Диагностика по нетрадиционному рисованию в детском саду - Оappendicite

Диагностика по нетрадиционному рисованию в детском саду

Диагностика по нетрадиционному рисованию в детском саду

Формирование творческих способностей посредством нетрадиционного рисования

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Наш сад работает по программе “Радуга”, задача которой является развитие творческих способностей по средствам изобразительной деятельности. Работая старшим воспитателем детского сада, и одновременно веду студию детского творчества по нетрадиционному рисованию с детьми подготовительной группы. Занятия в студии художественного творчества строятся так, чтобы у каждого ребенка была возможность проявить себя, выразить свои творческие возможности в рисунке.

Заняться проблемой детского творчества нас подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительными материалами. Наблюдая за детьми, мы заметили, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании неплохой — они работают разными материалами, осваивают различные приемы и способы рисования. Но главное, в работах детей — не было фантазии и творчества. Применяя диагностику, позволяющую определить уровень творческого воображения и световосприятия детей, выявить уровень технических навыков и умений и строить в дальнейшем правильное взаимодействие с ребенком. Пришли к выводу, что необходим научный подход для исследования творческих способностей детей. Что поможет в дальнейшем выбирать технику рисования для детей разного возраста, тематику, в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребенка. Развитие дошкольников должно подходить через научный подход к исследованию детского возраста.

Цель исследования: Исследовать практически особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.

  • Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования для применения в дошкольном возрасте.
  • Изучить развитее творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в ходе использования методов нетрадиционного рисования.
  • Объект исследования: Процесс развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте.

    Предмет исследования: Развитие творческих способностей в процессе нетрадиционного рисования.

  • Анализ литературы;
  • Анализ продуктов деятельности;
  • Лонгитюдный метод.
  • Гипотеза: Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста осуществляется при условии:

    1. Создание системной, регулярной работы с детьми;
    2. Использование нетрадиционных форм рисования.

    Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

    Цель нашего опыта – развитие творческих способностей, каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Для достижения этой цели разработали перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. В работе с детьми используем метод, который не требует от детей профессионального изображения. Работа в кружке по рисованию повысила интерес детей к изобразительной деятельности, научила использовать разнообразные материалы и техники, и расширили творческие возможности малышей.

    Таким образом, необходимо расширять опыт ребенка, создавать прочные основы для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его воображения. Вот здесь пришла на помощь игра, где ребенок расслабляется, сам фантазирует, дорисовывает, творит. Поэтому был разработан и систематизирован комплекс дидактических игр, для развития воображения и фантазии (Приложение 2).

    Наряду с развитием творческого воображения, ребенок должен научиться владеть изоматериалами и способами создания рисунка.

    Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

    Важное условие развития ребенка — не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях нетрадиционного и нестандартных изотехнологий.

    Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

    Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Мы использовали возможность общения с родителями, и одна из наших задач – установить доверительное отношение с ними. Результаты диагностического отслеживания доводились до сведения родителей. Проводили с родителями консультации (Приложение 3), беседы и родительские собрания.

    Для исследования творческих способностей дошкольников нами было проведено экспериментальное исследование. Исследование проводилось в три этапа, на базе МДОУ – Детский сад № 16, г. Междуреченска. Количество испытуемых 30 человек. Дети подготовительной группы, которые были поделены на две подгруппы. В одной из них, дети, где занятия проводились традиционно по программе “Радуга”. Вторая подгруппа, дети, посещающие студию детского творчества с использованием нетрадиционных технологий.

    1 этап. Направлен на выявление уровня технических навыков и умений, развитие их творчества в рисунке. Для проведения 1 этапа исследования нами были использованы диагностические методики. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под редакцией Т.С. Комаровой.

    Выделенные критерии мы объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Разумеется, обе группы тесно между собой связаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.

    Были составлены сводные таблицы (Таблица 1 – 4, приложение 1), в которой представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.

    2 этап. Направлен на выявление уровня развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Для проведения 2 этапа исследования нами было использовано тестовое задание с дорисовыванием кругов. Тест предназначен для диагностики творческих способностей детей.

    Данное диагностическое задание было предложено детям в конце учебного года в подготовительной группе детского сада и детям, посещающих кружок. Полученные результаты изложены в таблицах 5 и 6 (Приложение 1).

    Данная методика, позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения. Из данных наблюдений можно проследить, что у детей второй подгруппы работы более оригинальны, преимущественно без повторений. Высший балл заработали 9 детей, средний балл – 5 детей, а низкий всего один ребенок.

    В первой подгруппе пятеро детей не смогли все круги оформить в образы, у многих детей прослеживается частое повторение образов или оформляли круги в очень простые изображения, часто встречающиеся в жизни предметов. Первая подгруппа заработала высший бал в количестве 4 детей, это в два раза меньше, чем дети второй подгруппы, посещающие студию детского творчества. Средний балл – 6 детей, и низкий балл – 5 детей. Отсюда можно сделать вывод, что уровень развития воображения у ребят первой подгруппы менее высок, чем у детей второй подгруппы, посещающих студию.

    На последнем 3 этапе была проведена итоговая диагностика “Умелое использование детьми всех нетрадиционных техник рисования”. Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов, т.е. для проявления и развития творческих возможностей детей в рисовании, результаты рисунков прошли анализ и были занесены в таблицу (см. таблицу 7 и 9, приложение 1). В течение года все техники нетрадиционного рисования были изучены и апробированы в работе с детьми. Для записи данного исследования использовалась диагностическая карта “Художественно-эстетическое развитие” (см. таблицу 8 и 10, приложение 1).

    Сравнивая результаты между детьми первой подгруппы и детьми второй подгруппы, посещающих студию детского творчества (см. диаграмму 1, приложение 1) в начале года. Можно заметить разницу в уровне овладения детьми изобразительной деятельности. По результатам видно, что у детей второй подгруппы, посещающих студию, средний уровень составляет 67 % , а у детей первой подгруппы – 53% детей. У детей второй подгруппы, посещающих студию, преобладает еще высокий уровень, который составляет 13%, а низкий – 20%. В первой же подгруппе, у детей, не задействованных в студии, высокий уровень отсутствует вообще, а низкий уровень составляет 47%.

    После проделанной работы в течение года с детьми обеих подгрупп можно заметить существенную разницу. В конце года у детей подготовительной группы уже повысили свой уровень умений, средний уровень повысился до 73%. Появляется высокий уровень, который достиг 27%. Уровень овладения ребенком изобразительной деятельностью детей второй подгруппы, посещающих студию, значительно возрос к концу года. Высокий уровень составляет 60% детей, средний – 40%. Это существенно отличается от детей первой подгруппы, не задействованных в студии.

    Результаты анализа двух групп между собой, уже в конце года изменились (см. диаграмму 2, приложение 1). Уровень умения рисования нетрадиционными техниками во второй подгруппе, у детей, посещающих студию выше, чем у детей первой подгруппы, не посещающих студию.

    На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. По итогам проведенного исследования обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

    Гипотеза исследования полностью подтвердилась, задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.

    Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию в старшей группе ДОУ

    • может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
    • может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного возраста)

    Нетрадиционные художественные техники, используемые в программе «Радужка»:
    — Восковые мелки + акварель, свеча + акварель — ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.
    — Рисование пальчиками, ладошкой — ребенок опускает в гуашь пальчик или ладошку и наносит узоры и отпечатки на бумагу.
    — Оттиск – наносится различными предметами (пробкой, картоном, скомканной бумагой и салфетками, картофелем)
    -Монотипия — это один отпечаток. Для ее изготовления нужен полиэтилен или бумага в качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов , затем сверху на рисунок накладывается чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который так же, как и кляксографию, можно дорисовать.
    -Тычок жесткой полусухой кистью — ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.

    Материально-техническая база:
    — групповая комната (учебная доска, столы).
    — альбомы с образцами и схемами
    — рабочий материал.
    Внешние условия:
    — организация выставок.

    Перечень используемого рабочего материала:
    — цветной картон;
    — салфетки;
    — восковые мелки;
    — краски, гуашь, кисти;
    — альбомы для рисования;
    — свечи;
    — карандаши цветные;
    — трубочки для коктейлей;
    — ватные палочки.

    5 Осеннее дерево. (Кляксография и набрызг) Обучать передавать в рисунке строение дерева — ствол (кистью, ветки разной длины (нетрадиционной техникой: при помощи трубочки из под сока). Закреплять навыки рисования листвы с помощью зубной щетки и стеки (нетрадиционная техника рисования – набрызг). Совершенствовать технические навыки. Развивать воображение; творческое мышление. Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней. Вызывать эмоциональный отклик на новые способы рисования.

    6 Астры. (Рисование пластиковой вилкой) Продолжать учить детей рисовать с натуры.
    Учить видеть красоту сочетания теплых тонов букета, понимать эстетическую ценность.
    Развивать чувство ритма, эстетический вкус, творческое воображение.
    Закреплять умение передавать красоту букета посредством густо разведенной гуаши, используя нетрадиционный способ рисования – пластиковой вилкой, приём прокручивания кости при рисовании серединок.

    7 Фруктовые деревья. (Печатание природным материалом, рисование пальчиками) Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, развивать цветовое восприятие, развивать умение использовать нетрадиционные рисования, совершенствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и кистей, вызвать положительный отклик на результаты своего труда.
    8 Природа отражается в воде. (Монотипия, рисование по сырому листу.) Совершенствовать технику рисования акварелью. Расширить возможности способа рисования по-мокрому с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию. Закреплять технику рисования деревьев. Развивать творческое воображение. Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности.

    10 Осенний пейзаж. (Тонирование бумаги, тычок поролоном) Закрепить знания детей о техниках рисования. Побуждать детей передавать особенности осенних деревьев, добиваясь выразительности с помощью цвета. Совершенствовать мелкую моторику рук. Продолжать работу по обогащению словарного запаса, закрепить понятие «пейзаж». Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

    11 Дождливая поздняя осень. (Рисование свечой, тонирование бумаги) • Развивать представление о том, что через подбор красок можно передавать в рисунке определенную погоду и настроение, характерные для дождливой поздней осени.
    • Познакомить детей с новым способом выразительного изображения колорита поздней осени, используя рисование восковой свечой.
    • Формировать навыки влажного тонирования бумаги акварелью, а так же отпечатывание раскрашенных краской засушенных листьев.
    • Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение и творческую активность
    • Воспитывать интерес к пейзажной живописи и к самому процессу рисования.
    12 Волшебная страна – подводное царство. (Рисование по мокрому листу) Учить детей рисовать нетрадиционным способом “по мокрому” листу. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Воспитывать воображение и творчество.

    13 Ёжик на полянке. (Набрызг) Способствовать развитию у детей стремления изображать картину с помощью брызг, получать удовлитворение от выполнения работы.
    Вызвать эмоциональный отклик на новый способ рисования.
    Развивать творческое мышление и воображение.
    Закрепить знания детей о внешнем виде ежа, уточнить понятие «дикое животное»;
    Развивать умения у детей воплотить в рисунке характерные признаки ежа.

    13 Снегирь. (Восковые мелки + акварель) Развивать у детей творческие способности, воображение. Закреплять умение работать кистью и красками, аккуратно закрашивать белый лист бумаги. Воспитывать бережное отношение к птицам, заботиться и подкармливать их.
    14 Кактус. (Кляксография) Закреплять умение использовать технику изображения «кляксография»; развивать творчество, интерес к окружающему миру.

    15 Морозные узоры. (Монотипия) Упражнять в использовании техники изображения «монотипия», используя целлофан. Вызвать у детей интерес к изобразительной деятельности. Развивать творческие способности. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

    16 Дед Мороз. (Рисование солью) Научить новому приёму оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности изображения. Закрепить умения рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Развивать воображение, творческие способности. Воспитывать аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.

    17 Метель. (Набрызг) Развивать умение строить композицию рисунка, устанавливать связь музыки с живописью для выражения своих чувств в рисунке. Закрепить навыки рисования наклонных веток деревьев концом кисти. Побуждать детей к самостоятельности, творчеству, эмоциональному отклику, развивать эстетические чувства (радость, восторг).

    18 Хрустальный замок Снежной Королевы. (Рисование солью) Закреплять умение располагать узор в соответствии с заданной формой, придумывать детали рисунка по своему желанию; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.
    19 Подарим друг другу радость. (Цветная пена, оттиск пенопластом, ватными палочками) Развивать умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, пантомимики; снятие напряжения, развитие коммуникативных навыков.
    Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования: цветная пена, оттиск пенопластом, ватными палочками.
    20 Пушистые котята. (Тычок жёсткой полусухой кистью) Закреплять умение держать кисть, углублять представления о цвете и геометрических формах, формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму; развивающие: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику кистей рук; воспитательные: воспитывать сострадание и любовь к животным.

    29 Весна. (Оттиск, отпечатки листьев) Дать понятие о поставленной задаче и ее выполнении самостоятельно; развиватьтворческие способности детей через использование нетрадиционных техник рисования; воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению;развивать воображение, чувство композиции, вызвать у детей радость от проделанной деятельности.
    Продолжать совершенствовать техники рисования: оттиск, отпечатки листьев.
    30 Закат солнца (Рисование по сырому листу) Создать условия для свободного экспериментирования с акварелью. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». Развивать чувство цвета, формы, композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы.

    31 Красочные бабочки (Пуантилизм) Сформировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Развивать у детей творческие способности- чувство цвета, умение придумывать узор.
    Воспитывать в детях желание доводить начатое дело до конца, доставить детям радость от своих работ нарисованных нетрадиционным способом.
    32 Космическое пространство (Рисование по сырому листу, набрызг) Расширять кругозор, знания детей о космосе; закреплять навыки создания фона с помощью рисования «по сырому», вливая цвет в цвет (используя акварель); учить изображать звездное небо, его вид в безвоздушном
    пространстве с помощью приема набрызга (используя гуашь). Закреплять навыки работы с гуашью и акварелью; учить продумывать композицию и содержание рисунка; поощрять самостоятельность и творчество.

    33 Незабудки (Рисование по сырому листу) Развивать мелкую моторику рук, глазомер, зрительное восприятие, фантазию, творчество. Расширить представление детей о полевых растениях, об охране природы. Формировать чувство ответственности.
    34 Улей для почёлок (Отпечаток) Продолжать знакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования. Продолжать совершенствовать умение работать с гуашью. Закреплять умение создавать декоративный рисунок. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Закреплять знания в умении правильно определять геометрическую форму, ее цвет, размер, группировать фигуры по размеру и цвету.

    35 Плюшевый медвежонок (Тычок жёсткой полусухой кистью, паролоном) Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение,цвет.
    Продолжать учить рисовать крупно, распологать изображение в соответствии с размером листа.
    Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.
    36 Итоговая диагностика
    Итоговая выставка рисунков за год

    Нетрадиционные техники рисования

    Родители учаться вместе с детьми

    ✆ с 8:30 до 20:00 ч.

    Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

    Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

    Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

    Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

    — рисование пальчиками
    — рисование ладошками
    — печать из ниток
    — печать из картофеля или морковки.

    С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

    — отпечатки-картинки
    — печать пластилином
    — масляная пастель + акварель
    — отпечатки листьев
    — рисунки из ладошки
    — рисование ватными палочками
    — волшебные ниточки
    — монотипия.

    А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

    — рисование мыльными пузырями
    — рисование мятой бумагой
    — рисование солью
    — кляксография
    — пластилинография
    — граттаж
    — фроттаж.

    Каждая из этих нетрадиционных техник — это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

    РИСОВАНИЕ ЗАБАВНЫМИ ОТПЕЧАТКАМИ

    1. Штампики из пластилина

    Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

    Материалы: 1.Пластилин 2.Карандаш 3.Краска 4.Губка 5.Кисть 6.Бумага 7.Баночка для воды

    2. Штампики из ниток

    Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.

    Материалы: 1.Нить шерстяная 2.Основа 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды

    3. Картинки-отпечатки
    Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

    Материалы: 1.Пенопластовая форма 2.Карандаш 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды

    4. Отпечатки «листики»
    Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

    Материалы: 1.Листик 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

    5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
    Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

    Материалы: 1.Овощ/фрукт 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

    РИСОВАНИЕ РУКАМИ

    1. Рисуем ладошками

    Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.

    Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Кисть 4.Баночка для воды

    2. Рисуем пальчиками

    Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

    Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Карандаш/Фломастер 4.Баночка для воды

    РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

    Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

    Материалы: 1.Стакан с водой 2.Краска 3.Мыльный раствор 4.Трубочка 5.Бумага

    РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ

    Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

    Материалы: 1.Соль 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

    РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ

    Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.
    Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
    Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
    Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

    Материалы: 1.Салфетка/Бумажка 2.Краска 3.Кисть 4.Баночка для воды

    РИСОВАНИЕ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ

    Техника рисования «волшебных» картинок с помощью белой масляной пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то….дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.

    Материалы: 1.Пастель масляная белая 2.Акварель 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

    МОНОТИПИЯ

    Техника монотипия от греч. «моно» — один и «typos» — отпечаток, оттиск, касание, образ.
    Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
    Существует два вида монотипии.

    1. Монотипия на стекле

    На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

    Материалы: 1.Гладкая поверхность 2.Гуашь 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

    2. Монотипия предметная

    Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

    Материалы: 1.Краска 2.Кисть 3.Бумага 4.Баночка для воды

    КЛЯКСОГРАФИЯ

    Нетрадиционная техника рисования «кляксография» (выдувание трубочкой) — это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
    Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

    Материалы: 1.Акварель 2.Трубочка 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

    НИТКОГРАФИЯ

    Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

    Материалы: 1.Нить 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды

    РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

    В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point — точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.
    Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

    Материалы: 1.Ватные палочки 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды

    ГРАТТАЖ «ЦАП-ЦАРАП»

    Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).
    Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

    Материалы: 1.Картон 2.Пастель масляная 3.Гуашь 4.Зубочистка/Спица 5.Кисть 6.Баночка для воды

    ФРОТТАЖ

    Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).
    Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат — оттиск, имитирующий основную фактуру.

    Материалы: 1.Плоский рельефный предмет 2.Карандаш 3.Бумага

    ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

    Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

    Материалы: 1.Пластилин 2.Основа 3.Бусины/Бисер 4.Стеки

    Автор: Попко Мария Степановна.

    Педагог по изобразительной деятельности

    Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста

    Рубрика: Воспитание и развитие

    Дата публикации: 23.03.2018

    Статья просмотрена: 5866 раз

    Библиографическое описание:

    Цыкунова Е. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — С. 49-53. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/92/3251/ (дата обращения: 09.02.2020).

    Рисование имеет огромное значение в система дошкольного образования. В процессе рисования у дошкольника формируется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Особое место в процессе рисования занимают нетрадиционные техники.

    Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу — необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

    Участие в методическом объединении «Юный художник», натолкнуло меня на мысль: «А не попробовать ли в практике приёмы нетрадиционного рисования на занятиях по рисованию?».

    Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. И выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду».

    Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

    Нетрадиционные техники рисования показывают необычное единство материалов и инструментов. Несомненно, плюсом таких техник будет универсальность их применения. Способ их выполнения интересен и доступен как взрослому, так и дошкольнику. Именно поэтому нетрадиционные технологии очень интересны для детей, так как они раскрывают способности показать свои фантазии, желания и самовыражение.

    Нетрадиционное рисование — это мастерство изображать, не опираясь на традиции. Дошкольники с самого раннего возраста желают изобразить собственные эмоции об окружающем его мире в рисунке [2, с.18].

    Под термином «нетрадиционный» мы понимаем использование материалов, инструментов рисования, которые не общеприняты, не традиционны, широко известны. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.

    Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

    – снимает детские страхи;

    – увеличивает уверенность в своих силах;

    – формирует пространственное мышление;

    – подталкивает детей к творческим поискам и решениям;

    – знакомит с разными материалами;

    – развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности;

    – развивает мелкую моторику рук;

    – развивает творческие способности, воображение и воображение.

    – формируется эстетическое восприятие.

    Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляют детей, у них сохраняется стабильная активность, работоспособность на всех периодах занятия.

    Нетрадиционные техники дают возможность воспитателю выполнять индивидуальный подход к дошкольникам, учитывать их способности, интерес. Использование нетрадиционных техник способствует умственному развитию дошкольника, психических процессов и эмоциональной сферы ребенка.

    В исследованиях отечественных педагогов (Никитина А. В., Давыдова Г. Н.), доказали, что данные техники рисования развивают речь дошкольников, формируют у них фантазию, приносят дошкольником незабываемые впечатления и позволяют раскрыть возможность использования знакомых предметов в качестве художественных объектов.

    Нетрадиционные техники рисования также способствуют положительной динамике уровня развития зрительно-моторной координации, развитию мелкой моторики пальцев рук, способствует. Данные техники требуют от исполнителей точности, быстроты движений, усидчивости, мышления, воображения, памяти. Занятия с нетрадиционными техниками формирует мотивацию, поднимает настроение и является эффективным средством эстетического воспитания.

    Успех обучения нетрадиционным техникам зависит от того, какие способы и приемы применяет воспитатель, чтобы донести до детей содержание, выработать у дошкольников мастерство, умение [3, с.45].

    Для занятий с использованием нетрадиционных техник рисования можно применять разнообразные материалы, доступных практически всем:

    – бумага разной формы и размера, цвета;

    – краски разного вида;

    – кисти разного размера; кисти из щетины;

    – восковые и цветные мелки;

    – маркеры, фломастеры, тестеры;

    – простые и цветные карандаши;

    – графитный карандаш, уголь, свечи и др.

    Практика использования нетрадиционных техник рисования в ДОО показывает, что данные техники приносят дошкольникам радость. Они с наслаждением выписывают различные фигуры, не ощущая при этом проблем в исполнении, нравится им сама процедура рисования. И чем правильнее и интереснее выходит движение и объект, тем им больше хочется изображать, показывая собственный результат, привлекая интерес взрослых.

    В методической литературе отмечено большое количество разновидностей нетрадиционных техник рисования. Рассмотрим некоторые из них.

    Кляксография заключается в том, чтобы научить дошкольника рисовать с помощью клякс (черные и разноцветные). Даже младший дошкольник может смотреть на кляксы и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение, а также речь дошкольника. После этого, не заставляя ребенка, а показывая, необходимо перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

    Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги. Выбор формата бумаги постоянно нужно менять, не нужно постоянно выбирать стандарт размера. В данном случае на длинном листе бумаги можно рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать отдельные как предметы, так и сюжеты, и при этом работать рядом. Потом можно коллективно рисовать. Все участники распределяют, кто и что будет изображать, чтобы получился сюжет.

    Тычок жесткой полусухой кистью. Оборудование: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или можно использовать форму какого-нибудь животного. Дошкольник макает в краски кисть и опускает ее на бумагу, при этом кисть держа вертикально. При работе кисть в воду нельзя опускать. И так заполняется весь лист бумаги, контур или шаблон. Получается фигура животного.

    При рисовании пальчиками выбирают следующий материал: краски, уплотненная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Изображение у ребенка получается способом опускания в краску пальца и нанесения точки, пятнышка на бумагу.

    При рисовании ладошкой получаем изображение в виде пятна, цвета, фантастического силуэта. Материал используем в данном виде рисования такой, как краски, кисть, уплотненная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Изображение получается, когда ребенок опускает в краску ладошку или окрашивает ее с помощью кисти, создает след на бумаге. Рисуют и правой и левой руками.

    Рисование самого себя либо изображение с натуры любимых игрушек формирует внимательность, способность изобразить так, чтобы было сходство по форме и цвету. Предложить нужно сначала нарисовать себя, смотря в зеркало. Потом ребенок сам выберет себе объект изображения. Это может быть любимая кукла, мишка или машинка.

    Оттиск смятой бумагой. Материалы: блюдце или пластиковая баночка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

    Восковые мелки и краски также можно использовать в нетрадиционных техниках рисования: восковые мелки, плотная белая бумага, краски, кисти. Дети рисуют восковыми мелками на чистой бумаге, потом закрашивают бумагу красками в один или несколько цветов, при этом рисунок мелками остается не закрашенным.

    Точечный рисунок дошкольникам нравится соей необычностью исполнения. Для изображения можно взять любые карандаши или маркеры, поставить его перпендикулярно к чистому листу и начать изображать. Но лучше всего точечные рисунки делать красками.

    Набрызг как вид нетрадиционной техники рисования предполагает использование бумаги, гуаши, жесткой кисти, кусочек плотного картона или пластика. Дети набирают краску на кисть и ударяют кистью о картон, который держат над бумагой, потом закрашивают все красками в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на по бумаге.

    Отпечатки листьев. Оборудование: бумага, краски, листья деревьев (желательно опавшие), кисти. Дети красят лист дерева красками разных цветов, потом прикладывают его окрашенной стороной к листу бумаги для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Изображение можно дорисовать.

    Почему-то все склонны думать, что если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Можно использовать поролон. Для этого необходимо вырезать из него самые разные маленькие геометрические фигурки, а затем привязать их тонкой проволокой к карандашу (не заточенному). Потом макаем в краску и методом штампов рисуем красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты. Вначале дети вразброс будут рисовать геометрические фигуры. Потом можно предложить им сделать из фигурок объекты [1, с.96].

    Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. и складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8–10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают [2, с.52].

    Рисование мелками. Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни — вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов.

    Метод волшебного рисунка. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь.

    Разрисовывание маленьких камешков. Разумеется, чаще всего ребенок изображает на плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитке, больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных рисунков. В этом случае подходят морские камешки.

    Метод ниткографии. Сначала делают из картона экран величиной 25х25 см. На картон наклеивается бархатистая бумага либо однотонная ткань. К экрану хорошо бы подготовить красивый мешочек с комплектом шерстяных или полушерстяных ниток разных цветов. К фланели или бархатистой бумаге притягивается ниточки. Необходимо присоединить их легкими движениями указательного пальца. Из подобных ниток можно выполнять увлекательные сюжеты [4, с.98].

    Рисование на влажной бумаге. Всегда считалось, что писать можно только лишь на сухой бумаге, ведь краска достаточно разведена водою. Однако имеется целый ряд объектов, сюжетов, типов, которые лучше писать на мокрой бумаге. Большую роль здесь играет загадочность, к примеру, малыш хочет показать следующие темы: «Городок в тумане», «Мне привиделись сны», «Идет дождь», «Темный город», «Цветочки за занавеской» и т. д. Необходимо обучить дошкольника сделать бумагу мокрой. Если будет бумага слишком влажной — рисунок может не получится.

    Тканевые изображения. В мешок кладем остатки тканей разного свойства. Необходимо продемонстрировать, как размещать изображение на ткани, помочь изобразить сюжет.

    Рисуем с помощью открыток. В каждом доме можно найти старые открытки. Переберите вместе с ребятами старые открытки, научите видеть нужные образы и приклеивать к бумаге, изображать сюжет.

    Коллаж. Название разъясняет значение этого способа: в него собираются несколько изображений. К примеру, кто-то из ребят решил изобразить лето, и он применяет многоточечный рисунок (цветочки), солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи вырезают из открыток, из тканей изобразят небо и тучи и т. д.

    Стоит отметить, что при выборе той или иной техники рисования необходимо учитывать возрастные способности дошкольника.

    С младшими дошкольниками рекомендуется использовать следующие нетрадиционные техники рисования:

    – оттиск печатками из картофеля;

    – рисование ладошками [3, с.63].

    Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Close
    Close
    Adblock
    detector