Диагностика развития ребенка овз - Оappendicite

Диагностика развития ребенка овз

Диагностика развития ребенка овз

Психологическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе психологической диагностики детей с ОВЗ необходимо соблюдать ряд принципов:

1.Деятельностный принцип, направленный на проведение психологического обследования в контексте деятельности, доступной ребенку с ОВЗ: предметно-практической, игровой, учебной.

2.Принцип качественного анализа полученных данных психологического обследования, построенный на концепции Выготского об определяющей роли обучения в процессе развития ребенка. Для психолога важен не только результат выполнения тестового задания, но и способ работы ребенка, умение его переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение к хаданию, собственная оценка результатов.

3.Принцип личностного подхода. Психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом.

4.Принцип сравнительного подхода. При изучении нарушенного развития психолог должен правильно ориентироватьсяв особенностях психического развития здорового ребенка.

5.Принцип комплексного подхода. Учет множества факторов, лежащих в основе нарушений развития ребенка с ОВЗ: клинических, педагогических, психологических, социальных.

По результатам психодиагностики должны быть выявлены:

1) нарушения психической деятельности, их механизмы для определения перспектив реабилитации

2) наиболее сохранные психические функции, чтобы задействовать компенсаторные механизмы

3) должна быть осущестлена оценка тех особенностейпсихической деятельности, которые будут способствовать успешной социальной интеграции ребенка на разных этапах возрастного развития.

Углубленное психодиагностическое обследование детей, с ОВЗ должно обеспечивать

1)оценку психомоторного развития

2)всестороннюю оценку интеллектуального развития

3)оценку эмоционально-волевой сферы

4)оценку характера и особенностей личности в целом

5)оценку поведения и психологических механизмов его регуляции

Основные трудности психолога при обследовании заключаются в том, что многие методики не могут использоваться полностью или частично в связи с особенностями нарушений.

Психолог должен владеть большим количесвом методов и взаимозаменяемых методик и перед обследованием больного тщательно подбирать наиболее пригодные для обследования с учетом расстройств.

вследствие истощаемости нужно внимательно относиться к дозированию тестовых нагрузок ( до 5-7 лет — 20-30 минут)

Для оценки интеллекта мб использованы, напр., тест Векслера (иногда частично, графические тесты, методика исключения предметов и т.д.

Основные требования к психодиагностике детей с ОВЗ

1)Психодиагносика должна быть максмально ранней, те проводиться непосредственно после установки медицинского диагноза

2)должна обеспечить обоснованность разработки программ психокоррекции, текущиц контроль её резульативности в процессе сопровождения психическогог развития ребенка, оказания ему психологической помощи

3)Психодиагностике подлежат не только сами дети, но и их родители

4)программа должна по возможности определить все нарушения психического развития, а используемые методы и методики должны отличаться надежностью, валидностью и быть адекватными возрасту и степени тяжести заболевания ребенка

5)результаты носят конфиденциальный характер и к проведению могут привлекаться только специалисты

Структура и содержание работы психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).

Значение психодиагностического исследования при отборе детей в разные виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений и для интегрированного обучения в массовые школы.

1926г. В России вышло 1 постановление о медицинско-педагогических комиссиях, которые предназначаются для того, чтобы обосновано можно было уточнять состояние ребенка и поставить ему медицинский диагноз.

Выготский говорил о том, как должно проходить исследование:

1. Принцип комплексного подхода к обследованию ребенка на ПМПК.

( обследование разными специалистами)

Психологическое обследование является неотъемлемой частью ПМПК.

1)Данные социального педагога

-проф. занятость родителей,

-материально-бытовые условия, (наличие рабочего места у ребенка, сколько времени за ним проводит, рабочий стереотип, если нет – мб неустойчивость внимания)

-кто воспитывает ребенка кроме родителей

-медицинский анамнез всех членов семьи, отклонения, протекание беременности и родов, болезни, лечения; -история развития самого ребенка

-Педиатр – на момент обследование необходимо заключение педиатра об общем соматическом состоянии ребенка

-Окулист — острота зрения, глазное дно, широта поля зрения

-ЛОР – острота слуха, состояние всей системы

3) Педагогическая характеристика

-посещал ли образовательные учреждения (сколько и какие), если нет, то кто занимался воспитанием ребенка, возможное влияние

-какие трудности возникали в учебном процессе

Специалисты обсуждают, психиатр ставит диагноз

2. Принцип всестороннего и целостного обследования ребенка на ПМПК

( ребенок должен быть обследован психологом всесторонне – все сферы личности)

1) когнитивная (-внимание,-память, -воображение, -представление, -мышление)

3) волевая (сформированность произвольной регуляции деятельности)

7) индивидуально-типологические особенности – особенности поведения

3. Принцип возрастной и содержательной валидности использованных методик

Методы должны соответствовать возрасту, уровню развития и предмету исследования

4. Принцип динамического подхода и обследования ребенка.

5. Принцип деятельностного подхода.

Учитывает сформированность ведущего вида деятельности.

6. Принцип соотнесения результатов обследования ребенка с нормами.

В данный момент существует проблема с нормативами, поэтому опора идет на среднегрупповые показатели, если показатели ребенка ниже, то на него стоит обратить внимание педагогов и психологов, или же он попадает в группу риска.

7. Принцип качественно-количественного анализа результатов обследования

Значение количественного и качественного анализа очень хорошо дополняют друг друга ( н-р, профиль интеллекта)

8. Соблюдение условий проведения психодиа

.Цель ПМПК — организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания, пропаганда здорового образа жизни среди школьников, родителей, педагогов.

.Основными задачами ПМПК являются:

• Своевременное выявление и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;

• Комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;

• Определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;

• Содействие и инициирование организации условий развития и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

• Внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;

• Формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;

• Своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;

• Консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

• Координация деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений;

• Участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;

• Профилактическая работа с детьми и подростками по предупреждению потребления психоактивных веществ;

• Разработка и реализация программ, содействующих приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;

• Содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.

Думаю, речь здесь должна идти о том, чтобы ребенок получил образование, соответствующее способностям и возможностям в маскимально комфортной для ребенка среде

«Особенности психологической диагностики детей с ОВЗ. Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима . »

Особенности психологической диагностики детей с ОВЗ.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их

возможностей и выявление особых образовательных потребностей.

Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход,

который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми

специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние

зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Сначала педагоги знакомятся с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это помогает нам сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.

Методы Психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ, посещающих структурные подразделения проходят в форме диагностических игровых сеансов состоящий из трех частей: самостоятельная игра ребенка, совместная игра родителя и ребенка и специфические пробы и методики в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей.

Диагностический сеанс направлен на изучение индивидуальных особенностей ребенка и изучение детско-родительских отношений.

Основными методами диагностики детей с ОВЗ, являются беседа с ребенком и родителями, наблюдение и специфические пробы. Во время диагностических сеансов мы используем как полевое наблюдение, когда сеанс протекает в естественных условиях в свободной деятельности, так и лабораторное, когда условия вокруг ребенка моделируются специальным образом для изучения отдельных сторон деятельности ребенка.

По результатам диагностического сеанса заполняется карта развития, в которой указывается наличие или отсутствие того или иного качественного показателя.

Эмоциональная – волевая сфера Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее.

На какие же параметры в эмоциональных проявлениях нужно прежде всего обратить внимание? Начнем с эмоционального фона. Он имеет много общего с настроением, но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния.

Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Положительный эмоциональный фон проявляется в приподнятом настроении, улыбке и жестах, выражающих открытость и расслабленность. Ребенок легко вступает в общение и игры, проявляя заинтересованность.

Отрицательный эмоциональный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Другой важный параметр – выраженность эмоций, т. е. то, насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько богат его эмоциональный мир. Зачастую дошкольники еще не до конца освоили культурные формы выражения эмоций. Они еще не всегда могут сдержать такие эмоциональные проявления, как крик, плач и т. п. Важно посмотреть, усвоены ли им оттенки эмоций, или они плоские, односторонние, невыраженные. В таком случае ребенок реагирует однотипно (улыбается или плачет) или вообще не выражает никаких чувств. Это сигнал психологу для более тщательного изучения особенностей ребенка, так как может свидетельствовать об органических поражениях, предрасположенности к неблагоприятному развитию личности.

Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Очевидно, что эмоции детей более подвижны, чем у взрослых. Это объясняется незаконченной миелинизацией нервных волокон, что приводит к частому переходу от возбуждения к торможению и наоборот, а внешне выражается в быстрой и легкой смене эмоций от печали к радости, от горя к веселью. Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.

Такие дети в игре бурно радуются, эмоционально включаются в ситуацию и тут же могут расплакаться по незначительному поводу. Резкую смену настроений может вызвать успех или неудача при выполнении задания, радость сменяется обидой, разочарование – гневом, страх – неудержимым весельем.

Так же необходимо обратить внимание на экспрессивные компоненты эмоционального реагирования.

выразительные движения всего тела — пантомимика. Пантомимические изменения в o походке, осанке, жестах обычно возникают непроизвольно, как внешние проявления общего эмоционального состояния человека.

движения лицевых мышц — мимика.

o вокализация: тембр голоса и интонация, звуковые средства экспрессии.

Также во время ДО необходимо обратить внимание на такие волевые качества ребенка, как:

— Решительность – умеет ли ребенок рисковать в сложных ситуациях.

— Целеустремленность – насколько его решения имеют целевую направленность и исполнение.

— Настойчивость – способен ли доводить до конца принятые решения, достигать поставленные цели.

— Самообладание — способность сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели.

— насколько ребенок инициативен

— может ли самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения и выполнять принятые решения.

Коммуникативная сфера Общение является одним из важнейших факторов психического развития с первых дней жизни ребенка. От того как у ребенка складываются отношения с социальным окружением, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения (общения) и то, как ребенок будет относиться к окружающему его миру.

Диагностируя коммуникативную сферу ребенка мы обращаем внимание на средства общения, которые он использует при взаимодействии с окружающими:

— вербальные – звукоподрожания, лепет, слова, фразы, тут важно заметить использует ли ребенок такие возможности своего голоса как громкость и тон для выражения своих требований.

— И невербальные — использует ли он жесты или указывает на предмет взглядом. Иногда дети, чаще всего это проявляется у детей с нарушениями аутистического спектра, пользуются рукой взрослого или подводят взрослого к предмету.

Следующим показателем развития коммуникативной сферы является понимание ребенком вербальных и невербальных обращений, т.е. выполняет ли ребенок действие по вашей просьбе, правильно ли реагирует на жест и интонацию взрослого.

Так же не менее важным показателем является умение ребенка поддержать диалог – насколько внимательно ребенок слушает партнера и ждет ли ответа после обращения. Способен ли ребенок поддержать разговор с взрослым по поводу того что данный момент отсутствует в непосредственном окружении.

Личностное развитие Самые ранние проявления самосознания наблюдаются в конце младенчества, когда ребенок начинает выделять свое тело из окружающего пространства. Важнейший этап в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда формируется личностное новообразование — «гордость за собственные достижения». Оно говорит о том, что ребенок начинает сознавать свои желания, действия, осознавать себя субъектом деятельности и отделять действие от предмета, с которым оно было жестко связано.

Ядром самосознания являются самооценка и связанный с ней уровень притязаний. Подуровнем притязаний понимается степень трудности целей, которые человек ставит перед собой. Самооценка развивается в дошкольном возрасте по следующим направлениям: 1) возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок; 2) самооценка от общей переходит к дифференцированной; 3) возникает оценка себя во «времени; проявляющаяся в указаниях на будущее. Главным достижением дошкольного возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка.

Таким образом при ДО личностного развития мы оцениваем следующие параметры: соотносит ли ребенок себя со своим именем, при просьбе показать находит ли у себя части тела, узнает ли себя в зеркале и на фотографиях, правильно ли он отвечает на вопрос мальчик или девочка, пользуется ли личными местоимениями, рассказывает о своих желаниях, ощущениях и событиях произошедших с ним.

При диагностике познавательного развития, нам как психологам, главным образом необходимо выяснить способности ребенка к исследовательской деятельности и то каким каналов при исследовании ребенок пользуется чаще всего. Так как для получения полноты картины окружающей действительности ребенку необходимо использовать все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильно-кинестетический. Так же мы предлагаем серии специфических проб для получения сведений об уровне развития высших психических функций ребенка.

Следует подчеркнуть особую актуальность изучения детско-родительских отношений, т.к. именно они во многом предопределяют степень социализации и адаптации ребенка в жизни. Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность эмоциональнотеплых отношений провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности.

На какие же параметры стоит обратить внимание при взаимодействии родителя с ребенком.

— В первую очередь насколько теплого и уважительного отношения к ребенку, готов ли он помогать ему в выполнении заданий, насколько высоко родитель обеспечивает безопасность и комфорт ребенка, насколько часто родитель использует вербальные и невербальные проявления при трансляции своих нежных чувств к ребенку. Также мы наблюдаем за тем удается ли родителю в процессе взаимодействия или игры самому пребывать в расслабленном состоянии и является ли аффективный фон родителя позитивным, негативным или нейтральным.

— Необходимо наличие желания родителя установить адекватный контакт с ребенком и какую форму контакта предпочитает родитель(вербальная, тактильная, зрительная, опосредованная);

— Каждому ребенку необходимо наличие одной из форм социального контроля и в ситуации взаимодействия родителя с ребенком мы можем наблюдать является ли это запретом, командой, физическим принуждением, просьбой или помощью вопросом

— В таком взаимодействии мы можем наблюдать каким образом разрешаются конфликтные ситуации и используются педагогические приемы.

Таким образом, по результатам оценки всех выше перечисленных критериев выстраивается индивидуальный план работы с ребенком.

1 Диагностика психического развития детей дошкольного воз­раста

В этом возрасте происходят большие изменения в психическом развитии ребенка. Значительно возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности. У дошкольников появляется возможность выполнения действий по словесной инструкции, усвоения знаний на основе объяснений, но только при опоре на четкие наглядные представления. Основой познания для этого возраста является чувственное познание — восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформировано у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышлении

Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста

При проведении обследования дошкольников следует соблюдать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния:

создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;

предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;

чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;

игровой характер заданий;

учет уровня развития познавательной деятельности.

Понятие «психологическая готовность к школе» включает в себя несколько важных компонентов: умственную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовность (т.е. умение ребенка строить свои отношения со сверстниками и с новыми взрослыми).

Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:

понимание условий задания;

способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);

обучаемость в процессе обследования;

отношение к результату деятельности.

2 Зарубежные и отечественные методы диагностики развития детей младенческого возраста

Особенностью детей первого года жизни является большая зависимость от воздействия взрослого человека. Общение со взрослым — необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни. Именно в процессе этого общения формируются основы всей психической деятельности малыша. Развитие в этом возрасте происходит неравномерно, поэтому его оценка всегда требует динамического наблюдения.

Быстрый темп и неравномерность развития определяют деление первого года жизни на качественно различные периоды, каждый из которых характеризуется ведущими достижениями.

В первый период (первый месяц жизни) — период новорожденности — еще трудно выделить ведущее достижение в развитии, однако наряду с набором врожденных приспособительных реакций уже с 3 — 4-й недели жизни можно выявить первые предпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос и улыбку

Ведущим достижением во втором периоде (от 1 до 3 мес) является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций, а также ответных эмоционально-выразительных реакций.

В третьем периоде (3 — 6 мес) продолжается дальнейшее развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, появляется ориентирование в окружающем, на основе которого формируется понимание речи, предпосылки предметной деятельности, сенсорное восприятие и первые сложные формы поведения. Ведущим в этом возрасте является развитие движений руки, когда главную роль начинает играть зрительный анализатор

Четвертый период (6 — 9 мес) характеризуется резким скачком в развитии движений. К 7 мес ребенок хорошо ползает. Это меняет его поведение — он становится более активным и самостоятельным, начинает лучше ориентироваться в окружающем, активно манипулирует. К 9 мес развивается функция прямостояния, умение садиться, ложиться, вставать, сидеть, стоять, переступать вдоль барьера, совершенствуются движения кисти и пальцев. Все это способствует формированию предметной деятельности.

В пятом периоде (9 — 12 мес) ведущим является развитие речи

Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей первого года жизни

Обычно психодиагностическое изучение детей начинают после 1,5 — 2 мес. Объектами такого изучения становятся дети с признаками раннего органического поражения мозга или находящиеся в условиях социальной или эмоциональной депривации, например в условиях дома ребенка или при эмоциональном отвержении ребенка матерью.

Существует несколько методик изучения психофизического развития детей первого года жизни. Широкую популярность у нас в стране получили Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика (DDST) и некоторые другие. Среди отечественных методов можно отметить работы Г.В. Пантюхиной, К.Н. Печоры, Э.Л. Фрухт, О.В. Баженовой, Л.Т. Журбы, Е.М. Мастюковой.

И отечественные, и зарубежные методики построены по одному принципу: они включают наборы заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличения возраста эти задания усложняются.

.Изучение анамнестических данных ребенка. Структура анамнеза.

Медицинское обследование, как правило, начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими). В семейном анамнезе анализируются сведения о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого из ее членов, характерологические особенности родителей. Фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей, в частности наличие производственных вредностей и длительность работы с ними. Дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку. Фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам. Личный анамнез ребенка учитывает, как протекала у матери беременность, не было ли токсикоза, соматических заболеваний, резус-конфликта, длительного приема лекарственных препаратов и других вредностей. Описываются особенности родов, наличие признаков асфиксии плода, родовой травмы, патологического предлежания плода. Отмечается характер помощи во время родов и затраченное на оживление плода время. Указывается, не было ли у ребенка врожденных пороков развития, судорог, признаков желтухи. Отмечается вес при рождении и время начала кормления, срок пребывания в роддоме. Затем перечисляются перенесенные ребенком заболевания, указывается их острота, характер, длительность, лечение, наличие осложнений. Фиксируются случаи судорожных и других пароксизмальных состояний; отмечается, в каком возрасте они возникли, описывается характер припадков и эпилептических эквивалентов, их распределение во времени, характер пред- и постприпадочных состояний, отмечается противосудорожное лечение, его регулярность и эффективность.

Изучение медицинской документации – наблюдение педиатра.

При обследовании ребенка от рождения до 1 года врач-педиатр обращает внимание на следующие диагностические показатели, отмечая их в своих записях:

— характер роста, вес, особенности развития перцептивных и локомоторных функций;

— особенности сна, аппетита, длительность вскармливания грудью;

— динамика эмоционального и интеллектуального развития;

— преобладающее настроение, наличие вялости или возбудимости;

— воспитывается ли ребенок дома или в яслях.

При обследовании ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет фиксируются особенности его развития, их соответствие возрастным показателям. Отмечается состояние вегетативной сферы: особенности сна, аппетита, переносимость жары и т.д. Фиксируется наличие энуреза, его частота, связь с психогенной ситуацией. При описании развития моторики характеризуется степень подвижности ребенка, наличие вялости или двигательной расторможенности. Фиксируется наличие или отсутствие навыков опрятности и самообслуживания.

В процессе медицинского обследования ребенка устанавливается наличие врожденных и приобретенных пороков развития.

Исследуется состояние полости рта (миндалин, носоглотки), желудочно-кишечного тракта, дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой систем, измеряется артериальное давление, устанавливается наличие или отсутствие аллергических явлений.

КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОСНОВНЫХ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Транскрипт

1 КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОСНОВНЫХ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ Приходько Оксана Георгиевна доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой логопедии, директор Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ

2 Особенности периода раннего детства Наиболее интенсивный темп развития. Высокая пластичность высшей нервной деятельности, легкая обучаемость. Большие потенциальные компенсаторные возможности развития. Скачкообразность и неравномерность процесса развития. Единство и взаимосвязь психического, физического и речевого развития. Потребность в общении со взрослым. Ведущая роль взрослого в развитии ребенка. Особая чувствительность к определенного рода воздействиям. Неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков. 2

3 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья. До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение центральной нервной системы). Не более 10% детей дошкольного и 4% детей школьного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Распространенность патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличивается на 4-5%. 3

4 Перинатальное поражение ЦНС различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Дизэмбриогенез нарушение внутриутробного развития нервной системы ребенка. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают интранатальная асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему аномально развивающегося плода. 4

5 Степени выраженности неврологической патологии: Легкая степень — гипертензионный синдром, гидроцефальный синдром, минимальная мозговая дисфункция, нарушения мышечного тонуса, синдромы гипер- и гиповозбудимости; астенический синдром. Средняя степень — синдромы двигательных расстройств, эписиндром. Тяжелая степень — детский церебральный паралич, органическое поражение ЦНС.

6 Медицинское обследование Скрининги новорожденных. Функциональная диагностика. Врачи должны понимать специфику диагностической деятельности в ПМПК. Острая потребность в квалифицированной медицинской оценке. Должно быть описание проблем ребенка, обоснованность рекомендаций.

7 Комплексный междисциплинарный подход

8 Подходы к ранней диагностике: антропометрический (Ленц, Монбейар, Гаусс, Стюарт, Стивенсон, Таннер, Бэйли и Пинно); клинический (Л.Т. Журба, Е.М.Мастюкова, В.А.Доскин); психолого-педагогический (Н.М.Аксарина, О.В.Баженова, Бинэ и Симон, Гриффитс, Е.А.Екжанова, С.М.Кривина, Г.А.Мишина, Т.В.Николаева, Г.В.Пантюхина, К.Н.Печора, О.Г.Приходько, Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева; Н.В.Серебрякова; Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова; Э.Л.Фрухт и др.

9 Цель ранней психолого-педагогической диагностики — контроль за ходом психического развития ребенка первых лет жизни для последующей коррекции выявленных отклонений. Главная функция ППД — определение условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию обследуемого ребенка и путей помощи при разработке индивидуальных программ развития.

10 Задачи ранней психолого-педагогической диагностики: раннее выявление отклонений в развитии определение причин и характера первичных нарушений развития обследуемого ребенка, а также степени выраженности нарушений выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка определение специфических образовательных потребностей ребенка, путей коррекционно-развивающего воздействия обоснование психолого-педагогического прогноза

11 Методы комплексного обследования: изучение медицинской и педагогической документации детей, сбор и анализ анамнестических данных беседа с родителями, врачами (неврологом, детским психиатром) сбор сведений о раннем моторном, нервно-психическом, доречевом развитии детей на первом году жизни педагогическое наблюдение в процессе свободной деятельности ребенка, на специальных занятиях (дефектолога, логопеда, воспитателя), во время режимных моментов индивидуальный обучающий эксперимент (задания, адекватные возрасту и состоянию)

12 В комплексном диагностическом обследовании выделяют три основных этапа: 1. сбор данных 2. переработка и интерпретация данных 3. вынесение решения (заключение, пути помощи)

13 Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей

14 Необходимость раннего диагностического изучения ребенка Именно раннее выявление отклонений в развитии ребенка позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение его в коррекционное обучение. В основе комплексной диагностики лежит своевременное выявление отклонений в различных функциональных системах.

15 Комплексное изучение основных линий развития ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения отклонения. Оно осуществляется группой специалистов (врач, дефектолог, логопед, психолог). Междисциплинарное взаимодействие, взаимодополнение в процессе диагностической деятельности

16 Диагностика отклонений по основным «линиям развития» (двигательное, познавательное, социальное, речевое); определение актуального уровня развития. Определение возможного прогноза развития. Разработка индивидуальной программы развития.

17 Системный подход опирается на представление о системном строении психики. Он предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязи между ними, их иерархии. Важно выявить как явления негативного характера, так и сохранные функции, которые составят основу для коррекционно-развивающих мероприятий.

18 Динамический подход предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития, а также учет возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Повторное диагностическое обследование важно для уточнения заключения. Необходим учет текущего состояния ребенка, возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация. Очень важен учет возрастного фактора.

19 Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка Принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.

20 Качественный анализ результатов комплексного изучения ребенка. Первичные нарушения вытекают непосредственно из биологического характера болезни, а вторичные отклонения возникают вследствие первичных нарушений. Именно вторичные отклонения — основной объект психолого-педагогического изучения и коррекционного воздействия. Одни и те же вторичные отклонения в развитии могут наблюдаться при различных первичных нарушениях, и наоборот при одном и том же первичном нарушении может быть различная картина вторичных отклонений. Также возможна количественная оценка результатов выполнения отдельных диагностических заданий

21 Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития. Психолого-педагогическая диагностика почти всегда дифференциальная, она строится на сравнительной оценке наличия/отсутствия определенных симптомов и показателей. По ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы (тип образовательно учреждения, программа обучения)

22 Задачи дифференциальной диагностики: оценка особенностей нарушений основных линий развития разграничение характера и степени нарушений познавательного, речевого, эмоционального и моторного развития ребенка системный анализ структуры нарушений развития (выявление первичного и вторичного нарушений) определение и обоснование педагогического прогноза

23 Углубленное психолого-педагогическое изучение Цель — разработка индивидуальных программ развития и коррекции нарушений на основании результатов диагностики. Такое изучение требует большого количества времени. Задачи: выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения

24 Возрастной подход в диагностике Диагностический материал и интерпретация результатов должны коррелировать с возрастом ребенка.

25 Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития Задачи коррекционно-развивающей работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

26 Комплексное обследование детей младенческого и раннего возраста (диагностическая программа О.Г. Приходько)

27 Основные линии развития Социальное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие

28 Диагностическая программа исследования О.Г. Приходько включает исследование основных линий развития: социальное; познавательное; речевое; двигательное развитие.

29 Уровень сформированности различных функций оценивается по четырехбалльной шкале (от минимального 1 балл до максимального 4 балла): 1 балл отсутствие или выраженные нарушения развития функции (низкий уровень); 2 балла умеренно выраженные нарушения (средний уровень); 3 балла незначительные нарушения развития функции (недостаточный уровень); 4 балла нормальное развитие функции (высокий уровень).

30 Социальное развитие Контактность Эмоциональная сфера Средства общения Навыки самообслуживания

31 Познавательное развитие Восприятие (зрительное, слуховое, тактильнокинестетическое) Мышление (наглядно-действенное) Понимание обращенной речи Уровень развития деятельности Запас знаний об окружающем Познавательная активность и мотивация Обучаемость и использование помощи

32 Двигательное развитие Общая моторика Функциональные возможности кистей и пальцев рук Артикуляционная моторика

33 Речевое развитие Экспрессивная речь (собственная речь) Программа речи (уровень речевого развития) Моторная реализация речи Импрессивная речь (понимание обращенной речи)

34 Задержка речевого развития — более позднее начало речи и/или замедление темпов и качества формирования речи. Медленное расширение активного словаря, более позднее появление фразовой речи, трудности усвоения грамматических категорий.

35 Обследование речи ребёнка раннего возраста должно осуществляться в контексте с другими линиями развития: познавательным, социальным и двигательным

36 Целевые ориентиры в младенческом возрасте: Эмоциональное общение со взрослым потребность ребенка, условие и источник его развития. Развитие восприятия (зрительных и слуховых ориентировочных реакций). Развитие деятельности (целенаправленного хватания, неспецифических и специфических манипуляций). Развитие понимания обращенной речи. Развитие собственной голосовой и речевой активности. Развитие общей моторики и функциональных движений кистей и пальцев рук. Развитие подражания взрослому.

37 Целевые ориентиры в раннем возрасте: Развитие предметных действий, сформированность предметно-орудийной деятельности. Развитие восприятия (ориентировка на цвет, величину, форму). Развитие понимания обращенной речи. Выполнение речевых инструкций. Развитие собственной (фразовой) речи. Развитие наглядно-действенного мышления. Общение становится формой организации предметной деятельности (социальная ситуация развития «ребенок- ПРЕДМЕТ-взрослый).

38 У детей с ОВЗ могут быть нарушены различные «линии развития» — двигательное, познавательное, речевое и социальное развитие. Это крайне неоднородная группа детей. Отмечаются многовариантные разноуровневые специфические сочетания нарушений различных функциональных систем.

39 Варианты задержек развития 1. Равномерное отставание по всем «линиям развития». 2. Неравномерное отставание: а) Изолированная задержка развития (по одной из «линий развития»). б) Парциальная задержка. в) Неравномерное развитие (в нескольких «линиях развития»).

40 Задержка развития может быть выражена в различной степени от легкой до крайне тяжелой: Легкая задержка развития: отставание возрастных показателей на 3-4 месяца Умеренно выраженная задержка развития: от 3-4 до 6-8 месяцев Выраженная (тяжелая) задержка развития: свыше 6-8 месяцев

41 Проблема формулирования психолого-педагогического заключения Сформулированное заключение результат и важнейший показатель работы специалистов (дефектолога, логопеда, психолога). Психолого-педагогическое заключение необходимо для оценки прогноза дальнейшего развития. На его основе проводятся коррекционные и социальные мероприятия (выбор коррекционноразвивающего маршрута, зачисление ребёнка в соответствующее образовательное учреждение).

42 Результаты первичного обследования ребенка Каждое проявление нарушений развития нуждается в четкой и ясной формулировке. Важно единообразие формулировок основных составляющих карты-схемы диагностического обследования. Их совокупный анализ лежит в основе психологопедагогического заключения. Серьезные противоречия — в оценке и фиксации различных форм нарушений развития в виде психолого-педагогического заключения. У разных специалистов — различные представления о сущности и взаимосвязях нарушений развития. Необходимы стандартизация и единообразие оформления психолого-педагогического заключения. Это имеет большое значение для взаимопонимания специалистов, особенно представителей смежных отраслей.

43 Варианты психолого-педагогического заключения в раннем возрасте Задержка речевого развития. Познавательное развитие в пределах возрастной нормы. Задержка речевого развития на фоне спастико-паретического синдрома в артикуляционной мускулатуре. Познавательное развитие соответствует возрасту. Задержка речевого развития, дизартрия. Задержка познавательного и речевого развития. Выраженная задержка психо-речевого развития. Выраженная задержка речевого и легкая задержка познавательного развития.

48 Подготовка педагогических кадров для оказания ранней комплексной помощи Специализация (с 2003) «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» Бакалавриат (с 2011) Профиль подготовки «Дошкольная дефектология» Магистратура (с 2011) «Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ» Курсы повышения квалификации (с 2007) «Ранняя медико-психолого-педагогическая помощь детям и их родителям»

49 Внедрение системы ранней помощи в Институте специального образования и комплексной реабилитации МГПУ. Подготовка педагогических кадров Научнометодическое сопровождение Курсы повышения квалификации ИСОиКР МГПУ Научнопрактические мероприятия Проекты (гранты) Диагностикоконсультативная помощь детям и их родителям

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector