Диагностика психологической готовности ребенка школе презентация - Оappendicite

Диагностика психологической готовности ребенка школе презентация

Диагностика психологической готовности ребенка школе презентация

Презентация для родителей «Готовность ребёнка к школе»

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что такое «готовность к школе»? Разработала методист ДУЗ «Солнышко» Пшонник О.А.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

Вопросы, которые беспокоят родителей будущих первоклассников Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? . В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе лучше обучать ребенка? Справиться ли он со школьной нагрузкой? Как эффективно подготовить ребенка к школе?

Проблемы, связанные с неготовностью ребёнка к школе Не подготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке Часто отвлекается Теряет нить объяснения Не в состоянии включиться в общий ритм работы класса Тяготеет к шаблонным действиям Ждёт пошагового контроля за своими действиями Сам выстроить план выполнения задания не может Не стремится добиться результата, как следствия проб и ошибок Теряется, когда нужно проявить инициативу Реагирует на красочные детали, а когда они отсутствуют, внимание его падает

Каким хотят видеть выпускника детского сада родители: Здоровый Культурный Весёлый Добрый Умный Читающий Сообразительный

Портрет дошкольника накануне его поступления в школу Физическое развитие Эмоциональное развитие Социальное развитие Нравственное развитие Развитие произвольного поведения Развитие познавательной активности и основ логики Развитие математических умений Креативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Экологическое развитие Развитие позитивного отношения к себе Развитие игровых умений Развитие общеобучающих умений

Готовность к школе Психологическая; Физическая; Интеллектуальная;

Психологическая готовность интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная Физиологическая готовность физическое развитие, состояние здоровья, моторика рук, координация движений Специальная готовность чтение, счёт, учебные умения

Физиологическая готовность Уровень физического развития в соответствии с возрастными нормами. Состояние здоровья. Развитие мелких мышц руки. Пространственная организация и координация движений, в том числе координация «глаз-рука». Готовность к учебным нагрузкам

Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.

Состояние здоровья карта прививок осмотр всех узких специалистов подписать медицинскую справку у участкового педиатра пройти пробу Руфье Полио миелит столбняк корь краснуха паротит Дифтерия гепатит

Уровень физического развития в своих действиях руководствуется всеми органами чувств; умелый, выносливый, энергичный, в повседневной деятельности; принимает активное участие в различных играх, упражнениях, занятиях; соблюдает основные правила личного ухода, владеет навыками поддержания здоровья и гигиены; ориентируется в признаках здоровья и болезни; соблюдает основные правила культуры потребления различных продуктов; знает о существовании опасных объектов и предметов, понимает правила безопасного поведения, соблюдает их в реальной жизни; дифференцирует особенности девочки и мальчика, соблюдает правила полоролевого поведения;

ПРИЧИНЫ ГРАФИЧЕСКОЙ НЕГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ несформированность навыка выполнения графических движений (психологическая неготовность к обучению письму). недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (физиологическая неготовность к обучению письму)

Развитию мышцы кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук: лепка из глины, закручивание гаек в детском конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, завязывание узелков, застегивание мелких пуговиц. игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой. разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев. Задача этих упражнений – укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, представлению, словесной команде

Готовность к учебным нагрузкам Обратите внимание на режим дня, проанализируйте дополнительные нагрузки, выявите трудности, которые возникают. Тренируйте усидчивость, которая, однако, должна исключать накопление переутомления, эмоционального напряжения. Разрешайте непродолжительные перерывы, смену видов деятельности. Во время занятий сводите до минимума отвлекающие моменты

Четвертый показатель – умение ребенка принимать помощь. Умеет ли он попросить помощь, умеет ли он сказать «я не понял», «я не знаю»? До тех пор, пока ребенок не умеет всего этого, ему будет очень сложно учиться… 4 главных умения будущего первоклассника Самый главный показатель готовности к школе – умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция – это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что-то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию. Второй показатель: умеет ли ребенок элементарно спланировать свою работу. Попросите его сложить мозаику по рисунку и посмотрите внимательно, как он это сделает: просто так будет брать фигурки или положит перед собой рисунок, отберет нужные цвета, нужные фигурки? Какое-то элементарное планирование есть? Если нет, то учиться ему будет очень трудно. Третий показатель – умение исправлять то, что он делает неправильно. Если ребенок сделал задание кое-как и результат его не интересует, значит, этого компонента деятельности нет.

Как помочь ребёнку подготовиться к обучению в школе.

Обучение грамоте… Учить вслушиваться в слова, слышать звуки, узнавать их, находить слова, начинающиеся с одного и того же звука, определять какой звук слышится первым, а какой последним и т.д.

Математика… Учить считать что-то, пересчитывать, а не просто называть по-порядку цифры, Научить отвечать на вопрос «сколько?»

Общая осведомлённость… научить ориентироваться на листе и в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, сзади, спереди и т.д.) различать предметы по величине, форме, цвету; сравнивать, находить сходство и различие; выполнять задания по образцу, отвечать на вопросы: зачем? почему? выражать свои чувства, уметь радоваться

Адрес, название деревни, страны, столицы, имена и отчества родителей, где работают и чем занимаются на работе, кто такие дедушка и бабушка; месяцы, дни недели, времена года и их особенности; виды деревьев, цветов, домашних и диких животных, птиц; виды транспорта, названия групп предметов (овощи, мебель, одежда, бытовая техника и т.д.)

ЧТО НУЖНО КУПИТЬ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА? Пенал на молнии (не более 2 разворотов) — шариковые ручки с синей пастой (2 шт.) — простые карандаши (2 шт.) — цветные карандаши (12 шт.) — стирательная резинка, точилка. — линейка с чётко обозначенными цифрами (15-20 см) — фломастеры 6 шт. Папка для тетрадей (лучше на кнопке, формата А4)

Альбом для рисования (36-40 листов) Краски акварельные (12 цветов) Кисточки (белка, пони…) – 2 шт. (разного размера, например, № 3 и №4) Стаканчик для воды (пластиковый) Для уроков ТЕХНОЛОГИИ (труда): Набор цветной бумаги (яркой, лучше односторонней) Набор белого и цветного картона (А-4) Клей – карандаш (2 шт.) Ножницы (с закруглёнными концами) Пластилин 12 цветов Счетные палочки Клеенку для работы Всё сложить в папку для труда (желательно прочную) Для уроков ИЗО:

Легким. Плотно прилегать к спине, задняя стенка должна быть укрепленной, с мягкой прокладкой. Иметь прочные широкие лямочки. Иметь надежные, но не очень тугие застежки. Изготовлен из легко моющегося материала. Иметь много кармашков и отделений. Обеспечивать безопасность ребенка на дороге. Каким должен быть портфель?

Готовы ли родители к школе? Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками. Сдерживать свои эмоции, не кричать, не обижать, не унижать. Не наказывать без причины. Не сравнивать своего ребёнка с другими. Быть щедрым на похвалу за достигнутые успехи, всегда встречать ребёнка из школы с улыбкой.

Успехов, терпения и радости в общении с детьми! Спасибо за внимание!

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

  • Классному руководителю

В презентации отражены вопросы по психологической, физической и интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Цель презентации: познакомить родителей с требованиями программы дошкольного учреждения по подготовке дошкольников к успешному обучению в первом классе. Раскрыты вопросы, которые беспокоят родителей будующих первоклассников, определены проблемы, связанные с неготовностью ребёнка к школе,а также даны рекомендации по подготовке руки старших дошкольников к письму, раскрыты требования к физическому развитию ребёнка.

Готовность ребенка к школе

Определение понятия готовности к школьному обучению

Проблема подготовки детей к школьному обучению является одной из наиболее акцентированных в современной психолого-педагогической науке. Готовность ребенка к обучению в школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Структура психологической готовности ребенка к школе

Готовность к школе представляет собой многокомпонентный комплекс определенных свойств. В структуре общей готовности ребенка к школе выделяют 4 основных составляющих: интеллектуальная, личностная, социально-психологическая и эмоционально-волевая готовность к школе. Рассмотрим далее каждую из этих составляющих более подробно.

Интеллектуальная готовность к школе

Центральным показателем умственного развития детей к концу дошкольного возраста считается сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления. Дети начинают понимать общие принципы, связи и закономерности, лежащие в основе научного знания. Современная начальная школа предъявляет такие требования к умственному развитию ребенка, поступающего в первый класс, которые напрямую связаны с качеством умственной деятельности, с наличием у будущего школьника непростого запаса представлений – кругозора.

Успешность обучения в школе зависит и от развития речи, на которой строится вся учебная деятельность. С помощью монологической речи ребенок может самостоятельно, без вмешательства взрослого изложить собственные мысли, пересказать текст. А в налаживании взаимопонимания с окружающими, установлении партнерских отношений с учителями и одноклассниками важна диалогическая форма речи.

Личностная готовность к школе

Личностная готовность к школе заключается в принятии ребенком новой социальной позиции – роли школьника. «Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов, позволяет ребенку включаться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольности поведения ученика. В наиболее явной форме особенности внутренней позиции детей 6-7-летнего возраста проявляются в игре в школу.

Личностная готовность к школе понимается и как желание ребенка учиться и умение учиться, способность мобилизоваться, подчинять свои внутренние импульсы словесной инструкции взрослого, понимание своей ответственности перед взрослыми за качество учебы.

Важную роль в формировании готовности ребенка к школе играет мотивация школьного обучения. Учебная деятельность дошкольников и младших школьников побуждается, как правило, не одним, а несколькими мотивами. Выделяют шесть групп мотивов, определяющих отношение первоклассников к учебе:

  1. Социальные мотивы – мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости обучения и стремления к социальной роли школьника. Для учащихся с доминирующими социальными мотивами характерно ответственное отношение к учебе: они сосредоточены на уроке, внимательно слушают педагога, старательно и в полном объеме выполняют задания. Таким детям свойственно точно следовать инструкциям учителя при отсутствии стремления к самостоятельному добыванию знаний.
  2. Учебно-познавательные мотивы – мотивы, базирующиеся на интересе к новым знаниям и желании получить те или иные знания, умения и навыки. Для детей с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная активность, стремление узнать больше, выходить за рамки учебной программы, задавать много вопросов. Однако при недостаточном развитии социальных мотивов обучения такие дети склонны быть внимательными и активными только тогда, когда учебный материал им незнаком и интересен, во всех других случаях им свойственно отвлекаться на уроках и не выполнять домашних заданий.
  3. Оценочные мотивы – стремление получить высокую оценку взрослых, их одобрение и расположение. В норме оценочные мотивы в той или иной степени характерны для всех детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, т.к. соответствуют особенностям возраста. Однако при недостаточном развитии познавательных и социальных мотивов для детей с доминированием оценочной мотивации школьного обучения свойственны низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий на уроке и домашних заданий, неумение оценить правильность собственных действий, неадекватное стремление во что бы то ни стало достичь похвалы учителя.
  4. Позиционные мотивы – мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника. Мотивы данной группы присутствуют у большинства будущих первоклассников, но, как правило, не самостоятельно, а в сочетании с социальными или оценочными мотивами. Если позиционные мотивы являются доминирующими, то наиболее часто уже к концу первого месяца обучения в школе уступают первенство мотивам других групп.
  5. Внешние по отношению к школе и процессу обучения мотивы – наиболее часто ребенок с данным видом мотивации посещает в школу по принуждению родителей. Сочетание доминирования внешних мотивов с недостаточным уровнем развития познавательных и социальных мотивов приводит к формированию негативного отношения ребенка к школе.
  6. Игровой мотив, неадекватно перенесенный на учебную деятельность, – посещение школы рассматривается ребенком как возможность общения и совместных игр с одноклассниками. Доминирование игровых мотивов отрицательно влияет на успешность школьного обучения, т.к. такие дети склонны мало интересоваться содержанием уроков и домашних заданий и вместо осуществления учебной деятельности заниматься на уроках и дома тем, чем им хочется (рисовать, играть в игрушки и т.п.).

Социально-психологическая готовность к школе

Социально-психологическая готовность к школе определяется уровнем развития потребности в общении, гибкостью владения способами установления взаимоотношений, умением подчиняться правилам и нормам, действовать совместно с другими и согласовывать совместные действия.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе охватывают три основные сферы жизненных отношений ребенка:

  • Отношения с окружающими взрослыми. Общаясь и взаимодействуя со взрослыми, к концу дошкольного возраста ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные, ситуационные отношения с ними, но и на определенные нормы и правила. Теперь дети испытывают потребность во внимании и сопереживании взрослого, они способны различать функции взрослого соответствующие разным ситуациям общения (на улице, дома, в учреждении). Важной является готовность принимать взрослого в новом качестве – в качестве учителя.
  • Взаимоотношения со сверстниками. Они характеризуются появлением кооперативно-соревновательного типа общения, который начинает формироваться еще в игре (особенно в игре с правилами). Содержательное общение детей, происходящее в совместно-распределенной деятельности (игре, конструировании и др.) позволяет им понимать и учитывать действия и позиции партнеров.
  • Отношение ребенка к самому себе. К концу старшего дошкольного возраста завышенная самооценка у ребенка начинает сменяться более адекватной и объективной. Это один из важнейших показателей готовности к обучению школьного типа и новому образу жизни.

Эмоционально-волевая готовность к школе

Эмоционально-волевая готовность к школе сводится, главным образом, к развитию эмоциональной устойчивости и произвольности. К 6-ти годам происходит оформление основных моментов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. И хотя все эти компоненты еще недостаточно развиты, поведение старшего дошкольника отличаются произвольностью. Он способен управлять своими движениями, вниманием, преднамеренно заучивать стихотворения, подчинять свои желания необходимости что-либо сделать.

Произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей. Она позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он может сделать в игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предлагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.

Эльконин и его сотрудники выделили следующие параметры произвольности в рамках готовности к школе: умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Эльконин придавал большое значение умению дошкольников действовать по образцу. Под произвольным поведением он понимал поведение, осуществляющееся с образцом и контролируемое путем сопоставления с этим эталоном. Умение выполнять действие по образцу составляет «зону ближайшего развития» ребенка старшего дошкольного возраста.

В рамках эмоционально-волевой готовности к школе большое значение так же имеет формирование высших чувств. Важнейшим новообразованием старшего дошкольного возраста является возникновение моральных мотивов (чувство долга), которые побуждают детей к занятию непривлекательной для них деятельностью. У дошкольника появляются и «социальные эмоции», когда ребенок радуется, что смог справиться с теми или иными затруднениями (в том числе интеллектуальными), кому-то помочь, поступить по справедливости и т.д.

Таким образом, готовность к школе представляет собой комплекс значимых интеллектуальных, личностных, социально-психологических и эмоционально-волевых психических свойств, определяющих соответствие уровня развития ребенка требованиям, предъявляемым начальной школой.

Диагностика психологической готовности к школьному обучению

Примеры методик диагностики готовности к школе:

  1. Диагностика интеллектуальной готовности к школе – тест Керна-Йерасика, состоящий из трех заданий. В первом задании необходимо выполнить рис. человека, во втором и третьем заданиях – соответственно скопировать рукописный текст и особым образом расположенные на листе точки с образцов. Результаты выполнения каждого из заданий оцениваются в соответствии с ключом в диапазоне от 1 до 5 баллов; при этом оптимальной оценкой является 1. Общий результат теста вычисляется путем суммирования баллов, набранных по всем трем заданиям и варьирует в диапазоне от 3 до 15 баллов.
  2. Диагностика личностной готовности к школе – «Методика исследования мотивации учения» Гинзбурга, предназначенная для выявления доминирующей мотивации обучения в школе. Стимульный материал к данной методике включает 6 карточек с рисунками, на каждом из которых изображены дети, посещающие школу по той или иной причине. Процедура диагностики сопровождается вербализацией текста с объяснением изображения, прилагающегося к каждому рисунку, экспериментатором. По результатам данной методики диагностируются доминирующие у ребенка мотивы школьного обучения.

Диагностика адаптации первоклассников к школе: методики проведения

Поступление ребенка в школу ведет к смене его социальной роли и ведущего типа деятельности. От того, насколько быстро и полноценно ребенок интегрируется в образовательный процесс, зависит его социальный и интеллектуальный статус в дальнейшем. Поэтому данный процесс нельзя оставлять вне пристального внимания педагогов, психолога и родителей. Существуют различные методики диагностики адаптации первоклассников к школе, позволяющих определить успешность прохождения этого процесса. Рассмотрим подробнее.

Суть процесса адаптации первоклассников

Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил. Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них. Речь идет об адаптации к школе — самом напряженном периоде в первый год обучения. Она происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне.

Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни.

Факторы социальной адаптации

Факторы физиологической адаптации

Факторы психологической адаптации

  1. Установлены новые формы отношений, новые коммуникативные связи.
  2. Сложились устойчивые способы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  3. Намечено направление дальнейшей личностной самореализации первоклассника в школе.
  1. Высокая работоспособность.
  2. Хороший сон и аппетит.
  3. Отсутствие симптоматических заболеваний.
  1. Нет перепадов настроения и капризов.
  2. Присутствует положительная мотивация к обучению.
  3. Овладение основными навыками учебной деятельности.
  4. Готовность к самооцениванию.

Основные вопросы проведения диагностики

Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.

Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации.

Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований и обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников.

Диагностика проводится в несколько этапов.

  1. Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.
  2. Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:
  • уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;
  • степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива;
  • стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;
  • уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.
  1. Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:
  • определяются дети, попадающие в группу риска;
  • вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.

Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики. Она может иметь такой вид.

  1. Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:
  • малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);
  • индивидуальных консультаций;
  • родительского собрания.
  1. Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:
  • групповые занятия;
  • индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;
  • индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.

Можно воспользоваться такими рекомендациями Р.В. Овчаровой.

  1. Реализация индивидуальных программ — занимает 1 – 4 месяца.
  2. Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.
  3. Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ.

На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности. Он может иметь такую форму:

Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Дата публикации: 21.12.2016 2016-12-21

Статья просмотрена: 1264 раза

Библиографическое описание:

Коршикова С. Г. Диагностика психологической готовности ребенка к школе // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 328-329. — URL https://moluch.ru/archive/133/35930/ (дата обращения: 09.02.2020).

Проблема психологической готовности ребенка к школе сегодня очень актуальна. Традиционно выделяется интеллектуальная, мотивационная и волевая готовность к обучению. Когда речь идет об интеллектуальной готовности, то в первую очередь говорят о развитии мышления. К концу дошкольного возраста у ребенка появляются предпонятия, основанные на эмпирических обобщениях на основе существенных признаков.

Для отслеживания эффективности развивающей работы с дошкольниками 6–7 лет мы рекомендуем проведение мониторинга, на основании данных которого происходит заполнение карт динамики школьной зрелости [1, с. 88]. В нашей работе мы фиксировали такие компоненты, как:

В качестве основных диагностических методов, позволяющих отслеживать динамику характер компонентов школьной зрелости, использовалось наблюдение за деятельностью детей (Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению.), а также:

– Зрительная произвольная память [3, с. 20].

– Слуховая произвольная память [3, с. 21].

– Беседа об окружающем (анкета).

– Четвертый лишний (наглядный материал) [3, с. 11].

Психолог Л. И. Божович отмечала, что ведущую роль в готовности ребенка к школе играет развитие мотивационно — потребностной сферы. Мотивационная готовность связана с так называемым кризисом семи лет и «феноменом горькой конфеты», о котором уже говорилось ранее. Данный феномен свидетельствует о том, что к концу дошкольного возраста на первый план начинает выступать социальный мотив, который необходим для успешного обучения в группе сверстников в школе.

Ребенок стремится занять позицию ученика. Изменяется его «внутренняя позиция». Он стремится к выполнению общественно значимой деятельности (учебной деятельности), пытается войти в новую систему взаимоотношений со взрослыми. У ребенка появляется такое важное качество, как произвольность. В связи с этим особое внимание следует обратить на мотивы, которые наблюдаются у ребенка. В качестве адекватных мотивов выступают: учебный и познавательный; к неадекватным мотивам при поступлении в школу относят игровой мотив, мотив общения со сверстниками и мотив ориентации на внешние признаки учебной деятельности (наличие тех или иных атрибутов школьника — ранца, пенала, формы и т. д.).

Для диагностики мотивационной готовности к обучению мы использовали методику «Мотивация учения» (М. Р. Гинзбурга) [3, с. 26].

Под волевой готовностью понимают способность действовать в соответствии с правилом. Д. Б. Эльконин отмечал, что для успешного школьного обучения необходимы следующие умения: сознательно подчинять свои действия правилу, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. Для диагностики волевой готовности используется методика «Учебная деятельность» (Л. И. Цеханская), с помощью которой проверяется способность ребенка удерживать заданные правила. Для комплексной диагностики готовности к школе также применимы тест школьной зрелости Керн — Йерасека.

Совершенно очевидно, что коррекционная работа, нацеленная на формирование готовности детей к школьному обучению, должна проводиться иначе, нежели коррекционная работа в других возрастных группах. В ходе этой работы необходимо обращать внимание ребенка на изменение его позиции: теперь он уже почти школьник, а значит, к нему предъявляются другие, более высокие требования.

Коррекционные занятия способствуют развитию таких психических качеств, как мышление, внимание, память, воображение, а также развитию речи, словарного запаса, мелкой моторики. Кроме того, на занятиях уделяется внимание развитию эмоций и чувств детей; развитию навыков общения, установления контакта со сверстниками, умения проявлять взаимное внимание и уважение. Однако наибольшее внимание уделяется развитию произвольность поведения. Как показывает опыт, развивать произвольность невозможно только в процессе занятий с детьми — она формируется в ходе ежедневного взаимодействия со взрослым. Для развития произвольности психолог устанавливает на занятии правило — «нельзя подсказывать», то есть каждый должен выполнять задание сам. Если же ребенок не может справиться с задачей, то он обращается за помощью к другим детям. Поначалу детям сложно удерживать это правило — они начинают выкрикивать или шептать правильный ответ. Тогда психолог может сказать детям: «Ребята, а все взяли с собой головки? У каждого есть голова, давайте потрогаем! Тогда пусть каждый думает своей головой». Как правило, нескольких таких напоминаний достаточно, чтобы ребята не мешали друг другу.

На базе МБДОУ детский сад № 21 «Сказка» Старооскольского городского округа (г. Старый Оскол Белгородской обл.) нами было проведено психодиагностическое обследование уровня психологической готовности детей подготовительных групп № 7, 12 и старших групп № 2, 6, 10 к обучению в школе.

Цель обследования: определение уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности. Сроки проведения: 12.05.2016–30.05.2016.

Было обследовано: 47 детей.

Обследование готовности детей к обучению в школе проводилось в соответствие с годовым планом при помощи мониторинга, на основании данных которого происходило заполнение карт динамики дошкольной зрелости [1, с. 88].

Фиксировались такие компоненты как:

– владеют хорошо — 88 % (41 чел.),

– владеют недостаточно — 12 % (6 чел.);

– владеют хорошо — 94 % (44 чел.),

– владеют недостаточно — 6 % (3 чел.);

– владеют хорошо — 100 % (47 чел.);

– владеют хорошо — 94 % (44 чел.),

– владеют недостаточно — 6 % (3 чел.);

– владеют хорошо — 98 % (46 чел.),

– владеют недостаточно — 2 % (1 чел.).

Результаты, полученные в ходе психодиагностического обследования уровня психологической готовности детей старших групп № 2, 6, 10 и подготовительных групп № 7, 12 к обучению в школе распределились следующим образом:

– старшие группы № 2, 6, 10 (8 чел):

7 чел. (88 %) — готовы к школьному обучению,

1 чел. (11 %) — условно готов к школьному обучению.

– подготовительная группа № 7 (11 чел.)

9 чел. (91 %) — готовы к школьному обучению,

2 чел. (9 %) — условно готовы к школьному обучению.

– подготовительная группа № 12 (28 чел.)

27 чел. (96 %) — готовы к школьному обучению,

1 чел. (4 %) — условно готов к школьному обучению.

Можно сделать вывод, что 43 чел (91 %) продиагностированных воспитанников готовы к школьному обучению, а 4 чел. (9 %) — условно готовы.

У детей сформировано позитивное отношение к занятиям; отсутствует тяжелое эмоциональное состояние (агрессия, тревожность, враждебность); выстроена система отношений при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

  1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. — СПб.: ООО «Издательство «Детство — Пресс»», 2011. — 96 с. (Серия «Кабинет психолога».)
  2. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. — 2 — е изд., испр. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016. — 144 с.
  3. Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л., Михаленкова И. А., Посохова С. Т., Хилько А. А., Шипицына Л. М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной — СПб.: Речь, 2004. — 48 с.

Похожие статьи

Психологическая готовность дошкольников к школьному.

ребенок, школьное обучение, школа, психологическая готовность, интеллектуальная готовность, дошкольный возраст, умение, учебная деятельность, мотивационная готовность, наглядно-образное мышление.

Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

школьное обучение, ребенок, дошкольный возраст, школа, учебная деятельность, совместная деятельность, психолого-педагогическая готовность, психологическая система, высокий уровень, социальная зрелость.

Мотивационная готовность как компонент психологической.

школа, психологическая готовность, мотивационная готовность, ребенок, школьное обучение, обучение, детский сад, школьная жизнь, положительная психологическая установка, образовательная деятельность.

Диагностика психологической готовности старших дошкольников.

психологическая готовность к школе, дошкольники, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, коммуникативная готовность.

Сущность готовности ребенка к школьному обучению.

школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие, познавательная деятельность, волевая готовность.

Формирование психологической готовности к школьному.

 видеть мир глазами другого человека — коммуникативная готовность.

Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к обучению в школе старших

Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному обучению.

Психологическая готовность дошкольника к обучению

В данной статье рассматриваются вопросы о формировании психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. На основании методик: тест школьной зрелости Керна-Йерасика, тест определения готовности к школе.

Формирование мотивационной готовности дошкольников.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, школьное обучение, школа, ребенок, мотив, учебная деятельность, дошкольный возраст, дошкольное детство.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

школьное обучение, психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость, готовность, обучение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector