Анализ заболеваемости детей группе - Оappendicite

Анализ заболеваемости детей группе

Анализ заболеваемости детей группе

Анализ заболеваемости детей группе

В течение учебного года физкультурно – оздоровительная работа с детьми велась в трудных условиях в связи с тем, что в ДОУ так и не отремонтирован музыкально-спортивный зал. Зарядка и физкультурные занятия проводятся в группах и на игровых площадках. Медико – педагогический контроль за проведением физкультурных занятий осуществляется регулярно.

Старшей медицинской сестрой была разработана сезонная система закаливающих мероприятий в условиях дошкольного заведения, в основном использовались традиционные методы закаливания. Воспитателями ежемесячно велась схема закаливания по группам.

Случаи травматизма на предприятии – отсутствует. Среди воспитанников травм нет.

Результаты повышение квалификации аттестация.

В 2014/2015 году в ДОУ никто из воспитателей не подлежал аттестации

2.Анализ методической работы.

Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса Содержание образовательного процесса в общеобразовательных группах выстроено в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Методическая работа в 2014-2015г. проводилась в соответствии с основной целью – создание организационно-методических условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов, посредством наработки планирующей и регламентирующей документации лежащей в основе осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Задачи, которые решали в ходе деятельности:

1.совершенствование методической работы в ДОУ, направленной на профессиональный рост педагогов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

2.приобщение детей к культурным ценностям, благочестию и традициям;

3.объединение усилий родителей и педагогов в нравственном воспитании детей.

Одной из самых эффективных форм работы в ДОУ был и остается педсовет. Для решения задач годового плана были намечены и проведены 4 педагогических совета:

Анализ методической работы.

В 2014- 2015 учебном году педагогическим коллективом была запланировано пять педсоветов: ( перечислить все педсоветы)

Один проблемный семинар на тему: «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры».

Два семинара – практикума по теме:

1. «Психолого – педагогические основы общения воспитателя с детьми».

2. «Стиль семейного воспитания и его развитие на личность ребенка»

Один мастер – класс по теме « Роль продуктивной деятельности в развитии творческой личности дошкольника».

Запланировано и проведено четыре консультации по теме : 1.Планирование учебно –воспитательной работы по Базовому компоненту дошкольного воспитания.

2.Развитие личности детей дошкольного возраста.

3.Речевая деятельность детей. Языковая и речевая компетентность.

4. «Развивающая экологическая среда в ДОУ как метод воспитания»

Также были запланировано и проведены открытые занятия из опыта работы воспитателей по углубленным темам.

1.Занятие по развитию речи. Использование мнемотехники и дидактических игр в развитии речевого творчества. – воспитатель группы «Солнышко» — Аблямитова А.И.

2. Физкультурное развлечение ( на выбор воспитателя) – Хуторная В.В.

Наиболее интересны: мастер – класс — «Роль продуктивной деятельности в развитии творческой личности дошкольника» — провели совместно пратический психолог ДУЗ Пугач Р.М. и воспитатель Хуторная В.В.

Практическим психологом ДУЗ – Пугач Р.М.- была проведена деловая игра с сотрудниками ДУЗ « Конфликты и пути ее приодоления»

В течении всего ученого года была продолжена работа творческой группы по проблеме: «Внедрение региогальной программы «Крымский веночек» » . Работу считать удовлетворительной , так как она была несистемной и непоследовательной и носила хоатичный характер, этот было обусловлено загруженностью пед..коллектива.

Планирование учебно – воспитательной работы по програмне Базового компонента осуществлялось в полном объеме. Разработали план мероприятий по внедрению новой программы. Расширили детскую деятельность в соответствии индивидуальных интересов и потребностей детей.

В течении года педколектив принимал активное участие в конкурсах и выставках в ДУЗ и вне ДУЗа ( УВК школа – гимназия, муз. школа)

Также были запланировано и проведены открытые занятия из опыта работы воспитателей по углубленным темам.

1.Использование нетрадиционных технологий по ИЗО для развития духовно – богатой личности ребенка.

Воспитатель – Волкова Н.Ю. провела мастер – класс с пед.коллективом.

Развитие познавательных процессов с элементами сказкотерапии.

Психолог ДУЗ – Пугач Р.М. – группа «Зернышко».

«Взаємозв’язок ігрової діяльності і комунікативного спілкування на етапі дошкільного дитинства»- воспитатель – Хуторная В.В. – группа «Зернышко»

Наиболее интересны: мастер – класс — «Общение с природой по средствам искуства» -воспитатель Волкова Н Ю.

Тренинг «Личностный и профессиональный рост педагогов» психологом ДУЗ – Пугач Р.М.- был проведен с сотрудниками ДУЗ.

В течении всего ученого года была продолжена работа творческой группы по проблеме: «Предметно – развивающая середа и ее возможности» . Работу считать удовлетворительной , однако она была несистемной и непоследовательной и носила хоатичный характер, этот было обусловлено загруженностью пед.коллектива.

Реализация Базового компонента.

Планирование учебно – воспитательной работы по новой программе Базового компонента осуществлялось поетапно. Разработали план мероприятий по внедрению новой программы . Расширили детскую деятельность в соответствии индивидуальных интересов и потребностей детей. В течение года педколектив принимал активное участие в конкурсах и выставках В ДУЗ и вне ДУЗа ( УВК школа – гимназия, муз. школа) – (св.Николай, «Здравствуй ,зимушка –зима»).

По подготовке групп к началу ученого года – все воспитатели.

1.На лучший уголок по народоведения.

2.По развивающей среде.

3.В конкурсе по ИЗО нетрадиционные методы,

4.На лучшую театральную студию.

5.Хуторная В.В. « Пустыня».

Передовой опыт (изучение и внедрение).

В этом учебном году педагогический колектив продолжаем внедрять опыт работы практического психолога по сказкотерапии – в методической работе педагога и музыкального руководителя . Использовались элементы сказкотерапии в игровой, учебной и трудовой деятельности (как на занятиях так и вне занятий).

В учебном году было запланированно и проведено ряд контролей, а именно: фронтальный на определения уровня пед..мастерства педагогов и состояние учебно – воспитательного процесса, два выборочных контроля. 1 комплексный контроль, 1 предупредительный, три тематических контроля. В ходе проверки первого тематического контроля :

Тема: «Изучить состояние работы по ознакомлению детей с природой (экологическое воспитание)» наблюдение за педагогами показало, что они используют разнообразные формы организации активности детей (проводят игры, занятия, подвижные игры и физкультминутки с соответствующей тематикой, развлечения и праздники, а так же индивидуальные занятия с детьми. Проверка групповой документации также подтвердила использование разнообразных форм работы по экологическому воспитанию. Педагоги обладают компетентностью в организации предметно-развивающей среды по данной тематике: уголок природы, календарь погоды, оформление стен. Большое количество растений и их расположение в группе позволяют организовать уход за ними. Имеется достаточное количество материала для проведения непосредственно образовательной деятельности. Однако необходимо его разнообразить.

Педагоги в работе с родителями по экологическому воспитанию используют разнообразные формы:

привлечение к участию в семейных праздниках, совместных занятиях.

Наглядная информация для родителей в группе представлена.

Выводы и рекомендации: Контроль показал, что работа по экологическому воспитанию в детском саду в целом ведется удовлетворительно. Педагоги соблюдают требования программы воспитания и обучения детей в детском саду по данному разделу. Они планируют работу по экологическому воспитанию, используют разнообразные формы организации работы, грамотно строят образовательное пространство, привлекают к работе в данном направлении родителей. Однако, необходимо пополнить и разнообразить дидактические игры в группе.

В ходе второго тематического контроля по теме: «Изучить эффективность физкультурно – оздоровительной работы во всех группах» . По результатам проверки установлено следующее : развитие двигательной активности детей в детском саду выполняется в соответствии с задачей годового плана для каждой возрастной группы.

По третьому тематическому контролю тема «Изучить состояние учебно – воспитательной работы по развитию речи». В ходе проверки виявлено, что во всех возрастных группах имеется в наличии необходимая документація: планы учебно – воспитательной работы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей, разработаны перспективне планы и календарные. В этих планах отражены занятия, индивидуальная работа, дидактические и словесне игры

«Развития двигательной активности дошкольников в режиме дня» было виявлено, что в работе педагогов не отводится должное место физическому воспитанию. По результатам проверки установлено следующее : развитие двигательной активности детей в детском саду выполняется в соответствии с задачей годового плана для каждой возрастной группы. Позитивное проявыление двигательной активности отслеживалось в подвижных играх , спортивных играх и на музыкальных занятиях. Для организации работы по развитию двигательной активности детей в течении всего пребывания в ДУЗ имеются спортивные уголки, информационный блок для родителей по закаливанию, профилактике простудных заболеваний, правильное питание , правильная осанка и прочее; атрибуты , спортивный инвентарь для проведения подвижных игр, спортивных игр, сюжетно ролевых игр ; оборудование для проведение закаливающих процедур, гимнастики пробуждения, пеших переходов. Было выявлено, что воспитатели в полной мере не владеют методикой проведения физкультурных занятий, не используют нетрадиционные формы проведения занятий.

Таким образом, в связи с не полноценной подготовкой воспитателей по физическому воспитанию в следующем учебном году в ДУЗ реализовать его как основную годовую задачу.

С целью решения поставленных задач в течении года проводилась систематическая планомерная работа: постоянное наблюдение за состоянием здоровья детей, выполнением санитарно – гигиенических норм проведения занятий, режимных моментов, прогулок, а так же работа с родителями, направленная на повышение качества и уровня их знаний по воспитанию навыков культурно – гигиенического характера и формированию представлений об охране жизнедеятельности.

Для решения первостепенной задачи в ДУЗ проводится систематическая планомерная работа, тематический контроль за развитием двигательной активности в течении всего пребывания детей в ДУЗ. Для успешного решения этих задач мы использовали различные средства физического воспитания в комплексе: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания, зарядка пробуждения ) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, досуги, спортивные занятия). Большое внимание уделяется профилактике плоскостопия: с детьми проводятся специальные упражнения, используется такое физическое оборудование, как массажные коврики, дорожки здоровья, шипованные коврики.

По первой задаче был проведен круглый стол « Здоровье – гармония физического, психологического, духовного « Я » — человека», и проведен тематический контроль.

Анализ групп здоровья детей показал, что с 1 группой здоровья 15% , со 2 группой здоровья 75%, с 3 группой здоровья 10% детей.

Анализ работы педагогического коллектива ДУЗ по второй задаче выявил , что в процессе регулярного систематического наблюдения, проводились индивидуальные и фронтальные занятия, использовались разнообразные методы и способы расширения и углубления знаний об окружающем; усвоение нравственных норм осуществлялось через развитие связной, диалогической, монологической речи. В целом уровень духовного развития детей стабилен. По этой задаче был проведен педсовет, проблемный семинар, тематический .контроль, открытый просмотр занятия психолога.

По третей задачи в ДУЗ внедрялось несколько авторских программ по различным вопросам дошкольного образования. Воспитателем Волковой Н.Ю. «Нетрадиционные методы по ИЗО для развития сенсорного, эстетического воспитания дошкольников ».

Воспитатель Хуторная В.В. работает по направлению « Взаємозв’язок ігрової діяльності і комунікативного спілкування на етапі дошкільного дитинства» опираясь на программу К.Л.Крутий , и методики обучения украинского языка — Гавриш Н.В.

В ДУЗ в течение 2012-2013 гг. проведены педсоветы по темам:

О задачах деятельности педагогического коллектива.

Духовность – главная составляющая гармоничного развития личности.

Здоровье – гармония физического, психического, духовного «Я» — человека.

Итоги работы педагогического коллектива.

Анализ научно – методического обеспечения.

Для обеспечения учебно – воспитательного процесса и реализации годовых задач администрация приобрела: развивающие игры, настольные игры, пособия для занятий, методическую литературу. Осуществила подписку журналов: «Дошкільне виховання», «Дошкільний навчальний заклад», «Дошкольный психолог».

Подготовили и обновили пособия с учетом образовательных линий Базового компонента и по всем видам театральной деятельности.

В течении года пополнялась база ДУЗ пособиями и дидактическим материалом для организации сюжетно –ролевых игр, спортивных игр, по сказкотерапии.

МКДОУ детский сад № 8 «Паровозик»

Анализ состояния здоровья и физического развития у детей за 2012-2013 учебный год.

В ДОУ в течение 2012-2013 года поступило в группы раннего возраста и первые младшие 44 ребенка. Из них 25% — дети с выявленной диагностированной патологией до поступления в ДОУ

Новые воспитанники начинают поступать в детский сад в летний период, когда меньше распространены простудные и инфекционные заболевания. Педагоги создают все необходимые условия для успешного прохождения каждым ребенком периода адаптации: создают благоприятную, доброжелательную атмосферу, основанную на личностно-ориентированном подходе. В следствие чего, отметим, что у большинства детей адаптация проходила в средний степени тяжести. -30 детей, 14 детей — с легкой степенью адаптации, с тяжелой — не одного.

Основная задача взрослых — сохранить и улучшить здоровье. В дошкольном возрасте работа по сохранению здоровья осуществляется совместно с родителями и воспитателями. Она включает в себя профилактику заболеваемости, травматизма, закаливания детей, соблюдение правил Сан Пина. В начале 2012-2013 учебного года медсестрой и врачом воспитанники были распределены по группам здоровья:

Распределение воспитанников ДОУ по группам здоровья:

Сравнение групп здоровья по годам показывает, что количество здоровых детей увеличилось.

В 2010 году было выявлено 7 часто болеющих детей, в 2011году — 5 часто болеющих детей, а в 2012 — 8 , в связи с тем, что в 2011 году 3 человека были вновь поставлены на учет, как часто болеющие дети.

В течение года ежемесячно проводится анализ заболеваемости и посещаемости по всем группам и общей по детскому саду.

Количество случаев заболеваемости в 2010 году-142, в 2011 году -161, в 2012 году -197 случаев, в связи с открытием новой группы раннего возраста и увеличения количества детей.

Случаи травматизма отсутствуют.

Сравнительный анализ пропусков по болезни одним ребенком выявил, что уровень состояния здоровья стабильно оптимальный, что говорит об удовлетворительной работе коллектива по сохранению здоровья детей. Небольшое увеличение количество пропусков в связи с тем, что увеличилось количество детей.

средне списочный состав

пропуск по болезни одним ребенком

Проводилась оценка физического развития детей. На основе антропометрических данных было сделано заключение о состоянии физического развития. В среднем за учебный год дети выросли на 3-4 см и прибавили в весе на 2,5-3,0 кг.

С целью решения годовой задачи в течении года в ДОУ велась физкультурно-оздоровительная работа: проводились закаливание, утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика, физкультурные занятия, На физкультурных занятиях подсчитывалась моторная плотность. В начале года моторная плотность составила 72-75%, в конце учебного года – 80-87%. Физиологическая нагрузка до 140-150 ударов в минуту.

Так же использовались физкультминутки во время занятий, организовывалась двигательная активность детей на свежем воздухе, но мало проводилось физкультурных развлечений, в связи с отсутствием специалиста по физической культуре.

Проводилась индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в здоровье: уменьшается физическая нагрузка, корректируются двигательные упражнения, дозируется двигательная активность в течение дня. Дети с аллергопатологией находятся под постоянным наблюдением. Для них из рациона питания исключаются или заменяются продукты противопоказанные им.

Для понижения случаев заболевания сезонно проводилась профилактика гриппа и простудных заболеваний: вакцинация детей против гриппа, оксалиновая мазь, лук, чеснок, аромотерапия, кварцевание групп.

В целях санитарно просветительской работы методической службой и старшей медсестрой для педагогов ДОУ были проведены консультации, помогающие закрепить знания педагогов об особенностях физического и психического развития детей, профилактике простудных заболеваний, оказание первой необходимой медицинской помощи. Воспитатели были ознакомлены с новыми формами работы по физической культуре, инновационными разработками и технологиями способствующими укрепить и сохранить здоровье воспитанников.

Необходимой частью по сохранению и укреплению здоровья детей является работа с родителями. В течение года проводились различные консультации, родительские собрания, комитеты, где вопросы о здоровье детей были приоритетными. В группах ежемесячно обновлялись материалы в уголках здоровья. Проводимая работа положительно отразилась на заинтересованности и активности родителей в организации совместных мероприятий, проводимых в ДОУ.

Вывод: Педагогами и медицинской службой ДОУ ведется дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников, который предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни. Медицинской службой ДОУ планируется усиление профилактической работы среди родителей воспитанников и педагогического коллектива

Исходя из анализа состояния здоровья детей, намечены задача на следующий учебный год:

— продолжать работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима детей.

АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ БОЛЕЗНЯМИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Лазарева Л.А. 1 , Гордеева Е.В. 2

1 кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 2 старшая медицинская сестра гастроэнтерологического отделения ГБУЗ СО «Самарская городская детская клиническая больница № 1 им. Н.Н.Ивановой»

АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ БОЛЕЗНЯМИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Аннотация

В России состояние здоровья детей и подростков характеризуется тенденцией к росту заболеваемости по ряду нозологических форм, значительной распространенностью хронических заболеваний, снижением качества здоровья детей. Заболевания органов пищеварения у детей занимают ведущее место в структуре соматической патологии детского возраста. На основании статистических отчетов Самарской городской детской клинической больницы №1 им. Н.Н.Ивановой анализируется заболеваемость детей и подростков с патологией пищеварительной системы. Установлено, что в структуре заболеваний у детей ведущее место принадлежит функциональным расстройствам, у подростков – гастродуоденальной патологии. Выявлены гендерные различия, сезонность, определены факторы снижения заболеваемости.

Ключевые слова: заболеваемость, дети, подростки, органы пищеварения.

Lazareva L.A. 1 , Gordeeva E.V. 2

1 MD, assistant Professor of Department of nursing Samara state medical University, Samara, 2 head nurse, gastroenterology Department Samara city children clinical hospital №1 named after N.N.Ivanova

ANALYSIS OF DIGESTIVE APPARATUS DISEASE INCIDENCE AMONG CHILDREN AND ADOLESCENTS

Abstract

In Russia, the state of health among children and adolescents is characterized by a tendency to increase as far as some chronic diseases are concerned, as well as by the deterioration in the quality of children’s health. Diseases of the digestive system take a leading place in the structure of somatic pathologies among childhood. On the basis of statistical reports of the Samara City Children’s Hospital №1 named after N.N.Ivanova, we analyzed the incidence of diseases among children and adolescents who suffer from disorders of the digestive system. It was found that the leading place in the structure of diseases among children belongs to functional disorders, among adolescents – to gastroduodenal pathologies. We discuss certain gender differences, seasonality, identify the factors that reduce the incidence of diseases.

Keywords: morbidity, children, adolescents, the digestive system.

Важным показателем, характеризующим благополучие общества и государства, как в краткосрочной перспективе, так и в прогнозе на будущее, является состояние здоровья детей и подростков. В настоящее время все чаще публикуются данные об ухудшении здоровья подрастающего поколения.

Патология органов желудочно-кишечного тракта у детей – одна из составляющих серьезной проблемы здоровья подрастающего поколения России [1]. Приоритетными факторами риска болезней органов пищеварения в современных условиях определены наследственная отягощенность, алиментарный риск, риск стрессовых и конфликтных ситуаций в семье и в образовательном учреждении, курение и раннее употребление алкоголя среди детей и подростков, а также экологический риск. Частота заболеваний органов пищеварения за последние годы возросла с 8000 до 12 000 на 100 000 детского населения [3].

Целью работы явился анализ динамики основных показателей заболеваемости органов пищеварения у детей и подростков.

Исследование проводилось на базе гастроэнтерологического отделения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская детская клиническая больница № 1 им. Н.Н.Ивановой» (ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой»), в котором проходят лечение пациенты в возрасте от 3 месяцев до 18 лет. Материалами для изучения заболеваемости детей и подростков болезнями органов пищеварения послужили отчеты медицинской организации за 2014-2015 гг.: форма №14 «Сведения о деятельности стационара», форма №30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении».

Анализ гендерного состава показал, что девочки составили 53,7%, мальчики – 46,3%. Обращаемость в медицинскую организацию девочек в 1,1 раза превосходила обращаемость мальчиков. В возрастной структуре госпитализированных больных отмечалось наличие детей до 3 лет, в процентном отношении их количество составило 13,2 % от общего числа больных. От 4 до 10 лет среди, направленных на лечение в ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой», детей было 38,5%, подростков в возрастной группе от 11 до 18 лет наблюдалось 48,3%. Это подтверждает тот факт, что в возрастном аспекте формирование гастроэнтерологической патологии происходит в основном в 5-6 лет и в 9-12 лет в период наиболее интенсивных морфофункциональных изменений в детском организме. Ранний дебют многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, которые до недавнего времени являлись прерогативой взрослого населения, определяют и особенности их клинической картины, значительно отличающейся от таковой у детей более старшего возраста и взрослых пациентов. На смену манифестной картине заболеваний все чаще приходит их атипичное течение, что приводит к ошибкам в диагностике, несвоевременному выявлению патологии и назначению патогенетической терапии, а следовательно, к неизбежной хронизации процесса и раннему формированию осложнений [4].

В возрастной структуре до 3 лет преобладали мальчики (12,7%) над девочками (10,0%). В возрасте 4-10 лет болезни органов пищеварения встречались с одинаковой частотой среди представителей обоего пола (мальчики 34,5%, девочки 34,7%). В возрастной категории 11-18 лет удельный вес девушек превалировал (55,3%) над юношами (52,8%).

В гастроэнтерологическом отделении медицинскую помощь получают не только пациенты, поступившие из городских округов и сельских районов Самарской области (70,2%), но и приезжие дети и подростки из других регионов Приволжского федерального округа и стран ближнего зарубежья (29,8%), из них пациенты из Республики Казахстан составили 5,1%. Данный факт мы объясняем тем, что отделение в ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им.Н.Н.Ивановой» функционирует с 1988 года и на базе отделения создан гастроэнтерологический центр. За этот период накоплен значительный опыт стационарного лечения болезней органов пищеварения с использованием принципов лечебного питания, медикаментозной терапии с учетом современных международных требований и стандартов лечения, широких возможностей физиотерапевтического лечения.

В структуре заболеваний органов пищеварения ведущее место занимали эрозивный гастрит – 34,5%. На втором месте по частоте госпитализаций были пациенты с дуоденитами и гастродуоденитами (26,3%). В Российской Федерации по распространенности болезней желудочно-кишечного тракта на первом месте также находятся гастриты и дуодениты. За ними с отрывом в 1,4 раза следовали больные, обратившиеся по поводу запоров (18,4%). Причиной госпитализации каждого восьмого ребенка была болезнь Крона (12,1%). Удельный вес пациентов с язвенной болезнью желудка и 12-ти перстной кишки составил 7,6%. 1,1% больных, поступивших в ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой», страдали неинфекционным колитом (рис. 1).

Рис. 1 – Структура заболеваний органов пищеварения по данным обращаемости в ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой» (в %)

Нами проанализирована заболеваемость болезнями органов пищеварения в возрастном аспекте. В составе поводов для оказания медицинской помощи детям лидировали запоры (30,1%). Более четверти времени работы ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой» тратилось на лечение эрозивного гастрита (26,4%). Третье и четвертое места в структуре поделили болезнь Крона (19,7%) и дуоденитами с гастродуоденитами (19,5%). Доля случаев лечения у детей язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки превышала 3,0%. 1,3% детей лечились в медицинской организации от неинфекционного колита. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области частота заболеваний органов пищеварения в 2005 году составляла 9595,9 на 100 тыс. детей, то в 2014 году она составила 9711,9 на 100 тыс. детей.

Официальные статистические данные свидетельствуют о том, что заболеваемость детей в возрасте 15-17 лет по классу болезни органов пищеварения возросла с 5943,5 на 100 тыс. детей в 2005 году до 8064,4 на 100 тыс. детей в 2014 году [3]. Среди подростков, госпитализированных в ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой», превалировали страдающие эрозивными гастритами (41,2%). Каждый третий пациент поступал с дуоденитами и гастродуоденитами (31,8%). Каждый девятый подросток проходит курс лечения по поводу язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки (11,2%), в 1,3 раза ниже удельный вес пациентов с запорами (8,6%). У подростков 6,2% случаев приходилось на долю болезни Крона, 1,0% – на неинфекционный колит. Таким образом, структура заболеваемости подростков отличалась от детей.

Сезонная нагрузка по объему, обратившихся в гастроэнтерологическое отделение, за 2014-2015 годы не имела существенных различий. Суммируя долю обратившихся за медицинской помощью детей и подростков по месяцам одного года, можно отметить, что в зимний период поступало 25,5% всех пациентов, осенью – 33,4%, весной – 29,7%, летом – 11,4% от общего числа поступлений за год. Уменьшение количества пациентов в летний период связано с массовым отъездом детей и подростков в оздоровительные лагеря, санаторно-курортные организации, на летний отдых.

За период исследований увеличилась заболеваемость эрозивным гастритом с 31,1% до 37,2%, в 2 раза возросла обращаемость детей по поводу запоров (с 12,2% до 25,3%). В то же время отмечалось снижение обращаемости на стационарное лечение пациентов с язвенной болезнью желудка и 12-ти перстной кишки (с 8,6% до 6,3%). По остальным нозологическим формам гастроэнтерологическая заболеваемость практически не изменилась.

Динамика показателей заболеваемости органов пищеварения у детей и подростков на основании статистических отчетов ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой» позволяет предположить наличие дефектов в организации и проведении диспансеризации данного контингента в амбулаторно-поликлинических учреждениях, а также низкой медицинской активности семей.

Приоритетами в снижении патологии желудочно-кишечного тракта среди детского населения являются: непрерывное наблюдение за детьми в возрасте от 0 до 18 лет, формирование у них позитивных ориентаций на здоровый образ жизни, своевременное выявление начальных симптомов заболевания, лечение рецидивов и предупреждение хронизации процесса, внедрение новых технологий в реабилитацию детей с гастроэнтерологической патологией.

Список литературы/ References

  1. Авдеева Т.Г. Детская гастроэнтерология: руководство (Серия «Библиотека врача-специалиста») /Т.Г. Авдеева, Ю.В. Рябухин, Л.П. Парменова, Н.Ю. Крутикова, Л.А. Жлобницкая. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 192 с.
  2. Здравоохранение в России. 2015. Стат.сб./Росстат. – М., 2015. – 174 с.
  3. Кильдиярова Р.Р. Наглядная детская гастроэнтерология и гепатология: учебное пособие /Р.Р.Кильдиярова, Ю.Ф. Лобанов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 124 с.
  4. Цветкова Л.Н. Гастроэнтерологическая патология у детей: патоморфоз заболеваний и совершенствование методов диагностики на современном этапе /Л.Н.Цветкова, О.А.Горячева, П.М.Цветков, А.Н.Гуреев, Т.А.Малицына // Материалы XVIII Конгресса детских гастроэнтерологов. – М. – 2011. – С. 5–8.

Список литературы на английском языке / References in English

АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОМ ЗВЕНЕ В.А. Жирнов, М.В. Дмитриева

Транскрипт

1 УДК АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОМ ЗВЕНЕ 2015 В.А. Жирнов, М.В. Дмитриева Самарский государственный медицинский университет Статья поступила в редакцию В научной статье уделено внимание особенностям состояния здоровья детей дошкольного возраста. Проведен анализ структуры детского населения, распространенности заболеваемости детей на участке. Даны оценка физического развития неорганизованных детей и детей, поступающих в начальную школу, распределение их по группам здоровья при медицинских осмотрах. Показана динамика морфофункциональных отклонений (нарушение зрения, дефекты речи, нарушение осанки) у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: дети, дошкольный возраст, заболеваемость, физическое развитие, амбулаторнополиклиническое звено. ВВЕДЕНИЕ Состояние здоровья детей является одним из достоверных и показательных критериев качества жизни населения в целом [, 5]. В течение последних лет отмечаются неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей дошкольного возраста, характеризующиеся ростом распространенности функциональных расстройств и хронических болезней, изменением структуры выявляемых нарушений здоровья, ухудшением показателей физического развития. Объективно отразить степень утраты здоровья детского населения позволяют показатели заболеваемости, а ее структура дает возможность определить приоритеты профилактики при организации обслуживания в лечебно-профилактических учреждениях []. Цель исследования: изучить распространенность заболеваний по данным обращаемости детей дошкольного возраста в амбулаторно-поликлиническом звене. Материал и методы. Проведено изучение состояния здоровья детей дошкольного возраста, находившихся под наблюдением на базе ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника 10 Советского района» (г. Самара) в 201 гг. Заболеваемость детей изучали по обращаемости в детскую поликлинику и путем клинического наблюдения в ходе исследования. Комплексная оценка состояния здоровья базировалась на заключениях специалистов по амбулаторной документации, на выписках из историй болезни стационаров, данных лабораторного и инструментального обследования. Жирнов Виталий Александрович, доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной педиатрии. Дмитриева Марина Владимировна, очный аспирант кафедры госпитальной педиатрии. Е-mail: РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ При анализе возрастной структуры детского населения на педиатрическом участке количество детей дошкольного возраста составило 359 ребенка, из них: дети до 1 года 59 (7,28%), от 1 до 3 лет 136 (16,8%), от до 7 лет 16 (20,2%) (рис. 1). Общий уровень распространенности заболеваний прикрепленного детского населения в нашем исследовании составил 610,1 за 201 г. (табл. 1). При этом общая инфекционная заболеваемость составила 57,8 за счет лидирующей позиции в структуре острых респираторных вирусных инфекций (Таблица 2). В 201 г. случаев заражения краснухой не было, что говорит о своевременной и всеохватывающей вакцинопрофилактике на педиатрическом участке. В структуре заболеваемости детей первого года жизни был выявлен широкий нозологический спектр. Наиболее распространенной была бронхолегочная патология в виде частых эпизодов острых респираторных заболеваний (ОРЗ), обнаруженная у 29 детей (6,%). У 2 детей (3,8%) на фоне ОРЗ отмечались рецидивы обструктивного бронхита. Случаев острой пневмонии как осложнение ОРЗ не отмечалось. На втором месте по частоте встречаемости атопический дерматит, выявленный у 10 детей (19,2%). Железодефицитной анемии принадлежало третье место, ее признаки имелись у детей (7,6%). На четвертом месте находились инфекционные болезни глаз, диагностированные в 7% случаев, в основном за счет конъюнктивита. Кроме того, на первом году жизни у детей исследуемой группы были выявлены отиты (5,7%). Особый интерес представляет анализ сведений о верификации диагноза у детей, достигших 18 месяцев, рожденных от ВИЧ-инфицированных женщин. Число детей, которым был снят диагноз перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции, 762

2 Клиническая медицина 0,00% 37,0% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 16,80% 20,2% 18,27% 15,00% 10,00% 7,28% (n=810) 5,00% 0,00% Рис. 1. Возрастная структура детского населения на педиатрическом участке Таблица 1. Общий уровень распространенности заболеваний у детей на участке в 201 г , , ,8 Таблица 2. Распределение детей по инфекционной заболеваемости на участке в 201 г , , , ,0 уменьшилось в сравнении с предыдущими годами: в 2013 г 5 детей, в 201 г 1 ребенок, что говорит о росте инфицированности данной инфекции среди детей раннего возраста. Актуальным на сегодняшний день является вопрос состояния здоровья так называемых «неорганизованных» детей это дети, по тем или иным причинам не посещающие детский сад. Их количество на участке детей до 1 года составило 7 (79,66%) из 59 детей, тогда как к -7 годам 3 (20,73%) из 16 (рис. 2). В структуре соматической патологии у неорганизованных детей болезни лор-органов составили высокий удельный вес во всех возрастных группах детей; в основном, за счет хронического тонзиллита (10 детей) и аденоидита (8 детей). Среди болезней опорно-двигательного аппарата выявлены нарушения осанки, плоскостопие, неблагоприятно воздействующие на кости скелета, мышцы, приводящие к смещению внутренних органов, и как следствие заболеванию всего организма [2]. Также встречались заболевания: бронхиальная астма, дисметаболическая нефропатия, интерстициальный нефрит (Рисунок 3). Комплексная оценка состояния здоровья детей по годам жизни позволила установить, что в неорганизованных группах детей доля практически здоровых (1 группа здоровья) составила 5,3%. Лидирующую позицию заняла вторая группа здоровья (дети с морфофункциональными отклонениями, группа часто болеющих детей) и составила 8,6%. Третья группа была выявлена в,6% случаев, четвертая в 1,3%. Проведена комплексная оценка развития и состояния здоровья детей, поступающих в школу. Как показал анализ полученных данных, количество детей в возрасте 7 лет, поступающих в начальную школу, составило 16% от общего 763

3 90,00% 80,00% 79,66% 79,26% 70,00% 60,00% 50,00% 50,73% 9,26% 0,00% 30,00% 20,00% 20,33% 20,73% 10,00% 0,00% 1 (n=59) 1-3 (n=136) -7 (n=16) Рис. 2. Распределение организованных и неорганизованных детей в зависимости от возраста на педиатрическом участке за 201 г Рис. 3. Структура психосоматической патологии у неорганизованных детей на участке за 201 г. количества детей в возрасте 0-7 лет (57 человек). Гармоничность физического развития определялась по разности между максимальным и минимальным номерами коридоров центильной шкалы, полученных для массы, роста и окружности груди [1]. Изучение соматотипа (темпа физического развития) при гармоничном развитии проводили по схеме Р.Н. Дорохова И.И. Бахраха. Исследование уровня развития показало, что все дети имели гармоничное развитие. При оценке соматотипа детей, имевших гармоничное развитие, были получены следующие результаты: мезосоматический тип (нормальный тип физического развития) встречался у 51 ребенка (89,5%); гиперсоматический (ускоренный тип физического развития) был выявлен у (7%), гипосоматический (замедленный тип физического развития) у 2 (3,5%) детей соответственно. 76 В структуре заболеваемости при поступлении детей в первый класс доминирующее место заняли болезни центральной нервной системы (17,5%) [6]. Исследования последних лет свидетельствуют о росте пограничных нервно-психических расстройств в детском и подростковом возрасте. В нашем исследовании среди детской пограничной патологии выявлены гиперкинетические расстройства, специфические задержки в моторном и речевом развитии. Изучение структуры ведущих классов заболеваний показало, что болезни органов желудочно-кишечного тракта встречались в 8,77% случаев и сформировались преимущественно за счет запоров, хронического гастрита, заболевания желчевыводящих путей. Среди болезней глаза и его придаточного аппарата преобладали отклонения с различными нарушениями остроты зрения: нарушение акко-

4 Клиническая медицина, (n=57) ( ) 3,50% 5,26% 8,77% 17,5% Рис.. Структура заболеваемости детей, поступающих в начальную школу модации и рефракции (7,017%). Начиная с двухлетнего возраста у детей () стала формироваться хроническая лор-патология (хронические болезни миндалин и аденоидов), которая резко возросла к 5 годам, что отчасти было связано с возрастным формированием носоглотки. Число заболеваний болезнями органов дыхания составило всего 5,26% случаев, что свидетельствует о повышении двигательной активности детей, сопротивляемости и укреплении адаптационных механизмов детского организма к воздействию различных факторов (рис. ). Данные классы болезней практически исчерпывают всю обращаемость родителей в поликлинику по поводу заболеваний всех детей. Следовательно, усилия медицинских работников детских лечебно-профилактических учреждений должны быть направлены на профилактику названных выше классов патологии. По итогам диспансеризации и в зависимости от состояния здоровья, проанализировано распределение детей по группам здоровья [2]. Доля практически здоровых детей I группа, составила 23 %. Наибольший удельный вес приходился на II группу (70%), то есть почти каждый второй ребенок имел некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения (в данном исследовании нарушение осанки, зрения, речи, плоскостопие), а также дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями. При этом доля детей в III группе здоровья составила всего 7% это дети, страдающие хроническими болезнями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей. ВЫВОДЫ Таким образом, анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показал, что наиболее значимым является увеличение распространенности хронических болезней органов дыхания, костно-мышечной, нервной систем, глаз, болезней органов пищеварения. Для снижения данной заболеваемости и предупреждения развития хронизации требуется совершенствование системы медицинского обслуживания в амбулаторно-поликлиническом звене. Необходима своевременная организация профилактической работы, в первую очередь, направленная на снижение уровня заболеваний, проведение углубленных осмотров, а в последующем оздоровления; консультативное обеспечение по вопросам охраны здоровья детей и подростков в семье, половому и физическому воспитанию, медицинской профессиональной ориентации. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Байкова Л. Ф., Амирова В.Р. Физическое развитие и психологическая готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, родившихся недоношенными // Медицинский вестник Башкортостана , Т.5. С Корельская И.Е., Белецкая Е.В. Физическое развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях циркумполярного региона // Современные проблемы науки и образования С.107. (дата обращения ). 3. Петрова Е.И. Состояние здоровья детей-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации (по материалам Рязанской области) // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова С Попова Т.В., Жуковская Е.В., Киреева Г.Н. Некоторые аспекты состояния здоровья детей Челя- 765

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector