Подготовка детей школе обучение грамоте

Подготовка детей школе обучение грамоте

Подготовка детей школе обучение грамоте

Автор: Иншакова Оксана Владимировна

Организация: МБДОУ №27 «Капелька»

Населенный пункт: Московская область, г. Балашиха

Пояснительная записка

Современное дошкольное образование предъявляет всё более высокие требования к воспитателю, обучению и развитию, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно передать, а освоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Известный психолог Выготский Л.С. считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность регулировать детское развитие и направлять его по нужному пути.

Работая с детьми дошкольного возраста много лет, замечаешь, что именно у детей в возрасте 4-5 лет появляется интерес к буквам и желание научиться читать. Однако, «Программа воспитания и обучения» в детском саду предусматривает подготовку воспитанников к обучению грамоте в старшей группе в недостаточном количестве, поэтому подготовку к обучению грамоте было решено организовать дополнительно. Этому также способствовали просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей. Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.

Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (от простого к сложному).

Содержание работы по подготовке воспитанников обучению грамоте основано на «Программе воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи детей шестилетнего возраста» Авторы: Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Организация обучения была продумана таким образом, что:

  • обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания,
  • каждый ребенок может участвовать в процессе выполнения заданий.

Данная рабочая программа по обучению грамоте разработана для детей 5-6 лет.

Актуальность

Основное место занимает работа по обучению детей сознательному послоговому чтению, выработке навыков печатания в едином орфографическом режиме, графическому анализу, развитию фонематического слуха, а также профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения (дислексии) и письма (дисграфии) при последующем обучении детей в начальной школе.

Программа по подготовке детей к подготовке обучению грамоте предусматривает развитие у детей внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи) в процессе различных видов деятельности. Данная программа стимулирует развитие любознательности. Она служит развитию неречевых процессов, развитию словарного запаса, практическому усвоению грамматических форм языка.

Программа сочетает в себе принципы обучения грамоте:

  • Применение звукобуквенного принципа, помогает детям быстрее познакомится и научиться различать звуки и буквы русского алфавита. Знакомству с буквой предшествует большая работа со звуком. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научатся протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв их можно конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д.
  • Принцип индивидуальности .Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.
  • Принцип доступности.Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью и обучающей средой, поэтому использование игровых технологий положительно влияет на процесс обучения грамоте.

Нормативно-правовая база программы

Программа составлена в соответствии с:

— Законом «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; — Конвенцией ООН о правах ребенка;

— Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей;

— Декларацией прав ребенка;

— Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;

Рабочая программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Направленность дополнительной образовательной программы

— по тематической направленности – социально — педагогическая

— по функциональному предназначению – учебно — познавательная

— по форме организации – кружковая

— по времени организации – годичная

Новизна программы состоит в том, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра с включением игровых проблемно – практических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых занятий, с опорой на обогащенную предметную среду.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что для дошкольников создается обстановка непринужденности. Детям предоставляется возможность с первых же занятий быть активными, уверенными в себе, т.е. обеспечить им ситуацию успеха. Учебный материал преподносится доступно, дети занимаются с удовольствием, а значит и успешно.

Педагогические технологии, используемые для успешной реализации программы:

— игровые, так как ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;

— информационно-коммуникативные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;

— технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления;

Цель программы:

— формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте, обучение детей элементарным навыкам письма и чтения.

Задачи по подготовке к обучению грамоте:

  1. Обучать звукобуквенному анализу и синтезу слов и предложений;
  2. Познакомить детей с понятиями: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
  3. Делить слова на слоги
  4. Обучать детей сознательному правильному плавному послоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями;
  5. Познакомить с элементарными правилами правописания: употребление заглавной буквы, раздельное написание слов, постановка точки в конце предложения, правописание «ЖИ-ШИ», «ЧА-ЩА», «ЧУ-ЩУ»

Обучение грамоте — это сложный процесс, который включает несколько этапов:

  1. подготовительный этап — подготовка к звуковому анализу слова;
  2. основной этап — формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу слова.

На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов.

Задачи этапа.

  1. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
  2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.
  3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими, звонкими и глухими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.
  4. Введение и усвоение терминов: «звук», «звук гласный», «звук согласный», «буква», «слог» и «слово».
  5. Научить называть слова с заданным звуком.
  6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Основной этап — формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

  1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
  2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
  3. Обучение чтению.
  4. Формирование первоначальных навыков письма.

Развивающие игры-занятия в программе связаны со всеми образовательными областями и видами деятельности.

Режим занятий:

Рабочая программа рассчитана на 1 учебный год с октября по май. Количество часов в неделю – 2 занятия. Продолжительность занятий 25-30 минут. Занятия проводятся в группах не более 15 человек. Во время развивающих игр-занятий, проводятся физ. минутки протяжённостью в 1-3 минуты.

Форма занятий – совместная игровая — познавательная деятельность взрослого и детей.

Приемы и методы

игровые ( использование игр, и игровых персонажей)

— наглядные ( показ способа написания буквы)

— словесные ( объяснение, беседа, использование художественной литературы)

— практические ( выполнение заданий)

Возраст детей – данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте 5-6 лет

Механизм определения результативности программы

— Изучения знания детей о всех буквах русского алфавита и правилами их написания, овладения слоговым и слитным способами чтения;

— Изучение умения грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки

Ожидаемые результаты после реализации программы

— Читают предложения и короткие тексты, понимая смысл прочитанного. Пересказывают прочитанное;

— Пишут печатными буквами слова и предложения, соблюдая элементарные правила правописания;

— Умеют без ошибок списывать с доски

— Умеют писать слова под диктовку;

— Овладевают звуковым анализом слов различной слоговой структуры с целью предупреждения дисграфии на письме;

— Умеют ориентироваться во времени, знают месяцы и времена года;

— Грамматически правильно формируют предложения, четко и правильно высказывают свои мысли;

Формы работы с родителями

  1. Ознакомление родителей с программой, содержанием и её эффективностью
  2. Проведение практикумов «Как научиться правильно писать», «Ручка и карандаш – мои помощники», «Развиваем моторику рук»
  3. Консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей
  4. Разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Звукобуквенный анализ слова», «Как составить рассказ по картинке» и т.п.
  5. Подведение итогов по реализации программы « Пиши-Читай»- открытое занятие

Учебный план

дополнительных образовательных услуг

Подготовка детей школе обучение грамоте

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ

Этот сайт посвящен возрожденным классическим традициям образования.
С глубокой благодарностью к великим педагогам прошлого, оставившим нам это бесценное наследие.

АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

Руководитель проекта

Как перед многими мамами, передо мной когда-то встала проблема школьного обучения своих подросших детишек. Отдавать их в школу было безумно жалко. Я точно знала, что им там будет плохо, хотя и не могла тогда ясно сформулировать, почему…

ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Разработчик филологического блока

Бывают ли в жизни чудеса.

В самом начале 2008 года мне позвонили из Екатеринбурга. За полторы тысячи километров от Москвы состоятельная многодетная мама, озадаченная образованием своих детишек, нашла мои публикации, посвящённые К. Д. Ушинскому, его учебным книгам, и обратилась ко мне за советами. Это был подарок свыше!

КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ

Разработчик математического блока, канд. физико-математич. наук, доцент

Более 140 опубликованных работ — научно-математических, научно-методических, историко-педагогических, в том числе учебник по теории вероятностей (изд. 2004 г. и 2012 г.) и монография «Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы» (2013 г.).

НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА

Разработчик математического блока,
тренер-методист

Я работаю в Русской классической школе учителем математики и методистом уже более восьми лет. В эту школу я попала чудом, иначе не скажешь. Вспоминаю своё собеседование с учредителем школы — Татьяной Анатольевной.

БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ

Разработчик программ по истории

По образованию я юрист. Окончил Свердловский юридический институт по специальности «правоведение». После получения диплома работал в Институте философии и права УрО РАН. Потом судьба привела меня в школу, и я стал учителем истории.

МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Преподаватель начальной школы,

тренер-методист

Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.

Начинала преподавать по программе традиционного обучения (математика М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова; русский язык Т. Г. Рамзаевой, чтение М. И. Горецкого). Немного поработала и по программе «Школа 2100».

ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

Преподаватель филологии,
тренер-методист

Выбрать профессию учителя — это взять на себя огромную ответственность за юные души твоих учеников, а учитель-словесник вдвойне в ответе за то, какими людьми станут его ученики, с каким отношением к жизни, к людям, к Родине они выйдут из школы.

КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА

Педагог дошкольного и начального образования,
тренер-методист

Я начала работать по этой программе десять лет назад. За спиной у меня к этому времени был многолетний опыт работы в общеобразовательной школе. И я думаю, что именно он помешал мне сразу принять и оценить новую программу.

КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Преподаватель

церковнославянского языка

По образованию я тренер-преподаватель. До работы в Русской классической школе был детским тренером по карате. Многого достиг как сам, будучи спортсменом, так и на тренерском поприще, и считал, что спорт — это призвание на всю мою жизнь…

ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

Преподаватель филологии

По специальности я учитель английского и немецкого языков. В Русской классической школе работаю с 2011 года. Моё знакомство с РКШ началось с расписания уроков, которое я случайно увидела, будучи в гостях.

ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА

Секретарь
Русской классической школы

Русская Классическая Школа стала частью моей жизни очень стремительно, буквально в течение одного дня.

Август 2012 года. Я уже полгода работаю секретарём в школе — приказы, документы, справки. А школа не обычная, средняя, а Русская классическая.

С чего начать обучение грамоте дошкольников и какие задания наиболее эффективны?

Чтобы ребенок рос гармоничной личностью, хорошо владел речью и умел составлять на родном языке распространенные и правильные конструкции, следует включить в программу подготовки к школе грамматику для старших дошкольников. Занятия лучше всего проводить в игровой форме, чтобы ребенок веселился и одновременно получал полезные для себя навыки.

Определение термина

Грамматика – это часть науки о родном языке, знакомясь с которой, малыш учится правильно писать и говорить, строить предложения без ошибок. Подобные занятия формируют интеллект, развивают воображение и память, способствуют тому, что речь ребенка становится образной, выразительной и, самое главное, более грамотной.

Кроме того, упражнения помогают сформировать у детей следующие категории умений и навыков:

  • развитие «языкового чутья» — умения интуитивно понимать и использовать нормы русского языка;
  • фонетический слух – на слух определять, есть ли в определенном слове конкретный звук;
  • обогащение активного и пассивного лексикона;
  • развитие и улучшение связной речи;
  • умение согласовывать слова при построении фразы;
  • способность делить слова на слоги.

Также регулярные занятия помогут в игровой форме улучшить логическое мышление малышей, их умение находить выход из нестандартной ситуации, внимание и память.

Лучший возраст

Заниматься грамотой с дошкольниками специалисты советуют с 5 лет. Конечно, и в более раннем возрасте можно выполнять несколько несложных упражнений, который станут своеобразной подготовительной ступенью, но серьезные и целенаправленные тренировки, обучение основам чтения и письма должны начаться именно в старшем дошкольном возрасте – в это время дети особенно восприимчивы к этой информации.

В 5-6 лет можно учить детей читать и писать, для этого следует использовать разнообразные задания и сюжетно-ролевые игры, позволяющие превратить процесс получения новых знаний в увлекательное времяпрепровождение.

Обучение грамоте дошкольников обязательно должно быть для них интересно, нельзя заставлять ребенка корпеть над прописями «из-под палки», иначе на всю жизнь у него сформируется резко негативное отношение к изучению нового.

Правила проведения урока

Каким бы ни было занятие по грамматике, будь то знакомство с фонематическим составом слова, работа с буквами и звуками, обучение письму, родителям важно использовать игровую форму. Иногда веселье и интерес становятся даже более важными, чем теоретический аспект. Необходимо так выстраивать домашний «урок», чтобы ребенок обязательно совершал свое собственное маленькое открытие. У него появится уверенность в себе, гордость, желание учиться дальше, а это зачастую гораздо важнее, чем бездумно вызубренный алфавит.

Для достижения этой цели можно использовать различные игровые технологии.

  • Путешествие. Родитель заранее придумывает, в какую волшебную страну будет совершено путешествие, какие остановки предстоит совершить. Например, если необходимо научить ребенка правильно образовывать сравнительную степень в устной речи, то остановки могут быть фруктово-овощными (сравним: арбуз большой, а яблоко – меньше).
  • Загадки. Обыгрывается такой сюжет – чтобы получить что-то от сказочного героя, нам надо ему помочь решить несколько загадок по теме. Например, провести звуковой анализ несложного слова.
  • Работа с иллюстрацией. Составление связного рассказа, дорисовка, ответ на вопросы по картинке.
  • Работа с предметами. Детям проще воспринимать информацию, если они видят, о чем ведется речь. Поэтому, изучая с ними прилагательные, следует обязательно использовать некий предмет (это может быть мяч), которому нужно будет придумать характеристики.

Не обязательно каждое занятие по изучению грамоты для детей дошкольного возраста превращать в своеобразный карнавал с музыкой и костюмами. Но все уроки должны проводиться на позитивной волне и быть малышу в радость.

Советы Л.Е. Журовой

Программа обучения дошкольников грамоте подробно рассмотрена в работе Л. Е. Журовой «Обучение грамоте в детском саду». Предлагается выполнение большого количества заданий, доступных для старшей и подготовительной групп. Определенные упражнения могут использоваться и родителями в домашних условиях.

Приведем примеры таких «универсальных» упражнений для 5-6 лет.

  • Чтение веселых и простых стихотворений с установкой на поиск конкретного звука. Сначала родитель коротко описывает суть задания, говорит, что будет читать ребенку текст, его задача – внимательно послушать и хлопнуть в ладоши один раз, услышав указанный звук. Несложное веселое упражнение помогает улучшить фонематический слух.
  • Работа с карточками, на которых изображены слова, начинающиеся с конкретного звука (например, [п] — петух, пила, печка), имеющие этот звук в составе (например, тот же [п]: репка, лапа, липа) и не имеющие звука [п] в названии. Задача детей – рассортировать карточки, устно проведя фонематический анализ.
  • Работа с указкой – взрослый показывает слово, написанное крупными буквами на доске или ватмане, задача ребенка – называть те звуки, на которые указывает родитель.
  • Использование визуализации. Не стоит учить ребенка звукам в отрыве от слов, поэтому те слова, которые будут делиться на звуки, должны обязательно присутствовать в форме карточки. Так, если работа ведется с простым словом «дом», то у малыша перед глазами должна быть картинка дома.

Когда ребенок растерялся, столкнулся с трудностью, ему можно и нужно помогать, подтолкнуть к правильному решению или даже подсказать ответ. Нервничать, срываться на малыше, обзывать его бестолковым нельзя, поскольку он старался.

  • Игра со звуками. Когда ребенок выучил конкретное слово, например «дом», и может перечислить встречающиеся в нем звуки ([д], [о], [м]), необходимо усложнить задачу. Для этого потребуются карточки с буквами – родитель расставляет их неправильно, давая малышу задание восстановить правильный порядок.
  • Уже в 5-6 лет следует разобрать с детьми, что такое гласный и согласный звук. Журова рекомендует обозначать их фишками разного цвета.

Подготовка к школе должна проводиться регулярно, но не занимать длительное время – ребенок не должен уставать. Эмоции допустимы только положительные, поэтому если какое-то задание никак не получается, лучше его отложить на пару месяцев и переключиться на работу с другим материалом. Каждый ребенок индивидуален, скорость восприятия информации у всех разная. Но с терпеливыми и заботливыми родителями малыш непременно добьется успеха в грамматике.

Рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Автор: Войнова Юлия Валентиновна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 42 СТАНИЦЫ НОВОПОКРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН

На педагогическом совете

Воспитатель МБДОУ № 42

Войнова Юлия Валентиновна

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхожде­ние в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адап­тации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности — они не умеют задавать вопросы, сравнивать предме­ты, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Развитие речи ребенка — эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “Обучение грамо­те” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс которой входит способность воспринимать информацию, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить её.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности использовать её.

Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе.

По утверждению А.Н.Корнева, Р.С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте формируется устойчивый познавательный интерес. Данный возраст является сенситивным периодом проявления интереса к чтению, по мнению М. Монтессори.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ:

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

· «Типовое положение о дошкольн6ом образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666.

· «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.3049-13 (от29 мая 2013 года №28564)

· «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. №2562 « Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Данная рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций: М. Д. Маханева, Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева «Обучение грамоте детей 5 -7 лет»

Обучение грамоте предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко — и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.

Принцип доступности. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью и обучающей средой, поэтому использование игровых технологий положительно влияет на процесс обучения грамоте.

Целью Программы является комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. (ФГОС)

  • Развивать желание читать;
  • Развивать потребность в грамотности;
  • Развивать фонематический слух и умение печатать буквы.
  • Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
  • Прививать любовь к книге;
  • Обогащать словарный запас и развивать речь;
  • Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями.
  • Воспитывать любовь и уважение к книге;
  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.

Условия реализации программы

Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Для снятия напряжения применяются физкультминутки и малоподвижные игры.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия осуществляются 1 раз в неделю 25-30 минут. Общее годовое количество часов – 36.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ

Отличительными особенностями рабочей программы от программы М. Д. Маханева, Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева «Обучение грамоте детей 5 -7 лет» является изменение количества учебных недель, изменение часов на изучение тем, расширение содержания учебного материала. Это обосновано необходимостью для успешной реализации задач по подготовке детей к школьному обучению.

Организация процесса обучения

Основная форма организации работы с детьми — фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

Занятия проводятся с сентября по май месяц учебного года.

В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.

Продолжительность одного занятия 30 минут. В середине занятия проводится физкультурная пауза

Занятия основываются на литературном материале: загадки, стихи, сказки. В каждом занятии предлагаются задания по подготовке руки к письму. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слов.

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Главная причина актуальности этой проблемы – возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка. Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове. Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.

Новизна программы состоит в том, что занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Программа органически соединяет традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике дошкольного обучения.

Программа имеет социально – педагогическую направленность, при еѐ выполнении ребенок получает определенные знания, умения, навыки, а также учится адаптироваться в социальной среде.

Характеристика речевого развития детей 6-7 лет.

Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К 7 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500-4000.Активно используются синонимы и антонимы, Начинают применяться слова и выражения с переносным значением. Дети овладевают новыми понятиями.

Обогащение словаря происходит за счет точного названия качества предметов (материал, форма, цвет, размер)

Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях для обозначения одного и того же предмета.

Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных, новые слова с помощью суффиксов, правильно употреблять глаголы.

Используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

В развитии связанной речи происходит существенные изменения.

Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.

Дети совершенствуют свои умения в составлении описательных рассказов о предметах, по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Но одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности.

· Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка;

· Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения;

· Уметь различать понятия «звук», и «буква» (различать гласные-согласные звуки, твёрдые- мягкие звуки);

· Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске

· Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);

· Определять место звука в слове;

· Давать характеристику звуку (гласный — согласный, твёрдый мягкий), доказывая свой ответ грамотным научным языком

  • Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;

· Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;

· Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;

· Понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение из 3- 4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку, определять интонационно предложение и завершать его . ! ? знаками

· Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма

· Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей

· Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их

· Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов

· Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении

· Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными

Методическое обеспечение программы выстроено с опорой на следующие источники:

М. Д. Маханева , Н.А. Гоголева. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2010.

Н. А. Гоголева «Я учу звуки и буквы» рабочая тетрадь М.: Творческий центр СФЕРА, 2010

Л. Е. Журова «Азбука для дошкольников» рабочая тетрадь М.: Издательский центр Вентана — Граф 2011

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close