Анализ кризисной ситуации ребенка - Оappendicite

Анализ кризисной ситуации ребенка

Анализ кризисной ситуации ребенка

Технология помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях

Общая технология кризисного вмешательства

Вмешательство в кризисную ситуацию — общепризнан­ный и общепринятый метод в практике социальной рабо­ты с индивидами, семьями и группами. После долгих лет, в течение которых сторонники этого подхода говорили о его универсальной пригодности, а оппоненты отклоняли его как неэффективное средство, он был принят в каче­стве надежной формы первичного вмешательства при ра­боте с клиентами, находящимися в ситуации стресса.

Стрессовые ситуации, которые могут приводить к кри­зисным состояниям, обычно делят на острые ситуатив­ные кризисы, кризисы переходного периода (или изме­нения роста) и, наконец, вызванные катастрофами или несчастными случаями и болезнями.

Экстренное кризисное вмешательство основано на двух подходах.

Генетически подход сконцентрирован на ситуационных кризисах и кризисах взросления, которые может пережи­вать значительное число людей независимо от индивиду­альности. В этом случае помощь оказывается параспециа-листами и добровольцами. Другой подход—индивидуаль­ный — требует более интенсивного вмешательства, и осуществлять его должны профессионалы.

Разработана В. Г. Балакирев и Л. Додеон в1996 году. Признана как очень эффек­тивная методика социально-психологической помощи детям в кризис-ных ситуациях. Методика состоит из констатирующей и психокоррекционной частей.

Констатирующая часть включает три встречи-сессии с группами или классами. Темы сессии: «Типы кризисных ситуаций», «Содержание и выражение переживаний ‘в кри­зисных ситуациях» и «Способы преодоления кризисных ситуаций». Встречи проводятся по одному сценарию:

1 .Групповое обсуждение предложенной психологом темы;

2. Выполнение индивидуальных творческих заданий;

3.Обмен впечатлениями и обсуждение в группе. Помощь ведущих заключается впрояснений того, что хочет ребенок отразить к творческой работе, одобрении, поощрении его самостоятельных действий.

На первой сессии составляется «банк историй», отра­жающих все основные области жизни детей, выполняют­ся творческие задания (записать или нарисовать свою ис­торию) и проводится беседа по заданию с элементами активного, эмпатического слушания.

Вторая сессия посвящена разыгрыванию и обсужде­нию историй с последующей интерпретацией пережива­ний детей, их записью и рисованием.

На третьей сессии после актуализации кризисных ситу­аций и чувств, которые она вызывает, участники выясня­ют способы, которые они использовали для преодоления неприятных переживаний, а затем проигрывают свои ис­тории с последующим повторным анализом. При этом внимание детей обращается на изменения, которые произошли в их чувствах. Заметки завершаются записью всех известных способов преодоления неприятных переживаний.

При анализе материалов констатирующей части выявле­ны возрастные различия в типах кризисных ситуаций. У вось­милетних детей они связаны со сверстниками — 41%, роди­телями — 25, братьями и сестрами — 15, учителями — 5%. У двенадцатилетних наибольшее количество отрицательных переживаний приходится на отношения с родителями — 30%, темой животных (их потеря, смерть, желание приоб­рести) — 30, учителем — 15%.

Способами преодоления кризисных ситуаций у детей восьми лет являются интрапунитивные реакции, пересиливание себя, задавливание эмоций, пассивно-защитные извинения. У подростков наблюдается ярко выраженная агрессивная, экстрапунитивная тенденция.

В целом преодоление трудных переживаний понимается детьми как внешненаправленное действие, а не действие внутренней психологической работы: совладения с ситу­ацией, а не с эмоциями.

Психокоррекционная часть представляет собой две сес­сии, построенные в форме «Я-сообщений» с использовани­ем элементов психосинтеза и психодрамы. Детям предлага­ется проигрывание их конфликтных ситуаций, в ходе кото­рого с помощью участников группы «оживляются» их чувства.

Анализ кризисной ситуации ребенка

К социальному педагогу обратилась учительница на­чальных классов по поводу своего ученика в связи с его кризисным психическим состоянием: у ребенка горе — смерть матери. Мальчик пережил шок, который выразился взрывом слез, затем уходом в себя, резко снизилась успевае­мость, он стал проявлять неоправданную агрессию к това­рищам, отторгать всякое внимание и любовь окружающих его людей. Положение осложнилось еще и тем, что у маль­чика не было тесного эмоционального контакта с отцом, поэтому они не смогли выразить друг другу свои пережи­вания. Бабушки и другие родственники больше вздыхали и жалели ребенка, не находя нужных слов поддержки.

Хотя период острого переживания горя у детей обычно короче, чем у взрослых, но при столкновении с предме­тами и ситуациями, связанными с матерью, вновь обо­стряют чувства ребенка.

Чтобы не допустить чувство невроза у ребенка, необ­ходима помощь и поддержка всех окружающих в обычной повседневной жизни. Чем скорее он сумеет пережить, «пе­речувствовать» это горе и адаптируется к новой жизнен­ной ситуации, тем лучше. Работа специалиста в первую очередь должна быть направлена в данном случае на отца ребенка, учителя и других людей, с которыми он непос­редственно общается, для создания благоприятных адап­тационных условий выхода мальчика из этого кризиса.

Никому из них не надо пытаться делать вид, что ниче­го не случилось и жизнь идет свои чередом, не следует также изолировать ребенка от решения семейных проблем и жизни класса. Лучше, чтобы он чувствовал себя и в горе частью целого. Но не нужно и взваливать на него в этот период взрослые обязанности, говоря; «Ты уже большой, мужчина, не распускай нюни». Сдерживание слез и дру­гих эмоций для ребенка противоестественно и даже вред­но. Всем взрослым при встрече с ребенком важно учесть и такие возможные чувства у ребенка, как отрицание смер­ти близкого человека, поиски его, отчаяние, гнев, что его покинули. Также нельзя не исключать возможности и необходимости привлечения психиатра, если будут на­блюдаться следующие симптомы:

— длительное неуправляемое поведение;

— острая чувствительность к разлуке;

— полное отсутствие проявления чувств;

— отсроченное переживание горя;

В данном случае, когда потерян эмоционально близкий ребенку человек, необходима очень осторожная и дёликатная работа сотцам, чтобы он взял на себя не только бытовые функции матери, но и эмоциональную заботу о сыне.

Главное здесь ненавязчиво убедить отца в жизненной необходимости доверительных, открытых отношений с сыном, чтобы каждый из них не боялся, а стремился го­ворить о своих чувствах друг другу.

Если при встрече с социальным педагогом мальчику трудно будет сразу говорить о себе, о своих переживани­ях, надо обязательно провести психогимнастику, чтобы создать у ребенка чувство доверия и безопасности к пси­хологу (конструктор, мозаика и др.) Разыграть сказку-драму с помощью куклы, которая осталась в лесу одна, — «давай вместе успокоим ее, приласкаем».

Специалисту надо проявить максимум эмпатии, учас­тия, а не жалости к ребенку. Не следует говорить: «Скоро все пройдет, тебе будет лучше». Гораздо лучше выразить сочувствие: «Ты очень любил маму, и я это понимаю, мне тоже грустно. Она тебя очень любила, и ты никогда ее не забудешь. А давай вспомним, над чем твоя мама любила посмеяться. Это действительно было смешно?» После встречи необходимо продолжить контакт с родителем, учителем, ребенком, возможна и семейная терапия.

1) создавать щадящие условия обучения;

2) выразить неравнодушное отношение к горю ребенка;

3) регулировать его отношения с учениками в классе (гуманность, доброта, терпимость), создать у .ребенка ощущение комфорта и безопасности.

Социальному, педагогу следует помнить о том, что кри­зисные ситуации и кризисы разнообразны как сама жизнь человека. Основные виды кризисов, мимо которы-х он не может пройти, следующие:

—кризисы состояния души;

— кризисы смысла жизни;

Работая с подростками в кризисных ситуациях, можно применять различные техники: ментального переживания, внутреннего диалога, самоосвобождения идр: (П. Теппервайн, 1996). В психологической практике в таких случаях используется кризисная интервенция (Е. Миндельман, 1944;Э. Эриксон, 1950), которая может проводиться в форме кризисной психотерапии, кризисного консультирования и телефона доверия.

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Анализ кризисной ситуации ребенка

Кризис можно определить как:

1. резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние;

2. острое затруднение с чем-либо (преимущественно о предметах, продуктах потребления, тяжелое положение Социальная работа. Учебное пособие. Под ред. Курбатова В.И. Ростов — на — Дону. 2003 с. 447..

В жизни ребенка существуют несколько факторов, которые могут породить кризисную ситуацию: развод родителей, психические отклонения, порождающие проблемы в осуществлении жизнедеятельности, насилие в семье.

Каждая из ситуаций требует помощи извне: со стороны учителей, психологов, социальных работников.

Дети, ставшие жертвами жестокого обращения в семье, особенно нуждаются в своевременной профессиональной помощи.

Не существует готового рецепта для оказания этим детям психологической помощи. Можно говорить лишь об основных принципах работы с детьми, пережившими насилие. Дж. Пирс обобщил эти принципы следующим образом:

1. Вмешательство должно быть всесторонним: социальный работник и психолог должен быть способен работать с широким спектром проблемного поведения. Более того, при работе с детьми, пережившими насилие, психолог и социальный работник может быть вынужден вмешиваться в условия среды и окружения, чтобы предоставить ребенку всеобъемлющую помощь. Ребенка нельзя рассматривать в изоляции от семьи. Нельзя не принимать во внимание социальную ситуацию, в которой в данный момент находится ребенок.

2. Вмешательство должно быть ориентировано на развитие ребенка.

3. Вмешательство должно быть направлено на последствия, проявляющегося в развитии: жестокое обращение может нарушить способность ребенка справляться с этапными задачами развития и затруднить достижение и освоение последующих этапов. Психолог, социальный работник должен уметь оценивать уровень развития ребенка.

4. Вмешательство должно соответствовать этапу развития: во-первых, в зависимости от стадии развития, на которой имело место жестокое обращение, его психологические последствия могут носить разный характер. Во-вторых, известны случаи, когда ребенок, переживший насилие и получивший помощь психолога, испытывал потребность в возобновлении психотерапии в более позднем возрасте.

5. Вмешательство должно учитывать уровень развития: стратегия терапевтического вмешательство должна соответствовать стадии развития ребенка. Например, использование исключительно речевого подхода может быть крайне фрустрирующим для ребенка младшего возраста или ребенка, страдающего задержкой развития. В таком случае игровая терапия может служить хорошим примером похода с учетом развития ребенка. Использование того же метода в работе с подростком может оказаться далеко не столь эффективным Психология социальной работы. Под ред. Гулиной М.А. СПб, 2003 с. 194.

К вышеперечисленным принципам хотелось бы добавить еще один существенный комментарий. Когда в приют или иную социальную службу поступает ребенок, относительно которого известно, что он подвергся насилию, существует большое искушение принять этот опыт за наиболее актуальную проблему, требующую вмешательства, но это не всегда так. Например, для ребенка, поступившего в приют в связи с пережитым насилием, наиболее актуальной может оказаться проблема сепарации (отделения) с семьей, особенно с матерью, или проблема тревоги, вызванной новым окружением. Следовательно, еще одним принципом работы с ребенком, пережившим жестокое обращение, является тщательная оценка его состояния на предмет выявления действительно актуальных проблем, имеющихся у него на данный момент, следование за ребенком, постоянная переоценка его потребностей.

В работе с детьми, пережившими насилие, большую роль играет первая фаза установления доверия, это особенно важно при оказании психологической помощи детям, пережившим сексуальное насилие. Многие дети, поступающие в приюты в связи с пережитым насилием, происходят и так называемых неблагополучных семей, что, возможно, связано с тем, что такие семьи чаще попадают в поле зрения различных правоохранительных и социальных служб, где насилие не является «случайным», единичным эпизодом, но присутствует на протяжении длительного времени как устойчивый тип поведения родителей по отношению к ребенку.

Для других детей непосредственной причиной потери доверия к взрослым может являться отдельный эпизод насилия в семье, так как насилие со стороны близкого человека может подорвать даже сформировавшееся на ранних этапах доверие. Таким образом, фаза установления доверия между клиентом и социальным работником в работе с детьми — жертвами насилия принимает особое значение. Также необходимо помнить, что сложившееся доверие может быть легко нарушено, а значит, от психолога требуется особенная осторожность и постоянное подкрепление установленных отношений.

Распространено мнение, что для того, чтобы быть эффективной, реабилитация, проводимая с детьми, пережившими насилие, должна быть длительной и аналитически ориентированной. Такая форма работы действительно имеет возможность давать наилучшие результаты, но в условиях приюта, школы, больницы проводить такую длительную реабилитацию затруднительно. И, тем не менее, помощь ребенок должен получить. Социальный работник или любой другой специалист, осуществляющий эту помощь, должен сделать все, чтобы обезопасить ребенка, с которым работает. Это относится не только к таким аспектам, как конфиденциальность информации, но и в большой степени к поведению самого социального работника. Это основной принцип. Форма, которую принимает вмешательство, не столь важна. Социальный работник может выбрать ту форму работы, в применении которой он более компетентен, при этом важно, чтобы выбранная форма работы соответствовала потребностям ребенка и условиям, в которых она будет осуществляться (школа, кризисная служба, приют, поликлиника).

Методы работы с детьми в кризисных ситуациях различны. Более подробно они освещены в приложении №1. Следует помнить, что какой бы метод не применялся, главная цель помощи детям — помочь им распознать и адаптивно выразить чувства, связанные с пережитым злоупотреблением и пренебрежением. При этом необходимо помнить, что специалист, работающий с ребенком, может испытывать дискомфорт относительно ведения открытого разговора с ребенком о том насилии, которое он пережил, особенно в случае сексуального насилия. Этот дискомфорт может приводить к тому, что социальный работник удерживает работу на поверхностном уровне, избегает затрагивать тему самого насилия, что особенно легко происходит при использовании невербальных и/ или проективных форм работы. В этом случае рано или поздно начнут наблюдаться следующие негативные явления: социальный работник может начать чувствовать. Что работа не двигается и улучшения состояния у ребенка не наступает. В свою очередь, ребенок укрепляется во мнении, что взрослые не хотят знать о том, что с ним произошло, а, следовательно, не способны ему помочь. Не проговоренная, не проработанная тема насилия остается «висеть в воздухе», постепенно разрушая терапевтические отношения между социальным работников и ребенком.

Другой кризисной ситуацией для ребенка является развод. Очень часто дети нуждаются в помощи больше всего. Развод — ситуация, где решения принимаются взрослыми. И детям очень трудно проникнуть в истинные причины развода, они просто не понимают, почему они вдруг должны жить отдельно от мамы или от мамы.

Задача не только других членов семьи, но и социальных работников состоит в том, чтобы облегчить эту ситуацию для всех ее участников.

Ниже приведены некоторые типичные реакции детей на развод.

— не хотеть расставаться с другим родителем;

— иметь проблемы со сном;

— иметь истерики или вспышки гнева;

— иметь проблемы с приучением к горшку;

— винить себя в разводе родителей (наиболее часто это встречается у детей от 3 до 5 лет).

Дети младшего школьного возраста могут:

— быть в дурном настроении;

— казаться рассеянными или замечтавшимися;

— успевать хуже по школьным предметам;

— иметь вспышки раздражения;

— стать более агрессивными;

— говорить о своей грусти и своем желании, чтобы другой родитель вернулся;

— волноваться, что теперь ему нужно делить себя между родителями.

— иметь эмоциональные проблемы;

— пускаться в рискованное поведение, как, например, сексуальное «экспериментаторство» или употребление наркотиков.

— впасть в депрессию Психология социальной работы. Под ред. Гулиной М.А. СПб, 2003 с. 162. .

Но если родителям кажется, что ребенок переживает эту ситуацию слишком трудно и с ним очень сложно общаться, то им лучше обратиться в социальную службу.

Существует ряд советов, которые социальный работник может дать разводящимся родителям. Подробно они изложены в приложении №2.

Не менее важной проблемой, которая порождает кризис, может быть отставание в школе Там же, с.163.. В этом случае ребенку необходимо оказание помощи со стороны психологов, которые выяснят причину отставания, а также разработают программу реабилитации. Проведя необходимые реабилитационные мероприятия, ребенок сможет догнать своих сверстников в развитии.

Таковы особенности психологической помощи детям в кризисной ситуации. Однако следует учитывать тот факт, что для предотвращения профилактики следует не только оказывать психологическую помощь, но и принимать меры по профилактике дезадаптации. Рассмотрим меры, принимаемые по государством по профилактике дезадаптации детей.

133162 (Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка)

Описание файла

Документ из архива «Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка», который расположен в категории «дипломные работы». Всё это находится в предмете «психология» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «остальное», в предмете «психология» в общих файлах.

Текст из документа «133162»

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема кризисных ситуаций в семье и их влияния на развитие личности ребенка – одна из ключевых в современной семейной психологии и психотерапии. Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.

Семья является центром развития, особенно пока ребенок еще мал. Она оказывает огромное воздействие на то, каким он станет в будущем, на его место в обществе. Однако изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов может повлечь за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создать условия, приводящие возникновению семейных кризисов. Большинство семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, свою феноменологию. Особое внимание среди кризисных ситуаций в семье занимает развод.

Развод — это результат кризисного развития отношений супружеской пары, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ежегодно в России официально расторгаются примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод родителей с каждым годом становится все более вероятным событием в жизни ребенка.

В работе «Положение детей в России» отмечается, что в результате развода не только без одного из родителей остается большое количество детей, передаются в дом ребенка, под опеку и усыновление, но и фиксируется немалое количество асоциальных нарушений: дети убегают из дома, совершают различные преступления. Именно среди этой группы детей наиболее часто устанавливается диагноз больных алкоголизмом, наркоманией, пытающихся покончить жизнь самоубийством.

Изучению психологических последствий развода в жизни семьи посвящено достаточно много исследований, как отечественных, так и зарубежных психологов. В исследованиях зарубежных психологов особое внимание уделялось чувствам, которые испытывает ребенок после развода родителей (ярость, чувство вины, печаль, страх), его последствиям в психическом развитии ребенка, переживаниям события развода (Ю.Валлерштейн, В.Сатир, Г.Т.Хоментаускас). В отечественной психологии основное внимание уделялось особенностям влияния развода на супругов, их поведению в ситуации развода, а также причинам разводов (А.Я.Варга, А.С.Спиваковская, В.А.Сысенко). Однако влиянию развода на психологическое состояние ребенка, на его психическое развитие, на поведение практически не уделялось внимания. Данная тематика освещается лишь в психотерапии, в качестве отдельных случаев, чаще в русле невротических расстройств личности. Хотя большинство практикующих психологов рассматривают развод родителей как главное негативное бытие в жизни ребенка, источник неуверенности, замешательства, болезненных переживаний. В этой связи целью наше исследования является исследование влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.

Предмет исследования: особенности личности ребенка, пережившего ситуацию развода.

Гипотеза исследования: развод, как кризисной ситуации в семье, затрагивает многие стороны личности ребенка, наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются эмоциональная сфера ребенка и такие стержневые образования личности ребенка как представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя.

1. Осуществить теоретический анализ проблемы кризисных ситуаций в психологии и выделить их основные виды.

2. Проанализировать понятие семьи, описать ее основные характеристики. Изучить особенности семейных кризисных ситуаций, описать их феноменология.

4. Рассмотреть развод как результат кризисного развития отношений семейной пары.

5. Проанализировать особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье.

6. Эмпирически исследовать влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.

Методы исследования: основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического анализа как:

1. Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН), которая позволяет сравнить самочувствие, активность, настроение детей из полных и семей, переживших развод.

2. Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина (Шкала самооценки уровня тревожности).

3. Методика исследования самоотношения (МИС), разработанная Р.С.Пантелеевым.

4. Методика «Кинетический рисунок семьи».

Объект исследования: в качестве объекта исследования выступили дети в возрасте 9 – 11 лет в количестве 46 человек: экспериментальная группа 923 человека) – дети из семей, недавно переживших развод, контрольная группа (23 человека) – дети из полных семей.

Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений. Список литературы содержит 66 наименований. Основное содержание работы изложено на 82 страницах, включает 7 рисунков и 6 таблиц.

1. Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка

1.1 Понятие кризисных ситуаций и их виды

Рассматривая понятие кризисных ситуаций, необходимо конкретизировать собственно понятие ситуации. Ситуация (от лат. situation — положение) – совокупность условий и обстоятельств, создающих определенные отношения, обстановку, положение [52, с.217].

В словаре психолога-практика понятие «ситуация» означает систему внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность, где внешнее положение по отношению к субъекту означает: воспринимаемую в пространственном отношении — внеположенность ему; во временном отношении — предшествование действию субъекта; в функциональном отношении — независимость от него соответственных условий в момент действия. В данном источнике к элементам ситуации составитель относит и состояния самого субъекта в предшествующий момент времени, если они обуславливают его последующее поведение; а полное описание ситуации подразумевает выделение требований, предъявленных индивиду извне или выработанных им самим, выступающих для него как исходные [52, с.218].

В словаре иностранных слов понятие ситуация рассматривается как положение, обстановка, совокупность обстоятельств [59, с.201]. У.Томас и Ф.Знанецкий понятие ситуации определяют как набор ценностей и установок, с которыми индивид или группа имеют дело в процессе активности и в соответствие с которыми эта активность планируется и ее результаты оцениваются. Причем, по их мнению, каждая конкретная активность представляет собой решение ситуации. Авторы выделяют три типа данных, которые содержит ситуация:

1. Объективные условия, в которых действуют индивид или общество. Эти условия представляют собой совокупность ценностей — экономических, социальных, религиозных, интеллектуальных и других, — которые в данный момент прямо или косвенно влияют на состояние познания индивида или группы.

2. Существующие у индивида или группы установки, которые в данный момент оказывают реальное влияние на поведение.

3. Определение ситуации, представляющее собой более или менее ясную концепцию условий и осознание установок [59, с.129].

Курт Левин считает, что понятие «ситуация» обычно используется для обозначения среды [59, с.215].

Ситуация должна рассматриваться, как предполагает Б.Ф. Ломов, соотносительно со свойствами и особенностями того, кто в этой ситуации действует, и с самой его деятельностью. Б.Ф. Ломов утверждает, что ситуация, в которой осуществляется поведение, не сохраняется в неизменном виде, а, напротив, изменяется под влиянием поведения (деятельности), благодаря чему возникают новые воздействия на субъекта [цит. по 54, с.96]. По мнению Г.М.Андреевой, каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено [4, с.246].

На протяжении всего жизненного пути человеку свойственно пребывать в определенной жизненной ситуации, решать соответствующие проблемы. Весьма активно в психологических работах, по мнению А.В.Филиппова и С.В.Ковалева, используется понятие «проблемная ситуация», в которой подчеркивается момент определенной новизны для субъекта некоторых аспектов бытия внешних условий, обстоятельств, которые должен открыть для себя человек [59, с.212] или «кризисная ситуация».

Кризис – это происшествие, которое причиняет вред человеческой жизни, окружающей среде, существованию организации, изделия или услуги [38, с. 26]. В народе, пишет А.А.Осипова, кризисом считается негативная информация о каком-либо событии, конфликте, положении, несчастном случае и т.п.

В.Г.Ромек с соавторами определяют кризисную ситуацию как ситуацию эмоционального и интеллектуального стресса, требующую значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени [47, с.116]. По мнению авторов, человек, находящийся в кризисной ситуации, не может оставаться прежним. Ему не удастся осмыслить свой психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями и использовать привычные модели решения проблем. Кризисные ситуации следует воспринимать как предупреждение о том, что нужно что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее.

В современно литературе выделяют следующие типы кризисов [38, с.95]:

♦ Внезапные кризисы, когда нет времени для подготовки и планирования. Сюда подпадает крушение самолета, землетрясение, пожар, гибель человека и т.п.

♦ Возникающий кризис – он дает время для исследования и планирования, где задачей становиться проведение коррекции, до того, как кризис перейдет в критическую фазу.

♦ Постоянные кризисы, которые могут длиться месяцами или годами, несмотря на усилия по их приостановке.

Надо отметить, что теория кризисов появилась на психологическом горизонте сравнительно недавно. Ее начало принято вести от замечательной статьи Э. Линдеманна, посвященной анализу острого горя [45, с.9]. Среди идейных истоков теории кризисов называют также психоанализ (и в первую очередь такие его понятия, как психическое равновесие и психологическая защита), некоторые идеи К.Роджерса и теорию ролей. Отличительные черты теории кризисов, согласно Дж. Якобсону, состоят в следующем:

— она относится главным образом к индивиду, хотя некоторые ее понятия используются применительно к семье, малым и большим группам;

— теория кризисов подчеркивает не только возможные патологические следствия кризиса, но и возможности роста и развития личности [26, с.89].

Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие как: смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса и т.д.

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса [26, с.102]:

1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;

2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;

3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности.

Автор считает, что кризис может кончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Ф.Е.Василюк выделяет два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации внутренней необходимости жизни. Кризис первого рода, считает автор, может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел и удостоверившим свою самотождественность. Ситуация второго рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания этой невозможности — метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа-Я [11, с.31].

Кризисные ситуации выбивают человека из привычной жизненной колеи. С одной стороны для него — это стресс и нестабильность, с другой стороны человеку дается возможность посмотреть на свою жизнь на данном отрезке времени как бы со стороны, то есть привычная жизнь представляется перед ним под иным углом зрения и происходит оценка сложившихся обстоятельств.

В.Г.Ромек и В.А.Конторович называют основные направления, которые человек использует для выхода из кризиса:

I. Человек не намерен мириться со сложившейся ситуацией и тогда наблюдается:

1) разрушение — неудовлетворённость, подталкивает человека избегать кризисной ситуации, через разрушение сложившихся условий. Человек полагается на то, что, поменяв жизненные обстоятельства, он тем самым выйдет из кризиса и перед ним откроются новые возможности, которые в дальнейшем дадут ему желаемое удовлетворение.

2) завершение — понимание, что кризисная ситуация указывает на то, что привычная и устоявшаяся жизненная обстановка исчерпала себя, происходит окончание одного из жизненных этапов, и не следует зацикливаться на достигнутом, а необходимо подвести итоги, что-то довести или доделать до конца, прежде чем перейти к началу нового этапа.

По мнению авторов, оба варианта имеют одно направление — поиск новых возможностей, но причины, побуждающие к действию различны.

II. Человек через размышление рассматривает создавшуюся кризисную ситуацию, где преобладает желание сохранить имеющееся жизненные обстоятельства, и тогда наблюдается:

1) сохранение — человек делает для себя какие-то выводы, которые помогают ему принять данную жизненную ситуацию и найти приемлемые варианты выхода из кризиса для поддержания и дальнейшего развития имеющегося.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close
Adblock
detector