Анализ воспитателем игры детей - Оappendicite

Анализ воспитателем игры детей

Анализ воспитателем игры детей

НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ ДЕТСКИХ ИГР

ВОСПИТАТЕЛЕМ

Игра –ведущая деятельность ребенка-дошкольника, имеющая большое значение для его всестороннего развития.

Для того чтобы сделать выводы об играх детей и воспитательной работе в часы игр, нужно проводить систематические и целенаправленные наблюдения, включать их в календарный план работы. При анализе воспитательной работы в процессе игр следует руководствоваться задачами, определенными «Программой воспитания в детском саду» по каждой возрастной группе.

Предметом наблюдений должно бытьсодержание детских игр, поведение и взаимоотношения детей во время игры и педагогическое руководство игрой.

Продолжите фразу «Игра для детей это …»

Игра для детей – не просто веселое развлечение, но важное занятие, имеющее огромное значение для гармоничного развития личности.

Недаром игру называют ведущей формой деятельности ребенка. Детские игры подразделяются на несколько видов: подвижные, настольные, командные, сюжетно-ролевые и т.д. И всем им на разных этапах взросления принадлежит огромная роль в развитии интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Во время игр держать в поле зрения и детей и воспитателя значительно труднее, чем во время занятий, когда деятельность детей однородна.

Иногда может показаться, что все обстоит благополучно: все дети играют, содержание игр разнообразное, — но эти выводы могут быть ошибочными.

Например, в одной подготовительной группе на прогулке часть девочек начинает хороводную игру, несколько мальчиков сразу же берут городки, некоторые что-то строят в песочном дворике, остальные бесцельно бродят по участку.

Наблюдения в этой же группе на следующий день показали, что группировки детей почти не изменились, содержание игр осталось тем же, те же «одиночки» бродили по участку, не умея включиться в игры других детей. Подобная картина должна вызвать беспокойство у воспитателя, так как совершенно очевидно, что педагоги должны руководить играми детей.

Пристального внимания требует и содержание сюжетно-ролевых игр. Если, например, в старшей группе, как и в предшествующие годы, дети играют только в «больницу» и «семью» и в их играх отражается только бытовая сторона жизни, значит, содержание жизни самих детей бедное.

Необходимо вместе с воспитателями пересмотреть всю работу, продумать, что читать, о чем рассказывать детям, куда сходить на экскурсию, чтобы обогатить их впечатления, затронуть чувства, расширить интересы, чтобы вызвать желание отразить в играх интересные события окружающей жизни.

Известно, что, если услышанное или увиденное затронуло чувства детей, они стремятся выразить свои впечатления в рисунке, лепке, конструировании и обязательно в игре.

Наблюдение игр в целом дает представление о наиболее популярных в группе играх, об игровых группировках детей или их отсутствии, об игрушках и игровых материалах, которыми дети пользуются чаще всего, о деятельности воспитателя.

Педагог отмечает, когда дети начали играть, как перешли к играм – сами или по указанию воспитателя. Все ли дети были заняты. Сколько организовалось группок играющих, по сколько человек в каждой; сколько детей играло в одиночку.

Какова тематика сюжетно-ролевых игр; в какие подвижные, дидактические, настольные игры играли дети, поскольку человек. Сколько детей занимались другими видами деятельности и сколько времени. Какими игрушками больше пользовались, а какими не пользовались совсем.

Где и как размещены игрушки и прочий игровой материал для разных видов игр, как им пользуются дети (свободно или с разрешения воспитателя).

Какой дополнительный материал есть в распоряжении детей, какие игрушки-самоделки, кем сделаны – воспитателем, родителями, самими детьми. Делались ли игрушки в процессе игры, созданы ли для этого соответствующие условия.

Когда дети закончили играть. Убрали ли весь игровой материал, которым пользовались или сохранили обстановку, созданную в процессе сюжетно-ролевой или строительной игры.

На основании этого педагог делает выводы: воспитан ли у детей навык играть в отведенное по режиму время, сколько (фактически) продолжалась игра.

Есть ли навык играть вместе, организовать коллективные игры. Насколько разнообразна тематика сюжетно-ролевых игр, отражаются ли в них знания и впечатления, полученные на занятиях, экскурсиях, при чтении сказок и пр. Какое место занимают игры с правилами: подвижные, дидактические, хороводные и др.

Взаимоотношения детей в игре: доброжелательны ли дети друг к другу, достаточно ли вежливы, дружны, умеют ли играть вместе, договариваться о совместных действиях.

Удобно ли было детям играть, обеспечена ли возможность свободно пользоваться игровым материалом. Какие игрушки дети любят больше, какие игровые материалы следует пополнить, какие убрать. Как пользуются строительным материалом (есть ли навыки конструирования).

Насколько бережно дети обращаются с игрушками. Созданы ли условия для продолжения, дальнейшего развития начатых игр.

Соответствует ли содержание, характер, организация игр возрасту детей. Наблюдение устойчивых группировок детей в игре.

Выбирали ли дети место для игры или играли там, где расположен игровой материал. Какие игрушки они взяли для игры, какой дополнительный материал использовали.

Кому принадлежала инициатива в процессе игры. Были ли в игре пассивные дети, только подчинявшиеся чужим распоряжениям.

Придерживались ли дети первоначального замысла или меняли его. Сохранился ли интерес к взятой роли у всех детей. Сколько детей выбило из игры, почему; сколько примкнуло к данной группе играющих, по чьей инициативе, как их приняли.

Были ли конфликты среди играющих детей, в связи с чем, как они разрешались, как повлияли на дальнейший ход игры. Сколько времени длилась игра, как она закончилась. Договаривались ли дети продолжить игру или убрали весь материал после игры. Все ли дети принимали в этом участие.

На основании этого педагог делает вывод о качестве педагогического руководства играми детей. /«Детский сад. Книга для заведующих», под ред. Л.П.Тарасовой./

Анализ наблюдения игровой деятельности детей

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем.

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры;

— расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

— интересовался: «Во что играете?»;

— предлагал новые игровые действия;

— предлагал новые роли;

— вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

— предлагал новые игровые ситуации;

— давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»;

— задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

— брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

— давал оценку (анализ) игры;

2. Какие приемы использовал воспитатель для формиро­вания взаимоотношения детей во время игры?

— вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем пря­мого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

— сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

— побуждал детей самостоятельно договариваться (о рас­пределении ролей, об игрушках);

— предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

— побуждал детей объединять разные игры между собой;

— использовал какие-то другие приемы.

Игровая деятельность детей во 2-ой половине дня.

1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

10. Окончание игры.

Настольно-печатные игры.

1. Название игры. К какому виду настолько-печатных игр она относится.

2. Воспитательно-образовательная ценность игры.

3. В какой группе может быть использована и почему?

4. Объясните правила игры и придумайте новый вариант игр.

Схема анализа детской игры.

1. Доставила ли игра детям радость?

2. Причины достигнутого результата — подготовка к игре:

— планирование игры (соответствует ли программное содержание возрасту и уровню развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой;

— создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра);

— по чьей инициативе возникла игра;

— имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом;

— самостоятельны ли дети во время игры или игра развивается при участии воспитателя;

— в чем заключалось руководство игрой со стороны воспитателя (приемы, направления);

— не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством?

— деятельность детей в игре;

— как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии;

— как была закончена игра — организованно или неожиданно;

— как проведен анализ.

3. Как бы Вы руководили этой игрой?

Игры со строительным материалом.

1. Соответствие поставленных задач возрастным особенностям детей.

2. Какая подготовительная работа проводилась перед игрой, её целесообразность?

3. Какой строительный материал использовался в игре (специально созданный, природный, подсобный).

4. Методы и приёмы стимулирования и мотивации к игре.

5. Эффективность методических приёмов, используемых в ходе игры и для её завершения.

6. Какой вид конструирования использовался в процессе игры, его соответствие возрасту, целесообразность:

А) по заданной теме;

7. Место и время для игры.

8. Объединения детей.

9. Какие условия были созданы для обыгрывания построек.

10. Воспитательная направленность игры.

ПРИМЕР ПЛАНА-КОНСПЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Тема: Парикмахерская

Возраст: средняя группа.

Программное содержание:

Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии, назначении профессии парикмахер; совершенствовать умения детей придумывать и развивать действия в игре;

Развивающая: способствовать развитию у детей творческого потенциала в придумывании сюжета игры, развивать тем самым интерес к обогащению игрового сюжета, привлечению большего числа детей в игру;

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к профессиям, к действия и результатам в игре, формировать доброжелательные отношения в группе, способствовать сплочению коллектива и игре «вместе»;

Задачи по развитию игры:

Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров; намечать игровую роль и обозначать её для партнёров в процессе развёртывания игры; самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умение подбирать место, подбирать игрушки, атрибуты, объединять несколько игровых действий в один сюжет; развивать сюжет на основе полученных знаний.

Задачи нравственного воспитания: развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать посильную помощь; развивать умение объективно оценивать действия партнёров, подчинять своё поведение правилам, бесконфликтно распределять роли, проявлять дружелюбные взаимоотношения.

Методы приемы:

рассказ с показом иллюстраций, беседа, показ действий расчесывания, приведения в порядок кукол в группе в индивидуальной работе, создание предметно-игровой среды, внесение игрового материала, опосредованное руководство игрой.

Оборудование:

Фотографии парикмахера за работой, иллюстрация с Петей и Серёжей (для чтения стихотворения С. Маршака), уголок парикмахера, расчески, флакончики, использование предметов-заместителей (кубики, палочки. ), телефон, телевизор игрушечный, каталог причесок.

Словарная работа:

Щипцы, виды стрижек, химическая завивка, косметолог, визажист.

Роли:

Парикмахер, помощники, посетители, косметологи, массажисты.

Основные сюжетные линии:

Выбор действий детьми (причёсывание, стрижка, мытьё головы, завивка, окраска и др.)

Приглашение посетить другие виды услуг: визажист.

Привлечение новых ролей, действий в игру: подметать пол, поездка за новыми красками, ножницами.

Ход игры:

По телевизору сообщается об открытии новой парикмахерской:

«Внимание! Внимание! В нашей группе детского сада открылась новая парикмахерская, в ней работают специалисты своего дела! Они с удовольствием примут всех желающих!

А услуги самые разные:

· создание причёсок на праздники, на каждый день;

· стрижки женские, мужские;

· завивка, окраска волос;

· в скором будущем парикмахерская планирует открыть и косметический салон, и массажный кабинет.

Не забывайте, что можно записаться на услуги и по телефону: 3-44-55

Приходите все! Торопитесь!

Новая парикмахерская ждёт Вас!

Внимание! В новую парикмахерскую требуются специалисты:

— Парикмахер в женский и мужской зал

обращаться к новому директору – Марии Петровне»

Распределение ролей: ребята самостоятельно проявляют интерес и устраиваются на работу. Косвенное руководство может заключаться в предложении пройти практику рядом со специалистом; просить директора заместить сотрудника, который в отпуске по визажу.

На улице в окно стучит клоун, просит пустит внутрь! Заходит и сообщает, что пришёл по объявлению об открытии новой парикмахерской. Говорит о том что не успел причесаться, а ведь у него выступление в цирке сегодня! Просит выручить детей.

Ребята предлагают сделать причёску, клоун подсказывает действия — он хочет покрасить волосы, подстричься. Давая пояснения парикмахеру, дети наблюдают, выполняют свои роли, придумывают новые.

Клоун благодарит парикмахеров. Расплачивается. Предлагает всем детям сделать красивые озорные причёски, т.к. он их приглашает в цирк.

Отмечает работу мастеров, красивые причёски. По окончании сюжетно-ролевой игры с ребятами клоун проводит различные игры, показывает фокусы, играют.

Во II половину дня в группу приходит письмо от клоуна! В нём он благодарит парикмахеров за отличную работу. Причёска всем зрителям понравилась. И предлагает сделать журнал — придумать и нарисовать причёски, макияж, костюм для праздников.

Мой детский сад

Более 15 лет работы сайта «Мой детсад». Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

Тематический контроль на тему: «Состояние развития игровой деятельности детей младшего и раннего возраста»

Тематический контроль на тему: «Состояние развития игровой деятельности детей младшего и раннего возраста»

  1. Название. «Состояние развития игровой деятельности детей младшего и раннего возраста»
  2. Цель. Выяснить состояние работы по игровой деятельности в дошкольном учреждении N
  3. Сроки поведения. С ___ по ___
  4. План тематического контроля.

Рабочие материалы контроля:
– Показатели развития игровой деятельности на разных этапах дошкольного детства.
-Диагностика развития игры.
-Анкета профессионального мастерства воспитателя.
-Карта анализа самообразования воспитателей
-Протокол обследования предметно-развивающей среды.
-Карта анализа наглядной информации для родителей.

Карта анализа наглядной информации для родителей

Доступность предлагаемого материала

Эстетичное оформление наглядных материалов

Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов

Форма подачи материала

-Информационные письма-памятки для родителей

Востребованность предлагаемого материала у родителей

Карта анализа самообразования воспитателей

-Самостоятельное изучение вариативных программ

-Изучение публикаций в периодической печати

-Подготовка тематической консультации

-Открытый показ занятий с детьми

-Выставка результатов продуктивной деятельности детей

Показатели развития игровой деятельности раннего и младшего возраста

Задачи развития игровой деятельности

Критерии владения игровыми замыслами

-Развивать самодеятельную игру-экспериментирование с различными подходящими для этого предметами и природным материалом.
-Способствовать овладению орудийными действиями в игре.
-Способствовать возникновению и развитию сюжетно-отобразительных игр.
-Поощрять детей к подвижным и досуговым играм

-владение предметно-игровыми способами игры.
-Совершение одного игрового действия с разными игрушками и разных действий с одной игрушкой
-Владение предметами-заместителями
-Владение предметно-игровой средой.
-Умение детей играть вместе (характер взаимоотношений в игре)
-Умение детей занять себя игрой

Младший дошкольный возраст.
2-я младшая группа.

-Создавать условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых детей.
-Обогащать содержание самодеятельных игр детей через пополнение запаса знаний и обогащение их опыта.
-Поддерживать совместные игры детей, развивать умение взаимодействовать с партнёрами

-Владение ролевым поведением: умение взять на себя роль, обозначить её перед партнёрами по игре.
-Использование разнообразных игровых средств для реализации игровых замыслов: мимика, жесты, предметы-заместители, игрушки
-Умение играть с одними и тем же детьми ( с некоторыми) и общаться со всеми.

Карта профессионального мастерства воспитателя

Умение воспитателя играть вместе с детьми, умение:

-занять позицию « играющего партнёра»

-вовремя включиться в игру и взять на себя инициативу

-незаметно выйти из игры, предоставив инициативу детям

Передавать детям новые способы построения игры:
-в раннем возрасте -действия с предметами заместителями
-в младшем возрасте -игра, выстроенная в виде цепочки ролевых диалогов

-Пояснить детям-партнерам по игре- свои игровые действия

-Свободно развертывать сюжет того или иного строения (одноперсонажный или многоперсонажный) в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей

–принять вовремя предложения детей в процессе игры

-ввести новый персонаж (и новую роль)

-Развернуть предложенное партнёром-ребёнком событие

Владение методом комплексного руководства игрой

-планомерное обогащение опыта детей для формирования источника возникновения замысла игры

-Использование обучающих игр (дидактических, театральных) для формирования у детей способов перевода реального опыта в игровой, условный план

-умение своевременно изменить игровую среду

-Умение выстроить общение с детьми во время игрового процесса

Рациональное и педагогически целесообразное оформление игровой среды

Протокол обследования предметно – развивающей среды

Вопросы на контроле

Анкета профессионального мастерства педагогов на тему
«Развитие игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Уважаемые педагоги!
Отметьте наиболее подходящий на ваш взгляд вариант ответа

1. Какая деятельность является ведущей у детей раннего возраста?

А. Предметная деятельность
Б. Учебная деятельность
В. Игровая деятельность
Г. Коммуникативная деятельность

2. Какая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста?

А. Предметная деятельность
Б. Учебная деятельность
В. Игровая деятельность
Г. Коммуникативная деятельность

3. На чём основываетсяигра ребёнка раннего возраста?

А. На стремлении научиться новому
Б. На желании получить радость от игры
В. На стремлении общаться с другими детьми
Г. На желании исследовать игрушки и предметы

4. На чём основываетсяигра ребёнка дошкольного возраста?

А. На стремлении научиться новому
Б. На желании получить радость от игры
В. На стремлении общаться с другими детьми
Г. На желании исследовать игрушки и предметы

5. В чём, по-вашему, состоит цель детской игры?

А. Целью является сам процесс игры
Б. Целью является умение ребёнка играть с предметами
В. Целью является умение делить игрушки и общаться с другими детьми
Г. Целью является развитие фантазии ребёнка

6. Когда игра ребёнка раннего возраста является наиболее эффективной?

А. В самостоятельной деятельности ребёнка
Б. В партнёрском взаимодействии ребёнка со взрослым
В. С обучающим руководством взрослого
Г. Нейтральное наблюдение взрослого и помощь по необходимости

7. Когда игра ребёнка дошкольного возраста является наиболее эффективной?

А. В самостоятельной деятельности ребёнка
Б. В партнёрском взаимодействии ребёнка со взрослым
В. С обучающим руководством взрослого
Г. Нейтральное наблюдение взрослого и помощь по необходимости

Дальнейшие вопросы подразумевают свободный ответ

8. Перечислите виды игр, которые вы знаете

9. Какие методы и приёмы вы используете в работе для развития игровой деятельности детей?

Автор: Тарасова Юлия Николаевна, старший воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N2107 структурное подразделение N1277, г. Москва.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector