Анализ программы непрерывного воспитания детей и молодежи - Оappendicite

Анализ программы непрерывного воспитания детей и молодежи

Анализ программы непрерывного воспитания детей и молодежи

Понятие «содержание воспитания». Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, умений, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами. Из этого определения следует, что содержание воспитания отражает его цель и задачи, направлено на их оптимальное достижение и обеспечивает готовность формирующейся личности к оптимальному вхождению в социум. Содержание воспитания ориентировано на развитие личности в соответствии с требованиями, которые предъявляются к человеку со стороны общества, государства и мира в целом на данном историческом этапе его развития. В практическом плане содержание воспитания может быть представлено тремя взаимосвязанными подсистемами:

1) нравственные понятия о природе, обществе и человеке, которые должен усвоить воспитанник;

2) привычки, приобретенные в ходе различных видов деятельности и отражающие нормы поведения, принятые в обществе;

3) нравственные чувства, выражающие осознанное индивидуально-личностное отношение воспитанника к окружающей действительности, миру людей и себе самому.

В связи с разнообразием воспитательных концепций и множественностью соответствующих им целей и задач в современной педагогической теории и практике сложились разные подходы к рассмотрению содержания воспитания. На сегодняшний день наиболее распространены четыре подхода к определению этого понятия.

Первый подход связан с пониманием воспитания как процесса управления развитием ребенка, направленного на позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях (И. С. Марьенко). В рамках данного подхода выделяются воспитательные задачи, ориентированные на формирование:

• личности воспитанника как гражданина мира и страны, представителя определенной национальности, жителя конкретной местности, члена общества и семьи<патриотическое воспитание);

• интеллектуальной культуры личности, стойкого познавательного интереса, потребности расширять свой кругозор, постоянно пополнять знания (умственное воспитание);

• духовной культуры личности как совокупности норм и правил поведения, принятых в обществе, на улице, в семье, в школе (нравственное воспитание);

• потребности в освоении воспитанником проявлений общечеловеческой культуры на индивидуально-личностном уровне (эстетическое воспитание);

• потребности в здоровом образе жизни (физическое воспитание).

Второй подход связан с пониманием воспитания как средства трансляции культуры (О. С. Газман, А. В. Иванов). Согласно этому подходу воспитание должно быть направлено на формирование базовой культуры личности, которая понимается как достижение личностью некоторой гармонии, обеспечивающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. С позиций данного подхода содержание воспитания направлено на формирование следующих базовых культур личности: жизненного самоопределения; семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической, демократической и правовой; интеллектуальной, нравственной культуры и культуры общения; экологической, художественной, физической.

Третий подход связан с пониманием воспитания как компонента социализации (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников). При таком подходе целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к участию в сложной системе социальных отношений, сложившихся в экономической, политической и духовной сферах. В соответствии с этим основу в определении содержания воспитания составляют социальные роли, которые должен освоить человек, чтобы реализовать себя в системе общественных отношений (семьянин; член детского, подросткового, молодежного сообщества; ученик; патриот своего города; россиянин; человек мира; человек-творец).

Четвертый подход связан с пониманием воспитания как формирования ценностного отношения личности к миру, познания мира и взаимодействия с ним (Н. Е. Щуркова). С позиций данного подхода содержанием воспитания выступает деятельность, в ходе которой школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить его. Основными ценностными ориентирами этого подхода являются:

• педагогический взгляд на воспитание с позиций общечеловеческой культуры;

• педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как об освоении, усвоении и о присвоении мира подрастающим ребенком, входящим в этот мир на уровне современной культуры;

• определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений – как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром;

• максимальное расширение поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка;

• поступенчатое разворачивание жизненных проблем в ходе развития личности ребенка как субъекта собственной жизни;

• философско-педагогическое представление о содержании жизни достойного человека как бесконечной цепи вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, но ставит человека перед рядом новых бесконечных проблем.

Рассмотренные подходы не противоречат друг другу, а характеризуют воспитание с разных сторон. Знание этих подходов поможет воспитателю всесторонне оценить содержание воспитательного процесса и выбрать свой вариант работы с коллективом. Кроме того, проблема содержания воспитания находит практическое выражение и реально возникает при составлении программы воспитательной работы со школьниками.

Основные требования к организации воспитания:

  • обеспечение качества воспитания;
  • соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания;
  • системность и единство педагогических требований;
  • реализация личностно ориентированного подхода;
  • создание условий для развития творческих способностей учащихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;
  • преемственность и непрерывность, последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;
  • педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив.

1. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 гг. (далее – Программа) разработана в соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и основана на идеях гуманистического, аксиологического, системного, компетентностного, деятельностного, культурологического, личностно-ориентированного подходов.

2. Программа определяет основные направления воспитания обучающихся и включает План мероприятий по реализации основных направлений воспитания обучающихся в Республике Беларусь на 2016- 2020 гг.

3. В Программе используются основные термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании и Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

4. Содержание воспитания основывается на идеологии белорусского государства, на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражает интересы личности, общества и государства. 5. Назначение воспитания состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности в процессе допрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений.

6. В соответствии со статьей 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Анализ программы непрерывного воспитания детей и молодежи

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.

1.​ Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 гг. (далее – Программа) разработана в соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и основана на идеях гуманистического, аксиологического, системного, компетентностного, деятельностного, культурологического, личностно-ориентированного подходов.

2.​ Программа определяет основные направления воспитания обучающихся и включает План мероприятий по реализации основных направлений воспитания обучающихся в Республике Беларусь на 20162020 гг.

3.​ В Программе используются основные термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании и Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

4.​ Содержание воспитания основывается на идеологии белорусского государства, на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражает интересы личности, общества и государства.

5.​ Назначение воспитания состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности в процессе допрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений.

6.​ В соответствии со статьей 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Задачами воспитания являются:

формирование гражданских и патриотических качеств и национального самосознания детей и учащейся молодежи на основе государственной идеологии; подготовка к самостоятельной жизни и труду;

формирование нравственной, эстетической и экологической

овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни; формирование культуры семейных отношений;

создание условий для формирования предприимчивости, инициативы, успешного саморазвития и самореализации личности.

7. Основными направлениями воспитания обучающихся являются:

идеологическое воспитание, которое определяется приоритетами развития белорусского общества и направлено на формирование целостной, нравственно зрелой, политически грамотной, активно участвующей в социальной жизни общества личности; обеспечивает формирование знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности; гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры; духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры; поликультурное воспитание, направленное на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др.; экономическое воспитание, направленное на формирование экономической культуры личности; эстетическое воспитание, направленное на формирование

эстетической культуры, развитие чувства прекрасного; воспитание психологической культуры, определяющей развитие и саморазвитие личности; воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование; воспитание в области охраны окружающей среды и природопользования, направленное на формирование экологической культуры личности; воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей; осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе; социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся; трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору; воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

8.​ Целью Программы является создание условий (научнометодических, организационных, кадровых, информационных) для формирования гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся, развития социально зрелой, творческой личности, усвоения обучающимися гуманистических ценностей, идеологии белорусского государства, культурных и духовных традиций белорусского народа.

9.​ Задачи Программы:

содействие повышению статуса воспитания в системе образования

Республики Беларусь; определение содержания основных направлений воспитания; ресурсное обеспечение процесса воспитания обучающихся и др.

10.​ Исполнителями Программы являются Министерство образования Республики Беларусь (далее – Минобразование), республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные комитеты (далее – облисполкомы, Мингорисполком), учреждения образования, иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее – учреждения образования), общественные объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» и «Белорусская республиканская пионерская организация» (далее – ОО «БРСМ», ОО «БРПО»), Белорусский профессиональный союз работников образования и науки.

11.​ В соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании Программа является основой для разработки Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи на областном, районном (городском) уровнях, а также Программы воспитательной работы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

12.​ Программа предоставляет субъектам образовательного процесса возможность выбора форм и методов организации воспитательной работы, предполагает творческий подход педагогических работников к ее реализации с учетом интересов, потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся и их законных представителей.

13.​ Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных республиканским и местными бюджетами на данные цели, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

14.​ В ходе реализации Программы ожидаются следующие результаты:

успешная социализация личности в современном обществе;

сформированность гражданской и правовой культуры, гражданского и национального самосознания, проявление социальной активности обучающихся в процессе идеологического воспитания, деятельности органов ученического и студенческого самоуправления, детских и молодежных общественных объединений; сформированность информационной и политической культуры, умений применять передовые достижения в области информационных технологий, средств информатизации, создавать информационный продукт; обеспечение информационной безопасности, минимизация рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию детей и учащейся молодежи; приобщение обучающихся к гуманистическим общечеловеческим и национальным ценностям; сформированность поликультурной компетентности, умений

противостоять политическому и религиозному экстремизму; сформированность умений и навыков деловой активности молодежи, создание условий для актуализации предприимчивости, инициативы, обеспечение оптимальных условий для профессионального самоопределения и обучения, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда; овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни, обеспечение эффективной системы предупреждения противоправного поведения, выявления и профилактики зависимостей в молодежной среде; увеличение количества молодых людей, постоянно занимающихся физкультурой и спортом; сформированность у обучающихся экологической культуры, усвоение знаний о природных объектах, процессах и явлениях, их взаимообусловленности; сформированность профессиональной культуры личности, понимания пользы труда, потребности в трудовой деятельности, культуры трудовой деятельности в современных условиях, выработка качеств трудолюбия, ответственности, самостоятельности, развитие у обучающихся трудовых умений и навыков, осознание ими трудовой и умственной активности как условия социальной и личностной успешности; сформированность психологической культуры личности, гуманистических отношений между субъектами образовательного взаимодействия, развитие всех сфер личности, стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации; сформированность семейных ценностей, эффективная подготовка обучающихся к семейной жизни, развитие культуры взаимоотношений между полами; приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре, развитие эстетического отношения к природе и искусству, развитие эмоциональной сферы личности, реализация творческого потенциала детей и учащейся молодежи, обеспечение широких возможностей для их включения в различные виды социально значимой деятельности; осознание детьми и учащейся молодежью значимости культуры быта в собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание человека-хозяина, способного успешно справляться с бытовыми задачами, возникающими в процессе повседневной жизнедеятельности; формирование ответственной, конкурентноспособной личности, готовой к жизни в обществе, эффективной трудовой и профессиональной деятельности, принятию осмысленных решений, развитию и процветанию Республики Беларусь.

Постановление Министерства образования РБ. Об утверждении Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011 — 2015 годы

Зарегистрировано в НРПА РБ 30 августа 2011 г. N 8/24085

На основании пункта 2 статьи 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011 — 2015 годы.

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Первый заместитель Министра А.И.Жук

ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2011 — 2015 ГОДЫ

1. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011 — 2015 годы (далее — Программа) разработана в соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

2. Программа определяет основные направления воспитания обучающихся и содержит план мероприятий по реализации основных направлений воспитания обучающихся в Республике Беларусь на 2011 — 2015 годы согласно приложению.

3. В Программе используются основные термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании.

4. Содержание воспитания основывается на идеологии белорусского государства, на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражает интересы личности, общества и государства.

5. В соответствии со статьей 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Задачами воспитания являются:

формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

подготовка к самостоятельной жизни и труду;

формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

формирование культуры семейных отношений;

создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.

6. Основными направлениями воспитания обучающихся являются:

гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям;

эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;

воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;

гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;

экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе;

воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время;

социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся, направленные на социальную адаптацию обучающихся и оптимизацию образовательного процесса;

научно-методическое и кадровое обеспечение воспитания, направленные на совершенствование научно-методического сопровождения процесса воспитания и работы с кадрами;

информационное обеспечение воспитания, направленное на организацию информационного сопровождения воспитания.

7. Целью Программы является создание необходимых условий (научно-методических, организационных, кадровых, информационных) для формирования гражданских и патриотических качеств обучающихся, развития социально зрелой творческой личности, усвоения обучающимися общечеловеческих гуманистических ценностей, идеологии белорусского государства, культурных и духовных традиций белорусского народа.

8. Задачи Программы:

содействие повышению статуса воспитания в системе образования Республики Беларусь;

определение содержания основных направлений воспитания;

ресурсное обеспечение процесса воспитания обучающихся и другие.

9. Исполнителями Программы являются Министерство образования Республики Беларусь (далее — Минобразование), республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные комитеты (далее — облисполкомы, Мингорисполком), учреждения образования, иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее, если не установлено иное, — учреждения образования), общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» (далее — ОО «БРСМ») и общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» (далее — ОО «БРПО»).

10. В соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании Программа является основой для разработки Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи на областном, районном (городском) уровнях, а также Программы воспитательной работы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) — для учреждений образования, не относящихся к коммунальной форме собственности, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

11. Программа предоставляет субъектам образовательного процесса возможность выбора форм и методов организации воспитательной работы, предполагает творческий подход педагогических работников к ее реализации с учетом интересов, потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся и их законных представителей.

12. Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах на содержание и развитие системы образования, а также иных источников, не противоречащих законодательству.

13. Реализация Программы позволит:

повысить качество воспитания обучающихся;

усовершенствовать механизмы управления процессом воспитания;

оптимизировать воспитательную работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

осуществить идеологическое сопровождение процесса воспитания;

обеспечить преемственность и непрерывность воспитания;

разработать соответствующее научно-методическое обеспечение.

Приложение
к Программе
непрерывного воспитания
детей и учащейся молодежи
в Республике Беларусь
на 2011 — 2015 годы

Мы всегда рядом с Вами:

+375(17)319-31-31
+375(44)777-64-29
office@kbp.by

Колледж бизнеса и права

Экономическое отделение

Экономика и организация производства. Экономика и правовое обеспечение предпринимательской деятельности. Квалификация: техник-экономист Бухгалтерский учет, анализ и контроль. Квалификация: бухгалтер. Банковское дело. Квалификация: экономист

Юридическое отделение

Правоведение. Xозяйственно-правовая и кадровая работа Квалификация: юрист. Коммерческая деятельность. Товароведение, организация материально-технического обеспечения и сбыта. Квалификация: Товаровед

Заочное отделение

Правоведение. Бухгалтерский учет, анализ и контроль. Экономика и организация производства. Коммерческая деятельность. Банковское дело

Отделение информационных технологий

Программное обеспечение информационных технологий. Программное обеспечение обработки экономической и деловой информации. Компьютерная графика. Квалификация: техник-программист

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.

Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22 февраля № 9

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.

  1. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 гг. (далее – Программа) разработана в соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и основана на идеях гуманистического, аксиологического, системного, компетентностного, деятельностного, культурологического, личностно-ориентированного подходов.
  2. Программа определяет основные направления воспитания обучающихся и включает План мероприятий по реализации основных направлений воспитания обучающихся в Республике Беларусь на 2016-2020 гг.
  3. В Программе используются основные термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании и Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
  4. Содержание воспитания основывается на идеологии белорусского государства, на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражает интересы личности, общества и государства.
  5. Назначение воспитания состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности в процессе допрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений.
  6. В соответствии со статьей 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Задачами воспитания являются:

  • формирование гражданских и патриотических качеств и национального самосознания детей и учащейся молодежи на основе государственной идеологии;
  • подготовка к самостоятельной жизни и труду;
  • формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
  • овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни;
  • формирование культуры семейных отношений;
  • создание условий для формирования предприимчивости, инициативы, успешного саморазвития и самореализации личности.
  1. Основными направлениями воспитания обучающихся являются:
  • идеологическое воспитание, которое определяется приоритетами развития белорусского общества и направлено на формирование целостной, нравственно зрелой, политически грамотной, активно участвующей в социальной жизни общества личности; обеспечивает формирование знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской
  • государственности;
  • гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
  • духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры;
  • поликультурное воспитание, направленное на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др.;
  • экономическое воспитание, направленное на формирование экономической культуры личности;
  • эстетическое воспитание, направленное на формирование эстетической культуры, развитие чувства прекрасного;
  • воспитание психологической культуры, определяющей развитие и саморазвитие личности;
  • воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;
  • воспитание в области охраны окружающей среды и природопользования, направленное на формирование экологической культуры личности;
  • воспитание культуры безопасной жизнедеятельности,
  • направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
  • семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей; осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
  • социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся;
  • трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;
  • воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
  1. Целью Программы является создание условий (научно- методических, организационных, кадровых, информационных) для формирования гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся, развития социально зрелой, творческой личности, усвоения обучающимися гуманистических ценностей, идеологии белорусского государства, культурных и духовных традиций белорусского народа.
  2. Задачи Программы:
  • содействие повышению статуса воспитания в системе образования Республики Беларусь;
  • определение содержания основных направлений воспитания;
  • ресурсное обеспечение процесса воспитания обучающихся и др.
  1. Исполнителями Программы являются Министерство образования Республики Беларусь (далее – Минобразование), республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные комитеты (далее – облисполкомы, Мингорисполком), учреждения образования, иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее – учреждения образования), общественные объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» и «Белорусская республиканская пионерская организация» (далее – ОО «БРСМ», ОО «БРПО»), Белорусский профессиональный союз работников образования и науки.
  2. В соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании Программа является основой для разработки Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи на областном, районном (городском) уровнях, а также Программы воспитательной работы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).
  3. Программа предоставляет субъектам образовательного процесса возможность выбора форм и методов организации воспитательной работы, предполагает творческий подход педагогических работников к ее реализации с учетом интересов, потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся и их законных представителей.
  4. Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных республиканским и местными бюджетами на данные цели, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
  5. В ходе реализации Программы ожидаются следующие результаты:
  • успешная социализация личности в современном обществе;
  • сформированность гражданской и правовой культуры, гражданского и национального самосознания, проявление социальной активности обучающихся в процессе идеологического воспитания, деятельности органов ученического и студенческого самоуправления, детских и молодежных общественных объединений;
  • сформированность информационной и политической культуры, умений применять передовые достижения в области информационных технологий, средств информатизации, создавать информационный продукт;
  • обеспечение информационной безопасности, минимизация рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию детей и учащейся молодежи;
  • приобщение обучающихся к гуманистическим общечеловеческим и национальным ценностям;
  • сформированность поликультурной компетентности, умений противостоять политическому и религиозному экстремизму;
  • сформированность умений и навыков деловой активности молодежи, создание условий для актуализации предприимчивости, инициативы, обеспечение оптимальных условий для профессионального самоопределения и обучения, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда;
  • овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни, обеспечение эффективной системы предупреждения противоправного поведения, выявления и профилактики зависимостей в молодежной среде; увеличение количества молодых людей, постоянно занимающихся физкультурой и спортом;
  • сформированность у обучающихся экологической культуры, усвоение знаний о природных объектах, процессах и явлениях, их взаимообусловленности;
  • сформированность профессиональной культуры личности, понимания пользы труда, потребности в трудовой деятельности, культуры трудовой деятельности в современных условиях, выработка качеств трудолюбия, ответственности, самостоятельности, развитие у обучающихся трудовых умений и навыков, осознание ими трудовой и умственной активности как условия социальной и личностной успешности;
  • сформированность психологической культуры личности, гуманистических отношений между субъектами образовательного взаимодействия, развитие всех сфер личности, стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации;
  • сформированность семейных ценностей, эффективная подготовка обучающихся к семейной жизни, развитие культуры взаимоотношений между полами;
  • приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре, развитие эстетического отношения к природе и искусству, развитие эмоциональной сферы личности, реализация творческого потенциала детей и учащейся молодежи, обеспечение широких возможностей для их включения в различные виды социально значимой деятельности;
  • осознание детьми и учащейся молодежью значимости культуры быта в собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание человека-хозяина, способного успешно справляться с бытовыми задачами, возникающими в процессе повседневной жизнедеятельности;
  • формирование ответственной, конкурентноспособной личности, готовой к жизни в обществе, эффективной трудовой и профессиональной деятельности, принятию осмысленных решений, развитию и процветанию Республики Беларусь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector