Диагностика психологического климата в детском саду - Оappendicite

Диагностика психологического климата в детском саду

Диагностика психологического климата в детском саду

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА В ГРУППЕ МЕТОДИКА «РИСУНОК МОЕЙ ГРУППЫ» Цель: изучение психологического климата в

Транскрипт

1 ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА В ГРУППЕ МЕТОДИКА «РИСУНОК МОЕЙ ГРУППЫ» Цель: изучение психологического климата в группе, особенностей взаимоотношений между детьми, самочувствия ребенка в группе. Материалы: белый лист бумаги формата А4 (альбомный лист), 8 цветных карандашей (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый (сиреневый), коричневый, серый (может быть использован простой карандаш), черный), ластик. Проведение диагностики. После предварительной беседы ребенку дается задание: «Нарисуй свою группу». Никаких пояснений больше не дается, можно лишь повторить инструкцию. Все спонтанные комментарии ребенка во время рисования фиксируются в Карте психологического состояния ребенка. Анализ рисунка. Наряду с учетом особенностей изображения фигур (детей, своей, воспитателя и др.), качества линий, использования цвета, показателей агрессии необходимо обратить внимание на общее содержание рисунка. Содержание рисунка. Так как инструкция дается в общем, неконкретном виде, то очень важным становится содержание рисунка. Ребенок самостоятельно в символической форме выражает свое понимание понятия «моя группа»: то ли это помещение, в котором он находится в течение дня, то ли это его воспитатели, то ли друзья (а, может, один друг), и показывает, включает ли он в себя данное понятие. Признаком психологического благополучия ребенка в группе будет изображение преимущественно детей и самого себя, где обстановка группы (мебель, цветы и т. д.) является лишь дополнением к композиции, а не ее основным содержанием. Преобладание мебели на рисунке, отсутствие фигур детей, а тем более автора рисунка будет свидетельствовать о некомфортной, напряженной ситуации в группе для данного малыша. Важно не указывать ребенку на то, что ему следует изобразить на рисунке, а понаблюдать и проанализировать его поведение в группе, побеседовать с воспитателями, родителями, чтобы выявить истинную причину неблагополучия ребенка. Также необходимо обратить внимание на взаимное расположение фигур на рисунке. Психологи считают, что физическое расстояние между фигурами на

2 рисунке отражает реальное психологическое расстояние между людьми. Так, наиболее любимых и близких себе людей ребенок изображает рядом с собой, а неприятных, отвергаемых стремится всячески отдалить от себя, отгородиться от них (столы и другие предметы между фигурами). После того как ребенок закончил свой рисунок, спросите его, чем заняты изображенные на нем люди. Свидетельством благополучного психологического климата в группе будет общая деятельность («мы играем», «воспитательница читает нам книжку» и пр.), а неблагополучия если каждый ребенок занят своим делом. Обязательно обратите внимание, в какую группку включил себя ребенок: занят он чем-либо в одиночестве, находится он среди ребят, рядом с воспитателем и т. д. Все это даст вам достаточно яркую картину группы глазами ребенка. При анализе рисунка особое внимание следует обратить на те фигуры, которые выделяются среди остальных (размером, цветом, манерой изображения и т. д.). Так, обычно размер фигуры ребенка составляет в среднем 2/3 от размера фигуры воспитателя, а фигуры детей примерно одного размера. Нарушение относительных размеров фигур (фигура воспитателя в 3 4 раза больше детской или, наоборот, меньше ее, фигура одного из детей значительно больше или меньше остальных) показывает нам субъективную значимость того или иного человека для ребенка. Как уже говорилось, чем крупнее фигура, тем более эмоционально значим этот человек для ребенка (положительно и отрицательно). Если же какая-то фигура изображена маленькой, это может говорить о стремлении дошкольника преуменьшить значение изображенного человека в собственной жизни. Степень детализации при изображении людей, показатели агрессии, качество линий и другие показатели анализируются аналогично тому, как описано в методике «Рисунок воспитателя». Размер фигуры. Чем крупнее фигура, тем более эмоционально значим для ребенка данный человек. Однако это может быть как положительная эмоциональная значимость (любовь, привязанность), так и отрицательная (настороженность, страх). Чтобы определить знак эмоциональной значимости, необходимо проанализировать другие параметры рисунка. Если же фигура изображена маленькой (занимает менее 1/5 части листа), это

3 может говорить о негативном отношении к человеку, малыш как бы стремится преуменьшить его значение в собственной жизни. Однако, как и в предыдущем случае, необходим анализ других параметров, чтобы сделать верное заключение. Детализация фигуры. Подробное прорисовывание фигуры человека, ее декорирование с изображением множества деталей (сережки, узоры на одежде, наличие украшений и т. д.) свидетельствует об эмоционально положительном отношении «маленького художника» к данному человеку, привязанности к нему. А схематичное изображение фигуры, «нечаянный» пропуск основных частей тела при рисовании, например, рук, рта, глаз (внимание! ни в коем случае нельзя заострять внимание ребенка на пропущенных частях тела вопросами типа: «А что же ты руки не нарисовал, разве бывает человек без рук?») зачастую указывает нам, на не сложившиеся отношения между ребенком и нарисованной личностью, на негативные эмоции ребенка, связанные с данным объектом. Причем если младшие дошкольники (3 4 года) свое неприятие «высказывают» через пропуск основных частей тела при изображении фигуры, то более старшие дошкольники — через схематическое, небрежное рисование. Показатели агрессии. Еще один способ выражения негативного отношения к человеку в рисунке это изображение признаков его угрожающего поведения. В научной литературе такие признаки обозначаются как показатели агрессии. К таким показателям можно отнести: выделенный, заштрихованный красный рот; длинные пальцы или ногти на руках (показателем агрессии это будет только в том случае, если при рисовании других людей этот признак не наблюдается, т.е. если длинные пальцы не являются своего рода стереотипом рисования при изображении человека); взлохмаченные волосы; угрожающая поза фигуры и т.п. Качество линий. При анализе рисунков различают линии хорошего качества, линии с сильным нажимом, слабые прерывистые линии и штриховку. Как показывает опыт использования данного теста в детском саду, диагностическое значение имеют линии хорошего качества, которые свидетельствуют о психологическом,

4 в том числе и эмоциональном, благополучии ребенка, и наличие штриховки. Большое количество штриховки на рисунке свидетельствует о состоянии тревоги, в котором находится ребенок при общении с данным человеком. Сильный нажим (когда линии буквально продавливают «дорожки» на листе бумаги, заметные с обратной стороны) скорее будет свидетельствовать о состоянии возбуждения у дошкольника, связанного либо с самой ситуацией диагностики, либо с темпераментными особенностями ребенка, или может иметь какие-либо другие причины. Слабые прерывистые линии часто свидетельствуют либо об астеническом (ослабленном) состоянии ребенка, либо о наличии у него неуверенности, нерешительности как личностной характеристики, которая проявляется в большинстве жизненных ситуаций. В этом случае слабые линии будут обнаружены практически во всех рисунках данного ребенка. Обычно такие дети составляют в среднем 10-15%. Использование цвета. При анализе цветовой характеристики рисунка необходимо учитывать как количество использованных цветов, так и их психологическое значение. Что касается количества используемых цветов, то этот показатель связан с декорированием: чем более приятен ребенку человек, тем больше сил он тратит на его изображение, используя различные цвета (иногда дошкольник считает необходимым использовать в рисунке все предложенные ему карандаши, и при выборе цвета для изображения, например туфель, он вслух рассуждает: «Так, какой карандаш я еще не брал?»). Однако здесь необходимо учитывать возрастно-половые особенности дошкольников. Так, например, 70-80% младших дошкольников (3 4 года) в силу несформированности у них графических навыков выполняют рисунок, используя всего один карандаш. Одним карандашом, как правило, вообще рисуют дети любого возраста, которые считают, что они «не умеют рисовать» (среди таких детей большинство составляют мальчики). С возрастом дошкольники смелее используют в рисовании различные цвета. Психологическое значение цветов, приведенные ниже, помогут сориентироваться при анализе детских рисунков. Однако, как и в предыдущем случае, использование цветов имеет свои возрастные закономерности. В младшем дошкольном возрасте ребенок только начинает познавать мир цвета, что отражается в периодическом его пристрастии к тому или иному цвету.

5 Нередко от родителей 3 4-летних детей можно услышать: «Купили ему набор красок, а он рисует только зеленым. Уже и цвет этот кончился, зато остальные краски не тронуты!» Но проходит некоторое время, и недавний «поклонник» зеленого начинает рисовать только коричневым или желтым цветом. Таким образом, использование того или иного цвета часто не несет диагностическую информацию, и поэтому изображение, например черного цвета, еще не будет сообщать нам о негативе (если это не подтверждается другими признаками как в рисунке, так и при наблюдении взаимодействия в группе). Начиная с 4 4,5 лет ребенок уже вполне красноречиво отражает свое отношение через цвет. Краткое описание психологического значения цветов: желтый яркие положительные чувства, интерес, стремление к общению, веселость; красный активность, как положительная (радостный), так и отрицательная (агрессивность), возбуждение; синий спокойствие, некоторая холодность, потребность в приятном общении; зеленый настойчивость, иногда упрямство, уверенность, стремление реализовать свои желания, потребность в познании мира; фиолетовый чувствительность, зависимость, потребность в душевном контакте, мобилизация; коричневый напряжение, антипатия, чувство вины; серый безразличие, усталость, слабость, пассивность, стремление побыть в одиночестве; черный негативизм, выражение протеста, отвержения.

Изучение социально-психологического климата

Педагог-психолог МБДОУ №9 «Семицветик» — Воробьева Ольга Анатольевна.

Стаж работы — свыше пять лет, образование высшее профессиональное.

Работа педагога-психолога строится в соответствии «Положением о психологической службе в ДОУ», с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции.

Основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ:

— развивающая и сопровождающая работа;

Объектом деятельности, т.е. с кем проводится данные виды работы, являются дети, педагоги, родители.

Главная задача педагога-психолога в детском саду — создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей каждого ребёнка.

Занятия с детьми на развитие эмоциональной сферы проводятся по программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (Крюковой С.В., Слободяник Н.П.). На учебный год психолог-педагог составляет календарный план, в котором распределены занятия для детей в течение года.

С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь родителям и педагогам, составляя рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.

План работы педагога-психолога в различных функциональных областях в МБДОУ д/с №9 представлены в Приложении Б.

В ходе своей деятельности педагог-психолог ДОУ проводит психологическое обследование детей (диагностика памяти, внимания, мышления, речи, восприятия в старшей, средней и младшей группах детского сада), анализирует полученные результаты, и на их основе осуществляет развивающую и коррекционную работу.

Кроме того, поскольку в дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, большое внимание психолог уделяет профилактической и развивающей работе.

Особое значение психолог придает работе с педагогическим коллективом. Педагогический коллектив — это не просто организационно-оформленная общность людей, имеющих общественно-полезные и значимые цели, задачи деятельности, органы управления, но и общность, в которой люди могут испытывать друг к другу симпатию или антипатию, сходиться или расходиться во взглядах, вкусах, личных потребностях и интересах. Правильная организация образовательно-воспитательного процесса, как результат работы педагогического коллектива, в значительной степени определяется не только объективными данными (возраст, образование, стаж работы), но и существующим в нем социально-психологическим климатом.

Социально-психологический климат — это качественная сторона межличностных отношений и психического состояния группы людей. Качественная сторона межличностных отношений проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих их продуктивному взаимодействию. В тех случаях, когда в коллективе недооценивается роль тех или иных факторов, благоприятно влияющих на психологический климат, может сложиться нездоровая атмосфера, проявляющаяся в напряженности человеческих отношений с другими, в конфликтах между членами коллектива.

Дошкольное образовательное учреждение — социальная организация и она представляет собой систему совместной деятельности людей: педагогов, воспитанников, родителей, поэтому социально-психологические условия здесь являются важнейшими. На психологический климат коллектива педагогов действуют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам относятся:

— высокая эмоциональная загруженность;

— наличие большого числа эмоциональных факторов, вызывающих сильное напряжение и стресс;

— формирование защитного поведения в ответ на неблагоприятные эмоциональные состояния;

— однополый состав коллектива.

К внутренним фактором относится личностный фактор, проявляющийся в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Данные факторы негативно сказываются на качестве работы педагогов дошкольных учреждений, способствуют формированию у них профессиональных деформаций, что в значительной мере влияет и на психологический климат воспитанников, на формирование личности вообще, на создание благоприятных условий для совместной работы. Продуктивная и творческая работа педколлектива возникает только в условиях благоприятного психологического климата, развитого чувства гордости за свое учреждение и свою профессию. В благоприятных социально-психологических условиях работы значительно легче заниматься самообразованием, предвидеть возможные конфликты в коллективе, предотвращать их, а в случае возникновения — гасить. Проявлять внимание к нуждам, бедам и радостям своих коллег, поддерживать и культивировать полезные инициативы друг друга, творческие проявления. Поэтому изучение и проведение коррекционной работы с педагогами является необходимым условием для улучшение социально-психологического климата в коллективе ДОУ.

Многообразие и сложность социально-психологических феноменов обусловливает и наличие большого количества методик их изучения. В практике исследования психологического климата коллектива педагогом-психологом ДОУ используются различные методики (Приложение В).

В зависимости от полученных результатов, после проведения диагностики, психолог выстраивает направления дальнейшей деятельности в работе с педагогическим коллективом. С результатами диагностик и рекомендациями психолог знакомит администрацию ДОУ и воспитателей.

В соответствии с темой практики, для изучения социально-психологического климата МБДОУ д/с №9, нами проведено психодиагностическое исследование коллектива с применением ряда диагностических методик (поперечных срезов), т.е. проведение одноразового анкетирования по разным методикам и анализ результатов деятельности, которые помогут определить трудности в создании благоприятного социально-психологического климата коллектива ДОУ.

В исследовании приняли участие 22 человека — педагогический персонал.

С целью выявления удовлетворения условиями работы в детском саду проведено анкетирование педагогов (анонимное), которое дало следующие результаты:

— работать в детском саду нравится — 88%, не нравится — 12%;

— хотели бы поменять свою работу — 31%, не хотят — 69%;

— мероприятия, проходящие в ДОУ устраивают 93%, не устраивают — 7%;

— хотели бы изменить условия труда 86% педагогов, не нуждаются — 14%;

— хорошие взаимоотношения с детьми у 93%;

— устраивают взаимоотношения с родителями 43%, 57% — не устраивают;

— хотели бы изменить взаимоотношения с родителями 86% педагогов, тогда как 14% не хотели бы;

— не устраивает материальное положение 73% педагогов, устраивает — 27%;

— хотели бы участвовать в психологическом тренинге и релаксационных паузах 77% педагогов, 23% — не нуждаются.

Диагностика социально-психологического климата (СПК) в педагогическом коллективе детского сада проведено по методике О. Немова «Социально-психологическая самооценка коллектива» (СПСК), которая показала следующее (рис. 1):

— коллектив стремится сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению;

— показатель «сплоченности» говорит о единстве мнений членов группы по самым важным для нее вопросам, а также единстве действий в самых существенных жизненных ситуациях;

— показатель «контактность» говорит о взаимной общительности, личных, эмоционально-непосредственных отношениях между членами группы;

— открытость свидетельствует о положительном отношении членов группы к другим группам или к новым участникам своей группы;

— организованность свидетельствует о способности к быстрому созданию и изменению организационной структуры деловых взаимоотношений, необходимых для эффективной групповой работы;

— информированность говорит о доступности всем членам группы наиболее важной информации о состоянии дел в ней и о каждом члене группы;

— отношения членов группы к совместной работе положительные.

детский сад работа удовлетворение

Рисунок 1 — Распределение выборки самооценки по уровням

Дальнейшее исследование психологического климата в педагогическом коллективе было проведено с опорой на диагностику В.Е. Рогова «Оценка социально-психологического климата в коллективе по полярным профилям». Исследование показало, что степень благоприятности социально-психологического климата соответствует среднему уровню — 14,3 балла (высокая степень 22 балла).

Кроме того, для оценки привлекательности группы для каждого ее члена, для представления о том, в какой мере цели и установки членов группы совпадают, — в наше исследование психологического климата педагогического коллектива ДОУ, мы включили определение индекса групповой сплоченности Сишора. Данный показатель оказался равным 14,4 баллам, что также говорит о среднем уровне групповой сплоченности.

Далее изучение социально-психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОУ проведено по методике «Диагностика социально-психологического климата группы» (Л.Ю. Шалыто и О.С. Михалюк), результаты которого представлены в Приложении Г.

Диагностика уровня и особенностей социально-психологического климата в педагогическом коллективе позволило сделать следующие выводы: в коллективе сложилась средняя степень благоприятности социально-психологического климата; большинство педагогов трактуют свои отношения в коллективе как благоприятные.

Общий показатель психологического климата можно охарактеризовать как положительный. При оценке психологической атмосферы внутри коллектива средний показатель составляет 0,68, что говорит об уровне немного выше среднего. В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех и все за одного».

Между членами коллектива установились деловые отношения. У педагогических работников преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения, доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии.

Лишь 12% педагога не удовлетворены существующим отношениям в коллективе в полной мере по тем или иным компонентам социально-психологического климата. Возможной причиной неудовлетворения является нежелание вступать в контакт по принципу «Я никого не трогаю, и меня не трогайте». Кроме того, может быть личностная пассивность: не у всех есть желание тратить личное время на общественные мероприятия, и они ограничиваются только фактически отработанным временем.

Полученные данные показали нам на необходимость осуществления мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе. Направления дальнейшей деятельности в работе с педагогическим коллективом психолог выстраивает по следующим направлениям:

1. Развитие сплоченности коллектива: проведение семинара-практикума (Приложение Д); психологического тренинга (Приложение Е);

2. Работа с личностными проблемами: консультации, направление к специалистам; тренинговые занятия на развитие навыков ауторелаксации, коммуникативных навыков и т.д.; подключение администрации к разрешению проблем.

Следует отметить, что непосредственную ответственность за состояние благоприятного социально-психологического климата в коллективе несет руководитель ДОУ, который создаёт условия для удовлетворения их профессиональных потребностей; сплачивает людей вокруг общих целей; готовит каждого члена коллектива к совместной деятельности на основе постоянного профессионального развития и саморазвития; устанавливает необходимые деловые отношения; мотивирует и стимулирует труд, создаёт в коллективе атмосферу уважения, доверия и успеха. И здесь, одним из условий развития благоприятного психологического климата коллектива являются установившиеся традиции ДОУ, которые дают возможность повысить самооценку, уважение, почувствовать собственную значимость и внимание коллег, руководства к своей персоне, например «Чествование ветеранов труда» (10, 15, 20 . лет трудового стажа); конкурс «Фея детского сада»; профессиональные конкурсы педагогического мастерства; разнообразные личностные конкурсы воспитателей; празднование Дней рождения детского сада, Вечеров выпускников и т.д.

Большое значение в плане взаимопонимания в коллективе имеет совместное проведение досуга: совместные вылазки на природу, посещение музеев, театров, концертов способствует лучшему узнаванию членами коллектива друг друга. Когда люди хорошо знают друг друга, у них исчезает необходимость в психологической защите, что позволяет проявлять большую открытость в общении.

Итак, социально-психологический климат в дошкольном учреждении играет значительную роль в формировании воспитательного процесса, влияет на качество обучения и воспитание подрастающего поколения. Решение социально-психологических проблем является залогом стабильности и успешного функционирования ДОУ.

Диагностика психологического климата в детском саду

Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Ковалева Светлана Николаевна

В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка. По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется?

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.

Сейчас в детских садах растёт число детей с нарушениями поведения в виде агрессивности, тревожности, страхов, расторможенности, эмоциональной неустойчивости.

Ученые выявили 29 возрастных страхов. Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских детей эта норма доходит до 15 страхов. По мнению ученых у мальчиков 4х лет – 7 страхов, у девочек – 9 страхов.

Эмоционально-психологический климат или психологическая атмосфера -это преобладающий в группе эмоциональный настрой, общее психическое состояние детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются общая эмоциональная атмосфера, преобладающее настроение и уровень активности детей.

Эмоционально-психологический климат группы классифицируют как благоприятный и неблагоприятный. Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:

  1. хорошее настроение детей в течение всего дня;
  1. свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;
  1. доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
  1. способность детей занять себя интересным делом;
  1. отсутствие детей-аутсайдеров;
  1. возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;
  1. отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;
  1. информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;
  1. высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;

10. желание участвовать в коллективной деятельности;

11. удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.

.Необходимо ознакомление воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе и эффективному применению образовательных и воспитательных воздействий, направленных на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком.

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что свет для ростка, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.

Созданию эмоционально-психологического благополучия, каждого

ребенка, а значит и группы в целом, способствуют следующие условия:

— быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище;

— позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);

— наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме;

— наличие «семейных альбомов»;

« зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;

— разумная занятость детей;

— применение физминуток во время занятий;

— наличие традиций в группе;

— часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;

— проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;

— демократичный стиль общения воспитателя – рядом, вместе, глаза в глаза; и т.д.

В нашей группе , в рамках оздоровительной программы, проводятся специальные занятия из цикла «Эмоции и здоровье». Занятия включены в план и проводятся один раз в месяц. Основная цель этих занятий: знакомство детей с различными чувствами и эмоциями, ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь «прожить» определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Основные задачи занятий: научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме этого, на занятиях дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легко переносить аналогичные, но более сильные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

Мы изучили с детьми чувство робости, радости, несколько занятий было посвящено чувству страха.

Занятия носят практический характер и построены в основном на обыгрывании ситуаций, беседы с детьми, проводятся психологические игры, этюды, психогимнастика, релаксация.

Для родителей вывешиваем мини-отчеты о занятии: что изучали, что делали, в какие игры играли, чему важному научились.

На занятиях используем игровые персонажи, картинки, пиктограммы человеческих эмоций, рисование своих страхов и т.д.

В группе есть стенд «Страна настроения». После знакомства с основными понятиями, дети уже самостоятельно определяют свое настроение и рядом с фотографией выкладывают цветную карточку настроения с соответствующей пиктограммой. Желтый цвет характеризует радость, зеленый – спокойствие, красный – страх, грусть.

  1. Детям ежедневно три раза в день (утром, днем и вечером) предлагается отметить на стенде свое настроение. Цель: диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка. Если ребенок выбрал красный цвет, можно осторожно узнать – почему, чего он боится, отчего ему грустно. Такой анализ помогает разобраться в причинах переживания ребенка и По-возможности помочь ему, а также является хорошим средством эмоционального самоконтроля ребенка. При этом важно установить степень адекватности эмоционального реагирования ребенка в зависимости от событий его жизни. Оценивая настроение и состояние коллектива, можно проследить за развитием настроения каждого ребенка. Методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении, потребность выговориться, поделиться тем, что на душе.
  1. Также в своей работе используем вот такие «Карточки настроения». Дети раскрашивают квадратики в желтый, зеленый, красный цвет, определяют и закрашивают свой кружок настроения. «Карточки настроения» показываем родителям. В своей работе используем различные психоэмоциональные технологии

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1.Оздоровительные паузы помогают не только повысить двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу. Как известно, вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают уровень их работоспособности и внимания, нарушается поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки. Для того, что бы избежать этих негативных явлений, необходимо научить детей чередовать умственное напряжение с физической работой.

2. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым и с другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с целью психофизической разрядки.

В психогимнастику могут входить

— Мимические и пантомимические этюды, направленные на изображение отдельных эмоциональных состояний;

— Этюды и игры на выражение отдельных качеств, характера и эмоций;

— Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.

— психомышечная тренировка, направленная на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

Психогимнастика проводится на занятиях и в свободное время.

3. Релаксация. Цель релаксации – научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.

Расслабляющие упражнения проводятся в конце занятия (общее время релаксации не более 10 минут). Хорошей релаксирующей возможностью обладает музыка, особенно звуки живой природы. Хорошие результаты дает расслабляющее приятное, контролируемое фантазирование. Когда дети лежат на ковре, им предлагается закрыть глаза и вообразить, что они отправляются в какое-нибудь место знакомое и нравящееся им или то, которое они себе представляют.

4. Минутки вхождения в день. Их цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе. Минутками вхождения в день можно назвать встречи, в ходе которых особое внимание уделяется наблюдению, раздумью и любованию. Выбор темы для начала дня определяется настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей. Для соответствующего настроения желательно использовать музыку. Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.

В дальнейшем, уже в старшей группе, диапазон цветов для определения настроения, диапазон эмоций будет увеличиваться.

  1. Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие; которое определяется во многом особенностями сотрудничества ребенка со взрослыми: Поэтому без заинтересованного, понимающего, психологически компетентного педагога детям не совсем комфортно.

Говоря о положительном фоне настроения, нельзя не коснуться таких характеристик, как оптимизм и способность самого ребенка быть счастливым, которые напрямую связаны с проблемами эмоционального здоровья.

По мнению Э. Динера, для полноценной жизни человеку необходимо наличие способности быть счастливым как черты характера, развитие которой начинается еще в детстве. Для этого, прежде всего, родителям необходимо формировать у детей установку на радостное восприятие жизни, учить находить разнообразные источники положительных эмоций (преимущественно нематериальные) и, конечно, самим быть счастливыми людьми. У ребенка, воспитанного счастливыми родителями, больше шансов самому стать счастливым.

Врачи – педиатры отмечают резкий рост у детей психологических заболеваний и их количество из года в год растет. Психологический дискомфорт подтачивает здоровье. Мы живем с детьми в век стресса – и все же многое в решении этого вопроса зависит от нас с вами. Мы, взрослые, должны и обязаны беречь наших детей, создавать в семье, в детском саду такой психологический климат, в котором ребятишкам было бы хорошо и спокойно.

А воспитателю необходимо соблюдение принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:

«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна». И. Сеченов.

«»Важней всего погода в ДОУ», создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе» (проектная деятельность педагога-психолога в ДОУ)

Психолог в образовании обязательно ведет работу с педагогическим коллективом. В данном проекте я попыталась обобщить и систематизировать свою работу в этом направлении.

Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат и другое. Работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а во взаимодействии с коллегами.

Поэтому важно создать благоприятный психологический климат среди сотрудников, развить умения и навыки гибкого выхода из конфликтных ситуаций.

Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у молодых воспитателей. Напряженные ситуации педагогической деятельности вызывают у них неадекватную оценку происходящего, импульсивные действия по отношению к детям, окрики, одергивания, способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности. На практике я вижу, что стремление ВУЗов разнообразить образование студентов, включая попутные специальности (не просто воспитатель, а еще и психолог или логопед) ведет на самом деле к ухудшению качества получаемого образования. Молодые специалисты получающие верхушки разнообразных знаний, на самом деле, в последнее время, плохо владеют даже методикой проведения занятий с дошкольниками. В итоге, на практике, во время работы в детском саду мы имеем неуверенных в себе педагогов. Именно поэтому в проект включена задачаповышения уровня знаний педагогов по способам взаимодействия с различными категориями детей.

С другой стороны профессия педагога относится к духовно опасной. Взгляд на педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведет педагога к эмоциональному выгоранию. Поэтому большое значение для педагога имеет сохранение психического здоровья. Формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретаеттакое же значение, как и его профессиональная подготовка.

Мною разработан и совместно с руководством апробируется в нашем дошкольном учреждении проект «Важней всего погода в ДОУ»

Объект исследования: педагогический коллектив МДОУ

Предмет исследования: психологический климат в коллективе.

Цели:

  • Совершенствовать психологическую компетентность педагогов;
  • Обеспечить реальную гуманизацию взаимодействия детей и педагогов;
  • Помочь наиболее успешно реализовать себя в поведении и деятельности;
  • Способствовать сохранению психического здоровья.

Задачи проекта:

  1. Повысить уровень знаний педагогов по способам взаимодействия с различными категориями детей. Помочь осуществить индивидуальный подход в общение с детьми.
  2. Развитие коммуникативных навыков, навыков выхода из конфликтных ситуаций.
  3. Овладение навыками управления стрессом (противострессовая переделка дня).
  4. Овладение навыками релаксации, мышечного расслабления, визоаулизации, концентрации.
  5. Овладение дыхательными техниками.
  6. Способствовать развитию психологической грамотности педагогов.

Гипотеза: Если провести с коллективом педагогов работу по совершенствованию психологической компетентности, по развитию коммуникативных навыков, обучить их навыкам релаксации и дыхательным техникам, навыкам выхода из конфликтных ситуаций, обучить приемам выхода из стресса и его профилактике, провести профилактическую работу по эмоциональному выгоранию педагогов, то психологический климат в коллективе улучшиться, улучшится психическое здоровье педагогов.

Практическая значимость проекта заключается в подборе диагностического материала, составление и подборе тренингов, семинаров, упражнений, разработке памяток, составление консультаций по вопросам сохранения психического здоровья, профилактике эмоционального выгорания составлении картотеки по дыхательным и релаксационным техникам.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Улучшение психологического климата в коллективе;
  2. Улучшение психологического климата в группах ДОУ и тем самым повышение психологической защищенности каждого ребенка, укрепление его психического здоровья;
  3. Рост творческого потенциала педагогов;
  4. Улучшение психического, а вместе с тем и физического здоровья педагогов.

Апробация проекта начинается с диагностики, которая включает в себя: диагностику психологического климата в коллективе, диагностику эмоционального выгорания Бойко, диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой),диагностику уровня тревожности и агрессивности педагогов, диагностику на стрессоустойчивость. Затем проводятся тренинги по взаимодействию с различными категориями детей, консультации по сохранению психического здоровья, тренинг по психотерапии профессиональной усталости, тренинги по обучению методам саморегуляции и релаксации, обучению дыхательным техникам, коммуникативные тренинги как с воспитателями, так и с младшими воспитателями, семинар по здоровому образу жизни, разработаны рекомендации по сохранению психического здоровья, педагоги обучаются как вести себя в стрессовых ситуациях, приемам противострессовой переделки дня и многое другое.

Длительность проекта 5 лет.

Результаты диагностики

Психологический климат в коллективе определялся в анкете по определенным критериям. После реализации проекта удовлетворенность перечисленными в анкете критериями выросла в среднем на 10-15 процентов. Так на 7% выросла удовлетворенность работой в детском саду и взаимоотношениями с коллегами, на 12% улучшилось настроение в коллективе,на 8% — творческая атмосфера в коллективе, на 15% согласованность действий педагогов, остались неизменными критерии которые к сожалению не зависят от работы психолога – это удовлетворенность материальной базой, заработная плата. Я думаю, что показатели были бы выше, если бы не незначительная текучка в коллектве. По смене месте жительства и в дектеретный отпуск ушли 20% коллектива педагогов.

Уровень тревожности педагогов.

Методика измерения уровня тревожности Тейлора. За время проведения проекта уровень тревожности педагогов снизился на 20%

Определение уровня депрессии Т.И. Балашова: в состоянии без стресса находилось в начале реализации проекта 46% педагогов, на конец – 65%. Субдепрессивное состояние испытывают 6 процентов педагогов, на 50% меньше, чем на начало проекта. На конец осуществления проекта не выявлено не одного педагога, испытывающего сильную депрессию.

Диагностика профессионального «выгорания»(К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

Эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений – это составляющие «профессионального» выгорания. Как мы видим из диагностики все эти составляющие уменьшились на 10 – 15 процентов, что говорит о снижении количества педагогов, испытывающих это состояние.

Заключение

По результатам проведения итоговой диагностики видно, что психическое состояние педагогов улучшилось. Снизился уровень тревожности, уменьшилось количество депрессивных состояний и состояний, составляющих «профессиональное» выгорание педагогов. С другой стороны по результатам анкетирования улучшился психологический климат в коллективе. Результаты проведения проекта видны и визуально. Педагоги стали более доброжелательно общаться друг с другом, за последний год нет не одного конфликта в коллективе. Количество больничных листов по болезни сотрудников снизилось на 30%, что говорит и о улучшении физического здоровья.

Таким образом, очевидно, что цели и задачи, поставленные в проекте, достигнуты. После проведенной работы с коллективом педагогов по совершенствованию психологической компетентности, по развитию коммуникативных навыков, обучению их навыкам релаксации и дыхательным техникам, навыкам выхода из конфликтных ситуаций, обучению приемам выхода из стресса и его профилактике, проведению профилактической работы по эмоциональному выгоранию педагогов, пропаганде здорового образа жизни психологический климат в коллективе улучшился, улучшилось психическое здоровье педагогов.

Королева Татьяна Александровна — педагог-психолог высшей категории, практический психолог. Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Звездочка».

Основные публикации: напечатана книга «Открой себя миру» , издательство ГОУ ДПО(ПК) С «Марийский институт образования», несколько статей в сборнике «Мозаика» управлении образования г. Йошкар-Ола, Обобщала представленный опыт на республиканских и межрегиональных конференциях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector