Диагностика ребенка неполной семьи - Оappendicite

Диагностика ребенка неполной семьи

Диагностика ребенка неполной семьи

Социально-психологические особенности детей из неполных семей

Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья, в которой формируются основы характера человека, его ценностные ориентации, нормы поведения и взаимодействия с окружающими. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения. Тенденции развития современной семьи выглядят так: резкое падение количества заключаемых браков, увеличение числа людей, не стремящихся иметь семью, снижение детности семей.

Подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр Е.А. Личко. Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:

  1. структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или только отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);
  2. функциональные особенности: гармоничная семья; дисгармоничная семья. Таким образом, неполная семья − это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. В соответствии с этим выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи, которые и составляют абсолютное большинство среди неполных семей. Наиболее часто встречающаяся причина возникновения неполной семьи в наше время – развод, который, по мнению В.А. Сысенко, является стрессовой ситуацией, угрожающей душевному равновесию одного или обоих партнеров и, особенно, детей.

Психологические исследования (А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, Е.О. Смирновой, B.C. Собкина, Й. Лангмейера, З. Матейчека и др.) свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой школьной успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям, нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения, активным поиском «значимого взрослого».

По данным Е.О. Смирновой и B.C. Собкина, детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств; жизненного тонуса; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли.

Психологическая поддержка детей и подростков из неполных семей, в том числе, и с отклонениями в поведении должна быть направлена, прежде всего, на восстановление их нормального психолого-социального статуса, на их адекватную самореализацию за счет проработки психологических трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических.

Цель нашей работы – исследование социально-психологических особенностей детей из неполных семей.

Задачи: определить личностные характеристики детей из неполных семей, особенно касающиеся эмоциональной сферы, общения и социально-психологической адаптации; выявить наиболее часто возникающие трудности и проблемы у таких детей.

На основании теоретического обзора нами были выделены следующие направления диагностики: личностные особенности (коммуникативные, организаторские способности, способности к самоуправлению); мотивация; социально-психологическая адаптация, предпочитаемая временная перспектива.

В исследовании участвовали 99 человек в возрасте от 15 до 19 лет, учащиеся 10−11 классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 168 и 1−2 курсов специальности «Оператор связи» Профессионального лицея № 51 г. Новосибирска. Общая характеристика выборки: 37 испытуемых мужского пола, 62 – женского пола. Количество подростков из полных семей – 65, количество подростков из неполных семей – 34. Математическая обработка данных осуществлялась по программе Statistica 6.0 с расчетом r − коэффициента ранговой корреляции Спирмена и U-критерия оценки значимости различий Манна−Уитни.

Основная задача нашего исследования − определить личностные характеристики детей из неполных семей. Поэтому все нижеизложенные основные результаты относятся к выборке (n = 34) подростков из неполных семей.

Установлено по методике диагностики полимотивационных тенденций «Я-концепции», что в выборке подростков из неполных семей наибольшую выраженность имеют показатели оптимистической (1.3),коммуникативной (0.9) и трудовой мотивации (0.9), при этом нормативная мотивация (−0.6) большинством подростков отвергается. Таким образом, для детей из неполных семей особенно значимы вера в лучшее, ярко выражена потребность в общении и взаимодействии с окружающими, направленность на труд, а также следование собственным нравственным нормам, при этом они менее склонны соблюдать требования социума, слабо выражены ответственность, долженствование, необходимость.

Среди социальнопсихологических мотиваторов активности личности как в полных, так и в неполных семьях наиболее представлена тенденция к аффилиации (67% и 56%, соответственно).

По методике Зимбардо определения временной перспективы в выборке подростков из неполных семей преобладает ориентация на негативное прошлое и фаталистическое настоящее. В выборке детей из полных семей более выражена ориентация на позитивное прошлое и будущее. Таким образом, дети из неполных семей в основном имеют общее пессимистическое отношение к прошлому, травмы и боль которого накладывают серьезный отпечаток на их взаимоотношения с окружением и жизненные планы, либо считают, что все события их жизни предопределены судьбой, и они не в силах что-либо изменить.

Для выявления взаимосвязей исследуемых факторов в выборке подростков из неполных семьей был рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена и установлены следующие значимые взаимосвязи. Альтруистическая мотивация прямо связана с негативным прошлым (r = 0,65, p < 0,01).

Иначе говоря, дети из неполных семей, пережившие в детстве много событий, имевших негативную эмоциональную окраску, больше ориентируются на других людей, готовы думать о других даже в ущерб себе. Оптимистическая мотивация прямо связана с тенденцией к аффилиации (r = 0,74, p < 0,01), т.е. эти дети выделяются верой в лучшее, пассивным ожиданием благополучия при наличии желания признания со стороны окружения.

Социальнопсихологическая адаптация прямо связана с фактором «принятие решений» (r = 0,69, p < 0,01) и самоуправлением (r = 0,60, p < 0,01). Самоприятие прямо связано с организаторскими способностями (r = 0,68, p < 0,01). Высоким показателям неприятия себя соответствуют низкие показатели как коммуникативных (r = −0,61, p < 0,01), так и организаторских (r = −0,62, p < 0,01) способностей.

Интернальность прямо связана с фактором «анализ противоречий» (r = 0,62, p < 0,01). Высокие показатели внешнего контроля связаны с низкими показателями самоконтроля (r = −0,65, p < 0,01).

Прокомментируем эти взаимосвязи. Если дети из неполных семей способны самостоятельно принимать решения, переходить от планов к действиям и управлять своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями, то процесс социально-психологической адаптации проходит более успешно.

Если эти дети принимают себя со всеми своими достоинствами и недостатками, то они активны, инициативны, склонны организовывать игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. В то же время, если эти дети недовольны собой, не принимают себя такими, какие они есть, у них возникают трудности в общении, установлении контактов, они чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Способность принимать ответственность за свои действия и чувства позволяет успешнее ориентироваться в ситуации, а также анализировать и разрешать возникающие противоречия. Усиленный контроль со стороны взрослых ведет к снижению самоконтроля, т.е. даже при самостоятельной постановке цели подросток не организует и не выстраивает выполнение своего плана в реальном поведении, деятельности.

Результаты нашего исследования в целом совпадают со взглядами и выводами других авторов, в частности с данными Е.О. Смирновой и В.С. Собкина о том, что детям из неполных семей не хватает: уверенности в себе и решительности в действиях и поступках, способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне, гибкости и непринужденности в отношениях. Кроме того, наши результаты аналогичны заключению В.С. Мухиной о том, что психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствия одного из родителей.

Проведенное исследование в какой-то степени дополняет приведенные мнения, объясняя частично причины нерешительности таких детей действием предпочитаемой временной перспективы, т.е. погруженностью в травмирующее прошлое или убеждением в предопределенности будущего, независимо от индивидуальной активности личности.

Были получены результаты, демонстрирующие, что дети из неполных семей, имеющие негативное прошлое, больше ориентированы на других людей. Мы можем предположить, что пережитая ими психологическая травма способствует проявлениям сочувствия, желания быть полезным другим даже в ущерб себе. Вполне вероятно, что они более склонны проявлять заботу и сопереживание, чем дети с позитивным прошлым, поскольку на собственном опыте познали боль.

Наше исследование затронуло также мало освещенные в научной литературе особенности мотивационных компонентов Я-концепции личности детей из неполных семей. Важное место занимает выявление и определение деятельности и навыков, которые позволят им в дальнейшем справиться с этими трудностями и, возможно, в будущем создать полноценную, счастливую семью.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Психологи и члены семьи могут способствовать развитию необходимых умений и качеств для предотвращения негативных последствий сложившейся ситуации и преобразования семейного сценария.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

Дата публикации: 07.04.2017 2017-04-07

Статья просмотрена: 1286 раз

Библиографическое описание:

Пономарев П. А., Штильников Д. Е. Особенности психического развития детей в неполных семьях // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 191-194. — URL https://moluch.ru/archive/148/41660/ (дата обращения: 09.02.2020).

В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Ключевые слова: семья, брак, развод, адаптация, неврозы

In this article, the concept of the family and the problems of raising children in single-parent families is considered, and the socio-psychological characteristics of the adaptation and formation of children raised in single-parent families are studied.

Общество заинтересованно в крепких и хороших семьях. Хорошая и благополучная семья, важное условие, которое делает человека счастливым. Семья — это исторически сложившаяся организованная система отношений между женой и мужем, детьми и их родителями. Ее признаками являются:

а) наличие общего семейного бюджета;

б) совместное проживание на одной площади;

в) кровная или брачная связь между всеми членами семьи;

В наше время феномен разрушения семейных отношений изучается многими психологами, потому что это серьезная проблема нашего общества и с каждым годом количество разводов стремительно растет. В последнее время все больше детей воспитываются одним родителем и в большинстве случаев, роль воспитателя берет на себя мать. Поэтому проблемы неполных семей приобретают особую актуальность. Нехватка члена семьи, по мнению исследователей, отражается в личностном развитии ребенка, его самооценке, такие дети более подвержены эмоциональным переживаниям и общение с окружающими людьми становится очень сложным. Ученые отмечают, что развод вызывает у ребенка депрессию, неврозы, что негативно отражается на поведении [2, с129–130].

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений в неполных семьях, рассматривались зарубежными и отечественными учеными. Большой вклад внесли (П. Ф. Лесгафт, И. А. Фурманов, Р. С. Сирс, А. В. Петровский, В. В. Столин, Л. И. Божович, И. В. Дубровина, М. И. Лисина и др.) В настоящее время проблемам неполных семей посвящены многие исследования. Следует отметить работы. Н. Л. Малявко. «Детско-родительские отношения в неполной семье как предмет переживания ребенка-дошкольника», С.В Авакова. «Влияния детско-родительских отношений на личностные особенности детей из неполных семей», А. И. Захарова «Особенности детско-родительских отношений в неполной семье». Н. Л. Малявко пишет о том, что родительский дом для ребенка своего рода первый институт социализации.

Она пишет, что воспитать детей в полноценном виде может только полная семья — отец и мать. Именно в такой семье изначально заданы условия для наиболее полного развития человеческой индивидуальности. В полной гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого взаимопонимания и любви [6].

С.В Авакова отмечает, что среди многих проблем неполных семей особенно острой, на ее взгляд, предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей [7].

А. И. Захаров отмечает, что дети из неполных семей становятся более замкнутыми, агрессивными, тревожными, капризными, имеют заниженную самооценку, склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [3, с. 123].

Важнейшей функцией семьи — это воспитание детей. Успешное выполнение между супругами возможно лишь в условиях дружбы и взаимопонимания в семье, а также, требовательности к детям, и формирования позитивного отношения к труду. Семьи, в которых превалирует неблагополучная атмосфера, хронические стрессы, скандалы и т. п. оказывает лишь деструктивное влияние на личность ребенка. Если родители постоянно выясняют отношения в присутствии детей, унижая друг друга, ребенок чувствует себя брошенным, несчастным, нелюбимым и отверженным. Ребенок получает глубокую психическую травму и в том случае, если семья распалась.

При разводе наиболее отрицательно влияет на детей «боевые действия» такие как взаимные обвинение друг друга супругами, оскорбления, драки особенно тяжело детям, когда их вовлекают в борьбу и заставляют сделать сложный выбор в пользу одного из родителей. Спокойный развод без скандалов и шантажа, существенно уменьшает страдание как ребенка, так и родителей. Хорошо, когда родители могут объяснить, что в разводе ребенок не виноват [8, c. 128–130].

Для определения уровня психологического развития ребенка и отношений между членами неполных семей было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 30 учащихся школы № 3 города Шахты в возрасте от 8 до 12 лет, которых воспитывает только мать.

Были использованы следующие методики: методика уровня школьной тревожности Филипса, методика Дембо-Рубенштейна, тест-рука, тест Рене. Жиля.

Исследуя межличностные отношения, была проведена методика — фильм Р.Жиля, которая показывает положительное и отрицательное отношение к окружающим, высокие шкалы говорят о положительном отношении, а низкие свидетельствуют об отрицательным. Результаты методики можно увидеть на рис. 1.

Рис. 1. Отношение ребенка к окружающим

Как видно из результатов исследования на рисунке 1видно что, в семье преобладают положительные взаимоотношения с матерью 35 %, отношения с сиблингам составляют 20 %, отношение к отцу всего 10 %, к бабушке — 15 %. Для выявления уровня тревожности были использованы методики выявления школьной тревожности, результаты можно увидеть на рис. 2.

Рис. 2. Уровень школьной тревожности

Из рисунка 2 видно, что у детей выявлены разные виды тревожности:

– общая тревожность — 23 %; —

– социальный страх — 15 %; —

– фрустрация потребностей достижения успеха — 15 %; —

– страх самовыражения — 11 %; —

– страх ситуации проверки знаний — 4 %; —

– страх не соответствовать ожиданиям окружающих — 8 %; —

– низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — 8 %; —

– проблемы и страхи в отношениях с учителями — 12 %.

Доминирующими видами тревожности: общая тревожность, фрустрация потребностей достижения успеха и социальный страх. Для выявления уровня агрессивности у детей, воспитывающихся в неполных семьях, была использована методика тест-рука. Результаты на рис. 3.

Доминирующими видами тревожности являются: общая тревожность, переживание социального страха, фрустрация потребностей достижения успеха. Для выявления агрессивности у детей из неполных семей была использована проективная методика тест-рука, результаты представлены на рис. 3.

Рис. 3. Результат тест-руки

По результатам использованной методики можно увидеть, что у детей из неполных семей в большей степени преобладает высокий уровень агрессивности. По их мнению, это проявлялось в том, что рука атаковала, наносила вред, повреждала, доминировала, обижала. Также была использована методика Дембо-Рубенштейна для выявления самооценки у детей из неполных семей. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На рис. 4 изображены семь линий.

Рис.4. Результаты методики Дембо-Рубенштейна

  1. ум, способности.
  2. характер.
  3. авторитет у сверстников.
  4. умение многое делать своими руками.
  5. внешность.
  6. уверенность в себе [4].

Анализируя результаты методики, мы получили следующие результаты, что почти по всем шкалам у детей из неполных семей заниженная самооценка. Можно сделать вывод, что в неполных семьях существуют проблемы в выстраивании детско-родительских отношений. На фоне этого у детей наблюдается высокий уровень тревожности, агрессивность, заниженная самооценка. Специалисты считают, что ребенок, воспитанный в неполной семье, впитывает в себя отрицательный опыт и неправильную модель поведения супругов в браке. В неполных семьях чаще отсутствует покой, мир и благополучие, что не создаёт необходимых условий для духовного и физического развития ребенка. Предельно высока вероятность появления у детей нервно-психических заболеваний. Снижены способности к социальной адаптации, так же деформируются модели полового поведения, формируются комплексы, наблюдается социальная пассивность и апатия.

Диагностика ребенка неполной семьи

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ КАК ПРЕДМЕТ ПЕРЕЖИВАНИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Малявко Наталья Леонидовна

магистрант Гомельского государственного университета

имени Ф. Скорины, г. Гомель

педагог-психолог, ГУО «Ясли-сад № 155 г. Гомеля», г. Гомель

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания многих ученых как один из важных периодов в жизни человека. Именно в этом возрасте наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Родительский дом для ребенка — своего рода первый институт социализации ребенка. Ведь в семье ребенок обучается навыкам человеческих отношений, усваивает нормы поведения.

Воспитать детей в полноценном виде, как считают многие специалисты, может только полная семья — отец и мать. Именно в такой семье изначально заданы условия для наиболее полного развития человеческой индивидуальности. В полной гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого взаимопонимания и любви. Несомненно в таких семьях лучшие условия для творческого воспитательного процесса. Однако, встречаются семьи полные, но в которых нет согласия, где ссоры и конфликты возникают по всякому поводу и на пустом месте.

Необходимо отметить, что в последние годы становится все больше семей, в которых оба родителя заняты проблемами карьеры, делания денег, и дети в такой ситуации оказываются заброшенными, отодвинутыми на последнее мест в иерархии ценностей. Поэтому, и не только, нельзя с уверенность утверждать, что только полная семья может воспитать ребенка в полноценном виде.

Неполная семья может образоваться вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей, или раздельного их проживания. Так, выделяют следующие разновидности неполных семей: разведенная, осиротевшая, внебрачная, распавшаяся. Также выделяют материнские и отцовские неполные семьи в зависимости от того, кто занимается воспитанием ребенка.

Исследования зарубежных психологов показали, что для ребенка-дошкольника в период развода родителей происходит перелом представлений семейной структуры, привычных отношений с обоими родителями [1, с. 10—13].

Существуют разные причины развода, но в любом из этих случаев от его последствий в разной степени страдают все члены семьи, и это несомненно осложняет процесс воспитания.

Часто мать препятствует не только участию отца в воспитании ребенка, но даже редким встречам с ним. Еще больший вред его развитию наносится, если родители после распада семьи не скрывают своего недоброжелательного отношения друг к другу, втягивают ребенка в конфликт, каждый старается быть лучше другого в глазах малыша. Родители, поступающие таким образом, лишь усиливают эмоциональное неблагополучие ребенка.

Хотя дети дошкольного возраста не сразу могут проявить свое отношение к разводу, однако они тяжело переживают распад семьи. Выявлены некоторые различия в эмоциональных и поведенческих реакциях девочек и мальчиков, которые связаны с их эмоциональными переживаниями данной ситуации в семье.

В ситуации развода родителей девочки чаще всего держат свои переживания внутри, и внешнее их поведение почти не меняется. Но могут появиться раздражительность, пониженная работоспособность, утомляемость, отказ от общения, а также слезливость. Иногда таким образом они привлекают к себе внимание расстающихся родителей. Также нередко встречаются жалобы на нездоровье [2, с. 92].

Для мальчиков же нарушения поведения более очевидные. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дома. Ведущие переживания у мальчиков — это гнев и агрессивность. Переживания девочек доставляют беспокойство в первую очередь им самим, а проблемы мальчиков быстро начинают сказываться на других членах семьи, на детей из группы детского сада и на других окружающих ребенка людей.

Смерть человека является еще одной причиной образования неполной семьи. Смерть — это всегда тяжелый удар для всех его близких. И неважно, умер ли он в результате длительной болезни или смерть внезапна. Взрослые в такой ситуации вместе с переживанием горя испытывают растерянность, потому что ему предстает пережить утрату не только самому, но и помочь ребенку пережить потерю близкого и родного ему человека.

Всегда и во всем мире воспитание детей считалось в первую очередь материнским занятием. Однако, вследствие смерти матери, может образоваться отцовская неполная семья. Нельзя утверждать, что между отцом и ребенком или детьми будут нарушены гармоничные взаимоотношения. Однако анализ проведенных исследований помогает выявить целый ряд проблем в отношении отцов к своим детям. И основными из них являются непонимание отцами своей особой роли в развитии личности дошкольника, неумение играть и заниматься с малышами, недостаток общения с детьми. Также среди трудностей, которые выделяли сами отцы, были плаксивость и детское упрямство.

Еще одной из разновидностей неполной семьи является внебрачная, влияние которой на формирование личности ребенка имеет свои особенности. Одинокая мать может быть больше занята работой, она с трудом сочетает материнские функции и занятость вне дома. Вследствие этого ребенку уделяется меньше заботы и внимания, эмоционального тепла. Мальчики могут сталкиваться с проблемой нехватки авторитета, которым в семье, как правило, является отец, а также с проблемой найти себе образец мужчины. У девочки образ мужчины оказывается обедненным, что может привести к различным проблемам в установлении личных отношениях в будущем.

Одинокая мать сталкивается с социальными и материальными проблемами, которые являются причиной её переживаний. Они вызывают неустойчивость настроения и повышенную раздражительность матери. Это её эмоциональное состояние матери несомненно сказывается на ребенке. Ее раздражительная реакция на какую-то мелочь, часто провоцирует ответное агрессивное поведение ребенка.

Воспитание в семье матери-одиночки связано с рядом психологических трудностей, но нельзя утверждать, что ребенок в такой семье обязательно вырастет личностно и социально незрелым. Многое зависит от самой матери и от методов воспитания, от того как она будет строить свои отношения с ним и учить его устанавливать взаимоотношения с окружающими людьми.

Почти все точки зрения относительно воспитания детей без отца сводятся к мысли о том, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Например, Рожина Л.Н. отмечает, что дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы, менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек, становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.

В заключении хотелось бы отметить что первой и основной задачей одного или обоих родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. И никогда, и ни при каких обстоятельствах у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная, необходимая из всех обязанностей родителей — относиться к своему ребенку любовно и внимательно.

Ребенок нуждается в любви. Одна из главных его потребностей — потребность в любви Только удовлетворив её и имея гармоничные взаимоотношения в семье ребенок сможет научиться строить отношения с другими, завязывать дружбу, дарить любовь и быть благодарным за любовь.. Ребенок, не усвоивший в детстве главнейших правил общения, может превратиться в человека, манипулирующего всеми вокруг, в человека, который не может строить личные взаимоотношения с другими людьми. Самое главное, чтобы ребенок был твердо уверен, что его любят, и он очень нужен. И независимо не от чего, дети должны быть любимы, ведь они самое важное и бесценное, что есть у родителей.

Список литературы:

  1. Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. М., 1981. — С. 10—13.
  2. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003. — 272 с.

Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить основные направления социально-педагогической работы с детьми из неполной семьи.
Задачи:
1. Проанализировать социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.
2. Изучить психологические особенности ребенка из неполной семьи.
3. Провести диагностику социально-психологических особенностей ребенка из неполной семьи.
4. Осветить основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.
1.1. Неполная семья и ее социально-психологические категории ………. 7
1.2. Психологические особенности ребенка из неполной семьи ………….10
Глава 2. Организация социально-психологической работы с детьми из неполных семей.
2.1. Диагностика социально-психологических особенностей ребенка
из неполной семьи …………………………………………………………………20
2.2. Этапы и основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………………39
Приложение…………………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка

Глава 1. Социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.

    1. Неполная семья и ее социально-психологические категории ………. 7
    2. Психологические особенности ребенка из неполной семьи ………….10

Глава 2. Организация социально- психологической работы с детьми из неполных семей.

2.1. Диагностика социально-психологических особенностей ребенка

2.2. Этапы и основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи………………………………………………………………… .24

Актуальность. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность.

На протяжении многих веков семья остается неотъемлемым элементом структуры общества. В семье происходит первичная социализация личности. Семья – это основанная на браке или кровном родстве молодая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями, помощью, эмоциональной и моральной ответственностью. Брачный союз является основной ячейкой государства, от положения которой зависит его развитие. Противоречия современного общества, все его проблемы и сложности отражаются на семье, ее образе жизни.

Важной проблемой современной семьи является отсутствие одного из родителей. В таких семьях возникают проблемы разного характера. В семье отсутствие отца оказывает влияние и на ребенка, и на экономическом статусе семьи, поведение матери ее взгляды и психическое здоровье.

Причины возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода вообще нет, и семья вынуждена жить на пособия по безработице, либо на детское пособие). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчин в силу ее отставания по социальной лестнице вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получает их, как правило, покрывают не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям: во всяком случае, их разрешить проще, чем социально- психологические, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполной семей, прежде всего детей.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередко у женщин, что является причиной их гиперопеки. Стремясь понизить жизненные стандарты своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки такие случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность – затруднение в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь, родители. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. В неполной семье ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение: это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, к распаду семьи.

Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).

Также, стала распространенной новая категория неполных семей – неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы; гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство – чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на воспитание и содержание. Такие семьи, как правило, имеют низкий уровень доходов, ряд сложностей, вызванных плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, поэтому часто эти дети демонстрируют девиантные формы поведения.

Таким образом, неполная семья является одной из важных проблем современного общества.

Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные положения по вопросам проблемы неполной семьи, психологических особенностей ребенка из неполной семьи, адаптации его в социуме, нашедшие отражение в трудах психологов Л. Анзорг, Н. Башкирова, М.И. Буянов, И.Ф. Дементьева, М.В. Лысогорская, З. Марова, З. Матейчек, О.В. Некрасова, Я. Николаева, С. Радванова, Г.Фигдор, Хетерингтон.

Объект исследования: дети из неполных семей.

Предмет исследования: организация социально-педагогической работы с детьми из неполных семей.

Цель: определить основные направления социально-педагогической работы с детьми из неполной семьи.

1. Проанализировать социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.

2. Изучить психологические особенности ребенка из неполной семьи.

3. Провести диагностику социально-психологических особенностей ребенка из неполной семьи.

4. Осветить основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи.

Гипотеза: мы предполагаем, что социально-педагогическая работа с детьми из неполных семей позволит снизить уровень психологического неблагополучия ребенка.

Методы исследования: 1) наблюдение

3) анализ литературы

База исследования: исследование проводилось в средней общеобразовательной школе. В эксперименте принимали участие ученики 7 класса, средний возраст которых 12-13 лет.

Глава 1. Социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме

    1. Неполная семья и ее социально-психологические категории

Распад семьи является острой проблемой нашего общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях.

Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть все основания полагать, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития: его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям.

Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении: озлобленность, агрессивность ребенка и пр. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым. Учитывая массовый характер такого явления, как неполная семья, чрезвычайно важно выяснить, имеет ли воспитание ребенка без отца устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка.

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребёнка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей:

  • осиротевшая
  • внебрачная
  • разведенная
  • распавшаяся

В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребёнка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

По количеству поколений в семье различают неполную простую – мать (отец) с ребёнком или с несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.

В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приёмными или опекунами. Соответственно этому, такие неполные семьи называются нетипичными, среди них в свою очередь можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки.

Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека – это страшный удар для семьи, оставшиеся её члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться частью семейного круга.

Семейные отношения с родственниками и друзьями умершего родителя будут продолжаться и впредь, когда овдовевший вновь вступит в брак, так как общественное мнение принимает второй брак после вдовства как само собой разумеющееся явление. В такой семье чаще всего не возникают такие трения, которые неблагоприятно влияют, а порой нарушают развитие осиротевшего ребёнка. Спокойная атмосфера новой семьи создает самые подходящие условия для правдивой, положительной информации ребёнка об умершем родителе. Взрослые члены семьи рассказывают ребёнку об умершем родителе самое хорошее, лучшее из его жизни, возможно даже идеализируя его. Например, отец умер, ребёнок его не помнит, но гордится им как самым замечательным на свете. Умерший отец всегда герой. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы, что не может не сказаться на формировании личности ребёнка. Всё зависит от того, какую позицию по отношению к ребёнку займёт овдовевший родитель, который учиться жить и заботится о семье один. Он теперь и отец, и мать. Это всегда нелегко. Однако с точки зрения воспитания ребёнка здесь не должно возникнуть таких проблем, как в семье, где также остался один из супругов, но в связи с распадом семьи из–за развода супругов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector