Анализ современных игр детей - Оappendicite

Анализ современных игр детей

Анализ современных игр детей

Педразвитие

Автор: Ротова Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №47 «Гусельки»
Населённый пункт: г. Сургут ХМАО–ЮГРА
Наименование материала: Круглый стол для педагогов
Тема: «Современные тенденции игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 20.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Цель: повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме формирования

игровой деятельности современных дошкольников.

Детство — это не только беззаботная пора в жизни человека, но и период интенсивного

формирования личности. То, что не сложилось в детстве, уже не восполнить взрослому

человеку. Надо помнить: отнимая у ребенка игру — мы крадем мир детских переживаний,

Что такое «игра» и «игрушка» и почему она нужна дошкольнику? (вопрос педагогам)

Игра — самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста.

Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя

развитию воображения ребёнка, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со

Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и

эстетического воспитания дошкольников. Личностные качества ребёнка формируются в

активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе

становиться ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,

особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой

ведущей деятельностью является игра. Уже на младших возрастных ступенях именно в

игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию

общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности,

тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование

поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции.

Важной частью игры является сознательное отношение детей к выполнению правил

ролевого поведения, которое отображает глубину освоения действительности. Роль

призывает детей подчиняться определённым правилам поведения и следовать социальным

В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции

исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ

практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия

между признанием роли игры в развитии ребенка дошкольного возраста и явным

перевесом в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного

Сюжетным творческим играм уделяется немного времени, а их содержание часто не

соответствуют особенностям субкультуры современного ребенка. Руководство

играми дошкольников в детском саду несет на себе отпечаток излишнего дидактизма и

осуществляется по аналогии с проведением учебных занятий, часто на устаревшем и

неинтересном современным детям содержании в строго регламентированной предметно-

игровой среде. Следовательно, игровая деятельность не становится источником

самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в

развитии психики дошкольника.

При изучении игры исследователи сталкиваются с многомерностью ее проявлений,

хрупкостью ее феномена. Во многих языках понятие «игра» передается словами,

одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра-деятельность,

которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом

Каково развитие игры на современном этапе? В чем причины? (вопрос педагогам)

Между тем культура игры в современном мире теряет свои позиции.

Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник

развития живое общение и игра. Современный ребенок все реже включен в отношения

сотрудничества, взаимовыручки, партнерства.

Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения,

большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование. Утрачивается передача

традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям. Телевизор или компьютер

ныне лучший друг ребенка, они формируют совершенно определенного взрослого.

Получается, что современное общество ориентирует своих членов на индивидуальность.

Сегодня мы не увидим такой игры, как ее описывал Даниил Борисович Эльконин.

Сегодня ролевые игры, даже если и возникают, отличаются однообразием. Изменение

социокультурных условий жизни детей, которое интенсивно происходит в последнее

время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а

также уровня ее развития. Какие же сюжеты предпочитают разворачивать современные

Принципиальное отличие игры современных дошкольников двойственно: с одной

стороны, появились игры, заимствованные из мультфильмов, очень популярны игры в

супергероев, черепашек-ниндзя, человеков-пауков, фей Винкс, которых можно

представить типичным набором простых действий или фраз. Отношения между

С другой стороны дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Жизнь

взрослых перестает быть содержанием игр. Место близких взрослых начинают занимать

виртуальные персонажи. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных

Ещё одной из причин исчезновения игры, можно назвать современный рынок

В последнее время дети не знают, чем занимаются их родители. В графе должность —

риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д. родители не могут внятно объяснить ребенку,

чем они занимаются. От детского наблюдения ушли профессии продавца, портного, и т. д.,

а между тем условия для этих игр создаются, во многих садах существуют искусственно

созданные игровые зоны, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса.

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры

знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т. д.). При организации

таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, более

типичный образ магазина – это супермаркет. Вместо обычной парикмахерской ребёнок

чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг. Под влиянием широкого

ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в

игровом репертуаре ребёнка появляются новые игровые темы: «Книжный

супермаркет», «Туристическое агентство» и др.

Особого внимания заслуживает и родительская позиция: формировать отношение к

игре как к способу развития. В обществе повышается ценность ранних интеллектуальных

достижений, но значение межличностного и нравственного формирования личности, что

так необходимо для игровой деятельности, снижается. Организация содержательных игр

на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются

основой построения сюжета. Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него

представлений образа взрослости, является препятствием для развития профессиональных

и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых.

Нудно ли учить детей играть? (вопрос педагогам)

Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой. Придумывая игры,

дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. Часто игра

сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, Барби в

детской субкультуре считается престижным.

Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать игровой

сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится

в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Общение с детьми во

дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице.

Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной

мере проникнуть «духом игры».

Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт

ребенку должен передать воспитатель детского сада. Но как не печально, в том, что дети

не умеют правильно играть, виной становится и сам воспитатель, т. е. его низкая игровая

грамотность, игровая культура. Обучение игре представляет собой механизм естественной

помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие

воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей

и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для

ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые

умения. Ещё одной из проблем игры детей дошкольного возраста является неоднозначное

отношение взрослых к играм современных дошкольников, проявляющееся в запрете

педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от

взрослых, чем это было ранее.

Самоценность сюжетных игр детей свидетельствует о том, что они должны занимать

одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует применения

особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего

взаимодействия педагога и ребенка.

Игра, включающая построение отношений, может влиять на психическое развитие

ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии с

взрослыми, сверстниками, и стремиться познать социальную реальность, окружающую

его. Иначе в школу пойдут не доигравшие дети, не научившиеся регулировать свое

поведение, оценивать себя и контролировать свои желания.

Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы игры

современных детей дошкольного возраста есть, и они очевидны:

1. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую

сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты

2. У большинства современных дошкольников игра не достигает своей развитой

3. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль

лидера, не отступиться от правил игры.

4. Уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их

сверстников середины прошлого века.

Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного

и ответственного отношения к игре дошкольников — как у педагогов и родителей, Нельзя

ждать от игры некоего чуда: дали детям игрушки и их развитие стало набирать обороты.

Игра, как и любой вид человеческой деятельности, передается людьми умеющими играть.

Не все дети это умеют. Поэтому роль умелого партнера по игре должен взять на себя

Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для

личностного развития подрастающего поколения.

«Современные тенденции игровой деятельности детей

Альманах педагога

Автор: Гусарова Марина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №5 «Родничок»
Населённый пункт: Московская область г.Луховицы
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности игры современных дошкольников»
Дата публикации: 26.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Особенности игры современных дошкольников

психологии, ведущей деятельностью дошкольника является ролевая игра.

воображение, образное мышление, самосознание и пр. Особое значение игра

имеет для становления самых разных форм произвольного поведения детей –

выделяется ребенком в игре.

Одним из главных положений концепции игры выдающегося теоретика

отношений. Игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает

игровой деятельности дошкольника.

Однако исследования игры Д.Б. Эльконина проводились в 60-70 годах,

другими. С тех пор произошли значительные изменения в нашем обществе, в

отношениях между людьми и в условиях жизни детей. Эти изменения не

могли не отразиться на игре детей. Характер этих изменений чрезвычайно

важно понять, по крайней мере, по следующим причинам.

Во-первых, особенности игры современных дошкольников отражают

представлений и пр.

специфику самого этого общества.

ребенка чрезвычайно важен для дошкольного воспитания, для построения

новых методов педагогики игры.

Однако, несмотря на важность этой задачи, серьезные психологические

настоящее время отсутствуют. Вместе с тем, родители и воспитатели детских

изменения в играх дошкольников.

Наиболее явное изменение, которое фиксирует большинство опытных

дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали

продолжительности) сюжетно-ролевые игры. В качестве главной причины

обычно называют недостаток времени на игру. В большинстве детских садов

режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остается

не менее часа. Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут

конструкторы и пр.

детские сады, где игровой деятельности детей уделяется большое внимание,

и ролевая игра принимает развернутые формы. Дети, живущие в нормальных

семейных условиях, тоже, как правило, любят и умеют играть в ролевые

исключение, чем правило. Нас же интересует более широкая и обобщенная

картина того, во что и как играют современные дошкольники.

Причины ухода игры из дошкольного детства достаточно очевидны.

деятельности. Игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение,

как бесполезный досуг, которому противостоит целенаправленное обучение и

овладение полезными навыками. Этому во многом способствует ориентация

взрослых (родителей, педагогов, специалистов) на обучение дошкольников.

вытесняет игру. Раннее обучение для большинства родителей представляется

более важным и полезным детским занятием, чем игра. При этом образование

понимается преимущественно как усвоение знаний и приобретение учебных

учебной деятельности вытесняют игру из жизни и образовательного процесса

независимо от каких-либо педагогических воздействий взрослых, поскольку

многодетных семьях и других разновозрастных группах). В настоящее время,

старшими практически отсутствуют, естественные механизмы трансляции

игры нарушены, а взрослые не могут взять на себя функцию приобщения к

превращаются в товар, который взрослые приобретают для детей. Игрушки

внутренней активности детей.

экспансией современных СМИ и видеопродукции для детей. Доминирующим

достоинства и развивающий потенциал которых в большинстве своем весьма

сомнительны. Это занятие интенсивно вытесняет игру как более активную и

творческую форму деятельности.

образования является подмена игры игровыми формами обучения. Игра как

бы не исчезает, а становится средством обучения, т. е. более «полезной» и

дошкольной педагогике значение игры не отрицается, а, напротив, постоянно

подчеркивается. Однако значение игры преимущественно рассматривается

как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений,

частности, свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы,

в которых, так или иначе, присутствуют термины «игровая форма», «игровые

средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр. Игра подменяется

игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все

более становится не самостоятельной деятельностью (притом ведущей), а

В играх у детей формируется внимание, активизируется память, развивается

межличностное взаимодействие. В игре впервые возникает потребность в

сравнению со способностями других участников.

социальный опыт. Значение игры настолько велико, что её можно сравнить

только с обучением.

Игра для ребенка то же самое, что планирование своей деятельности

подготовиться, в уме просчитать, прорепетировать, что мы будем говорить и

делать. Если не готовимся к важным вещам, то можем попасть в неприятную

потренироваться в детстве на игрушках, то во взрослой жизни чувствует себя

неуверенным, может оказаться не на высоте. Может, поэтому взрослые, рано

лишившиеся детства, доигрывают, нагоняют упущенное и в 30, и в 40 лет, и

пока не натренируются, не чувствуют себя по-настоящему зрелыми.

Детская ролевая игра (в доктора, школу, дочки-матери, войнушка и

прочие сюжетные игры) может сделать то, что не в силах исполнить самый

профессиональный учитель. С ее помощью ребенок учится с легкостью и

сосредоточиться волевым усилием. В одной игре надо сидеть как мышка и не

концентрация. В другой игре надо запомнить волшебные слова, чтобы найти

пропустить своей карточки в лото, потому что выиграет тот, кто первым

закроет свою большую карту. Так развивается внимание. И так далее.

продуктивным в следующих направлениях:

1) изучение особенностей игры как одного ребенка в его индивидуальной игре,

так и в коллективной игре с другими детьми и обсуждение зависимости

(или независимости) уровня развития игры ребенка от включения его в

игру с другими детьми;

2) изучение особенностей игры детей в разновозрастных и интеграционных (где

развитием) группах, когда партнеры по игре имеют различия, связанные с

о собенно стями,

физическими ограничениями и т.п.;

психологических возрастов (в том числе вопроса о том, почему возникает в

определенный момент между определенными детьми игровая ситуация и

почему, из-за каких внешних или внутренних событий она завершается);

4) изучение особенностей игры ребенка или группы детей в зависимости от

игрового материала, который используется в игре (игровой материал в

данном контексте понимается предельно широко);

5) изучение особенностей игры ребенка или группы детей в помещении и на

АНАЛИЗ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОЛЬ В ДЕТСКОМ ДОСУГЕ

Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема

Отношение к компьютерным иг-рам в российском обществе неоднозначное — от критических высказыва-ний об их качестве и о том, что эти игры — скорее «умственный протез», чем средство интеллектуального развития, поэтому от них нельзя ничего хорошего ждать для наших детей, до восторгов по поводу возможностей их применения в обучении, в сфере досу-га. Педагоги, психологи, социологи, работники культуры и другие специа-листы как в России, так и за рубежом анализируют положительное и отри-цательное воздействие компьютерных игр на ребенка. [16, c.36]

Что можно сказать о человеке, иг-рающем в компьютерные игры? Ответ на этот вопрос дают психологи. И.В. Бурлаков, автор готовящейся к изда-нию книги «Психология компьютер-ных игр», отвечает на этот вопрос так: «Он не христианин — он верит в переселение душ. Агрессивен и умеет извлекать пользу из своей агрессии. Желает знать, что та-кое «смерть». Принимает неклассиче-ское искусство и символизм. Владеет системным анализом и чувствует себя как дома в многомерном пространстве. Склонен к шаблонам в мышлении: воспринимает жизнь как лабиринт, делит ее на уровни, и «живое» для не-го— это то, что движется «как живое». Когда не хватает душевной культуры, использует компьютер, чтобы спра-виться с собственной психикой».

Надо ли приучать ребенка к ком-пьютеру, не будет ли это вредно для его здоровья? О.С. Фомичева счита-ет, что обращение к компьютеру ус-пешно лишь тогда, когда ребенок сложился как думающая личность и активный читатель, когда он уже уме-ет размышлять и анализировать про-читанное, когда у него сформирова-лось такое понятие, как «свободное время». [16, c.37]

Между тем, согласно исследовани-ям ученых, компьютер становится доступным пониманию детей начиная с пяти лет. В США, Великобритании, Франции, Бельгии уже имеются про-екты его внедрения в начальной шко-ле и в дошкольных учреждениях, по-скольку он развивает творческие спо-собности ребенка, а игры помогают быстрее освоить компьютер.

Не так давно компьютерные игры введены в разряд олимпийских видов спорта. [16, c.37]

Как бы ни относиться к компью-терным играм, не замечать сейчас этого явления просто нельзя, тем более что в последние годы наблюдается оживление деятельности российских производителей компьютерных игр. Сегодня они уже не просто довольст-вуются продукцией западных фирм, а делают попытки развивать отечест-венную компьютерную игроиндустрию. Успешно разрабатываются и тиражируются развивающие компью-терные игры для малышей (россий-ские компании «Букашка», «Руссобит -М», «Медиахауз» и др.). Например, удачна и сюжетно хорошо выстроена серия игр о Пятачке компании «Бука»: «Пятачок и разные звери», «Пя-тачок в Волшебном лесу», «Пятачок в Затерянном мире», игра-квест по мо-тивам мультфильма «Новые Бремен-ские» этой же компании. Появляют-ся компьютерные игры для всей се-мьи (например, разработка «Дока Медиа» «Королевство снов, Эпизод 3: Дремучие Леса»— игра, где идет борь-ба со злом, но при этом нет насилия, убийств, взрывов). Таких игр, правда, пока немного. Гораздо чаше усилия разработчиков направлены на созда-ние досуговых игр. В России это чаше всего русский «кич» — «народно-блатные — хороводные гамес», как в отдельных изданиях («Горький 17», «Штырлиц»), так и в Интернете. Все эти игры становятся доступными школьникам, не только имеюшим компьютеры, но и пользующимся ими у друзей, в школах, компьютерных клубах (последние отданы в частные руки, подчас работают круглосуточно, и их деятельность никем и никак не контролируется). [16, c.38]

Бесконтрольное многочасовое вре-мяпрепровождение, ставшее повседневностью для многих подростков, ог-ромный интерес к сюжетам, посвященным борьбе с терроризмом, когда даже справедливое возмездие требует, чтобы игрок убивал, неизменно при этом стреляя в голову, вызывает тре-вогу по поводу духовного развития и нравственного здоровья детей и должно стать объектом пристального внимания широкой общественности. Веское слово должны сказать психо-логи, врачи, ученые, журналисты, педагоги, причем не только в специаль-ных изданиях, но и ориентируясь на массового зрителя, слушателя, доходя до сознания каждого ежедневно и ежечасно. Например, согласно иссле-дованиям японских ученых, у детей, проводящих много времени за элек-тронными играми, не развиваются лобные доли мозга, которые влияют на управление поведением, эмоциями и способность к обучению. По их прогнозам, проблемы «нового поколения», увлекающегося компьютер-ными играми, могут быть весьма серьезными для всех: повысится уровень насилия в обществе, поскольку эти люди не смогут в должной мере кон-тролировать свое поведение. [16, c.38]

К сожалению, российская общест-венность в силу незнания и недооцен-ки явления на это предостережение не реагирует. Проблема компьютерных игр волнует у нас сегодня прежде все-го родителей, которые справедливо полагают, что если ребенок не овладе-ет компьютером (а игры способствуют его освоению), то он не впишется в общество и не сумеет занять в нем подобающее место. Эту точку зрения по-догревают фирмы-разработчики и поставщики компьютерных игр, заявля-ющие примерно следующее: «Если чрезмерная увлеченность Вашего ре-бенка компьютерными играми вызы-вает у вас беспокойство, постарайтесь приобщить его к более серьезным и здоровым занятиям: картам, вину, де-вочкам». Искусственно нагнетается атмосфера ожидания все новых и но-вых игр.

Термин «сюжет», обычно обозна-чаемый как развитие действий и ход событий в произведении, в компью-терных играх имеет особую специфи-ку в связи с тем, что в них важны не только сами события в жизни персо-нажей, но и то, каким способом и в каком порядке они действуют и как сообщается об этом игроку. [16, c.39]

Характерной особенностью ком-пьютерных игр является введение в сюжет определенных уровней, мис-сий, территорий, миров, пространство которых может расширяться не только с помощью трехмерного изображения, но и благодаря предусмотренным в игре возможностям испробовать вари-анты решения одной задачи, выбрать разную степень сложности игры. По-скольку способом построения многих игр является принцип от первого лица, игрок имеет возможность видеть мир глазами своего героя, наблюдать его как бы «со стороны», «из-за плеча», «с высоты птичьего полета», в изометри-ческой проекции ( одновременно сверху и со стороны), что позволяет ему расширить угол зрения, заранее планировать ходы. Особое значение придают создатели игр разработке иг-ровой среды, которая в игре, как пра-вило, должна быть реальнее и ярче, чем на самом деле. Необходимо со-здать иллюзию настоящей жизни, в которой игрок является лишь одним из многочисленных персонажей, что-бы он мог погрузиться в игру и забыть, что это игра. [16, c.39]

Философские понятия «жизнь» и «смерть» в компьютерных играх носят условный характер. Как отмечает Е.Л. Болескина, человеческая жизнь как существование биологического организма в игровой реальности отрицает-ся. Жизнь можно «тиражировать» наряду с бессмертием. Меняется отно-шение к насилию, ведь именно по факту уничтожения начисляются оч-ки. [16, c.39]

Как и в любом художественном произведении, в игре приобретают особую значимость волшебные персо-нажи, таинственность (например, в «Некромиконе»), художественные детали, личное участие, сопричастность к событиям, эмоциональная вовле-ченность игрока. Один из создателей широко известной игры Half-Life (жанр приключений) Гэйб Ньюэлл справедливо отмечает, что очень важ-но для создания полноценной игры найти свежую и оригинальную идею. Такой идеей стал анализ эмоций, вы-званных чтении книг Стивена Кинга, в частности его рассказа «The must» («Туман»). Была поставлена задача определить ощущения, которые долж-на вызвать игра: «Мне понравилась основная идея — привычный мир вне-запно становится неуправляемым и необычным. Например, в бакалейной лавке вдруг появляется чудовище со щупальцами. Научная фантастика в этой книге смешана с ужасами, а я это обожаю. Главный персонаж осознает, что помощи ждать неоткуда, что лю-ди, которых он считал друзьями, обер-нулись против него, и придется выка-рабкиваться самому, а истинный мас-штаб катастрофы долгое время неизвестен. Мы также ввели в игру симпатичных и доброжелательных персонажей, с которыми происходят ужасные веши. Мы хотели столкнуть игрока с неподдельной горечью утра-ты и заставить его почувствовать ре-альную опасность. В сюжете игры много неоднозначных моментов, и иг-рок может достраивать историю само-стоятельно — так, как ему больше нра-вится». [16, c.40]

Сюжетообразующими основами яв-ляются идея, цель игры (цели и ценно-сти), ее общий настрой; герой, попытка отождествления себя с героем; захваты-вающее начало, зачин (как в «Мах Payne»); оригинальное построение («Пятачок и разные звери»); возможность для творчества игрока, для выбо-ра варианта игры, решения; возможность выигрыша при выборе любого из вариантов; достаточная сложность, экстремальность и напряженность иг-ры для достижения удовлетворения от нее; диалогичность, приближенность к разговорной речи; эффект присутствия; юмор; зрелищность; динамич-ность.

Исследователи, например Е.Л, Болескина, отмечают стереотипные об-разцы игровой реальности во многих играх: набор ценностей, близких к ценностям массовой культуры, эгоцентричность целей, когда на первое место выходят достижение богатства, власти, лидерства, победы любой це-ной, а гуманистические ценности от-ходят на второй план. Разработчики компьютерных игр попытались соста-вить классификацию досуговых компьютерных игр, включив в нее восемь основных видов игр с подтипами: экшен-игры (Action) и аркады (Arcade): трехмерные (3rd), шутеры («стрелял-ки») от первого лица, драки (прямой контакте противником), «платформеры», игры с видом от третьего лица (или «из-за плеча»); стратегии: поша-говые (или походовые), в реальном времени (real-time strategy RTS); квес-ты (Quests, Adventures); ролевые игры (RPG); спортивные игры; симуляторы (имитация различных видов техники, мира животных и др.); головоломки; музыкальные игры.

Поскольку классификации разви-вающих игр пока не существует, обра-тимся к опыту их систематизации в Центральной детской библиотеке им. А.С. Пушкина (Санкт-Петербург). В фонде аудиовизуальных материалов этой библиотеки, составляющем бо-лее 1 тыс. изданий, насчитывается бо-лее 300 названий развивающих игр. Подавляющее большинство игр со-ставляют именно развивающие, и они же пользуются наибольшим спросом у детей и подростков. Конечно, это не означает, что досуговые игры школь-ников не интересуют. Но в библиоте-ке мало таких игр. Отчасти потому, что она имеет право приобретать толь-ко лицензионные экземпляры, кото-рые дороги, а объем финансовых средств библиотеки ограничен. Но и сами библиотекари справедливо счи-тают: игры должны быть не пустым времяпрепровождением, а развивать и обогащать детей, способствовать их нравственному развитию, о чем разра-ботчики досуговых игр думают, как правило, в последнюю очередь. В биб-лиотеке составлен аннотированный каталог для читателей, где выделены следующие издания, включающие развивающие игры.

Г. Остер считает, что компьютер расши-ряет возможности сотворчества писа-теля и читателя, дает возможность об-щаться с читателем на более высоком уровне, так как читатель может в лю-бой момент изменить направление чтения, воздействуя на развитие сю-жета произведения. Привлечение та-лантливых писателей к созданию ком-пьютерных игр, изучение их отноше-ния к роли компьютера в творчестве (что, впрочем, является темой уже другого исследования) могло бы су-щественно улучшить качество игр. [16, c.40]

Вывод: дети хотят играть. Но про-изводство и распространение игр на-ходятся в руках взрослых. И только от них зависит, какие это будут игры, ка-кое место им будет отведено в жизни ребенка и какое влияние они на него окажут.

Дети используют компьютер чаше всего как средство развлечения или общения, вот почему их так привлека-ют игры. Главное, что должно волно-вать педагогическую и библиотечную общественность, — моральные аспек-ты компьютерных игр, поскольку пря-мая и косвенная информация, прихо-дящая к ребенку в процессе игры, ока-зывает на него сильное влияние. Поэтому так важны отбор игр и ин-формационная и консультационная помощь детских библиотек родите-лям, учителям, читателям по выявле-нию и распространению лучших игр для детей. Важно, чтобы игры стали лишь началом обстоятельного знаком-ства с компьютером, а далее пользова-тели получат представление о его по-истине безграничных возможностях в открытии новых миров знания, не ме-нее увлекательных, чем сами игры. [16, c.40]

Состояние игровой деятельности современных дошкольников

Особенности игры современных дошкольников были исследованы в работе Е. О. Смирновой и О. В. Гударевой «Игра и произвольность у современных дошкольников» [1] . Опираясь на выделенные Д. Б. Элькони- ным уровни, авторы попытались оценить содержание игры современных детей трех возрастных групп: средней (от 4—5 лет), старшей (5—6 лет) и подготовительной (от 6—7 лет.) В специально отведенное время небольшой группе детей (четыре — пять человек) в знакомом помещении детского сада предлагалось поиграть в любую игру. Характер игровой деятельности каждого ребенка соотносился с одним из уровней игры и квалифицировался как роль в действии, роль в сюжете и роль в отношениях.

Результаты наблюдений показали, что у большинства современных детей 4—6 лет игра сводится к однотипным несложным сюжетам и отдельным репликам, адресованным партнеру. Высший уровень развития игры, когда ярко выражены ролевые отношения и поведение детей взаимосвязано с партнерами (игра-отношение), появляется только у отдельных детей после 5 лет.

Следующий вопрос, который исследовался в данной работе: как отражается снижение уровня игры на становлении одного их главных новообразований дошкольного возраста — произвольности.

В качестве доказательства ведущей роли игры в становлении произвольности часто приводят работу 3. В. Мануйленко (1948) [2] . В этой работе в качестве показателя произвольного поведения выступало время сохранения позы неподвижности, которое выявлялось в игре (при выполнении роли часового) и вне игры (по просьбе взрослого). Результаты показали, что в период расцвета ролевой игры (в 4—5 лет) время сохранения позы в игре более чем в три раза превышает тот же показатель в неигровой ситуации. К 6—7 годам, благодаря стремительному нарастанию неигровой произвольности, эти показатели сближаются и время сохранения позы в игровой и неигровой ситуациях практически сравниваются.

В данной работе игровая роль выступает в качестве внешнего средства, задающего зону ближайшего развития, которое в последствии «вращива- ется», интериоризируется. Благодаря этому произвольность превращается в личностную способность, независимую от конкретной ситуации.

Описанные эксперименты проводились в середине прошлого века, когда количество и качество игровой деятельности было значительно выше. Сохранились ли эти закономерности в наши дни? Для ответа на эти вопросы был проведен эксперимент, воспроизводящий методику 3. В. Мануйленко. Для того чтобы приблизить сюжет игры к современным условиям, детям предлагалась не роль часового, а роль «охранника, который охраняет банк от рэкетиров». Суть ролевых действий от этого не менялась, а содержание роли становилось более понятным. В остальном ситуация эксперимента, исследуемые возрасты, наблюдаемые показатели и их обработка в точности повторяли исследование Мануйленко.

Однако полученные данные дошкольников XXI в. принципиально отличались от результатов детей середины прошлого века. На рис. 1.3 представлена динамика произвольного поведения в игре и вне игры у дошкольников двух поколений. Представленный график наглядно отражает ряд существенных различий в уровне развития и в динамике произвольного поведения.

Во-первых, у современных дошкольников значительно ниже абсолютные показатели произвольного поведения. Даже в подготовительной группе наши дети не способны удерживать позу более 3 мин, в то время как их сверстники прошлого поколения спокойно выдерживали позу неподвижности в среднем 12 мин. Эти различия явно свидетельствуют о снижении способности к самоконтролю и к управлению своим поведением.

Рис. 1.3. Показатели произвольности у детей двух поколений:

— длительность сохранения позы вне игры 55 лет назад;

— длительность сохранения позы при выполнении роли в игре 55 лет назад;

— длительность сохранения позы вне игры (совр.);

— длительность сохранения позы при выполении роли в игре (совр.)

Второе явное различие касается возрастной динамики произвольного поведения. Если по данным Мануйленко у ребенка от 4 до 7 лет способность к произвольному поведению резко нарастает (время сохранения позы увеличивается почти в 20 раз), то у современных детей на протяжении того же возраста сдвиги гораздо более скромные. Возрастная динамика здесь выражена значительно меньше.

Наконец, третье различие связано с соотношением игровой произвольности и неигровой. Неразвитая игра, которая была зафиксирована у большинства современных дошкольников, не задает зону ближайшего развития — показатели произвольного поведения в игре и вне игры практически не различаются.

Вместе с тем у детей с высоким уровнем развития игры время сохранения позы неподвижности в игре было значительно выше, чем вне игры. Эти данные подтвердили предположение, что только при достаточно высоком уровне развития игровая деятельность определять развитие произвольности ребенка и вообще может иметь статус ведущей.

Уровень сюжетной игры современных дошкольников исследовался также в работе Е. О. Смирновой и И. А. Рябковой. Анализ игры старших дошкольников (рис. 1.4) показал, что у большинства из них (60—65%), уровень развития сюжетной игры находится на низком уровне, средний встречается реже чем в два раза (25—30% детей). Высокий уровень зафиксирован только в единичных случаях.

Рис. 1.4. Показатели уровня развития игры:

— высокий уровень; — средний уровень; — низкий уровень

Роль у половины детей выражалась исключительно в выполнении предметных действий: мальчики возят машинки по ковру наперегонки, две девочки причесывают куклу-манекен, девочки укладывают игрушечного котенка спать и т.п. При этом дети не называли себя игровыми именами и не вступали в ролевое взаимодействие с партнерами. Действия детей были однообразными и повторялись несколько раз. Игра детей, как правило, была кратковременной, легко прерывалась.

У 45% детей роль осуществлялась через последовательность действий, (т.е. выполнение действий, соответствующих сюжету). Например, в игре в доктора и больного, продавца и покупателя, водителя и пассажира дети действовали в соответствии с логикой роли, не проявляя инициативы к взаимодействию или творческому построению сюжета — игра носила формальный характер.

Только у 5% детей была ярко выражена эмоциональная вовлеченность в игру и наблюдались элементы творческого отображения событий и отношений.

Игровые действия. У подавляющего большинства дошкольников количество игровых действий крайне низкое. 90% детей воспроизводит в игре не больше пяти (например, девочка в роли парикмахера подготовила рабочее место, постригла и причесала клиента, покрасила ей ногти). Более развернутый сюжет, включающий 6—10 игровых действий, встречался только у 10% детей. Более 10 игровых действий никто из участвующих в исследовании игры не продемонстрировал.

Игровое взаимодействие в основном находится на низком уровне — у 60% старших дошкольников количество обращений и ответов от имени роли не превышает пяти за 30 мин. Например, в течение получасовой игры ребенок может всего трижды обратиться к партнеру от имени роли. Часто дети только договаривались о действиях, но в ролевое общение не вступали.

Только около 5% детей имели высокое число обращений или ответов партнеру по игре.

Предметное замещение почти не встречалось, чаще всего дети использовали реалистичные игрушки (60%), что, однако, может быть связано с особенностями предметной среды детских садов.

Скорее всего, по тем же причинам дети редко организовывали пространство игры — около 70% детей использовали исключительно реальное пространство. Это были преимущественно стационарные игровые уголки (кухонная плита, прилавок магазина, парикмахерская и пр.). Только 10% активно преобразовывали среду в соответствии с собственными задумками.

Следует отметить, что у многих детей уровень разных параметров игры совпадал. Высокий или средний уровень принятия игровой роли связан с соответствующими уровнями взаимодействия, использования предметов, развернутости сюжета и т.д. Приведем примеры среднего и высокого уровня развития игры.

Марина: У нас есть пепси-кола и картошка фри, еще мороженое (делает вид, что пишет заказ).

Оксана: Я буду мороженое и пепси.

Федя: А мне фри и пепси.

Марина уходит в угол, где конструктор.

Федя: И мне пепси. (Кричит.) Давай побыстрее!

Марина: (возвращается с подносом, а на нем колечки от конструктора и кубики) Вот пепси, мороженое (ставит все па стол).

Дети делают вид, что едят. После этого Марииа-официантка еще три раза выполняет заказы посетителей. Игра продолжается 17 мин.

В данном примере основная задача играющих — изобразить общую картину и реализовать сюжет. Ролевые действия детей взаимосвязаны и воссоздают реальную логику ролевых отношений. Вместе с тем игра носит формальный характер, действия однообразны, сюжет не развивается.

Высокий уровень развития игры

Две девочки Мила (5,6) и Катя (5,8) играют в дочки-матери.

Катя: Я твоя мама, а ты моя дочка.

Мила: Давай, как будто мне 3 годика, и я маленькая, даже в детский садик не хожу.

Катя: Ладно. (Говорит другим голосом.) Доченька, нам нужно купить продукты: хлебушка, молочка, колбасы. Я буду готовить обед. Мы пойдем в магазин, давай одеваться. Одевайся тепло, там не жарко.

Мила: (говорит детским голосом) Мамочка, я надену курточку и сапожки.

Катя: Надо резиновые, на улице лужи, и поторапливайся. У нас мало времени. Скоро придет папа с работы, а у нас ничего не готово. Давай как будто магазин у нас на диване.

Идут в «магазин», держась за ручки. Мила идет на корточках, как маленькая. Подходят к дивану, где лежат разные предметы.

Катя: (берет кубик, карандаши, коробки из-под йогурта) Вот молочко, йогурт, хлебушек (Обращается к Миле.) Доченька, на тебе мороженое на палочке (протягивает карандаш, гладит по голове Милу).

Мила изображает, что ест.

Катя: Идем домой, милая (возвращаются). Доченька, сейчас мы поедим и спать (делает вид, что кормит дочку). Ой, наверно папа звонит (подходит к телефону, берет трубку). Привет. Мы сейчас поедим и спать. А ты после работы приходи домой. Мы тебя ждем.

Мила: (плаксивым голосом) Мамочка, я хочу спать.

Катя: Сейчас, доченька, но сначала помыться нужно.

Мила: А давай я как будто не люблю мыться и отказываюсь.

Катя: Давай, а я тебя уговариваю.

Мила: (плаксивым голосом) Не хочу мыться, мыла боюсь, спать хочу. И т.д.

В этом примере очевидны эмоциональная включенность в игру, выраженность отношений между играющими, ролевой и реальный диалог, использование предметов-заместителей, создание игрового пространства и т.п.

Однако такой уровень игры наблюдался только у 5% детей. Большинство же старших дошкольников, как уже отмечалось, продемонстрировало низкий уровень игры.

Сюжеты игр дошкольников были однообразными и чаще всего носили реалистичный и бытовой характер (семья, доктор, парикмахерская).

В ходе наблюдения были отмечены некоторые факторы, влияющие на игру детей. Среди них предметно-пространственная среда в группе. Жестко структурированное пространство (уголки для сюжетной игры), обилие реалистических игрушек, наличие закрытых игрушек (например, механические кассы, выбивающие чеки, или головы-манекены с волосами) стимулировали детей к однообразным действиям и манипуляциям, делали игру более примитивной и менее творческой. В тех группах, где имелись более открытые и адекватные игрушки, где игровое пространство имело большую площадь и было менее фиксированным, сюжетная игра была более развитой. Еще один важный фактор, влияющий на игру, — позиция воспитателя. В тех группах, где воспитатель занимал нейтральную позицию (т.е. занимался своими делами), был зафиксирован самый низкий уровень игры.

Таким образом, данные исследования показали, что уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века. Вместе с тем в современной дошкольной педагогике значение игры ни в коем случае не отрицается, однако рассматривается преимущественно как чисто прикладное, дидактическое.

  • [1] Смирнова Е. О., Гударева О. В. Игра и произвольность у современных дошкольников //Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 91 —103.
  • [2] Мапцйленко 3. В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста //Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector