Диагностика эмоционально волевой сферы детей - Оappendicite

Диагностика эмоционально волевой сферы детей

Диагностика эмоционально волевой сферы детей

Диагностика эмоционально волевой сферы детей

Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия — наследственность, особенности его физического развития.

Развитие эмоционально-волевой сферы личности соответствует основным этапам её психического развития, начиная с раннего детства до подросткового периода (ранней юности). Для каждого этапа характерен определенный уровень нервно- психического реагирования индивидуума на различные воздействия социальной среды: соматовегетативный (0-3 года), психомоторный (4-7 лет), аффективный (7-10 лет), эмоционально-идеаторный (12-16лет). В каждом из этих этапов проявляются эмоциональные, поведенческие, характерологические особенности, свойственные тому или иному возрасту. Эти особенности отражают проявления нормального возрастного развития.

В возрасте от 0 до 3 лет (период раннего детства) доминирует соматовегетативный тип реагирования. Состоянии дискомфорта или недомогания у ребенка до 3 лет проявляется в общей вегетативной и повышенной эмоциональной возбудимости, которые могут сопровождаться нарушениями сна, аппетита, желудочно- кишечными расстройствами.

В возрасте от 3 до7лет (дошкольный возраст), доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь психологических. Наиболее выражены данные особенности в периоды связанные с интенсивным физическим развитием детского организма и соответствующие возрастным кризисам 3- 4 и 7 лет. В период возрастного кризиса3- 4 лет преобладают реакции оппозиции, протеста, упрямства как одного из вариантов негативизма, которые протекают на фоне повышенной эмоциональной возбудимости, обидчивости, плаксивости. Возраст 7 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних переживаний на основе, формирующегося опыта социального общения. В этот период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции. Например, различные реакции страха или уверенности в своих возможностях.

В возрасте от 7 до11лет (младший школьный возраст) доминирует аффективный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение эмоциональной восприимчивости, впечатлительность, тревожность, формирование различных состояний страха (тревоги), которые отличаются стабильностью. Эмоциональные и поведенческие реакции являются следствием воздействия психологических факторов Эти особенности наиболее выражены в периоды, связанные с возрастными кризисами 7 и 11 лет. Возраст 11 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних потребностей, более сложными и глубокими переживаниями. Происходит обобщение переживаний и осознание ситуаций, повторяющихся неоднократно, и формирование, как следствие, отношения к себе, своим успехам, своему положению. В этот период формируется самооценка, проявляются характерологические особенности личности. Волевые черты характера, такие как самостоятельность, настойчивость, целеустремлённость в данном возрасте появляются периодически при достижении потребностей, актуальных для ребёнка, и могут сочетаться с внушаемостью, неуверенностью в ситуациях, для решения которых он не обладает необходимым запасом знаний и опыта.

В возрасте от 12 до15 лет (средний школьный возраст) доминирует эмоционально-идеаторный тип реагирования. Для данного возраста характерны эмоциональная неуравновешенность, раздражительность, обидчивость, обусловленные частыми колебаниями настроения в течение дня, проявление определённых характерологических особенностей, склонность к формированию конфликтных ситуаций, что затрудняет социальную адаптацию подростка. Возрастной кризис 12-14 лет нередко способствует проявлению отрицательных черт характера, различных форм негативного поведения, эмоциональной и волевой нестабильности. Для большинства подростков данный возраст проходит без выраженных эмоциональных и поведенческих отклонений.

В возрасте 16 — 18 лет (ранняя юность или старший школьный возраст) наблюдается стабилизация эмоционального состояния. Старшие школьники чаще проявляют волевые черты характера: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание при достижении важных для них целей, разрешении сложных ситуаций. Он имеет определенное представление о своих возможностях и стремится реализовать их путем выбора будущей специальности.

Большинство детей — сирот воспитываются в условиях социальной депривации и имеют отягощённую наследственность, что негативно влияет на формирование их эмоциональных, волевых, личностных особенностей. Социальная незащищенность, недостаточный жизненный опыт способствуют формированию эмоционально- волевой неустойчивости личности. Для выявления особенностей эмоционально-волевой сферы у детей и подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, предлагается набор диагностических методик, составленный, с учетом возрастных особенностей развития.

Предлагаемый набор методик:

1. Методика «Паровозик» (Выявление тревожности у дошкольников)

2. Модификация теста детской тревожности (Тэммл, Дорки, Амэн) и методики «Кинотеатр»

3. Цветовой тест Люшера ( Для детей 8-14 лет)

4.Опросник депрессии Бека ( Для подростков старшего школьного возраста)

5. Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга — Ю. Л. Ханина.

6. Методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях)

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы

Особенности личности и эмоционально-волевой сферы — одни из основополагающих компонентов, составляющих психологический портрет человека.

Их диагностика назначается отдельно или комплексно в составе полного обследования. Задачи:

  1. Выявление особенностей, составляющих ядро личности пациента: темперамента, черт характера, слабых и сильных сторон, особенностей коммуникаций, приоритетов и ценностей.
  2. Отслеживание личностных изменений под влиянием болезни, в ходе лечения.
  3. Дифференциальная диагностика психических патологий.
  4. Определение особенностей эмоционального реагирования, волевых проявлений.
  5. Поиск ресурсов для решения личностных проблем, борьбы со стрессовыми ситуациями и пр.

Диагностика эмоционально-волевой сферы и личности позволяет понять, какие характеристики присущи тому или иному человеку, как он реагирует на стрессовые ситуации, в каком эмоциональном состоянии находится на момент обследования и т.п.

Для чего назначается

Диагностика эмоционального состояния, волевой сферы и личности проводится общим или клиническим (медицинским) психологом. Назначается при:

  • шизофрении и бредовых расстройствах;
  • депрессии, биполярном аффективном расстройстве и других патологиях, связанных с аффективной сферой;
  • Расстройствах личности (психопатиях);
  • эпилепсии;
  • умственной отсталости и дегенеративных расстройствах;
  • проверке на профессиональные склонности, зачислении в детский сад, школу;
  • неврозах и других пограничных состояниях.

Показаниями к проведению такого исследование могут быть любые заболевания (психические, соматические), врачебная экспертиза при постановке или отмене диагноза, прохождение комиссии на получение инвалидности, или – личное желание клиента больше узнать о своих особенностях и др.

На основе обследования составляется заключение, даются рекомендации по заявленному вопросу (определение курса лечения и реабилитации, зачислении в учебное заведение, уточнение запроса на психотерапию и т.д.), проводится консультация со специалистом.

Эти данные помогают врачу-психиатру не только назначить правильную терапию и отследить изменения, но и поставить верный диагноз, так как для каждой патологии характерны свои особенности, типичные изменения в эмоциональной сфере и личности.

Диагностика эмоциональной сферы осуществляется преимущественно при помощи стандартизованных тестовых опросников. Это шкала тревожности Спилбергера, шкала депрессии Бека, самооценка актуального эмоционального состояния, методика «Самочувствие, активность, настроение» и пр. Иногда применяются проективные методики, где необходимо давать ответы в открытой форме, проявлять творчество. Это тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест Люшера и др.

Также существует большое количество методик, направленных на исследование других компонентов личности, но затрагивающих эмоционально-волевую сферу. Это тест Розенцвейга, рисуночные и др. Точный набор определяется в зависимости от поставленных задач, запроса клиента, его персональных особенностей.

Для исследования личностной сферы существует большое количество самых разнообразных методик, которые делятся на две большие категории:

  • стандартные тесты: MMPI, личностный дифференциал и др.
  • проективные: рисуночные тесты, незаконченные предложения, тест Роршаха, «Кто я» и т.д.

Для полноценного исследования обычно применяется комплекс методик обоих типов. Набор тестов подбирается специалистом на основе стоящих задач, запроса клиента и его особенностей, времени, выделенного на работу и пр. Результаты тестов на изучение личностной сферы являются наиболее стабильными и не могут резко измениться за краткий промежуток времени.

Запись на диагностику

Специалисты клиники «Преображение» предлагают проведение полного обследования личностной и эмоционально-волевой сфер. Гарантируем персональный подход к работе, оперативную обработку и предоставление результатов, составление рекомендаций и консультацию по ним. Возможна диагностика эмоционального состояния подростка, взрослого человека, ребенка.

Клинический психолог (психодиагностика, психотерапия, консультации пациентов и их родственников). Специализация по работе с лицами, имеющими психические расстройства.

Международный центр образования и педагогики (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70859)

«Психодиагностика эмоционально-волевой сферы личности»

«Психодиагностика эмоционально-волевой сферы личности»

Автор: Малышева Елена Викторовна

«Психодиагностика эмоционально-волевой сферы личности»

1. Методики, направленные на выявление страхов

· Методика “Незаконченные предложения”

2. Методики, направленные на выявление тревожности

· Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

3. Методики, направленные на выявление депрессии

· Шкала самооценки депрессии Цунга

4. Методики, направленные на выявление неврозов:

· Опросник Захарова А.И. “Ваш ребенок болен неврозом или заболеет, если…”

5. Методики, направленные на выявление агрессии:

· Опросник “Баса — Дарки”

6. Методики, направленные на выявление стрессоустойчивости:

· Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе “Прогноз”

7. Методики, направленные на диагностику эмоций:

· Самооценка психического состояния: Самочувствие, Активность, Настроение (САН)

8. Методики, направленные на изучение темперамента:

Методики, направленные на выявление страхов

Методика “Незаконченные предложения”

Метод незавершенных предложений является проективным. В его основе лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Таким образом, метод позволяет выявлять как осознаваемые, так и неосознаваемые установки человека. Он является достаточно простым по технике реализации и, в то же время, гибким и легко приспособляемым для различных конкретных целей.
Наиболее известным является вариант Saks–Sidney, адаптированный в лаборатории медицинской психологами Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева. Он состоит из 64 незавершенных предложений. Они разделяются на 16 групп по 4 предложения; каждая из этих групп соответствует определенной сфере отношений человека — к самому себе, к другим людям и т.д.

Цель: получение дополнительные сведений о наличии, причинах страхов, беспокойства ребенка.

Процедура проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро.

Инструкция для ребенка: “Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову”.

Обработка результатов: Законченные предложения можно разделить на 6 групп:

1. Отношение к отцу – 13, 21

2. Отношение к матери – 8, 24

3. Отношение к себе – 3, 4, 7, 10, 12, 18, 27, 29

4. Отношение к сверстникам – 2, 22, 26, 30

5. Отношение к детскому саду – 1, 16, 19, 23

6. Страхи и опасения – 5, 6, 9, 11, 14, 15, 17, 20, 25, 28

Эта методика простая по содержанию, хорошо выявляет скрытые переживания ребенка. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребенка

Эксперимент идет в быстром темпе.

1. Мой детский сад…

3. Если меня наказывают, то…

4. Я играю чаще всего…

9. Сделал бы все, чтобы забыть…

10. Не люблю, когда меня…

12. Когда меня спрашивают…

13. Мой папа и я…

14. Когда смотрю “ужасы” в кино…

15. Когда я один дома…

16. Моя воспитательница…

17. Когда меня мама ругает…

18. Больше всего люблю…

19. Когда прихожу в детский сад…

20. Когда бывает темно…

21. Когда мой папа…

22. Ребята в детском саду…

23. Когда меня спрашивают на занятии…

24. Когда моя мама…

25. Когда все ругаются…

25. Когда я выхожу во двор…

27. Я всегда хотел…

28. Меня беспокоит…

30. Старшие ребята…

Методики, направленные на выявление тревожности

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Русская версия хорошо известного теста представлена ведущим специалистом в области исследования тревожности Астаповым В.М. Методика направлена на выявление степени тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций, дает косвенную информацию о характере его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Цель: определение тревожности у детей в возрасте 3,5 – 7 лет.

Стимульный материал : 14 рисунков размером 8,5 x 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом – печальное.

Процедура проведения : Рисунки показывают ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребёнку рисунок, психолог даёт инструкцию.

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет с мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

13. Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребёнка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребёнку не задаются.

Выбор ребёнком соответствующего лица и словесные высказывания ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). Протоколы каждого ребёнка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ результатов:

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребёнка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14):

ИТ = (количество эмоционально — негативных выборов/14) x 100%

Дети в возрасте 3,5 – 7 лет по ИТ разделяются на 3 группы:

ИТ от 0 до 20% – низкий уровень тревожности

ИТ от 20 до 50%– средний уровень тревожности

ИТ выше 50% – высокий уровень тревожности

Качественный анализ результатов:

1. Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребёнка в различных ситуациях. Высокий уровень тревожности (ИТ) свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяет судить об особенностях взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребёнком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Высоким уровнем тревожности с большой долей вероятности могут обладать дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве) и 14 (Еда в одиночестве).

2. Для уточнения источника тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рисунках 1, 3, 5, 10 и 12 моделируют взаимоотношения между детьми (ребёнок — ребёнок). Ситуации на рисунках 2, 6, 8, 9, 11 и 13 моделируют взаимоотношения между ребёнком и взрослыми (ребёнок — взрослый). Ситуации на рисунках 4, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребёнка, которую он совершает один. Ситуация на рисунке 6 (Укладывание спать в одиночестве) с большим основанием может быть отнесена к ситуациям типа «ребёнок — взрослый». Таким образом, помимо общего вывода об уровне тревожности испытуемого экспериментатор формулирует предположение о том, какие именно отношения являются для ребёнка источником тревожности – детско-родительские (негативный выбор в ситуациях №№ 2, 8, 13) или отношения с другими детьми (ситуации №№ 1, 3, 5, 10,12).

3. Следующий уровень анализа предполагает интерпретацию выборов ребёнка в зависимости от того, какая ситуация связана с негативным опытом. Так, тревогу могут вызывать ситуации, связанные со страхом агрессии, с ревностью к сиблингам, со страхом наказания или нарушенными отношениями с родителями и сверстниками. Необходимо учитывать также, что при выборе лица на дополнительном изображении ребёнок может идентифицировать себя с прорисованным героем (например, с агрессором). Для исключения ошибочной интерпретации экспериментатору следует уточнить у испытуемого, кем бы тот был на рисунке, если бы оказался там.

Анализ выборов ребёнка в различных ситуациях позволяет сформулировать предположение о конкретных источниках его тревоги.

Таким образом, качественный анализ результатов должен содержать информацию об общем уровне тревожности, предполагаемых источниках тревоги в межличностных отношениях ребёнка и указания на возможные причины травматизации.

Также при формулировке выводов необходимо учитывать эмоциональное состояние ребёнка на момент обследования, его комментарии и объяснения своего выбора. Эта информация необходима для прояснения причин тревожности и избежания необъективных выводов.

Диагностика эмоционально волевой сферы детей

Мракарян Анна Вячеславовна,
педагог-психолог НОУ УМЦ «Вдохновение»

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. И в эмоциях, и в чувствах отражаются потребности человека, вернее то, как эти потребнос­ти удовлетворяются.

Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, эмоции же возникают в ответ на конкретную ситуацию. Чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях (чувство любви к ребенку может переживаться и как эмоция радости за него («сделал сам первый шаг»), гордости за успехи («победил в соревнованиях»), стыда (в случаях, если он совершил недостойный поступок), тревоги, если ребенку что-то угрожает (например, в период болезни и др.).

Одна из главных функций эмоций заключается в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оце­нивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти, чувства в узком значении этого слова) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

В настоящее время отсутствует единая общепринятая класси­фикация чувств и эмоций. Чаще всего выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Что касается эмоций, то широкое применение получила классификация их, предло­женная К. Изардом. Выделяются эмоции фундаментальные и производные. К первым относят: 1) интерес-волнение, 2) радость, 3) удивление, 4) горе-страдание, 5) гнев, 6) отвращение, 7) пре­зрение, 8) страх, 9) стыд, 10) вину. Остальные — производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает, например, такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуж­дение.

Эмоциональные состояния человека далеко не всегда носят однозначный характер. Некоторые из них — амбивалентны, двой­ственны. Они вмещают в себя одновременно два противоположных чувства. Так, например, уже в раннем детстве ребенок может пе­реживать желание, интерес к взаимодействию со взрослыми, свер­стниками и одновременно неуверенность в себе, боязнь вступить в непосредственный контакт с ними. Такое состояние наблюдается в случаях отсутствия у детей достаточного опыта делового обще­ния и часто ведет к негативным последствиям в личностном разви­тии ребенка.

Люди существенно различаются своей эмоциональной сферой. Прежде всего — эмоциональной впечатлительностью (что во мно­гом связано с темпераментом) и устойчивостью. Есть эмоциональ­но развитые люди, а есть и страдающие своеобразной эмоциональ­ной тупостью, глухотой.

Эмоциональная сфера человека развивается, изменяется на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство — осо­бый в этом отношении период. Это время, когда эмоции господст­вуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он нахо­дится как бы в их плену.

На протяжении дошкольного возраста увеличивается устой­чивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными. Возрастает умение ребенка контролировать свои эмоциональные реакции. Появляются новые, высшие чувства (нравственные, эстетические, познавательные).

Ребенок оказывается способным проявить не только симпа­тию (антипатию), элементарное сочувствие, но и эмпатию, неж­ность, любовь к близким, чувство гордости и стыда. Если 2-3-летний малыш гордится наличием у себя ряда достоинств (уме­ние самостоятельно умываться, одеваться, «читать» стихи, выгова­ривать «трудные» звуки речи, стрелять из игрушечного ружья и т. д.), то на 4-5-м году жизни чувство гордости вызывают у него уже качественные показатели достижений в разных видах деятель­ности («хорошо рисую», «быстро бегаю», «правильно считаю», «красиво танцую» и т. п.).

Чем гордится ребенок, чего он стыдится — решающую роль в этом играют окружающие и в первую очередь — родители, воспи­татели, их отношение к ребенку, оценка его достижений. Дошколь­ник не безразличен к прекрасному и безобразному, он способен откликнуться на музыку, художественную картину, поэзию, на прекрасное в природе, проявить чувство юмора. В дошкольный период развиваются и познавательные чувства — ребенок прояв­ляет не только любопытство, но и любознательность, стремле­ние утвердиться в истине.

Чувства к концу дошкольного возраста нередко становятся мо­тивом поведения ребенка. Постепенно происходит и интеллектуали­зация детских чувств. Развивается способность к эмоциональному предвосхищению. Видоизменяются и формы выражения чувств.

Выявлена зависимость эмоций от содержания и структуры дет­ской деятельности, от особенностей взаимодействия с окружающими людьми, от того, как он усваивает нравственные нормы и правила поведения.

Первоначально эмоциональная сфера формируется и видоиз­меняется в ходе практической деятельности, в процессе реально­го взаимодействия с людьми и предметным миром. В дальней­шем на этой основе складывается особая психическая деятель­ность — эмоционального воображения. Она представляет собой сплав аффективных и когнитивных процессов, т. е. единство аффекта и интеллекта, которое Л. С. Выготский считал характер­ным для высших, специфически человеческих чувств.

Наблюдаются существенные различия в эмоциональной сфе­ре мальчиков и девочек.

В числе эмоциональных проявлений дошкольника, которые обращают на себя внимание и вызывают озабоченность, а нередко и обоснованную тревогу, — детская агрессивность (удары ногами и кулаками, щипание, угрозы, разрушение построек сверстников и т. п.). При этом мальчики чаще и в большей степени проявляют агрессивность, нежели девочки. Существенную роль в возникно­вении и закреплении этой формы выражения негативных эмоций играет семья (отсутствием чуткости и поддержки детей, приме­нением насилия по отношению к ним и т. п.). Поведение сверстни­ков, просмотр телевизионных передач (сцен насилия) могут уси­ливать агрессивность ребенка. В предотвращении и коррекции агрессивности важна позиция взрослых (контроль агрессивных форм поведения, ограничение подверженности детей воздействи­ям, возбуждающим агрессию, обучение поведению, несовмести­мому с агрессией, а также управлению своим поведением, воспи­тание эмпатии, использование в руководстве детьми гуманисти­ческих методов и приемов и др.).

В своевременном распознавании и коррекции нуждаются и ряд других эмоциональных состояний и чувств, испытываемых порой дошкольниками (депрессия, конфликтность, тревожность, чувст­во враждебности, неполноценности и др.).

Чаще всего основной причиной этих состояний является депривация потребности ребенка в общении со стороны родных (в се­мье) и сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.).

Вот почему педагогу важно изучить не только саму эмоцио­нальную сферу ребенка, но и семейную микросреду, «детское об­щество», место ребенка в нем, отношение его к детскому саду, школе.

Нельзя упускать из поля педагогического зрения и прояв­ление эмпатии, товарищества, альтруизма. Следует обращать внимание и на эмоциональную отзывчивость детей при воспри­ятии ими художественных произведений. Если, слушая сказку, как справедливо замечал В. А. Сухомлинскнй, ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огонь­ков восхищения у него в глазах пренебрежение — это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо прило­жить, чтобы выпрямить детскую душу.

2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИИ И ЧУВСТВ РЕБЕНКА

Как изучить эмоциональную сферу ребенка? Не будем забы­вать, что на первых ступенях жизни он непосредствен, открыт в выражениях своих переживаний. Воспользуемся этим.

На начальных этапах реакции ребенка на внешний мир носят преимущественно двигательный характер, затем начинают проте­кать на фоне переживания удовлетворенности или неудовлетво­ренности, выражаясь через улыбку или беспокойство.

Такие особенности эмоций ребенка, как нерасчлененность, слит­ность, многообразие, подвижность, вызывают определенную труд­ность в изучении эмоциональной сферы. Поэтому ее рекомендуется изучать в деятельности или через деятельность, в ходе исследова­ния познавательных процессов, поведения личности ребенка в целом.

Следует напомнить нормативные показатели уровня развития эмоций ребенка: 6-7 месяцев — тянется к игрушкам, улыбается им, ожив­ленно реагирует на лицо матери; 8-10 месяцев — положительное отношение вызывают дети его же возраста, реагирует на измене­ние лиц близких ему людей (улыбка вызывает радость, гримасы -страх, слезы); 1 -1,2 года — дифференцирование относится к окру­жающим предметам (к одним тянется, другие отвергает), начина­ет понимать нормы через «можно» и «нельзя», радуется, произ­нося слова.

Характерная особенность эмоций детей этого возраста — легкая «заражаемость чувствами» других людей на этой основе — фор­мирование сопереживания. Так, плач сверстника вызывает у ребенка слезы. С полутора лет оценка поведения ребенка взрос­лыми становится источником его переживаний, поэтому он часто пытается заслужить положительную оценку окружающих. В этом возрасте у детей формируется чувство стыда под влиянием пори­цания взрослых.

К 1,5-2 годам у детей формируются симпатии и антипатии к отдельным людям, закрепляются чувства стыда и огорчения при поступках, вызывающих осуждение со стороны окружающих. В этом же возрасте возникают зачатки интеллектуального чувства в виде любознательности, эстетического — в виде стремления по­вторить знакомые мелодии, элементы танца, рассматривать ил­люстрированные книги.

В 2-3 года у ребенка под влиянием коллективных игр и занятий в детском саду начинают формироваться обществен­ные чувства. В этом возрасте радость и нежность вызывает поведение животных. На дальнейшее развитие интеллекту­альных чувств указывает обилие задаваемых ребенком воп­росов «что?», «почему?». Продолжают развиваться эстетиче­ские чувства; можно наблюдать интерес детей к явлениям природы.

В 3,5-4 года чувства к близким и знакомым ребенок перено­сит на персонажи сказок. Дети проявляют к ним активное сочув­ствие, а попавшему в беду стремятся «оказать помощь». В усло­виях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей.

В 4-5 лет получает дальнейшее развитие чувство привязанно­сти к сверстникам. Новым в этом возрасте является чувство юмора, понимание комического. Дети понимают шутки и сами любят шутить. В эти годы формируются и проявляются возмож­ности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций. Однако эмоции детей в целом остаются импульсивными, что в физиологическом плане определяется преобладанием воз­буждения над торможением.

В 5-6 лет дети начинают по-разному реагировать на прибли­жение времени поступления в школу: у некоторых это вызывает чувство тревоги, у некоторых — радости (дети любуются школь­ными принадлежностями, имитируют свои ответы учителю).

Рассмотренные свойства и возрастные особенности эмоций дают возможность говорить о сложности и трудности диагности­ки . Облегчает решение диагностических задач ориентация на оп­ределенные показатели:

1) эмоциональная возбудимость (невозбудимость) личности, о которой судят по тому, какие минимальные возбудители вызыва­ют бурные эмоциональные реакции;

2) неустойчивость (устойчивость) эмоций личности, которая проявляется в быстрой смене настроений, переживаний;

3) тревожность личности, проявляющаяся в сомнениях, бес­покойстве, боязливости;

4) направленность действий, поступков при фрустрациях (на себя, на других, на предметы или ситуации);

5) глубина переживаний.

Для изучения эмоциональной сферы детей используются разные методы (см. Приложение)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector