помощью взрослого.

• Перечисляет нарисованное на картинках.

Воспитатель предлагает ребёнку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

• Ребёнок придумывает рассказ (сказку), даёт своё название.

• Составляет рассказ с помощью взрослого.

• Не справляется с заданием.

Ребёнку предлагается прослушать три произведения — сказку, рассказ стихотворение . После прослушивания каждого жанра задаются вопросы: Что тебе прочитали? (Выявляется узнавание жанра. Если ребёнок не отвечает, воспитатель сам называет жанр). Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворение). ( Проверяется понимание специфических особенностей жанра).

• Ребёнок называет все жанры и их особенности.

• Ребёнок называет два жанра, некоторые особенности.

• Ребёнок называет один жанр, не может назвать его особенности или ошибается.

Ребёнку предлагается послушать рассказ М. М. Пришвина «Ёж» или рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка» (на выбор воспитателя; в обоих произведениях чётко выражена композиция). После чтения ребёнку задаётся вопрос: О чём говорится в рассказе? Затем предлагается пересказать рассказ.

• Ребёнок понимает тему рассказа («рассказ о рыбалке, о том, как мальчик поймал первую рыбку»), выделяет структурные части, полно раскрывает каждую структурную часть.

• Затрудняется выделить тему, сразу начинают пересказывать текст, опускает какую-то структурную часть, пересказ неполный, требуется небольшая помощь воспитателя.

• Ребёнок не отвечает на вопрос или отвечает не по существу, при пересказе ограничивается несколькими предложениями.

Комментарий к проведению диагностики.

Оценка по всем заданиям даётся в количественном выражении (по баллам). Три балла ставится за правильный и точный ответ, данный ребёнком самостоятельно. Два балла получает ребёнок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. Один балл ставится ребёнку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

В конце проверки производится подсчёт баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 — уровень ниже среднего.

Уровни освоения программы.

НИЗКИЙ — Ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, при рассказывании требуется помощь взрослого. Пропускает структурные компоненты описательных рассказов, собственных сочинениях, (сказки, рассказы, истории); при этом недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников). Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки. Речь невыразительна.

СРЕДНИЙ — В собственном сочинении, описательном рассказе, пересказе литературных произведений ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослого. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Выразительность речи недостаточна.

ВЫСОКИЙ — Ребёнок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов (имеет представления о структуре повествования), не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. При пересказе ребёнок последовательно передаёт содержание текста, при этом чётко прослеживаются структурные части текста: начало, середина и конец. Имеет богатый словарный запас. Речь грамматически правильная, выразительная.

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Малыш запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь. Каковы компоненты речи? В таблице это выражено так:

Выявление уровня речевого развития происходит посредством диагностического обследования дошкольников.

Диагностика речевого развития детей 2-4 лет.

Формирование словаря.

Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме.

Дошкольники должны ориентироваться в следующих лексических темах: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы личной гигиены», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела».

Для закрепления имён существительных можно предложить варианты заданий.

  • Вариант. 1. В таблице разные предметные картинки взрослый показывает любое изображение, а ребёнок должен сказать, что это.
  • Вариант 2. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен найти его изображение.
  • Вариант 3. Взрослый предлагает выбрать все картинке по заданной тематике. Например, «Покажи игрушки». «Собери овощи». «Где домашние животные?».

Использование глаголов в речи можно проверить, предложив дошкольнику этого возраста сюжетные картинки, с изображением трудовых действий, способов передвижения, эмоциональных состояний людей. Ребёнок рассматривая картинку, должен отвечать на предложенные вопросы. Например, «Как передвигается червяк? Бабочка?» и т.д.

Можно предложить игру «Кто как голос подаёт?» — взрослый спрашивает «Как поёт петух? Утка? Воробей? Кошка? и т.д.

Прилагательные. Взрослый показывает или изображение, или какой-то предмет и просит определить его цвет, размер, какой на вкус. Например, лимон (жёлтый, кислый).

Для дошкольников 3-4 лет предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает:

  • Слон большой, а мышь …. (маленькая).
  • У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие).
  • Волк смелый, а заяц … (трусливый).

Для проверки наречий (высоко-низко, далеко-близко, тепло-холодно) также понадобятся сюжетные картинки.

Грамматический строй речи

Чтобы проверить умения детей ставить существительные в форму множественного числа, ему предлагается рассмотреть парные предметные картинки (стул-стулья, тарелка – тарелки и т.д.) и ответить «Что изображено на одной картинке? (один предмет) на другой? (несколько предметов).

Проверка сформированности умений образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных происходит при помощи предметных картинок. Ребёнку можно предложить назвать изображённые предметы ласково, например, кукла – куколка, стол — столик, яблоко – яблочко и т.д.

Умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами лучше при помощи сюжетных картинок или игрушек и наводящих вопросов. Например, кукла спит, а куклы? Мяч лежит, а мячи?

Употребление глаголов в разном времени можно закрепить с помощью вопросов типа, «Что делаешь сейчас? Чем занималась вчера мама? Что ты будешь делать завтра?»

Правильное использование предлогов также проверяется с помощью вопросов по сюжетным картинкам или расположению предметов в пространстве. Например, перед малышом стоит коробка, в ней лежит красный кубик, а на нём зелёный, перед коробкой сидит кукла, за ней – матрёшка. Ребёнку можно задать вопросы: «Где находится кукла? Кубики? Зелёный кубик? Красный? и т.д.

Звуковая культура речи

Это чёткое произношение всех звуков. Ошибки взрослый может услышать в повседневной речи дошкольников. Также можно попросить ребёнка повторить за родителем слова для проверки какого-то конкретного звука, например, твёрдый и мягкий звук «м» — мышь, мяч, Маша, мишка.

Связная речь

Дошкольники должны уметь:

  • внятно выражать свою мысль;
  • рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? и т.п.;
  • составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов и по сюжетной картинке «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки».

В таблице приведены примерные требования к рассказыванию знакомой сказки (для высокого уровня речевого развития младших дошкольников).

2-3 года

3-4 года

  • Рассказывает самостоятельно
  • Называет всех героев сказки
  • Знает последовательность действий
  • Рассказывает самостоятельно
  • Знает героев и их характерные признаки, например, волчок-серый бочок, мишка косолапый.
  • Знает последовательность событий
  • Начинает и заканчивает сказку теми же словами, что и в книге.

Диагностика речевого развития детей 4 – 5 лет

Формирование словаря

Дошкольники этого возраста должны иметь элементарные знания по лексическим темам: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «инструменты, бытовая техника», «Предметы личной гигиены», «Деревья и кустарники», «Ягоды», «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела», «Профессии». Для их закрепления используются игры:

  • «Узнай по описанию»: взрослый загадывает какой-то предмет и называет его характеристики, ребёнок должен отгадать задуманное, например, жёлтый, овальный, кислый (лимон), зелёный, круглый, сладкий, большой (арбуз);
  • «Кто у кого?» — в таблице два окошка, в одном изображение взрослого животного, во второе – ребёнок должен положить изображение детёныша, у зайчихи кто? (зайчата), У волчицы? У курицы и т.д.
  • «Назови ласково» — лиса – лисичка, утка – уточка, воробей – воробышек и т.д.
  • «Один-много» — один лимон – много лимонов; один мяч – много мячей, одна берёза – много берёз и т.д.
  • «Мяч давай, части тела называй» или «Мяч бросай, мебель быстро называй». Взрослый говорит обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, возвращая мяч, должен перечислить соответствующие слова. Игра будет интересней, если участие будут принимать несколько детей.

Для выявления понимания дошкольником назначения предметов используется игра «Что для чего?»:

  • Чем рисует художник?
  • С помощью чего пришивают пуговицу?
  • Какой предмет понадобиться для игры в футбол?
  • В какой посуде готовят первые блюда? И т.д.

Диагностика грамматического строя речи проводится с помощью аналогичных заданий, что и при обследовании дошкольников 3 лет.

Для проверки употребления предлогов можно предложить такое задание. В карточке-таблице разложить геометрические фигуры по заданию, например, квадрат над треугольником, круг под треугольником, овал на квадрат.

Звуковая культура речи

В этом возрасте дошкольники должны произносить чётко все звуки. В звуковой таблице отмечаются красным цветом гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные.

Для выявления развития умений детей этого возраста дифференцировать слова, близкие по звучанию предлагается назвать изображения на картинках или повторить за взрослым: точка – дочка, коза – коса, жар – шар, уточка – удочка и т.д.

Проверить умение слышать определённый звук из звукового ряда можно следующим образом. Родитель произносит несколько звуков «т, п, а, л, и, д, и», ребёнку нужно хлопнуть тогда, когда услышит, например, звук «и».

С помощью игры «Эхо» проверяется слуховое внимание. Взрослый произносит слоги и просит их повторить: пи-би; да-та; зо-со; жа-ша.

Связная речь

Для этого возраста важно уметь:

  • придумывать простые предложения из 3-4 слов;
  • составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений;
  • пересказывать тексты объёмом 3-5 предложений;
  • выразительно читать стихи.

Для продуктивного речевого развития полезно использовать наглядные пособия, разработанные самостоятельно. Так, чтобы ребёнок быстрее запоминал стихи, их можно представить в таблице, например:

Диагностика речевого развития детей 5–6 лет

Формирование словаря

Лексические темы дополняются «Праздники», «Музыкальные инструменты», «Животные севера и юга». Используются игры, что и при обследовании дошкольников 4-5 лет.

Понимание ребёнком смысловой стороны слова можно проверить, предложив ребёнку придумать окончание предложений:

  • Осенью часто идёт моросящий…
  • Весной с юга возвращаются перелётные…
  • Символ России – белоствольная…

Грамматический строй речи

Развитие слухового внимания проверяется при помощи следующего задания. Взрослый называет слова, а ребёнку нужно хлопнуть, когда услышит звук «ш», в словах домик, волчок, шапка, кора, лиса, шишка, ручка, машина.

Звуковая культура речи

Взрослый называет слова, ребёнок определяет, на какой слог падает ударение и сколько слогов: удочка, машина, клубок, коробка, лошадь.

Игра «Найди звук» — ребёнок должен определить положение заданного звука в слове, например, звука «с» — сова, роса, сор, рысь, коса.

Игра «Твёрдый-мягкий» — ребёнку нужно определить, в какой позиции находится заданный звук. Новый звук отмечается в звуковой таблице цветовым сигналом.

Определять количество звуков и букв в слове.

Связная речь

Дошкольники этого возраста должны уметь:

  • составлять простые и сложные предложения. Например, из заданных слов: с гор, весна, ручьи, наступила, побежали.
  • из предложенных словосочетаний образовывать новые: платье из шерсти – шерстяное платье, деревянные ящик – ящик из дерева, яблоко покраснело – покрасневшее яблоко и т.д.
  • составлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта (5-6 предложений);
  • пересказывать текст в объёме до 5 предложений;
  • знать и объяснять значение пословиц и поговорок;
  • выразительно читать стихи, загадки.

Диагностика речевого развития детей 6-7 лет

Формирование словаря

Лексические темы те же. Дидактически игры также используются аналогичные, что и при обследовании детей шестилетнего возраста. Можно использовать дополнительные задания:

«Часть – целое» — ребёнку нужно назвать части или детали целого. Например, лицо (глаза, рот, нос, лоб, щёки, подбородок, брови), чайник (носик, ручка, дно, крышка) и т.д.

«Назови одним словом»: грач, журавль, аист – это, пальто, куртка, плащ – это, кресло, кровать, диван – это и т.д.

  • Кто водит автомобиль?
  • Кто разносит почту?
  • Кто тушит пожар?
  • Кто лечит людей? И т.д.

Для выявления у детей уровня использования в речи прилагательных предлагаются такие варианты заданий:

Ребёнку предлагаются предметы или предметные картинки, ему нужно назвать их признаки: Мяч какой? Груша какая? Кресло какое? Цветы какие?

Дошкольник этого возраста должен образовать прилагательные от существительных: стол из дерева какой? (деревянный), Стакан из стекла какой? (стеклянный), Котлеты из курицы какие? (куриные), Платье из шёлка какое? (шёлковое) и т.д.

Употребление антонимов: чистый – (грязный), добрый – (злой), толстый – (тонкий), весёлый – (грустный), тепло – (холодно), далеко – (близко), друг – (враг) и т.д.

Глаголы. «Кто как передвигается?» птица – (летает), змея – (ползает), человек – (ходит, бегает);

«Кто что делает?» повар – (готовит), врач – (лечит), художник – (рисует).

Грамматический строй речи

Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах: кукла – куклы – кукол, яблоко – яблоки – яблок и т.д.

«Назови ласково»: воробей – (воробышек), стол – (столик), диван – (диванчик), цветок – (цветочек) и т.д.

Сочетание существительных с числительными: карандаш – (2 карандаша, 7 карандашей), яблоко – (2 яблока, 5 яблок), матрёшка – (2 матрёшки, 6 матрёшек) и т.д.

Образование глаголов с помощью приставок: лететь – (улететь, долететь, слететь, подлететь, влететь, полететь) и т.д.

Результаты в таблице

Существительные мн. числа

Существительные мн. числа родительного падежа

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста

Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Настоящее пособие предназначено для проведения обследования зву-ковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефект-ного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использо-ванием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обсле-дования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образователь-ных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет

Издательство: Сфера. 2006 год. 48 страниц.
Стимульный материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста. Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста

Под ред. Н. В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с. — (серия «Коррекционная педагогика»).

Данное методическое пособие может стать настольной книгой как для специалистов детских образовательных учреждений, специалистов центров сопровождения семьи, так и для самых заинтересованных читателей — родителей, бабушек и дедушек малышей.

Обследование психомоторного развития детей от 1 года до 4 лет.
Карта обследования психомоторного развития ребенка (5 мес. -1 год 10 мес. ).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (1 год 10 мес. — 3 года).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (3 года-4 года).
Перечень стимульного материала для диагностического обследования.
Описание стимульного материала для диагностического обследования.
Речевая карта обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет).
Карта обследования детей с задержкой психомоторного и речевого развития (от 2,5 до 4 лет).
Приложение.

Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

В логопедическом пособии профессора Галины Анатольевны Волковой представлен дидактический и речевой материал, подобранный с учетом онтогенетического принципа формирования звуков. Этот принцип реализован не только на материале слогов и слов, но также фраз и стихотворного текста. В речевом материале имеются звуки раннего и данного онтогенеза и отсутствуют звуки, формирующиеся позже. Наглядный материал — рисунки — соответствует восприятию детей среднего, старшего дошкольного, а также младшего школьного возраста.
Для логопедов, студентов педагогических вузов и колледжей, обучающихся по специальности «Логопедия».

Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста

В работе изложена концепция междисциплинарного подхода к диагностике речи, а также представлены разработанные на ее основе тестовые задания для определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста: 4-5 лет.
Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2,5-3 года) (Методическое пособие + Материалы для диагностики и коррекции)
Комплект предназначен для диагностической и коррекционной работы с детьми в возрасте от 2,5 до 3 лет и включает в себя:

1. Материалы, необходимые для проведения:
— диагностики — цветные картинки многоразового использования к субтестам (11 листов); бланк диагностической карты ребенка; лист с текстом сказки, в структуру которой включены субтесты.
— коррекционно-развивающей работы — цветные картинки многоразового использования к играм (27 листов).

2. Методическое пособие, в котором описаны возрастные особенности детей, процедура проведения диагностики, критерии оценки результатов, а также приведена подборка коррекционно-развивающих игр.

Диагностика построена на основе сказки про животных, что позволяет заинтересовать ребенка и легко вовлечь его в диагностический процесс. В структуру сказки включены 8 субтестов на выявление уровня понимания речи, сенсорного развития, общей осведомлённости, умения распределять предметы по принадлежности к группе, развитие мелкой моторики.

По результатам обследования подбираются материалы для коррекционно-развивающей работы (на каждый субтест приводится свой набор развивающих игр).

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь — высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение устной связной речью является важнейшим условием успешной подготовки к школе.

Наблюдая за общением детей дошкольного возраста, за их умениями выражать свои мысли, что-то объяснять, можно заметить, что эти умения у некоторых детей развиты слабо. А ведь речь выполняет важнейшие социальные и коммуникативные функции, помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Овладение языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений в дошкольном возрасте. Дошкольное детство сензитивно к усвоению речи, т.к. характеризуется повышенной природной чувствительностью к звуковой стороне слова. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5 — 6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Цель нашего исследования — диагностика и развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития речи у старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: совокупность психолого-педагогических условий, содействующих эффективному развитию речи у детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

— будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста;

— педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития детей;

— будет организовано специальное обучение речи не только на занятиях по развитию речи, но и в другое времяпребывания детей в детском саду (на прогулках, физкультминутках, при умывании, подготовке ко сну, к обеду и т.д.).

Для того, чтобы успешно освоить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность, последовательность, выразительность детской речи, точность и ясность изложенной мысли. Поэтому развитие устной связной речи — одна из главных задач, которую ставит перед собой каждая дошкольная образовательная организация.

Наше исследование проводилось на базе МДОУ детский сад № 31 г.Шуя Ивановской области.

Целью эмпирического исследования являлось выявление уровня развития речи у старших дошкольников, определяемого на основе таких показателей, как объем активного словаря, звукопроизношение, состояние контекстной речи, грамматический строй речи. В результате проведенного исследования каждый ребенок набрал по данным показателям определенное количество баллов, свидетельствующее об уровне развития его речи.

Выборочную совокупность составили 20 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет, из них 11 мальчиков и 9 девочек. Для проведения формирующего эксперимента мы разделили этих ребят на экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ) по 10 человек в каждой. Критериями отбора детей в ЭГ и КГ были следующие:

— одинаковое количество детей в подгруппе;

— одинаковый возраст детей;

— одинаковое количество мальчиков и девочек в подгруппе;

— примерно одинаковый уровень развития речи.

В процессе изучения уровня развития речи мы использовали следующие психодиагностические методики: «Какой. » (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); «Назови, что видишь» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); «Опиши картинку» (Д.Б.Эльконин); «Назови много. » (Е.А. Стребелева).

На этапе первичной диагностики детей с помощью методики «Какой. » мы получили следующие данные: 5 чел. (25%) имеют большой объем активного словаря, 7 чел. (35%) — средний объем, преобладающее число детей (8 чел.; 40%) отличаются малым объемом активного словаря.

Применение методики «Назови, что видишь» позволило установить, что большинство старших дошкольников, принявших участие в нашем исследовании, характеризуется средним уровнем звукопроизношения (11 чел.; 55%), 6 чел. (30%) имеют высокий уровень звукопроизношения, у 3 чел. (15%) отмечен низкий уровень звукопроизношения.

Известно, что правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Следовательно, выявленное в нашем исследовании преобладающее количество детей с низким и средним уровнем звукопроизношения свидетельствует об отсутствии у многих детей образца правильного произношения звуков родного языка.

В результате исследования речи дошкольников по методике «Опиши картинку» мы также обнаружили невысокий уровень развития умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам у большинства детей. Так, 8 чел. (40%) имеют средний уровень его развития, 10 чел. (50%) — низкий уровень, лишь у 2 чел.(10%) отмечен высокий уровень развития данного умения.

Применение методики «Назови много. » позволяло получить представление об уровне сформированности у дошкольников умения образовывать множественное число имен существительных. Результаты получились следующие: 3 чел. (15%) имеют высокий уровень, у 8 чел. (40%) отмечен средний уровень, у 9 чел. (45%) — низкий уровень развития данного умения.

Тем самым у большинства детей-участников нашего исследования выявлен средний и низкий уровни фиксируемых показателей развития речи.

Обобщив результаты исследования, полученные по всем методикам, мы выделили следующие группы детей.

1) Дети с высоким уровнем развития речи — 3 чел. (15%).

У этих детей не возникало никаких затруднений при выполнении заданий, они не испытывали смущения и проявляли явный интерес к предлагаемым заданиям. Уровень их понимания речи соответствует возрастной норме. Дети сосредоточенно всматривались в предмет, брали его в руки, игрушки вызывали у них ответную реакцию, дети улыбались и пытались локализовать свои действия, легко вступали в контакт и понимали обращенную к ним речь. Также было отмечено соответствие уровня объема активного словаря возрастной норме. Дети безошибочно называли все картинки, использовали различные части речи: существительные, глаголы, союзы, наречия, местоимения и предлоги. В речи этих детей использовались глаголы в единственном и множественном числах (например, пилит-пилят), глаголы в настоящем и прошедшем времени (например: моет — вымыл), имена существительные в единственном и множественном числах (например: дверь-двери, лиса-лисы).

2) Дети со средним уровнем развития речи. Таких детей в нашем исследовании было выявлено большинство — 9 чел. (45%). Эти дети испытывали некоторые затруднения при выполнении заданий, делали небольшие ошибки.

3) Дети с низким уровнем развития речи — 8 чел. (40%). Объем словаря у таких детей не соответствует возрасту, они испытывали затруднения при выполнении предлагаемых заданий, речь их бедна, ответы односложные, некоторые дети вообще не понимали задания.

Учитывая полученные на констатирующем этапе эксперимента результаты, мы организовали и провели развивающую работу с детьми экспериментальной группы. Эта работа была направлена на повышение уровня развития речи, смягчение негативного психического состояния, устранение проблемных форм межличностного взаимодействия, формирование эмоциональной устойчивости.

Цель программы: развитие речевых навыков, обеспечение чувства защищенности, формирование умения получать радость от общения.

1) обучить умению общаться;

2) способствовать развитию монологической и диалогической речи;

3) формировать словарный запас детей;

4) способствовать улучшению психического состояния детей;

5) воспитывать уважение к чувствам других людей (детей);

В процессе реализации программы использовались следующие формы организации занятий, методы и приемы работы с детьми и их родителями:

1) игровая терапия (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);

2) творческие задания;

3) тренинги общения;

4) психогимнастические упражнения;

5) развлечения, праздники;

7) занятия, игры и упражнения, направленные на развитие познавательных психических функций: памяти,внимания,восприятия, мышления, воображения;

8) игры с песком;

9) массаж рук с помощью массажного мячика «Суджок» и др.

Реализация программы словарной работы с детьми дошкольного возраста осуществлялась посредством построения системы занятий трех разновидностей:

— занятия, на которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т.п.);

— занятия, при проведении которых словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями);

— занятия, на которых словарная работа осуществляется в процессе обобщений, формирования понятий.

Условия проведения развивающих занятий:

1) широкое использование на занятиях различных игр;

2) применениебольшого количества одобрений, отсутствие критики;

З) проведение занятий в знакомой и комфортной для детей обстановке;
4) общение с детьми спокойным и доброжелательным тоном,с правильным и

внятным произнесением слов;

5) применение групповой и индивидуальной форм организации занятий.

Для обучения монологической речи детей использовались следующие упражнения: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об игрушках, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание), составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок.

Перед тем, как выполнить основное задание (составить описательный или повествовательный рассказ и т.д.), детям предлагались игры и упражнения, способствующие обогащениюих словаря, формированию грамматического строя речи. Воспитатель должен помнить, что методика обучению связной речи находится во взаимосвязи с работой над другими сторонами речевого развития.

После апробации экспериментальной развивающей программы мы вновь провели исследование уровня развития речи детей по тем же методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента.

В экспериментальной группе было отмечено увеличение количества детей с высоким и средним уровнями развития речи. Так, например, высокий уровень развития речи отмечен у 3 чел. (30%); средний уровень — у 5 чел.(50%), низкий уровень развития речи выявлен у 2 детей (20%).

Анализ достоверности различий, осуществленный с помощью критерия хи-квадрат, выявил статистически значимые изменения в этой группе, произошедшие за период формирующего эксперимента (χ 2 = 57,6; p Код для цитирования: Скопировать

Студенческий научный форум — 2016
VIII Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector