Диагностика педагога психолога детском саду - Оappendicite

Диагностика педагога психолога детском саду

Диагностика педагога психолога детском саду

Диагностика педагога психолога детском саду

Диагностический инструмент

Комплекс методик по изучению познавательной сферы детей

«Ранняя диагностика Умственной отсталости» Е.А.Стребелева

«Экспресс –диагностика» Павлова

4-5 лет (средняя группа)

«Экспресс – диагностика в детском саду. Средняя группа»

«Найди отличия»
«Найди и вычеркни»

«На что это похоже?»

тест «8 предметов»
«Запомни рисунок»
«Запомни рисунок и нарисуй»

«Кому чего недостает»
«Времена года»
« 4 лишний»
«Последовательные картинки»
«Нелепицы»
«Лабиринт»
«Раздели на группы»

Разрезные картинки
«Какие предметы спрятаны в рисунках»
«Узнай кто это»

5-6 лет (старшая группа

«Экспресс – диагностика в детском саду. Старшая группа»

«Диагностические программы психолого-педагогического обследования детей» Н.Я.Кушнир, О.Е.Антипенко

«Найди отличия»
«Найди и вычеркни»

«Дорисуй фигуры» М.Дьяченко
«Придумай рассказ»

«10 предметов»
«10 слов»
м. «Узнай фигуры»

«Последовательные картинки»
«Составление рассказа по картинке»

т. Равенна
«Перцептивное моделирование»
«Невербальная классификация»
« 4 лишний»
«Нелепицы»
м. «Схематизация»Р.И.Бардина
«Классификация»

Разрезные картинки
«Какие предметы спрятаны»
«Эталоны» О.М.Дьяченко

«Нарисуй себя»
«Лесенка»

Комплекс методик для определения психологической

готовности детей к обучению в школе (6 – 7 лет)

Название методики, автор

1. «Экспресс – диагностика в детском саду. Подготовительная группа»

2 «Диагностические программы психолого-педагогического обследования детей» Н.Я.Кушнир, О.Е.Антипенко

3. «Вербальное мышление» Чирков В.Н., Разумовская О.Л.

4. Тест информированности ребёнка о социальном окружении» Чирков В.Н., Разумовская О.Л.

5. Карточно-словарный тест (КСТ) Чирков В.Н., Разумовская О.Л.

6. Ориентировочный тест школьной зрелости» Я. Йерасек

7. «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н. Семаго, М.Семаго

8. Диагностика дошкольной зрелости» М.Битянова

9. «МЭДИС – методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей»

Аверина И.С., Щелбанова Е.И., Задорина Е.Н.

Вариативный комплекс методик по изучению
эмоциональных процессов детей.

4 – 5 лет, 5 – 7 лет

Тест «Страхи в домиках»

Тест М.А. Панфиловой

Анкета «Признаки импульсивности»

Тест «Нарисуй свой страх»

Методика «Какой Я»

Диагностика сформированности игровых навыков

Разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой

Методика «День рожденья»

Анкета «Признаки агрессивности»

Тест «Несуществующее животное»

Диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера

Анкета по выявлению тревожности

Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.

проективной методике «Человек под дождем»

Е.С. Романовой и Т.И. Сытько

Методика «Цветовая социометрия»

Комплекс методик по изучению
психологического микроклимата в детском саду.

Дети
Методики

1. « Рисунок воспитателя »

3. « Социометрия »
4. «Определение ребенком эмоц.состояний человека»
5. «Проективные рассказы»
6. «Отношение ребенка к сверстникам»
7. «Отношение ребенка к чужому взрослому»
8. «С каким настроением ты идешь в д/с»
9. «тест Роршаха»
10. Тест «для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада»
11. т. «рисунок детского сада»
12. «Маски»

Педагогический коллектив
Методики
1 . Тест для определения характера взаимодействия воспитателя с детьми
2. Тест для определения эмоционального благополучия воспитателя в детском саду
3. Анкета «Климат»
4. т. «Определение групповой сплоченности Сишора»
5. т. «Психологический микроклимат в трудовом коллективе» Шатыло
6. т. «Психологический климат в коллективе»
7. «Социометрия» Морено.

Диагностический материал по работе с педагогами.

Анкеты



    Анкета 1 «Восприимчивость педагогов к новшествам»
    Анкета 2 «Мотивационная готовность педагогического коллектива
    к освоению новшеств»
    Анкета 3″Барьеры, препятствующие освоению инноваций»
    Анкета 4″Определение уровня новаторства педагогов в коллективе»
    Анкета «Определение мотивов трудовой деятельности педагогов»
    Анкета «Определение затруднений педагогов при организации учебного процесса»
    Анкета «Выявление затруднений учителя при осуществлении воспитательного процесса»
    Анкета«Воспитатель глазами воспитателя»
    Анкета «Готовность к участию в ОЭР для педагогического коллектива ДОУ»



    Тест «Удовлетворённость работой»
    Тест на оценку уровня творческого потенциала личности
    Тест «Взаимодействие педагога с ребёнком»
    Тест А.Ассингера (позволяет определить достаточно ли педагог корректен

в отношениях со своими коллегами и детьми, легко ли им общаться с ним).

Опросники

  1. Модифицированный опросник оценки уровня готовности педагогов
    к инновационной деятельности Т.С. Соловьевой.

2. Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации педагога

3. «Опросник Баса – Дарки»

4 Способность педагога к эмпатии

6. Изучения межличностных отношений.

7. Опросник айзенка

8. Самооценка профессиональных качеств педагога.

9. Опросник креативности Джонсона

10. Степень педагогического общения

Методики

1. Методика диагностики мотивационной среды

2. Диагностическая карта «Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности»

3. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе.

Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто

4. Общий уровень общительности, разработан В.Ф.Ряховским

5. Методика изучения удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью

в образовательном учреждении (разработана Е.Н.Степановым)

6. Диагностическая проективная методика «Древо желаний» В.С. Юркевич

7. Диагностика степени психосоциальной зрелости (тестовая беседа)

8. Диагностика уровня «эмоционального выгорания»

Шкала мотивации достижения.

Шкала профессионального стресса

Шкала проявления тревожности Дж. Тейлор

Шкала мотивации достижения

Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива Позняк Л.В.

Детско-родительские отношения.

Детско-родительские отношения 4 -5 лет (дети)

Автор, методика
Опросник идентификации детей с родителями (Захаров)
«Рисунок семьи»
Тест «2 домика»
Методика «День рождения» Панфилова

Детско-родительские отношения 5-6 лет

Автор, методика
Опросник идентификации детей с родителями (Захаров)
«Рисунок семьи»
Тест «2 домика», проективная игра «Почта»

Рекомендации к проведению диагностики

Рекомендации к проведению диагностики

Проведение психологической диагностики традиционно разделяется на несколько этапов: сбор предварительной информации о ребенке (анамнез), подбор методик, их проведение и формулировка соответствующих рекомендаций.

Под анамнезом понимается история индивидуального психического развития ребенка. Это не история болезни, а история смены социальной ситуации развития, его ведущей деятельности и появления новообразований в познавательной, эмоционально-личностной и мотивационно-потребностной сферах.

Анамнестический опросник (анкета) обычно заполняется мамой ребенка. Заполнение опросника помогает родителям понять, что эта процедура – общая для родителей всех воспитанников детского сада, что это штатная ситуация первичного сбора данных о ребенке. Это позволяет снизить потенциальную тревожность родителей, помогает наладить рабочий контакт, дает повод задать уточняющие вопросы о ребенке и его семье. Изучая материалы анкеты, психолог выделяет для себя те факторы, которые могли повлиять на развитие ребенка (органическая травма, изменение состава семьи, стиль воспитания и т. п.).

Анамнестический опросник строится на основе возрастного принципа (за исключением трех первых разделов, включающих сведения общего характера). Ниже перечислены его основные разделы [3] .

1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).

2. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, психолог должен получить медицинское заключение; соответственно сведения относительно медицинской части анамнеза собираются врачом.)

3. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания с момента рождения.

4. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения? Кто ухаживал за ним на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, например, круглосуточные или дневные, специальные – логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

5. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего мира, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.

6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия. В какие игры и с кем любит играть? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальные запреты. Особенности характера. Посещает ли какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т. д. Проявляет ли инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?

7. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка? Г. В. Бурменская подчеркивает, что приведенный перечень вопросов для составления истории развития ребенка является не более чем схемой, отдельные пункты которой подлежат существенной конкретизации в зависимости от ряда условий: характера жалоб родителей, индивидуальных особенностей обстановки (например, наличия в семье близнецов, нескольких детей разного возраста и т. д.). Эта схема помогает составить анкету в зависимости от задачи, которая стоит перед психологом.

Собранные данные позволяют сформировать первичные гипотезы и подобрать соответствующие методики для их проверки. Специалист, недавно закончивший вуз, как правило, использует стандартизированные методики для оценки уровня развития ребенка. Но несмотря на разнообразие методик и методических приемов, они зачастую не позволяют увидеть общую картину развития ребенка. Преимущество психолога, работающего в детском саду, в сравнении с детским психологом, встречающимся с ребенком во время консультаций, заключается в том, что первый может наблюдать его в естественной ситуации, во всем разнообразии его реакций и отношений. Но профессиональное наблюдение предполагает не просто присутствие, а структурированное действие, когда заранее заданы основные критерии, с которыми соотносится поведение ребенка. Схема наблюдения может варьироваться в зависимости от задачи, стоящей перед психологом. Ниже приведена примерная схема наблюдения за ребенком.

1. Внешний вид ребенка. Отмечается телосложение ребенка: акселерация, астенизация, полнота. Характеристика крупной моторики ребенка: особенности координации и равновесия, наличие напряжения. Осанка. Особенности мимики ребенка: ее подвижность, соответствие ситуации. Если у ребенка есть физические недостатки, нужно понять его эмоциональное отношение к ним. Опрятность, аккуратность ребенка дают представление об уровне развития навыков самообслуживания и степени внимания родителей к внешнему виду ребенка. При общей характеристике внешнего вида в первую очередь отмечаются особенности ребенка.

2. Организованность поведения. Под организованностью поведения понимается то, насколько ребенок умеет подчинить свою активность плану или задаче. Импульсивное поведение – это признак незрелой саморегуляции, характерной для младшего и среднего дошкольного возраста. Повышение произвольности поведения ребенка – один из основных показателей его готовности к обучению в школе. Произвольность проявляется в следующем: слышит ли ребенок педагога, выполняет ли его указания, подчиняется ли правилам, как организует свое пространство (начиная от игрового и заканчивая пространством листа бумаги, на котором рисует). Одни дети превращают любое действие в хаос, демонстрируя неструктурированную активность, другие, наоборот, стараются управлять ситуацией и своим поведением в ней.

3. Особенности нервной системы ребенка. При взаимодействии с ребенком родители и педагоги должны учитывать тот факт, что характеристика нервной системы носит врожденный характер. Сила нервной системы характеризуется способностью ребенка долго заниматься одним видом деятельности, прикладывая усилия, и высоким темпом деятельности. Астеничные дети обладают слабой нервной системой: после кратковременного напряжения они нуждаются в отдыхе. Резкое падение продуктивности ребенка может быть вызвано разными причинами: с одном случае, это признак истощаемости нервной системы и ее слабости, а в другом – признак падения интереса к выполнению однотипных заданий у детей с сильной нервной системой. Важно понять, что сила и слабость нервной системы не являются абсолютными показателями, где «сила» означает «хорошо», а «слабость» – плохо. В психологии существует понятие индивидуального стиля деятельности, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. И для выполнения разных видов деятельности (в том числе профессиональной) подходят люди с разным типом нервной системы.

4. Особенности мотивации. Понять мотивацию ребенка – значит понять, почему он совершает то или иное действие, что доставляет ему удовольствие, управляет его поведением. Нужно определить, какие виды мотивов представлены у ребенка (мотив общения, получения одобрения, избегания неудачи и т. п.); оценить характер мотивации, например, мотивы общения и игры соответствуют возрасту ребенка, в то время как мотив получения одобрения («А я хорошо сделал?», «Я правильно сделал?») указывает на некоторые трудности в развитии эмоционально-личностной сферы (негативный образ Я, низкая самооценка).

5. Особенности эмоциональных проявлений ребенка. В первую очередь оценивается общий эмоциональный фон, преобладающий у ребенка. Особенности эмоциональных проявлений оцениваются через интенсивность эмоций, характер перехода от одного состояния к другому, эмоциональный спектр, наиболее часто демонстрируемый ребенком. Особое внимание уделяется таким эмоциям, как тревога, страх и агрессия (в каких ситуациях проявляются, что их вызывает, как ребенок выражает эмоции, что делает для подавления подобных эмоциональных переживаний).

6. Особенности развития речи ребенка. Один из ключевых показателей развития ребенка – его словарный запас. Как правило, чем больше слов знает ребенок и чем больше слов он употребляет в речи, тем выше его умственное развитие. При этом оценивается грамотность речи и особенности произношения. Дефекты произношения в дальнейшем могут стать причиной трудностей освоения письма. Особое внимание нужно уделить повторяющимся выражениям, заиканию и т. п. Для анализа уровня развития речи и его соответствия возрасту может быть использована таблица 5 [4] .

1С:Дошкольная психодиагностика

Программный продукт включён в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных: https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/73690/.

Видеоролики по работе с программой: http://edubase.ru/childbase.php#rec21672320

Главная цель психологической службы дошкольного образования — психологическое здоровье детей, содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, а также профилактика подобных нарушений.

В помощь психологам по заказу Федерального агентства по образованию в рамках НИР «Разработка и апробация социальной сети возрастно-психологического консультирования воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей и детей, обеспечивающих выбор вариативных развивающих программ с учетом индивидуальных психологических особенностей личности ребенка» была разработана первая редакция данной программы. Разработка выполнена специалистами группы компаний Персонал Софт совместно с фирмой 1С.

индивидуально – психологических особенностей ребенка;

отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;

отношений к себе, сверстникам, взрослым;

адаптации в коллективе;

готовности к школе старших дошкольников и др.

Для кого предназначен программнй продукт

Программный продукт «1С:Дошкольная психодиагностика. Базовая версия» предназначен для психологов:

системы дошкольного, общего и дополнительного образования,

центров социальной помощи семье и детям,

центров медико-психолого-педагогической помощи.

Программа одобрена экспертным советом ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве программно-методического комплекса для использования в образовательных учреждениях:

Под руководством доктора психологических наук А.Н.Гусева группой ведущих психологов МГУ им. М.В. Ломоносова были отобраны и включены в состав программных продуктов научно-обоснованные, надежные, апробированные психодиагностические методики.

Использование программ в практической деятельности психолога сокращает трудозатраты на неизбежную и необходимую диагностическую работу. Сэкономленное время психолог имеет возможность направить на оказание непосредственной психологической помощи и поддержки детям, родителям и педагогам для максимального содействия личностному и индивидуальному развитию воспитанников.

Основные возможности программы

Проведение диагностики различными способами:

Тестирование непосредственно за компьютером психолога, на котором установлена программа.

Удаленное тестирование за любым компьютером при помощи флеш- программ.

Тестирование с использованием бумажных бланков.

Автоматическое формирование заключений после проведения диагностики (в т.ч. после тестирование с помощью бумажных бланков).

Ведение в программе истории работы психолога с детьми, родителями, воспитателями.

Анализ и обобщение результатов тестирования: сравнение результатов групп детей. Поддерживается выгрузка в программы для статистической обработки данных.

Учет работы психолога с возможностью автоматического формирования отчетной документации о работе психолога.

Психологу программа помогает

Автоматизировать рабочее место.

Стандартизировать процедуру проведения психодиагностического тестирования.

Минимизировать возможные ошибки при обработке результатов тестирования.

Формировать надежные и содержательные психодиагностические заключения.

Отслеживать динамику в развитии детей и при необходимости своевременно вносить изменения в образовательную программу с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка.

Быстро и оперативно искать информацию о результатах ранее проведенных тестирований.

Анализировать результаты диагностики, в том числе, для выявления «трудных» детей, а также детей, чей уровень развития не соответствует возрастной норме.

Выгрузить обезличенные результаты тестирования для статистической обработки с целью обновления психодиагностических норм. В программе предусмотрено использование как общих норм, так и специально загруженных норм конкретного региона.

Учет тестируемых

В программе ведутся личные дела, содержащие всестороннюю информацию по следующим категория тестируемых:

Детей, включая дополнительные возможности по ведению карточки социального педагога.

Родителей и опекунов.

Воспитателей, работающих с детьми.

Поддерживается учет тестируемых по группам, включая автоматический перевод в следующую группу с началом нового учебного года.

Программа предоставляет набор готовых методик для всех возрастных категорий:

Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Рисунок «Я в школе».

Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А. Нежновой).

Карта экспертной оценки социально-психологической адаптации ребенка к школе (Карта Стотта).

Методика «Проба на произвольность» (модификация методики «Графический диктант» Д.Б. Эльконина).

Методика «Тест руки» Э. Вагнера для детей от 4 до 11 лет.

Методика «Тест руки» Э. Вагнера для детей от 12 лет.

Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках».

Методика диагностики поведенческих проявлений темперамента (Опросник А.Томаса и С.Чесса).

Методика диагностики уровня развития наглядно-образного мышления «Полянки».

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (модифицированая А.М. Прихожан).

Методика определения мотивов учения старших дошкольников (по методике М.Р. Гинзбург).

Методика определения преобладающего мотива, определяющего желание ребенка идти в школу (по методике М.В.Матюхиной).

Методика определения силы выраженности учебного мотива (Методика «Расписание»).

Методика оценки функций контроля и рабочей памяти «Сердечки и цветочки».

Опросник для воспитателя: отношение ребенка к сверстникам.

Опросник для воспитателя: отношение ребенка к чужому взрослому.

Опросник для воспитателя: проявление агрессии у детей.

Опросник жалоб ребенка (Hock K., Hess H., Schwarz E.).

Психолого-педагогическая характеристика ребенка.

Субтест «Необычное использование» (из батареи Е. Торренса для диагностики креативности).

Проведение тестирования

Программа поддерживает следующие формы тестирования:

В самой программе (на компьютере психолога).

При помощи проекторов, вне программы.

На бумажных бланках, с последующим вводом в программу ответов тестируемых.

Анализ результатов тестирования

Групповой анализ результатов основан на составлении выборок результатов тестирования (по группе, возрасту и полу тестируемых). По каждой выборке можно получить детализированную информацию:

Данные о количестве тестируемых с высоким или низким уровнем выраженности того или иного фактора: тревожности, готовности к школе.

Данные о количестве тестируемых, для которых наиболее характерен тот или иной фактор, например, мотив деятельности.

Учет работы психолога

Учет работы психолога в программе основан на следующих нормативных документах:

Инструктивное письмо Министерства образования и науки РФ от 24.12.2001 № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

Инструктивное письмо Департамента образования города Москвы от 09.09.2003 № 2-30-20 «О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы».

В программе реализованы:

Годовые планы работы.

Графики работы на неделю.

Журнал учета проведенной работы.

Формируется статистическая справка о проделанной работе за отчетный период в разрезе видов и форм работы.

Интеграция с другими системами

Программа является неотъемлемой частью системы программ фирмы «1С» для автоматизации образовательных учреждений. Поддерживается интеграция со следующими решениями:

Использование программы также обеспечивает вертикальную интеграцию на основе обмена данными с «1С:Психодиагностика образовательного учреждения».

Для облегчения встраивания программы в систему автоматизации образовательного учреждения код программы на языке «1С:Предприятие 8» основан на конфигурации «1С:Библиотеки стандартных подсистем» и полностью открыт.

Документация психолога в ДОУ

Письмо Минобразования РФ от 24 декабря 2001 г. N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»

Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69)

Профессиональный стандарт педагога-психолога в сфере дошкольного образования

Ориентировочные нормативы распределения времени деятельности педагога-психолога с различными категориями детей (в минутах)

График работы педагога-психолога ДОУ

Должностная инструкция педагога-психолога ДОУ

Перспективный (годовой) план работы педагога-психолога ДОУ

Журналы учета видов работ (диагностика, коррекционно-развивающая работа, просвещение и профилактика, журнал консультаций)

Организационно-содержательная модель деятельности психолога ДОУ

Статистический отчет за год

Согласие родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение

Протокол диагностики (младшая группа)

Протокол диагностики (средняя группа)

Протокол диагностики (старшая группа, ЗПР)

Протокол диагностики (подготовительная группа, ЗПР)

Заключение по результатам индивидуального обследования (бланк)

Заключение по результатам группового обследования

Заключение по результатам обследования детей с ЗПР

Заключение (анализ) по результатам готовности детей к школе.

Индивидуальная коррекционная карта

Бланк наблюдения адаптации

Аналитическая справка по адаптации детей к ДОУ

Приглашение на консультацию.

Протокол диагностики (младшая группа)

В протоколе фиксируются ответы и результаты выполнения ребёнком заданий (познавательной сферы и особенностей эмоционально-волевых проявлений). Это общеизвестные, но очень информативные методики для диагностики ребенка. Описание и анализ методик Вы найдете в литературе:

1.НЯ Семаго, ММ Семаго «Диагностический комплект психолога. Методическое руководство», Москва-2007

2.НЯ Семаго, ММ Семаго «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст», Москва 2007

3.НН Павлова, ЛГ Руденко «Экспресс – диагностика в детском саду», Москва-2008

4.Учебный центр им. ЛА Венгера «Психолог в дошкольном учреждении» Москва 2002

Протокол в формате половины листа А4 удобен в работе и хранении. Распечатывайте с двух сторон и у Вас получится 2 протокола на одном листе А4 (экономим бумагу)

Протокол диагностики (старшая группа)

Протокол предназначен для углубленной индивидуальной диагностики ребенка 5-6 лет, а также ребенка с ЗПР. Как показывает практика, с детьми ЗПР обследование проходит в 2 этапа. Предварительно в групповом режиме детям предлагается «Корректор» и Рисунок человек»

В протоколе фиксируются ответы и результаты выполнения ребёнком заданий (познавательной сферы и особенностей эмоционально-волевых проявлений). Это общеизвестные, но очень информативные методики для диагностики ребенка. Описание и анализ методик Вы найдете в литературе:

1.НЯ Семаго, ММ Семаго «Диагностический комплект психолога. Методическое руководство», Москва-2007

2.НЯ Семаго, ММ Семаго «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст», Москва 2007

3.НН Павлова, ЛГ Руденко «Экспресс – диагностика в детском саду», Москва-2008

4.ТД Марцинковская «Диагностика психического развития детей» Москва 1997

5.АА Осипова, ЛИ Малашинская «Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет» Москва 2001

Протокол в формате половины листа А4 удобен в работе и хранении. Распечатывайте с двух сторон и у Вас получится 2 протокола на одном листе А4

Готовый бланк заключения с различными вариантами в скобках. Выбирайте подходящее, убирайте лишнее, может где-то симпровизируете — и заключение готово

по результатам психологического обследования

Ф.И. ребенка_____________________________ возраст ________

Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.) с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой сферы, др). Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (посредством наблюдения).

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.

В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается), но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.

Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма).

При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие).

После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции).

В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий).

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный).

Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость).

Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность).

Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении).

Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют) из-за низкой концентрации внимания, несформированной речевой регуляции, недостаточной зрительно – моторной координации.

Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен).

Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями.

Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый).

Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает).

Ориентировочная деятельность носит активный и целенаправленный характер (выраженная активность и целенаправленность, сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование).

Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи) вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить план действий (боязни допустить ошибку – нужна стимулирующая помощь, пресыщения деятельностью – нужна организующая помощь, поверхностного или нестойкого интереса).

Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер: целенаправленность и активность резко падают из-за быстрой переключаемости внимания (неудач или замечаний, пресыщения деятельностью).

Динамика деятельности неравномерная (равномерная), темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность).

Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая).

По характеру организуемой помощи при выполнении заданий, ребенок в основном нуждается в организующей, обучаемой (стимулирующей, разъясняющей, наглядно – действенной, контролирующей) помощи.

Ошибки при выполнении задания отсутствуют (исправляются самостоятельно, не замечаются без помощи взрослого).

Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).

Результаты изучения психических функций следующие. Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов. Различает геометрические фигуры. Зрительное восприятие формы низкое. Уровень пространственного восприятия низкий. Уровень развития кратковременной и долговременной памяти ниже среднего. Не испытывает трудности при составлении рассказов. Фонематическое восприятие нарушено. Наглядно-действенное мышление: «Почтовый ящик» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб. Наглядно-образное мышление: «Разрезные картинки» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб, перебора вариантов. Уровень операции, абстрагирования низкий. Уровень операции обобщения низкий, наблюдается ярко выраженная избирательность мышления. Уровень понимания смысла причинно-следственных отношении ниже среднего. Уровень развития как вербального, так и невербального воображения низкий. Внимание поверхностное, неустойчивое, организующая помощь эффективна. Манипулятивния функция рук несколько ограничена.

Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушении следующая:

Незрелость всех форм мышления;

Низкая концентрация внимания;

Несформированность саморегуляции и контроля поведения;

Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;

Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.

развитие фонематического восприятия.

развитие концентрации, переключаемости внимания.

развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,

развитие вербального воображения.

Развитие эмоциональной, сферы, коммуникативных навыков

Дата __________________ ФИО, подпись психолога____________________

С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на)________________________

В папке представлены два заключения: подготовительная группа (начало уч.года) и младшая группа

по результатам психологического обследования

детей ____________________ группы № ____

Диагностическое обследование детей проводилось в подгрупповой/ индивидуальной форме с ______ по ______ 20__ г. Обследовано ___ детей из 25.

Цель психологического обследования:

Применялись следующие диагностические методики:

По итогам диагностики были получены следующие результаты:

ВЫВОДЫ. Таким образом, из ___ обследованных детей:

____ детей (___%) имеют высокий и средний уровень общего психического развития.

____ детей (___%) имеют недостаточный уровень развития, показали сниженные результаты.

Дата _____________ Подпись психолога ____________

Индивидуальная коррекционная карта

В Коррекционной карте отражены:

анкетные данные ребенка и родителей

выписка из мед.карты

заключение ПМПК (№, дата, диагноз, рекомендации)

показатели психического развития (в возрастной динамике)

проведенная работа с ребенком, с родителями, рекомендации воспитателям

В карту вкладываются протоколы диагностики, бланки с занятий (информативные, промежуточные срезы), записи наблюдений, рисунки, рекомендации логопеда, дефектолога и др.

Данная карта предназначена для работы с ребенком с ЗПР, отслеживая его развитие в течение 2-х лет (стар, подг.гр). Необходимые пункты постепенно дополняются, например, «проведенная работа».

Для разовой работы с ребенком по конкретной проблеме, считаю, что данная карта не подходит. Достаточно будет собирать все материалы (протоколы встреч, рисунки и т.д.) в одном файле

Бланк наблюдения адаптации

В бланке наблюдения адаптации фиксируются следующие параметры:

эмоциональное состояние ребенка

познавательная / игровая активность

взаимоотношения с детьми

взаимоотношения с взрослыми

рекомендации по заполнению бланка

Бланк заполняется совместно с воспитателями группы. Если адаптация протекает быстро и легко, то бланк до конца (по датам) заполнять не обязательно.

В аналитической справке по адаптации детей к ДОУ отмечаются:

количество поступивших детей

наблюдаемые параметры в период адаптации

проводимые психопрофилактические мероприятия

выводы по адаптации

Индивидуальное приглашение родителей на консультацию к психологу

В __________________ 20____ года проводилась психологическая диагностика Вашего ребенка _______________________________________ (ФИ ребенка).

Психолог приглашает Вас на консультацию для ознакомления с результатами диагностического обследования и получения индивидуальных рекомендаций по развитию Вашего ребенка.

Выберите удобное для Вас время и сообщите о своем визите заранее (хотя бы за 1 день) по тел. 455 – 405 (кабинет психолога)

Понедельник 9:00 12:30 14:00 15:00

Вторник 9:00 12:30 14:00 15:00

Четверг 12:00 14:00 15:00 16:00 17:00

Пятница 9:00 10:00 12:30 14:00

Психолог МБДОУ «Детский сад №»

Документ содержит ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ педагога — психолога:

Основные цели работы

Планирование по месяцам всех направлений деятельности психолога (диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультативная деятельность, психологическое просвещение и профилактика, организационно-методическая работа)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector