Анализ работы воспитателя одаренными детьми - Оappendicite

Анализ работы воспитателя одаренными детьми

Анализ работы воспитателя одаренными детьми

Анализ работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования

Ф. И. О. автора: Цымбал Людмила Борисовна.

БОУ ДО «Дом детского творчества» Полтавского района Омской области.

Педагог дополнительного образования.

Анализ работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования.

Работа с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития страны.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.

В Доме детского творчества занимается 1250 детей по 7 направленностям, есть четкие фиксированные группы.

Образовательные программы наших объединений рассчитаны на срок от 1 года до 4 лет. При работе с одарёнными детьми для каждого из них разрабатывается свой индивидуальный образовательный маршрут, который определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребёнка.

С каждым обучающимся этой категории ведётся индивидуальная работа, которая основывается, прежде всего, на раскрытии его уникальных способностей.

Работа по выявлению одарённых детей в объединении основывается на:

диагностике данных (тесты, анкетирование), позволяющих судить о наличии одаренности,

достигнутых практических результатах в освоении образовательной программы,

итогах конкурсов и выставок,

целенаправленном педагогическом наблюдении,

выявлении мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;

В работе с одарёнными детьми мы, педагоги Дома детского творчества, создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.
Одарённый ребёнок может отличаться своеобразными способами деятельности. Уровень его способностей значительно выше среднего. Поэтому главная наша педагогическая задача смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Ребёнок, который впервые пришёл в Дом детского творчества, ищет у нас реализации своих творческих способностей. Он тянется к искусству, пробует себя в различных направлениях декоративно прикладного творчества. И здесь важно направить этого ребёнка, помочь выбрать тот вид деятельности, в котором он сможет раскрыться, реализовать свои возможности, почувствовать себя успешным, увлечься этим занятием и достичь определённых результатов. Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию.
Для успешной работы с таким ребенком мы стараемся дать ему возможность проявить себя, почувствовать вкус успеха и поверить в свои силы. Стимулируем участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, где такие дети могут показать свои неординарные способности. Это является хорошей мотивацией для их творческого роста. Такие мероприятия очень важны для одарённых детей ещё и потому, что общаясь с близкими по духу людьми, они находят новые идеи, приобретают опыт, получают необходимое для них вдохновение.

В Доме детского творчества существует своя система учёта личностных достижений детей.

Например, мы в своих объединениях в течение учебного года проводим выставки, с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также для выявления и развития творческих способностей учащихся. Выставки, могут быть персональными или коллективными, соответствуя разделам образовательной программы.

В наших объединениях учащиеся по желанию заводят «дневники успешности», в которых ведётся учёт проделанной работы. В этих дневниках есть графа «самооценка», где ребёнок по 10-бальной шкале может оценить свою работу на занятии. Что тоже способствует успешности и учит детей самооценке.

Одной из форм фиксации и оценки достижений учащихся в УДОД является портфолио, которое существенно дополняет современные контрольно-оценочные средства. Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения, то есть владение ключевыми компетенциями.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию воспитанников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Есть портфолио личные каждого воспитанника, а есть портфолио объединения, которые стимулируют не только каждого учащегося, но и все детское объединение в целом.

Многие наши учащиеся часто не чувствуют себя успешными в школе, в силу разных причин. В Доме детского творчества они находят занятия по душе, часто переходя из одного детского объединения в другое, ищут себя, и когда находят, у ребенка появляется возможность творческого самовыражения, повышается самооценка, постепенно формируется позиция успешного и активного члена общества. И результатом может стать хобби на всю жизнь и определение будущей профессии. Не маловажную роль в этом плане играет работа с родителями. Очень важно здесь взаимодействие родителя и педагога в развитии творческих способностей ребёнка. В процессе работы мы всячески одобряем и стимулируем ребёнка за его победы и достижения, но здесь так же очень важно для него поддержка и понимание родителей. К сожалению, иногда родители не одобряют увлечение своего ребёнка, или считают это не серьёзным занятием. Тем самым отбивают у него желание заниматься любимым делом. Вот здесь главная наша задача убедить, рассказать, и доказать родителям какой у них замечательный и талантливый ребёнок, и как важно для него то, чем он занимается. Для большей убедительности вовлекаем ребёнка и родителей в совместный продукт деятельности, иными словами сделать какую-нибудь работу вместе. В результате, как правило, родители меняют своё мнение по поводу творческих увлечений своего ребёнка.

Работа с одаренными детьми требует и от педагога определенного уровня мастерства и образования. В первую очередь педагог сам должен быть увлечён тем, чему учит детей. Надо любить своё дело и эту любовь передавать детям. В своей работе мы стараемся расположить ребёнка к себе, чтобы он мог довериться, раскрыться, поделиться своими идеями. И здесь очень важно создать ситуацию совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности учащегося, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Я думаю, основная задача педагогов, прежде всего, продиктована желанием привлечь большее количество детей в систему дополнительного образования, и не “упустить” ни одного ребенка, требующего особого внимания.

МКДОУ «Детский сад № 19»

Пояснительная записка

1. Пояснительная записка.

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.

Сегодня разработана и действует президентская программа «Дети России», где есть раздел «Одаренные дети». На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми должна сложиться в концепцию, охватывающую все виды одаренности, в непрерывные педагогические процессы.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.

В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, П. Торренс); о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисицина, Л.А. Венгер).

Наиболее часто исследователи при определении одаренности дошкольников обращаются к концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина. Согласно данной концепции одаренность – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных». Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. С другой стороны, согласно «Рабочей концепции одаренности» разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко. Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности» следующей позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

В качестве причин, задерживающих проявление и развитие одаренности, исследователи рассматривают трудности развития ребенка (например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения); недостаток необходимых знаний, умений и навыков; недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка; трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 января 2014 г.

Структура содержания программы соответствует требованию к структуре образовательной программы дошкольного образования по ФГОС.

В программе основным направлением является — развитие возможностей для развития и образования одаренных детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальности Программа позволит, развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход.

Основной формой работы с одаренными детьми являются занятия по индивидуальным маршрутам. Составление индивидуального маршрута на каждого ребёнка предполагает раскрытие его индивидуальных способностей, интересов и возможностей.

· Специалисты ведут различные кружки, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).

· Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.

· Для родителей разработаны анкеты по выявлению общей одаренности детей, адаптированные для разных возрастных групп.

Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Нормативно — методические документы

— Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»

— Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»

— Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

— Локальные акты учреждения, регламентирующие

Отличительные особенности одаренных детей

1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потреб­ность.

3. Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в оп­ределенной области науки, искусства.

3. Воспитанники, не достигающие по каким — либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

1. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, клубы по интересам.

Цели и задачи работы с одаренными детьми.

1. Выявление одарённых детей.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

— знакомство воспитателя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

— проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих воспитанникам проявить свои возможности;

— предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, воспитателем, через самостоятельную работу.

Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией воспитанников в детском саду.

При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: образовательной, художественной, физической и др.

Дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством взрослого и самостоятельно.

Воспитательная и образовательная работа должна организовываться воспитателем таким образом, чтобы воспитанник мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.

Условия успешной работы с одаренными воспитанниками.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

Воспитатель должен быть:

— увлечен своим делом;

— способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

— интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

— проводником передовых педагогических технологий;

— психологом, воспитателем и умелым организатором образовательно — воспитательного процесса;

— знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными воспитанниками.

— кружки по интересам;

— работа по индивидуальным планам;

Работа с одарёнными детьми.

План работы с одарённым ребёнком (примерный).

1. Индивидуальная работа

2. Занятия в кружке

3. Участие в конкурсе

4. Проектная деятельность

5. Вовлечение в коллективную деятельность

6. Работа с родителями.

Направления работы с одарёнными детьми и их родителями (примерные)

1. Планирование и организация работы.

2. Корректировка банка данных одаренных детей и детей с высокой и достаточной мотивацией к познанию мира

3. Мониторинг состояния здоровья одаренных детей

4. Оказание методической помощи родителям об организации работы по развитию интеллектуальных способностей детей

5. Подбор литературы по выбранным темам проектно-исследовательской деятельности воспитанникам

6. Создание картотеки материалов периодической печати по научно-исследовательской деятельности

Содержание

Пояснительная записка

Отличительные особенности одаренных детей

— категории одаренных детей

— принципы работы с одаренными детьми

— цели и задачи работы с одаренными детьми

— стратегия работы с одаренными детьми

— условия успешной работы с одаренными детьми

— формы работы с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

— план работы с одаренными детьми

— направления работы с одаренными детьми

— мероприятия, проводимые в рамках реализации программы

— основные этапы реализации программ

условия реализация программы

Мероприятия проводимые в рамках реализации программы

Анализ работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования

Ф. И. О. автора: Цымбал Людмила Борисовна.

БОУ ДО «Дом детского творчества» Полтавского района Омской области.

Педагог дополнительного образования.

Анализ работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования.

Работа с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития страны.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.

В Доме детского творчества занимается 1250 детей по 7 направленностям, есть четкие фиксированные группы.

Образовательные программы наших объединений рассчитаны на срок от 1 года до 4 лет. При работе с одарёнными детьми для каждого из них разрабатывается свой индивидуальный образовательный маршрут, который определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребёнка.

С каждым обучающимся этой категории ведётся индивидуальная работа, которая основывается, прежде всего, на раскрытии его уникальных способностей.

Работа по выявлению одарённых детей в объединении основывается на:

диагностике данных (тесты, анкетирование), позволяющих судить о наличии одаренности,

достигнутых практических результатах в освоении образовательной программы,

итогах конкурсов и выставок,

целенаправленном педагогическом наблюдении,

выявлении мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;

В работе с одарёнными детьми мы, педагоги Дома детского творчества, создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.
Одарённый ребёнок может отличаться своеобразными способами деятельности. Уровень его способностей значительно выше среднего. Поэтому главная наша педагогическая задача смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Ребёнок, который впервые пришёл в Дом детского творчества, ищет у нас реализации своих творческих способностей. Он тянется к искусству, пробует себя в различных направлениях декоративно прикладного творчества. И здесь важно направить этого ребёнка, помочь выбрать тот вид деятельности, в котором он сможет раскрыться, реализовать свои возможности, почувствовать себя успешным, увлечься этим занятием и достичь определённых результатов. Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию.
Для успешной работы с таким ребенком мы стараемся дать ему возможность проявить себя, почувствовать вкус успеха и поверить в свои силы. Стимулируем участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, где такие дети могут показать свои неординарные способности. Это является хорошей мотивацией для их творческого роста. Такие мероприятия очень важны для одарённых детей ещё и потому, что общаясь с близкими по духу людьми, они находят новые идеи, приобретают опыт, получают необходимое для них вдохновение.

В Доме детского творчества существует своя система учёта личностных достижений детей.

Например, мы в своих объединениях в течение учебного года проводим выставки, с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также для выявления и развития творческих способностей учащихся. Выставки, могут быть персональными или коллективными, соответствуя разделам образовательной программы.

В наших объединениях учащиеся по желанию заводят «дневники успешности», в которых ведётся учёт проделанной работы. В этих дневниках есть графа «самооценка», где ребёнок по 10-бальной шкале может оценить свою работу на занятии. Что тоже способствует успешности и учит детей самооценке.

Одной из форм фиксации и оценки достижений учащихся в УДОД является портфолио, которое существенно дополняет современные контрольно-оценочные средства. Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения, то есть владение ключевыми компетенциями.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию воспитанников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Есть портфолио личные каждого воспитанника, а есть портфолио объединения, которые стимулируют не только каждого учащегося, но и все детское объединение в целом.

Многие наши учащиеся часто не чувствуют себя успешными в школе, в силу разных причин. В Доме детского творчества они находят занятия по душе, часто переходя из одного детского объединения в другое, ищут себя, и когда находят, у ребенка появляется возможность творческого самовыражения, повышается самооценка, постепенно формируется позиция успешного и активного члена общества. И результатом может стать хобби на всю жизнь и определение будущей профессии. Не маловажную роль в этом плане играет работа с родителями. Очень важно здесь взаимодействие родителя и педагога в развитии творческих способностей ребёнка. В процессе работы мы всячески одобряем и стимулируем ребёнка за его победы и достижения, но здесь так же очень важно для него поддержка и понимание родителей. К сожалению, иногда родители не одобряют увлечение своего ребёнка, или считают это не серьёзным занятием. Тем самым отбивают у него желание заниматься любимым делом. Вот здесь главная наша задача убедить, рассказать, и доказать родителям какой у них замечательный и талантливый ребёнок, и как важно для него то, чем он занимается. Для большей убедительности вовлекаем ребёнка и родителей в совместный продукт деятельности, иными словами сделать какую-нибудь работу вместе. В результате, как правило, родители меняют своё мнение по поводу творческих увлечений своего ребёнка.

Работа с одаренными детьми требует и от педагога определенного уровня мастерства и образования. В первую очередь педагог сам должен быть увлечён тем, чему учит детей. Надо любить своё дело и эту любовь передавать детям. В своей работе мы стараемся расположить ребёнка к себе, чтобы он мог довериться, раскрыться, поделиться своими идеями. И здесь очень важно создать ситуацию совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности учащегося, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Я думаю, основная задача педагогов, прежде всего, продиктована желанием привлечь большее количество детей в систему дополнительного образования, и не “упустить” ни одного ребенка, требующего особого внимания.

Доклад «выявление и система работы с одаренными детьми в ДОУ»

«ВЫЯВЛЕНИЕ И СИСТЕМА РАБОТЫ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ»

Семилетова Галина Дмитриева,

Комсомольский детский сад «Ромашка»,

Тисульский район, Кемеровская обл.

semiletova.1956@mail.ru

Скачать Конспект:

В современном обществе возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые цели. Зная, что талантливая молодежь – это будущая национальная элита. Я, как педагог, процессу выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей придаю большое значение, поскольку обучение одаренных ребят сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов моей работы в группе. В моей группе ведется работа по созданию условий для выявления и развития одаренностей у детей. Я ориентируюсь на стимулирование и поддержку эмоционального развития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей в различных видах деятельности.

Участниками образовательного процесса в ДОУ по выявлению одаренных и талантливых детей являются:

· Воспитатели (творческая и техническая одаренность);

· Музыкальный руководитель (музыкальная и артистическая одаренность);

Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен ЗНАТЬ:

· Нормативную базу по проблеме;

· Методы выявления детской одарённости;

· Диагностические критерии выявления детской одарённости, виды детской одарённости;

· Условия, стимулирующие развитие способностей и ранней одарённости;

· Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы;

· Программы (комплексные и специализированные);

· Современную научно-методическую литературу по проблеме;

· Специфику методов и приёмов работы по развитию способностей;

· Возрастные особенности проявления признаков одарённости;

· Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребёнка;

· Возможности для развития ребёнка в условиях семьи.

Эффективные формы и методы работы с родителями.

Основная задача ДОУ состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.

Система работы с одаренными детьми, реализуемая в группе, включает в себя 4 основных направления:

1. Создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

В группах приобретено и изготовлено ряд интеллектуальных, спортивных игр и пособий (разнообразные конструкторы, разные атрибуты для театрализованной деятельности и т. д.); созданы творческие уголки, с учетом интересов и склонностей детей, приобретены различные дидактические игры интеллектуальной направленности.

Спортивный зал.

2. Выявление и дальнейшее развитие у детей творческой одаренности;

Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый доступный для воспитателя – метод наблюдения.

3. Совершенствование научно-методического уровня воспитателя по работе с одаренными воспитанниками;

В группе, работают опытные и творческие воспитатели, которые стремятся к инновациям и к саморазвитию.

Воспитатели, привлекаемые к работе с одаренными детьми, обладают рядом специальных качеств.

Это, прежде всего, высокий уровень собственного интеллектуального развития, позволяющий общаться с одаренными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы.

С целью совершенствования научно-методического уровня педагогов только в этом году проведены ряд семинаров практикумов и консультаций с педагогами, посвященные одаренности в дошкольном возрасте.

Семинары проводились по темам:

· «Теоретические основы детской одаренности»;

· « Одаренный ребенок, какой он»;

· «Виды детской одаренности»;

· «Принципы и методы выявления одаренных детей»;

· « Особенности работы с родителями одаренного ребенка».

4. Организация работы с одаренными детьми и их родителями;

В этом учебном году активизирована работа по организации различных состязаний интеллектуального и творческого характера. Педагоги внутри групп организуют конкурсы чтецов, конкурсы -выставки творческих работ, и т. д. Это создает возможность детям проявлять свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулирует к активности, к достижению новых результатов.

С целью выявления и поддержки детей с высокой познавательной активностью в прошлом учебном году проводились ряд интеллектуальных состязаний, где воспитанники проявляли возможности реализации своих знаний и умений: «Самый лучший эксперимент», — «Хочу все знать».

Общеизвестно, что одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья.

Работа с родителями одаренных детей реализуется в трёх направлениях:

1. Организация информационной среды для родителей:

— проведен цикл общих групповых родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем творческие способности», «Как создать уголок творчества дома»;

— педагоги организуют, мастер-классы, буклеты для родителей и т. д.

— памятки и печатные консультации родителям по взаимодействию детей с целью развития творческих способностей;

— в приемных групп оформлены уголки для родителей «Маленький гений; «Всезнайка»;

— оформляются благодарность родителям за помощь и участие в образовательном процессе ДОУ.

2. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка;

Данная работа направлена:

— расширение возможностей понимания одаренного ребенка;

— улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;

— установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные стенгазеты, выставки творческих работ, подготовка презентаций и т. д.).

Для развития творческой и познавательной активности детей — родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей, организуют различные презентации, с которыми ребенок выступает перед родителями.

Опыт работы дошкольного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей и одаренности.

Наблюдения наших педагогов даёт возможность считать, что все дети одаренные. Главное не тормозить, а помочь развить детям эту одаренность.

Выявление одаренных детей должно опираться на следующие принципы:

• Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет охватить, как можно более широкий спектр его способностей;

• Анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);

• Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.

1. Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности.

2. Бушменская Г. В. и. Слуцкий В. М. Одаренные дети. — М., 1991.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великого русского языка: В 4т

4. Козырева. Е. А. Одаренные дети: проблемы полноценного развития: Сборник научных статей и тезисов научных докладов – М., 2000.

5. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. — сост. М. В. Мардахаев. — М., 2002. — 368 с.

6. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2000;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector