Анализ стихотворения крестьянские дети - Оappendicite

Анализ стихотворения крестьянские дети

Анализ стихотворения крестьянские дети

Конспект урока:»Мир детства в стихотворении «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ». Анализ стихотворения.» (5 класс ФГОС)

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

38. Тема: Мир детства в стихотворении «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ». Анализ стихотворения.

Цели : познакомить учащихся с особенностями художественного мира Н. А. Некрасова, развивать умение выразительного чтения и анализа поэтического текста; воспитывать вдумчивого и внимательного читателя.

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, рифму, создавать письменные высказывания, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, осуществляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: выполняет учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

I. Организационный этап урока.

Создание эмоционального настроя, постановка целей.

II. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» * .

Исходя из уровня литературной подготовки класса учитель определит глубину знакомства с текстом.

Первичное знакомство с текстом стихотворения и обмен впечатлениями от услышанного.

Комментарий: желательно, чтобы текст стихотворения был прочитан учителем. В том случае если чтение будет доверено учащемуся, необходима подготовительная индивидуальная работа.

Учитель . Встречались ли вы когда-нибудь с этим стихотворением?

Дети непременно вспомнят о том, что в начальной школе они знакомились со стихотворением «Мужичок с ноготок» («Однажды в студеную зимнюю пору. »). Учитель говорит учащимся о том, что изученный ранее текст не отдельное стихотворение, а составная часть поэмы «Крестьянские дети».

III. Анализ стихотворения «Крестьянские дети».

1. Беседа по вопросам .

Какова композиция стихотворения? Можно ли разделить его на части? Найдите границы частей. (Текст состоит из двух больших частей, посвященных изображению светлой, «нарядной стороны» жизни (отрывки 1–6) и трудной, тяжелой стороны (отрывки 7–8). 9-й отрывок – кульминационное обращение к детям.)

– Рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей? (Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену:

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)

Чем закончилось неожиданное представление?

Каковы интонации рассказчика? К кому может быть обращен его рассказ, кто слушатели этой истории?

Примечание . На доске и в тетрадях можно начертить таблицу. Заполняется постепенно, по ходу анализа.

После того как таблица заполнена, учителю нужно сделать вывод о том, что первая и последняя часть как бы обрамляют все произведение. Это позволяет детям получить представление о таком композиционном приеме, как рассказ в рассказе.

2. Погружение в текст . (Комментированное чтение.)

Вопросы для анализа :

– Почему автор называет крестьянских детей милые плуты ? (Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.)

– «О, милые плуты!» – с этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание ?

– В первом отрывке охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке? (Первое, на что нужно обратить внимание: меняется адресат. В тексте он назван: читатель , причем читатель преимущественно из дворянского сословия, – автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого сорта».

Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «. Я все-таки должен сознаться открыто, / Что часто завидую им. ».)

– Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «В их жизни так много поэзии слито. »?

– Кого автор называет балованными детками ?

– Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»?

– О какой ситуации говорит нам автор в следующих строчках?

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

(Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать.)

– Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит !

Вологжанин – житель города Вологды.

Лудильщик – рабочий, который лудит (чинит) посуду.

Портной – мастер по шитью одежды.

Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.

– Понаблюдайте над длиной строки в стихотворении в тех случаях, когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, или рассказывает об отдыхе. (Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются.)

– Как вы думаете, почему?

– Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек? (Многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и узнать о мире и о жизни можно было лишь из газет, журналов, книг, а неграмотному человеку – только из рассказов путешествующих, странников.)

– Объясните смысл слов и выражений: «Чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела!», «Взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».

– Посчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации. Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка? (Из шести предложений четыре – восклицательные.)

– Найдите в тексте ответ на вопрос : что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.

– Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца .

Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы.

Навить сено – накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем».

– Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»? (Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется трудиться, и такой труд – не тягость, не наказание, а радость.)

– Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную сторону» жизни крестьянских детей? Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?

– Найдите противопоставление в строках стихотворения:

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти – дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

– Какие мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»? (Мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.)

– Как меняется образ рассказчика в конце стихотворения? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще?

– Какое вековое наследство призывает хранить поэт? (Вековое наследствоэто лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование ее красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)

– Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика, то есть между началом и концом, и в нем рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми.

1. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

2. Индивидуальное творческое задание: создать галерею портретов крестьянских детей – героев произведений русских писателей.

Анализ стихотворения Крестьянские дети Некрасова 5, 6 класс

Николай Алексеевич Некрасов всегда относился к простому люду с уважением, пониманием и состраданием. Эти уважение и заботу он передаёт во многих своих стихотворениях, стремясь хоть немного улучшить отношение господ и господских детей к крестьянам.

Стихотворение «Крестьянские дети» было опубликовано в 1861 году. В нём поэт повествует о сценах из жизни детей простого люда, которые ему довелось увидеть. Николай Алексеевич сам провёл детство в деревне, и часто возвращался туда во взрослом возрасте. Он был заядлым охотником и много бродил по лесам да болотам с ружьём и своим верным псом.

В произведение автор рассказывает о том, как однажды, устав после охоты заснул в сарае. Проснувшись же, обнаружил, что за ним через щель сарая наблюдает толпа ребятишек, подобно стайке воробьёв. Ребятня обсуждала облик барина, его вещи, восхищалась дорогими часами и ружьём. Кто-то посмеивается, считая, что не барское дело бегать по лесам, и Некрасову стоило бы лежать на печи да есть калачи. Кто-то считает что «у бар бороды не бывает». У многих знатных людей того времени такие обсуждения вызвали бы гнев, однако, автор лишь умиляется и даёт своему псу несколько команд, выполнение которых ещё больше забавляет ребят.

Затем автор переходит к размышлениям о жизни крестьянских детей, о том, как хорошо и привольно им живётся без запретов и чрезмерного воспитания, но также и о том, сколько работы им приходится выполнять в столь юном возрасте. Вспоминает о мальчике, которого встретил однажды зимой. Мальчишке миновал только шестой год, однако, он уже управлял возом с лошадью, помогая своему отцу отвозить домой дрова из лесу. В разговоре с маленьким тружеником автор выясняет, что семья большая, но мужчин в ней только двое – отец мальчика и сам мальчик, поэтому помочь отцу больше некому.

Автор призывает богатых дворян лучше относиться к крестьянам и их детям, на чьи плечи с ранних лет ложится тяжёлая ноша. Крестьянских же детей призывает радоваться своему вольному детству, широким просторам, своим умениям и возможностям. Автор завидует им и всей поэтичности их жизни, призывая навсегда сохранить в своём сердце обаянье поэзии детства, любовь к родному полю, к труду.

В наш век уже нет крепостных крестьян, однако, и сейчас на плечи деревенских ребятишек ложится много работы. Но также и сейчас им доступна красота бескрайней русской земли, с её полями и лесами, болотами и ручейками.

Н.А.Некрасов называют народными поэтом. Все его творчество неразрывно связано с идеей показать жизнь русского человека такой, какая она есть в действительности. Героями его творений являются не только взрослые люди, но и дети. Одним из таких произведений можно назвать поэму «Крестьянские дети».

Затронутая в произведении тема, близка поэту, вырос он в имении, где его друзьями были крестьянские дети, которые и стали главными героями некрасовского творения.

Поэма, состоящая из нескольких частей, раскрывает перед читателями мир деревенского детства, описывая его отдельными эпизодами из воспоминаний автора.

Важной составляющей произведения является вступительная часть, в которой А.Н.Некрасов описывает свое душевное состояние: любимое занятие-охота, природа настраивает на лирический, светлый мотив повествования. Писатель любит детвору, в их окружении он счастлив и свободен в общении.

Не случайно и место встречи поэта со своими героями. Деревенский сарай — маленькое убежище, где нередко собиралась детвора, чтобы поделиться самым сокровенным, рассказать о своей жизни, помечтать.

Девять крестьянских детей, видя в сарае незнакомого человека, удивлены его присутствием, не понимая, почему он выбрал место для отдыха именно это место, ведь мог бы и в барском доме на печи лежать. Но А.Н.Некрасов, любивший свой народ, выбрал именно обычный деревенский сарай. Никакое другое место не могло подтолкнуть его на воспоминания о детстве, проведенное в деревне.

Словно исчезают стены сарая, перенося читателя, в безоблачный мир жизни крестьянских детей. Автор не скрывает своего отношения к простым детям, называя их «счастливым народом».

С трепетом и любовью описывает поэт свои воспоминания о «грибных набегах», ловле змей, общении со сверстниками. Одна картинка сменяется и другой и вот перед читателем предстают события каждодневного тяжелого крестьянского труда. Дети не бояться работы, они помогают старшим. Шестилетний мальчик, несмотря на холод и мороз, везет из леса дрова, ведь кроме него помощника у отца больше нет. Вот она другая сторона жизни детворы.

Писатель понимает, что, не имея сословия, без знаний ребят ждет та же самая не легкая жизнь, как и у родителей.

Интересна композиция поэмы. В основном построена она на рассуждениях самого автора, а всплывающие в памяти картинки лишь доказательства его суждения.

Особую яркость происходящего придает описание природы. Яркие лучи солнца, гроза, сильный мороз словно помогают читателю почувствовать настроение поэта.

Сочетание в произведении сразу нескольких средств выразительности делает его интересным для прочтения и помогает читателю представить происходящее. Метафоры ( «хандра с души поэта соскочила»), сравнения («ноги длинные словно, как жерди»), эпитеты ( «оглушительный лай»), гиперболы («иступят пилу- не наточишь и сутки») помогают раскрыть смысл произведения.

Как и в других произведениях Н.А.Некрасова поэма «Крестьянские дети»- крик души автора. Судьба простого народа тяжела, они не свободны. Лишь счастливое время детства будут напоминать человеку о маленьких радостях жизни.

5 класс. 6 класс

Анализ стихотворения Крестьянские дети по плану

Крестьянские дети

Возможно вам будет интересно

Среди многочисленных стихотворений А. А. Фета под пристальным вниманием читателя находятся сочинения, которые посвящены пейзажной лирике. Автор выступает в них как тонкий ценитель природы родного края, вдумчивый, талантливый мастер слова.

Стихотворение Лебедушка похоже на балладу или сказку. Здесь птицы — главные герои: лебедь, орел. В них тоже сказочные мотивы, ведь лебедушка символизирует в народном сознании девушку

Каждый результат творческой деятельности Н. А. Некрасова подтверждает участие автора в общественных событиях ХIХ века. Он не мог оставаться равнодушным к переживаниям народа, связанным с отменой крепостного права. Автор всегда разделял народные страдания

Душевность, простота, красочность отличают поэзию С.А.Есенина. Весь его творческий путь-осмысление души человеческой, русского характера. Особенно философские размышления о смысле жизни, предназначении человека и неотвратимости судьбы

Анализ стихотворения крестьянские дети

Цели : познакомить учащихся с особенностями художественного мира Н. А. Некрасова, развивать умение выразительного чтения и анализа поэтического текста; воспитывать вдумчивого и внимательного читателя.

I. Организационный этап урока.

Создание эмоционального настроя, постановка целей.

II. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» * .

Исходя из уровня литературной подготовки класса учитель определит глубину знакомства с текстом.

Первичное знакомство с текстом стихотворения и обмен впечатлениями от услышанного.

Комментарий: желательно, чтобы текст стихотворения был прочитан учителем. В том случае если чтение будет доверено учащемуся, необходима подготовительная индивидуальная работа.

Учитель . Встречались ли вы когда-нибудь с этим стихотворением?

Дети непременно вспомнят о том, что в начальной школе они знакомились со стихотворением «Мужичок с ноготок» («Однажды в студеную зимнюю пору. »). Учитель говорит учащимся о том, что изученный ранее текст не отдельное стихотворение, а составная часть поэмы «Крестьянские дети».

III. Анализ стихотворения «Крестьянские дети».

1. Беседа по вопросам .

– Какова композиция стихотворения? Можно ли разделить его на части? Найдите границы частей. (Текст состоит из двух больших частей, посвященных изображению светлой, «нарядной стороны» жизни (отрывки 1–6) и трудной, тяжелой стороны (отрывки 7–8). 9-й отрывок – кульминационное обращение к детям.)

– Рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей? (Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену:

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)

– Чем закончилось неожиданное представление?

– Каковы интонации рассказчика? К кому может быть обращен его рассказ, кто слушатели этой истории?

Примечание . На доске и в тетрадях можно начертить таблицу. Заполняется постепенно, по ходу анализа.

Встреча охотника с крестьянскими детьми

Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом

Читатель из дворян, из общества образованных
людей

Обращение к крестьянским детям

Гражданин,
который думает
о будущем народа

Встреча охотника с крестьянскими детьми

После того как таблица заполнена, учителю нужно сделать вывод о том, что первая и последняя часть как бы обрамляют все произведение. Это позволяет детям получить представление о таком композиционном приеме, как рассказ в рассказе.

2. Погружение в текст . (Комментированное чтение.)

Вопросы для анализа :

– Почему автор называет крестьянских детей милые плуты? (Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.)

– «О, милые плуты!» – с этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание?

– В первом отрывке охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке? (Первое, на что нужно обратить внимание: меняется адресат. В тексте он назван: читатель, причем читатель преимущественно из дворянского сословия, – автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого сорта».

Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «. Я все-таки должен сознаться открыто, / Что часто завидую им. ».)

– Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «В их жизни так много поэзии слито. »?

– Кого автор называет балованными детками?

– Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»?

– О какой ситуации говорит нам автор в следующих строчках?

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

(Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать.)

– Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит!

Вологжанин – житель города Вологды.

Лудильщик – рабочий, который лудит (чинит) посуду.

Портной – мастер по шитью одежды.

Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.

– Понаблюдайте над длиной строки в стихотворении в тех случаях, когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, или рассказывает об отдыхе. (Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются.)

– Как вы думаете, почему?

– Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек? (Многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и узнать о мире и о жизни можно было лишь из газет, журналов, книг, а неграмотному человеку – только из рассказов путешествующих, странников.)

– Объясните смысл слов и выражений: «Чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела!», «Взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».

– Посчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации. Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка? (Из шести предложений четыре – восклицательные.)

– Найдите в тексте ответ на вопрос: что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.

– Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.

Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы.

Навить сено – накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем».

– Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»? (Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется трудиться, и такой труд – не тягость, не наказание, а радость.)

– Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную сторону» жизни крестьянских детей? Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?

– Найдите противопоставление в строках стихотворения:

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти – дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

– Какие мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»? (Мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.)

– Как меняется образ рассказчика в конце стихотворения? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще?

– Какое вековое наследство призывает хранить поэт? (Вековое наследствоэто лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование ее красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)

– Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика, то есть между началом и концом, и в нем рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми.

1. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

2. Индивидуальное творческое задание: создать галерею портретов крестьянских детей – героев произведений русских писателей.

Некрасов, «Крестьянские дети»: анализ и краткое содержание произведения

Николай Алексеевич Некрасов — новое течение в истории русской литературы. Он первый ввел тему простого народа и наполнил рифмы разговорными оборотами. Появился быт простолюдинов, так зародился новый стиль. Николай Алексеевич стал первооткрывателем в русле сочетания лирики и сатиры. Он осмелился сменить само ее содержание. «Крестьянские дети» Некрасовым были написаны в 1861 году в Грешнево. Сарай, в котором спал рассказчик, вероятнее всего, находился в Шоде, под домом Гавриила Захарова (его в произведении узнают дети). Во время написания поэт носил бороду, что было редкостью для вельмож, поэтому дети поставили под сомнение его происхождение.

Богатый образ крестьянских детей

Будущий писатель родился в простой, небогатой, но уважаемой семье. Ребенком он часто играл со сверстниками. Ребята не воспринимали его как высшего и барина. Некрасов никогда не отказывался от простой жизни. Ему было интересно познавать новые миры. Поэтому, наверное, он один из первых ввел образ простого человека в высокую поэзию. Именно Некрасов заметил прекрасное в деревенских образах. Позже его примеру последовали и другие писатели.

Несмотря на все проблемы, они счастливы в своем уголке рая. Автор говорит, что таких ребят нечего жалеть и ненавидеть, им нужно завидовать, ведь дети богачей не имеют такого колорита и свободы.

Введение в поэму через сюжет

Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» начинается с описания нескольких предыдущих дней. Рассказчик охотился и уставший забрел в сарай, где и заснул. Его разбудило солнце, что пробивалось в щели. Он услышал голоса птиц и узнал голубей и грачей. По тени узнал ворону. В щель на него смотрели глаза разного цвета, в которых были покой, ласка и доброта. Он понял, что это взгляды детей.

Поэт уверен, что такие глаза могут быть только у деток. Они тихо между собой комментировали то, что видели. Один смотрел на бороду и длинные ноги рассказчика, другой на большую собаку. Когда мужчина, вероятно сам Некрасов, открыл глаза, дети бросились прочь, как воробьи. Как только поэт опустил веки, появились снова. Далее заключили, что он не барин, ведь не лежит на печи и ехал с болота.

Размышления автора

Далее Некрасов отрывается от сюжетной линии и предается размышлениям. Он признается в своей любви к детям и говорит, что даже те, кто воспринимает их как «низкого рода людей», все равно когда-то им завидовали. В жизни бедноты больше поэзии, говорит Некрасов. Крестьянские дети делали вместе с ним грибные набеги, клали змей на перилах моста и ждали реакции прохожих.

Будни крестьянских детей

Далее писатель ведет читателя к реке. Там кипит бурная жизнь. Кто купается, кто делится рассказами. Какой-то мальчик ловит пиявок «на лаве, где матка колотит белье», другой смотрит за младшей сестренкой. Одна девочка делает венок. Другая привлекает лошадь и скачет на ней верхом. Жизнь полна радости.

Самый яркий персонаж поэмы

Следующую часть поэмы часто ошибочно считают отдельным произведением.

Рассказчик «в студеную зимнюю пору» видит воз с хворостом, лошадь ведет маленький человечек. Он в большой шапке и огромных сапогах. Это оказался ребенок. Автор поздоровался, на что мальчик ответил, чтобы тот проходил. Некрасов спрашивает, что он тут делает, ребенок отвечает, что возит дрова, которые рубит отец. Парнишка помогает ему, поскольку в их семье только два мужика, отец и он. Поэтому это все похоже на театр, но мальчик реальный.

Завершение сюжетной линии

Далее автор отрывается от воспоминаний и продолжает сюжет, с которого начинал поэму. Дети стали более смелые, и он закричал собаке по кличке Фингал, что приближаются воры. Нужно прятать пожитки, сказал псу Некрасов. Крестьянские дети были в восторге от навыков Фингала. Собака с серьезной мордой спрятала все добро в сено. Особенно она старалась над дичью, затем легла в ноги хозяина и зарычала. Далее дети стали сами давать команды псу.

Рассказчик наслаждался картиной. Стало темно, приблизилась гроза. Прогремел гром. Упал дождь. Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов остался в сарае и переждал дождь, а потом с Фингалом пошел искать дупелей.

Образ природы в стихотворении

Невозможно не воспеть богатство и красоту русской природы. Поэтому наряду с темой любви к детям произведение Некрасова «Крестьянские дети» прославляет прелести жизни за серыми стенами города.

Важна роль хлеба в поэме. Через взгляд одного из мальчишек рассказчик передает всю святость выращивания зерна. Он описывает весь процесс от бросания семени в землю до выпечки хлеба на мельнице. Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» призывает вечно любить поле, что дает силу и трудовой хлеб.

Присутствие природы добавляет поэме мелодичности.

Тяжелая жизнь некрасовских детей

Судьба крестьянских детей намертво привязана к труду на земле. Сам автор говорит, что они рано познают труды. Так, Николай Алексеевич приводит в пример маленького мальчика, который рано повзрослел. Шестилетний малый вместе с отцом работает в лесу и даже не думает жаловаться на свою жизнь.

Освещение образовательного вопроса

Кроме этого, возникает проблема образования в поэме, которую поднимает Некрасов. Крестьянские дети лишены возможности учиться. Они не знают книг. И рассказчик волнуется за их будущее, ведь знает, что только Богу известно, вырастет ребенок или умрет.

Поэма — ода простым детям. После ее опубликования в 1861 году весь богатый мир узнал — чудны крестьянские дети. Некрасов возвысил простоту бытия. Он показал, что во всех уголках страны живут люди, которые, несмотря на свой низкий социальный статус, отличаются человечностью, порядочностью и другими благодетелями, о которых уже начали забывать в крупных городах. Произведение имело фурор. А его актуальность остается острой и по сей день.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector