Диагностика физического и двигательного развития детей - Оappendicite

Диагностика физического и двигательного развития детей

Диагностика физического и двигательного развития детей

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ. ФИЗИЧЕСКОГО И ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ. ФИЗИЧЕСКОГО И ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяю­щих определить запас физических сил, прочности и работос­пособности организма. Основными антропометрическими показателями физического развития являются длина и масса тела, окружность грудной клетки и мышечная сила.

Для определения соответствия роста должным возрас­тным величинам можно воспользоваться следующими фор­мулами:

рост мальчиков = 6 х возраст + 77; рост девочек = 6 х возраст + 76,

или сравнить с табличными результатами.

Средние показатели физического развития детей

Длина тела — наиболее стабильный показатель, харак­теризующий состояние пластических процессов в организме. Если рост отстает от должного на 20%, необходима консуль­тация эндокринолога. Длина тела у дошкольников служит одним из критериев уровня соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки.

Масса тела отражает степень развития костной и мышеч­ной систем, внутренних органов, подкожной жировой клет­чатки и зависит как от конституционных особенностей ре­бенка, так и от внешнесредовых факторов (в том числе и от физической нагрузки).

Масса тела для детей может рассчитываться по следую­щим формулам:

дети от 2 до 5 лет: 2 Н + 9; дети от 5 до 12 лет: 3 Н + 4, где Н — годы жизни, или сравниваться с табличными результатами.

Превышение массы тела на 10% свыше должного назы­вается ожирением и требует коррекции. Приросту мышечной массы наиболее способствуют скоростно-силовые и силовые упражнения.

Задержка или отсутствие прироста соматических разме­ров тела, а более всего отрицательные сдвиги в массе тела свидетельствуют о неблагоприятных изменениях физическо­го развития и требуют принятия мер, в частности рациона­лизации двигательного режима ребенка.

О пропорциональности развития тела можно судить с по­мощью метода определения антропометрических коэффици­ентов. Так, по индексу Эрисмана (ИЭ) рассчитывается про­порциональность развития грудной клетки:

ИЭ = ОГ — 1/2 роста, где ОГ — окружность грудной клетки.

Должные показатели индекса Эрисмана у детей

По индексу Пинье (ИП) определяется пропорциональность длины, массы тела и окружности грудной клетки:

ИП = рост (см) — [Масса тела (кг) + окружность грудной клетки (см)].

ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

У детей дошкольного возраста диагностируются уровень развития основных движений, физических качеств, волевых качеств, оценивается двигательная активность.

Физическая подготовленностьребенка характеризует­ся степенью сформированности навыков основных видов дви­жений (бег, прыжки, бросание, лазание), развития основных физических и волевых качеств (скорость, сила, ловкость, выносливость, гибкость, выдержка, решительность, настойчивость), а также функцией равновесия.

Эти показатели изучаются в начале и конце года воспи­тателями групп совместно с медицинскими работниками дет­ского сада. Исследование проводится на физкультурных за­нятиях, во время подвижных игр или в свободное время в индивидуальном порядке. Данные исследования заносятся в тетрадь, которая передается по мере подрастания ребенка из одной возрастной группы в другую. Результаты исследования сравниваются со стандартными количественными и качес­твенными показателями для детей данного возраста.

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

2. Прыжок в длину с места

3. Прыжок вверх с места.

4. Прыжок в длину с разбега.

5. Прыжок вверх с прямого разбега.

6. Бросание теннисного мяча вдаль.

7. Бросание теннисного мяча в цель.

8. Лазание по гимнастической стенке, канату или шесту (по выбору ребенка).

Бег на 30 м. При обследовании бега фиксируется время пробегания дистанции (как одного из показателей общей фи­зической подготовки) и определяются качественные особен­ности бега. По команде «Марш!» дети с высокого старта бегут к флажку, который размещен на 2—3 м дальше фи­нишной линии. Это предупреждает снижение скорости перед финишем. С началом движения ребенка включается секун­домер, выключаемый после пересечения ребенком линии фи­ниша. Все дети пробегают дистанцию по очереди. Потом да­ется вторая попытка, во время которой дети бегут в том же порядке, что и первый раз. В протоколе фиксируется время движения в каждой попытке, а также записываются качес­твенные особенности движения: координация движений рук и ног, правильное положение корпуса и головы, продолжи­тельность фазы «полета», законченность отталкивания но­гой, прямолинейность движения.

Прыжок в длину с места.Прыжок дети выполняют в заполненную песком яму. Каждый выполняет по три прыжка подряд без интервала. Детям младшего дошкольного возрас­та перед прыжком необходимо показать этот вид движения. Старшие дошкольники выполняют прыжок самостоятельно, но воспитатель стимулирует их прыгнуть как можно дальше. Замер длины прыжка проводится от линии отталкивания до места приземления пяток с точностью до 1 см. В протокол заносятся результаты всех трех попыток, но засчитывается меньший результат. Прыжок в длину с места используется для характеристики скоростно-силовых показателей. На земле проводят черту длиной 2-3 м. Дети стоят у черты (шнура), касаясь ее носками ног. Им предлагают прыгнуть как можно дальше. При выполнении прыжка учитывается расстояние от черты до пятки ребенка в момент приземления. При оценке качества прыжка учитывают одновременность отталкивания двумя ногами, использование взмаха рук при толчке, приземление одновременно на две ноги, слегка согнутые в коленях (приземление мягкое). Качественные показатели прыжка в дли­ну с места фиксируются по основным элементам движения: подготовка к прыжку — полуприсед, туловище слегка нак­лонено вперед, руки в меру отведены назад; отталкивание — энергичный толчок одновременно двумя ногами, взмах руками вперед—вверх в момент отталкивания; «полет» — в начале полета ноги согнуты, перед приземлением выносятся вперед; приземление — мягкое приземление одновременно на обе ноги с перекатом с пяток на носки; сохраняется рав­новесие.

Диагностика физического развития детей дошкольного возраста

Физическое развитие — это комплекс функциональных и морфологических свойств организма, который определяет запас его физических сил. Для детей и подростков его следует расширить с учетом тех биологических процессов, которые наиболее характерны для детского организма, а именно — его роста и формирования.

Целью изучения физического развития детей должно быть в основном установление правильности этих биологических процессов, чтобы в случае констатации отклонений отдельных индивидуумов принять меры к их устранению или уменьшению с помощью соответствующих факторов внешней среды. /6/

Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. При изучении физического развития исследуют не только морфологические и функциональные свойства организма, но и уровень биологического развития ребенка: формирование зубов, моторики, речи и процессы роста. Диагностика используется для оценки исходного состояния организма ребенка, с тем чтобы определить «ближайшую зону» его здоровья, создать условия для наращивания фундаментальных возможностей систем и органов, развития жизненно важных двигательных умений и соответствующим образом построить режим дня и подобрать закаливающие средства, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательной и учебной деятельности. /8/

Частота обследования детей определяется темпами их физического развития. Дети первого года жизни обследуются 1 раз в месяц, от 1 года дол 3 лет — 1 раз в 3 месяца, от 3 до 7 лет — не реже 1 раза в полгода. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. /3/

Методы исследования физического развития

Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (самотоскопия) и антропометрия. /6/

Основными антропометрическими показателями физического развития является длина тела, масса тела, окружности грудной клетки и мышечная сила. /7/

При проведении антропометрических измерений нужно пользоваться только специальным стандартным инструментарием, строго соблюдать официальную унифицированную методику. Измерения следует делать натощак или после легкого завтрака. /6/

Рост (длина тела) — один из основных показателей физического развития ребенка. /9/ Длина тела — наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Длина тела у дошкольников служит одним из критериев уровня соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки. /7/

Рост измеряют с помощью стандартного ростомера в положении стоя. К ростомеру прикасаются 3 точками: лопатками, ягодицами, пятками. Измерение проводится в утренние часы, не менее 2 раза в год. Высота тела к вечеру может оказаться меньше из-за сжатия межпозвоночных дисков и расслабление мышц в следствии усталости к концу дня. /9/

Масса тела отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки./7/ Вес тела определяют на проверенных медицинских весах. /6/ Измерение массы тела детей старше 3 лет производится стоя на напольных весах, натощак, после мочеиспускания и опорожнения кишечника. При взвешивании ребенок должен быть обнажен.

Измерение окружности грудной клетки дает представление о развитии грудной клетки, грудных и спинных мышц. Измерение окружности грудной клетки ребенка производят с помощью сантиметровой ленты в состоянии спокойного дыхания, от 2 до 7 лет с вытянутыми руками при спокойного дыхания. На спине сантиметровую ленту прикладывают под нижними углами лопаток, спереди на уровне сосков. /9/

Измерение мышечной силы проводится с помощью динамометров: кистевого, станового в одно и тоже время — утром. /9/ Сила мышц кисти измеряется кистевым динамометром, сила мышц разгибателей спины — становым динамометром. /6/ При измерении силы мышц кисти рука должна быть отведена в сторону (на уровне плеча), динамометр сжимают с максимальным усилием без рывка. Производят 2 измерения каждой рукой, фиксируют лучший результат. /9/

Антропометрические измерения дополняют данные наружного осмотра, позволяя точнее определить уровень физического развития.

Наружный осмотр (соматоскопия) оценивает осанку, состояние опорно-двигательного аппарата. /6/

Осанка — это привычная поза человека (его манера держаться) в положении стоя и сидя. Она обычно оценивается в положении обследуемого стоя. При определении осанки обследуемый должен стоять непринужденно, не напрягая мышц. /6/

Умение и неумение правильно держать свое тело влияет не только на внешний вид ребенка, но и на состояние его внутренних органов, его здоровье. Осанка формируется в процессе роста ребенка.

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденного стоящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и позвоночном отделах — вперед, в грудном и крестцовом — назад. Лучше всего можно определить осанку, поставив ребенка в профиль. В таком положении хорошо заметны естественные физиологические изгибы. Чрезмерная или недостаточная величина естественных изгибов позвоночника свидетельствуют о неправильной осанке.

Различают несколько видов осанки: правильная физиологическая и патологическая (лордотическая, кифотическая, сутуловатая и выпрямленная.).

При правильной осанки физиологические изгибы позвоночника хорошо выражена, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно, и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение — она способствует нормальной деятельности внутренних органов./10/

Правильной осанкой для дошкольников считается такая, когда голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди и не выступает за уровень грудной клетки (в профиль). Лопатки слегка выступают, линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см, физиологические изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза не велик и составляет 22-25. /3/

Нарушение осанки могут быть врожденными или приобретенными, но в абсолютном большинстве встречаются приобретенные. /11/

Наиболее характерными внешними признаками, предопределяющие начало нарушения осанки, являются:

а) усиление наклона головы ребенка вперед;

б) выдвижение плечевых суставов вперед;

в) сужение грудной клетки за счет выноса рук вперед;

г) повышенное растяжение мышц задней поверхности спины за счет регулярного наклона головы , верхней части туловища вперед (особенно при сидении);

д) отдаление лопаток от грудной клетки при постоянном наклоне головы, что способствует формированию круглой спины;

е) постоянное, достаточно длительное и неправильное стояние с выставлением одной ноги вперед или в сторону, постановка ноги с широко развернутым носком в сторону, передвижение на полусогнутых в коленных суставах ногах при ходьбе и беге. /5/

Сутуловатая осанка характеризуется уплощенной грудной клетки, существенным увеличением шейного изгиба позвоночника, опущенной головой и плечами. При лордотической осанке шейный изгиб нормален, а поясничный превышает физиологические параметры. При этом верхняя часть туловища несколько окинута назад. Кифотическая осанка характеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен. Нередко встречаются асимметрия плечевого пояса (одно плечо выше другого) и боковое искривление позвоночника.

Наиболее серьезным нарушением является сколиоз. /10/ Сколиотическая болезнь — это не только искривление позвоночника, но и общее тяжелое заболевание, вовлекающее в патологический процесс все важнейшие функции организма. /11/

Клинические симптомы некоторых типов нарушения осанки приведены в Приложении А. /11/

Наиболее простой и доступной методикой определения наличие или отсутствия нарушений осанки является приведенная ниже тестовая карта.(Таблица 1)

Диагностика результатов физического воспитания детей

Мониторинг образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования позволяет выявить реальный уровень физического развития ребенка, степень соответствия параметров и показателей физического развития возрастным нормам, а также определить отклонения, недостатки физического и нервно-психического развития.

Оценить физическое развитие и здоровье детей можно по следующим показателям: наличие знаний о физической культуре как совокупности ценности здорового образа жизни; проявление интереса к физической культуре; потребности в двигательной активности; развитие движений; адаптационные возможности; уровень развития двигательного опыта; уровень освоения образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»; отношение детей к физической культуре и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Изучение физического развития детей дошкольного возраста осуществляется по разным основаниям, одним из которых выступает валеологическая компетентность (В. А. Деркунская), рассматриваемая по ряду показателей:

  • 1) интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач и проблемных ситуаций, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни;
  • 2) проявление интереса в самостоятельной деятельности дошкольника;
  • 3) наличие ответов на вопросы, решений проблемных ситуаций и игровых задач;
  • 4) адекватность детских ответов и решений, их осознанность и аргументированность;
  • 5) полнота и глубина знаний и решений, здоровьесберегающая эрудированность;
  • 6) применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений, навыков в повседневной жизни, поведении;
  • 7) самостоятельность применения здоровьесберегающих знаний, умений, навыков.

Методами диагностики валеологической компетентности могут служить тестовые задания, направленные на выявление быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости, двигательной активности. При использовании данного метода в практике мониторинга физического развития необходимо помнить, что искажение показателей физического состояния детей за счет методических погрешностей тестирования может привести к крупным просчетам в оценке этого состояния и неправильной ориентации в построении индивидуальных маршрутов, выборе средств, методов, технологий, нагрузок и т.п.

При определении знаний детей в области физической культуры целесообразно использование опросников, бесед, интервью, выполнение заданий и др.

Эффективность физического развития предопределяется реализацией принципа преемственности общественного и семейного воспитания, что обеспечивает взаимопроникновение содержательных и технологических аспектов деятельности этих социальных институтов, поскольку ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга.

Однако родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми и обеспечения их нормального развития. Родители испытывают трудности, обусловленные незнанием возрастных особенностей детей и неумением учитывать индивидуальные особенности; неправильно выбранным авторитарным стилем общения с ребенком; недостаточным владением двигательными умениями; неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности и т.п. Одним из возможных решений этой проблемы может быть организация совместных занятий физическими упражнениями детей и родителей.

Примерами подобной организации могут послужить программа и технология Т. Э. Токаевой «Парная гимнастика», программа М. И. Поповой «Навстречу друг другу». Эффективность реализации данных программ доказана экспериментально по отношению к решению задач физического воспитания в разные возрастные периоды дошкольного детства и особенно в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Эффективность этих программ обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, ребенок имеет реальную возможность реализовать свой двигательный потенциал в ситуации эмоционального комфорта, поскольку его родитель находится рядом с ним, создавая чувство защищенности и уверенности в себе.

Во-вторых, в процессе работы по этим программам в полной мере реализуется принцип учета индивидуальных особенностей детей: родители, занимающиеся со своими детьми, исполняют роль ассистентов и руководителей физического воспитания достаточно успешно, поскольку хорошо знают индивидуальные особенности своего ребенка и в максимальной степени пользуются его доверием.

В-третьих, ребенок развивается, познавая окружающий мир, а форма организации занятий такова, что создает оптимальные условия для этого, обеспечивая малыша заботой и вниманием со стороны родителей, которым предоставляются профессиональная помощь и консультации специалиста по физической культуре.

Результаты физического воспитания представлены теми изменениями в физическом развитии, которые обнаруживаются:

  • а) в наличии у ребенка позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечивающей реализацию выработанных в обществе норм физической культуры;
  • б) сформированности отношения ребенка к себе, окружающим как субъектам деятельностного освоения физической культуры и способов физкультурно-оздоровительной деятельности; способности ребенка к саморегуляции в процессе освоения и присвоения физической культуры; навыков личной и общественной гигиены;
  • в) сформированности навыков и умений жизненно необходимых двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков и др.), а также движений, составляющих основу для дальнейших занятий спортивными видами движений;
  • г) наличии первоначальных знаний, связанных с занятиями физическими упражнениями, и интереса к ним; опыта, определяющего нормы и правила физкультурно-оздоровительной деятельности, проявляющегося в уровне усвоения знаний, представлений, двигательных навыков и способностей, адекватных психофизическим возможностям ребенка.

Важным результатом реализации процесса современного физического воспитания является оздоровление детей: повышение функционирования систем жизнедеятельности организма, снижение заболеваемости, повышение сопротивляемости неблагоприятным влияниям внешней среды; своевременное и гармоничное развитие всех систем организма, крупной и мелкой моторики, расширение его функциональных возможностей, формирование правильной осанки и стопы.

Диагностика физического развития детей дошкольного возраста

Физическое развитие — это комплекс функциональных и морфологических свойств организма, который определяет запас его физических сил. Для детей и подростков его следует расширить с учетом тех биологических процессов, которые наиболее характерны для детского организма, а именно — его роста и формирования.

Целью изучения физического развития детей должно быть в основном установление правильности этих биологических процессов, чтобы в случае констатации отклонений отдельных индивидуумов принять меры к их устранению или уменьшению с помощью соответствующих факторов внешней среды. /6/

Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. При изучении физического развития исследуют не только морфологические и функциональные свойства организма, но и уровень биологического развития ребенка: формирование зубов, моторики, речи и процессы роста. Диагностика используется для оценки исходного состояния организма ребенка, с тем чтобы определить «ближайшую зону» его здоровья, создать условия для наращивания фундаментальных возможностей систем и органов, развития жизненно важных двигательных умений и соответствующим образом построить режим дня и подобрать закаливающие средства, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательной и учебной деятельности. /8/

Частота обследования детей определяется темпами их физического развития. Дети первого года жизни обследуются 1 раз в месяц, от 1 года дол 3 лет — 1 раз в 3 месяца, от 3 до 7 лет — не реже 1 раза в полгода. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. /3/

Методы исследования физического развития

Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (самотоскопия) и антропометрия. /6/

Основными антропометрическими показателями физического развития является длина тела, масса тела, окружности грудной клетки и мышечная сила. /7/

При проведении антропометрических измерений нужно пользоваться только специальным стандартным инструментарием, строго соблюдать официальную унифицированную методику. Измерения следует делать натощак или после легкого завтрака. /6/

Рост (длина тела) — один из основных показателей физического развития ребенка. /9/ Длина тела — наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Длина тела у дошкольников служит одним из критериев уровня соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки. /7/

Рост измеряют с помощью стандартного ростомера в положении стоя. К ростомеру прикасаются 3 точками: лопатками, ягодицами, пятками. Измерение проводится в утренние часы, не менее 2 раза в год. Высота тела к вечеру может оказаться меньше из-за сжатия межпозвоночных дисков и расслабление мышц в следствии усталости к концу дня. /9/

Масса тела отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки./7/ Вес тела определяют на проверенных медицинских весах. /6/ Измерение массы тела детей старше 3 лет производится стоя на напольных весах, натощак, после мочеиспускания и опорожнения кишечника. При взвешивании ребенок должен быть обнажен.

Измерение окружности грудной клетки дает представление о развитии грудной клетки, грудных и спинных мышц. Измерение окружности грудной клетки ребенка производят с помощью сантиметровой ленты в состоянии спокойного дыхания, от 2 до 7 лет с вытянутыми руками при спокойного дыхания. На спине сантиметровую ленту прикладывают под нижними углами лопаток, спереди на уровне сосков. /9/

Измерение мышечной силы проводится с помощью динамометров: кистевого, станового в одно и тоже время — утром. /9/ Сила мышц кисти измеряется кистевым динамометром, сила мышц разгибателей спины — становым динамометром. /6/ При измерении силы мышц кисти рука должна быть отведена в сторону (на уровне плеча), динамометр сжимают с максимальным усилием без рывка. Производят 2 измерения каждой рукой, фиксируют лучший результат. /9/

Антропометрические измерения дополняют данные наружного осмотра, позволяя точнее определить уровень физического развития.

Наружный осмотр (соматоскопия) оценивает осанку, состояние опорно-двигательного аппарата. /6/

Осанка — это привычная поза человека (его манера держаться) в положении стоя и сидя. Она обычно оценивается в положении обследуемого стоя. При определении осанки обследуемый должен стоять непринужденно, не напрягая мышц. /6/

Умение и неумение правильно держать свое тело влияет не только на внешний вид ребенка, но и на состояние его внутренних органов, его здоровье. Осанка формируется в процессе роста ребенка.

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденного стоящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и позвоночном отделах — вперед, в грудном и крестцовом — назад. Лучше всего можно определить осанку, поставив ребенка в профиль. В таком положении хорошо заметны естественные физиологические изгибы. Чрезмерная или недостаточная величина естественных изгибов позвоночника свидетельствуют о неправильной осанке.

Различают несколько видов осанки: правильная физиологическая и патологическая (лордотическая, кифотическая, сутуловатая и выпрямленная.).

При правильной осанки физиологические изгибы позвоночника хорошо выражена, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно, и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение — она способствует нормальной деятельности внутренних органов./10/

Правильной осанкой для дошкольников считается такая, когда голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди и не выступает за уровень грудной клетки (в профиль). Лопатки слегка выступают, линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см, физиологические изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза не велик и составляет 22-25. /3/

Нарушение осанки могут быть врожденными или приобретенными, но в абсолютном большинстве встречаются приобретенные. /11/

Наиболее характерными внешними признаками, предопределяющие начало нарушения осанки, являются:

а) усиление наклона головы ребенка вперед;

б) выдвижение плечевых суставов вперед;

в) сужение грудной клетки за счет выноса рук вперед;

г) повышенное растяжение мышц задней поверхности спины за счет регулярного наклона головы , верхней части туловища вперед (особенно при сидении);

д) отдаление лопаток от грудной клетки при постоянном наклоне головы, что способствует формированию круглой спины;

е) постоянное, достаточно длительное и неправильное стояние с выставлением одной ноги вперед или в сторону, постановка ноги с широко развернутым носком в сторону, передвижение на полусогнутых в коленных суставах ногах при ходьбе и беге. /5/

Сутуловатая осанка характеризуется уплощенной грудной клетки, существенным увеличением шейного изгиба позвоночника, опущенной головой и плечами. При лордотической осанке шейный изгиб нормален, а поясничный превышает физиологические параметры. При этом верхняя часть туловища несколько окинута назад. Кифотическая осанка характеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен. Нередко встречаются асимметрия плечевого пояса (одно плечо выше другого) и боковое искривление позвоночника.

Наиболее серьезным нарушением является сколиоз. /10/ Сколиотическая болезнь — это не только искривление позвоночника, но и общее тяжелое заболевание, вовлекающее в патологический процесс все важнейшие функции организма. /11/

Клинические симптомы некоторых типов нарушения осанки приведены в Приложении А. /11/

Наиболее простой и доступной методикой определения наличие или отсутствия нарушений осанки является приведенная ниже тестовая карта.(Таблица 1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector