Диагностика привязанности ребенка матери - Оappendicite

Диагностика привязанности ребенка матери

Диагностика привязанности ребенка матери

Диагностика привязанности ребенка матери

Библиографическая ссылка на статью:
Фадеева А.А., Левкова Т.В. Связь образа Я подростка и привязанности его к матери // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67654 (дата обращения: 02.02.2020).

Привязанность ребенка к маме как объект научного исследования актуален в психолого-педагогической литературе для области детской психологии. Изучению влияния типа привязанности к маме на личностное развитие младшего подростка – мало изученная проблема.

Принимая во внимание, что центральным ядром, аккумулирующим, знания человека о самом себе является, образ «Я», мы понимаем, что образ «Я» подростка эта еще хрупкая система. И поэтому, так важно, сформировать адекватное представление «Я» у подростка, которое не возможно без знания и компетентности не только близких подростку людей, но и педагогов. Самое важное в формирование адекватного образа «Я» заключатся во взаимоотношениях подростка с близким ему человеком, а именно с мамой. [1].

Мама – самое важное и центральное лицо в жизни каждого ребенка. Мама – это забота, теплота, защита, нежность, и, конечно же, любовь. Любовь матери для ребенка имеет очень важные иногда даже и решающие новообразования, которые могут сопровождать ребенка всю жизнь.

В свое время американский ученый Эрик Хомбургер Эриксон писал о том, что доверие или недоверие ребенка к матери формирует у него дисгармоничность или гармоничность его психологического развития, которое и сформировывает самооценку.

Познание и понимание своего образа «Я» для подростка имеет определяющее значение в становлении его как личности. Но познание и становление образа «Я» имеет сложности в подростковом возрасте.

Подростковый возраст – это не только период полового созревания, но и период самопознания. В образе «Я» подростка происходит бурное и активное познание себя: своего тела, своих качеств и способностей, отношений с другими; сверстниками и взрослыми.

Это бурное и активное познание своего «Я» имеет позитивный и негативный характер, заключающийся в самооценки подростка, которая является стержнем образа Я личности [2].

Позитивный характер становления образа «Я» подростка проявляется в адекватном реагировании подростка на конфликтные ситуации (даже если выигрыш не остается за ним), в готовности признавать свои ошибки, не преувеличивать трудности, дружелюбном отношении к другим.

Негативный характер проявляется в преувеличении трудностей, неверие в свои силы, болезненной самокритичности, вербальной агрессии, а также избегание и боязни конфликтных ситуаций.

Именно негативный характер отношения к своему «Я» тормозит развитие гармоничной личности подростка, его социализации и адаптации в обществе, а также приводит к частым депрессиям и стрессам.

Позитивный образ «Я» – это центральное звено развития гармоничной личности человека. Именно гармонично развитая личность имеет психологический здоровый «каркас» понимания себя, других и мира.

Образ Я младшего подростка как динамичная система претерпевает изменения, и вектор развития задают отношения подростка с родителями (мамой), со сверстниками и др. Важным в этом процессе является динамичное развитие качества отношений младшего подростка и мамы. Согласно культурно-исторической концепции Л.С.Выготского ситуация развития подростка, имеет существенные отличия от ситуации развития младшего школьника. Отражением качественного изменения отношений мамы и младшего подростка является изменение и характера привязанности подростка к маме.

Изучением проблемы привязанности к матери занимались ученые: Дж. Боулби, М. Эйнсуорт, Х.Р. Шеффер, Г. Харлоу, М.И. Лисина.

Принято различать четыре типа привязанности ребёнка к матери, выделенные Мэри Эйнсуорт.

1. Надежный тип (В) соответствующий оптимальному ходу развития ребёнка;

Два ненадежных типа:

2. Амбивалентный (С) или тревожно – агрессивный;

3. Избегающий (А) или тревожно – тормозимый.

4. Дезорганизованный (D) тип сопутствующий нарушенным вариантам развития детей [1].

Тип привязанности подростка к маме определяет не только характер и содержание образа Я взрослеющего ребенка, но и способствует становлению базовых моделей поведения [3].

Наше экспериментальное исследование исходило из предположения, что содержание и характер образа Я младшего подростка определяется типом привязанности его к матери.

Нами было проведено экспериментальное исследование на базе школы МБОУ СОШ № 23 (г. Биробиджан). В выборку входило 66 испытуемых в возрасте 11- 12 лет.

Нами были использованы следующие методики исследования: методика «Привязанности детей к матери на основе игровых проб направленная на выявление типа привязанности к матери», методика исследования характеристик образа Я – «Кто я?» (Кун).

Исходя из результатов анализа методики «Привязанности детей к матери на основе игровых проб» мы видим, что:

Надежный (безопасный) тип привязанности составляет 27 % (16 чел.) из 100% (66чел), с одной стороны, это говорит об эмоциональной доступности мамы, ее сензитивности, способности откликаться на сигналы ребенка, синхронизировать действия, вести диалог с подростком, поддерживать, обеспечивать безопасность. С другой стороны, низкий процент надежного типа привязанности у подростков подтверждает, что в большинстве своем взаимодействие мамы и подростка не несет в себе адекватной свободы, а именно чувства адекватной свободы, которое испытывает подросток даже при отсутствие мамы, подросток может без тревожных проявлений исследовать окружающий мир, взаимодействовать с другими; взрослыми и сверстниками. Таким образом, надежный тип привязанности подростка к матери несет все задатки для формирования адекватного образа Я.

Надежный тип с некоторыми признаками тревожно – амбивалентного типа 18%, надежный с признаками амбивалентно – тревожного 12%, и надежный с выраженными признаками амбивалентно – тревожного 3%. Это говорит о том, что, подросток очень сильно привязан к маме. В отсутствии мамы подросток тревожен и испуган. В присутствии же мамы, подросток чувствует себя безопасно так как, мама рядом, она поможет если, что – то случится. Тревожность подростков с таким типом привязанности возрастает, когда он сталкивается с трудной или стрессовой ситуацией, которую решить сам не в состоянии, так как, мамы рядом нет, а значит, и безопасности нет, а если нет безопасности, то все чтобы не предпринял подросток, видится ему как угроза, опасность. Поэтому все трудные для ребенка, как ему видится, ситуации и вопросы решает мама. Таким образом, такой тип привязанности формирует у подростка не структурированный образ «Я», который тормозит развитие подростка в социальной, культурной, личностной и др. сферах жизни.

Избегающий тип представлен в 7% и отражает, что контакты подростка с мамой очень редки, иногда их сам избегает. Избегает не потому, что не хочет заботы и ласки от мамы, а потому что, боится быть отвергнутым, ненужным. Чтобы не чувствовать своей ненужности подросток строит защиту, которую находит в своем избегании. Подростки с избегающим типом привязанности выглядят самостоятельными и уверенным. Эта уверенность и самостоятельность один из способов забыть о своей потребности в матери. Таким образом, избегающий тип привязанности вырабатывает у подростка чувство не нужности, которое в свою очередь искажает его образ «Я».

Надежный сильно выраженными признаками избегающего 7%, и надежный с некоторыми признаками избегающего 7%. Это говорит о некой отстранённости подростка от мамы. Не способность подростка попросить о помощи и принять ее. Подросток с таким типом привязанности эмоционально закрыт, тяжело налаживает контакты с другими; взрослыми и сверстниками, тяжело адаптируется к новым условиям среды, нуждается в одобрении со стороны мамы, потому что, не уверен в себе. Таким образом, надежный сильно выраженными признаками избегающего и надёжный с некоторыми признаками избегающего формирует у подростка тревожный, неуверенный тип поведения.

Избегающий с признаками надежного (1%) и избегающий некоторыми признаками надежного (3%) показывают, что при взаимодействии и не взаимодействии с мамой подросток не испытывает чувство безопасности, чувство опоры. Так как, мама постоянно игнорирует подростка или реагирует отвергающим образом. Подросток сам принимает решения, сам заботится о себе, сам вынужден, воспитывает себя. Таким образом, такой тип привязанности формирует у него ригидный (он не в состоянии принять помощь, сотрудничать, принять комплимент и д. т.) тип реагирования.

Избегающий с признаками амбивалентно – тревожного (3%) и избегающий с сильно выраженными признаками амбивалентно – тревожного – (1%). С одной стороны это говорит о том, что подросток с таким типом привязанности имеет очень высокий уровень тревожности. В – первых мама или отсутствует, или отвергает подростка. Во – вторых, так как подросток в себе не уверен и очень тревожен; он нуждается в поддержке, безопасности, любви и заботе мамы, но так как мама игнорирует подростка, он усиливает свою тревожность и отстраняется от нее, думая, что не нужен ей. И в – третьих такой тип привязанности опасен для самого подростка тем, что не получая поддержи и любви от мамы, которая ему необходима, подросток отстраняется не только от мамы (чувствуя свою ненужность) но и, от общества, от мира в целом, уходит в себя. У подростка могут появиться агрессивные импульсы по отношению к самому себе: я плохой и поэтому мама меня не любит и др. С другой стороны низкий процент такого типа привязанности радует, так как риск к неадекватному и больному образу себя мал. Таким образом, при таком типе привязанности у подростка формируется полностью неадекватный образ себя, при таком образе себя повышен риск психосоматических заболеваний.

Амбивалентно – тревожный с признаками избегающего – 4%. При таком типе привязанности ребенок очень сильно зависим от мнения мамы и окружающих; ребенок тревожен и не уверен в себе и чтобы не показывать свою тревожность другим (взрослым и сверстникам), чтобы другие не унижали его, он пытается быть самостоятельным и независимым, для того, что им восхищались, хвалили, чтобы чувствовать себя уверенно. Но как только такого ребенка перестают хвалить, он, жертвует всем для других, чтобы быть нужным, в нужности другим, у него приобретается вера в себя. Таким, образом, такой тип привязанности формирует у подростка альтруистический образ себя.

Амбивалентно – тревожный 3%. У подростка с таким типом привязанности формируется искаженный образ «Я». В его образе «Я» есть осознаваемые аффекты, но они искажены. Нет контакта, со своими чувствами, нет полного понимания и принятия своих чувств. Ребенок с таким типом привязанности четко продумывает свое поведение, включает жесткий контроль и ограничения. Ему необходимо постоянно иметь достаточно информации обо всем, но зачастую не может полноценно воспользоваться полученной информацией, так как не осознает свои истинные чувства, мысли, цели и то, как эту информацию применить. В поведении такого ребенка присутствуют гиперактивность, неадекватная направленность энергии, тревожность, неуверенность в себе, амбивалентность (противоречивость) чувств.

Из экспериментального исследования следует, что, при надежной (безопасной) привязанности подростка к матери, образ «Я» младшего подростка имеет развивающую тенденцию, позволяя не только структурировать свой образ «Я», но и развивать положительный опыт отношения к себе.

Проведенное исследование имеет научную перспективу, так как исследование обнаружило много важных аспектов для психологического исследования: характеристики надежного типа привязанности к маме подростка иные, чем у детей младшего и дошкольного возраста; при нарушении качества привязанности подростка к маме обнаруживается блокировка многих сфер активности личности (телесная активность, ценностно-смысловая активность, первичное профессиональное определение), а именно в этих сферах и происходит становление граней образа Я подростка.

Диагностика поведения привязанности в дошкольном возрасте

Диагностика поведения привязанности в дошкольном возрасте

На основе методики «Незнакомая ситуация» Марвин и Бриттнер (Marvin & Brittner, 1995) разработали модифицированную методику «Незнакомая ситуация для детсадовского возраста». Здесь также ведется наблюдение за поведением ребенка, когда мать (или отец) дважды расстаются с ним, и оценивается поведенческое проявление привязанности ребенка при возвращении родителя и воссоединении. По результатам методики можно классифицировать типы привязанности как надежный, ненадежно-избегающий, ненадежно-амбивалентный, а также выделить различные патологические паттерны привязанности, в частности паттерн дезорганизованной, а также навязчивоконтролирующей привязанности. Оба эти паттерна рассматриваются как переходные формы между нормой и психопатологией. В ситуации расставания также можно наблюдать поведение с расстройством привязанности, которое можно соотнести с вышеназванными классификациями и типами нарушений поведения привязанности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг

2. Особенности психики и поведения в раннем возрасте

2. Особенности психики и поведения в раннем возрасте 1. Общая характеристика развития ребенка от года до трех лет.2. Предметная и игровая деятельность в раннем возрасте.3. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи.4. Развитие личности в возрасте от

ЛЕКЦИЯ № 7. Общение в дошкольном возрасте как показатель успешного развития личности

ЛЕКЦИЯ № 7. Общение в дошкольном возрасте как показатель успешного развития личности Общение – это специфическая форма взаимодействия индивида с другими индивидами, как членами общества.Процедура общения состоит из нескольких составляющих:1) потребность в общении –

ЛЕКЦИЯ № 8. Формирование психики в дошкольном возрасте

ЛЕКЦИЯ № 8. Формирование психики в дошкольном возрасте Формирование психики в дошкольном возрасте является весьма сложным и многообразным процессом. Поэтому было бы неправильно думать, что только изменение общего строения деятельности, происходящее вследствие

Методика «Q — сортировка: диагностика основных тенденций поведения в реальной группе»

Методика «Q — сортировка: диагностика основных тенденций поведения в реальной группе» Автор В. Стефансон. Методика позволяет определять шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ Социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым в дошкольном возрасте распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к

Диагностика и типология нарушений привязанности

Диагностика и типология нарушений привязанности Сразу же следует высказать принципиальное положение, что диагноз «нарушение привязанности» не может основываться на наличии у ребенка паттерна поведения, характерного для ненадежного вида привязанности, так как

Диагностика нарушений привязанности

Диагностика нарушений привязанности Диагностический процесс всегда включает сбор подробного анамнеза о типе, продолжительности, начале, проявлениях, вариациях, условиях поведения ребенка, а также наблюдение за его поведением при общении с разными людьми, к которым

Диагностика поведения привязанности у детей детсадовского и младшего школьного возраста

Диагностика поведения привязанности у детей детсадовского и младшего школьного возраста Для детей с детсадовского возраста и до окончания начальной школы в качестве диагностического инструмента используют различные игры в кукольный театр. Вначале детям показывают

Нарушения привязанности в младшем детском возрасте

Нарушения привязанности в младшем детском возрасте До сих пор я описывал нарушения привязанности самих матерей и их влияние на развитие привязанности матери к ребенку. Далее мы переключим фокус нашего внимания на развитие патологических паттернов привязанности у

Отсутствие признаков поведения привязанности

Отсутствие признаков поведения привязанности Первичное знакомство и симптоматикаПятилетнего М. привела его приемная мать с жалобами на трудности в детском саду. Особенно ее беспокоил тот факт, что мальчик, посещая детский сад в течение полутора лет, так и не нашел себе

Нарушения привязанности в школьном возрасте

Нарушения привязанности в школьном возрасте

Нарушения привязанности в подростковом возрасте

Нарушения привязанности в подростковом возрасте В подростковом возрасте особое значение придается таким аспектам, как привязанность, расставание и сепарация. Видимо, специфическая для возраста сепарация и расставание с родителями на этой стадии проходит тем легче, чем

Параграф 1 Особенности отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте[70]

Параграф 1 Особенности отношений межличностной значимости в дошкольном

Расстройство привязанности: 8 советов родителям и опекунам

Реактивное расстройство привязанности (РРП) встречается чрезвычайно редко. Чаще всего это случается с детдомовцами или детьми, изъятыми из неблагополучных семей

В природе человека – стремиться к другому человеку, устанавливать близкие отношения, привязываться к тому, кто проявляет тепло и заботу. В природе ребенка – привязываться к родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам или к тем, кто в их жизни замещает кровных родственников.

Человек – существо социальное, и поэтому даже в условиях, когда родители пренебрегают своими обязанностями, не удовлетворяя базовые потребности малыша в пище, комфорте, ласке, в подавляющем большинстве случаев он все-таки любит жестокую мать либо беспробудно пьющего отца и не хочет разлучаться с ними.

Но случается и по-другому. Тяжелые условия, в которых протекает раннее развитие ребенка, могут привести к трудно излечимому заболеванию.

Чаще всего с этой проблемой сталкиваются приемные родители, чей ребенок претерпел неблагополучие в кровной семье, а затем оказался в детском доме. Еще тяжелее ситуация, когда ребенок уже был взят в семью, а затем возвращен обратно в детское учреждение.

Бывают, однако, случаи РРП в многодетных семьях, где матери никто не помогает и на долю кого-то из детей приходится очень мало внимания и заботы. Расстройство может развиться, если на раннем этапе ребенок был надолго разлучен с родителями в результате длительной госпитализации, либо большую часть времени малыш оставался с матерью, страдающей от депрессии или другого серьезного заболевания, не позволяющего ей как следует заботиться о ребенке.

Что такое реактивное расстройство привязанности?

Это состояние, при котором у ребенка не формируется эмоциональная привязанность к родителям или лицам, их замещающим. Симптомы расстройства проявляются в возрасте до 5 лет, нередко еще в младенчестве. Это вялость, отказ от общения, самоизоляция. Маленький ребенок равнодушен к игрушкам и играм, не просится на руки, не ищет утешения при физической боли. Он редко улыбается, избегает глазного контакта, выглядит грустным и апатичным.

По мере взросления признаки самоизоляции могут проявляться двумя, казалось бы, противоположными видами поведения: расторможенным и заторможенным.

При расторможенном поведении ребенок стремится привлечь к себе внимание даже незнакомых людей, часто обращается за помощью, совершает поступки, не соответствующие возрасту (например, приходит спать в постель к родителям).

Недопонимание, недостаток терпения, выраженная негативная реакция на поведение ребенка со стороны значимого взрослого может вызвать раздражение, гнев или вспышку агрессии со стороны ребенка, а при сохранении нарушения в подростковом возрасте – к злоупотреблению алкоголем, наркоманией и другим видам асоциального поведения.

При заторможенном поведении ребенок уклоняется от общения и отказывается от помощи. В некоторых случаях у него попеременно наблюдаются оба типа поведения, как расторможенный, так и заторможенный.

Реактивное расстройство привязанности может проявляться в таких формах, которые порой вызывают у приемных родителей отчаяние: ребенок постоянно лжет, ворует, ведет себя импульсивно, проявляет жестокость к животным и полное отсутствие сознательности. Он не выражает сожаления или раскаяния после неприемлемого поведения.

Диагностика РРП – дело непростое. Некоторые черты этого расстройства могут проявляться при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), при тревожном расстройстве, при аутизме, при посттравматическом стрессовом расстройстве. Для того чтобы точно поставить диагноз, необходимо наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях на протяжении некоторого периода времени, анализ его биографических данных, оценка взаимодействия родителей с ребенком.

Еще сложнее – его лечить

Иногда психиатры прописывают лекарства детям с РРП, однако в отдельных случаях они могут лишь слегка улучшить фон, на котором будет протекать терапевтическое взаимодействие с ребенком.

Ключевую роль в лечении играют родители либо опекуны ребенка. Именно им предстоит при помощи врачей и психологов создать такую обстановку, в которой он сможет пережить опыт здоровой зависимости, поверить в то, что на взрослого можно положиться, и начнет ему доверять.

Специалисты считают, что терапевтическая обстановка включает 3 важнейших компонента: безопасность, стабильность и чувствительность.

Чтобы преодолеть последствия тех событий, которые вызвали неспособность ребенка сформировать тесные и теплые отношения, взрослый должен иметь достаточно времени и терпения, чтобы слушать и слышать ребенка непредвзято и не предпринимая попыток судить его.

Ребенку необходимы границы, но установлены они должны быть в контексте понимания и сочувствия. Только если ребенок ощущает эмоциональную безопасность, то есть понимает, что его рассказ о себе не вызовет негативной оценки со стороны взрослого, он проникнется доверием и расскажет приемной маме или психологу о тяжелых переживаниях своего раннего детства.

Второй компонент после безопасности – стабильность. Фигура взрослого для формирования первостепенной привязанности должна оставаться одной и той же. Чтобы установить доверие между значимым взрослым и ребенком с РРП, требуется длительное время. Смена такой фигуры, перемещение из одной приемной семьи в другую, не просто тормозит процесс, но и усугубляет расстройство.

Пройдя через болезненный опыт игнорирования своих потребностей, ребенок должен заново научиться осознавать их, а так же тот факт, что раз за разом их может удовлетворить один и тот же человек: накормить, дать чистую одежду, уложить в теплую постель, поиграть, выслушать и утешить, помочь с выполнением заданий. Такие дети часто боятся, что новая мама откажется от них или умрет, и только после длительного периода стабильности эти страхи ослабевают.

Некоторым детям нужно не менее года стабильности, чтобы начать доверять своему значимому взрослому, другие проникаются доверием к приемным родителям уже через несколько месяцев. Это зависит от темперамента ребенка (важно, например, экстраверт он или интроверт), а также от того, насколько хорошо подходят друг другу по разным параметрам ребенок и его новый родитель.

Нежелательны длительные расставания между приемным ребенком и матерью: они могут активировать его защитную реакцию, которой является самоизоляция.

И, наконец, чувствительность. Это эмоциональная доступность взрослого, его внимательность к нуждам ребенка. Приемные родители должны быть проинформированы специалистами о том, что в то время как умственное развитие ребенка с РРП может соответствовать возрастной норме, его эмоции часто остаются незрелыми, а значит, в процессе формирования привязанности потребность во взрослом может быть выше, чем у здорового ребенка того же возраста.

В этот переходный период родители должны проявить большое терпение, быть готовыми к неожиданным формам поведения, которые являются сигналами того, что ребенок проходит какие-то более ранние стадии развития и формирования привязанности.

Например, ребенок, который вел себя подозрительно и отстраненно, вдруг начинает неотвязно следовать за мамой, постоянно сообщать о своих страхах, забираться на колени или приходить спать в родительскую постель, – словом, вести себя так, как если бы он внезапно стал на 2-3 года младше. В таком случае родителям следует принять ситуацию и пойти навстречу возникшей у ребенка потребность большей от них зависимости.

Приемным родителям важно понимать логику изменений, происходящих с ребенком. Некоторые приемные дети первоначально кажутся эмоционально холодными, так как опыт научил их тому, что выражать свои чувства и сообщать о своих желаниях для них небезопасно. При этом ребенок производит впечатление вполне послушного, ведь он не проявляет ни раздражения, ни недовольства, не говорит о своих нуждах.

Ощутив же себя в безопасности, он интуитивно чувствует, что взрослые принимают его и не откажутся от него, а значит вполне безопасно заявлять о своих желаниях в любой форме, вплоть до капризов и истерик.

Если раньше ребенок оставался безразличен к тому, дома ли мама или она куда-то ушла, то теперь он может разрыдаться, прижаться к ней и не отпускать ее, если она собралась уйти без него. Это непросто для родителей, но такое поведение нужно рассматривать как положительный знак: привязанность постепенно формируется, ребенок преодолевает разрушительные последствия своего тяжелого раннего детства.

В случае РРП задача психолога – прежде всего, просветить родителей и поддержать их в создании безопасной и стабильной обстановки для ребенка дома, однако полезными могут быть и занятия с ребенком. Помочь ребенку в осознании собственных потребностей, в выстраивании доверительных отношений с новым значимым взрослым может игровая терапия и другие методики.

В то же время родителям следует осторожно относиться к предложениям работы с ребенком методами, объединенными общим названием «терапия привязанности» (в оригинале – Attachment Therapy).

Эта терапия не только не имеет научного обоснования и задокументированных данных об эффективности, но и не является безопасной.

Терапия привязанности объединяет ряд насильственных методов, самые известные из которых холдинг-терапия (удерживание) и ребефинг («перерождение»).

При «перерождении» тело ребенка заворачивают в одеяло и заставляют проползти через спрессованные подушки, имитируя прохождение через родовые пути. Предполагается, что «родившись заново», он преодолевает прошлый негативный опыт и оказывается готовым к близости с матерью. В 2000 году во время такой процедуры в Колорадо (США) задохнулась 10-летняя девочка, и данная терапия с тех пор в штате запрещена.

До сих пор существует немало адептов холдинг-терапии для лечения аутизма и РРП, в их числе весьма известные в нашей стране психологи доктор наук О.С.Никольская и М.М.Либлинг.

Суть терапии заключается в том, что мать насильственно удерживает ребенка в объятиях и, несмотря на его сопротивление, говорит ему, как он нужен ей и как она его любит. Предполагается, что после периода сопротивления, когда ребенок пытается вырваться, царапается и кусается, наступает расслабление, в процессе которого устанавливается контакт между матерью и ребенком.

Критики метода утверждают, что он не этичен, так как основан на физическом принуждении, и может спровоцировать регресс в развитии ребенка. Действительно, каким образом может установиться доверие со стороны ребенка к взрослому, применяющему к нему физическое насилие?

Воспитание ребенка с реактивным расстройством сопряжено с огромными эмоциональными затратами, порой со стрессом для родителей, которые винят себя, если долго не видят положительных сдвигов в состоянии и поведении ребенка.

Если у вашего ребенка диагностировано РРП

  1. Помните, что нет чудодейственных методик, позволяющих добиться прорыва в состоянии ребенка в короткие сроки. Ничто не заменит терапевтическую обстановку дома, безопасность, стабильность и вашу готовность эмоционально откликнуться на потребности ребенка.
  2. Обязательно найдите возможность и способ восстанавливать собственный эмоциональный баланс. Ребенок с РРП уже испытывает стресс, и ваша тревожность либо раздражительность могут его усилить. Чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенок должен ощущать ваше спокойствие и твердость.
  3. Установите границы дозволенного. Ребенок должен понимать, какое поведение является неприемлемым и какие последствия его ждут в случае нарушения правил. Важно объяснить ребенку, что ваше неприятие относится не к нему самому, а к определенным его поступкам.
  4. После конфликта будьте готовы быстро воссоединиться с ребенком, чтобы дать ему почувствовать, что причиной вашего недовольства было конкретное поведение, но его вы любите и дорожите отношениями с ним.
  5. Если вы были в чем-то неправы, не бойтесь признать свою ошибку. Это укрепит вашу связь с ребенком.
  6. Установите режим дня для ребенка и следите за его исполнением. Это позволит снизить уровень тревожности у ребенка.
  7. Если это возможно, проявите свою любовь к ребенку через телесный контакт: укачивания, объятия и держание на руках. Однако имейте в виду: если ребенок пережил насилие и травмы он первоначально будет сопротивляется прикосновениям, поэтому вам придется действовать постепенно.
  8. Выделите время, которое вы полностью посвятите ребенку, будете играть, разговаривать, гулять с ним, не отвлекаясь на другие занятия или других людей. Это очень важная составляющая ваших отношений.

Перед вами стоит непростая задача, но она осуществима. Не торопите события, запаситесь терпением и не теряйте надежды.

Диагностика привязанности ребенка матери

Библиографическая ссылка на статью:
Фадеева А.А., Левкова Т.В. Связь образа Я подростка и привязанности его к матери // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67654 (дата обращения: 02.02.2020).

Привязанность ребенка к маме как объект научного исследования актуален в психолого-педагогической литературе для области детской психологии. Изучению влияния типа привязанности к маме на личностное развитие младшего подростка – мало изученная проблема.

Принимая во внимание, что центральным ядром, аккумулирующим, знания человека о самом себе является, образ «Я», мы понимаем, что образ «Я» подростка эта еще хрупкая система. И поэтому, так важно, сформировать адекватное представление «Я» у подростка, которое не возможно без знания и компетентности не только близких подростку людей, но и педагогов. Самое важное в формирование адекватного образа «Я» заключатся во взаимоотношениях подростка с близким ему человеком, а именно с мамой. [1].

Мама – самое важное и центральное лицо в жизни каждого ребенка. Мама – это забота, теплота, защита, нежность, и, конечно же, любовь. Любовь матери для ребенка имеет очень важные иногда даже и решающие новообразования, которые могут сопровождать ребенка всю жизнь.

В свое время американский ученый Эрик Хомбургер Эриксон писал о том, что доверие или недоверие ребенка к матери формирует у него дисгармоничность или гармоничность его психологического развития, которое и сформировывает самооценку.

Познание и понимание своего образа «Я» для подростка имеет определяющее значение в становлении его как личности. Но познание и становление образа «Я» имеет сложности в подростковом возрасте.

Подростковый возраст – это не только период полового созревания, но и период самопознания. В образе «Я» подростка происходит бурное и активное познание себя: своего тела, своих качеств и способностей, отношений с другими; сверстниками и взрослыми.

Это бурное и активное познание своего «Я» имеет позитивный и негативный характер, заключающийся в самооценки подростка, которая является стержнем образа Я личности [2].

Позитивный характер становления образа «Я» подростка проявляется в адекватном реагировании подростка на конфликтные ситуации (даже если выигрыш не остается за ним), в готовности признавать свои ошибки, не преувеличивать трудности, дружелюбном отношении к другим.

Негативный характер проявляется в преувеличении трудностей, неверие в свои силы, болезненной самокритичности, вербальной агрессии, а также избегание и боязни конфликтных ситуаций.

Именно негативный характер отношения к своему «Я» тормозит развитие гармоничной личности подростка, его социализации и адаптации в обществе, а также приводит к частым депрессиям и стрессам.

Позитивный образ «Я» – это центральное звено развития гармоничной личности человека. Именно гармонично развитая личность имеет психологический здоровый «каркас» понимания себя, других и мира.

Образ Я младшего подростка как динамичная система претерпевает изменения, и вектор развития задают отношения подростка с родителями (мамой), со сверстниками и др. Важным в этом процессе является динамичное развитие качества отношений младшего подростка и мамы. Согласно культурно-исторической концепции Л.С.Выготского ситуация развития подростка, имеет существенные отличия от ситуации развития младшего школьника. Отражением качественного изменения отношений мамы и младшего подростка является изменение и характера привязанности подростка к маме.

Изучением проблемы привязанности к матери занимались ученые: Дж. Боулби, М. Эйнсуорт, Х.Р. Шеффер, Г. Харлоу, М.И. Лисина.

Принято различать четыре типа привязанности ребёнка к матери, выделенные Мэри Эйнсуорт.

1. Надежный тип (В) соответствующий оптимальному ходу развития ребёнка;

Два ненадежных типа:

2. Амбивалентный (С) или тревожно – агрессивный;

3. Избегающий (А) или тревожно – тормозимый.

4. Дезорганизованный (D) тип сопутствующий нарушенным вариантам развития детей [1].

Тип привязанности подростка к маме определяет не только характер и содержание образа Я взрослеющего ребенка, но и способствует становлению базовых моделей поведения [3].

Наше экспериментальное исследование исходило из предположения, что содержание и характер образа Я младшего подростка определяется типом привязанности его к матери.

Нами было проведено экспериментальное исследование на базе школы МБОУ СОШ № 23 (г. Биробиджан). В выборку входило 66 испытуемых в возрасте 11- 12 лет.

Нами были использованы следующие методики исследования: методика «Привязанности детей к матери на основе игровых проб направленная на выявление типа привязанности к матери», методика исследования характеристик образа Я – «Кто я?» (Кун).

Исходя из результатов анализа методики «Привязанности детей к матери на основе игровых проб» мы видим, что:

Надежный (безопасный) тип привязанности составляет 27 % (16 чел.) из 100% (66чел), с одной стороны, это говорит об эмоциональной доступности мамы, ее сензитивности, способности откликаться на сигналы ребенка, синхронизировать действия, вести диалог с подростком, поддерживать, обеспечивать безопасность. С другой стороны, низкий процент надежного типа привязанности у подростков подтверждает, что в большинстве своем взаимодействие мамы и подростка не несет в себе адекватной свободы, а именно чувства адекватной свободы, которое испытывает подросток даже при отсутствие мамы, подросток может без тревожных проявлений исследовать окружающий мир, взаимодействовать с другими; взрослыми и сверстниками. Таким образом, надежный тип привязанности подростка к матери несет все задатки для формирования адекватного образа Я.

Надежный тип с некоторыми признаками тревожно – амбивалентного типа 18%, надежный с признаками амбивалентно – тревожного 12%, и надежный с выраженными признаками амбивалентно – тревожного 3%. Это говорит о том, что, подросток очень сильно привязан к маме. В отсутствии мамы подросток тревожен и испуган. В присутствии же мамы, подросток чувствует себя безопасно так как, мама рядом, она поможет если, что – то случится. Тревожность подростков с таким типом привязанности возрастает, когда он сталкивается с трудной или стрессовой ситуацией, которую решить сам не в состоянии, так как, мамы рядом нет, а значит, и безопасности нет, а если нет безопасности, то все чтобы не предпринял подросток, видится ему как угроза, опасность. Поэтому все трудные для ребенка, как ему видится, ситуации и вопросы решает мама. Таким образом, такой тип привязанности формирует у подростка не структурированный образ «Я», который тормозит развитие подростка в социальной, культурной, личностной и др. сферах жизни.

Избегающий тип представлен в 7% и отражает, что контакты подростка с мамой очень редки, иногда их сам избегает. Избегает не потому, что не хочет заботы и ласки от мамы, а потому что, боится быть отвергнутым, ненужным. Чтобы не чувствовать своей ненужности подросток строит защиту, которую находит в своем избегании. Подростки с избегающим типом привязанности выглядят самостоятельными и уверенным. Эта уверенность и самостоятельность один из способов забыть о своей потребности в матери. Таким образом, избегающий тип привязанности вырабатывает у подростка чувство не нужности, которое в свою очередь искажает его образ «Я».

Надежный сильно выраженными признаками избегающего 7%, и надежный с некоторыми признаками избегающего 7%. Это говорит о некой отстранённости подростка от мамы. Не способность подростка попросить о помощи и принять ее. Подросток с таким типом привязанности эмоционально закрыт, тяжело налаживает контакты с другими; взрослыми и сверстниками, тяжело адаптируется к новым условиям среды, нуждается в одобрении со стороны мамы, потому что, не уверен в себе. Таким образом, надежный сильно выраженными признаками избегающего и надёжный с некоторыми признаками избегающего формирует у подростка тревожный, неуверенный тип поведения.

Избегающий с признаками надежного (1%) и избегающий некоторыми признаками надежного (3%) показывают, что при взаимодействии и не взаимодействии с мамой подросток не испытывает чувство безопасности, чувство опоры. Так как, мама постоянно игнорирует подростка или реагирует отвергающим образом. Подросток сам принимает решения, сам заботится о себе, сам вынужден, воспитывает себя. Таким образом, такой тип привязанности формирует у него ригидный (он не в состоянии принять помощь, сотрудничать, принять комплимент и д. т.) тип реагирования.

Избегающий с признаками амбивалентно – тревожного (3%) и избегающий с сильно выраженными признаками амбивалентно – тревожного – (1%). С одной стороны это говорит о том, что подросток с таким типом привязанности имеет очень высокий уровень тревожности. В – первых мама или отсутствует, или отвергает подростка. Во – вторых, так как подросток в себе не уверен и очень тревожен; он нуждается в поддержке, безопасности, любви и заботе мамы, но так как мама игнорирует подростка, он усиливает свою тревожность и отстраняется от нее, думая, что не нужен ей. И в – третьих такой тип привязанности опасен для самого подростка тем, что не получая поддержи и любви от мамы, которая ему необходима, подросток отстраняется не только от мамы (чувствуя свою ненужность) но и, от общества, от мира в целом, уходит в себя. У подростка могут появиться агрессивные импульсы по отношению к самому себе: я плохой и поэтому мама меня не любит и др. С другой стороны низкий процент такого типа привязанности радует, так как риск к неадекватному и больному образу себя мал. Таким образом, при таком типе привязанности у подростка формируется полностью неадекватный образ себя, при таком образе себя повышен риск психосоматических заболеваний.

Амбивалентно – тревожный с признаками избегающего – 4%. При таком типе привязанности ребенок очень сильно зависим от мнения мамы и окружающих; ребенок тревожен и не уверен в себе и чтобы не показывать свою тревожность другим (взрослым и сверстникам), чтобы другие не унижали его, он пытается быть самостоятельным и независимым, для того, что им восхищались, хвалили, чтобы чувствовать себя уверенно. Но как только такого ребенка перестают хвалить, он, жертвует всем для других, чтобы быть нужным, в нужности другим, у него приобретается вера в себя. Таким, образом, такой тип привязанности формирует у подростка альтруистический образ себя.

Амбивалентно – тревожный 3%. У подростка с таким типом привязанности формируется искаженный образ «Я». В его образе «Я» есть осознаваемые аффекты, но они искажены. Нет контакта, со своими чувствами, нет полного понимания и принятия своих чувств. Ребенок с таким типом привязанности четко продумывает свое поведение, включает жесткий контроль и ограничения. Ему необходимо постоянно иметь достаточно информации обо всем, но зачастую не может полноценно воспользоваться полученной информацией, так как не осознает свои истинные чувства, мысли, цели и то, как эту информацию применить. В поведении такого ребенка присутствуют гиперактивность, неадекватная направленность энергии, тревожность, неуверенность в себе, амбивалентность (противоречивость) чувств.

Из экспериментального исследования следует, что, при надежной (безопасной) привязанности подростка к матери, образ «Я» младшего подростка имеет развивающую тенденцию, позволяя не только структурировать свой образ «Я», но и развивать положительный опыт отношения к себе.

Проведенное исследование имеет научную перспективу, так как исследование обнаружило много важных аспектов для психологического исследования: характеристики надежного типа привязанности к маме подростка иные, чем у детей младшего и дошкольного возраста; при нарушении качества привязанности подростка к маме обнаруживается блокировка многих сфер активности личности (телесная активность, ценностно-смысловая активность, первичное профессиональное определение), а именно в этих сферах и происходит становление граней образа Я подростка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector