Диагностика речевого развития детей 5 7 лет - Оappendicite

Диагностика речевого развития детей 5 7 лет

Диагностика речевого развития детей 5 7 лет

Портал педагога

Автор: Павликова Татьяна Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ ДС №15 «Солнышко»
Населённый пункт: город Нижневартовск Тюменская область
Наименование материала: Словарная работа в детском саду
Тема: Диагностика речевого развития детей 5–7 лет⁄срез словаря
Дата публикации: 20.03.2019
Раздел: дошкольное образование

Словарная работа с дошкольниками – это планомерное расширение активного словаря детей за

одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного

отношения к окружающему.

Задачи и содержание словарной работы

Методика словарной работы в предусматривает следующие направления:

установлено, что ежедневно учащийся должен прибавлять к своему словарю 4—6 слов;

многозначности, синонимики и т. п.);

3 ) активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в

активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

Обогащение словаря. Осуществлять эту задачу — значит способствовать количественному

накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Основную часть

лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы,

числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают

понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых,

определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей должно идти прежде всего за

счет знаменательных слов. Большую трудность для усвоения ребенком представляют

числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; она называют отвлеченные

числа или порядок предметов при счете. Обогащение речи детей числительными в основном

происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но

закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на

занятиях по развитию речи. Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами,

обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Эти задачи

появляются в средней группе и особенно важное значение приобретают в старших. Переход к

обобщениям возможен тогда, когда ребенок накопил достаточный запас конкретных впечатлений

об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений.

Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается прежде всего как помощь ребенку в

освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

Прежде всего в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные

существительные — обувь, транспорт и др., отвлеченные существительные — красота, тишина,

чистота и т. п., числительные, относительные прилагательные — городской, пассажирский,

железный и т. д., а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар,

Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла слова, углубление

его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста. Например,

смысл слов первомайский праздник маленький ребенок воспринимает лишь эмоционально, они

означают для него просто радостное событие. Старший дошкольник уже понимает всенародное

значение этого праздника трудящихся. С течением времени ребенок шире понимает значение

слова, учится выделять и обобщать наиболее существенные признаки предметов и обозначать их

словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет,

материал, пространственные и временные понятия. Необходимо обращать внимание детей на

многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные

предметы (ручка — принадлежность для письма, ручка — фурнитура), привлекает внимание

детей, вызывает интерес.

Активизация словаря. Активизация словаря — важнейшая задача словарной работы в детском

саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные,

подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у

ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. К. Д. Ушинский так

писал об этой задаче: «. Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас

слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот

этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно

из важнейших условий развития дара слова». Работа над синонимами (словами, разными по

звучанию, но имеющими одинаковое или близкое значение) помогает понимать оттенки значения

заставляют вспоминать и сопоставлять предметы и явления по их временным и пространственным

отношениям, величине, свойствам и т. д. (холодный — горячий, толстый — тонкий, утро — вечер).

Устранение нелитературных слов. Своеобразной задачей словарной работы является устранение

из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок, прется и т. д.).

Речь дошкольника — диагностика развития

В каких целях проводится диагностика речевого развития в детском возрасте?

Речевое развитие — сложный процесс, и некоторые ошибки могут иметь физиологический характер. Со временем они проходят и речь становится правильной. Но они могут быть обусловлены и нарушением работы определенных участков коры головного мозга.

Определить как происходит развитие речи можно при помощи диагностики, проводимой логопедом. Обследование проводят с учетом возрастных особенностей ребенка, чтобы получить точные результаты.

Возрастные нормы развития речи дошкольников

Логопед должен знать как происходит онтогенез речевых компонентов в норме. Тогда он сможет сопоставить результаты диагностики речевого развития и дать нужные рекомендации. Чаще всего за помощью к специалисту обращаются в дошкольном возрасте по нескольким причинам.

  1. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее она будет.
  2. Сформированная речь в дошкольном возрасте — залог успешного овладения грамотой.

На прием к логопеду родители обращаются, если малыш в 3 года не разговаривает или общается при помощи фраз. Но специалисты настоятельно советуют не ждать этого возраста или когда ребенок пойдет в детский сад. Если первые слова не появились к 1,5 годам, понимание обращенной речи затруднено, нужна консультация логопеда.

Родителей также должно насторожить, если в 3 года малыш для общения использует больше мимику и жесты. В этом возрасте ребенок:

  • общается простыми предложениями;
  • использует преимущественно существительные, глаголы, реже — прилагательные;
  • знает некоторые обобщающие слова (игрушки, животные, овощи и др.);
  • может менять словоформу, добавляя уменьшительно-ласкательный суффикс;
  • склоняет существительные по числам;
  • начинает овладевать навыками согласования существительных с прилагательными. Может допускать ошибки при согласовании в роде;
  • с помощью взрослого составляет короткий рассказ по картинке или серии картинок;
  • правильно произносит губно-губные (Б, М, Н, П и их мягкие варианты), заднеязычные (К, Г, Х и их мягкая вариация), переднеязычные (Д, Т , Д`, Т`), свистящие, осваивает звуковой образ шипящих;
  • различает на слух твердые и мягкие фонемы;
  • не искажает слоговую структуру в большинстве слов;
  • понимает сложную инструкцию;
  • имеет в словарном запасе около 1 000 слов.

В 3 года в детской речи появляется такое явление как словотворчество: ребенок, усваивая нормы родного языка, иногда создает новые слова. Словотворчество — не повод паниковать, наоборот, оно является важной составляющей для формирования языкового чутья.

В 4 года словарный запас увеличивается до 4 000 слов. Ребенок, в основном, для общения использует сложные предложения. Освоены правильное произношение шипящих и слоговая структура. Некоторые дети овладевают произношением сонорных звуков, чаще всего мягким вариантом Л.

Ребенок может запоминать короткие стихотворения, потешки. Постепенно он овладевает просодической стороной речи: может менять высоту голоса, говорить с восклицательной или вопросительной интонацией. Может выделять главные признаки предмета и называть совершаемые действия.

В речи появляются наречия, числительные. Ребенок реже делает ошибки в согласовании, появляются сложноподчиненные предложения. Он еще может искажать слова со сложной слоговой структурой. Но его речь становится все более приближенной ко взрослой.

В 5 лет происходит активное усвоение грамматических категорий родного языка. Слоговая структура и звукопроизношение должны быть полностью сформированы. Могут возникнуть трудности со звуком Р. Ребенок может составлять не только рассказ-описание, но и повествование.

При построении предложений практически не делает ошибок в согласовании и подчинении слов. Учится согласовывать числительные с существительным. Активно использует союзы, местоимения, частицы и пространственные предлоги. Ребенок овладевает не только приставочно-суффиксальным способом образования слов, но и путем соединения двух основ. Учится образовывать притяжательные прилагательные.

Совершенствуется связная речь. В возрасте 5 лет ребенок уже может пересказывать более длинные сказки и рассказы без помощи взрослого. Он дает развернутые ответы, делится своими впечатлениями. Ребенок должен уметь выполнять звуко-буквенный анализ слова, речь становится все более грамматически оформлена. Постепенно дошкольник начинает овладевать навыками чтения, развивает свои моторные навыки.

К 6-7 годам грамматический строй полностью сформирован. Ребенок свободно общается сложными предложениями, связная речь похожа на речь взрослого. Звуковая сторона полностью сформирована. Ребенок может читать целыми словами, понимая смысл прочитанного. Умеет писать не только печатные, но и прописные буквы. К 7 годам у ребенка должна быть сформирована основа для дальнейшего обучения в школе и овладению коммуникационными навыками.

Обследование словаря детей

Цель этой диагностики — определить словарный запас ребенка и его понимание обращенной речи. При обследовании логопед использует наглядный материал. Ребенку предлагают выполнить следующие задания:

  1. Назвать части тела на кукле. Назвать части лица.
  2. Логопед раскладывает картинки, предлагает назвать каждую и подобрать к ним обобщающее слово. Лексические темы специалист подбирает в соответствии с возрастом.
  3. Назвать малознакомые предметы.
  4. Логопед описывает слово, используя глаголы. Ребенок должен его назвать. Например: «Где читают книги?» Правильный ответ: Библиотека.
  5. Назвать слова, имеющие схожее значение.
  6. Логопед показывает картинку, ребенку нужно назвать действие, которое там показано.
  7. Назвать схожие по значению слова-действия.
  8. Подобрать антонимы.
  9. Сказать какой формы предмет.
  10. Назвать цвета и оттенки.
  11. Определить какие предметы, изображенные на картинке, на вкус, на ощупь.
  12. Логопед показывает ребенку изображения и предлагает ответить на вопросы какой, какая, какое, какие.
  13. Сказать из чего сделан предмет.
  14. Логопед рассказывает о предмете так, чтобы ребенок смог угадать слово-прилагательное.
  15. Назвать притяжательные прилагательные.
  16. Взрослый предлагает ответить на вопросы как, когда.
  17. Сосчитать предметы по порядку.
  18. Назвать местоимения единственного и множественного числа.

Во время обследования логопед смотрит на развернутость ответов, распространенность предложений. Специалист просит ребенка выполнить простую и сложную инструкции. Детей старшего и подготовительного дошкольного возрастов логопед просит рассказать смысл прочитанного им небольшого рассказа.

Специалист проверяет на точное использование слов, состояние словарного запаса. Все задания сопровождают наглядным материалом: картинками, действиями и предметами.

Обследование звуковой культуры речи

Данная диагностика речевого развития дошкольников включает в себя проверку:

  • произношения всех групп звуков;
  • слоговой структуры;
  • просодической стороны речи.

Обследование звукопроизношения проводят в следующем порядке:

  • изолированного проговаривания фонемы;
  • произношение ее в слогах и словах.

При проверке фонема должна находиться в сильной позиции. Сначала логопед дает образец произношения звука, затем просит ребенка его повторить. Он обращает внимание на проговаривание фонемы ребенком в самостоятельной речи.

Бывает так, что концентрируясь на задании, он может произносить нужный звук правильно. Таким образом логопед сможет проверить действительно ли в детской речи сформирован правильный образ фонемы.

Для проверки слоговой структуры используют изображения. Логопед просит ребенка повторить слова с разными типами слогов. В самом конце предлагают задания со словами, имеющими сложную слоговую структуру.

Просодическая сторона включает в себя ее выразительность, умение управлять силой и высотой голоса. Для этого специалист предлагает ребенку сказать фразы тихо, громко и своим обычным голосом. Также логопед просит дошкольника проговорить предложения с различной интонацией: вопросительной, восклицательной.

При проверке просодической стороны речи специалист обращает внимание на четкость произношения звуков на примере чистоговорок, скороговорок. Он смотрит на повседневную манеру малыша общаться, темп его речи, высоту голоса. На основе всех наблюдений логопед делает вывод о состоянии звуковой культуры речи.

Обследование грамматического строя речи

Сюда входит проверка:

  • понимания обращенной речи;
  • словоизменение;
  • словообразование.

Задания подбирают с учетом возрастных особенностей ребенка.

Блок «Понимание речи» включает в себя следующие задания:

  1. Выполнение простой инструкции и состоящей из двух действий.
  2. Понимание предлогов: ребенку нужно показать на картинке нужные действия и предметы.
  3. Понимание предложений с причинно-следственной связью. После его прочтения дошкольнику задают вопрос.
  4. Понимание склонение существительных по числам в предложении.

В блоке «Словоизменение» логопед предлагает задания:

  • на склонение существительных по падежам;
  • на изменение прилагательных по родам;
  • на подбор глагола к существительному;
  • на склонение числа существительных по родам;
  • согласования существительных с прилагательным, числительным;
  • склонение глаголов по временам.

В блоке «Словообразование» проверяют как ребенок умеет образовывать не только существительные, но и прилагательные, и глаголы.

  1. Образование глаголов путем добавления к основе приставок.
  2. Образование глаголов с противоположным действием.
  3. Образование существительных при помощи суффикса с уменьшительно-ласкательным значением.
  4. Образование существительных, обозначающих профессию.
  5. Образование прилагательных от существительных.
  6. Образование глаголов от прилагательных.
  7. Подбор однокоренных слов.

Грамматическому строю нужно уделить особое внимание при диагностике дошкольников старшей и подготовительной групп. Потому что в этот период начинается обучение грамоте и формируется основа для успешного овладения школьной программы.

Большинство заданий нужно сопроводить наглядным материалом. Можно использовать не только картинки, но и графические схемы состава слова.

Обследование связной речи

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста основана на составлении рассказов по серии сюжетных картинок. В качестве опорного материала логопед может предложить слова и предложения. Кроме сюжетных картинок дошкольника просят составить рассказ-описание или повествование на основе одного изображения.

Логопед в этом блоке проверяет умение пересказывать короткие рассказы и сказки. Вначале он читает два раза текст, затем просит ребенка пересказать его. В качестве подсказки используют изображения или наводящие вопросы.

Еще одно задание в этом блоке — составление ребенком самостоятельного рассказа о значимом для него событии. Логопед обращает внимание на распространенность предложений, на соблюдение грамматических норм. Также он оценивает звукопроизносительную сторону речи.

Кроме этого в логопедическую диагностику входит:

  • беседа с родителями, воспитателем;
  • обследование моторной сферы: общей, пальчиковой и артикуляционной;
  • обследование фонетико-фонематических процессов.

Беседа с родителями нужна для полного сбора анамнестических данных, которые помогут точнее определить этиологию речевого нарушения. Сформированность моторной сферы влияет на речевую деятельность.

Особенно артикуляционная моторика, проверка которой включает в себя осмотр строения органов артикуляционного аппарата. Именно их особенности и влияют на качество звукопроизношения.

Фонетико-фонематические процессы связаны с грамматическим компонентом. И являются основой для дальнейшего освоения письменной речи.

Длительность диагностики речевого развития также зависит от возраста ребенка, поэтому между заданиями стоит делать физминутки. На основе всех собранных данных логопед составляет коррекционную работу по преодолению речевых дефектов и дает рекомендации родителям и педагогам.

Диагностика речевого развития детей 5 7 лет

Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста

(Ф. Г. Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. — М., 1989.)

1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову

Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое — какое хочешь».

Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).

2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных

1 — Ребенок толкает.

2 — Девочка качает .

3 — Зайчик хрупает .

4 — Мама стирает.

5 — Девочка поливает .

Оценка: 5 верных ответов.

3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов

1 — Что делает зайчик?

2 — Что делает ребенок?

3 — Что делает петух?

4 — Что делает мама?

5 — Что делает папа?

Оценка: 5 верных ответов.

4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных

1 — Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)?

2 — Какая собака?

Оценка: 5 верных ответов.

5-и тест. Практическое приложение грамматических (морфологиче­ских) правил изменения слова

1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много?

2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много?

3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?

Оценка: 2 верных ответа.

6-й тест. Составление предложения по одному слову

Оценка: 1 верный ответ.

7-й тест. Составление предложения по трем определенным словам

1 — кукла, девочка, платье;

2 — тетя, плита, кошка;

3 — дядя, грузовик, дрова;

Оценка: 2 верных ответа

8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления)

1 — Он вышел, когда.

2 — Он не пошел на прогулку, потому что .

3 — Он не вышел во двор, когда.

4 — Он не взял игрушку, которая .

Оценка: 3 верных ответа

9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредст­вом переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматиче­ской правильности)

Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осте рожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?

1 — Он ушла на реку.

2 — Там увидел маленькую рыбку.

3 — Потом бросил один, камни.

4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка».

Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).

10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последо­вательности

Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик? 2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?

Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.

11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов

1 — Скажи одно слово!

2 — Скажи один звук!

3 — Скажи одно предложение!

Оценка: 3 верных ответа

12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказы­вания

Задача: «Хочешь, сыграем в игру «Запрещенные слова»? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова

1 — Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь.)

2 — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает.)

3 — Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая.)».

Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложение; 1, т. е. 2 связных слова).

Обработка и интерпретация результатов

Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле

КоРР = КоРР * 100

где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР — возраст речевого развития, КВ — календарный (хронологический) возраст ребенка.

  • Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, так как условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.

Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 месяца 17 дней — его календарный возраст равен 54 месяцам.

Если ребенок, к примеру: правильно выполняет 10 вербальных задач, его возраст речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда

КоРР = 66 *100 = 103,125 = 103

КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности. Определены следующие границы распределения КоРР:

КоРР от 1 до 9 — значительно низкое речевое развитие;

КоРР от 10 до 41 — низкое речевое развитие;

КоРР от 42 до 106 — нормальное речевое развитие;

КоРР от 109 до 141 — высокое речевое развитие;

КоРР от 142 — значительно высокое речевое развитие.

Методическая разработка: Экспресс-диагностика детей 4 — 5-летнего возраста с проблемами речевого развития

Методическая разработка «Экспресс-диагностика детей 4 – 5 летнего возраста с проблемами речевого развития» позволяет учителю-логопеду выявить детей, имеющих проблемы в речевом развитии, затрачивая при этом минимум времени. Существенным преимуществом подгрупповой формы обследования выступает и то, что она дает логопеду возможность выявить зону ближайшего развития каждого ребенка, а значит, более правильно укомплектовать подгруппы детей для дальнейших занятий.

Речь как важнейшее средство человеческого общения тесно связана с формированием психических функций человека. Многочисленные наблюдения исследователей разных направлений (медицинского, психологического, педагогического), изучавших процесс становления психики в онтогенезе, убедительно доказали, что различные виды речевых нарушений в той или иной мере отражаются на динамике психического развития ребенка. Установлено, что расстройства речи отрицательно сказываются на состоянии либо всей психики, либо ее отдельных звеньев.

Известно, что в ряде случаев за схожими проявлениями дефекта скрывается разная природа отклонений в развитии речи. Это касается в первую очередь наиболее распространенного недостатка – нарушения звукопроизношения (что прежде всего волнует родителей и воспитателей такого ребенка). Аномалии произношения могут выступать в качестве относительно самостоятельного нарушения или быть симптомом более тяжелых отклонений, затрагивающих лексику и грамматический строй языка, таких как общее недоразвитие речи (ОНР). Это, как правило, неблагоприятно влияет на развитие ребенка в целом.

Даже слабовыраженные дефекты в фонематическом развитии создают серьезные препятствия для успешного усвоения программы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Логопеду недостаточно знать признаки того или иного дефекта. Особую важность приобретает умение определить, на какие стороны психики повлияют нарушения, особенно в тот период, когда у детей складываются и развиваются все компоненты языка — лексика, грамматический строй, представления о звуковом составе слова. Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений у ребенка, тем выше ее результативность в плане ликвидации собственно речевых недостатков. Поэтому особое внимание логопедам массовых ДОУ приходится уделять детям 4–5 лет.

Согласно положению о логопедических группах при массовых детских садах логопед впервые знакомится с детьми, имеющими ту или иную речевую патологию, при обследовании средней группы и таким образом определяет, кто из них нуждается в логопедической помощи.

Выявление детей, имеющих проблемы в речевом развитии, проводится в два этапа. Первый – массовое обследование в обычной обстановке, второй – более углубленное обследование в логопедическом кабинете при поступлении детей в логопедическую группу.

К сожалению, первичное массовое обследование в большинстве случаев осуществляется скоростными методами: из расчета 10–15 минут на одного ребенка. Практически на знакомство с ребенком, вступление с ним в контакт и установление у него того или иного речевого дефекта в распоряжении логопеда имеются одна-две минуты.

Отсюда в логопедической практике при направлении на ПМПК нередко случаются диагностические ошибки, так как логопедическое обследование сводится лишь к констатации того или иного дефекта и не может фиксировать состояние всей речевой деятельности и уровень сформированности всех языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй).

Многие логопеды и на втором этапе пользуются только индивидуальной формой обследования устной речи детей в логопедическом кабинете. Но практика показывает, что это неэффективно.

Во-первых, не всегда удается быстро установить контакт с ребенком и, следовательно, получить полную и точную картину имеющихся у него речевых нарушений.

Кроме того, проводя индивидуальное обследование в форме диалога (вопрос – ответ), логопед получает односложные ответы, что также не позволяет выявить степень речевых нарушений.

Во-вторых, такая форма обследования требует значительного времени. Подробно фиксируя ответы ребенка, логопед теряет нить непосредственного контакта с ним. Ребенок отвлекается, его внимание рассеивается, он быстро устает, и логопеду приходится тратить дополнительное время на его мобилизацию для дальнейшей работы или прерывать обследование.

Именно большое количество детей и многообразие имеющихся у них речевых нарушений (в фонетико-фонематическом развитии, лексике, грамматическом строе) не позволяют учителю-логопеду в отведенное для обследования время глубоко и тщательно изучить всех детей, поступивших в логопедическую группу. Поэтому он или не укладывается в назначенные сроки, или проводит его формально, что неизбежно отражается на качестве логопедической работы, поскольку именно обследование устной речи детей является определяющим этапом для дальнейшей учебно-коррекционной деятельности.

Можно избежать подобных проблем и существенно улучшить результат, если применить нижеследующие методы.

1. Подбор речевого и картинного материала таким образом, чтобы при выполнении одного задания можно было диагностировать детей сразу по нескольким речевым параметрам.

2. Изменение формы вторичной диагностики детей: вместо индивидуального длительного обследования в кабинете – обследование в форме подгруппового занятия. Оно позволит создать естественные речевые ситуации, чтобы дети почувствовали себя раскованно, свободно. Тогда ответы ребенка будут максимально отражать состояние его спонтанной речи, чего невозможно добиться, если он находится один на один с логопедом. Предлагаемые при обследовании задания дают возможность неоднократно возвращаться к тем или иным лексико-грамматическим формам, элементам звукового анализа, синтеза, глубже и точнее выявлять и изучать имеющиеся у детей речевые нарушения. Кроме того, фронтальное обследование позволяет объективно охарактеризовать личностные качества ребенка: работоспособность, память, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой и работать самостоятельно, степень логического и образного мышления.

Существенным преимуществом подгрупповой формы обследования выступает и то, что она дает логопеду возможность выявить зону ближайшего развития каждого ребенка, а значит, более правильно укомплектовать подгруппы детей для дальнейших занятий.

3. Установление в процессе обследования уровня сформированности языковых средств ребенка (что позволит выяснить, охватывает ли дефект основные компоненты его речевой системы – звуковой и лексико-грамматический строй языка) и степени тяжести выявленных нарушений.

Методика экспресс-оценки состояния речевого развития поступивших в логопедическую группу детей отрабатывалась в период с 1999 г. по настоящее время в МДОУ «Детский сад№ 85» г. Саранска. Ее использование позволяет эффективно и качественно провести диагностику речевых нарушений, уложиться в соответствующие сроки (с 1 по 15 сентября), распределить детей по подгруппам и подобрать необходимую методику коррекционного воздействия.

Экспресс-диагностика включает в себя два этапа.

Первый этап.

Логопед знакомится с условиями воспитания ребенка, его физическими и психическими данными начиная с перенатального периода, чтобы составить представление о причинах появления того или иного речевого дефекта. Такой большой объем сведений можно получить с помощью анкетирования родителей. Анкеты раздаются на первом родительском собрании в сентябре. В них содержатся вопросы о том, как протекала беременность, как проходили роды, от какой по счету беременности ребенок, какими болезнями болел в раннем детстве, были ли травмы, прерывалось ли речевое развитие, наблюдался ли он у специалистов, нет ли двуязычия в семье, есть ли (были ли) у близких родственников речевые трудности, что беспокоит родителей в речи ребенка в настоящее время.

Второй этап.

На обследование речи детей, проводимое в форме подгруппового занятия, приглашаются 3–4 человека из группы. Большое значение для проведения обследования имеют непринужденная обстановка, интересная и необычная подача материала, побуждающая детей к активной речевой деятельности и выполнению заданий с охотой. Столы в кабинете располагаются таким образом, чтобы дети видели друг друга, чувствовали себя более раскованно, могли свободно общаться с логопедом и между собой. Само обследование проводится в форме занятия, включающего в себя много игр и игровых приемов, в которых задействованы все дети. В качестве наглядного материала используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки, настольные игры, игрушки. Словарный материал должен быть разнообразным, это позволит детям избежать повторения одних и тех же слов, выражений и фраз и наиболее полно выявит индивидуальные особенности речевого развития, их усидчивость, работоспособность, память, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Смена заданий, разнообразие предлагаемых вопросов и видов работ не утомляют детей, поддерживают у них интерес, активность, желание говорить на протяжении всего занятия. Данные, полученные в результате экспресс-диагностики, заносятся в речевые и диагностические карты каждого ребенка.

Использование экспресс-оценки позволяет с первых дней поступления детей в группу диагностировать у них наличие той или иной речевой патологии и своевременно определить принципиальные направления коррекционного воздействия.

Тема: «Экспресс – обследование детей средней группы
(4 – 5–летнего возраста) с проблемами речевого развития».

  • Выявление детей с нарушениями звукопроизношения и лексико–грамматического недоразвития.
  • Игрушка: попугай Петруша
  • Цветные фишки (основные цвета, кроме коричневого) – на каждого ребенка;
  • разрезные картинки (на каждого ребенка);
  • карточки с геометрическими фигурами (на каждого ребенка);
  • игра «Развивающий материал 4-й лишний» (на каждого ребенка);
  • Игра «Классификация».
  • Предметные картинки из пособия Т.Б.Филичевой – «большой – маленький». «детеныши животных» (на каждого ребенка).
  • Сюжетная картинка из пособия Ткаченко «слоговая структура слова»
  • Альбом Иншаковой для обследования звукопроизношения

I. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

  • Знание своих имени и фамилии;
  • С кем пришел в детский сад;
  • Знание состава семьи.

2) Исследование зрительного восприятия:

  • Показ цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) (покажи – назови )
  • Восприятие формы (круг, квадрат, овал, треугольник).

3) Складывание предметной картинки из частей разрезной картинки

II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

(основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

1) Игра «4-й лишний»;

III. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Овощи – фрукты
  • Игрушки
  • Посуда
  • Одежда – обувь
  • Мебель

2) Предикативный словарь (глагольный словарь):

  • Что делает мальчик? (ест)
  • Что делает девочка? (спит)
  • Что делают дети? (играют)
  • Что делает птица? (летит)
  • Что делают рыбки? (плавают)
  • Что делают машины? (едут)

3) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):

4) Употребление предложно – падежных конструкций

(ответить на вопросы по картинкам)

  • Где стоит ваза? (на столе)
  • Где лежат фрукты? В корзине)
  • Где летает бабочка? (над цветком)
  • Где спряталась мышка? (под грибком)

VI. СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

1) Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам)

  • Кувшин – кувшинчик
  • Стакан — стаканчик
  • Звезда — звёздочка
  • Цветок – цветочек
  • Стул – стульчик
  • Шапка – шапочка

2) Образование множественного числа существительных

  • Замок – замки
  • Шляпы – шляпы
  • Катушка – катушки
  • Паук – пауки
  • Конфеты – конфеты
  • Лошадь – лошади
  • Гусеница – гусеницы
  • Птенец – птенцы

3) Образование названий детенышей животных

  • У кошки – котенок
  • У лисы — лисенок
  • У медведя –
  • У козы –
  • У волка –
  • У собаки –
  • У ежа –

4) Предложно – падежные конструкции.

Вопрос: Где лежит? Где стоит?

V. БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ – ПОРОВНУ.

(счёт и счётные операции)

  • Пересчитать предметы в каждом круге и назвать итоговое число;
  • Показать круг с одинаковым количеством предметов.

VI. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО–СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

1) Изолированные слова:

2) Назвать самостоятельно или повторить за взрослым:

  • мотоциклист
  • велосипедист
  • перекресток
  • грузовик
  • светофор
  • автобусная остановка

VII. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Логопед: — К нам в гости пришел попугай Петруша.

1) Внимательно послушайте, что произносит говорящий попугай Петрушка, и повторите за ним:

  • ауио
  • оуиа
  • па –ба
  • та – да – та
  • га –ка – га
  • ма – мя
  • ны – ни – ны
  • ви – вы – ви
  • пух – мех – мох
  • кот – кит – ток
  • дом – дам – дым
  • бак – бык – бок

Подбираются слова на звуки: С, З, Ц, СЬ, ЗЬ, ТЬ, ДЬ, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й

Л.: — Молодцы, дети. Вы хорошо отвечали. Попугай Петруша очень доволен вашими ответами.

  • Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. С.-Петербург, 1993.
  • Филичева Т.Б. ,Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение,1987.
  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения:
  • СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2000. – (РГПУ им. А.И. Герцена).
  • Иншакова О.Б.Альбом для логопеда. М.: ВЛАДОС, 1998.

1) Надорова Ирина Александровна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»,
г.Саранск
2) Кевбрина Лидия Ивановна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»,
г.Саранск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector