Анализ работы одаренными детьми технологии - Оappendicite

Анализ работы одаренными детьми технологии

Анализ работы одаренными детьми технологии

Анализ работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования

Ф. И. О. автора: Цымбал Людмила Борисовна.

БОУ ДО «Дом детского творчества» Полтавского района Омской области.

Педагог дополнительного образования.

Анализ работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования.

Работа с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития страны.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.

В Доме детского творчества занимается 1250 детей по 7 направленностям, есть четкие фиксированные группы.

Образовательные программы наших объединений рассчитаны на срок от 1 года до 4 лет. При работе с одарёнными детьми для каждого из них разрабатывается свой индивидуальный образовательный маршрут, который определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребёнка.

С каждым обучающимся этой категории ведётся индивидуальная работа, которая основывается, прежде всего, на раскрытии его уникальных способностей.

Работа по выявлению одарённых детей в объединении основывается на:

диагностике данных (тесты, анкетирование), позволяющих судить о наличии одаренности,

достигнутых практических результатах в освоении образовательной программы,

итогах конкурсов и выставок,

целенаправленном педагогическом наблюдении,

выявлении мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;

В работе с одарёнными детьми мы, педагоги Дома детского творчества, создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.
Одарённый ребёнок может отличаться своеобразными способами деятельности. Уровень его способностей значительно выше среднего. Поэтому главная наша педагогическая задача смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Ребёнок, который впервые пришёл в Дом детского творчества, ищет у нас реализации своих творческих способностей. Он тянется к искусству, пробует себя в различных направлениях декоративно прикладного творчества. И здесь важно направить этого ребёнка, помочь выбрать тот вид деятельности, в котором он сможет раскрыться, реализовать свои возможности, почувствовать себя успешным, увлечься этим занятием и достичь определённых результатов. Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию.
Для успешной работы с таким ребенком мы стараемся дать ему возможность проявить себя, почувствовать вкус успеха и поверить в свои силы. Стимулируем участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, где такие дети могут показать свои неординарные способности. Это является хорошей мотивацией для их творческого роста. Такие мероприятия очень важны для одарённых детей ещё и потому, что общаясь с близкими по духу людьми, они находят новые идеи, приобретают опыт, получают необходимое для них вдохновение.

В Доме детского творчества существует своя система учёта личностных достижений детей.

Например, мы в своих объединениях в течение учебного года проводим выставки, с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также для выявления и развития творческих способностей учащихся. Выставки, могут быть персональными или коллективными, соответствуя разделам образовательной программы.

В наших объединениях учащиеся по желанию заводят «дневники успешности», в которых ведётся учёт проделанной работы. В этих дневниках есть графа «самооценка», где ребёнок по 10-бальной шкале может оценить свою работу на занятии. Что тоже способствует успешности и учит детей самооценке.

Одной из форм фиксации и оценки достижений учащихся в УДОД является портфолио, которое существенно дополняет современные контрольно-оценочные средства. Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения, то есть владение ключевыми компетенциями.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию воспитанников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Есть портфолио личные каждого воспитанника, а есть портфолио объединения, которые стимулируют не только каждого учащегося, но и все детское объединение в целом.

Многие наши учащиеся часто не чувствуют себя успешными в школе, в силу разных причин. В Доме детского творчества они находят занятия по душе, часто переходя из одного детского объединения в другое, ищут себя, и когда находят, у ребенка появляется возможность творческого самовыражения, повышается самооценка, постепенно формируется позиция успешного и активного члена общества. И результатом может стать хобби на всю жизнь и определение будущей профессии. Не маловажную роль в этом плане играет работа с родителями. Очень важно здесь взаимодействие родителя и педагога в развитии творческих способностей ребёнка. В процессе работы мы всячески одобряем и стимулируем ребёнка за его победы и достижения, но здесь так же очень важно для него поддержка и понимание родителей. К сожалению, иногда родители не одобряют увлечение своего ребёнка, или считают это не серьёзным занятием. Тем самым отбивают у него желание заниматься любимым делом. Вот здесь главная наша задача убедить, рассказать, и доказать родителям какой у них замечательный и талантливый ребёнок, и как важно для него то, чем он занимается. Для большей убедительности вовлекаем ребёнка и родителей в совместный продукт деятельности, иными словами сделать какую-нибудь работу вместе. В результате, как правило, родители меняют своё мнение по поводу творческих увлечений своего ребёнка.

Работа с одаренными детьми требует и от педагога определенного уровня мастерства и образования. В первую очередь педагог сам должен быть увлечён тем, чему учит детей. Надо любить своё дело и эту любовь передавать детям. В своей работе мы стараемся расположить ребёнка к себе, чтобы он мог довериться, раскрыться, поделиться своими идеями. И здесь очень важно создать ситуацию совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности учащегося, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Я думаю, основная задача педагогов, прежде всего, продиктована желанием привлечь большее количество детей в систему дополнительного образования, и не “упустить” ни одного ребенка, требующего особого внимания.

«Согласована» «Обсужден и утвержден»

Результаты SWOT-анализа деятельности школы по работе с одаренными детьми.

Сильные стороны учреждения

Укомплектованность педагогическими кадрами.

Достаточный уровень квалификации педагогических работников.

системы работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, проектно-исследовательской деятельности;

некоторых результатов на муниципальном, региональном и федеральном этапах Всероссийской олимпиады школьников;

опыта участия в Международной дистанционной олимпиаде по основам наук.

Результативное использование технологии развивающего обучения и технологий здоровьесбережения, способствующих интеллектуальному развитию обучающихся и сохранению их здоровья.

Способность педагогов применять современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии обучения.

Доступ образовательного учреждения к печатным и электронным образовательным ресурсам, в т.ч. размещенным в Интернете

Слабые стороны учреждения

пакета диагностических материалов выявления одаренных детей по различным направлениям;

персонифицированной базы данных динамики личностного роста обучающихся;

мониторинга продвижения одаренного ребенка в социуме;

преемственности при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию;

банка современных образовательных технологий деятельностного типа для формирования универсальных учебных действий;

Недостаточное кадровое обеспечение вспомогательных служб.

Школа не привлекает в порядке, установленном законодательством РФ в области образования, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц

Возможности, существующие во внешней среде

Заинтересованность в результатах образовательного процесса: родителей обучающихся, органов местного самоуправления, учреждений дополнительного образования города.

Проведение публичного отчета образовательного учреждения о результатах работы по выявлению и поддержке одаренных детей.

Угрозы, существующие во внешней среде

Отсутствие: системы взаимодействия школы с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта и туризма в целях создания учебно-развивающей и здоровьесберегающей среды; моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности; внешней методической и мотивационной подготовки педагогических и руководящих.

Неготовность обучающихся, их родителей к реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Риск недостаточного финансирования школы для создания условий по выявлению и поддержке одаренных детей.

По результатам SWOT-анализа деятельности школы было выявлено, что школа обладает ресурсами, необходимыми для организации работы по выявлению и поддержке одаренных детей.

Следующим этапом работы над единичным проектом стала разработка комплекса управленческих мер для выявления, поддержки, развития одаренных детей. Комплекс мер включает в себя создание условий:

нормативно-правовых и научно-методических;

Представленный комплекс мероприятий позволит обновить содержание учебно-воспитательного процесса и, как следствие, обеспечить успешную работу по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей. Ресурсное обеспечение проекта подтверждает реалистичность достижения поставленной цели.

отсутствие системности в организации выявления, поддержки, развития одаренных детей в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Не сформировано нормативно-правовое обеспечение сопровождения одаренных детей.

Отсутствие системы в подготовке педагогических кадров по организации процесса сопровождения развития одаренных и способных детей.

Не отработана система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренных детей, отсутствует мониторинг их продвижения в социуме.

Недостаточна информационная база сопровождения одаренных детей.

Мала мотивационная поддержка работы с одаренными детьми.

Слабое финансовое обеспечение сопровождения одаренных детей.

Сформировать нормативно-правовое обеспечение сопровождения одаренных детей в районе в соответствии с требованиями ФГОС;

Создать систему подготовки педагогических кадров в организации процесса сопровождения развития одаренных и способных детей;

Отработать систему диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренных детей, создать мониторинг их продвижения в социуме района;

пополнить информационную базу сопровождения одаренных детей

Стимулировать творческую деятельность одаренных и способных детей и педагогов, работающих с ними;

Усилить финансовое обеспечение сопровождения одаренных детей в районе.

Отсутствие системности в подготовке педагогов

Повышение квалификации педагогов( курсы, научно – практические конференции, МО, семинары)

Недостаточность методической базы

Создание банка данных методической литературы

Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний

( грамоты, гранты, денежные вознаграждения, призы и т.д.)

Пакеты работ, входящие в единичный проект

Отдельные работы, входящие в пакеты работ

Ожидаемые результаты выполнения работ

1.Нормативно-правовое обеспечение сопровождения одаренных и способных детей

Создание нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми;

Разработка комплекса Положений о конкурсах, выставках, смотрах, олимпиадах и т.д. для детей разного возраста

Созданная нормативно-правовая база (районная программа поиска поддержки и развития одаренных и способных детей и т.п.)

Разработанные Положения о конкурсах, выставках, смотрах, олимпиадах и т.д. для детей разного возраста

В течение учебного года

Сектор молодежной политики

Сектор молодежной политики;

Кадровое обеспечение проекта

Организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение их психолого-педагогической подготовки:

2. Курсы РИРО на базе района.

3. Заседания РМО.

4.Семинары для учителей, работающих с одаренными детьми

Создание районного педагогического банка по работе с одаренными детьми

Согласование программ и планов кружковых занятий с ДДТ в работе с одаренными детьми

План кадровой подготовки педагогов

Электронные и бумажные пособия с методическими материалами по работе с одаренными детьми

Анализ работы с одарёнными детьми за учебный год.

Транскрипт

1 Анализ работы с одарёнными детьми за учебный год. В учебный год педагогический коллектив нашей школы продолжает работать по реализации программы «Одарённые дети», призванную обеспечить планомерность и системность процесса создания интеллектуальной элиты школы и района. Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности: Общая интеллектуальная (академическая) одаренность — 6,5% Информационно- коммуникативная одаренность — 11% Творческая одаренность 26% Спортивная одаренность 12% Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач. Учитывая, что в городе и районе за последние годы сложилась система работы с одаренными детьми (конкурсы, предметные олимпиады, проекты, научные общества учащихся, выставки), а также созданы определенные условия для личностно ориентированного образования, администрация и учителя школы предприняли усилия для создания собственной системы работы с одаренными детьми. В учебном году была продолжена работа по выявлению и поддержке одарённых детей путём проведения: o олимпиад (в рамках школы были проведены олимпиады по предметам в начальных классах, в среднем и старшем звене, победители олимпиад представляли школу на муниципальном этапе); o конкурсов и других мероприятий на уровне школы, участия в городских, районных и краевых мероприятиях; а также организации

2 o На базе МАОУСОШ 11 учителя предметники Водеников С.П., Горева Е.А., Калянова Н.А. занимаются с одарёнными учащимися района в дистанционном режиме, используя интернет-ресурсы. Активно принимают участие наши ребята в международных играх конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Британский бульдог» ( = 471 человек). Кроме этого, в этом учебном году в дистанционных конкурсах «Молодежные предметные чемпионаты» (Центр развития одаренности, г. Пермь) приняло участие 93 человек. Ученица 11 «Б» класса Айрапетян Елена является призёром региональной олимпиады «Шаг в будущее» по английскому языку; Швалова София 2 «А», Солдатенкова Дарья 2 «А» учитель Кудря Н.В. победители регионального этапа международного игры конкурса «Русский медвежонок ». Вообще, в конкурсном движении в текущем учебном году школа традиционно заявила о себе с хорошей стороны. Результативность участия школьников в конкурсах, проектах, олимпиадах (за три года): 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 2012/2013 уч.год 2013/2014 уч. год 2014/2015 уч. год 20% 10% 0% Свидетельства Дипломы Грамоты Победители олимпиад

3 Творчество детей невозможно без творчества учителей. Учителя нашей школы работают над формированием таких ключевых компетенций обучающихся, без которых современный человек не сумеет сориентироваться ни в общественной жизни, ни в постоянно растущем информационном пространстве. Проще говоря, учителя школы ставят перед собой задачу научить выпускника необходимым ему умениям самому выстраивать свою жизненную модель, добывать новые знания, использовать их, беречь свою жизнь и здоровье, владеть современными информационно-коммуникационными технологиями. Учителя школы выбирают такие формы обучения, при которых гибко и вариативно используются разнообразные приемы, методы обучения, не характерные для традиционного урока. Широко используются аудио, видео и компьютерная техника. В нашей школе становится нормой урок, во время которого учитель использует специальные компьютерные устройства, интерактивную доску, проводит интерактивные экскурсии, показывает отобранные видеоматериалы. Сегодня учителя переходят от использования готовых медиапродуктов к созданию своих различных учебных пособий, творческих презентаций, информационных материалов для уроков и внеклассной работы. Показательной является оценка учащимися результативности инновационных процессов, разворачивающихся в школе, оценка изменений в образовании, по мнению школьников. В качестве наиболее выраженных изменений можно выделить расширение участия старшеклассников в олимпиадах, конкурсах и проектах разного уровня и проектную деятельность как форму самообразования (80% и 38%), новые формы оценивания учебных достижений учащихся (37%), участие в исследовательской деятельности (35%). Вывод: В учебном году, работая над решением задачи развития творческих и познавательных интересов учащихся, развития у учащихся интереса к

4 исследовательской деятельности, педагогический коллектив вел целенаправленную работу с одаренными и высокомотивированными учащимися. Для нашей школы решена одна из главных проблем — создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских и конструкторских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и талантливых детей (независимо от дохода семьи). Для достижения этой цели решались следующие задачи: создание социокультурной среды, благоприятной для обучения, воспитания и развития потенциально одаренных детей; развитие системы поддержки одаренных детей; расширение возможностей участия способных и одаренных детей школы в городских, краевых, международных творческих конкурсах, выставках, олимпиадах; создание экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми.

Анализ работы с одаренными детьми Стрелецко – Высельского филиала моу «Михайловская сош №2»

Главная > Анализ

Анализ работы с одаренными детьми

Стрелецко – Высельского филиала МОУ « Михайловская СОШ №2».

В проекте Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определены ключевые направления развития общего образования.

Положительный потенциал отечественной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой общего образования России, сложившееся разграничение полномочий в области управления образованием, определяют ряд основных направлений, одним из которых является «Система поддержки талантливых детей».

В рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащихся школы.

Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Педагогический коллектив нашей школы старается помочь детям раскрыть свои способности в полной мере, достигнуть высоких успехов в выбранном ими виде деятельности, «растормошить» их таланты и умения. Коллективом школы ведётся работа по выявлению одарённых детей через учебно-воспитательный процесс (через наблюдения, совместную и индивидуальную работу, практическую, познавательную, коммуникативную, духовно – ценностную деятельность), внеклассную и внешкольную работу.

С целью совершенствования качества обучения и воспитания, для знакомства с новыми тенденциями в образовательном процессе ежегодно учителя школы повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, посещают семинарские занятия и методические объединения учителей-предметников в других ОУ.

В стенах нашей школы проходят заседания ШМО, на которых учителя изучают нормативные документы, совершенствуют свое методического мастерство, обмениваются опытом работы с детьми разного уровня воспитанности и обученности, в том числе, и с детьми, проявляющими способности в той или иной области деятельности.

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

3. Цели работы с одаренными детьми

Выявление одаренных детей.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей

Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.

На протяжении нескольких лет школа активно применяет различные формы работы с детьми, обладающими высокими интеллектуальными, спортивными, декоративно-прикладными, художественными, лидерскими способностями.

Сделано по осуществлению программы достаточно много, накоплен теоретический и практический материал, проводятся различные формы работы с учащимися, имеющими высокий уровень общеучебных умений и навыков, методическая работа с преподавателями, осуществляется психолого — педагогическое сопровождение этого процесса.

Ежегодно составляются планы работы с одаренными детьми, издается приказ по школе, проводится анализ по каждой предметной неделе, по итогам олимпиад, конкурсов, соревнований и научно-практических конференций, проводится анализ в конце учебного года, проводится мониторинг и подводятся итоги по каждому учебному году. Работа по программе осуществляется и корректируется на заседаниях ШМО учителей-предметников, классных руководителей, на совещаниях при директоре, педсоветах.

В школе сформирована среда для развития способностей каждого ребенка. Организована работа кружков. Всего 8 объединений дополнительного образования. 100% учащихся школы были в них задействованы.

Работа по программе ведется по следующим направлениям спортивное, творческое (художественно- эстетическое:

Формы работы с одаренными учащимися:

• групповые занятия с одаренными учащимися;

• участие в олимпиадах;

• работа по индивидуальным планам;

Художественно- эстетическое направление. Данное направление в школе реализуется через мероприятия и программы кружков, уроки технологии, музыки и ИЗО.

Цель этой работы — создать ситуации успеха, способствовать раскрытию творче­ских способностей. Для выхода учеников школы на более высокий уровень, особое значение имеет участие в районных конкурсах. Ребята получают возможность проявить свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень. Физкультурно — спортивное направление реализуется через спортивно — массовую работу: спортивно – развлекательные программы, весёлые старты, в течение учебного года проводятся соревнование по различным видам спорта: мини – футболу, шахматам, теннису, лыжам и др.

Учащиеся школы участвуют и в районных соревнованиях, Президентских соревнованиях. в рамках спартакиады «Школьная спортивная лига.

В районных соревнованиях по футболу, бегу, лыжным гонкам учащиеся школы занимали призовые места.

Развитие способностей учащихся, работа с одаренными детьми строится через систему кружков, индивидуальные занятия, совместное продуктивное взаимодействие учителя и ученика на уроках.

Одно из направлений работы с одаренными детьми – это участие во Всероссийской олимпиаде школьников. В школьной олимпиаде принимают участие учащиеся 4-9 классов. Каждый год победители школьного этапа принимают участие в муниципальном. Результаты участия в школьном и муниципальном этапе всероссийской олимпиады анализируются на заседаниях методических объединений, совещании при директоре, заседании педагогического совета школы

Низкий результат показывают учащиеся почти по всем предметам. Это ставит новую задачу перед педагогами — более глубокую подготовку к участию в олимпиадах. Для результативной работы с одаренными детьми нужно разработать индивидуальные программы педагогам по предметам.

В получены следующие результаты:

Результаты участия учащихся в олимпиадах (за последние 3 года).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector